Особенности развития ребенка раннего возраста таблица

Особенности развития ребенка раннего возраста таблица thumbnail

             Возрастные особенности развития детей раннего возраста.

 Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка. Ни в каком периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения  массы и длины тела, развития всех функций мозга. В этом возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность. 
    Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более  подвижным и самостоятельным (позиция «Я сам»). Это требует от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. 
     Главные цели взрослого в отношении ребенка раннего возраста: 
– организовывать предметную деятельность; 
– обеспечивать полноценное физическое, в том числе двигательное развитие;
– формировать речь. 
     Ведущая деятельность – предметная: 
     Действуя с предметами, ребенок второго – третьего года жизни открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку). Однако сколько бы ребенок ни действовал с предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления: ложкой едят, мешают кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т.д. Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый.
     К концу второго – началу третьего года жизни у ребенка на основании повседневной практики действий с игрушками и бытовыми предметами складываются представления об их функциональном назначении, но он еще не вполне владеет способами действий с ними. 
     Постепенно ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослого. 
     В специальных обучающих играх-занятиях ребенок осваивает систему орудийных действий. Например, достает сачком шарик из воды или тянет за веревочку, чтобы придвинуть к себе машинку. Подобные игры имеют чрезвычайно важное  значение для осознания ребенком общего принципа предметного опосредования. 

Чтобы дети осваивали перенос способа действия в другие ситуации и на другие предметы, можно использовать сюжетное конструирование.  Для этой цели хороши различные строительные наборы и простые конструкторы при условии, если детям одновременно дают сюжетные фигурки, сомасштабные с постройками из деталей конструктора. 
     Полезны совместные со взрослым сюжетно-дидактические игры, инсценировки, прослушивание сказок. Воспитатель показывает детям картинки, слайды, мультфильмы, водит их на тематические прогулки, что обогащает содержание игр. 
     Под влиянием предметной деятельности как ведущей в этом возрасте развиваются не только игра, но и другие виды деятельности: сюжетное конструирование, рисование, элементарное  самообслуживание и др. 
     Развитие предметной деятельности подготавливает ребенка к игре. Он хочет все делать сам – в своей самостоятельной сюжетно- отобразительной  игре воспроизводит с помощью предметов-заместителей (кубиков, палочек и игрушек) отдельные простые события повседневной жизни; много и разнообразно играет. 
     Вместе со взрослым ребенок участвует в несложных обучающих и подвижных играх, которые, в свою очередь, обогащают его самостоятельную  сюжетно-отобразительную игру. 
     К концу раннего возраста возникают предпосылки развития ролевой игры.
     Ребенок уже многое знает и умеет, хочет быть не просто «повелителем» вещей, но и «распорядителем» отношений, т  .е. взять на себя роль другого человека, персонажа сказки. 
     В игре впервые проявляется инициатива ребенка в постановке и решении игровой задачи, а это является признаком творческого начала в его деятельности. 

            Базисные характеристики личности к концу возрастного периода

 На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться  предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное  значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1 000 – 1 500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.

У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

 На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.

У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

Источник

Ранний возраст – чрезвычайно важный и
ответственный период психического развития
ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё
только начинается – речь, игра, общение со
сверстниками, первые представления о себе, о
других, о мире. Впервые три года жизни
закладываются наиболее важные и фундаментальные
человеческие способности – познавательная
активность, любознательность, уверенность в себе
и доверие к другим людям, целенаправленность и
настойчивость, воображение, творческая позиция и
многое другое. Следовательно, все эти
способности не возникают сами по себе, как
следствие маленького возраста ребёнка, но
требуют непременного участия взрослого и
соответствующих возрасту форм деятельности.

Общение и сотрудничество ребёнка с взрослым

В общении с близкими взрослыми, которые
помогают ребенку познавать мир “взрослых”
предметов, преобладают мотивы сотрудничества.
Взрослый становится для ребёнка образцом
человеческих действий с предметами. Теперь
необходимо соучастие взрослого, одновременная
практическая деятельность вместе с ним,
выполнение одного и того же дела. В ходе такого
сотрудничества ребёнок одновременно получает и
внимание взрослого, и его участие в действиях
ребёнка и, главное – новые, адекватные способы
действия с предметами.

Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки
предметы, но вместе с предметом передаёт способ
действия
с ним. В совместной деятельности с
ребёнком взрослый выполняет сразу несколько
функций:

  • во-первых, взрослый даёт ребёнку смысл действий
    с предметом, его общественную функцию;
  • во-вторых, он организует действия и движения
    ребёнка, передаёт ему технические приёмы
    осуществления действия;
  • в-третьих, он через поощрения и порицания
    контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Ранний возраст является периодом наиболее
интенсивного усвоения способов действий с
предметами. К концу этого периода, благодаря
сотрудничеству с взрослым, ребёнок в основном
умеет пользоваться бытовыми предметами и играть
с игрушками.

Предметная деятельность и её роль в развитии
малыша

Новой социальной  ситуации развития
соответствует и новый тип ведущей деятельности
ребёнка – предметная деятельность.
  

Предметная деятельность является ведущей
потому,  что именно в ней происходит развитие
всех сторон  психики и личности ребёнка.
Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной
деятельности малыша происходит развитие восприятия,
а поведение и сознание детей этого возраста
целиком определяется восприятием. Так, память в
раннем возрасте существует в форме узнавания,
т.е. восприятия знакомых предметов.

Мышление ребёнка данного возраста носит
преимущественно непосредственный характер –
ребёнок устанавливает связи между
воспринимаемыми предметами. Он может быть
внимателен  только к тому, что находится в поле
его восприятия. Все переживания ребёнка также
сосредоточены на воспринимаемых предметах и
явлениях.

Поскольку действия с предметами направлены в
основном на такие их свойства как форма и
величина
, именно эти признаки являются
главными для ребёнка.  Цвет в начале раннего
детства не имеет особого значения для узнавания
предметов.

Особое значение имеют действия, которые
называют соотносящими и требуют учёта
величины, формы, местоположения различных
предметов.   Характерно, что большинство
игрушек, предназначенных для детей раннего
возраста, (пирамидки, простые кубики, вкладыши,
матрёшки) предполагают именно соотносящие
действия. Когда ребёнок пытается осуществить
такое  действие, он подбирает и соединяет
предметы или их части в соответствии с их формой
или размером.

Богатая и разнообразная сенсорная среда, с
которой малыш активно действует,  является
важнейшей предпосылкой становления внутреннего
плана действия и умственного развития.

Мышление ребёнка, которое осуществляется в
форме внешних ориентировочных действий,
 называют наглядно-действенным. Именно
эта форма мышления характерна для детей раннего
возраста. Малыши активно используют
наглядно-действенное мышление для обнаружения и
открытия самых разнообразных связей вещей и
явлений окружающего их предметного мира.

Овладение речью

Одним из главных событий в развитии ребёнка
раннего возраста является овладение речью.

Ситуация, в которой возникает речь, должна
представлять предметное сотрудничество ребёнка
с взрослым.

В таком предметном сотрудничестве взрослый
  ставит  перед ребёнком речевую задачу,
которая требует перестройки всего его поведения:
чтобы быть понятым, он должен произнести
совершенно определённое слово.

Все эти  достижения становятся возможными
благодаря тому, что ребёнок осваивает грамматическую
форму речи
,  которая позволяет связывать
  между  собой отдельные слова,
  независимо от реального положения тех
предметов, которые они обозначают.

Овладение речью открывает возможность произвольного
поведения ребёнка.
Первым шагом к
произвольному поведению является выполнение
речевых инструкций взрослого
.

Рождение игры

Действия маленького ребёнка с предметами  –
это ещё не игра. Разделение
предметно-практической и игровой деятельности
происходит только в конце раннего возраста.
Сначала ребёнок играет исключительно с
реалистическими игрушками и воспроизводит с
ними знакомые ему действия (причёсывает куклу,
укладывает её спать, кормит, катает в коляске и
пр.)  

Появление потребности в общение со
сверстниками

Очень важным приобретением раннего возраста
является становление общения со сверстниками.
Другой ребенок становится не только
“интересным” предметом, но и партнером по
общению. Первые субъектно-ориентированные
контакты с ровесниками появляются именно в этот
период жизни малыша.

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим
взаимодействием
. Главными характеристиками
такого взаимодействия являются:
непосредственность,  отсутствие предметного
содержания;  раскованность, эмоциональная
насыщенность,  нестандартность
  коммуникативных средств, зеркальное
отражение действий и движений партнёра. Дети
  демонстрируют  и воспроизводят друг перед
другом эмоционально-окрашенные игровые
действия. Общность действий и эмоциональных
  экспрессий даёт им уверенность в себе и
приносит яркие  эмоциональные  переживания.
По-видимому,   такое взаимодействие, даёт
ребёнку ощущение своего сходства с другим,
равным ему существом, которое вызывает бурную
радость.   Получая от сверстника ответную
реакцию и поддержку в своих играх и затеях,
ребёнок реализует свою самобытность и
уникальность
, что стимулирует самую
непредсказуемую инициативность малыша.

Таким образом, ранний возраст – период
интенсивного психического развития ребенка,
которое происходит по нескольким линиям.
Наиболее важными из них являются:

  • развитие предметной деятельности и делового
    общения с взрослым;
  • развитие активной речи ребенка;
  • развитие произвольного поведения;
  • появление игровых замещений;
  • формирование потребности в общении со
    сверстником;
  • развитие самосознания и самостоятельности
    ребенка.

Памятка для воспитателей

Ведущая деятельность раннего детства —
предметная

(совместно с взрослыми, а затем и
самостоятельно).

  • Интенсивно идет сенсомоторное развитие:
    вертикальное положение тела расширяет
    ориентацию в пространстве, освобождает руки для
    манипулирования предметами, исследовательской
    деятельности.
  • Осуществляется речевое общение, развивается
    понимания речи взрослых, увеличивается запас
    слов, происходит овладение лингвистическими и
    грамматическими нормами построения фраз (в 2 года
    ребенок строит предложения).
  • Возникает способность к словесным обобщениям —
    понимать и активно пользоваться языком в общении
    с людьми; речь становится средством развития
    мышления и саморегуляции поведения.
  • Ребенок овладевает предметными действиями:
    действия, и способы обращения ребенка с
    предметами начинают подчиняться
    функциональному назначению этих предметов,
    общекультурным нормам. Предметная деятельность
    обусловливает развитие восприятия, памяти,
    наглядно-образного мышления.
  • Растет любознательность ребенка (Он спрашивает:
    “Что это? Почему? Зачем?”); появляется интерес к
    сказкам, стихам и пр.
  • Появляются игровые действия (игры — подражания
    действиям взрослых).
  • Развивается восприятие (цвета, формы, размера),
    ребенок может выделить устойчивые признаки
    предметов; восприятие способствует развитию
    памяти, мышления (группировка предметов по цвету,
    форме).
  • Происходит становление элементарного
    самосознания (“Я сам”).
  • Начинает формироваться способность к
    произвольной саморегуляции.
  • Ребенок приучается к чистоплотности,
    саморегуляции своих физиологических функций.
  • Возникает ощущение самостоятельности,
    автономности, воли либо зависимости от других,
    пассивности, стыда, сомнение в своих
    способностях регулировать функции организма.
  • Возникает кризис 3 лет как утверждение
    самостоятельности.

Источник

Особенности развития детей раннего возраста.

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период – от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он – исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.    

Второй период – от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.    

Третий период – от 2 до 3 лет.

Это период наиболее  активного  умственного  развития  ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.  

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное.  Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию  или имеющих общее назначение.  Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.[15] В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при 
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

– развитие предметной деятельности;

– развитие общения с взрослыми;

– развитие речи;

– развитие игры;

– приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

– развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению  успеха в деятельности.

 Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник