Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом курсовая

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Поиск учебного материала на сайте

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


курсовая работа Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма

Информация:

Тип работы: курсовая работа.

Добавлен: 01.11.2012.
Год: 2012.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

 ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
фЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТвЕННОЕ 
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский 
государственный 
университет» (СП
бГУ)
Факультет
психологии
 
 
 Декан факультета
психологии   
Шаболтас А. В. _____________    Зав. кафедрой специальной
психологии   
Шипицына Л.М. _____________    Курсовая 
работа на тему:
Психологическая
характеристика детей с синдромом раннего
детского аутизма.
Специализация
«Специальная психология».
Исполнитель:
Вьюгина
В.Ю.
_____________
(подпись) Научный
руководитель:
Деменчук 
Р. В.
_____________
(подпись) Санкт-Петербург
2011                                                           СОДЕРЖАНИЕ  
I Введение
………………………………………………………………3
 
II Основная часть.

Глава 1
«Я не такой как все»

      История изучения 
      РДА………………………………………….5

 
      
1.2  Определение раннего детского аутизма……………………………6
      
1.3  Причины раннего детского аутизма…………………………..7
Глава
II « мир вокруг меня»

       
2.1 Особенности эмоционального развития ребенка
аутиста….9        
2.2 Общение ребенка аутиста с окружающими
людьми………..11
III
Заключение
………………………………………………………….13
Библиографический
список
…………………………………………..14 
 
 
 
 
 
                                                      
            
                                     
Введение.

       
Одним из базовых свойств человека 
является стремление  к общению 
с другими людьми.  В нашей 
природе заложено  желание создавать 
семьи, находить друзей. Абсолютно 
ясно, что люди не смоги бы 
выжить на земле, если бы они не научились
объединяться в группы.  Какими бы тяжелыми
небыли заболевания, какие бы физические
или умственные недуги они не испытывали,
все равно подавляющее большинство 
стремиться найти для себя близкого человека.
Воспитанники, проживающие в детских домах,
страдают от недостатка заботы и ласки.
Практически каждый ребенок мечтает жить
в своем доме с людьми, которые его будут
любить, и которым он будет отвечать взаимностью. 
Близкий и родной человек всегда и всеми
воспринимается, как опора, как гарант
безопасности. Это правело, которое работает
всю историю человечества.
       
Однако каждому правилу находятся 
свои исключения. Совершенно удивительно 
и абсолютно не понятно, как 
совсем маленький ребенок может 
просто не воспринимать свою 
маму?  Почему он так не любит быть у
нее на руках? Неужели какая-то игрушка
важнее, чем самые близкие люди на земле? 
Удивительно, но такое  существует.
Ученые назвали такую аномалию ранним
детским аутизмом или сокращенно РДА.  
Одним из первых, кто заинтересовался
данной темой был Каннер. Случилось это
в 1943 году. Он пытался объяснить природу
данного заболевания, выявил далеко не
все факторы. Происхождение этого расстройства
изучаются до сих пор. По-прежнему этот
вопрос остается открытым. 
Нужно
так же понимать, помимо того, что окружающим
тяжело с таким ребенком, сам малыш не
комфортно чувствует себя с людьми. 
Он видит мир под другим углом, нежели
все мы. Как же интересно узнать, о чем
думает ребенок– аутист! Как выглядят
его мысли? Из чего состоит его внутренний
мир? На все эти вопросы мне хотелось бы
получить ответы. Чтобы   самой научиться
выстраивать отношения с аутистом, учитывая
все детали его недуга.  Чтобы помочь
ему жить комфортно в нашем мире, а не в
своем придуманном. Чтобы показать ему,
что те, кто его окружают не враги, а совершенно
на оборот. Чтобы научиться его заинтересовывать.
Чтобы понимать его.
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                        
Глава 1.   «Я не такой
как все»

1.1
История изучения 
РДА.

       
Понимание современных подходов к определению
РДА вряд ли возможно без краткого экскурса
в историю вопроса об аутизме в детстве.
Можно назвать 4 основных этапа в становлении
этой проблемы.
       
Первый: донозологический период конца
19 – начала 20 веков характеризуется отдельными
упоминаниями о детях со стремлением к
уходам и одиночеству.
       
Второй, так называемый доканнеровский
период, приходящийся на 20— 40 годы нашего
столетия, отличает постановка вопросов
о возможности выявления у детей шизоидии
а также о сущности “пустого” аутизма.
       
Третий: каннеровский период (43-70 гг.) ознаменован
выходом в свет кардинальных работ по
аутизму, как самого Каннера(1943), так и
Аспергера(1944), а позднее и бесконечного
множества других специалистов. В своей
первой работе Каннер охарактеризовал
РДА, как особое состояние, с нарушениями
общения, речи, моторики, которое он отнес
к состояниям так называемого “шизофренического”
спектра.
       
Четвертый: послеканнеровский период
(80 – 90 годы) характеризуется отходом от
позиций самого Каннера во взглядах на
РДА. РДА стал рассматриваться, как неспецифический
синдром разного происхождения.
       
В России первое описание органического
аутизма было представлено в 1967 С.С. Мнухиным
с соавторами; описание РДА типа Каннера
в 1970, 1974 Г.Н.Пивоваровой и В.М. Башиной1. 
 1.
Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление.
– М., 1993. – С. 154-165. 

      Определение
      раннего детского аутизма.

       
Изучая проблему раннего детского аутизма,
в первую очередь нужно знать и понимать
его определение.
       
Ранний детский аутизм
— клинический
синдром, которому характерны:  
1. Врожденная неспособность ребенка к
установлению аффективного контакта посредством
взгляда, мимики, жеста, не обусловленная
низким интеллектуальным уровнем; 
 2.Стереотипность поведения; 
 3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт
или поглощенность впечатлениями); 
 4.Нарушения речевого развития; 
5. Раннее проявление – до 30-го месяца
жизни. 
    (Kanner L. 1943 год.)1 Аутизм
детский 
(греч. autos — сам) (синдром инфантильного
аутизма, детское заболевание аутизмом,
синдром Каннера, ранний инфантильный
аутизм) — “отщепление” от действительности,
фиксация на внутренних переживаниях,
аффективных комплексах2. 
 
 
 
 

    https://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=174000
    https://wiki.myword.ru/index.php/Аутизм_детский

 
                                1.3  
Причины раннего детского
аутизма.

       
Поиски  причин  этого расстройства 
психического развития шли по нескольким
направлениям. Первые обследования аутичных
детей не дали свидетельств о патологии
их нервной системы. В связи с этим в начале
50-х годов наиболее распространенной была
гипотеза о психогенном происхождении
страдания. Говоря иначе, нарушение эмоциональных
связей с людьми, активности в освоении
окружающего мира связывалось с ранними
психическими травмами, с неправильным,
холодным отношением родителей к ребенку,
с неподходящими способами воспитания.
       
В настоящее время большинство исследователей
полагают, что ранний детский аутизм является
следствием особой патологии, в  
основе  которой  лежит недостаточность 
центральной  нервной системы.
Эта недостаточность 
может быть вызвана широким кругом
причин: врожденной аномальной конституцией,
врожденными обменными нарушениями, органическим
поражением ЦНС в результате патологии
беременности и родов, рано начавшимся
шизофреническим процессом. Указывается
более 30 различных патогенных факторов, 
которые  могут  привести  к 
формированию  РДА.
        
Конечно, действия различных патологических
агентов вносит индивидуальные черты
в картины синдрома раннего детского аутизма.
Он может быть осложнен различной степенью
умственной отсталости, грубым недоразвитием
речи. Различные оттенки могут иметь эмоциональные
расстройства. Как и при любой другой аномалии
развития, общая картина тяжелого психического
дефекта не может быть прямо выведена
только из его биологических первопричин.
Многие, даже основные проявления раннего
детского аутизма могут быть расценены
в этом смысле как вторичные, возникающие
в процессе психического дизонтогенеза.
Механизм формирования вторичных нарушений
наиболее очевиден при рассмотрении клинической
картины сквозь призму аномального психического
развития. Психическое развитие не только
страдает от биологической неполноценности,
но и  приспосабливается  к  ней 
как  к  внешним условиям. Аутичный
ребенок оценивает как опасные большинство
ситуаций взаимодействия с окружающим.
Аутизм в этом плане может быть представлен
как основной именно из вторичных синдромов,
как компенсаторный механизм, направленный
на защиту от травмирующей внешней среды.
Аутистические  установки являются 
наиболее   значительными в иерархии
причин, формирующих само аномальное развитие
такого ребенка. Наиболее страдает развитие
тех сторон психики, которые формируются
в активных социальных контактах. Как
правило, нарушается развитие психомоторных
навыков. Период с 1.5 до 3 лет, являющийся
в норме временем овладения навыками опрятности,
одевания, самостоятельной еды, игровых
действий с предметами, для ребенка, страдающего
аутизмом, часто оказывается кризисным,
труднопреодолимым. При этом, в отличии
от других категорий детей, имеющих двигательные
дефекты, у аутистов нет или почти нет
самостоятельных попыток компенсации
этих трудностей.
       
Тем не менее, для детей с синдромом раннего
детского аутизма различной этиологии
основные моменты клинической картины,
общая структура нарушения психического
развития, проблемы,  стоящие перед
семьями, остаются общими1. 
 
 
 
 
 
 
 

    https://psy-we.narod.ru/Lechenie/Lech-8/lech-8_3.htm

 
                               
Глава II « Мир вокруг
меня»

2.1Особенности
эмоционального развития
ребенка аутиста.

       
В результате  исследований отмечается,
что в младенческом возрасте наблюдается
задержка сроков появления первой улыбки.
Отсутствуют положительные эмоции в ответ
на улыбку взрослого, ласковый разговор.
Ребенок улыбается, как правило, при виде
неодушевленного предмета. «Комплекс
оживления» возникает позднее, отмечается
рудиментарность его проявления (отсутствие
одного из компонентов – замирания, движения,
вокализаций, улыбки). Впоследствии эмоциональная
реакция на появление матери и близких
также отсутствует.
       
В раннем возрасте отмечается задержка
формирования, слабость (иногда чрезмерная
выраженность) эмоций – удивления, обиды,
гнева. В целом эмоции характеризуются
трудностью возникновения, отмечается
слабая эмоциональная откликаемость при
общении с взрослым. В ряде случаев наблюдаются
немотивированные колебания настроения.
Ребенка часто беспокоит страх при появлении
животных, бытовых шумов (звуки пылесоса,
полотера, электробритвы, фена, шума в
водопроводных трубах и т. д.), тихих звуков
(шелеста бумаги, жужжания насекомых и
т. д.). Тревога при изменении яркости света,
цвета и формы предметов, прикосновения,
влаги. Страхи высоты, лестницы, огня. Отсутствие
страха темноты.
       
Основное качество эмоциональных реакций
выражается в их несоответствии определенным
ситуациям, событиям. Наиболее характерно
преобладание тревожного напряжения или
выраженной тревоги (капризность, постоянное
беспокойство) при попытках изменить сложившийся
порядок жизни, игры, расположение предметов
в комнате, времени и места прогулки, предложить
новый вид пищи, поменять одежду. Последнее
представляет собой относительно специфический
симптом – феномен «тождества», проявляющийся
в потребности сохранения сложившегося
порядка, страха перед переменами. Тревожное
напряжение возникает при появлении посторонних,
при проявлении внимания, особенно при
попытках проникнуть во внутренний мир
ребенка. Достаточно часто можно наблюдать
равнодушное отношение в тех ситуациях,
когда, напротив, дети должны обнаруживать
недовольство или беспокойство. При играх
эпизодически появляется улыбка на лице
и выражение довольства.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 1.
Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика
детей с аутизмом // Дефектология, 2003 – №2.               
2.2 общение ребенка
аутиста с окружающими
людьми

       
Порой аутисты производят впечатление
слепых или глухих, они будто не слышат
обращенной к ним речи или не видят протянутый
им предмет. Однако, при тщательном обследовании,
обнаруживается, что слух и зрение у них
нормальные. Просто психика у таких детей
не выдерживает нагрузки и блокирует ответную
реакцию. Отсюда негативизм
и т.д……………..

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник

Понятие аутизма как расстройства психического развития ребенка. Состояние проблемы изучения аутизма в современной психолого-педагогической литературе. Разновидности заболевания, его симптомы. Причины возникновения, особенности речевой сферы и восприятия.

  • Психолого-педагогические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией. Систематическое развитие тонкой моторики пальцев рук для успешного преодоления речевых нарушений.

    курсовая работа, добавлен 23.07.2015

  • Период поступления ребенка в школу, формирование активной педагогической позиции родителей. Компоненты социальной адаптации семьи: материальное положение и психологический климат. Педагогическое просвещение и психолого-педагогическая культура родителей.

    курсовая работа, добавлен 09.09.2011

  • Огромное влияние технических, театральных и спортивно-моторных игрушек на психику ребенка. Формирование полоролевого поведения у ребенка. Развитие пространственных ориентировок, свойств внимания, мышления, волевых качеств у детей дошкольного возраста.

    презентация, добавлен 15.04.2016

  • Понятие “норма”и “патология” в психолого-педагогической литературе. Виды нормы, развитие в нормы и дизонтогенезе. Соотношение нормативного и отклоняющегося развития. Специфика и структура отклоняющегося развития при тотальном и частичном дефекте.

    курсовая работа, добавлен 08.08.2010

  • Состояние проблемы развития математического творчества в психолого-педагогической литературе. Креативность как процесс дивергентного мышления. Экспериментальное изучение методов, форм, путей развития математического творчества. Пример творческой личности.

    курсовая работа, добавлен 27.01.2013

  • Понятие внимания, его виды и критерии. Особенности развития данного психического процесса у ребенка с первых дней жизни. Исследование уровня устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста с помощью групповой методики “Корректурная проба”.

    курсовая работа, добавлен 17.05.2014

  • Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Воспитание как условие психического развития дошкольников. Графические диктанты для диагностики развития восприятия. Упражнения и задания для диагностики развития памяти.

    курсовая работа, добавлен 18.12.2015

  • Теоретические аспекты изучения особенностей развития мышления. Психологические характеристики и современное состояние проблемы мышления. Роль старшего дошкольного возраста в психическом развитии ребенка, формирование новых психологических механизмов.

    курсовая работа, добавлен 01.08.2010

  • Анализ возникновения и особенности проявления агрессивного поведения, специфика подростковой агрессивности. Особенности психического развития подростков, пребывающих в доме ребенка. Анализ агрессивного поведения и структуры жизнестойкости подростков.

    дипломная работа, добавлен 20.05.2013

  • Особенности формирования игровой деятельности у ребенка дошкольного возраста. Исследование причин возникновения детских конфликтов, методы их предотвращения и разрешения. Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками в игре.

    курсовая работа, добавлен 04.05.2011

  • Источник

    Èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè ëè÷íîñòè äåòåé ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì. Îñîáåííîñòè âîñïðèÿòèÿ, ðàçâèòèÿ ðå÷è, ìûøëåíèÿ äåòåé ñ ïàòîëîãèåé. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ äàííîãî íàðóøåíèÿ. Ìåõàíèçìû ïîÿâëåíèÿ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè äåòåé ñ àóòèçìîì.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    Ðåôåðàò

    Ïî êóðñó: Ñïåöèàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ

    Òåìà: Îñîáåííîñòè äåòåé ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì (ÐÄÀ)

    Âûïîëíèëà: Ïîìîðöåâà Ìàðèÿ

    Ñïåöèàëüíîñòü: 5Â010500 – Äåôåêòîëîãèÿ

    1 êóðñ 2-õ ëåòíèå îáðàçîâàíèå

    Ïðîâåðèëà: ê. ïñèõ-õ. íàóê äîöåíò

    Ìàêèíà Ë.Ê.

    Ââåäåíèå

    Ðàííèé äåòñêèé àóòèçì âûäåëåí è èçó÷àåòñÿ ñïåöèàëèñòàìè ðàçëè÷íûõ îáëàñòåé âî âñåì ìèðå íà ïðîòÿæåíèè áîëåå ïîëóâåêà. Íåñìîòðÿ íà áîëüøèå ðàñõîæäåíèÿ âî âçãëÿäàõ íà ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ äàííîãî íàðóøåíèÿ, ìåõàíèçìû ïîÿâëåíèÿ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè äåòåé ñ àóòèçìîì, ïóòè è ñïîñîáû èõ ëå÷åíèÿ è ðåàáèëèòàöèè, ÿñíî îäíî: â ïðàêòèêå ñïåöèàëèñòà, ïîäîøåäøåãî ê ïðîáëåìàì êîíêðåòíîãî ðåáåíêà ñ ó÷åòîì åãî èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé, ïîëîæèòåëüíûé ðåçóëüòàò â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ áîëåå âåðîÿòåí. Íåîáõîäèìîñòü ñèñòåìíîãî ïîäõîäà ê ëå÷åíèþ è îáó÷åíèþ òàêèõ äåòåé äîêàçàíà áåñ÷èñëåííûìè èññëåäîâàíèÿìè â ýòîé îáëàñòè, à òàêæå íåïîñðåäñòâåííîé ïðàêòèêîé çàðóáåæíûõ è îòå÷åñòâåííûõ ïñèõèàòðîâ, äåôåêòîëîãîâ, ïåäàãîãîâ, ïñèõîëîãîâ.

     öåëîì äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðè ÐÄÀ ñâîéñòâåííà íåðàâíîìåðíîñòü. Òàê, ïîâûøåííûå ñïîñîáíîñòè â îòäåëüíûõ îãðàíè÷åííûõ îáëàñòÿõ, òàêèõ, êàê ìóçûêà, ìàòåìàòèêà, æèâîïèñü, ìîãóò ñî÷åòàòüñÿ ñ ãëóáîêèì íàðóøåíèåì îáû÷íûõ æèçíåííûõ óìåíèé è íàâûêîâ. Îäíèì èç ãëàâíûõ ïàòîãåííûõ ôàêòîðîâ, îáóñëîâëèâàþùèõ ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ïî àóòèñòè÷åñêîìó òèïó, ÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèå îáùåãî æèçíåííîãî òîíóñà. Ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ ïðåæäå âñåãî â ñèòóàöèÿõ, òðåáóþùèõ àêòèâíîãî, èçáèðàòåëüíîãî ïîâåäåíèÿ.

    1. Èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè äåòåé ñ ÐÄÀ

    Óæå â ãðóäíîì âîçðàñòå îòìå÷àåòñÿ ïàòîëîãèÿ âåãåòàòèâíûõ ôóíêöèé è ðÿäà äðóãèõ âèòàëüíûõ àäàïòèâíûõ ìåõàíèçìîâ: íàðóøåíèÿ ìûøå÷íîãî òîíóñà; ðàññòðîéñòâà ñíà, àïïåòèòà; îòñóòñòâèå ðåàêöèè íà ôèçè÷åñêèé äèñêîìôîðò. Î÷åíü òèïè÷íà ñëàáîñòü àôôåêòèâíîé ðåàêöèè íà ÷åëîâåêà, â òîì ÷èñëå ìàòü: îòñóòñòâèå ïîçû ãîòîâíîñòè ïðè âçÿòèè íà ðóêè (ðèãèäíîñòü èëè ïàññèâíîñòü), îòñóòñòâèå çðèòåëüíîãî êîíòàêòà; â äðóãèõ ñëó÷àÿõ, íàîáîðîò, òèïè÷åí àôôåêòèâíûé ñèìáèîç ñ ìàòåðüþ.

    Íåâîçìîæíîñòü ïðèâëå÷ü ïðîèçâîëüíîå âíèìàíèå ðåáåíêà äèññîíèðóåò ñ åãî ïîâûøåííîé ðåàêòèâíîñòüþ ê ðàçäðàæèòåëÿì, íå îáðàùåííûì ê íåìó, áîëüøîé ïóãëèâîñòüþ è òîðìîçèìîñòüþ. Îïèñûâàåòñÿ ðàííèé äèçîíòîãåíåç äâèãàòåëüíîé ñôåðû: íåóâåðåííîñòü õîäüáû, åå ëåãêèé ðåãðåññ ïðè ïåðâîé íåóäà÷å, ñëàáàÿ äèôôåðåíöèðîâàííîñòü òîíêîé ìîòîðèêè, ïëîõîå îâëàäåíèå íàâûêàìè ñàìîîáñëóæèâàíèÿ.

    Íà âòîðîì ãîäó æèçíè îáðàùàþò íà ñåáÿ âíèìàíèå îñîáåííîñòè ðå÷è: ñëàáîñòü àðòèêóëÿöèè, ñêëîííîñòü ê âåðáàëüíûì ñòåðåîòèïèÿì, ýãîöåíòðè÷íîñòü, îòñóòñòâèå ñâÿçè ñ îêðóæàþùèì, íåðåäêî ìóòèçì. Èãðà õàðàêòåðèçóåòñÿ îäíîîáðàçèåì ìàíèïóëÿöèé ñ îáúåêòàìè.

     áîëüøèíñòâå êëèíè÷åñêèõ îïèñàíèé ïîä÷åðêèâàþòñÿ ïðèçíàêè ñíèæåíèÿ ýíåðãåòè÷åñêîãî ïîòåíöèàëà: âÿëîñòü, áåçûíèöèàòèâíîñòü, îòñóòñòâèå ëþáîçíàòåëüíîñòè, ñòðåìëåíèÿ ê îáñëåäîâàíèþ îêðóæàþùåãî íàðÿäó ñî ñêëîííîñòüþ ê èìïóëüñèâíûì àôôåêòèâíûì, è äâèãàòåëüíûì ðàçðÿäàì.

    2. Îñîáåííîñòè âíèìàíèÿ ó äåòåé ñ ÐÄÀ

     öåëîì äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðè ÐÄÀ ñâîéñòâåííà íåðàâíîìåðíîñòü. Òàê, ïîâûøåííûå ñïîñîáíîñòè â îòäåëüíûõ îãðàíè÷åííûõ îáëàñòÿõ, òàêèõ, êàê ìóçûêà, ìàòåìàòèêà, æèâîïèñü, ìîãóò ñî÷åòàòüñÿ ñ ãëóáîêèì íàðóøåíèåì îáû÷íûõ æèçíåííûõ óìåíèé è íàâûêîâ. Îäíèì èç ãëàâíûõ ïàòîãåííûõ ôàêòîðîâ, îáóñëîâëèâàþùèõ ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ïî àóòèñòè÷åñêîìó òèïó, ÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèå îáùåãî æèçíåííîãî òîíóñà. Ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ ïðåæäå âñåãî â ñèòóàöèÿõ, òðåáóþùèõ àêòèâíîãî, èçáèðàòåëüíîãî ïîâåäåíèÿ.

    Íåäîñòàòî÷íîñòü îáùåãî, è â òîì ÷èñëå ïñèõè÷åñêîãî, òîíóñà, ñî÷åòàþùàÿñÿ ñ ïîâûøåííîé ñåíñîðíîé è ýìîöèîíàëüíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ, îáóñëîâëèâàåò êðàéíå íèçêèé óðîâåíü àêòèâíîãî âíèìàíèÿ. Ñ ñàìîãî ðàííåãî âîçðàñòà îòìå÷àåòñÿ íåãàòèâíàÿ ðåàêöèÿ èëè âîîáùå îòñóòñòâèå êàêîé-ëèáî ðåàêöèè ïðè ïîïûòêàõ ïðèâëå÷åíèÿ âíèìàíèÿ ðåáåíêà ê ïðåäìåòàì îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè. Ó äåòåé, ñòðàäàþùèõ ÐÄÀ, íàáëþäàþòñÿ ãðóáûå íàðóøåíèÿ öåëåíàïðàâëåííîñòè è ïðîèçâîëüíîñòè âíèìàíèÿ, ÷òî ïðåïÿòñòâóåò íîðìàëüíîìó ôîðìèðîâàíèþ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé. Îäíàêî îòäåëüíûå ÿðêèå çðèòåëüíûå èëè ñëóõîâûå âïå÷àòëåíèÿ, èäóùèå îò ïðåäìåòîâ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè, ìîãóò áóêâàëüíî çàâîðàæèâàòü äåòåé, ÷òî ìîæíî èñïîëüçîâàòü äëÿ êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ ðåáåíêà. Ýòî ìîæåò áûòü êàêîé-ëèáî çâóê èëè ìåëîäèÿ, áëåñòÿùèé ïðåä-ìåò è ò.ï.

    Õàðàêòåðíîé ÷åðòîé ÿâëÿåòñÿ ñèëüíåéøàÿ ïñèõè÷åñêàÿ ïðåñûùàåìîñòü. Âíèìàíèå ðåáåíêà ñ ÐÄÀ óñòîé÷èâî â òå÷åíèå áóêâàëüíî íåñêîëüêèõ ìèíóò, à èíîãäà è ñåêóíä.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ïðåñûùåíèå ìîæåò áûòü íàñòîëüêî ñèëüíûì, ÷òî ðåáåíîê íå ïðîñòî âûêëþ÷àåòñÿ èç ñèòóàöèè, à ïðîÿâëÿåò âûðàæåííóþ àãðåññèþ è ïûòàåòñÿ óíè÷òîæèòü òî, ÷åì îí òîëüêî ÷òî ñ óäîâîëüñòâèåì çàíèìàëñÿ.

    Äëÿ äåòåé ñ ÐÄÀ õàðàêòåðíî ñâîåîáðàçèå â ðåàãèðîâàíèè íà ñåíñîðíûå ðàçäðàæèòåëè. Ýòî âûðàæàåòñÿ â ïîâûøåííîé ñåíñîðíîé ðàíèìîñòè, è â òî æå âðåìÿ, êàê ñëåäñòâèå ïîâûøåííîé ðàíèìîñòè, äëÿ íèõ õàðàêòåðíî èãíîðèðîâàíèå âîçäåéñòâèé, à òàêæå çíà÷èòåëüíîå ðàñõîæäåíèå â õàðàêòåðå ðåàêöèé, âûçûâàåìûõ ñîöèàëüíûìè è ôèçè÷åñêèìè ñòèìóëàìè.

    Åñëè â íîðìå ÷åëîâå÷åñêîå ëèöî ÿâëÿåòñÿ ñàìûì ñèëüíûì è ïðèâëåêàòåëüíûì ðàçäðàæèòåëåì, òî äåòè ñ ÐÄÀ îòäàþò ïðåäïî÷òåíèå ðàçíîîáðàçíûì ïðåäìåòàì, ëèöî æå ÷åëîâåêà ïðàêòè÷åñêè ìãíîâåííî âûçûâàåò ïðåñûùåíèå è æåëàíèå óéòè îò êîíòàêòà.

    3. Îñîáåííîñòè ïàìÿòè ó äåòåé ñ ÐÄÀ

    Ñ ñàìîãî ðàííåãî âîçðàñòà ó äåòåé ñ ÐÄÀ îòìå÷àåòñÿ õîðîøàÿ ìåõàíè÷åñêàÿ ïàìÿòü, ÷òî ñîçäàåò óñëîâèÿ äëÿ ñîõðàíåíèÿ ñëåäîâ ýìîöèîíàëüíûõ ïåðåæèâàíèé. Èìåííî ýìîöèîíàëüíàÿ ïàìÿòü ñòåðåîòèïèçèðóåò âîñïðèÿòèå îêðóæàþùåãî: èíôîðìàöèÿ âõîäèò â ñîçíàíèå äåòåé öåëûìè áëîêàìè, õðàíèòñÿ, íå ïåðåðàáàòûâàÿñü, è ïðèìåíÿåòñÿ øàáëîííî, â òîì êîíòåêñòå, â êîòîðîì áûëà âîñïðèíÿòà. Äåòè ìîãóò ñíîâà è ñíîâà ïîâòîðÿòü îäíè è òå æå çâóêè, ñëîâà èëè áåç êîíöà çàäàâàòü îäèí è òîò æå âîïðîñ. Îíè ëåãêî çàïîìèíàþò ñòèõè, ïðè ýòîì ñòðîãî ñëåäÿò çà òåì, ÷òîáû ÷èòàþùèé ñòèõîòâîðåíèå íå ïðîïóñòèë íè îäíîãî ñëîâà èëè ñòðî÷êè.  ðèòì ñòèõà äåòè ìîãóò íà÷àòü ðàñêà÷èâàòüñÿ èëè ñî÷èíÿòü ñîáñòâåííûé òåêñò. Äåòè äàííîé êàòåãîðèè õîðîøî çàïîìèíàþò, à çàòåì îäíîîáðàçíî ïîâòîðÿþò ðàçëè÷íûå äâèæåíèÿ, èãðîâûå äåéñòâèÿ, çâóêè, öåëûå ðàññêàçû, ñòðåìÿòñÿ ê ïîëó÷åíèþ ïðèâû÷íûõ îùóùåíèé, ïîñòóïàþùèõ ÷åðåç âñå ñåíñîðíûå êàíàëû: çðåíèå, ñëóõ, âêóñ, îáîíÿíèå, êîæó.

    4. Îñîáåííîñòè âîîáðàæåíèå ó äåòåé ñ ÐÄÀ

     ñîäåðæàíèè àóòèñòè÷åñêíõ ôàíòàçèé ïåðåïëåòàþòñÿ ñëó÷àéíî óñëûøàííûå ðåáåíêîì ñêàçêè, èñòîðèè, êèíîôèëüìû è ðàäèîïåðåäà÷è, âûìûøëåííûå è ðåàëüíûå ñîáûòèÿ. Ïàòîëîãè÷åñêèå ôàíòàçèè äåòåé îòëè÷àþòñÿ ïîâûøåííîé ÿðêîñòüþ è îáðàçíîñòüþ. Íåðåäêî ñîäåðæàíèå ôàíòàçèé ìîæåò íîñèòü àãðåññèâíûé îòòåíîê. Äåòè ìîãóò ÷àñàìè, åæåäíåâíî, â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ, à èíîãäà è íåñêîëüêèõ ëåò, ðàññêàçûâàòü èñòîðèè î ìåðòâåöàõ, ñêåëåòàõ, óáèéñòâàõ, ïîäæîãàõ, íàçûâàþò ñåáÿ “áàíäèòîì”, ïðèïèñûâàþò ñåáå ðàçëè÷íûå ïîðîêè.

    Ïàòîëîãè÷åñêîå ôàíòàçèðîâàíèå ñëóæèò õîðîøåé îñíîâîé äëÿ ïîÿâëåíèÿ è çàêðåïëåíèÿ ðàçëè÷íûõ íåàäåêâàòíûõ ñòðàõîâ. Ýòî ìîãóò áûòü, íàïðèìåð, ñòðàõè ìåõîâûõ øàïî÷åê, òåõ èëè èíûõ ïðåäìåòîâ è èãðóøåê, ëåñòíèö, óâÿäøèõ öâåòîâ, íåçíàêîìûõ ëþäåé. Ìíîãèå äåòè áîÿòñÿ õîäèòü ïî óëèöàì, îïàñàÿñü, íàïðèìåð, ÷òî íà íèõ íàåäåò ìàøèíà, îíè èñïûòûâàþò íåïðèÿçíåííîå ÷óâñòâî, åñëè èì ñëó÷àåòñÿ èñïà÷êàòü ðóêè, ðàçäðàæàþòñÿ, åñëè íà èõ îäåæäó ïîïàäàåò âîäà. Ó íèõ ïðîÿâëÿþòñÿ áîëåå âûðàæåííûå, ÷åì â íîðìå, ñòðàõè òåìíîòû, áîÿçíü îñòàòüñÿ îäíèì â êâàðòèðå.

    Íåêîòîðûå äåòè èçëèøíå ñåíòèìåíòàëüíû, ÷àñòî ïëà÷óò ïðè ïðîñìîòðå íåêîòîðûõ ìóëüòôèëüìîâ.

    5. Îñîáåííîñòè ìûøëåíèÿ ó äåòåé ñ ÐÄÀ

    Êàê îòìå÷àþò Î.Ñ. Íèêîëüñêàÿ, Å. Ð.Áàåíñêàÿ, Ì. Ì.Ëèáëèí), íå ñëåäóåò âåñòè ðå÷ü îá îòñóòñòâèè ïðè ÐÄÀ îòäåëüíûõ ñïîñîáíîñòåé, íàïðèìåð ñïîñîáíîñòè ê îáîáùåíèþ, ê ïëàíèðîâàíèþ

    Óðîâåíü èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ñâÿçàí ïðåæäå âñåãî ñî ñâîåîáðàçèåì àôôåêòèâíîé ñôåðû. Îíè îðèåíòèðóþòñÿ íà ïåðöåïòèâíî ÿðêèå, à íå íà ôóíêöèîíàëüíûå ïðèçíàêè ïðåäìåòîâ. Ýìîöèîíàëüíûé êîìïîíåíò âîñïðèÿòèÿ ñîõðàíÿåò ñâîå âåëÿùåå çíà÷åíèå ïðè ÐÄÀ äàæå íà ïðîòÿæåíèè øêîëüíîãî âîçðàñòà.  èòîãå óñâàèâàåòñÿ ëèøü ÷àñòü ïðèçíàêîâ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè, ñëàáî ðàçâèâàþòñÿ ïðåäìåòíûå äåéñòâèÿ.

    Ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ ó òàêèõ äåòåé ñâÿçàíî ñ ïðåîäîëåíèåì îãðîìíûõ òðóäíîñòåé ïðîèçâîëüíîãî îáó÷åíèÿ, öåëåíàïðàâëåííîãî ðàçðåøåíèÿ ðåàëüíî âîçíèêàþùèõ çàäà÷. Ìíîãèå ñïåöèàëèñòû óêàçûâàþò íà ñëîæíîñòè â ñèìâîëèçàöèè, ïåðåíîñå íàâûêîâ èç îäíîé ñèòóàöèè â äðóãóþ. Òàêîìó ðåáåíêó òðóäíî ïîíÿòü ðàçâèòèå ñèòóàöèè âî âðåìåíè, óñòàíîâèòü ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûå çàâèñèìîñòè. Ýòî î÷åíü ÿðêî ïðîÿâëÿåòñÿ â ïåðåñêàçå ó÷åáíîãî ìàòåðèàëà, ïðè âûïîëíåíèè çàäàíèé, ñâÿçàííûõ ñ ñþæåòíûìè êàðòèíêàìè.  ðàìêàõ ñòåðåîòèïíîé ñèòóàöèè ìíîãèå àóòè÷íûå äåòè ìîãóò îáîáùàòü, èñïîëüçîâàòü èãðîâûå ñèìâîëû, âûñòðàèâàòü ïðîãðàììó äåéñòâèé.

    Îäíàêî îíè íå â ñîñòîÿíèè àêòèâíî ïåðåðàáàòûâàòü èíôîðìàöèþ, àêòèâíî èñïîëüçîâàòü ñâîè âîçìîæíîñòè, ñ òåì ÷òîáû ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ ê ìåíÿþùèìñÿ îêðóæåíèþ, ñðåäå, îáñòàíîâêå.

     òî æå âðåìÿ èíòåëëåêòóàëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü íå ÿâëÿåòñÿ îáÿçàòåëüíîé äëÿ ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà. Äåòè ìîãóò ïðîÿâëÿòü îäàðåííîñòü â îòäåëüíûõ îáëàñòÿõ, õîòÿ àóòèñòè÷åñêàÿ íàïðàâëåííîñòü ìûøëåíèÿ ñîõðàíÿåòñÿ.

    Ïðè âûïîëíåíèè èíòåëëåêòóàëüíûõ òåñòîâ, òàêèõ, êàê òåñò Âåêñëåðà, íàáëþäàåòñÿ âûðàæåííàÿ äèñïðîïîðöèÿ ìåæäó óðîâíåì âåðáàëüíîãî è íåâåðáàëüíîãî èíòåëëåêòà â ïîëüçó ïîñëåäíåãî. Îäíàêî íèçêèå óðîâíè âûïîëíåíèÿ çàäàíèé, ñâÿçàííûõ ñ ðå÷åâûì îïîñðåäîâàíèåì, â áîëüøèíñòâå ñâîåì ãîâîðÿò î íåæåëàíèè ðåáåíêà èñïîëüçîâàòü ðå÷åâîå âçàèìîäåéñòâèå, à íå î äåéñòâèòåëüíî íèçêîì óðîâíå ðàçâèòèÿ âåðáàëüíîãî èíòåëëåêòà.

    6. Îñîáåííîñòè ðå÷è ó äåòåé ñ ÐÄÀ

    Ó äåòåé ñ ÐÄÀ îòìå÷àåòñÿ ñâîåîáðàçíîå îòíîøåíèå ê ðå÷åâîé äåéñòâèòåëüíîñòè è îäíîâðåìåííî – ñâîåîáðàçèå â ñòàíîâëåíèå ýêñïðåññèâíîé ñòîðîíû ðå÷è. Ïðè âîñïðèÿòèè ðå÷è çàìåòíî ñíèæåííàÿ (èëè ïîëíîñòüþ îòñóòñòâóþùàÿ) ðåàêöèÿ íà ãîâîðÿùåãî. “Èãíîðèðóÿ” ïðîñòûå, îáðàùåííûå ê íåìó èíñòðóêöèè, ðåáåíîê ìîæåò âìåøèâàòüñÿ â íå îáðàùåííûé ê íåìó ðàçãîâîð. Ëó÷øå ðåáåíîê ðåàãèðóåò íà òèõóþ øåïîòíóþ ðå÷ü.

    Ïåðâûå àêòèâíûå ðå÷åâûå ðåàêöèè, ïðîÿâëÿþùèåñÿ ó íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ äåòåé â âèäå ãóëÿíèÿ, ó äåòåé ñ ÐÄÀ ìîãóò çàïàçäûâàòü, îòñóòñòâîâàòü èëè áûòü îáåäíåííûìè, ëèøåííûìè èíòîíèðîâàíèÿ. Òî æå ñàìîå îòíîñèòñÿ è ê ëåïåòó.

    Ïåðâûå ñëîâà ó äåòåé ïîÿâëÿþòñÿ îáû÷íî ðàíî.  63% íàáëþäåíèé ýòî îáû÷íûå ñëîâà: “ìàìà”, “ïàïà”, “äåäà”, íî â 51% ñëó÷àåâ îíè èñïîëüçîâàëèñü áåç ñîîòíåñåíèÿ ñî âçðîñëûì. Ó áîëüøèíñòâà ñ äâóõ ëåò ïîÿâëÿåòñÿ ôðàçîâàÿ ðå÷ü, êàê ïðàâèëî, ñ ÷èñòûì ïðîèçíîøåíèåì. Íî äåòè ïðàêòè÷åñêè íå ïîëüçóþòñÿ åþ äëÿ êîíòàêòîâ ñ ëþäüìè. Îíè ðåäêî çàäàþò âîïðîñû; åñëè òàêîâûå ïîÿâëÿþòñÿ, òî íîñÿò ïîâòîðÿþùèéñÿ õàðàêòåð. Ïðè ýòîì íàåäèíå ñ ñîáîé äåòè îáíàðóæèâàþò áîãàòóþ ðå÷åâóþ ïðîäóêöèþ: ÷òî-òî ðàññêàçûâàþò, ÷èòàþò ñòèõè, íàïåâàþò ïåñåíêè. Íåêîòîðûå äåìîíñòðèðóþò âûðàæåííóþ ìíîãîðå÷èâîñòü, íî, íåñìîòðÿ íà ýòî, ïîëó÷èòü îòâåò íà êîíêðåòíûé âîïðîñ îò òàêèõ äåòåé î÷åíü ñëîæíî, èõ ðå÷ü íå ñî÷åòàåòñÿ ñ ñèòóàöèåé è íèêîìó íå àäðåñîâàíà. Äåòè íàèáîëåå òÿæåëîé, 1-é ãðóïïû, ïî êëàññèôèêàöèè Ê.Ñ. Ëåáåäèíñêîé è Î.Ñ. Íèêîëüñêîé, ìîãóò òàê è íå îâëàäåòü ðàçãîâîðíûì ÿçûêîì. Äëÿ äåòåé 2-1 ãðóïïû õàðàêòåðíû “òåëåãðàôíûå” ðå÷åâûå øòàìïû, ýõîëàëèè îòñóòñòâèå ìåñòîèìåíèÿ “ÿ” (íàçûâàíèå ñàìîãî ñåáÿ ïî èìåíè èëè â òðåòüåì ëèöå – “îí”, “îíà”).

    7. Îùóùåíèå è âîñïðèÿòèå ó äåòåé ñ ÐÄÀ

    ïñèõîëîãè÷åñêèé äåòñêèé àóòèçì ìûøëåíèå

    Îñîáåííîñòè âîñïðèÿòèÿ íàáëþäàþòñÿ ó 71% äåòåé, äèàãíîñòèðîâàííûõ êàê èìåþùèõ ÐÄÀ (ïî äàííûì Ê.Ñ.Ëåáåäèíñêîé, 1992). Ê ïåðâûì ïðèçíàêàì “íåîáû÷íîñòè” ïîâåäåíèÿ äåòåé ñ ÐÄÀ, êîòîðûå çàìå÷àþòñÿ ðîäèòåëÿìè, îòíîñÿòñÿ ïàðàäîêñàëüíûå ðåàêöèè íà ñåíñîðíûå ñòèìóëû, ïðîÿâëÿþùèåñÿ óæå íà ïåðâîì ãîäó æèçíè.  ðåàêöèÿõ íà ïðåäìåòû îáíàðóæèâàåòñÿ áîëüøàÿ ïîëÿðíîñòü. Ó ÷àñòè äåòåé ðåàêöèÿ íà “íîâèçíó”, íàïðèìåð èçìåíåíèå îñâåùåíèÿ, íåîáû÷àéíî ñèëüíàÿ. Îíà âûðàæàåòñÿ â ÷ðåçâû÷àéíî ðåçêîé ôîðìå è ïðîäîëæàåòñÿ äëèòåëüíîå âðåìÿ ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ äåéñòâèÿ ðàçäðàæèòåëÿ.

    Ìíîãèå äåòè, íàîáîðîò, ÿðêèìè ïðåäìåòàìè çàèíòåðåñîâûâàëèñü ñëàáî, ó íèõ òàêæå íå îòìå÷àëîñü ðåàêöèè èñïóãà èëè ïëà÷à íà âíåçàïíûå è ñèëüíûå çâóêîâûå ðàçäðàæèòåëè, è âìåñòå ñ òåì ó íèõ îòìå÷àëè ïîâûøåííóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ñëàáûì ðàçäðàæèòåëÿì: äåòè ïðîñûïàëèñü îò åäâà ñëûøíîãî øóðøàíèÿ, ëåãêî âîçíèêàëè ðåàêöèè èñïóãà, ñòðàõà íà èíäèôôåðåíòíûå è ïðèâû÷íûå ðàçäðàæèòåëè, íàïðèìåð ðàáîòàþùèå â äîìå áûòîâûå ïðèáîðû.

     âîñïðèÿòèè ðåáåíêà ñ ÐÄÀ îòìå÷àåòñÿ òàêæå íàðóøåíèå îðèåíòèðîâêè â ïðîñòðàíñòâå, èñêàæåíèå öåëîñòíîé êàðòèíû ðåàëüíîãî ïðåäìåòíîãî ìèðà. Äëÿ íèõ âàæåí íå ïðåäìåò â öåëîì, à îòäåëüíûå åãî ñåíñîðíûå êà÷åñòâà: çâóêè, ôîðìà è ôàêòóðà ïðåäìåòîâ, èõ öâåò. Ó áîëüøèíñòâà äåòåé íàáëþäàåòñÿ ïîâûøåííàÿ ëþáîâü ê ìóçûêå. Îíè ïîâûøåíî ÷óâñòâèòåëüíû ê çàïàõàì, îêðóæàþùèå ïðåäìåòû îáñëåäóþò ñ ïîìîùüþ îáíþõèâàíèÿ è îáëèçûâàíèÿ.

    Áîëüøîå çíà÷åíèå èìåþò äëÿ äåòåé òàêòèëüíûå è ìûøå÷íûå îùóùåíèÿ, èäóùèå îò ñîáñòâåííîãî òåëà. Òàê, íà ôîíå ïîñòîÿííîãî ñåíñîðíîãî äèñêîìôîðòà äåòè ñòðåìÿòñÿ ïîëó÷èòü îïðåäåëåííûå àêòèâèðóþùèå âïå÷àòëåíèÿ (ðàñêà÷èâàþòñÿ âñåì òåëîì, ñîâåðøàþò îäíîîáðàçíûå ïðûæêè èëè êðóæàòñÿ, ïîëó÷àþò óäîâîëüñòâèå îò ðàçðûâàíèÿ áóìàãè èëè òêàíè, ïåðåëèâàþò âîäó èëè ïåðåñûïàþò ïåñîê, íàáëþäàþò çà îãíåì). Ïðè ÷àñòî ñíèæåííîé áîëåâîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè ó íèõ íàáëþäàåòñÿ ñêëîííîñòü ê íàíåñåíèþ ñåáå ðàçëè÷íûõ ïîâðåæäåíèé.

    Çàêëþ÷åíèå

    Àóòèçì è ñõîäíûå ñ íèì íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî è ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ âñòðå÷àþòñÿ äîñòàòî÷íî ÷àñòî, îíè ìîãóò áûòü íå ñâÿçàíû âïðÿìóþ ñ èíòåëëåêòóàëüíûìè âîçìîæíîñòÿìè, è ðåáåíîê ñ ïîäîáíûìè îñîáåííîñòÿìè ìîæåò ïîÿâèòüñÿ â ëþáîé øêîëå. Ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè òàêèå äåòè ïðåäñòàâëÿþò îñîáóþ ïðîáëåìó äëÿ ó÷èòåëÿ òåì, ÷òî ïëîõî âõîäÿò â ðåæèì çàíÿòèé, òðåáóþò èíäèâèäóàëüíîãî ïîäõîäà, ïîñòîÿííîãî ïîáóæäåíèÿ è ïîääåðæêè; òåì, ÷òî íå óìåþò îáùàòüñÿ ñ äðóãèìè äåòüìè íà ïåðåìåíå, è ò.ä. Íåâîçìîæíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî àäàïòèðîâàòüñÿ ê íåîæèäàííûì èçìåíåíèÿì â ðåæèìå øêîëüíîé æèçíè ÷àñòî ñòàâèò àóòè÷íîãî ðåáåíêà ïîä óãðîçó ýìîöèîíàëüíîãî ñðûâà.

    Âûõîä èç ýòèõ òðóäíîñòåé òðàäèöèîííî âèäèòñÿ ïåäàãîãàìè â îïðåäåëåíèè òàêîãî ðåáåíêà íà èíäèâèäóàëüíîå äîìàøíåå îáó÷åíèå ïî ïðîãðàììå, ñîîòâåòñòâóþùåé åãî èíòåëëåêòóàëüíûì âîçìîæíîñòÿì. Ïðè ýòîì ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî ïðèâû÷íûå óñëîâèÿ ðîäíîãî äîìà ïîçâîëÿò åìó ìàêñèìàëüíî èñïîëüçîâàòü ñâîþ ñïîñîáíîñòü ó÷èòüñÿ. Îïûò, îäíàêî, ïîêàçûâàåò, ÷òî èíäèâèäóàëüíîå äîìàøíåå îáó÷åíèå íå ïîäõîäèò òàêîìó ðåáåíêó ïðåæäå âñåãî ïîòîìó, ÷òî íå ñïîñîáñòâóåò åãî ñîöèàëüíîìó ðàçâèòèþ. Äëÿ íåãî âàæíî íå ñòîëüêî íàêîïëåíèå çíàíèé è îñâîåíèå íàâûêîâ, ñêîëüêî ïðèîáðåòåíèå âîçìîæíîñòè âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè ëþäüìè, ñïîñîáíîñòü èñïîëüçîâàòü ñâîè çíàíèÿ è óìåíèÿ â ðåàëüíîé æèçíè. Îáó÷åíèå æå â óñëîâèÿõ äîìà ëèøü ñîçäàåò ïî÷âó äëÿ âòîðè÷íîé àóòèçàöèè òàêîãî ðåáåíêà.

    Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

    1. Áàøèíà Â.Ì. Ðàííèé äåòñêèé àóòèçì/Èñöåëåíèå: Àëüìàíàõ. – Ì., 1993.

    2. Ãèëáåðã Ê., Ïèòåðñ Ò. Àóòèçì: ìåäèöèíñêèå è ïåäàãîãè÷åñêèå àñïåêòû. – ÑÏá.: ÈÑÏèÏ, 1998.

    3. Ëàâðåíòüåâà Í.Á. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà äåòåé ñ àóòèçìîì // Äåôåêòîëîãèÿ, 2003 – ¹2.

    4. Ìàíåëèñ Í.Ã. Ðàííèé àóòèçì. Ïñèõîëîãè÷åñêèå è íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ìåõàíèçìû/ Í.Ã. Ìàíåëèñ // Øê. çäîðîâüÿ. -1999. – ¹2.

    5. Íèêîëüñêàÿ Î.Ñ. Àôôåêòèâíàÿ ñôåðà ÷åëîâåêà. Âçãëÿä ñêâîçü ïðèçìó äåòñêîãî àóòèçìà. – Ì., 2000.

    6. Îñíîâû ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. ñðåä. ïåä. ó÷åá. çàâåäåíèé / Ë. Â. Êóçíåöîâà, Ë. È. Ïåðåñëåíè, Ë. È. Ñîëíöåâà è äð.; Ïîä ðåä. Ë. Â. Êóçíåöîâîé. — Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð “Àêàäåìèÿ”, 2002. — 480 ñ.

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник