Особенности развития ребенка раннего возраста шпаргалка

Особенности развития ребенка раннего возраста шпаргалка thumbnail

Особенности развития ребенка раннего возраста

Определение 1

Раннее детство – это особый период становления и развития ребенка в возрасте от 1-го года и до 3-х лет, во время которого происходит интенсивное развитие всех его органов и систем организма, а также функций головного мозга.

Одной из основных особенностей развития ребенка раннего возраста является интенсивное развитие функций головного мозга, что представляет собой фундамент для последующей успешной жизнедеятельности ребенка, его обучения и воспитания. Развитие функций головного мозга у детей раннего возраста происходит не только в соответствии с наследственными факторами, но и под воздействием окружающей среды на организм ребенка. Именно поэтому очень важно в данный период заложить основы для полноценного развития и здоровья ребенка.

Комплекс особенностей развития детей раннего возраста:

  1. Быстрый темп развития организма – ни в один период детства не отмечается такое быстрое увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем.
  2. Наличие особенной взаимозависимости и взаимосвязи между состоянием здоровья и развитием ребенка. От состояния здоровья зависит успешность нервно-психического и физического развития ребенка раннего возраста.
  3. Высокий уровень ориентированности на реакции окружающих. В том случае, если ребенок ограничен в общении и связях с другими людьми, то его развитие замедляется, так как он не имеет возможности получать и перерабатывать информацию. Именно поэтому крайне важно создавать необходимые условия для полноценного и своевременного развития, обогащая жизнь разнообразными впечатлениями.
  4. Обязательное наличие эмоций, которые ребенок переживает в разные режимные моменты, тем самым обогащая свои впечатления и формируя положительные социальные связи с окружающими людьми.
  5. Ведущую роль в жизни ребенка раннего возраста занимает взрослый, который не только обеспечивает условия для его комфортного проживания, но и условия для успешного развития.

Основные направления воспитания детей раннего возраста

В соответствии с особенностями развития детей раннего возраста, принято выделять основные направления воспитания. К ведущим направлениям воспитания относятся умственное, физическое, эстетическое и нравственное, каждое из которых имеет свои задачи.

  1. Физическое воспитание – это целенаправленный организованный процесс по формированию у детей навыков сохранения и укрепления своего здоровья, посредством использования разнообразных методов, средств и приемов.

    Основные задачи физического воспитания детей раннего возраста:

    • охрана здоровья и двигательной деятельности (активности) детей;
    • осуществление полноценного физического развития;
    • формирование культурно-гигиенических навыков.
  2. Умственное воспитание – это планомерное и целенаправленное управление развитием познавательных способностей и разума ребенка, посредством возбуждения у него интеллектуальной деятельности и интереса, вооружения знаниями, а также методами и средствами их самостоятельного приобретения.

    Задачи умственного воспитания детей раннего возраста:

    • овладение действий с предметами;
    • развитие речи, игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, памяти, внимания и т.д.
    • формирование представлений об окружающем мире;
    • формирование основных умственных способностей (сравнение, анализ, обобщение и т.п.);
    • формирование познавательной активности и потребностей (потребность в получении информации, новых знаний, самостоятельном познании мира и т.п.).
  3. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс по формированию у детей нравственных чувств и высокого знания, а также выработка норм и правил поведения.

    Задачи нравственного воспитания детей раннего возраста:

    • формирование навыков эффективного взаимодействия с окружающими;
    • воспитание положительных черт личности (отзывчивость, находчивость, доброта, дружелюбие, инициативность и т.д.);
    • воспитание дружеских взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
    • формирование положительных привычек (здороваться при встрече, убирать за собой игрушки и со стола, благодарить и т.д.);
    • формирование элементарных трудовых умений и навыков, воспитание уважительного отношения к труду.
  4. Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс по формированию у детей умения видеть и ценить прекрасное в окружающем.

    Основные задачи эстетического воспитания детей раннего возраста:

    • воспитание понимания прекрасного, стремление окружать себя красивыми предметами и вещами;
    • умение видеть прекрасное, созданное природой и руками человека;
    • формирование умений по созданию прекрасного собственными руками;
    • гармоничное и полноценное развитие личности ребенка.

Характеристика средств воспитания детей раннего возраста

Средства нравственного воспитания детей раннего возраста:

  1. Собственный пример взрослого.
  2. Одобрение хороших поступков ребенка и осуждение неправильного поведения, противоречащего общепризнанным нормам и правилам.
  3. Создание специальных ситуаций, чтение художественной литературы, просмотр картин и иллюстраций.

Основные средства эстетического воспитания детей раннего возраста:

  1. Ознакомление с природой и природными явлениями, сменами времен года.
  2. Ознакомление с произведениями искусства, музыкой.
  3. Занятия по музыке, пению, рисованию, лепке и т.д.
  4. Совместное прочтение книг и стихотворений, заучивание стишков.
  5. Использование средств народного фольклора (потешки, песенки, прибаутки и т.д.).

Средства физического воспитания детей раннего возраста:

  1. Обеспечение необходимых условий для самостоятельного осуществления личной гигиены.
  2. Использование закаливающих процедур (воздух, вода, солнце и т.п.).
  3. Установление режима дня ребенка, в соответствии с его морфофункциональными особенностями. Соблюдение режима.
  4. Правильная организация питания ребенка.
  5. Обеспечение двигательной активности.

Средства умственного воспитания детей раннего возраста:

  1. Эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком во время собственной деятельности ребенка.
  2. Специальное обучение, которое осуществляет воспитатель на занятиях.
  3. Самостоятельная практика самого ребенка в быту, играх, общении.

Замечание 1

Основные виды деятельности ребенка в раннем возрасте – общение со взрослыми, а также освоение действий с предметами. Для своевременного их развития необходимо создавать оптимальные условия.

Источник

Марина Червякова
Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.

В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период – от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он – исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период – от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период – от 2 до 3 лет.

Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических,подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом,чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

развитие предметной деятельности;

развитие общения с взрослыми;

развитие речи;

развитие игры;

– приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов,стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом,отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник

  • Главная
  • ->

  • Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат)
  • ->

  • Возрастная психология

Основные закономерности психического развития ребенка в младенчестве

Младенческий возраст — период жизни ребенка от рождения до одного года. М. в. подразделяется на 2 фазы:раннее мл-во (2-6м) и позднее (7-12 мес) Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

Первое полугодие жизни является этапом эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями. Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и обычно знаменует переход младенца на новый этап — второе полугодие. Развиваются сенсорные ф-ции.

Во втором полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, общение со взрослым преобразует нос ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (являющейся ведущей на следующем возрастном этапе — в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во втором полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе.

При нормальном физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными локомоциями, учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки. Развивается моторика – позовые, локомоторные и мануальные движения (действия с предметом).

Высоким уровнем развития характеризуются сенсорные процессы: в 2 месяца присутствует константность.

Период младенчества завершается «кризисом первого года», в котором впервые проявляется личность ребенка. Появляется понимание речи и первые формы речевой активности. Ассоциативно-ситуативный х-р речи.

Основные закономерности развития ребенка в раннем возрасте 1-3года

раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами “взрослой” речи.

Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие (“мама идет”), действие и объект действия (“дай булку”, “хочу конфету”), или действие и место действия (“книга там”). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. Речь становиться полноценным средством общения.

Центр линия умств. развития – овладение речью.

  • 1-1.6 года – интенс равитие поним-я, речь почти не разв, речь многозн по значению (ква-ква это и лягушка, и пруд, и вода и кошка..)

  • 1.6 – 3 года – практич овл речью, быстрый рост словаря, вопросы кто это, что это.

Мышление синкретами, в комплексах.

Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание.

Особенности восприятия Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет.

В этом возрасте каждая вещь для ребенка имеет либо притягивающее, либо отталкивающее значение. У него нет равнодушного или «бескорыстного» отношения к окружающим вещам. Т.е. каждая вещь имеет свою валентность.

Внимание и память непроизвольны.

Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

Этапы развития личности:

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности – вообще игнорируют

Распад прежних отношений пра-мы, ребенок приобр относит самостоятельность, свободу передвиж и автономию намерений. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице: “Тата”, “Саша”. Потом, к трем годам, появляется местоимение “я”. Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего “я”, но того, что “я хороший”, “я очень хороший”, Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов.

Сознание “я”, “я хороший”, “я сам” и появление личных действий продвигают” ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Общая схема ворастного развития младенцев

 Особенности развития ребенка раннего возраста шпаргалка

Общая схема возрастного развития ребенка раннего детства

Особенности развития ребенка раннего возраста шпаргалка 

Источник