Особенности развития ребенка с психопатией

Особенности развития ребенка с психопатией thumbnail

«Мой сын отказывается учиться в школе и грозится уйти из дома!» – говорит одна моя приятельница. Другая жалуется на пятнадцатилетнюю дочь: «Ну совсем стала неуправляемая, грубит, курить начала!» «Это переходный возраст, девочки, – отвечаю им, – то ли еще будет!» Шутки шутками, но пубертатный кризис – это один из самых тяжелых периодов жизни человека, от которого во многом зависит его дальнейшее поведение в обществе. О психических особенностях становления личности ребенка и проявлении различного рода психопатий поговорим с психоневрологом кризисного центра для подростков г. Томска Оксаной Чуфистовой.

Психопатии и их причины

Что происходит с детьми в возрасте 12-16 лет, почему иногда ранее спокойные дети начинают себя вести неадекватно?

– Изменения в психике подростка связаны, прежде всего, с гормональной перестройкой организма, с наступлением периода полового созревания. Перестройка нервной системы ребенка вызывает личностные расстройства, которые называются психопатиями. Психопатии бывают трех видов:

  • Шизоидные, шизотипические, параноидные;

  • Пограничные, антисоциальные, нарцисстические, истерические;

  • Зависимости по типу уходов (замыкание в себе, алко и наркозависимости, дромомания), одержимость какой-то идеей, пассивно-агрессивные, когда ребенок подавляет в себе эмоции.

Причин таких расстройств несколько.

Первая группа причин конституционального характера (психогенные), то есть главную генетическую роль играют биологические факторы. В то же время «дурная» наследственность может проявить себя только в определенных ситуациях. Если жизненный кризис продолжается длительное время, то вероятность возникновения конституциональной психопатии наиболее высока.

Вторая группа причин – так называемые, органические психопатии. Их основой является приобретенная после рождения вследствие травм или инфекционных заболеваний органическая недостаточность, минимальная мозговая дисфункция (ММД). Это локальное повреждение головного мозга, которое выражается в незрелости высших психических функций в том или ином возрасте и проявляется в поведенческих, речевых и двигательных реакциях ребенка. Распространенным примером ММД является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержка речевого развития (ЗРР), дисграфия (нарушение письма), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение навыков счета).

Третья группа – «краевая», определяется влиянием среды на развитие ребенка. К этой группе относятся типы воспитания: гиперопека, гипоопека, педагогическая и социальная запущенность, безконтрольность и безнадзорность ребенка. Также причиной возникновения психопатии в подростковом возрасте может стать травмирующая ситуация в семье, например, жесткое воспитание, развод родителей, смерть близкого.

Чаще всего возникновение той или иной психопатии обусловлено рядом вышеперечисленных причин. Например, у ребеночка были наследственные предпосылки, к ним присоединилась ММД и негативное влияние среды по типу педагогической запущенности.

Этапы формирования психопатий

Получается, что психопатии, проявляющиеся в подростковом возрасте, не возникают сами по себе, а формируются с самого рождения?

– Условно формирование психопатий можно разделить на три этапа.

I этап – раннее детство, когда психопатические проявления исчерпываются отдельными элементами проявления: чрезмерное возбуждение, истерики, резкие перепады настроения, аутизация ребенка – замыкание в себе. Клиническая картина психического расстройства еще недифференцирована, изменчива, подвижна и фрагментарна. Отдельные аномальные черты еще не дают основания вычленить именно психопатическую структуру поведения. Но уже на этом этапе родители могут обратить внимание на расстройства поведения, гиперактивность, заторможенность, аутичность или речевые нарушения. Эти симптомы уже дают повод, чтобы обратиться к неврологу за разъяснениями. Часто психопатии путают с акцентуациями, когда ребенок проявляет особенности характера в пределах нормы, какие-то черты при этом наиболее усилены, вследствие чего ребенок становится более уязвимым и нервным. Акцентуации – это не психическое расстройство, поэтому своеобразное поведение малыша требует длительного наблюдения.

Особенности развития ребенка с психопатией

На II этапе – формирование психопатии в пубертатный период развития ребенка, проявляется мозаичность клинической картины. Отмечается взаимозаменяемость психопатической симптоматики многообразием возрастных особенностей: инфантилизм, стремление к самоутверждению, реакции отказа, оппозиции, имитации, эгоцентризм и т.п. Также проявляются признаки педагогической запущенности, склонность к сверхценным идеям (параноидальный признак). Со временем один из психопатических признаков начинает занимать доминирующее место. Чтобы диагностировать тот или иной тип психопатии нужно учитывать многие особенности: психическую активность, развитие моторики, подвижность или ригидность психопроцессов, интравертированность или экстравертированность, склонность к невротическим реакциям, организованность. Психопатические сдвиги в подростковом возрасте динамичны и отражают все ресурсы психики. Часто психогенные проявления сочетаются с аффективными расстройствами или замещают их.

III этап – конец пубертатного периода, характеризуется завершением формирования психопатии и проявления всех ее клинических форм. Знание поэтапности формирования психопатии очень важно для постановки диагноза и исключения сходных с психопатией состояний.

Клинические проявления психопатии

– Как отличить психопатию от сходных форм проявления?

– Помимо расстройств в поведении при психопатии наблюдаются психовегетативные расстройства: тремор, побледнение или покраснение кожи, повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, повышенное или пониженное давление. Также изменения могут происходить в питании: булимия или нервная анорексия, в сексуальной жизни: чрезмерная активность или вялость. Во-вторых, при психопатии наблюдаются вегетативно-дистонические депрессии, невралгические меланхолии, апатии. В-третьих, психопатии сопровождаются соматоформной симптоматикой, то есть возникает боль на фоне расстройства психики. В подростковом возрасте как раз преобладает головная боль или боль в животе. Такие расстройства еще называют ипохондрией. Из-за постоянной боли подросток начинает капризничать, проявлять агрессию. Поэтому родителям при проявлении неадекватного поведения подростка, прежде всего, нужно спросить у него: а у тебя ничего не болит. В случае положительного ответа необходимо обратиться к неврологу.

Поведенческие проявления психопатии

– Подростки, с какими чертами характера могут оказаться в группе риска?

– На самом деле психопаты – это люди с ярко выраженными определенными чертами личности еще в раннем детстве, поэтому родителям стоит обращать внимания на особенности поведения детей. Склонные к психопатическим расстройствам дети делятся на несколько групп.

Группа возбудимых. Характерными чертами личности этой группы является чрезмерная раздражительность, доходящая до ярости, вспыльчивость, приступы злобного настроения, эгоистичность, бурное реагирование на ситуацию, властность, нетерпение к мнению других, обидчивость, требовательность, подозрительность, плохая переносимость алкоголя. Ранними проявлениями психопатий у таких детей являются двигательное беспокойство, беспокойный сон с подергиванием, необузданные шалости, быстрая возбудимость, желание во все вмешиваться. В дошкольном возрасте появляются устрашающие сны, сноговорение, переменчивость настроения, мышечные боли. В подростковом возрасте усиливается взрывчатость, колебания настроения, растормаживаются сексуальные влечения, проявляется жестокость, иногда садистские наклонности, нетерпимость к ущемлению своих прав, за счет повышения самооценки снижается заинтересованность учебой. Ребенок протестует против окружающего мира, стремиться сделать назло, мстить, разрушать. К окончанию школы у детей наблюдается интеллектуальная усталость, стремление к алкоголю, сексуальным эксцессам. В тяжелых случаях во взрослом возрасте наблюдаются акты жестокой мести, дромомания, застревание на негативных переживаниях, приступы агрессия, формирование запойного пьянства.

Группа истеричных. Для детей этой группы характерно стремление, во что бы то ни стало, обратить на себя внимание, позерство, театральность, поиск признания, крайний эгоцентризм, внушаемость, косметическая ложь, бегство от проблемы в болезнь, фантазирование, мошенничество, авантюризм. В раннем детстве склонны к паясничанию, подражанию, у истеричных повышена впечатлительность, капризность. В подростковом возрасте – более чем при других формах психопатии, выражен инфантилизм, нелогичность мышления. Такие дети могут закатить истерику, демонстративные рыдания, нанести себе повреждение. Фантазирование проявляется у них как реакция на трудную ситуацию. В школе отмечается эгоцентризм и стремление занять центральное положение любым путем, что выливается в конфликты со сверстниками. Неорганизованность и отсутствие выдержки у таких детей создают конфликт между желаниями и возможностями, поэтому они не удерживаются в школе. Главным механизмом поведения становятся бурные демонстративные истерики.

Группа неустойчивых. В этой группе наибольшее значение имеет повышенная утомляемость, слабость волевых функций, податливость внешнему влиянию, изменчивость интересов. Мышление зависит от эмоционального состояния, наблюдается склонность к внезапным немотивированным решениям, трудность положительной адаптации в коллективе, поиски путей наименьшего усилия. В раннем детстве такие дети повышено возбудимы, раздражительны. С 5 лет появляется любопытство, болтливость, крайняя неорганизованность, неопрятность, разбросанность, активное сопротивление запретам, потеря интереса ко всему, что перестает быть новым. Такие дети, обычно, наделены неплохим интеллектом, хорошим воображением, но у них нет устойчивых склонностей к чему-либо. В подростковом возрасте неустойчивость возрастает, их намерения и поступки становятся непредсказуемыми, усиливается внушаемость, стремление к вымыслам, ослабевает привязанность к родителям. Поведение часто зависит от среды, если такой внушаемый подросток попал в дурную компанию, он моментально перенимает дурные привычки, без раздумий включается в любую авантюру, склонен к злоупотреблению алкоголем и наркотиками. К концу школы психопатические черты приобретают устойчивый характер, на фоне бесхарактерности, лени, беспорядочности усиливаются патологические влечения, что приводит к асоциальному поведению.

Группа астенических и психоастенических личностей отличается повышенной ранимостью, робостью, неуверенностью в себе, плохой выносливостью, склонностью к фобиям, колебаниями настроения, спадам работоспособности, ипохондрии (частые головные боли, боли в области сердца, расстройство сна). У них снижено сексуальное влечение. Психоастеники излишне тревожны, недоверчивы, мнительны, боятся всего нового, у них занижена самооценка. Они самолюбивы постоянно чувствуют неполноту жизни, преувеличивают значение мелких фактов, депрессивны, плохо переносят нарушение привычного образа жизни, нередко склонны к бесполезному мудрствованию.

Группа шизоидов – это патологически замкнутые дети, интроверты, внешне холодны, не умеют налаживать отношения с людьми и остаются вне коллектива. Они склонны к аутистическому фантазированию, причудливому коллекционированию, абстрактным занятиям, сочинению странных рассказов, мечтательны. У них преобладает абстрактное мышление, своеобразная эмоциональность с самого раннего детства, нередко их сверхценные идеи перерастают в параноидальный бред, а все, что связано с их увлечениями вызывает бурные переживания. В подростковом возрасте эгоцентризм усиливается, повышенная самооценка сочетается с чувством собственной неполноценности, возникают депрессии, паранойи, дисфории. Чаще, чем в других группах у этих детей выявляется резкий скачок в развитии личностной патологии по типу вялотекущей шизофрении. К концу пубертата чаще всего шизоидные особенности стабилизируются.

Группа мозаичных представляет собой сочетание всех вышеперечисленных особенностей психопатических групп, доминирующий синдром выделить крайне сложно. В период пубертатного криза та или иная черта проявляет более очерченный характер. Во многом поведение таких детей зависит от внешних обстоятельств, биологических циклов, условий среды и т.п. В связи с этим мозаичные приближаются то к одному, то к другому типу. Иногда происходит сочетание истерических черт с повышенной внушаемостью, взрывчатости и фантазирования.

В любом случае при обнаружении у ребенка усилений каких-либо из патологических черт родителям необходимо обратиться за консультацией к психоневрологу.

Юлия Савельева

Особенности развития ребенка с психопатиейЗадайте вопрос психиатру

Онлайн. Бесплатно

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Источник

РЕФЕРАТ

по теме:

«Особенности развития ребенка с психопатией»

Введение

Психопатия – нарушение поведения у детей, которое часто имеет врожденный характер. Психиатры описывают разные виды психопатий, но одно остается неизменным при всех видах: трудный характер и плохо управляемое поведение.

Как правило, только небольшая часть родителей обращается самостоятельно к психиатрам по поводу нарушения поведения у своих детей. Большинство же родителей либо обвиняют себя в плохом воспитании своих трудных детей и пытаются сами найти выход, либо не обращают на них особого внимания, пока не произойдет что-то плохое, либо смиряются как с данностью. Только такие крайние поступки, как воровство, поджоги, взрывы и пр., заставляют родителей обращаться к специалистам. Дети-психопаты часто расторможены, неуправляемы, взрывчаты, агрессивны. Достаточно рано они могут обратить на себя внимание тем, что им приятно сказать какую-то гадость, не испытывая при этом чувства вины. Такие дети становятся источников постоянных неприятностей как для собственной семьи, так и для окружающих. В крайних они могут стать даже опасными.

Вот почему изучение психопатических состояний имеет особо важное значение для психологии. Ведь самое важное здесь – вовремя заметить отклонения в поведении и развитии ребенка, правильно диагностировать их и провести педагогическую работу. Этим и определяется актуальность нашей работы.

Изучением детской психопатии много занимались ведущие отечественные и зарубежные психологии. Это подтверждает наличие различных точек зрения на причины возникновения и развития психопатии. Взгляды на этот вопрос претерпели изменения, так например, сначала преимущественное внимание уделялось наследственности (Крепелин, Е. Кречмер, Кан, К. Шнейдер, М.О. Гуревич, Е.К. Краснушкин, Н.И. Озерецкий, Т.П. Симсон, Г.Е. Сухарева и др.). Затем причину психопатий начали искать и в экзогенных вредностях: ранних инфекциях, интоксикациях, травмах нервной системы (Биндер, Кох, Циген, С.С. Корсаков, В. X. Кандинский, Т.А. Гейер, В.А. Гиляровский, О.В. Кербиков и др.). Много данных об этом представили в своих статьях детские психиатры (Нобили, Трамер, Слейтер, А.И. Винокурова, В.П. Кудрявцева, С.С. Мнухин, Т.П. Симсон, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Л.С. Юсевич и др.).

Наконец, ряд исследователей (О.В. Кербиков, В.В. Ковалев, В.А. Гурьева и др.) причину возникновения психопатий, наряду с наследственными и экзогенными вредностями, видят в ранней и длительной психической травматизации, неправильных условиях воспитания.

В целом же, на данный момент у ученых нет единого мнения по данному вопросу, что еще раз говорит о его актуальности и несомненной важности.

Следовательно, цель нашей работы можно определить следующим образом: изучить особенности развития детей с психопатией.

Объектом изучения в нашей работе является процесс развития у ребенка психической патологии, сопровождающий процесс целостного развития и формирования личности.

Предмет: ребенок-психопат.

Цель, объект и предмет определяют задачи исследования в нашей работе:

– определить границы понятия «патология» и ее проявления у детей;

– рассмотреть особенности протекания психопатических состояний в развитии ребенка;

– сделать вывод об особенностях развития таких детей.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован при изучении психопатологических состояний у детей и подростков, а также для изучения соответствующих разделов в курсе дефектологи и педагогической психологии.

1. Понятие о психопатии и нарушениях развития у детей

Психопатия – это патологический склад характера, выражающийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к изменчивым условиям внешней среды, неумении подчиняться требованиям, исходящим извне, в повышенной реактивности.[1]

Психопатии возникают в результате различных неблагоприятных факторов: нарушений внутриутробного развития, родовых травм, инфекций и интоксикаций на ранних этапах развития ребенка, наследственного предрасположения, неправильного воспитания, дурных влияний и пр., а также неблагоприятных условий внешней среды, воздействующей на ребенка в процессе его роста и развития.

Причины формирования психопатической личности могут быть правильно поняты только при учете тесного взаимодействия биологических и социальных факторов.

В детском возрасте выделяют четыре основные группы психопатических состояний[2].

1. Органическая психопатия, в основе которой лежит внутриутробное или раннее постнатальное (возникшее после рождения) поражение центральной нервной системы (в этих случаях чаще всего бывает поражена подкорковая область). При органической психопатии резко выявляются общее недоразвитие личности и характера, повышенные влечения (прожорливость, сексуальность, импульсивность, склонность к бродяжничеству и пр.), снижение критики в оценке ситуации и собственного поведения даже при относительно сохранном интеллекте.

Общий фон настроения – с выраженным эйфорическим оттенком (чрезмерная приподнятость); эмоциональные проявления характеризуются чрезвычайной поверхностностью и неустойчивостью.

Характерной чертой поведения детей и подростков при органической психопатии является быстрая реакция на любые внешние впечатления и реализация каждого возникшего желания без учета последствий. Такие дети трудно приспосабливаются к условиям школы вследствие повышенной возбудимости, эмоциональной лабильности, двигательного беспокойства и неумения подчинять свое поведение школьным правилам.

2. Врожденная недостаточность отдельных мозговых систем проявляется в ряде особенностей личности и поведения детей. Для детей этой категории характерны: замкнутость, повышенная впечатлительность, вялость, нерешительность, боязнь нового, затруднения в общении с детьми, предпочтение общества взрослых. Движения таких детей неловки, медлительны. Эмоциональные проявления различны: пассивность, раздражительность, упрямство.

Среди психопатов этой группы встречаются дети с рано пробуждающимся интересом к отвлеченному, значительным интеллектуальным развитием, но плохо приспосабливающиеся к школьной обстановке, беспомощные в самообслуживании, не умеющие себя защитить.

3. Психопатоподобные состояния в детском возрасте могут возникнуть в результате травматических и инфекционных заболеваний центральной нервной системы на более поздних этапах развития ребенка. При этих формах не отмечается грубого изменения всей структуры личности. Психопатоподобные состояния обычно характеризуются повышенной раздражительностью, возбудимостью, общим двигательным беспокойством в сочетании с утомляемостью, снижением работоспособности. Нередко отмечаются головные боли и головокружение. Сочетание сниженной работоспособности с трудностями поведения требует особых приемов лечебно-педагогической работы.

4. Патология развития личности, выражающаяся в патологическом поведении ребенка и изменениях в характере, является следствием психогенных причин (неправильное воспитание ребенка в семье, тяжелые конфликтные переживания в семье и школе и пр.). При патологическом развитии личности наблюдаются повышенная раздражительность, резкие колебания настроения, упрямство, недисциплинированность, без изменения структуры всей личности и снижения критики.

Лекарства при психопатиипрактически никогда не назначают. Это заболевание не лечится медикаментами, можно лишь смягчить или снять его проявления. В ряде случаев на первый план выходит лечение сопутствующих заболеваний: детский алкоголизма, наркомании. Следует учитывать, что эти заболевания значительно усугубляют психопатологический дефект личности ребенка.

По ряду характеристик психопатия располагается в центре оси «норма – аномальное поведение – психическая болезнь»[3].

Психопатия, как аномалия, представляет собой стойкое состояние, свойство психики ребенка. Динамика психопатии ограничивается возрастными изменениями, колебаниями, обусловленными внутренними биологическими причинами, компенсацией и декомпенсацией под влиянием внешних (биологических и социальных) воздействий. В отличие от психического заболевания, психопатия, как правило, не имеет очерченного рубежа своего происхождения; симптоматика ее развивается постепенно, по мере формирования систем, обнаруживающих те или иные аномальные признаки, их взаимодействия со средой.

2. Особенности развития детей психопатов

На развитие психопатического ребенка влияние оказывает, прежде всего, причина возникновения аномалии. Как нами уже отмечалось выше, эти причины могут быть как органического, так и социального характера. Вопрос о роли социального фактора в формировании психопатии в последние годы приобрел значительную остроту.

Как известно, социальная среда оказывает доминирующее влияние на формирование как здоровой, так и аномальной личности.

В исследованиях В.А. Гиляровского, В.Н. Мясникова; В.П. Осипова, Г.Е. Сухаревой, Е.А. Осиповой, В.В. Ковалева и др. указывается на сложные причинно-следственные связи, диалектическое единство социального и биологического факторов в формировании психопатии[4]. Развитие психопатической структуры не может быть объяснено только биологической аномалией. Характер биологической недостаточности мозга определяет лишь основной тип аномального структурного фонда, реализация которого будет зависеть от условий социальной среды, стимулирующей либо тормозящей имеющееся предрасположение.

Взаимоотношения среды и аномальной личности будут значительно более сложными, чем в норме. С одной стороны, аномальный ребенок в силу пониженной способности к самоуправлению сама будет являться источником конфликтной ситуации, в свою очередь вновь усиливающей дезадаптацию психопатического субъекта; с другой – трудности приспособления к социальной среде формируют у него ряд компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований[5].

Источник