Особенности развития ребенка раннего возраста в игровой деятельности

 Психолог советует

Особенности игровой деятельности детей раннего возраста

        В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность. Миновав её невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.

        Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми  в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

        Например, уже к концу третьего года жизни дети во многих игровых ситуациях свободно владеют различными способами отображения действительности. Если двухлетний ребёнок, умывая куклу, тщательно воспроизводит все известные ему действия, то на третьем  году он уже способен заменить в игре развёрнутые детальные действия обобщённым – жестом, обозначающим умывание или, не производя действия, заменить его словом («Кукла уже умылась»).        

        Переход от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у малыша способности к абстрактному мышлению, а следовательно, и о важнейших преобразованиях в интеллектуальной сфере.

        На рубеже первого и второго годов жизни игра становится сюжетно-отобразительной. Меняется и её психологическое содержание: действия ребёнка имитируют использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Как можно играть с куклой

«Кукла Маша у нас в гостях»

Цель: закрепить знания о чайной посуде, активизировать речь ребёнка, воспитывать приветливость, заботливость, учить играть с куклой.

Игровые действия: накрыть игрушечный стол для кормления – чаепития куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, придвинуть стул.

Ход игры: Кукла Маша обещала сегодня придти в гости, как мы её встретим?

Скажем здравствуй , Маша. Предложим стул. Мы рады Маша, что ты пришла к нам в гости. Давай угостим Машу чаем?.

Нужно сказать: Иди Мша чай пить.

Ребёнок повторяет приглашение. Маша благодарит.

А какую посуду надо приготовить для чая?

 Правильно, чашку, блюдце, ложечку,  Расставь, пожалуйста, посуду на столе, (ребёнок расставляет, взрослый помогает)

Налей кукле Маша чай  из чайника, (ребёнок наливает) А чем мы будем угощать куклу? Конфетами и печеньем,  (ребёнок ставит тарелку с угощениями перед куклой).

Кукла Маша пробует чай, и он ей кажется невкусным.

Взрослый: Маша, а почему тебе не нравится наш чай?

Маша: он несладкий.

Взрослый: а что мы забыли поставить на стол?

Ребёнок: сахарницу с сахаром.

Правильно Теперь положим сахар в чай . Стало вкусно Обратить внимание на то, что в чайную посуду входит также  и  сахарница – посуда для сахара. После чаепития ребёнок может самостоятельно играть с куклой.

         В жизнь ребёнка новые игрушки должен вносить взрослый. Нужно не просто подарить ребёнку куклу, а обыграть её, заинтересовать ею, побудить к общению с новой игрушкой. « Смотри, какая кукла красивая, давай поиграем с ней».  Игрушка для ребёнка полна смысла. В начале третьего года жизни малыш  не берёт на себя роль, но фактически выполняет её, совершая по отношению к игрушкам (куклам) те действия, которые свойственны определенному лицу. Общения явного ни с кем нет, ребёнок играет один, но вместе с тем его действия одухотворены  воображаемым общением и отражают деятельность взрослых.. Ребёнок, манипулируя куклой, копирует действия взрослых.

         Игрушка – не замена взрослого. Нужно найти такие игры, которые бы нравились и взрослому и малышу, нужно научиться играть с ребёнком. Этим взрослый не только разделит его радости, но включится в его жизнь.

         Игрушка – это и средство общения, и способ организации совместной игры, и предмет, с помощь. Которого можно объяснить так много! Совершенно точно, что самая лучшая игрушка та, которой взрослый и ребёнок играют вместе.

Источник

Екатерина Киреенко
Особенности игровой деятельности детей раннего возраста

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Ведь все, что их окружает, так интересно, да к тому же доставляем массу удовольствий! Свое понимание картины мира и отношение к ней малыши отражают в самой близкой и понятной в них деятельности – игре.

Игра в двойне интересней, когда ребенок чувствует поддержку и заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей. Но к сожалению, папы с мамами, как показывает опыт,редко играют с детьми: одни заняты на работе или по дому, другие не знают, как играть с ребенком, а третьи свободное время отводят на то, что бы позаниматься с ним.

Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Одной из основополагающих задач, стоящих перед сотрудниками детского сада, мы считаем формирование взаимоотношений родителей с детьми в процессе игры.

Для нас важно: создать у родителей представление об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и педагоги.

Учитывая, с одной стороны, чрезмерную занятность взрослых, а с другой – их искреннее желание вырастить детей здоровыми и счастливыми,мы сочли необходимым помочь родителям и организовали для них:

• круглые столы на темы «Роль дидактических игр в умственном развитии детей, «Разнообразие детских игр»;

• семинары – практикумы «Наши помощники игры», «Подвижные игры на отдыхе»;

• консультации «Особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста», «Игры по дороге в детский сад», «Учимся играть вместе».

Читайте также:  Фгбдоу центр развития ребенка детский сад 1475 одинцово

• Прежде чем мы перейдем к характеристике особенностей игровой деятельностей детей раннего дошкольного возраста, рассмотрим определение понятий «игра», «ведущая деятельность». Наиболее подробно понятия «игра», «играть» дает В. Даль (1801 – 1872) – русский писатель, лексикограф, этнограф в «Толковом словаре живого русского языка»: «Игра … то,чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».У него здесь же: «Играть, игрывать… шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделья».

В Советском энциклопедическом словаре понятие игры изложено следующим образом: «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям».

Ведущее положение игры определяется как «…деятельность, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие ребёнка к новой, высшей ступени своего развития» (А. Н. Леонтьев). Общеизвестно, что всем этим признакам отвечает игровая деятельность. Она создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития.

Формирование игровой деятельности ребенка проходит через предметную деятельность. Под предметными действиями понимают исторически сложившиеся, закрепленные за определенными предметами общественные способы их употребления. Носителями предметных действий являются взрослые люди. На предметах не указаны общественные способы их использования, и они не могут быть открыты ребёнком самостоятельно, в ходе простого манипулирования, без помощи и руководства со стороны взрослых. Основным, по мнению отечественных психологов и педагогов, является путь совместной деятельности со взрослыми, в которой взрослые постепенно передают ребёнку общественно выработанные способы употребления предметов.

Д. Б. Эльконин приводит наблюдения, подтверждающие это.Например: «мать причесывает Андрея расчёской для волос. Затем дает расчёску ему в руки, направляет его руку к его волосам, и они вместе производят действие причёсывания. Теперь Андрей, подходя к зеркалу и увидев расчёску для волос, берёт её правильно за ручку, направляет к своей голове и делает несколько движений по волосам или возле них. Очень часто при этом прикасается к волосам тыльной поверхностью расчёски, и конечно, никакого причёсывания не происходит».

Автор приходит к выводу, что образец действия, который взрослые предлагают ребёнку, не может быть усвоен сразу, ибо та физическая форма предметов, которая определяет всю операционно-техническую сторону, еще не выделяется ребёнком.

Ребёнок в раннем детстве принимает из образца действия лишь его общую схему, которая связана с общественным назначением предмета, т. е. только одну сторону предметного действия. Другая сторона – операционно-техническая, котораядолжна учитывать физические свойства предметов, – развивается позже и значительно дольше. Возникают две различные деятельности. Одна – деятельность со значением вещей, с обобщёнными схемами их использования, применительно ко всё более и более разнообразным ситуациям. Вторая – утилитарная деятельность, в которой необходимо добиться результата практического применения предмета.

Действия детей с предметами по их функциональному назначению (отображение действий взрослых, без получения конкретного, практического результата, приводят к формированию игровой деятельности.

В ходе развития приметных действий наблюдается два типа переноса. В первом случае имеет место перенос действия с предметом, усвоенного в одних условиях, в другие условия. Например, ребёнок освоил схему действия причёсывания настоящей расчёской собственной головы, а затем начинает причёсывать куклу, игрушечную лошадку, медведя. Во втором случае имеет место осуществление того же действия, но уже предметом-заместителем, например, действия причесывания, но не расчёской,а деревянной палочкой: себя, куклы, лошадки.

В первом случае предметом, с которым проводилось действие, была расчёска, во втором – куклы и лошадки. В обоих типах переноса осуществляется с одной стороны, обобщение действий, с другой – отделение схемы действий от предмета.

В раннем возрасте впервые происходит замещение одного предмета другим при необходимости дополнить привычную ситуацию действия недостающим предметом отсутствующим в данный момент. То есть появляются зачатки игры.

Игровые действия детейвторого года жизни носят ярко выраженный подражательный характер: ребёнок причесывает куклу расчёской поит мишку из чашки, т. е. выполняет знакомые по опыту действия. Различные ситуации представляют собой ряд отдельных эпизодов, объединённых между собой случайными связями.

При появлении яркого или нового предмета ребёнок легко уходит от сюжета. Его действия снова становятся предметными,процессуальными: ребёнок угощает куклу соком из стакана и сразу начинает многократно переливать из нового кувшина в стакан и обратно (или, накладывая в тарелку «конфеты» – шарики, начинает их катать и бросать). В действиях детейнаблюдается полифункциональное использование предметов: ребёнок вытирает платочком глаза мишки, и тут же платочек становится для того одеялом. Для ребёнка не важен, главное – выполнить необходимое действие.

Итак, к концу раннегодетства появляются следующие предпосылки для перехода к ролевой игре:

– в игру вовлекаются предметы, замещающие реальные предметы, которые называются в соответствии с их игровым значением;

– усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;

– происходит обобщение действий и их отдельных предметов;

– возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и в соответствии с этим называние себя именем взрослого;

– происходит своеобразная «эмансипация», при которой взрослый выступает как образец действий, и вместе с тем возникает тенденция действовать «как взрослый», но самостоятельно.

Литература:

1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ под ред. С. Л. Новосёловой.

Читайте также:  Развитие и формирование ребенка в картинках

2. Сенсорное воспитание дошкольников/ под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – М.: Издательство Академии педогагических наук РСФСР.

3. Умственное воспитание жетей детей раннего возраста/ подред. Е. И. Радиной. – М.: Просвещение.

Источник

1

Особенности игровой деятельности ребенка в раннем

возрасте.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются

взрослыми в целях воспитания и обучения

детей различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те

стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность

его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ

переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре

ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка,

его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Уже в раннем возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно

в игре, а не в какой – либо другой деятельности, быть самостоятельным, по

своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать

игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные

трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Особенности игры детей раннего возраста.

В раннем возрасте игра постепенно становится

самой любимой и естественной деятельностью ребенка. Ребенок включается

в разнообразные виды игровой деятельности: творческие сюжетные игры

с игрушками, игры-имитации, сопровождаемые

текстом и звукоподражаниями, игры со строительным материалом.К двум

годам ребенок уже способен отображать в игре простейшие действия

с предметами, подражая действиям взрослого (кормит и укладывает

спать куклу, прокатывает машинки и др.). Ребенок передает

несложный сюжет из нескольких игровых действий. Во второй половине

раннего возраста ведущая форма общения ребенка с взрослым ситуативно-

деловая. Это общение протекает на фоне предметной

или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве

с взрослым. В то же время на этом этапе возрастного развития

в общении ребенка с взрослым происходят существенные изменения,

которые связаны с появлением речи. Интенсивное развитие активной

и пассивной речи в этот период приводит к тому,

что это общение все более становится, не только предметно-действенным, но

и речевым. Дети все чаще обращаются к взрослому, пользуясь словами,

и лучше понимают речь взрослого. Развитие активной и пассивной речи на

третьем году жизни является важным показателем психического развития

ребенка. Речь в этом возрасте включена в общение,

2

она формируется и развивается, прежде всего, как средство

общения с взрослым.

На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает

ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты.

Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он

уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями,

знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо

умеет пользоваться ими.

Во второй половине раннего возраста существенно возрастает

познавательная активность ребенка. Познавательная активность и предметная

деятельность тесно связаны между собой и представляют

собой две стороны одного процесса. Познавательная активность

проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий,

интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования

предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных

задач. Ее отличительной чертой на третьем году жизни является

настойчивое стремление к достижению результата,

что побуждает ребенка обращаться за

помощью к взрослому и более внимательно, чем раньше, следовать его

инструкциям и пояснениям. Все это позволяет судить об ориентации детей на

новые источники знания о предметном мире, интересе к предмету, об их

готовности воспринимать и усваивать информацию о скрытых свойствах

предметов и стремиться к ее получению из всех возможных источников.

К концу раннего детства для ребенка становится значимым не только

процесс действия, но и его результат. Например, важно подмести пол, а не

просто изобразить движение руки с веником. С середины третьего года

жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому,

общепринятому результату, например, правильно сложить пирамидку,

сделать домик из кубиков в соответствии с образцом и пр. Важным

компонентом в структуре предметной деятельности становится

появление способности самостоятельно оценивать полученный

результат в соответствии с исходном замыслом. С возникновением этой

способности ребенок обретает такое важное личностное качество,

как самостоятельность, т. е.

способность без внешних побудителей инициировать,

исполнять и оценивать свои действия. Поэтому целенаправленность

предметной деятельности на данном этапе становится важнейшим ее

параметром.

Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет

ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности

и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает

3

произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых

в своих делах.

Однако, несмотря на относительную самостоятельность,

ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий,

в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого.

Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает

приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается

к взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать

свою деятельность. Поэтому включенность в общение с взрослым остается

важнейшим параметром предметной деятельности ребенка.

На третьем году жизни углубляется дифференциация предметно-

познавательной и игровой деятельности, которая лишь намечалась на

предыдущем этапе. Если предметно-познавательная деятельность

осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-

нормированных действий со знакомыми и малознакомыми предметами, то

Читайте также:  Чем важно раннее детство в развитии личности ребенка

игровая – предполагает элементы творчества

и становление игровых замещений.

Игровая деятельность детей раннего возраста.

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности.

Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго

и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем,

что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое

место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,—

малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много

радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется,

радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата,

общения с взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию

окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много

«экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры

формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие

важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых

задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со

сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру,

первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами

сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются

положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи с

взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро

4

перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и

сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети

очень чутко прислушиваются к

оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности

детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной

стороны, он должен, не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его

игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно

организовать

самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том

случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития

ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития

детей всей группы.

Для социально-личностного развития ребенка большое значение

имеет игра. В народной педагогике игра издавна использовалась

для воспитания и обучения детей. В играх-потешках, в песенках и стишках,

сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей

привлекают простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и

неожиданного, атмосфера радости от совместной с взрослым игры. Богатые

возможности для такого рода игр дают произведения детских поэтов и

писателей.

Их содержание доступно и понятно малышам, они легко заучиваются,

охотно воспроизводятся детьми.

В разнообразных детских играх уникальным образом сочетаются легкость

и удовольствие, с которыми ребенок подражает действиям взрослых,

и развивающий эффект, заложенный в игровых сюжетах и игрушках.

Самые первые игры взрослых с детьми – «Прятки», «Ладушки» и многие

другие включают в себя элементы условности, сочетающие

словесное обозначение и несложные действия персонажа, которые взрослые

многократно адресуют

малышу. Он не

сразу воспринимает такие игры как условные, поначалу его привлекает

в них яркая эмоциональная окраска, возможность побегать, попрыгать,

особые тактильные и вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент,

когда взрослый тормошит, покачивает, подбрасывает малыша.

Вместе с этими приятными переживаниями в жизнь ребенка постепенно

входят действия «понарошку» с разнообразными предметами и игрушками,

зарождается процессуальная игра, которая пронизывает различные виды

деятельности детей. В современной педагогике выделяются: игры-забавы,

дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.

5

К играм-забавам относятся народные: игры-потешки («Ладушки»,

«Сорока», «Едем-поедем», «Баран-баран» и пр.), хороводные («Каравай»,

«Пузырь» и др.), подвижные игры (прятки, салочки, «Третий лишний»,

«Ручеек» и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически

повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и

словами.

В них, как правило, осуществляется непосредственный эмоциональный

контакт участников игры. К играм-

забавам можно отнести и имитационные игры,

в которых дети выразительными движениями и звуками изображают живот

ных, птиц, насекомых, машину, паровоз и др.

Выделение дидактических игр в отдельную группу обусловлено тем,

что в них, как правило, ставится конкретная педагогическая задача.

Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных

действий, восприятия формы, цвета, и т.п. Сюда относятся игры

с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры – лото, домино,

мозаики и пр.

В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации,

отражающие собственный жизненный опыт ребенка, впечатления,

полученные из наблюдений за окружающим, детских книг

и рассказов взрослых.

К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-

драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как

правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание,

посещение магазина, врача и т.п.). В играх-драматизациях разыгрываются

эпизоды сказок, рассказов, стишков.Часто разные виды игр сочетаются

между собой. Например, дидактическая игра может или включать в себя

элементы сюжетной или игр-забав, или сама становится их

частью.

Игры-драматизации часто переплетаются с имитационными играми и т.п.

Все они могут быть подвижными и спокойными,

индивидуальными и групповыми.

Значение игры в развитии ребенка трудно переоценить. Каждая вносит

определенный вклад в его развитие и с этой точки зрения

выполняет дидактическую функцию. Так, в играх-

забавах и подвижных играх развиваются эмоциональная сфера, двигательная

активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями

партнеров. Практически все игры способствуют развитию внимания,

восприятия, мышления, воображения, речи. Сюжетные игры и игры-

драматизации способствуют социальному развитию детей.

Источник