Особенности развития ребенка с дизартрией

Родителей часто беспокоит, что дети с дизартрией хуже других запоминают стихи, с трудом усваивают цвета, геометрические формы и математический счет, медленно обучаются чтению и письму. Все эти проблемы поможет решить педагог-психолог. Но для этого он должен знать портрет ребенка с дизартрией, какие особенности он имеет в развитии речи, познавательной и эмоционально-волевой сферах.

Дизартрия имеет разные степени выраженности: легкую («стертую»), среднюю и тяжелую (анартрию) и проявляется в целом комплексе нарушенных речевых и неречевых компонентов:

  • звукопроизношения;
  • артикуляционной моторики;
  • речевого дыхания и голосообразования;
  • просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи);
  • общей и мелкой моторики;
  • высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоционально-волевой сферы и поведения.

Одно из распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста — стертая дизартрия

По статистике, стертые дизартрии часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи (50–80%); у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи — в 30–40% случаев; у 10% детей диагностируется первичный диагноз «сложная дислалия» в результате комплексного обследования. В анамнезе этих детей можно выявить перинатальную энцефалопатию (ПЭП), хроническую гипоксию, минимальную мозговую дисфункцию (ММД) и другие неврологические патологии различной степени выраженности.

Рассмотрим подробнее особенности детей со стертой дизартрией.

Речевая симптоматика

У дошкольников с дизартрией смазанное и нечеткое звукопроизношение, можно наблюдать фонационные и просодические расстройства речи, нарушено речевое дыхание.

Звукопроизношение. Недостатки звукопроизносительной стороны речи выражены в многочисленных искажениях, смешениях, заменах и пропусках звуков. Наиболее распространенные нарушения: дефект произношения свистящих и шипящих звуков, а также недостатки сонорных [л], [р], [р’].

Дизартрия — это речедвигательное расстройство, при котором нарушена звукопроизносительная сторона речи, характерна недостаточность иннервации речевой мускулатуры, которая возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Расстройства звукопроизношения отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей и вызывают вторичные недостатки письма и чтения.

Интонационно-выразительная окраска речи. У детей-дизартриков снижена интонационно-выразительная окраска речи, может наблюдаться носовой или хриплый оттенок голоса, отсутствует мелодичность и выразительность речи. Так, дети испытывают трудности при передаче голосом различных эмоциональных состояний людей (печаль, испуг, усталость, удивление), особенностей характера животных и сказочных персонажей (сердитый волк, хитрая лиса). При этом тембр голоса тесным образом связан с эмоциональным состоянием ребенка: у детей с преобладанием процесса торможения голос тихий, слабый, истощающийся, немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения голос громкий, резкий, крикливый, срывающийся на фальцет.

Речевое дыхание. Вследствие недостаточности речевого дыхания речь детей приобретает захлебывающий характер. Например, декламируя стихи или повествуя о чем-то, они делают вдох в середине фразы, что превращает их высказывание в речь «на бегу».

Темп речи. Еще одна характерная черта стертой дизартрии — нарушен темп речи. У одних детей он ускоренный, у других — замедленный. Недостатки темпо-ритмической стороны речи видны при отраженном проговаривании за взрослым чистоговорок в ускоренном ритме и при воспроизведении ритмических рисунков путем отхлопывания или отстукивания карандашом по столу. Дети не владеют быстрым, четким проговариванием и совершают многочисленные ошибки в ритмах.

Неречевая симптоматика

Дети-дизартики имеют недостатки в артикуляционной моторике, общей моторике и мелкой моторике рук.

Артикуляционная моторика. Дети с дизартрией медленнее других пережевывают твердую пищу, оставляют недоеденными хлебные корки и комок пищи за щекой. При специальном логопедическом обследовании выявляются следующие нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата: недостаточный объем и амплитуда движений языка (упражнения «качели» и «маятник»), трудности в вытягивании и растягивании губ (упражнения «хоботок» и «улыбка»), быстрая истощаемость и беспокойство языка при попытке удержания его в заданном положении («иголочка», «лопата»), трудности в удержании широко раскрытого рта на счет до 10. Данные недостатки артикуляционной моторики могут сопровождаться гиперсаливацией (повышенным слюнотечением), тремором (дрожанием) и цианозом (посинением) кончика языка. Все описанные проявления обусловлены нарушением иннервации органов артикуляции вследствие неврологической патологии в анамнезе.

Общая моторика. Несмотря на то что у детей с легкой степенью дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, их общая моторика отличается неловкостью и недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, их мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках.

При специальном обследовании можно выявить недостатки статической и динамической координации движений, двигательную диспракию (нарушение произвольных движений) и атаксию (нарушение равновесия). Это проявляется в следующем:

  • неустойчивость при стоянии на одной ноге, особенно с закрытыми глазами (упражнение «Аист»), а также при прыжках на одной или даже двух ногах;
  • затруднения при ходьбе по «мостику», расчерченной мелом дорожке, а также по спортивной скамейке;
  • неловкость при подбрасывании или ловле мяча при броске;
  • трудности при подражании или имитации движений (как идет солдат, летит птица, режут хлеб).

На занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях дети с дизартрией отстают в темпе, ритме движений, при переключении с одного движения на другое.

Особенно заметна моторная несостоятельность на занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключении с одного движения на другое.

В основе всех вышеперечисленных двигательных расстройств лежат органические нарушения центральной нервной системы, проявляющиеся в форме легких парезов, изменениях тонуса мышц, гиперкинезов и патологических рефлексов, что является одним из проявлений ММД и другой неврологической патологии.

Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию они плохо держат карандаш и не любят рисовать, их руки часто напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином, при этом прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов.

Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются по подражанию выполнять различные движения: «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «пальцы рук здороваются» — поочередно соединять одноименные пальцы обеих рук; «колечки» — поочередно соединять большой палец со всеми остальными на одной руке; пробу А.Н. Корнева «кулак — ладонь — ребро».

Читайте также:  Право на уровень жизни необходимый для развития ребенка

Впоследствии дети в школе испытывают трудности в овладении графическими навыками: «зеркальное письмо», замена букв при письме, пропуски гласных и окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма.

Особенности речедвигательного развития детей с дизартрией влияют на их психическое здоровье и вторично вызывают нарушения в познавательной сфере и эмоционально-личностного развития.

Особенности психического развития

Внимание. У детей с дизартрией особенности психического развития проявляются в недостаточной устойчивости и концентрации внимания, в ограниченных возможностях его распределения. Дошкольники быстро теряют интерес к занятию и чтению книг, часто отвлекаются от выполняемых заданий, затрудняются в сравнении и поиске отличий двух похожих картин. Наблюдается синдром дефицита внимания. Всему виной — ослабленность и повышенная истощаемость нервной системы ребенка.

При относительно сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена вербальная (речевая) память, страдает продуктивность и объем запоминания.

Память. При относительно сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена вербальная (речевая) память, страдает продуктивность и объем запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, с трудом могут повторить за взрослым предложение из 4–6 слов, испытывают проблемы при заучивании стихотворений и при счете.

Восприятие. Недостатки восприятия проявляются в трудностях усвоения величины и формы предметов: дизартрики плохо дифференцируют похожие фигуры — круг и овал, квадрат и прямоугольник; путают широкий и узкий, длинный и короткий предметы. Дети не могут сложить из частей целое, например, собрать разрезанную картинку или выполнить конструирование по образцу.

Мышление. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, плохо овладевают количественным счетом и счетными операциями, путают понятия «больше», «меньше».

Особенности речевого дефекта детей с дизартрией влияют на развитие пространственно-временных представлений, им трудно усвоить признаки и последовательность частей суток и времен года, а также некоторых пространственных понятий («спереди», «около», «между»). У детей затруднена дифференциация правой и левой стороны тела, что впоследствии отражается на формировании навыков письма.

Эмоционально-волевая сфера и поведение. Дизартрики имеют разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной гиперактивности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью и капризностью, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Для детей с дизартрией характерна незрелость мотивационно-потребностной сферы.

Вследствие речевого дефекта дети затрудняются в установлении контактов со сверстниками, испытывают проблемы при общении с ними и взрослыми. Иногда родители и педагоги сталкиваются с нарушениями поведения, которые проявляются в виде агрессии и реакции протеста по отношению к окружающим. Перечисленные недостатки говорят об особенностях нервно-психического здоровья детей с дизартрией и требуют пристального внимания специалистов и педагога-психолога.

Для дифференциальной диагностики всех расстройств ребенка с дизартрией необходимо провести комплексное психолого-медико-педагогическое исследование:

  • изучить, провести анализ медико-педагогической документации ребенка, данных его анамнеза и раннего психофизического развития;
  • изучить состояние моторики, высших психических функций, уровень познавательного и эмоционально-личностного развития.

Источник

Дизартрия у детей – расстройство звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением поступления нервных импульсов от головного мозга к языку, щекам, губам (иннервация речевого аппарата).

Типы расстройств при дизартрии у детей

  1. Нарушение звукопроизношения, которое подразделяется на два варианта в зависимости от структуры дефекта:
    • Фонетический вариант – искажение звуков в произношении, но в восприятии звуки противопоставляются как фонемы. Т.е. ребенок произносит звук неверно, но понимает, какой звук должен быть на самом деле.
    • Фонематические нарушения – противопоставление фонем и искажение звуков — когда ребенок произносит звук неверно и не понимает, каким этот звук должен быть.
  2. Нарушение артикуляции – проявляется в том, что объем артикуляционных движений ограничен или невозможен, страдают наиболее тонкие дифференцированные движения. Самым трудным является движение языка вверх, и оно страдает в первую очередь; затем нарушаются боковые движения языка, движение вниз, и меньше всего страдает движение языка вперед.

Кроме изменений объема произвольных движений, нарушается динамика, быстрота движений в сторону замедления, затруднено переключение с одного движения на другое, что меняет и нарушает звукопроизносительную сторону речи, страдает точность артикуляционных движений.

Повышенная истощаемость артикуляционных мышц приводит к тому, что к концу фразы речь ухудшается, становится невнятной. Слабость мышц приводит к нарушению произношения определенных звуков, требующих при произнесении определенной мышечной силы  (смычные [Т], [Д], [К], [Г], губные [Б], [П]).

При дизартрии нарушается иннервация речевого аппарата и мышечный тонус. Отличают повышение мышечного тонуса – спастичность. Снижение мышечного тонуса – гипотония или атония. Меняющийся характер тонуса – дистония.

Непроизвольные движения при дизартрии

При дизартрии у ребенка часто возникают непроизвольные движения, которые бывают трех видов:

  • Гиперкинезы – это движения, наблюдаемые в покое и усиливающиеся при выполнении произвольных движений. Они связаны с поражением подкорковых отделов мозга, проявляются на фоне изменения мышечного тонуса в виде отдельных, хаотичных, неритмичных движений.
  • Тремор – это ритмичные мелкие подергивания, которые наблюдаются на фоне низкого мышечного тонуса, как в покое, так и в произвольных движениях.
  • Синкинезии – это содружественные непроизвольные движения, которые не способствуют выполнению двигательной задачи, возникают только при выполнении произвольных движений.

Восприятие движений у детей

При дизартриях наблюдаются нарушения ощущения или восприятия движений, т.е. речевые кинестезии (например, когда ребенок не понимает, куда двигает рукой). Также характерны нарушения голоса (обычно он глухой, немодулированный), меняется высота голоса, отсутствует возможность произвольной регуляции силы голоса, иногда наблюдается спастическая дисфония (тонический голосовой спазм).

Читайте также:  Оказание помощи семье воспитывающей ребенка с нарушением в развитии

Отличается парез или паралич мышц мягкого нёба. Это приводит к «носовому голосу». Кроме того, характерно расстройство речевого дыхания: укорочен речевой выдох, поэтому в момент речи возникает ощущение нехватки воздуха (судорожные вдохи, доборы воздуха), что ведет к нарушению плавности речи. Нарушены ритмические (соба’ка – соба’ки) и динамические (Лесни’к – лесники’) ударения – это грубо искажает речь.

Для дизартрии характерно нарушение согласованности в работе мышц артикуляционного аппарата и голосообразования.

Особенности развития ребенка при дизартрии

Дизартрия может наблюдаться при нормальном интеллекте, на фоне задержки психического развития и при умственной отсталости – олигофрении, тогда она имеет специфические особенности. При дизартрии специалистами часто применяется логопедический массаж.

Для детей с дизартрией характерны особенности психической деятельности. Например, дети с дизартрией по психической деятельности качественно отличаются от детей с дислалией. Эти отличия проявляются во всех сферах психической деятельности, но они очень тонкие по качеству — органический психосиндром. Он включает нарушения памяти, внимания, процесса возбуждения и торможения, эмоциональную неустойчивость, двигательную расторможенность (беспокойство), отставание в накапливании объема знаний.

При дизартрии всегда имеет место неврологическая симптоматика. Для ребенка с дизартрией характерны специфические гностические расстройства: касается лицевой и артикуляционной мускулатуры, плохо воспринимает и дифференцирует прикосновения к определенным точкам лица и артикуляционного аппарата. При этом может наблюдаться снижение слуха.

Дата публикации: 01.03.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Источник

Автор: Ромашова Лариса Анатольевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Калининграда детский сад №132
Населённый пункт: Калининградская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: “Дети с дизартрией: особенности психоречевого развития.”
Дата публикации: 26.08.2018
Раздел: дошкольное образование

Консультация для воспитателей

Дети с дизартрией: особенности психоречевого развития

Дети

с дизартрией —

особая

категория

дошкольников

и нуждаются

в повышенном

внимании.

Расстройство

речи

накладывает

отпечаток

на формирование

познавательной

деятельности,

тормозит

развитие

коммуникативных

навыков

и может

отразиться

на психическом

здоровье

в целом.

Педагогов и родителей часто беспокоит, что дети с дизартрией хуже

других запоминают стихи, с трудом усваивают цвета, геометрические формы

и математический счет, медленно обучаются чтению и письму.

Дизартрия

это

речедвигательное

расстройство,

при

котором

нарушена звукопроизносительная сторона речи, характерна недостаточность

иннервации

речевой

мускулатуры,

которая

возникает

вследствие

невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Дизартрия имеет разные степени выраженности: легкую («стертую»),

среднюю

и тяжелую

(анартрию)

и проявляется

в целом

комплексе

нарушенных речевых и неречевых компонентов:

звукопроизношения;

артикуляционной моторики;

речевого дыхания и голосообразования;

просодики

(мелодико-интонационной

и темпо-ритмической

стороны речи);

общей и мелкой моторики;

высших психических функций (восприятия, внимания, памяти,

мышления);

эмоционально-волевой сферы и поведения.

Одно

из распространенных

речевых

нарушений

среди

детей

дошкольного возраста — стертая дизартрия

По статистике, стертые дизартрии часто встречаются у детей с общим

недоразвитием

речи

(50–80%);

у д е т е й

с фонетико-фонематическим

недоразвитием

речи —

в 30–40%

случаев;

у 10%

детей

диагностируется

первичный

диагноз

«сложная

дислалия»

в результате

комплексного

обследования.

В анамнезе

этих

детей

можно

выявить

перинатальную

энцефалопатию

(ПЭП),

хроническую

гипоксию,

минимальную

мозговую

дисфункцию (ММД) и другие неврологические патологии различной степени

выраженности.

Рассмотрим подробнее особенности детей со стертой дизартрией.

Речевая симптоматика

У д о ш к о л ь н и к о в

с д и з а р т р и е й

с м а з а н н о е

и нечеткое

звукопроизношение,

можно

наблюдать

фонационные

и просодические

расстройства речи, нарушено речевое дыхание.

Звукопроизношение.

Недостатки

звукопроизносительной

стороны

речи

выражены

в многочисленных

искажениях,

смешениях,

заменах

и пропусках

звуков.

Наиболее

распространенные

нарушения:

дефект

произношения свистящих и шипящих звуков, а также недостатки сонорных

[л], [р], [р’].

Ра с с т ройс т ва

звукопроизноше ния

от рицат е льно

в л и я ю т

на формирование

фонематической

и лексико-грамматической

сторон

речи,

затрудняют

процесс

школьного

обучения

детей

и вызывают

вторичные

недостатки письма и чтения.

Интонационно-выразительная

окраска

речи.

У детей-дизартриков

снижена

интонационно-выразительная

окраска

речи,

может

наблюдаться

носовой

или

хриплый

оттенок

голоса,

отсутствует

мелодичность

и выразительность

речи.

Так,

дети

испытывают

трудности

при

передаче

голосом

различных

эмоциональных

состояний

людей

(печаль,

испуг,

усталость,

удивление),

особенностей

характера

животных

и сказочных

персонажей (сердитый волк, хитрая лиса). При этом тембр голоса тесным

о б р а з ом

с в я з а н

с эмоциональным

состоянием

ребенка:

у детей

с преобладанием процесса торможения голос тихий, слабый, истощающийся,

немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения голос

громкий, резкий, крикливый, срывающийся на фальцет.

Речевое дыхание. Вследствие недостаточности речевого дыхания речь

детей приобретает захлебывающий характер. Например, декламируя стихи

или повествуя о чем-то, они делают вдох в середине фразы, что превращает

их высказывание в речь «на бегу».

Темп речи. Еще одна характерная черта стертой дизартрии — нарушен

темп

речи.

У одних

детей

он ускоренный,

у других —

замедленный.

Недостатки

темпо-ритмической

стороны

речи

видны

при

отраженном

проговаривании

за взрослым

чистоговорок

в ускоренном

ритме

и при

воспроизведении

ритмических

рисунков

путем

отхлопывания

или

отстукивания

карандашом

по столу.

Дети

не владеют

быстрым,

четким

проговариванием и совершают многочисленные ошибки в ритмах.

Неречевая симптоматика

Дети-дизартики имеют недостатки в артикуляционной моторике, общей

моторике и мелкой моторике рук.

Артикуляционная

моторика.

Дети

с дизартрией

медленнее

других

пережевывают

твердую

пищу,

оставляют

недоеденными

хлебные

корки

и комок

пищи

за щекой.

При

специальном

логопедическом

обследовании

выявляются следующие нарушения двигательных функций артикуляционного

аппарата: недостаточный объем и амплитуда движений языка (упражнения

«качели»

и «маятник»),

трудности

в вытягивании

и растягивании

губ

(упражнения «хоботок» и «улыбка»), быстрая истощаемость и беспокойство

языка

при

попытке

удержания

его

в заданном

положении

(«иголочка»,

«лопата»),

трудности

в удержании

широко

раскрытого

рта

на счет

до 10.

Данные

недостатки

артикуляционной

моторики

могут

сопровождаться

гиперсаливацией

(повышенным

слюнотечением),

тремором

(дрожанием)

Читайте также:  Онтогенез развития ребенка по возрасту

и цианозом

(посинением)

кончика

языка.

Все

описанные

проявления

обусловлены

нарушением

иннервации

органов

артикуляции

вследствие

неврологической патологии в анамнезе.

Общая

моторика.

Несмотря

на то, что

у детей

с легкой

степенью

дизартрии

не наблюдается

выраженных

параличей

и парезов,

их общая

моторика

отличается

неловкостью

и недостаточной координированностью,

они

отстают

от сверстников

в ловкости

и точности

движений,

их мышцы

быстро утомляются при функциональных нагрузках.

При

специальном

обследовании

можно

выявить

недостатки

статической

и динамической

координации

движений,

двигательную

диспракию

(нарушение

произвольных

движений)

и атаксию

(нарушение

равновесия). Это проявляется в следующем:

неустойчивость

при

стоянии

на одной

ноге,

особенно

с закрытыми глазами (упражнение «Аист»), а также при прыжках на одной

или даже двух ногах;

затруднения

при

ходьбе

по «мостику»,

расчерченной

мелом

дорожке, а также по спортивной скамейке;

неловкость при подбрасывании или ловле мяча при броске;

трудности при подражании или имитации движений (как идет

солдат, летит птица, режут хлеб).

На занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях дети с дизартрией

отстают в темпе, ритме движений, при переключении с одного движения

на другое.

Особенно

заметна

моторная

несостоятельность

на занятиях

по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме

движений, а также при переключении с одного движения на другое.

В основе всех вышеперечисленных двигательных расстройств лежат

органические

нарушения

центральной

нервной

системы,

проявляющиеся

в форме

легких

парезов,

изменениях

тонуса

мышц,

гиперкинезов

и патологических

рефлексов,

что

является

одним

из проявлений

ММД

и другой неврологической патологии.

Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом

овладевают

навыками

самообслуживания:

не могут

застегнуть

пуговицу,

развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию они плохо держат карандаш

и не любят рисовать, их руки часто напряжены. Особенно заметна моторная

неловкость

рук

на занятиях

по аппликации

и с пластилином,

при

этом

прослеживаются

еще

и трудности

пространственного

расположения

элементов.

Нарушение

тонких

дифференцированных

движений

руками

проявляется

при

выполнении

проб-тестов

пальцевой

гимнастики.

Дети

затрудняются по подражанию выполнять различные движения: «замок» —

сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «пальцы рук здороваются» —

поочередно

соединять

одноименные

пальцы

обеих

рук;

«колечки» —

поочередно соединять большой палец со всеми остальными на одной руке;

пробу А.Н. Корнева «кулак — ладонь — ребро».

Впоследствии

дети

в школе

испытывают

трудности

в овладении

графическими навыками: «зеркальное письмо», замена букв при письме,

пропуски гласных и окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма.

Особенности речедвигательного развития детей с дизартрией влияют

на их п с и х и ч е с ко е

зд о р о в ь е

и вторично

вызывают

н а ру ш е н и я

в познавательной сфере и эмоционально-личностного развития.

Особенности психического развития

Внимание. У детей с дизартрией особенности психического развития

проявляются

в недостаточной

устойчивости

и концентрации

внимания,

в ограниченных

возможностях

его

распределения.

Дошкольники

быстро

теряют интерес к занятию и чтению книг, часто отвлекаются от выполняемых

заданий, затрудняются в сравнении и поиске отличий двух похожих картин.

Наблюдается синдром дефицита внимания. Всему виной — ослабленность

и повышенная истощаемость нервной системы ребенка.

Память. При относительно сохранной смысловой и логической памяти

у детей

снижена

вербальная

(речевая)

память,

страдает

продуктивность

и объем

запоминания.

Они

забывают

сложные

инструкции,

элементы

и последовательность

заданий,

с трудом

могут

повторить

за взрослым

предложение

из 4–6

слов,

испытывают

проблемы

при

заучивании

стихотворений и при счете.

Восприятие.

Недостатки

восприятия

проявляются

в трудностях

усвоения величины и формы предметов: дизартрики плохо дифференцируют

похожие фигуры — круг и овал, квадрат и прямоугольник; путают широкий

и узкий, длинный и короткий предметы. Дети не могут сложить из частей

целое,

например,

собрать

разрезанную

картинку

или

выполнить

конструирование по образцу.

Мышление.

Связь

между

речевыми

нарушениями

и другими

сторонами

психического

развития

обусловливает

специфические

особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для

овладения

мыслительными

операциями,

доступными

их возрасту,

дети

отстают

в развитии

словесно-логического

мышления,

без

специального

обучения

с трудом

овладевают

анализом

и синтезом,

сравнением

и обобщением. Дети затрудняются в установлении причинно-следственных

связей, плохо овладевают количественным счетом и счетными операциями,

путают понятия «больше», «меньше».

Особенности речевого дефекта детей с дизартрией влияют на развитие

пространственно-временных

представлений,

им трудно

усвоить

признаки

и последовательность

частей

суток

и времен

года,

а также

некоторых

пространственных

понятий

(«спереди»,

«около»,

«между»).

У детей

затруднена дифференциация правой и левой стороны тела, что впоследствии

отражается на формировании навыков письма.

Эмоционально-волевая

сфера

и поведение.

Дизартрики

имеют

разнообразные

расстройства

эмоционально-волевой

сферы

и поведения.

У одних

детей

они

проявляются

в виде

повышенной

эмоциональной

возбудимости, раздражительности, двигательной гиперактивности, у других —

в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям

настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так,

начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная

эмоциональная

возбудимость

нередко

сочетается

с плаксивостью,

раздражительностью

и капризностью,

которые

усиливаются

в новой

для

ребенка обстановке и при утомлении. Для детей с дизартрией характерна

незрелость мотивационно-потребностной сферы.

Вследствие

речевого

дефекта

дети

затрудняются

в установлении

контактов

со сверстниками,

испытывают

проблемы

при

общении

с ними

и взрослыми.

Иногда

родители

и педагоги

сталкиваются

с нарушениями

поведения,

которые

проявляются

в виде

агрессии

и реакции

протеста

по отношению

к окружающим.

Перечисленные

недостатки

говорят

об особенностях

нервно-психического

здоровья

детей

с дизартрией

и требуют пристального внимания специалистов.

Для

дифференциальной

диагностики

всех

расстройств

ребенка

с дизартрией

необходимо

провести

комплексное

психолого-медико-

педагогическое исследование:

изучить, провести анализ медико-педагогической документации

ребенка, данных его анамнеза и раннего психофизического развития;

изучить

состояние

моторики,

высших

психических

функций,

уровень познавательного и эмоционально-личностного развития.

Система

психолого-педагогического

сопровождения

детей

с дизартрией

обязательно

включает

логопедическую

работу,

медицинскую

и психолого-педагогическую

помощь.

Такие

дети

нуждаются

в коррекции

недостатков

психоречевого

развития,

эмоционально-личностной и двигательной сфер.

Источник