Особенности развития ребенка с нарушением зрения первого года жизни
Марина Фомина
Особенности развития ребенка раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения
По данным ВОЗ за последние годы заметно возросла рождаемость детей с различными зрительными нарушениями.
А. И. Каплан, анализируя причины детской слепоты, свидетельствует о возрастающем значении к началу 60-х годов врожденных аномалий развития и заболеваний органа зрения, а также последствий заболеваний ЦНС (атрофия зрительного нерва, заболевания сетчатки, врожденная катаракта, микрофтальм). Повысился удельный вес различных наследственных факторов генной и хромосомной природы.
Начиная с 50-х годов ХХ в, одним из распространенных заболеваний, приводящих к слепоте, стала Ретролентальная фиброплазия, развивающаяся у недоношенных детей весом менее
1800-1900гг, вследствие общего недоразвития организма и неадекватного кислородного режима.
По данным ВОЗ врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения в начале 60-х годов составляли 64,9% от всех тяжелых зрительных патологий у детей, с начала 90-х годов это число составляет уже более 80%.
Многие авторы (А. Н. Гнеушева, М. И. Земцова, А. И. Каплан.
Н. Б. Лурье) отмечают, что у отдельных детей зрительный дефект сочетается с отклонениями в нервно-психической сфере.
В результате, слепые и слабовидящие дети представляют сложную и разнообразную группу. Они различаются по причинам, по степени снижения зрительных функций, зрительной патологии, по течению и степени прогрессирования заболевания глаз, по своим зрительным возможностям, общему состоянию здоровья, выраженности вторичных отклонений и т. д. Это обуславливает разные функциональные возможности детей.
Данные специальной психолого-педагогической литературы
(А. М. Витковская, М. И. Земцова, Н. Б. Лурье, И. С. Моргулис, Л. И. Плаксина, Л. В. Рудакова, Г. П. Свиридюк, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош) указывают на то, что в возрасте трех лет ребенок с тяжелым нарушением зрения уже имеет серьезные отставания в психомоторном развитии, игровой и познавательной деятельности, и отмечаются различные вторичные отклонения в развитии. Корни этого
отставания лежат в том, что пропускается сензитивный период в развитии ребенка. Не имея возможности усваивать жизненный опыт по подражанию, слепой ребенок воспитывается стихийно, без учета особенностей его развития, восприятия окружающего мира.
Такие специалисты как Т. П. Головина, А. Г. Литвак, В. Радулов,
Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова настаивают о необходимости создания системы воспитания, которая будет предупреждать появление вторичных отклонений в развитии ребенка с тяжелым нарушением зрения и понимая того, что это возможно лишь при условии тесного союза тифлопедагогов и семьи.
Основополагающим является тот факт, что психическое развитие слепого ребенка протекает по тем же закономерностям, что и развитие зрячего ребенка (Л. С. Выготский).
Л. И. Солнцева указывает на то, что по характеру реакций и системе поведения слепые дети до трехмесячного возраста мало чем отличаются от зрячих детей того же возраста. Слепые от рождения младенцы поворачивают глаза к источнику звука и смотрят на свои руки, но позже такие межсенсорные координации исчезают (Фридман1964). Отставание возникает, когда у нормально видящего ребенка зрение включается в контроль за выполнением двигательных актов, благодаря чему его двигательные способности начинают развиваться стремительно быстро. Из-за недостатка стимула для движения к предметам окружающего у слепого тормозит развитие двигательных навыков, а отсутствие координирующей и коррегирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев. Появление стереотипных движений с 4-5 месяцев. Причину этого явления видят в стремлении малыша к ритмичным движениям, тренировке вестибулярного аппарата, в «голоде» движений в ранний период детства (Л. В. Рудакова, В. А. Феактистова).
Овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, слабовидящих к 1,5 годам,тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни.
Затянувшееся становление вертикального положения и самостоятельного передвижения, боязнь нового пространства, новы предметов задерживают образование и укрепление связи предмет – действие, не способствуют вычленению свойств этих предметов.
Речь слепого и слабовидящего развивается и усваивается в ходе специфически человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.
Общение на всех этапах раннего развития – основное условие развития речи ребенка. Н С. Костючек отмечает определенное своеобразие в динамике речевого развития, выражающееся в малой подвижности артикуляционного аппарата, в дефектах звукопроизношения, нарушения выразительных движений (мимика лица, жесты, сопровождающие устную речь, бедность словарного запаса (вербализм в речи). Волкова Л. С. указывает на то, что замедленное становление речи начинается уже на первом этапе онтогенетического развития. Наиболее же отчетливо оно проявляется на втором этапе (весь период от 6 мес. до 3 – 4 лет). Это объясняется сокращением сферы активного взаимодействия ребенка с окружающим миром, трудностях в организации его предметной деятельности
Особенности в развитии коммуникативных навыков, общения у детей. Ограничение во многих сферах несловесного, невербального общения. Отсутствие контакта глаз, позднее появление улыбки, бедность в мимических проявлениях, невладение жестами. Причину подобных особенностей видят в отсутствии стимулов, невозможности подражания (Л. И. Солнцева, Харли Р. ,ФридманД.)– одного из каналов самостоятельного приобретения знаний.
Ведущей деятельностью в раннем возрасте является для ребенка общение со взрослым, в процессе которого он овладевает знаниями об окружающем мире.
Мало того – оказывается, ребенок не может стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей.
Слепой ребенок должен быть специально обучен тому, чему зрячий обучается сам.
В деятельности формируются новые психические образования и она создает зону ближайшего развития ребенка.
Следующей особенностью развития ребенка с нарушением зрения в раннем возрасте является снижение его познавательной активности, отсутствие мотивации (Л. И. Солнцева, В. М. Сорокин).
В период до трех лет наблюдается значительное отставание в психическом развитии детей с нарушениями зрения из-за возникающих вторичных нарушений, проявляющееся в неточных представлениях об окружающем мире, в недоразвитии предметной деятельности, в замедленно развивающемся практическом общении, в дефектах ориентирования и мобильности в пространстве, в общем развитии моторики.
Источник
К категории детей с нарушениями зрения относятся разнообразные группы детей с разной степенью утраты зрения, многообразием клинических форм, этиологии, патогенеза, с разной структурой и составом нарушенных функций:
- • слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;
- • слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;
- • дети с функциональными нарушениями зрения (с косоглазием и амблиопией).
У слепых и слабовидящих детей преобладающей причиной возникновения глазных заболеваний служит врожденная патология глаз, недоразвитие зрительной системы на фоне общего ограничения здоровья и жизнедеятельности.
Причиной врожденной патологии зрения может быть наследственный фактор, обусловливающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и других видов зрительной патологии; факторов, обусловливающих снижение зрения может, быть несколько.
Возраст наступления зрительного дефекта, его тяжесть или обратимость, а также своевременность его устранения средствами медицинской коррекции имеют решающее влияние на дальнейший ход психофизического развития ребенка.
Относятся к врожденным 80—90% случаев нарушения зрения в детском возрасте. Именно эта категория детей в первую очередь нуждается в ранней комплексной коррекционной медико-психолого-педагоги- ческой помощи, начиная с момента постановки диагноза с использованием новейших технических разработок, включая современные оптические средства, компьютерные технологии и тифлотехнические приборы и приспособления.
Дети с приобретенными нарушениями зрения (травмы, заболевания), возникшими после трехлетнего возраста, находятся в несравнимо лучшем положении по сравнению со слепорожденными. У них сохраняются зрительные образы и опыт, полученный в сфере мобильности, ориентировки в пространстве и общении. Однако и эта категория детей нуждается в определенном объеме специфической образовательной поддержки для обучения способам получения информации на основе сохранных анализаторов и остаточного зрения.
Потеря зрения в более старшем возрасте (дошкольном и школьном) тем более не служит причиной глобальных нарушений познавательной деятельности, однако значительно осложняет качество полисен- сорного восприятия и освоения учебных знаний. Поэтому таким детям также необходима компетентная социально-педагогическая помощь не только со стороны специалистов, но и в условиях семьи, за пределами образовательного учреждения.
Особенности раннего развития детей с глубокими нарушениями зрения описаны в ряде научных работ, в справочных и инструктивных материалах для родителей.
Развитие и поведение слепых детей до трехмесячного возраста по характеру реакций почти не отличаются от развития и поведения зрячих детей этого же возраста. Для ребенка в этот период характерно адекватное реагирование на раздражители, связанные с кормлением, перевертыванием, речью матери, запахом матери и молока, укладыванием в позу кормления.
Однако отсутствие или нарушение зрительного восприятия с первых дней жизни оказывает отрицательное влияние на темпы психического развития. Задерживается формирование дифференцированных восприятий, что в свою очередь снижает познавательную активность слепого младенца в процессе познания окружающего мира.
Многочисленные авторы отмечают отсутствие у слепого младенца интереса к познанию предметов: к игрушкам, натуральным предметам и объектам. Ребенок капризничает, когда его различными способами стимулируют на проявление познавательной активности, и демонстрирует удовлетворенность, когда его оставляют в покое. Специалисты указывают, что для детей с выраженными нарушениями зрения характерны медлительность, малая психическая активность, повышенная истощаемость, утомляемость. В то же время в научных исследованиях показано, что ребенок младенческого и раннего возраста с глубокими нарушениями зрения проявляет стремление к тесному телесному контакту со значимым взрослым, способен дифференцировать «своих» и «чужих», чувствует себя в безопасности, когда находится в обществе знакомых людей, в знакомой обстановке. И наоборот, реагирует изменением поведения (плач, испуг, насильственные движения, стереотипии) на любые изменения среды (предметной, социальной). Постепенно ребенок учится узнавать окружающих его людей по голосам, шагам, запаху, по позе, в которой они его держат.
В первые месяцы жизни в развитии движений слепого и зрячего много общего. Отставания возникнут позже. Статические моторные навыки (сидение, стояние) появляются у незрячих детей раннего возраста в то же время, что и у зрячих, однако незрячие дети значительно позже начинают ползать и самостоятельно ходить.
У видящего ребенка зрение осуществляет контроль позы, двигательных актов, благодаря чему его двигательные способности начинают развиваться очень быстро. Уже в возрасте пять — шесть мес. зрячий младенец способен самостоятельно осваивать двигательные акты. У слепого ребенка возможность такого контроля полностью отсутствует, поэтому развитие основных движений осуществляется при помощи механизмов проприоцептивной чувствительности, т.е. чувствительности мышц и сухожилий. Дети отстают в развитии двигательных навыков, связанных с инициацией собственной подвижности (повороты со спины на живот, перемещение из положения лежа в положение сидя, подтягивание для того, чтобы встать). Задерживается формирование основных локомоторных навыков (ползание, самостоятельная ходьба). Возникающие стереотипии относятся к поведенческому репертуару большинства незрячих детей как следствие зрительной депривации, недостаточной двигательной активности. Значительную задержку претерпевают навыки мобильности (самостоятельное передвижение с опорой на слуховые и тактильные ориентиры), навыки тонкой моторики. Перцептивное и когнитивное развитие младенца начинается с ощупывания и захвата различных объектов.
При формировании захвата предметов наличие зрительно-моторной координации обеспечивает движение руки точно по направлению к объекту, приспосабливая кисть руки и пальцы к размеру предмета, его форме и положению в пространстве. Поэтому незрячие дети со значительным опозданием осваивают предметные действия. Ведь процесс обучения целевым хватательным действиям слепого ребенка осуществляется совершенно иными средствами и происходит по-другому. Для того чтобы схватить звучащий предмет, слепому ребенку надо сначала локализовать его как цель, затем направить движения рук на звук, к акустически локализованной цели без зрительного контроля и только потом захватить предмет, используя аудиопроприоцептивные приспособления. Этот процесс требует большего времени на обучение, на накопление практического опыта. Поэтому незрячие дети усваивают с большим опозданием все навыки, связанные с предметной деятельностью: самообслуживанием, культурно-гигиенические навыки и др. Отсутствие зрительного образца затрудняет, например, такие манипуляции, как зачерпывание пищи ложкой, поднесение ее ко рту и выпускание ложки из рук после окончания еды. Также затруднено усвоение навыков самостоятельного одевания-раздевания, мытья и туалета.
В период примерно от шести месяцев до трех лет слепой ребенок серьезно отстает в психическом развитии. Это выражается в меньшем объеме знаний и представлений об окружающем мире, в значительном формализме речи, ограниченном понимании слов, в менее развитых и нескоординированных движениях артикуляционного аппарата и слабой ориентировке в малом и большом пространстве. Трудности развития компенсации слепоты в этот период связаны с тем, что способы, которыми возможно компенсировать недостатки развития, возникающие в результате слепоты, недоступны в самостоятельной деятельности ребенку младенческого и раннего возраста, его компенсаторные возможности на этой стадии развития очень ограничены.
В этот период особое внимание акцентируют на интенсивном развитии речевого общения, овладении функциональными действиями с предметами, самостоятельной ходьбе в знакомом пространстве, а также на формировании навыков элементарного самообслуживания. Речь позволяет ребенку не только знать, что он находится в центре внимания взрослых, но и запоминать многие из слов, которые он слышит, и ассоциировать их с реальным опытом.
Источник
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Маннанова З.М., педагог-психолог
ГБОУ Белебеевская специальная
школа – сад № 37 «Ягодка» IV вида
Нарушение зрительных функций вызывает ряд отклонений в психическом развитии ребенка. Сложности его развития заключаются в наличии первичного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, возникающих под влиянием существующей аномалии.
Нарушение зрения у детей дошкольного возраста затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к значительному снижению двигательной и познавательной активности.
Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребенка. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, игре, овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. (1,3)
Необходимо иметь в виду, что дети со зрительной депривацией оказываются в стрессовых ситуациях значительно чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства. На это указывали отечественные тифлопсихологи, отмечавшие, что среди слабовидящих можно встретить людей, обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим имеющих такие качества характера, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм. Однако, при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении в различные виды деятельности, происходит формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок, и ребенок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.
Некоторые особенности психических процессов
у детей с нарушением зрения
Особенности внимания. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающая повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности. Из-за недостаточности зрительных функций у детей дошкольного возраста часто нарушено непроизвольное внимание. Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, резкому переходу от одного вида деятельности к другому или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей и поэтому, у детей с нарушениями зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.
Особенности памяти. Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации. Рассматривая специфические особенности памяти у детей с нарушениями зрения, дошкольного возраста, специалисты отмечают, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов – возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушениями зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемым им отклонениями в психическом развитии.
У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти, проявляется слабость сохранности зрительных образов, быстрый распад зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объём кратковременной слуховой памяти у детей с нарушениями зрения достаточно высокий. Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был сформирован образ воспринимаемого объекта, ранее. Слабовидящим свойственно отставание от нормально видящих сверстников в правильности узнавания, специфичности восприятия, для них характерно достаточно большое количество ошибок, отсутствие умения выделять и характеризовать свойства целого образа. Однако включение сохранных анализаторов в процесс узнавания, способствует его результативности. Процессы памяти (сохранение и забывание) зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. Запоминание слабовидящими детьми точных и простых движений требует 8—10 повторений, в то время как нормально видящим сверстникам — 6—8 повторений. Поэтому для усвоения двигательного действия слабовидящим детям требуется большее количество повторений, чем для нормально видящих, так как при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа. Даже небольшие промежутки времени, например каникулярный период, между подкреплениями, отрицательно сказывается на их представлениях, что проявляется в снижении уровня адекватности образов восприятия.
Особенности восприятия. Восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека предметов, окружающего мира в целом, в совокупности свойств. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на полноте, целостности образов отображаемых предметов и действий. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. Если в норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия, то у слабовидящих детей доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Нарушения зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем. Исследования специалистов в этой области показали идентичность нервных механизмов восприятия в норме и при патологии зрения, а также возможность усвоения слабовидящими детьми определенной суммы знаний, умений и навыков.
Особенности мышления. Мышление – это обобщение и опосредованное отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях, отношениях. Тифлопсихологи утверждают, что дети с нарушениями зрения, проходят те же стадии в развитии мышления, и примерно, в том же возрасте могут решать задачи, не опираясь на зрительное восприятие. При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются как у нормально видящих сверстников. Однако наблюдаются некоторые отличия. У детей с нарушениями зрения сужены понятия об окружающем мире, суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены. У слабовидящих детей отмечается преобладание словесно-логического и наглядно-образного мышления. Специфическое развитие ребенка, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных свойств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и позитивные возможности ребенка. Они являются способом приспособления личности к определенному вторичному нарушению развития. (2)
Обобщая выше сказанное, следует отметить, что психическое развитие детей с нарушениями зрения носит специфический характер и несколько отличается от темпа развития нормально видящих сверстников. Опираясь на мнение специалистов можно сделать вывод, что дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию психических процессов. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т.е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия для его жизнедеятельности и развития.
Список литературы
1.Лебединский В.В., Никольская О.С. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.- 204 с.
2.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии / Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
3.Петров В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.
4.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М.Лифанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
Источник