Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом курсовая
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ | Поиск учебного материала на сайте | Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного. |
| |||||||||||||
Источник
Понятие аутизма как расстройства психического развития ребенка. Состояние проблемы изучения аутизма в современной психолого-педагогической литературе. Разновидности заболевания, его симптомы. Причины возникновения, особенности речевой сферы и восприятия.
Психолого-педагогические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией. Систематическое развитие тонкой моторики пальцев рук для успешного преодоления речевых нарушений.
курсовая работа, добавлен 23.07.2015
Период поступления ребенка в школу, формирование активной педагогической позиции родителей. Компоненты социальной адаптации семьи: материальное положение и психологический климат. Педагогическое просвещение и психолого-педагогическая культура родителей.
курсовая работа, добавлен 09.09.2011
Огромное влияние технических, театральных и спортивно-моторных игрушек на психику ребенка. Формирование полоролевого поведения у ребенка. Развитие пространственных ориентировок, свойств внимания, мышления, волевых качеств у детей дошкольного возраста.
презентация, добавлен 15.04.2016
Понятие “норма”и “патология” в психолого-педагогической литературе. Виды нормы, развитие в нормы и дизонтогенезе. Соотношение нормативного и отклоняющегося развития. Специфика и структура отклоняющегося развития при тотальном и частичном дефекте.
курсовая работа, добавлен 08.08.2010
Состояние проблемы развития математического творчества в психолого-педагогической литературе. Креативность как процесс дивергентного мышления. Экспериментальное изучение методов, форм, путей развития математического творчества. Пример творческой личности.
курсовая работа, добавлен 27.01.2013
Понятие внимания, его виды и критерии. Особенности развития данного психического процесса у ребенка с первых дней жизни. Исследование уровня устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста с помощью групповой методики “Корректурная проба”.
курсовая работа, добавлен 17.05.2014
Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Воспитание как условие психического развития дошкольников. Графические диктанты для диагностики развития восприятия. Упражнения и задания для диагностики развития памяти.
курсовая работа, добавлен 18.12.2015
Теоретические аспекты изучения особенностей развития мышления. Психологические характеристики и современное состояние проблемы мышления. Роль старшего дошкольного возраста в психическом развитии ребенка, формирование новых психологических механизмов.
курсовая работа, добавлен 01.08.2010
Анализ возникновения и особенности проявления агрессивного поведения, специфика подростковой агрессивности. Особенности психического развития подростков, пребывающих в доме ребенка. Анализ агрессивного поведения и структуры жизнестойкости подростков.
дипломная работа, добавлен 20.05.2013
Особенности формирования игровой деятельности у ребенка дошкольного возраста. Исследование причин возникновения детских конфликтов, методы их предотвращения и разрешения. Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками в игре.
курсовая работа, добавлен 04.05.2011
Источник
Èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè ëè÷íîñòè äåòåé ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì. Îñîáåííîñòè âîñïðèÿòèÿ, ðàçâèòèÿ ðå÷è, ìûøëåíèÿ äåòåé ñ ïàòîëîãèåé. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ äàííîãî íàðóøåíèÿ. Ìåõàíèçìû ïîÿâëåíèÿ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè äåòåé ñ àóòèçìîì.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðåôåðàò
Ïî êóðñó: Ñïåöèàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ
Òåìà: Îñîáåííîñòè äåòåé ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì (ÐÄÀ)
Âûïîëíèëà: Ïîìîðöåâà Ìàðèÿ
Ñïåöèàëüíîñòü: 5Â010500 – Äåôåêòîëîãèÿ
1 êóðñ 2-õ ëåòíèå îáðàçîâàíèå
Ïðîâåðèëà: ê. ïñèõ-õ. íàóê äîöåíò
Ìàêèíà Ë.Ê.
Ââåäåíèå
Ðàííèé äåòñêèé àóòèçì âûäåëåí è èçó÷àåòñÿ ñïåöèàëèñòàìè ðàçëè÷íûõ îáëàñòåé âî âñåì ìèðå íà ïðîòÿæåíèè áîëåå ïîëóâåêà. Íåñìîòðÿ íà áîëüøèå ðàñõîæäåíèÿ âî âçãëÿäàõ íà ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ äàííîãî íàðóøåíèÿ, ìåõàíèçìû ïîÿâëåíèÿ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè äåòåé ñ àóòèçìîì, ïóòè è ñïîñîáû èõ ëå÷åíèÿ è ðåàáèëèòàöèè, ÿñíî îäíî: â ïðàêòèêå ñïåöèàëèñòà, ïîäîøåäøåãî ê ïðîáëåìàì êîíêðåòíîãî ðåáåíêà ñ ó÷åòîì åãî èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé, ïîëîæèòåëüíûé ðåçóëüòàò â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ áîëåå âåðîÿòåí. Íåîáõîäèìîñòü ñèñòåìíîãî ïîäõîäà ê ëå÷åíèþ è îáó÷åíèþ òàêèõ äåòåé äîêàçàíà áåñ÷èñëåííûìè èññëåäîâàíèÿìè â ýòîé îáëàñòè, à òàêæå íåïîñðåäñòâåííîé ïðàêòèêîé çàðóáåæíûõ è îòå÷åñòâåííûõ ïñèõèàòðîâ, äåôåêòîëîãîâ, ïåäàãîãîâ, ïñèõîëîãîâ.
 öåëîì äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðè ÐÄÀ ñâîéñòâåííà íåðàâíîìåðíîñòü. Òàê, ïîâûøåííûå ñïîñîáíîñòè â îòäåëüíûõ îãðàíè÷åííûõ îáëàñòÿõ, òàêèõ, êàê ìóçûêà, ìàòåìàòèêà, æèâîïèñü, ìîãóò ñî÷åòàòüñÿ ñ ãëóáîêèì íàðóøåíèåì îáû÷íûõ æèçíåííûõ óìåíèé è íàâûêîâ. Îäíèì èç ãëàâíûõ ïàòîãåííûõ ôàêòîðîâ, îáóñëîâëèâàþùèõ ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ïî àóòèñòè÷åñêîìó òèïó, ÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèå îáùåãî æèçíåííîãî òîíóñà. Ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ ïðåæäå âñåãî â ñèòóàöèÿõ, òðåáóþùèõ àêòèâíîãî, èçáèðàòåëüíîãî ïîâåäåíèÿ.
1. Èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè äåòåé ñ ÐÄÀ
Óæå â ãðóäíîì âîçðàñòå îòìå÷àåòñÿ ïàòîëîãèÿ âåãåòàòèâíûõ ôóíêöèé è ðÿäà äðóãèõ âèòàëüíûõ àäàïòèâíûõ ìåõàíèçìîâ: íàðóøåíèÿ ìûøå÷íîãî òîíóñà; ðàññòðîéñòâà ñíà, àïïåòèòà; îòñóòñòâèå ðåàêöèè íà ôèçè÷åñêèé äèñêîìôîðò. Î÷åíü òèïè÷íà ñëàáîñòü àôôåêòèâíîé ðåàêöèè íà ÷åëîâåêà, â òîì ÷èñëå ìàòü: îòñóòñòâèå ïîçû ãîòîâíîñòè ïðè âçÿòèè íà ðóêè (ðèãèäíîñòü èëè ïàññèâíîñòü), îòñóòñòâèå çðèòåëüíîãî êîíòàêòà; â äðóãèõ ñëó÷àÿõ, íàîáîðîò, òèïè÷åí àôôåêòèâíûé ñèìáèîç ñ ìàòåðüþ.
Íåâîçìîæíîñòü ïðèâëå÷ü ïðîèçâîëüíîå âíèìàíèå ðåáåíêà äèññîíèðóåò ñ åãî ïîâûøåííîé ðåàêòèâíîñòüþ ê ðàçäðàæèòåëÿì, íå îáðàùåííûì ê íåìó, áîëüøîé ïóãëèâîñòüþ è òîðìîçèìîñòüþ. Îïèñûâàåòñÿ ðàííèé äèçîíòîãåíåç äâèãàòåëüíîé ñôåðû: íåóâåðåííîñòü õîäüáû, åå ëåãêèé ðåãðåññ ïðè ïåðâîé íåóäà÷å, ñëàáàÿ äèôôåðåíöèðîâàííîñòü òîíêîé ìîòîðèêè, ïëîõîå îâëàäåíèå íàâûêàìè ñàìîîáñëóæèâàíèÿ.
Íà âòîðîì ãîäó æèçíè îáðàùàþò íà ñåáÿ âíèìàíèå îñîáåííîñòè ðå÷è: ñëàáîñòü àðòèêóëÿöèè, ñêëîííîñòü ê âåðáàëüíûì ñòåðåîòèïèÿì, ýãîöåíòðè÷íîñòü, îòñóòñòâèå ñâÿçè ñ îêðóæàþùèì, íåðåäêî ìóòèçì. Èãðà õàðàêòåðèçóåòñÿ îäíîîáðàçèåì ìàíèïóëÿöèé ñ îáúåêòàìè.
 áîëüøèíñòâå êëèíè÷åñêèõ îïèñàíèé ïîä÷åðêèâàþòñÿ ïðèçíàêè ñíèæåíèÿ ýíåðãåòè÷åñêîãî ïîòåíöèàëà: âÿëîñòü, áåçûíèöèàòèâíîñòü, îòñóòñòâèå ëþáîçíàòåëüíîñòè, ñòðåìëåíèÿ ê îáñëåäîâàíèþ îêðóæàþùåãî íàðÿäó ñî ñêëîííîñòüþ ê èìïóëüñèâíûì àôôåêòèâíûì, è äâèãàòåëüíûì ðàçðÿäàì.
2. Îñîáåííîñòè âíèìàíèÿ ó äåòåé ñ ÐÄÀ
 öåëîì äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðè ÐÄÀ ñâîéñòâåííà íåðàâíîìåðíîñòü. Òàê, ïîâûøåííûå ñïîñîáíîñòè â îòäåëüíûõ îãðàíè÷åííûõ îáëàñòÿõ, òàêèõ, êàê ìóçûêà, ìàòåìàòèêà, æèâîïèñü, ìîãóò ñî÷åòàòüñÿ ñ ãëóáîêèì íàðóøåíèåì îáû÷íûõ æèçíåííûõ óìåíèé è íàâûêîâ. Îäíèì èç ãëàâíûõ ïàòîãåííûõ ôàêòîðîâ, îáóñëîâëèâàþùèõ ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ïî àóòèñòè÷åñêîìó òèïó, ÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèå îáùåãî æèçíåííîãî òîíóñà. Ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ ïðåæäå âñåãî â ñèòóàöèÿõ, òðåáóþùèõ àêòèâíîãî, èçáèðàòåëüíîãî ïîâåäåíèÿ.
Íåäîñòàòî÷íîñòü îáùåãî, è â òîì ÷èñëå ïñèõè÷åñêîãî, òîíóñà, ñî÷åòàþùàÿñÿ ñ ïîâûøåííîé ñåíñîðíîé è ýìîöèîíàëüíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ, îáóñëîâëèâàåò êðàéíå íèçêèé óðîâåíü àêòèâíîãî âíèìàíèÿ. Ñ ñàìîãî ðàííåãî âîçðàñòà îòìå÷àåòñÿ íåãàòèâíàÿ ðåàêöèÿ èëè âîîáùå îòñóòñòâèå êàêîé-ëèáî ðåàêöèè ïðè ïîïûòêàõ ïðèâëå÷åíèÿ âíèìàíèÿ ðåáåíêà ê ïðåäìåòàì îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè. Ó äåòåé, ñòðàäàþùèõ ÐÄÀ, íàáëþäàþòñÿ ãðóáûå íàðóøåíèÿ öåëåíàïðàâëåííîñòè è ïðîèçâîëüíîñòè âíèìàíèÿ, ÷òî ïðåïÿòñòâóåò íîðìàëüíîìó ôîðìèðîâàíèþ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé. Îäíàêî îòäåëüíûå ÿðêèå çðèòåëüíûå èëè ñëóõîâûå âïå÷àòëåíèÿ, èäóùèå îò ïðåäìåòîâ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè, ìîãóò áóêâàëüíî çàâîðàæèâàòü äåòåé, ÷òî ìîæíî èñïîëüçîâàòü äëÿ êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ ðåáåíêà. Ýòî ìîæåò áûòü êàêîé-ëèáî çâóê èëè ìåëîäèÿ, áëåñòÿùèé ïðåä-ìåò è ò.ï.
Õàðàêòåðíîé ÷åðòîé ÿâëÿåòñÿ ñèëüíåéøàÿ ïñèõè÷åñêàÿ ïðåñûùàåìîñòü. Âíèìàíèå ðåáåíêà ñ ÐÄÀ óñòîé÷èâî â òå÷åíèå áóêâàëüíî íåñêîëüêèõ ìèíóò, à èíîãäà è ñåêóíä.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ïðåñûùåíèå ìîæåò áûòü íàñòîëüêî ñèëüíûì, ÷òî ðåáåíîê íå ïðîñòî âûêëþ÷àåòñÿ èç ñèòóàöèè, à ïðîÿâëÿåò âûðàæåííóþ àãðåññèþ è ïûòàåòñÿ óíè÷òîæèòü òî, ÷åì îí òîëüêî ÷òî ñ óäîâîëüñòâèåì çàíèìàëñÿ.
Äëÿ äåòåé ñ ÐÄÀ õàðàêòåðíî ñâîåîáðàçèå â ðåàãèðîâàíèè íà ñåíñîðíûå ðàçäðàæèòåëè. Ýòî âûðàæàåòñÿ â ïîâûøåííîé ñåíñîðíîé ðàíèìîñòè, è â òî æå âðåìÿ, êàê ñëåäñòâèå ïîâûøåííîé ðàíèìîñòè, äëÿ íèõ õàðàêòåðíî èãíîðèðîâàíèå âîçäåéñòâèé, à òàêæå çíà÷èòåëüíîå ðàñõîæäåíèå â õàðàêòåðå ðåàêöèé, âûçûâàåìûõ ñîöèàëüíûìè è ôèçè÷åñêèìè ñòèìóëàìè.
Åñëè â íîðìå ÷åëîâå÷åñêîå ëèöî ÿâëÿåòñÿ ñàìûì ñèëüíûì è ïðèâëåêàòåëüíûì ðàçäðàæèòåëåì, òî äåòè ñ ÐÄÀ îòäàþò ïðåäïî÷òåíèå ðàçíîîáðàçíûì ïðåäìåòàì, ëèöî æå ÷åëîâåêà ïðàêòè÷åñêè ìãíîâåííî âûçûâàåò ïðåñûùåíèå è æåëàíèå óéòè îò êîíòàêòà.
3. Îñîáåííîñòè ïàìÿòè ó äåòåé ñ ÐÄÀ
Ñ ñàìîãî ðàííåãî âîçðàñòà ó äåòåé ñ ÐÄÀ îòìå÷àåòñÿ õîðîøàÿ ìåõàíè÷åñêàÿ ïàìÿòü, ÷òî ñîçäàåò óñëîâèÿ äëÿ ñîõðàíåíèÿ ñëåäîâ ýìîöèîíàëüíûõ ïåðåæèâàíèé. Èìåííî ýìîöèîíàëüíàÿ ïàìÿòü ñòåðåîòèïèçèðóåò âîñïðèÿòèå îêðóæàþùåãî: èíôîðìàöèÿ âõîäèò â ñîçíàíèå äåòåé öåëûìè áëîêàìè, õðàíèòñÿ, íå ïåðåðàáàòûâàÿñü, è ïðèìåíÿåòñÿ øàáëîííî, â òîì êîíòåêñòå, â êîòîðîì áûëà âîñïðèíÿòà. Äåòè ìîãóò ñíîâà è ñíîâà ïîâòîðÿòü îäíè è òå æå çâóêè, ñëîâà èëè áåç êîíöà çàäàâàòü îäèí è òîò æå âîïðîñ. Îíè ëåãêî çàïîìèíàþò ñòèõè, ïðè ýòîì ñòðîãî ñëåäÿò çà òåì, ÷òîáû ÷èòàþùèé ñòèõîòâîðåíèå íå ïðîïóñòèë íè îäíîãî ñëîâà èëè ñòðî÷êè.  ðèòì ñòèõà äåòè ìîãóò íà÷àòü ðàñêà÷èâàòüñÿ èëè ñî÷èíÿòü ñîáñòâåííûé òåêñò. Äåòè äàííîé êàòåãîðèè õîðîøî çàïîìèíàþò, à çàòåì îäíîîáðàçíî ïîâòîðÿþò ðàçëè÷íûå äâèæåíèÿ, èãðîâûå äåéñòâèÿ, çâóêè, öåëûå ðàññêàçû, ñòðåìÿòñÿ ê ïîëó÷åíèþ ïðèâû÷íûõ îùóùåíèé, ïîñòóïàþùèõ ÷åðåç âñå ñåíñîðíûå êàíàëû: çðåíèå, ñëóõ, âêóñ, îáîíÿíèå, êîæó.
4. Îñîáåííîñòè âîîáðàæåíèå ó äåòåé ñ ÐÄÀ
 ñîäåðæàíèè àóòèñòè÷åñêíõ ôàíòàçèé ïåðåïëåòàþòñÿ ñëó÷àéíî óñëûøàííûå ðåáåíêîì ñêàçêè, èñòîðèè, êèíîôèëüìû è ðàäèîïåðåäà÷è, âûìûøëåííûå è ðåàëüíûå ñîáûòèÿ. Ïàòîëîãè÷åñêèå ôàíòàçèè äåòåé îòëè÷àþòñÿ ïîâûøåííîé ÿðêîñòüþ è îáðàçíîñòüþ. Íåðåäêî ñîäåðæàíèå ôàíòàçèé ìîæåò íîñèòü àãðåññèâíûé îòòåíîê. Äåòè ìîãóò ÷àñàìè, åæåäíåâíî, â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ, à èíîãäà è íåñêîëüêèõ ëåò, ðàññêàçûâàòü èñòîðèè î ìåðòâåöàõ, ñêåëåòàõ, óáèéñòâàõ, ïîäæîãàõ, íàçûâàþò ñåáÿ “áàíäèòîì”, ïðèïèñûâàþò ñåáå ðàçëè÷íûå ïîðîêè.
Ïàòîëîãè÷åñêîå ôàíòàçèðîâàíèå ñëóæèò õîðîøåé îñíîâîé äëÿ ïîÿâëåíèÿ è çàêðåïëåíèÿ ðàçëè÷íûõ íåàäåêâàòíûõ ñòðàõîâ. Ýòî ìîãóò áûòü, íàïðèìåð, ñòðàõè ìåõîâûõ øàïî÷åê, òåõ èëè èíûõ ïðåäìåòîâ è èãðóøåê, ëåñòíèö, óâÿäøèõ öâåòîâ, íåçíàêîìûõ ëþäåé. Ìíîãèå äåòè áîÿòñÿ õîäèòü ïî óëèöàì, îïàñàÿñü, íàïðèìåð, ÷òî íà íèõ íàåäåò ìàøèíà, îíè èñïûòûâàþò íåïðèÿçíåííîå ÷óâñòâî, åñëè èì ñëó÷àåòñÿ èñïà÷êàòü ðóêè, ðàçäðàæàþòñÿ, åñëè íà èõ îäåæäó ïîïàäàåò âîäà. Ó íèõ ïðîÿâëÿþòñÿ áîëåå âûðàæåííûå, ÷åì â íîðìå, ñòðàõè òåìíîòû, áîÿçíü îñòàòüñÿ îäíèì â êâàðòèðå.
Íåêîòîðûå äåòè èçëèøíå ñåíòèìåíòàëüíû, ÷àñòî ïëà÷óò ïðè ïðîñìîòðå íåêîòîðûõ ìóëüòôèëüìîâ.
5. Îñîáåííîñòè ìûøëåíèÿ ó äåòåé ñ ÐÄÀ
Êàê îòìå÷àþò Î.Ñ. Íèêîëüñêàÿ, Å. Ð.Áàåíñêàÿ, Ì. Ì.Ëèáëèí), íå ñëåäóåò âåñòè ðå÷ü îá îòñóòñòâèè ïðè ÐÄÀ îòäåëüíûõ ñïîñîáíîñòåé, íàïðèìåð ñïîñîáíîñòè ê îáîáùåíèþ, ê ïëàíèðîâàíèþ
Óðîâåíü èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ñâÿçàí ïðåæäå âñåãî ñî ñâîåîáðàçèåì àôôåêòèâíîé ñôåðû. Îíè îðèåíòèðóþòñÿ íà ïåðöåïòèâíî ÿðêèå, à íå íà ôóíêöèîíàëüíûå ïðèçíàêè ïðåäìåòîâ. Ýìîöèîíàëüíûé êîìïîíåíò âîñïðèÿòèÿ ñîõðàíÿåò ñâîå âåëÿùåå çíà÷åíèå ïðè ÐÄÀ äàæå íà ïðîòÿæåíèè øêîëüíîãî âîçðàñòà.  èòîãå óñâàèâàåòñÿ ëèøü ÷àñòü ïðèçíàêîâ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè, ñëàáî ðàçâèâàþòñÿ ïðåäìåòíûå äåéñòâèÿ.
Ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ ó òàêèõ äåòåé ñâÿçàíî ñ ïðåîäîëåíèåì îãðîìíûõ òðóäíîñòåé ïðîèçâîëüíîãî îáó÷åíèÿ, öåëåíàïðàâëåííîãî ðàçðåøåíèÿ ðåàëüíî âîçíèêàþùèõ çàäà÷. Ìíîãèå ñïåöèàëèñòû óêàçûâàþò íà ñëîæíîñòè â ñèìâîëèçàöèè, ïåðåíîñå íàâûêîâ èç îäíîé ñèòóàöèè â äðóãóþ. Òàêîìó ðåáåíêó òðóäíî ïîíÿòü ðàçâèòèå ñèòóàöèè âî âðåìåíè, óñòàíîâèòü ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûå çàâèñèìîñòè. Ýòî î÷åíü ÿðêî ïðîÿâëÿåòñÿ â ïåðåñêàçå ó÷åáíîãî ìàòåðèàëà, ïðè âûïîëíåíèè çàäàíèé, ñâÿçàííûõ ñ ñþæåòíûìè êàðòèíêàìè.  ðàìêàõ ñòåðåîòèïíîé ñèòóàöèè ìíîãèå àóòè÷íûå äåòè ìîãóò îáîáùàòü, èñïîëüçîâàòü èãðîâûå ñèìâîëû, âûñòðàèâàòü ïðîãðàììó äåéñòâèé.
Îäíàêî îíè íå â ñîñòîÿíèè àêòèâíî ïåðåðàáàòûâàòü èíôîðìàöèþ, àêòèâíî èñïîëüçîâàòü ñâîè âîçìîæíîñòè, ñ òåì ÷òîáû ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ ê ìåíÿþùèìñÿ îêðóæåíèþ, ñðåäå, îáñòàíîâêå.
 òî æå âðåìÿ èíòåëëåêòóàëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü íå ÿâëÿåòñÿ îáÿçàòåëüíîé äëÿ ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà. Äåòè ìîãóò ïðîÿâëÿòü îäàðåííîñòü â îòäåëüíûõ îáëàñòÿõ, õîòÿ àóòèñòè÷åñêàÿ íàïðàâëåííîñòü ìûøëåíèÿ ñîõðàíÿåòñÿ.
Ïðè âûïîëíåíèè èíòåëëåêòóàëüíûõ òåñòîâ, òàêèõ, êàê òåñò Âåêñëåðà, íàáëþäàåòñÿ âûðàæåííàÿ äèñïðîïîðöèÿ ìåæäó óðîâíåì âåðáàëüíîãî è íåâåðáàëüíîãî èíòåëëåêòà â ïîëüçó ïîñëåäíåãî. Îäíàêî íèçêèå óðîâíè âûïîëíåíèÿ çàäàíèé, ñâÿçàííûõ ñ ðå÷åâûì îïîñðåäîâàíèåì, â áîëüøèíñòâå ñâîåì ãîâîðÿò î íåæåëàíèè ðåáåíêà èñïîëüçîâàòü ðå÷åâîå âçàèìîäåéñòâèå, à íå î äåéñòâèòåëüíî íèçêîì óðîâíå ðàçâèòèÿ âåðáàëüíîãî èíòåëëåêòà.
6. Îñîáåííîñòè ðå÷è ó äåòåé ñ ÐÄÀ
Ó äåòåé ñ ÐÄÀ îòìå÷àåòñÿ ñâîåîáðàçíîå îòíîøåíèå ê ðå÷åâîé äåéñòâèòåëüíîñòè è îäíîâðåìåííî – ñâîåîáðàçèå â ñòàíîâëåíèå ýêñïðåññèâíîé ñòîðîíû ðå÷è. Ïðè âîñïðèÿòèè ðå÷è çàìåòíî ñíèæåííàÿ (èëè ïîëíîñòüþ îòñóòñòâóþùàÿ) ðåàêöèÿ íà ãîâîðÿùåãî. “Èãíîðèðóÿ” ïðîñòûå, îáðàùåííûå ê íåìó èíñòðóêöèè, ðåáåíîê ìîæåò âìåøèâàòüñÿ â íå îáðàùåííûé ê íåìó ðàçãîâîð. Ëó÷øå ðåáåíîê ðåàãèðóåò íà òèõóþ øåïîòíóþ ðå÷ü.
Ïåðâûå àêòèâíûå ðå÷åâûå ðåàêöèè, ïðîÿâëÿþùèåñÿ ó íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ äåòåé â âèäå ãóëÿíèÿ, ó äåòåé ñ ÐÄÀ ìîãóò çàïàçäûâàòü, îòñóòñòâîâàòü èëè áûòü îáåäíåííûìè, ëèøåííûìè èíòîíèðîâàíèÿ. Òî æå ñàìîå îòíîñèòñÿ è ê ëåïåòó.
Ïåðâûå ñëîâà ó äåòåé ïîÿâëÿþòñÿ îáû÷íî ðàíî.  63% íàáëþäåíèé ýòî îáû÷íûå ñëîâà: “ìàìà”, “ïàïà”, “äåäà”, íî â 51% ñëó÷àåâ îíè èñïîëüçîâàëèñü áåç ñîîòíåñåíèÿ ñî âçðîñëûì. Ó áîëüøèíñòâà ñ äâóõ ëåò ïîÿâëÿåòñÿ ôðàçîâàÿ ðå÷ü, êàê ïðàâèëî, ñ ÷èñòûì ïðîèçíîøåíèåì. Íî äåòè ïðàêòè÷åñêè íå ïîëüçóþòñÿ åþ äëÿ êîíòàêòîâ ñ ëþäüìè. Îíè ðåäêî çàäàþò âîïðîñû; åñëè òàêîâûå ïîÿâëÿþòñÿ, òî íîñÿò ïîâòîðÿþùèéñÿ õàðàêòåð. Ïðè ýòîì íàåäèíå ñ ñîáîé äåòè îáíàðóæèâàþò áîãàòóþ ðå÷åâóþ ïðîäóêöèþ: ÷òî-òî ðàññêàçûâàþò, ÷èòàþò ñòèõè, íàïåâàþò ïåñåíêè. Íåêîòîðûå äåìîíñòðèðóþò âûðàæåííóþ ìíîãîðå÷èâîñòü, íî, íåñìîòðÿ íà ýòî, ïîëó÷èòü îòâåò íà êîíêðåòíûé âîïðîñ îò òàêèõ äåòåé î÷åíü ñëîæíî, èõ ðå÷ü íå ñî÷åòàåòñÿ ñ ñèòóàöèåé è íèêîìó íå àäðåñîâàíà. Äåòè íàèáîëåå òÿæåëîé, 1-é ãðóïïû, ïî êëàññèôèêàöèè Ê.Ñ. Ëåáåäèíñêîé è Î.Ñ. Íèêîëüñêîé, ìîãóò òàê è íå îâëàäåòü ðàçãîâîðíûì ÿçûêîì. Äëÿ äåòåé 2-1 ãðóïïû õàðàêòåðíû “òåëåãðàôíûå” ðå÷åâûå øòàìïû, ýõîëàëèè îòñóòñòâèå ìåñòîèìåíèÿ “ÿ” (íàçûâàíèå ñàìîãî ñåáÿ ïî èìåíè èëè â òðåòüåì ëèöå – “îí”, “îíà”).
7. Îùóùåíèå è âîñïðèÿòèå ó äåòåé ñ ÐÄÀ
ïñèõîëîãè÷åñêèé äåòñêèé àóòèçì ìûøëåíèå
Îñîáåííîñòè âîñïðèÿòèÿ íàáëþäàþòñÿ ó 71% äåòåé, äèàãíîñòèðîâàííûõ êàê èìåþùèõ ÐÄÀ (ïî äàííûì Ê.Ñ.Ëåáåäèíñêîé, 1992). Ê ïåðâûì ïðèçíàêàì “íåîáû÷íîñòè” ïîâåäåíèÿ äåòåé ñ ÐÄÀ, êîòîðûå çàìå÷àþòñÿ ðîäèòåëÿìè, îòíîñÿòñÿ ïàðàäîêñàëüíûå ðåàêöèè íà ñåíñîðíûå ñòèìóëû, ïðîÿâëÿþùèåñÿ óæå íà ïåðâîì ãîäó æèçíè.  ðåàêöèÿõ íà ïðåäìåòû îáíàðóæèâàåòñÿ áîëüøàÿ ïîëÿðíîñòü. Ó ÷àñòè äåòåé ðåàêöèÿ íà “íîâèçíó”, íàïðèìåð èçìåíåíèå îñâåùåíèÿ, íåîáû÷àéíî ñèëüíàÿ. Îíà âûðàæàåòñÿ â ÷ðåçâû÷àéíî ðåçêîé ôîðìå è ïðîäîëæàåòñÿ äëèòåëüíîå âðåìÿ ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ äåéñòâèÿ ðàçäðàæèòåëÿ.
Ìíîãèå äåòè, íàîáîðîò, ÿðêèìè ïðåäìåòàìè çàèíòåðåñîâûâàëèñü ñëàáî, ó íèõ òàêæå íå îòìå÷àëîñü ðåàêöèè èñïóãà èëè ïëà÷à íà âíåçàïíûå è ñèëüíûå çâóêîâûå ðàçäðàæèòåëè, è âìåñòå ñ òåì ó íèõ îòìå÷àëè ïîâûøåííóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ñëàáûì ðàçäðàæèòåëÿì: äåòè ïðîñûïàëèñü îò åäâà ñëûøíîãî øóðøàíèÿ, ëåãêî âîçíèêàëè ðåàêöèè èñïóãà, ñòðàõà íà èíäèôôåðåíòíûå è ïðèâû÷íûå ðàçäðàæèòåëè, íàïðèìåð ðàáîòàþùèå â äîìå áûòîâûå ïðèáîðû.
 âîñïðèÿòèè ðåáåíêà ñ ÐÄÀ îòìå÷àåòñÿ òàêæå íàðóøåíèå îðèåíòèðîâêè â ïðîñòðàíñòâå, èñêàæåíèå öåëîñòíîé êàðòèíû ðåàëüíîãî ïðåäìåòíîãî ìèðà. Äëÿ íèõ âàæåí íå ïðåäìåò â öåëîì, à îòäåëüíûå åãî ñåíñîðíûå êà÷åñòâà: çâóêè, ôîðìà è ôàêòóðà ïðåäìåòîâ, èõ öâåò. Ó áîëüøèíñòâà äåòåé íàáëþäàåòñÿ ïîâûøåííàÿ ëþáîâü ê ìóçûêå. Îíè ïîâûøåíî ÷óâñòâèòåëüíû ê çàïàõàì, îêðóæàþùèå ïðåäìåòû îáñëåäóþò ñ ïîìîùüþ îáíþõèâàíèÿ è îáëèçûâàíèÿ.
Áîëüøîå çíà÷åíèå èìåþò äëÿ äåòåé òàêòèëüíûå è ìûøå÷íûå îùóùåíèÿ, èäóùèå îò ñîáñòâåííîãî òåëà. Òàê, íà ôîíå ïîñòîÿííîãî ñåíñîðíîãî äèñêîìôîðòà äåòè ñòðåìÿòñÿ ïîëó÷èòü îïðåäåëåííûå àêòèâèðóþùèå âïå÷àòëåíèÿ (ðàñêà÷èâàþòñÿ âñåì òåëîì, ñîâåðøàþò îäíîîáðàçíûå ïðûæêè èëè êðóæàòñÿ, ïîëó÷àþò óäîâîëüñòâèå îò ðàçðûâàíèÿ áóìàãè èëè òêàíè, ïåðåëèâàþò âîäó èëè ïåðåñûïàþò ïåñîê, íàáëþäàþò çà îãíåì). Ïðè ÷àñòî ñíèæåííîé áîëåâîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè ó íèõ íàáëþäàåòñÿ ñêëîííîñòü ê íàíåñåíèþ ñåáå ðàçëè÷íûõ ïîâðåæäåíèé.
Çàêëþ÷åíèå
Àóòèçì è ñõîäíûå ñ íèì íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî è ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ âñòðå÷àþòñÿ äîñòàòî÷íî ÷àñòî, îíè ìîãóò áûòü íå ñâÿçàíû âïðÿìóþ ñ èíòåëëåêòóàëüíûìè âîçìîæíîñòÿìè, è ðåáåíîê ñ ïîäîáíûìè îñîáåííîñòÿìè ìîæåò ïîÿâèòüñÿ â ëþáîé øêîëå. Ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè òàêèå äåòè ïðåäñòàâëÿþò îñîáóþ ïðîáëåìó äëÿ ó÷èòåëÿ òåì, ÷òî ïëîõî âõîäÿò â ðåæèì çàíÿòèé, òðåáóþò èíäèâèäóàëüíîãî ïîäõîäà, ïîñòîÿííîãî ïîáóæäåíèÿ è ïîääåðæêè; òåì, ÷òî íå óìåþò îáùàòüñÿ ñ äðóãèìè äåòüìè íà ïåðåìåíå, è ò.ä. Íåâîçìîæíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî àäàïòèðîâàòüñÿ ê íåîæèäàííûì èçìåíåíèÿì â ðåæèìå øêîëüíîé æèçíè ÷àñòî ñòàâèò àóòè÷íîãî ðåáåíêà ïîä óãðîçó ýìîöèîíàëüíîãî ñðûâà.
Âûõîä èç ýòèõ òðóäíîñòåé òðàäèöèîííî âèäèòñÿ ïåäàãîãàìè â îïðåäåëåíèè òàêîãî ðåáåíêà íà èíäèâèäóàëüíîå äîìàøíåå îáó÷åíèå ïî ïðîãðàììå, ñîîòâåòñòâóþùåé åãî èíòåëëåêòóàëüíûì âîçìîæíîñòÿì. Ïðè ýòîì ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî ïðèâû÷íûå óñëîâèÿ ðîäíîãî äîìà ïîçâîëÿò åìó ìàêñèìàëüíî èñïîëüçîâàòü ñâîþ ñïîñîáíîñòü ó÷èòüñÿ. Îïûò, îäíàêî, ïîêàçûâàåò, ÷òî èíäèâèäóàëüíîå äîìàøíåå îáó÷åíèå íå ïîäõîäèò òàêîìó ðåáåíêó ïðåæäå âñåãî ïîòîìó, ÷òî íå ñïîñîáñòâóåò åãî ñîöèàëüíîìó ðàçâèòèþ. Äëÿ íåãî âàæíî íå ñòîëüêî íàêîïëåíèå çíàíèé è îñâîåíèå íàâûêîâ, ñêîëüêî ïðèîáðåòåíèå âîçìîæíîñòè âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè ëþäüìè, ñïîñîáíîñòü èñïîëüçîâàòü ñâîè çíàíèÿ è óìåíèÿ â ðåàëüíîé æèçíè. Îáó÷åíèå æå â óñëîâèÿõ äîìà ëèøü ñîçäàåò ïî÷âó äëÿ âòîðè÷íîé àóòèçàöèè òàêîãî ðåáåíêà.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Áàøèíà Â.Ì. Ðàííèé äåòñêèé àóòèçì/Èñöåëåíèå: Àëüìàíàõ. – Ì., 1993.
2. Ãèëáåðã Ê., Ïèòåðñ Ò. Àóòèçì: ìåäèöèíñêèå è ïåäàãîãè÷åñêèå àñïåêòû. – ÑÏá.: ÈÑÏèÏ, 1998.
3. Ëàâðåíòüåâà Í.Á. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà äåòåé ñ àóòèçìîì // Äåôåêòîëîãèÿ, 2003 – ¹2.
4. Ìàíåëèñ Í.Ã. Ðàííèé àóòèçì. Ïñèõîëîãè÷åñêèå è íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ìåõàíèçìû/ Í.Ã. Ìàíåëèñ // Øê. çäîðîâüÿ. -1999. – ¹2.
5. Íèêîëüñêàÿ Î.Ñ. Àôôåêòèâíàÿ ñôåðà ÷åëîâåêà. Âçãëÿä ñêâîçü ïðèçìó äåòñêîãî àóòèçìà. – Ì., 2000.
6. Îñíîâû ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. ñðåä. ïåä. ó÷åá. çàâåäåíèé / Ë. Â. Êóçíåöîâà, Ë. È. Ïåðåñëåíè, Ë. È. Ñîëíöåâà è äð.; Ïîä ðåä. Ë. Â. Êóçíåöîâîé. — Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð “Àêàäåìèÿ”, 2002. — 480 ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник