Особенности развития ребенка раннего возраста курсовая

Процесс развития речи у ребенка. Период подготовления словесной речи. Развитие восприятия, мышления, памяти у детей, вербализация познавательных процессов и возникновение их произвольности. Психические и личностные качества ребенка третьего года жизни.
Подобные документы
Роль речи как психической функции человека. Особенности формирования речи ребенка. Периоды и фазы ее развития в зависимости от возраста. Виды речи с точки зрения ее генеза и связи с другими психическими процессами. Взаимосвязь с мышлением в онтогенезе.
реферат, добавлен 03.11.2019
Речь как инструмент мышления. Соотношение мышления и речи. Особенности процесса речевого развития у детей. Логика и грамматика в становлении речи ребенка. Синтаксическая характеристика внутренней речи. Роль, значение и элементы эгоцентрической речи.
контрольная работа, добавлен 27.06.2012
Роль игры в развитии познавательных процессов ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Роль игровой деятельности в развитии мышления, восприятия, словесно-логической и двигательной памяти. Анализ уровней развития познавательных процессов.
реферат, добавлен 15.05.2012
Характеристика волевой сферы ребенка дошкольного возраста. Анализ влияния развития речи ребенка на его волевую сферу. Изучение роли игровой деятельности для развития волевого и произвольного действия. Разработка психологической характеристики ребенка.
реферат, добавлен 06.11.2014
Важность формирования мышления в психическом развитии ребенка. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников. Задачи и методика исследования особенностей развития мышления у детей с нарушениями речи, специфика коррекционной работы с ними.
курсовая работа, добавлен 05.01.2017
Возникновение и становление возрастной психологии. Динамика психического развития ребенка в пренатальный период. Психические особенности развития ребенка и формирования личности в подростковом и юношеском возрасте. Психическое развитие школьника.
реферат, добавлен 07.11.2016
Эгоцентрическая речь и мышление ребенка. Основные положения теории Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. Этапы психического развития ребенка. Развитие детского мышления от социального к индивидуальному. Различие понятий обычной и эгоцентрической речи ребенка.
реферат, добавлен 21.12.2014
Язык как общественная форма познания. Понятие и функции речи. Процесс становления речевой активности. Этапы становления речи у ребенка и развитие потребности в общении. Особенности психологического облика личности в процессе формирования мышления.
реферат, добавлен 29.03.2017
Описание физических особенностей детей грудного возраста, характеристика и специфика их эмоционального развития. Понятие, сущность и отличительные черты врожденных и приобретенных рефлексов. Формирование памяти и речи, психическая жизнь новорожденного.
контрольная работа, добавлен 09.12.2015
Изучение речи и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. Социально-психологические факторы и условия, влияющие на процесс речевого развития детей. Совершенствование грамматической правильности речи. Закрепление и активизация словаря.
доклад, добавлен 14.03.2019
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Общая характеристика условий психического развития в раннем детстве. Основные психологические новообразования раннего возраста. Рассмотрение кризиса 3 лет как внутренней перестройки по оси социальных отношений. Универсальная значимость эмоций ребенка.
Подобные документы
Понятие раннего возраста. Характеристика теории Эриксона и Фрейда. Структура идентичности: соматическая, личностная, социальная. Анализ уровней развития нравственных суждений. Основные особенности и этапы развития психики ребенка в раннем детстве.
контрольная работа, добавлен 02.03.2012
Характеристика раннего детского возраста, его основные стабильные периоды и отличительные признаки, качественные преобразования. Развитие мышления в раннем детстве. Оценка роли и значения предметных игр в процессе развития детей раннего возраста.
контрольная работа, добавлен 17.01.2010
Характеристика личностного и эмоционального развития ребенка в раннем детстве. Сензитивный период развития речи. Особенности развития предметной деятельности, игры, воображения. Восприятие, внимание, память, мышление в раннем возрасте. Кризис трех лет.
контрольная работа, добавлен 19.01.2011
Характеристика психологического развития детей раннего возраста. Роль общения со взрослыми в развитии ребенка раннего возраста, влияние братьев и сестёр на развитие эмоциональной сферы. Исследование развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.
курсовая работа, добавлен 22.07.2011
Возникновение кризиса трех лет в результате появления первых страхов ребенка и его интенсивного умственного развития в раннем возрасте. Описание признаков семилетнего кризиса как соединительного звена между дошкольным и школьным возрастом детей.
контрольная работа, добавлен 12.03.2011
Динамика психического развития ребенка: в эмбриональном периоде, до 1 года, в раннем детстве, дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Особенности личности в зрелом возрасте. Психика пожилого, старческого возраста и долгожителей.
контрольная работа, добавлен 09.11.2010
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Особенности развития памяти в раннем детстве. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка. Диагностические методики обследования памяти у детей 1-3 лет.
дипломная работа, добавлен 17.11.2012
Актуальность проблемы адаптации и ее виды у детей раннего возраста. Особенности развития детей раннего возраста (нервно-психического и физического, познания и общения). Организация условий в ДДУ для адаптации детей раннего возраста, ее формы и способы.
курсовая работа, добавлен 13.08.2010
Понятие возраста и кризиса в развитии человека. Младенчество (от рождения до 1 года). Ранний возраст (1-3 года). Дошкольный возраст. Младший школьный, подростковый возраст. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста.
реферат, добавлен 08.03.2005
Влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Основные стили педагогического мышления. Психолого-педагогическая характеристика речевого развития детей. Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста.
дипломная работа, добавлен 13.09.2010
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Содержание
Введение 3
1. Общая характеристика раннего возраста как этапа развития 3
2. Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста 7
3. Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста 10
Заключение 12
Литература 13
Введение
Раннее детство – это чрезвычайно важный период психического развития, который характеризуется бурным развитием речи и двигательных функций ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности. Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметная деятельность, поскольку именно в ней лежат главные интересы ребенка, происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша. Помимо овладения культурными способами действий с предметами, в рамках предметной деятельности реализуется познавательная активность ребенка, которая в раннем возрасте проявляется в его любознательном стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Уровень развития познавательной активности отражает потребностно-мотивационную сторону предметной деятельности, т.е. стремление узнать нечто новое.
Чрезвычайно важное значение предметной деятельности в раннем возрасте для всего психического развития ребенка определило тему настоящего исследования: «Роль предметной деятельности в раннем возрасте».
Цель работы – изучить роль предметной деятельности в развитии ребенка раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития детей в раннем возрасте.
2. Охарактеризовать развитие предметной деятельности в раннем возрасте.
3. Изучить роль предметной деятельности в психическом развитии детей раннего возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Общая характеристика раннего возраста как этапа развития
Ранним в возрастной психологии принято называть возраст от 1 до 3 лет [11, С. 36]. Психофизиологическими особенностями этого периода являются тесная взаимосвязь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития (в силу гетерохронности разные системы организма развиваются с разной скоростью), высокая ранимость ребенка и восприимчивость к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи). Это возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности.
К началу раннего детства у ребенка складывается предметное восприятие: он начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать это знание в своих действиях с ними. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью (а позднее – элементарными формами игры и рисования) и речью.
К началу раннего возраста ребенок овладевает зрительными действиями, которые позволяют определить некоторые свойства предметов и регулировать практическое поведение. Однако точность и осмысленность такого предметного восприятия очень невелики, хотя на первый взгляд это и незаметно. Чаще всего дети не могут последовательно, систематически осматривать объект, выявляя его разные свойства, поэтому их восприятие как бы «выхватывает» какой-то один бросающийся в глаза признак и по нему «опознает» предмет. К 3 годам ребенок более внимательно исследует новый предмет. При усвоении предметных действий, главным образом орудийных, в предметах выделяются наиболее общие и постоянные признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер общих понятий. Этому способствует и значительный прогресс в развитии речи и игры.
Основными новообразованиями раннего детства являются прямохождение, развитие предметной деятельности и развитие речи.
Становление речи, которое наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте, перестраивает все психические процессы ребенка. Язык усваивается с поразительной быстротой, особенно после того, как дети начинают произносить свои первые слова. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка и речи. На третьем году жизни происходит интенсивное освоение грамматических структур языка. Овладение грамматической структуры языка позволяет ребенку выражать словами такие отношения предметов, которые не представлены в наглядной ситуации.
Накопление названий предметов происходит, по данным Е.К. Кавериной, в следующем порядке: сначала усваиваются названия непосредственно окружающих ребенка вещей, затем имена взрослых, названия игрушек, изображения предметов одежды и, наконец, частей тела и лица. К 2-2,5 года ребенок понимает почти все обращенные к нему слова. Примерно такой же путь проходит и понимание названий действий: от отсутствия реакции на просьбу или неадекватной реакции через правильное выполнение действия к его усложнению или модификации. Словарный запас достигает 1200-1500 слов к концу 3-го года жизни, в нем встречаются все части речи; среди предложений встречаются основные их типы.
Уже в конце младенческого периода ребенок начинает делать свои первые шаги, сначала держась двумя ручками, потом без опоры. В раннем детстве его активность в освоении пространства еще более нарастает и расширяется: к 3 годам он научается не только ходить, но и бегать, взбираться по лестнице, залезать на стулья, перелезать через препятствия и т.д. Являясь полностью физическим приобретением, способность к самостоятельному передвижению приводит к психологическим последствиям. Овладение ходьбой расширяет границы доступного ребенку мира, дает ему возможность самостоятельно, без посредничества взрослых, знакомиться с новыми предметами и местами. Расширяются свобода и самостоятельность ребенка в ориентировке во внешнем пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов (совместное функционирование зрения, кинестезии и осязания). Главное же, освобожденные от участия в ползании руки расширяют возможности ребенка в манипуляциях с предметами [2, С. 101].
Источник
Пример готовой курсовой работы по предмету: Психология
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………..……..2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ………………………… 5
1.1. Анализ психологических источников по исследуемой проблеме в зарубежной психологии……………………………………………………… 5
1.2. Проблемы психологии развития ребенка в раннем возрасте в отечественной науке………………………………………………………….13
Вывод по I главе………………………………………………………………17
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ).
..… 18
2.1.Социальная ситуация развития ребенка в раннем детстве……………18
2.2.Предметная деятельность ребенка раннего возраста…………………21
2.3. Особенности развития психических функций в раннем детстве ……25
2.4. Особенности развития личности ребенка в раннем детстве…………38
2.5. Характеристика протекания кризиса трех лет………….………….… 42
Вывод по II главе…………………………………………………………..… 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………52
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….54
Выдержка из текста
После младенчества начинается новый этап развития человека — раннее детство (от 1 года до 3 лет) – это особый период в жизни ребенка. В данный период онтогенеза происходит стремительное психическое и физическое развитие, создается фундамент для дальнейшего развития ребенка как личности. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Следующие два года — период раннего детства — приносят ребенку новые принципиальные достижения раннего детства, которые определяют степень развития психики человека: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам.
Список использованной литературы
Библиографические ссылки Тип библиографической ссылки
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2001. — 480 с. Работа одного автора
2. Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А.В. Акрушенко, О.А. Ларина, Т.В. Катарьян. — М.: Эксмо, 2008. — 128 с. Работа трех авторов
3. Багдасарова, С. К. Психология и педагогика: учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений / С. К. Багдасарова, С. Н. Самыгин, Л. Д. Столяренко. — М.: Ростов н/Д: МарТ, 2006. — 315 с Работа трех авторов
4. Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. метод. рекомендаций / В. П. Балобанова [и др.];
- СПб.: Детство-пресс, 2001. — 238. Работа одного автора, изданная в нескольких издательствах
5. Белогай К. Н. , Сонина Н.А. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами Статья на основе материалов из сборника “Л.И.Божович и современная психология личности»
6. Берк Л.Е. Развитие ребенка/ Л.Е. Берк . — СПб: Питер, 2006. – 1026с. – 6-еизд. Работа одного автора, изданная в нескольких изданиях
7. Бетина, О. Б. Психология и педагогика / О. Б. Бетина. — СПб.: Вектор, 2006. — 252 с. Учебное пособие
8. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии / Г.В. Бурменская. – М., 1996. – 656с. Хрестоматия одного автора
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский.- М.: Изд. “Союз”, 1997.-510с. Работа одного автора
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика-пресс, 1999. — 533 с Работа одного автора
11. Выготский Л. С. Психология/ Л.С. Выготский. – М.:ЭКСМО-Пресс, 2000. – 372с. Книга одного автора
12. Выготский Л.С. Детская психология / Л.С.Выготский. – М.: Изд. «Педагогика». – 1984. – 452с. Многотомный сборник сочинений
13. Выготский Л.С. статья “Проблемы возрастной периодизации детского развития” Журнальная статья
14. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова — М.: Педагогическое общество России, 2003. —
51. Учебное пособие трех авторов
15. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. статья “Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет”. Журнальная статья
16. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940. Работа двух авторов изданная в нескольких изданиях
17. Кравченко, А.И. Общая психология /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009.- 432 с. Учебное пособие
18. Красило А.И. Хрестоматия по педагогической психологии / А. И. Красило, А. П. Новгородцева. — М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 412 с Хрестоматия двух авторов
19. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях / В.Г. Крысько.-СПб.: Питер, 2006.-254 с. Учебное пособие
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до
1. лет).
– М.,1996. – 208с. Работа одного автора
21. Лисина, М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1985. — 207 с Книга
22. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2001. – 255с. Работа одного автора
23. Марцинковская, Т.Д. Психология развития / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Маркотина, Т.Г. Стефаненко и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской — М.: Академия, 2005. — 528 с Учебник нескольких авторов
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М., 1997,- 500с. Работа одного автора, изданная в разных изданиях
25. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с
26. Мухина В. С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество / В.С. Мухина – 9-е издание. М.: Академия, 2004,-450с.
27. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М., 1994. – Кн. 2, — 494с. Отдельная книга
28. Немов, Р.С. Общая психология: учебник / Р.С. Немов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 400 с. Учебник
29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. ’’Роспедагенство’’; 1996, — 460с. Учебник
30. Овчарова Р. В. Психология родительства /Р.В. Овчарова. -М.: Академия, 2004 – 496с. Методическое руководство для родителе 1
31. Радугин, А.А. Психология и педагогика/ А.А. Радугин.- М.: Центр, 2002.-256с.. Учебное пособие одного автора
32. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реана. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 — 656 с Работа одного автора
33. Самыгин, С. И. Психология и педагогика: для студентов вузов / С. И. Самыгин, М. А. Гулиев, Р. Х. Ганиева. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 248 с. Книга изданная в нескольких изданиях
34. Серебрякова, Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с Методическое пособие
35. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А.М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 423 с. Учебное пособие
36. Узнадзе, Д. Н. Общая психология/ И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с.. Книга переведенная с иностранного языка
37. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. — М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 366 с Работа одного автора
38. Филиппова, Г. Г. Психология материнства./ Г. Г. Филиппова. — М.: Изд- во Института Психотерапии, 2002. — 240 с. Учебное пособие
39. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастнаяпсихология) /И. В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. – 349с. Работа одного автора
40. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989.-500с. Работа одного автора
Источник