Особенности развития ребенка раннего возраста степаненкова

Особенности развития ребенка раннего возраста степаненкова thumbnail
Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм но­ворожденного характеризуется широко варьированными физио­логическими особенностями.
Физиологический принцип классификации рождающихся детей не по массе и длине тела, а по при­знакам физиологической зрелости или незрелости обоснован про­фессором И.А. Аршавским. Исследования позволили установить: во все возрастные периоды организм можно считать совершенным и зрелым, если его физиологические функции адаптивно соответ­ствуют его календарному возрасту и тем специфическим услови­ям, с которыми он должен взаимодействовать.

Физиологическая незрелость младенца характеризуется не только отставанием в развитии физиологических функций, возникших у него уже во внутриутробный период, но и более поздним ослабле­нием их интенсивности по сравнению с физиологически зрелым новорожденным.

Сразу же после рождения младенец подвергается резкому холодовому воздействию со значительным перепадом температур. Лю­бопытно, что при этом у новорожденного теплоотдача не только не снижается, но и существенно повышается. Это проявляется расширением сосудов кожи (вазодиляптацией) и тем самым увеличе­нием кровотока в ней. На сниженную температуру среды новорож­денный реагирует потоотделением, которое является средством повышения теплоотдачи. После рождения ребенок приобретает специфическую позу. Она выражается согнутым положением го­ловки по отношению к туловищу, сложенными в локтях ручками, сжатыми в кулачки пальцами (большой палец внутри), согнутыми в коленях ножками, согнутыми к подошве пальчиками стопы. Все эти явления свидетельствуют о сгибательной гипертонии, которая способствует повышению уровня теплопродукции и уменьшению общей поверхности теплоотдачи.

За первые 7 лет жизни ребенок проходит гигантский путь разви­тия, определяющими факторами которого являются окружающая среда и воспитание. Всякий воспитательный процесс начинается с уважения к ребенку как индивиду. Следует отметить, что человечес­кая индивидуальность не только формируется в детстве, но уже су­ществует в этом возрасте. Многие основы индивидуальности опре­деляются особенностями нервной системы, врожденными и уна­следованными, возрастными и приобретенными. Установлено, что огромную роль в развитии ребенка играют свойства нервной систе­мы. Возрастная эволюция мозга ребенка — сложный и многосто­ронний процесс. Л. С. Выготский писал, что развитие ребенка — еди­ный, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс.

Понимание механизмов созревающей нервной системы дает воз­можность понять механизмы нервной деятельности. Согласно Л. О. Бадаляну, он заключается в приеме раздражений из внешней и внутренней среды; в переработке их в нервные импульсы; пере­даче импульсов в центры головного мозга, где они анализируют­ся; в выработке ответной реакции, которая осуществляется при помощи рабочих органов.

В этом состоит принцип рефлекса как основной формы нервной деятельности. Рефлексы варьируются от простого сокращения мыш­цы до появления комплекса общего оживления у грудного ребенка при виде лица матери.

Анализируя принципиальную схему рефлекса, можно просле­дить индивидуальные особенности нервной системы, так как один и тот же раздражитель разные дети воспринимают неодинаково.

Особенности нервной системы отражаются на процессе разви­тия. Совокупность индивидуальных особенностей ребенка состав­ляет «биологический каркас личности», который не только обра­стает в процессе воспитания социальными навыками, но и под­вергается изменениям.

На развитие ребенка и его нервных процессов огромное влия­ние оказывает становление двигательных функций. Их созревание связано с деятельностью двигательного анализатора. Его развитие происходит на базе дистантных рецепторов — зрения и слуха, а также тактильно-мышечного анализатора и играет важнейшую роль в психофизическом развитии ребенка.

В первые полгода жизни развитие движений ребенка характери­зуется выраженностью безусловных рефлексов, на базе которых затем формируются условно-рефлекторные связи, совершенствующиеся в течение всей жизни. Н.И.Касаткин отмечал, что это только у цыпленка все просто: вылупился из яйца — и побежал, тогда как путь становления жизненно важных движений ребенка довольно длителен. В детстве у него формируются важнейшие спо­собы деятельности. Физиологи подчеркивают: чем выше в эволю­ционном ряду стоит животное, тем дольше у него продолжается период детства.

При рождении у человека «автоматических» действий меньше, чем у животных, зато ему свойственна наибольшая способность к обучению. Специфика мозга человека состоит в неограниченной возможности усвоения новых знаний, наибольшей восприимчи­вости не к биологической наследственности, а к «социальному унаследованию», т.е. к усвоению различного рода социальных тра­диций.

Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе врожденных безусловных рефлексов. У физиологически зре­лых новорожденных детей вызванные рефлексы проявляются в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи. Прежде всего это хватательный рефлекс (так, например, новорожденного, ух­ватившегося за пальцы взрослого, можно поднять, его хватка спо­собна выдержать массу тела). Подошвенный рефлекс, который вы­зывается штриховым раздражением поверхности кожи внутренне­го края подошвы, характеризуется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных. Пяточный рефлекс, известный как реф­лекс И.Н.Аршавского, вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной двигательной актив­ности, сочетаемой с гримасой плача, криком. У новорожденного ребенка наблюдается также шагательный, ползательный рефлек­сы. Они постепенно свертываются и вновь формируются под воз­действием воспитания. Развитие нервной системы происходит на базе и других врожденных рефлексов: пищевого, ориентировочно­го, оборонительного, защитного.

С первых недель жизни ребенка у него возникают условные рефлексы на самые различные раздражители (зрительный, слу­ховой и т.п.).

Длительное применение каких-либо внешних раздражителей в определенной последовательности способствует образованию цело­стной системы ответных реакций — динамическому стерео­типу.

Формирование условных рефлексов у ребенка происходит во взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.

Читайте также:  Центры развития ребенка в свао

Центральная нервная система ребенка хранит в себе следы дли­тельной эволюции животного мира. Так, регуляция работы серд­ца, почек и других внутренних органов, автоматические реакции на болевые, температурные раздражители осуществляются при­мерно теми же нервными центрами, что и у многих животных. Но по сравнению даже с высшими млекопитающими у человека чрез­вычайно развита кора больших полушарий, особенно ее лобные отделы.

В нервной системе ребенка одни группы центров, эволюцион-но более древние, исполняют относительно примитивные функ­ции. Эволюционно более новые центры объединяют различные си­стемы организма и выполняют многоплановые сложные действия. Так, центр спинного мозга регулирует работу органов в пределах отдельных участков сегментов тела. Центры продолговатого мозга управляют дыханием и сердечной деятельностью. Центры среднего мозга осуществляют комплексную реакцию всего организма в от­вет на зрительные и слуховые раздражители. В области промежу­точного мозга и в подкорковых узлах происходит интегрирование всех сигналов из внешней и внутренней среды. Как показывают эксперименты, здесь формируется эмоциональное состояние — чувство страха, напряженности, радости, агрессивности. Физио­логи доказали наличие в подкорковых центрах участков, раздра­жение которых вызывает различные эмоциональные состояния: гнев, блаженство, страх, безразличие.

Сложной системой глубинных центров управляет кора больших полушарий. С одной стороны, она без этих структур не может функ­ционировать, а с другой — сопоставляет полученные от них сиг­налы с индивидуальным опытом и руководит активизацией или торможением отдельных нервных центров.

Таким образом, функции коры головного мозга — это способ­ность тонко анализировать обстановку, приобретать и, в случае необходимости, использовать индивидуальный опыт. Одни реак­ции жестко запрограммированы в нервной системе и запускаются как автоматическая последовательность действий, другие — непо­стоянны и видоизменяются в процессе своей реализации.

При правильном воспитании у ребенка можно выработать мно­жество стереотипов. Это в значительной мере облегчает реагирова­ние на окружающие внешние условия, повышает работоспособность нервных клеток. Например, выполнение утренней гимнастики, ежедневных физических упражнений после дневного сна, органи­зация самостоятельной двигательной деятельности формируют сте­реотип и потребность в выполнении этих упражнений в одно и то же время. У ребенка складываются определенные двигательные паттерны — последовательность выработанных действий, которые отражаются на поведении. Становление и изменение паттернов происходит в зависимости от возраста, окружающей среды, осо­бенностей его развития. Тренировку нервной системы младенца необходимо осуществлять с учетом выработанных стереотипов, раз­вивая у него потребность сознательно реагировать на окружающее.

По мере развития нервной системы у ребенка появляются ста­тические и динамические функции равновесия. Возникновение и упрочение этих функций зависит и определяется как внешними, так и внутренними факторами. По утверждению И.М.Сеченова, все произвольные движения у ребенка формируются под влияни­ем социальных условий. Как дитя природы ребенок не нуждается даже в прямохождении. Лишь как социальное существо он начина­ет выполнять жизненно важные движения, которые совершенству­ются в процессе воспитания и обучения.

На становление навыков движения огромное влияние оказыва­ет состояние органов чувств, с помощью которых воспринимается окружающая среда. Следует отметить, что к моменту рождения орга­ны чувств ребенка развиты больше, чем движения.

В исследованиях М. Ю. Кистяковской выявилась определенная последовательность образования связей между двигательным и дру­гими анализаторами. Длительное развитие двигательного анализа­тора у ребенка влияет на становление двигательных функций, ко­торые развиваются на базе дистантных рецепторов, способных вос­принимать раздражители на расстоянии. Это прежде всего системы зрения, слуха и другие анализаторные системы.

Уже на втором месяце жизни устанавливается связь между ки­нетическим и вестибулярным аппаратом. Это проявляется в под­нимании и удерживании головы при разных положениях ребенка: на животе, на спине, в вертикальном положении. В этом же возра­сте возможно образование связи между кинестетическим анализа­тором и слизистой оболочкой губ, ротовой полостью, кожей рук. Это проявляется в сосании пальцев, направлении рук ко рту. Поз­же устанавливаются связи между двигательным анализатором, что выражается у младенца в поднимании руки над лицом и ее рас­сматривании. В возрасте 3,5 — 5 месяцев у малыша появляются бо­лее сложные зрительно-кинетические связи: он направляет руки к подвешенному над кроваткой предмету (погремушке) и захваты­вает ее.

Образование межрецепторных связей способствует образованию сложных функциональных систем, формированию своеобразной иерархии нервных центров с очень сложными отношениями соподчиненности. Многие двигательные акты дублируются на раз­ных уровнях. Это создает высокую надежность осуществления на­выков движения и в то же время способность видоизменять способ действия при внезапно меняющихся условиях.

Л.О. Бадалян, Н. Миронов, изучая физиологию двигательного акта, установили, что самым низким уровнем регуляции движений обладает сегментный аппарат спинного мозга. Клетки каждого сегмента связаны со строго определенной группой мышц и регу­лируют их деятельность. Двигательные нервные клетки постоянно получают информацию от мышечных клеток рецепторов и сухо­жилий. Сегментные аппараты находятся под контролем целой си­стемы двигательных центров головного мозга. Собирая информа­цию от органов чувств всего тела, они решают сложные двига­тельные задачи, требующие участия многих мышечных групп. Од­ной из таких систем является экстрапирамидная система. В ней хранится набор сложнейших двигательных реакций, обеспе­чивающих регуляцию позы, осуществление важных двигательных актов. Хотя у человека экстрапирамидная система редко проявляет себя в «чистом виде», однако она играет существенную роль в об­щей организации моторики. Такие характеристики движений, как плавность, грациозность, ловкость, эмоциональная выразитель­ность во многом зависят от особенностей экстрапирамидной си­стемы. Функции ее отчетливо выражаются в детском возрасте, когда высшие корковые моторные центры еще не окончательно сфор­мированы. По мнению Л.О. Бадаляна и Н. Миронова, именно лю­бовь большинства детей к шумным подвижным играм объясняется особенностью развития экстрапирамидной системы. Дети любят убегать, догонять, прятаться, увертываться; выполнять ритмичес­кие движения, подпрыгивать, прихлопывать, раскачиваться, кру­житься.

Читайте также:  Когнитивное развитие ребенка раннего возраста

К старшему дошкольному возрасту начинает доминировать пирамидная система регуляции моторики. Центры пира­мидной системы формируются в передней центральной извилине головного мозга.

Каждое его полушарие при помощи пирамидной системы свя­зано с противоположной половиной тела. Любопытно утвержде­ние физиологов о том, что если образно представить проекцию тела в передней центральной извилине головного мозга, то полу­чается человек, перевернутый вверх ногами. Примечательна не­пропорциональность этого человека. Кисть и лицо занимают боль­шее место, чем все остальное тело. Основная функция пирамид­ной системы — регуляция произвольных движений, которые усва­иваются в процессе воспитания и обучения. Благодаря пирамид­ной системе ребенок способен к обучению сложным и точным движениям; по утверждению Л.О. Бадаляна, эти возможности без­граничны.

Пирамидная система доминирует в той или иной степени в мо­торике каждого ребенка. Ее ведущая роль формируется постепенно. Чем меньше ребенок, тем слабее у него организована произволь­ная моторика. Мысль и ее двигательное воплощение недостаточносвязаны. В процессе моторного развития ребенка многие двигатель­ные навыки настолько автоматизируются, что нет необходимости вспоминать каждый раз о способах того или иного действия. Спо­собность к автоматизму движений дает множество преимуществ: сознание разгружается от излишней работы, целенаправленная де­ятельность становится более рациональной и имеет большие воз­можности для скорейшего достижения результатов. Готовые фор­мулы движения, запас их фиксируются в основном в теменных долях коры больших полушарий головного мозга. Способность за­поминать движение в целом и использовать его в случае необходи­мости получила название праксиса. Центр праксиса в теменной доле тесно связан с корковым отделом пирамидной системы, а также с ядрами пирамидной системы.

Важнейшим участком двигательной регуляции является моз­жечок. Он, как и вестибулярный аппарат, тесно связан с экстра­пирамидной и пирамидной системами и обеспечивает координа­цию движений и поддержание равновесия тела. От мозжечка за­висят такие характеристики движения, как точность, соразмер­ность мышечного усилия двигательной задаче, твердость поход­ки, способность быстро перераспределять напряженность отдель­ных мышц. Мозжечок обеспечивает координацию как автомати­ческих, так и произвольных движений. Его развитие накладывает отпечаток на целый ряд индивидуальных различий человеческой моторики.

За период детства происходит сложнейший процесс формиро­вания нервной системы. Он многогранен и характеризуется преоб­ладанием процесса возбуждения над торможением.

Для формирования двигательного стереотипа требуется опре­деленная повторяемость и последовательность применения раздра­жителей. Таковыми являются физические упражнения, которые под­бираются соответственно возрасту и проводятся в определенной системе.

Начиная с первого года жизни ребенка необходимо создавать условия для формирования у него произвольных движений, дви­гательных функций как при организации занятий, так и в свобод­ной двигательной деятельности. Под воздействием физических уп­ражнений и подвижных игр происходит становление и тренировка центральной нервной системы, психическое и моторное развитие ребенка. Именно на первом году появляются первые основные жизненно важные движения: развитие кисти руки и, как след­ствие, функций схватывания, бросания, захватывания; к 6—7 ме­сяцам ребенок начинает ползать.

На втором году жизни ребенок овладевает ходьбой, а к концу его начинает бегать.

На втором и третьем году под воздействием воспитания и обу­чения у ребенка качественно совершенствуются навыки бросания, ловли, ползания, лазания.

На третьем году жизни появляются подготовительные к прыж­кам движения, к концу этого возраста ребенок овладевает прыж­ками с движением вперед. К трем годам он не только овладевает почти всеми основными движениями, но и начинает применять их в повседневной жизни.

Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребен­ка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Из­дательский центр «Академия», 2001. – 368 с. С. 52-59.

Источник

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, Степаненкова Э.Я., 2006.

  В пособии впервые освещены общетеоретические вопросы физического воспитания и раскрыты особенности физической культуры дошкольников, дана методика организации двигательной деятельности детей. В подборе гимнастических упражнений акцент сделан на их общеразвивающей направленности, представлена гимнастика для мозга, включая пальчиковую, для развития вестибулярного аппарата, перекрестная для правого и левого полушарий мозга. Дано описание подвижных игр, обосновано их воспитательное воздействие.
Для студентов высших педагогических учебных заведений.

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, Степаненкова Э.Я., 2006

О ЕДИНСТВЕ ОРГАНИЗМА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
С первых мгновений появления на свет ребенок приспосабливается к внеутробному существованию. Он осваивает основные законы жизни. Взаимодействуя с внешней средой, ребенок постепенно приобретает способность к гармонии с ней, и это рассматривается И.П. Павловым как основной закон жизни.

Учитывая потенциальные возможности ребенка, взрослые оказывают воспитательное воздействие на него. Это прежде всего выражается в заботе о физическом здоровье малыша, его духовном, интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии.

Способы индивидуального приобщения ребенка к жизни охватывают естественные и выработанные специально в системе воспитания средства психофизического развития. Они направлены на всестороннее расширение функциональных возможностей организма.

Читайте также:  Беседа с родителем о психическом развитии ребенка

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие.
Часть первая. Общие вопросы теории физического воспитания ребенка.  
Глава 1 Теория и методика физического воспитания ребенка.
1.1.1. Предмет теории физического воспитания и его основные понятия.
1.1.2. Связь теории и методики физического воспитания с другими науками.
1.1.3. О единстве организма и окружающей среды.
1.1.4. Методы исследования в теории физического воспитания.
Глава 2. Развитие теории физического воспитания ребенка.
1.2.1. Зарубежные системы физического воспитания ребенка
1.2.2. Развитие теории физического воспитания ребенка в царской России.
1.2.3. Система физического воспитания ребенка в советский период.
Глава 3. Задачи и средства физического воспитания.
1.3.1. Цель и задачи физического воспитания.
1.3.2. Средства физического воспитания.
1.3.3. Физические упражнения — основное средство физического воспитания.
Часть вторая. Методика физического воспитания и развитии ребенка.   
Глава 1. Возрастные особенности развития ребенка от рождения до 7 лет.
2.1.1. Особенности развития ребенка раннего возраста.
2.1.2. Особенности развития ребенка — дошкольника.
2.1.3. Характеристика программ по физическому воспитанию
Глава 2. Основы обучения и развития ребенка в процессе физического воспитания.
2.2.1. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания.
2.2.2. Принципы физического воспитания.
2.2.3. Методы и приемы обучения ребенка.
2.2.4. Формирование двигательных навыков и воспитание психофизических качеств.
2.2.5. Закономерности формирования двигательных навыков у ребенка в процессе обучения.
2.2.6. Этапы обучения двигательным навыкам.
2.2.7. Методика воспитания психофизических качеств.  
Глава 3. Физическое воспитание ребенка раннего возраста.
2.3.1. Физическое воспитание ребенка первого года жизни.
2.3.2. Физическое воспитание ребенка второго и третьего года жизни.
Глава 4. Гимнастика для детей дошкольного возраста.
2.4.1. Гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка.
2.4 2. Виды гимнастики и их характеристика.
2.4.3. Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Глава 5. Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка. Спортивные игры.
2.5.1. Подвижная игра, ее определение и специфика.
2.5.2. Подвижная игра как средство и метод физического воспитания.
2.5.3. Теория подвижных игр.
2.5.4. Классификация игр.
2.5.5. Методика проведения подвижных игр.
2.5.6. Русские народные подвижные игры.
2.5.7. Развитие творчества в подвижных играх.
2.5.8. Воспитание выразительности движений в подвижных играх.
2.5.9. Спортивные игры для дошкольников.
Глава 6. Спортивные упражнения для дошкольников.
2.6.1. Характеристика спортивных упражнений.
2.6.2. Обучение ходьбе на лыжах.
2.6.3. Обучение катанию на коньках.
2.6.4. Катание на роликовых коньках.
2.6.5. Катание на санках.
2.6.6. Катание на качалках, качелях, каруселях.
2.6.7. Катание на велосипеде.
2.6.8. Обучение плаванию.
Глава 7. Формы организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
2.7.1. Физкультурные занятия дошкольников.
2.7.2. Утренняя гимнастика в детском саду.
2.7.3. Физкультминутка.
2.7.4. Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями.
2.7.5. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
2.7.6. Организация экскурсий и туристских прогулок.
2.7.7. Индивидуальная работа с ребенком.
2.7.8. Организация самостоятельной двигательной деятельности ребенка.
2.7.9. Активный отдых дошкольников.
Глава 8. Планирование и организация работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.
2.8.1. Планирование работы по физическому воспитанию дошкольников.
2.8.2. Организация работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.
2.8.3. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников.
2.8.4. Врачебный контроль.
2.8.5. Медико-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания дошкольников.
2.8.6. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями и одеждой детей.
2.8.7. Санитарно-просветительская работа.
2.8.8. Физическое воспитание ребенка в семье.
2.8.9. Оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями.
Часть третья. Работа методиста в дошкольном учреждении.
Глава 1. Должностные обязанности методиста по физической культуре ребенка.
3.1.1. Основные качества специалиста по физической культуре.
3.1.2. Оформление методического кабинета.
3.1.3. Формы работы методиста по физической культуре ребенка с педагогическими кадрами.
Глава 2. Преподавание курса «Методика физического воспитания и развития ребенка» в педагогическом колледже.
3.2.1. Основные задачи профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию.
3.2.2. Методика проведения учебной работы.
Приложения.
Использованная литература.
Рекомендуемая литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, Степаненкова Э.Я., 2006 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 – pdf
Скачать файл № 2 – djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
– djvu – Яндекс.Диск.

Скачать
– pdf – Яндекс.Диск.

Дата публикации: 21.04.2019 08:08 UTC

Теги:

учебник по физкультуре :: физкультура :: Степаненкова

Следующие учебники и книги:

  • Система профессионального образования в области физической культуры и спорта, учебно методическое пособие для магистрантов, Скутин А.В., 2014
  • Физиология силы, Городничев Р., Шляхтов В., 2016
  • Физическое воспитание дошкольников, Теоретические и методические основы, Малозёмова И.И., 2018
  • Теория и методика обучения физической культуре, Тиссен П.П., Ботагариев Т.А., 2019

Предыдущие статьи:

  • От трех до семи, Янкелевич Е.И., 1977
  • Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития дошкольников, Шишкина В.А., 2011
  • Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет, Прохорова Г.А., 2004
  • Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста, Ефименко Н.Н., 1999

Источник