Особенности развития ребенка с особенностями развития первого года жизни
6 Окт02141
Александр Зиниград (Израиль): Согласно Этимологическому словарю русского языка М. Фасмера слово «развитие» происходит от французского developpement или от немецкого Entwicklung, которые в свою очередь не что иное, как переводы латинского evolutio, что значит «развертывание».
При поиске словосочетания «развитие ребенка» Яндекс находит 64 миллиона страниц. Здесь и раннее развитие детей, и развитие лидерских качеств, и развитие движений ребенка, и развитие чувств, и развитие речи, и многое, многое другое.
Обычно речь идет о том, как вылепить, создать из вашего ребенка то, к чему вы стремитесь. Как добиться того, чтобы он правильно ел, правильно двигался, правильно говорил, правильно жил…
Мне же, когда речь заходит о развитии детей, представляется ребенок как Божественный дар, своего рода коробка, обвязанная подарочной лентой, затянутой в тугой бант. Мне кажется, что наша роль как родителей в том, чтобы осторожно (спасибо Фасмеру за метафору) развязать, развернуть, раскрыть этот подарок, вернее, помочь ему раскрыться. Помочь, находясь рядом, поддержать, когда он споткнулся, согреть, когда ему зябко, обнять, когда ему грустно, а главное — не мешать, умея отойти в сторону тогда, когда он не нуждается в помощи.
Чем характеризуется физическое развитие детей первого года жизни?
К исследуемым показателям физического развития детей первого года жизни относят: рост (длина тела), вес, окружности груди и головы. Отслеживает изменение этих параметров участковый педиатр. Сравнение полученных результатов с данными центильных таблиц позволяет врачу оценить, нормально ли развивается малыш или есть отклонения.
Особенности физического развития ребенка первого года жизни:
- При оценке физического развития новорожденного ребенка первостепенное значение имеет масса тела, в дальнейшем — рост.
- Важно оценивать не только то, укладываются ли параметры веса и длины тела в возрастную норму, но и то, каково их соотношение между собой. Это называется гармоничностью развития.
- Отклонение показателей роста и веса ребенка относительно общепринятых стандартов далеко не всегда свидетельствует о какой-либо патологии. Развитие каждого ребенка уникально.
- При наличии явных отклонений в физическом развитии ребенка важно соотносить полученные результаты с параметрами нервно-психического развития ребенка. Это необходимо для выяснения причин данной проблемы и выбора способов ее устранения.
Особенности развития и воспитания детей первого года жизни
Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка, поэтому задачи и содержание воспитательной работы с детьми этого возраста также отличаются.1. Развитие ребенка 1-го года жизни в сравнении с развитием детей более старшего возрастапроисходит наиболее быстро. В 1-й год жизни происходит быстрое физическое развитие ребенка.Масса к 5—6 мес удваивается, а к году утраивается. За первый год жизни рост увеличивается на25 см; меняется соотношение окружности головы и груди; повышается сопротивляемость, налаживается теплорегуляция организма и др. Быстро развиваются функции мозга, рано вырабатываются условные рефлексы со всеханализаторов, увеличивается работоспособность нервной системы, возрастает ее выносливость. Изменяются длительность и характер бодрствования и сна. Длительность спокойного бодрствования увеличивается с 20—30 мин на 1-м месяце до 3—3 1/2 ч к году; уменьшается суточное количество сна — от 18 ч в первые месяцы до 14 1/2 ч — к году. Уже в первые месяцы жизни ребенка можно выработать ритм бодрствования, сна и кормления. Под влиянием активных воздействий взрослых и взаимодействия ребенка с окружающей средой происходят значительные сдвиги в его нервно-психическом развитии. С первых месяцев быстро развивается деятельность всех органов чувств — быстро устанавливаются связи с внешним миром. На 1-м году жизни возникают и усложняются положительные эмоции, которые имеют очень большое значение для общего развития ребенка. Радуясь, маленький ребенок много двигается, что способствует развитию движений. Положительные эмоции являются одним из условий развития на 1-м году жизни подготовительныхэтапов речи. И, наоборот, частый крик, плач ребенка или вялое эмоциональное состояниепонижают жизнедеятельность организма, отрицательно влияют на физическое развитие ребенка и состояние возбудимости его нервной системы. На протяжении 1-го жизни ребенок овладевает основными движениями. В первые месяцы движения ребенка хаотичны и некоординированы, к 1-му году он овладевает самостоятельной ходьбой. Долгое время считали, что движения у ребенка, особенно 1-го года жизни, развиваются в процессе органического созревания, для чего нужно лишь обеспечить хорошие условия его физического развития, т. е. правильное питание и гигиенический уход. Однако изучение проф. Н. М. Щеловановым и его учениками (М. Ю. Кистяковская и др.) развития детей 1-го года жизни, воспитывающихся в различных условиях, показало, что темп и последовательность формирования движений зависят от условий воспитания и воздействий окружающих людей. Например, в одних случаях ребенок, овладев сидением, минует ползание и переходит к самостоятельной ходьбе; в других — ребенок овладевает ползанием, затем сидением и ходьбой. Для развития и активного поведения ребенка 1-го года жизни целесообразно: 1) чтобы он вначале овладел движениями перемены положения и перемещения в пространстве, а затем статическими функциями — способностью сохранять определенное положение тела; 2) чтобы у ребенка вначале оформились целенаправленные движения рук — схватывание видимых предметов — и на их основе развивались общие активные движения (переворачивание, ползание, переступание и т. д.); 3) чтобы вначале ребенок овладел движениями в горизонтальном, а затем в вертикальном положении. Поэтому при воспитании ребенка в семье и в детском учреждении в первом полугодии 1-го года жизни особое внимание следует уделять развитию всех движений в положении на животе, и только во втором полугодии ребенок должен овладеть умением садиться, вставать и ходить. К концу 1-го года формируются элементарные действия с предметами, которые имеют большое значение для сенсорного развития и активной деятельности ребенка. Выполняя даже самые простые действия с игрушками, ребенок знакомится с их свойствами (форма, материал и т. п.). Действия с игрушками делают бодрствование ребенка более активным и спокойным. На 1-м году жизни развиваются подготовительные этапы специфической человеческой функции — речи. Голосовые реакции начинают развиваться с первых месяцев жизни, к году ребенок может уже произносить около 10 простых облегченных слов. Во втором полугодии возникает способность подражать звукам и слогам, происходит развитие понимания речи окружающих. В конце первого года формируется первичное обобщение некоторых слов в речи взрослого. На 1-м году жизни развивается ориентировочная деятельность — основа познавательной деятельности ребенка. Начинается развитие высших психических функций: восприятия, памяти, внимания. На 1-м году жизни ребенок осваивает основные умения во время процесса кормления, он учится есть из ложки, пить из чашки. У ребенка можно воспитать навык опрятности. На протяжении 1-го года жизни формируются как положительные, так и отрицательные привычки. Например, при правильной организации воспитания с первых месяцев жизни можно приучить ребенка в определенное время быстро засыпать без укачивания и других дополнительных воздействий, есть с аппетитом, играть не только при участии взрослого, но и без него. Обеспечение своевременного физического и нервно-психического развития каждого ребенка является первой и основной задачей воспитания детей 1-го года жизни, что возможно только при создании определенных условий и если ребенок получает необходимые воздействия со стороны взрослых и достаточное количество впечатлений из окружающей среды. 2. На 1-м году жизни у детей проявляется тесная взаимозависимость физического и нервно- психического развития. Отсутствие или недостаточность воздействий на нервно-психическое развитие детей, в частности на развитие у них положительных эмоций и движений, отрицательно влияет на их физическое развитие и может быть одной из причин гипотрофии (Н. М. Щелованов). В то же самое время положительно-эмоциональный тонус обусловливается физическимсостоянием детей. Значительно легче вызвать улыбку и развивать движения у здоровых, физически крепких детей, чем у ослабленных. В бодром, хорошем состоянии дети лучше воспринимают воздействия окружающих и активно реагируют на них. 3. У новорожденного ребенка проявляется потребность в сенсорной и двигательной активности. Уже в первые часы жизни можно вызвать зрительную ориентировочно-двигательную реакцию. Ребенок реагирует движением глаз при действии движущегося светового раздражителя (движение светящейся лампочки). Двигательная активность новорожденного определяется наличием внешних и внутренних раздражителей. Недостаток внешних впечатлений и обездвиженность с первых месяцев жизни приводят к задержке в развитии ребенка. 4. Отличительной чертой детей первого года является ярко выраженная эмоциональность. Все реакции на окружающее носят выраженный эмоциональный характер. Однако эмоциональное состояние детей 1-го года жизни очень неустойчивое, они легко переходят от положительных эмоций к отрицательным и наоборот. 5. Характерной особенностью детей этого возраста является большая ранимость их организма и относительно низкая сопротивляемость к различным заболеваниям. Несмотря на то что на протяжении 1-го года жизни постепенно налаживается терморегуляция организма ребенка и он начинает лучше приспосабливаться к различным условиям, часто на его здоровье влияют изменения температуры и других условий окружающей его среды. Нарушения в режиме дня — запаздывание в кормлении или укладывании спать, недосыпание ребенка, несоблюдение правильной организации и методики проведения гигиенического ухода и бодрствования ребенка — приводят к различным заболеваниям и отрицательно влияют на возбудимость нервной системы детей 1-го года жизни. При воспитании детей этого возраста особенно большое внимание должно быть обращено на организацию режима дня и правильное проведение гигиенического ухода, процесса кормления, сна и бодрствования. 6. Уже в первые месяцы жизни общение с окружающими взрослыми становится потребностью и основным видом деятельности ребенка. Для того чтобы обеспечить своевременное и нормальное развитие детей этого возраста, взрослые должны не только вовремя и правильно удовлетворять их органические потребности (своевременно кормить, укладывать спать и т. д.) и создавать условия для их бодрствования, но и специально заниматься с ними, с целью формирования новых умений. 7. Следующей особенностью является высокая пластичность организма, в частности нервной системы, детей 1-го года жизни, этим объясняется большая зависимость их развития от окружающей среды и в особенности от воспитательных воздействий взрослых. На протяжении первого года жизни значение различных умений ребенка на разных этапах различно. Вследствие быстрого темпа развития первый год делится на следующие качественно отличающиеся периоды: от рождения до 2 1/2—3 мес (в этом возрасте выделяется период новорожденности до 3—5 нед); от 2 1/2—3 до 5—6 мес; от 5—6 до 9—10 мес; от 9—10 мес до 1 года каждый из периодов имеет свои качественные особенности. Поэтому задачи и содержание воспитания рассматриваются по отдельным периодам. В каждом периоде выделяются наиболее значимые для общего развития ребенка умения, так называемые «ведущие» линии. Эти умения определяют развитие и поведение ребенка в данном возрасте и имеют прогрессивное значение для его дальнейшего развития. Например, от 5—6 до 9—10 мес ведущим является развитие ползания, понимания речи взрослого, подражание звукам, слогам и простым действиям окружающих. Благодаря этим умениям расширяется ориентировка в окружающем, развиваются движения и первичные действия с предметами, изменяется форма общения со взрослым. Все это благоприятно сказывается на дальнейшем развитии ребенка. С конца периода новорожденности на протяжении всего 1-го года жизни наряду с выполнением общих задач воспитания в каждом возрастном периоде особое внимание следует уделять развитию этих ведущих линий. Однако при воспитании ребенка нельзя ограничиваться только их развитием, необходимо создавать также условия и воздействовать на развитие и других умений и способностей, тем самым обеспечить всестороннее гармоническое развитие ребенка и его положительное поведение
Основные показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни
К основным показателям нервно-психического развития ребенка первого года жизни относятся: ориентировочные реакции со стороны органов зрения и слуха, развитие эмоций, общие движения и движения руками, развитие речи, развитие умений и навыков.
Развитие ребенка первого года жизни по месяцам отражает эти основные параметры. Для удобства оценки нервно-психического развития ребенка разработаны удобные таблицы, в которых отражены срок появления тех или иных навыков и то, как они совершенствуются. Отклонения в развитии малыша вызывают много тревог у родителей, но не все они обоснованы. Каждый ребенок уникален и может развиваться по своему индивидуальному «графику».
Причины нарушения психомоторного развития детей первого года жизни многообразны. Главным образом, оказывает влияние то, как протекла беременность и роды, здоровым ли родился малыш. Не менее важно то, в какой среде растет малыш и то, достаточно ли времени уделяют родители его развитию. Исходя из причин возможных отклонений от нормы в развитии детей первого года жизни, предлагаются определенные мероприятия по развитию и воспитанию, а при необходимости, и по лечению и реабилитации ребенка.
Особенности речевого развития ребенка первого года жизни
Речь играет основополагающую роль в развитии человеческого существа, открывая перед человеком безграничные возможности. Некоторые родители ошибочно считают, что речевое развитие ребенка первого года жизни начинается с появления первых слов, то есть ближе к году. На самом деле, развитие речи начинается с рождения. Возможность слышать разговоры родителей, нахождение в своей языковой среде, «купание» в языке необходимы для нормального развития речи. Так, некоторые глухие дети не разговаривают только из-за того, что они не слышат звуков, хотя у них нет дефектов, мешающих говорить.
Этапы развития речи детей первого года жизни практически одинаковы, хотя их временные рамки могут отличаться. Первыми проявлениями речи являются плач и крик. Следом за ними появляется «гуление» (в 1,5-2 месяца). Это тихие или горловые звуки, которые содержат отдельные гласные. Все дети гулят примерно одинаково, не зависимо от национальности и родного языка.
Следующая стадия развития речи — появление лепета (в 5-6 месяцев). Это основополагающий этап на пути овладения языком. Лепет младенцев уже имеет отличия в зависимости от языка и этнической принадлежности.
В 7-8 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги, он много слушает и старается подражать разным звукам. В этом возрасте он же очень много понимает, как отдельные слова, так и целые фразы. Хотя пройдет еще несколько месяцев, прежде чем он начнет произносить первые слова. Так, к году словарный запас ребенка составляет около 10 простых слов.
Если у родителей есть хоть малейшее беспокойство относительно речевого развития ребенка, стоит обсудить этот вопрос с педиатром. Задержки речевого развития могут быть как его индивидуальной особенностью, так и признаком некоторых патологических состояний.
Возрастные особенности детей от 0 до 1 года
17 Июня 2020 12:06
Количество
В первый год жизни ребенок развивается очень стремительно. На что же следует обратить внимание родителям в этот период? Следует помнить, что до года закладываются основные привычки ребенка, формируются склонности и его личностные особенности. В дальнейшем развитие малыша зависит от его воспитания именно в этот временной период. Условно период развития ребенка от 0 до 1 года можно разделить на четыре этапа. Каждый этап охватывает, примерно, три месяца. Первый этап (от 0 до 3 месяцев). На данном этапе родителями осуществляется уход и присмотр за ребенком, удовлетворение его физиологических потребностей. Это очень важно! Так как, в это время у вашего ребенка формируется доверие к окружающему миру, и от того как качественно за ним ухаживали родители (вовремя ли меняли пеленки, кормили, переодевали) зависит то, как в дальнейшем малыш будет относится к окружающему миру. Очень важно уделить внимание формированию сенсорного восприятия малыша. Родителям надо с ребенком разговаривать, петь песенки, рассказывать потешки, играть. Это способствует сенсорному развитию ребенка: зрения, слуха, координации движений. Второй этап длится от 3-х до 6-ти месяцев. Чем больше родители будут разговаривать с малышом, включать ему различные жанры музыки, обращать внимание на различные звуки природы (пение птиц, шум ветра, шелест листвы и т.д.), тем активнее и быстрее малыш начнет гулить, агукать, лепетать, улыбаться. Если ребенок в три месяца вам улыбнулся можно сказать, что эмоциональное развитие вашего малыша своевременно. Третий этап (от 6 до 9 месяцев) характеризуется непоседливостью и любознательностью ребенка. Он становится во много раз активней, любознательней, непоседливей, начинает познавать окружающий мир самостоятельно, так как в этот период дети начинают сидеть, ползать, пытаются изучать содержимое шкафов. Необходимо предоставить вашему ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Однако в этот период родителям надо быть очень внимательными и не забывать о безопасности вашего ребенка. В любое время для ребенка очень важна игровая активность, так как с помощью игры он познает мир. Не является исключением и ранний возраст (до года). В этом возрасте полезны такие игры как ладушки, сорока-ворона. В это же время родитель показывают ребенку и части лица: носик, глазки зубки, ушки, лобик. Четвертый этап продолжается от 9 месяцев до 1 года. Ребенок учится ходить самостоятельно, возрастает интерес к общению со взрослыми. В этот временной отрезок родители начинают знакомить своего малыша с формами предметов и их размером. Можно начинать сортировать различные предметы: машинки с машинками, кубики с кубиками, собирать пирамидку, матрешку и т.д. Родителям следует помнить, что в любом периоде для ребенка, крайне важно, тесное общение с мамой и папой. Постоянно следует разговаривать с ребенком, объяснять, поощрять, хвалить, но и не допускать негативных действий. Кроме того, все мы знаем, что для формирования здорового психического развития необходима доброжелательная атмосфера в семье. Так как, отношения, складывающиеся, между родителями лягут в основу поведения вашего ребенка.
Источник