Особенности развития ребенка раннего возраста курсовая

Особенности развития ребенка раннего возраста курсовая thumbnail

Процесс развития речи у ребенка. Период подготовления словесной речи. Развитие восприятия, мышления, памяти у детей, вербализация познавательных процессов и возникновение их произвольности. Психические и личностные качества ребенка третьего года жизни.

Подобные документы

  • Роль речи как психической функции человека. Особенности формирования речи ребенка. Периоды и фазы ее развития в зависимости от возраста. Виды речи с точки зрения ее генеза и связи с другими психическими процессами. Взаимосвязь с мышлением в онтогенезе.

    реферат, добавлен 03.11.2019

  • Речь как инструмент мышления. Соотношение мышления и речи. Особенности процесса речевого развития у детей. Логика и грамматика в становлении речи ребенка. Синтаксическая характеристика внутренней речи. Роль, значение и элементы эгоцентрической речи.

    контрольная работа, добавлен 27.06.2012

  • Роль игры в развитии познавательных процессов ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Роль игровой деятельности в развитии мышления, восприятия, словесно-логической и двигательной памяти. Анализ уровней развития познавательных процессов.

    реферат, добавлен 15.05.2012

  • Характеристика волевой сферы ребенка дошкольного возраста. Анализ влияния развития речи ребенка на его волевую сферу. Изучение роли игровой деятельности для развития волевого и произвольного действия. Разработка психологической характеристики ребенка.

    реферат, добавлен 06.11.2014

  • Важность формирования мышления в психическом развитии ребенка. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников. Задачи и методика исследования особенностей развития мышления у детей с нарушениями речи, специфика коррекционной работы с ними.

    курсовая работа, добавлен 05.01.2017

  • Возникновение и становление возрастной психологии. Динамика психического развития ребенка в пренатальный период. Психические особенности развития ребенка и формирования личности в подростковом и юношеском возрасте. Психическое развитие школьника.

    реферат, добавлен 07.11.2016

  • Эгоцентрическая речь и мышление ребенка. Основные положения теории Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. Этапы психического развития ребенка. Развитие детского мышления от социального к индивидуальному. Различие понятий обычной и эгоцентрической речи ребенка.

    реферат, добавлен 21.12.2014

  • Язык как общественная форма познания. Понятие и функции речи. Процесс становления речевой активности. Этапы становления речи у ребенка и развитие потребности в общении. Особенности психологического облика личности в процессе формирования мышления.

    реферат, добавлен 29.03.2017

  • Описание физических особенностей детей грудного возраста, характеристика и специфика их эмоционального развития. Понятие, сущность и отличительные черты врожденных и приобретенных рефлексов. Формирование памяти и речи, психическая жизнь новорожденного.

    контрольная работа, добавлен 09.12.2015

  • Изучение речи и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. Социально-психологические факторы и условия, влияющие на процесс речевого развития детей. Совершенствование грамматической правильности речи. Закрепление и активизация словаря.

    доклад, добавлен 14.03.2019

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Особенности развития ребенка раннего возраста курсовая

Общая характеристика условий психического развития в раннем детстве. Основные психологические новообразования раннего возраста. Рассмотрение кризиса 3 лет как внутренней перестройки по оси социальных отношений. Универсальная значимость эмоций ребенка.

Подобные документы

  • Понятие раннего возраста. Характеристика теории Эриксона и Фрейда. Структура идентичности: соматическая, личностная, социальная. Анализ уровней развития нравственных суждений. Основные особенности и этапы развития психики ребенка в раннем детстве.

    контрольная работа, добавлен 02.03.2012

  • Характеристика раннего детского возраста, его основные стабильные периоды и отличительные признаки, качественные преобразования. Развитие мышления в раннем детстве. Оценка роли и значения предметных игр в процессе развития детей раннего возраста.

    контрольная работа, добавлен 17.01.2010

  • Характеристика личностного и эмоционального развития ребенка в раннем детстве. Сензитивный период развития речи. Особенности развития предметной деятельности, игры, воображения. Восприятие, внимание, память, мышление в раннем возрасте. Кризис трех лет.

    контрольная работа, добавлен 19.01.2011

  • Характеристика психологического развития детей раннего возраста. Роль общения со взрослыми в развитии ребенка раннего возраста, влияние братьев и сестёр на развитие эмоциональной сферы. Исследование развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.

    курсовая работа, добавлен 22.07.2011

  • Возникновение кризиса трех лет в результате появления первых страхов ребенка и его интенсивного умственного развития в раннем возрасте. Описание признаков семилетнего кризиса как соединительного звена между дошкольным и школьным возрастом детей.

    контрольная работа, добавлен 12.03.2011

  • Динамика психического развития ребенка: в эмбриональном периоде, до 1 года, в раннем детстве, дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Особенности личности в зрелом возрасте. Психика пожилого, старческого возраста и долгожителей.

    контрольная работа, добавлен 09.11.2010

  • Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Особенности развития памяти в раннем детстве. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка. Диагностические методики обследования памяти у детей 1-3 лет.

    дипломная работа, добавлен 17.11.2012

  • Актуальность проблемы адаптации и ее виды у детей раннего возраста. Особенности развития детей раннего возраста (нервно-психического и физического, познания и общения). Организация условий в ДДУ для адаптации детей раннего возраста, ее формы и способы.

    курсовая работа, добавлен 13.08.2010

  • Понятие возраста и кризиса в развитии человека. Младенчество (от рождения до 1 года). Ранний возраст (1-3 года). Дошкольный возраст. Младший школьный, подростковый возраст. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста.

    реферат, добавлен 08.03.2005

  • Влияние коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Основные стили педагогического мышления. Психолого-педагогическая характеристика речевого развития детей. Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста.

    дипломная работа, добавлен 13.09.2010

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам
Читайте также:  Значение дидактической игры для развития ребенка

Источник

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика раннего возраста как этапа развития 3
2. Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста 7
3. Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста 10
Заключение 12
Литература 13

Введение

Раннее детство – это чрезвычайно важный период психического развития, который характеризуется бурным развитием речи и двигательных функций ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности. Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметная деятельность, поскольку именно в ней лежат главные интересы ребенка, происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша. Помимо овладения культурными способами действий с предметами, в рамках предметной деятельности реализуется познавательная активность ребенка, которая в раннем возрасте проявляется в его любознательном стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Уровень развития познавательной активности отражает потребностно-мотивационную сторону предметной деятельности, т.е. стремление узнать нечто новое.
Чрезвычайно важное значение предметной деятельности в раннем возрасте для всего психического развития ребенка определило тему настоящего исследования: «Роль предметной деятельности в раннем возрасте».
Цель работы – изучить роль предметной деятельности в развитии ребенка раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития детей в раннем возрасте.
2. Охарактеризовать развитие предметной деятельности в раннем возрасте.
3. Изучить роль предметной деятельности в психическом развитии детей раннего возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Общая характеристика раннего возраста как этапа развития

Ранним в возрастной психологии принято называть возраст от 1 до 3 лет [11, С. 36]. Психофизиологическими особенностями этого периода являются тесная взаимосвязь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития (в силу гетерохронности разные системы организма развиваются с разной скоростью), высокая ранимость ребенка и восприимчивость к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи). Это возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности.
К началу раннего детства у ребенка складывается предметное восприятие: он начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать это знание в своих действиях с ними. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью (а позднее – элементарными формами игры и рисования) и речью.
К началу раннего возраста ребенок овладевает зрительными действиями, которые позволяют определить некоторые свойства предметов и регулировать практическое поведение. Однако точность и осмысленность такого предметного восприятия очень невелики, хотя на первый взгляд это и незаметно. Чаще всего дети не могут последовательно, систематически осматривать объект, выявляя его разные свойства, поэтому их восприятие как бы «выхватывает» какой-то один бросающийся в глаза признак и по нему «опознает» предмет. К 3 годам ребенок более внимательно исследует новый предмет. При усвоении предметных действий, главным образом орудийных, в предметах выделяются наиболее общие и постоянные признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер общих понятий. Этому способствует и значительный прогресс в развитии речи и игры.
Основными новообразованиями раннего детства являются прямохождение, развитие предметной деятельности и развитие речи.
Становление речи, которое наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте, перестраивает все психические процессы ребенка. Язык усваивается с поразительной быстротой, особенно после того, как дети начинают произносить свои первые слова. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка и речи. На третьем году жизни происходит интенсивное освоение грамматических структур языка. Овладение грамматической структуры языка позволяет ребенку выражать словами такие отношения предметов, которые не представлены в наглядной ситуации.
Накопление названий предметов происходит, по данным Е.К. Кавериной, в следующем порядке: сначала усваиваются названия непосредственно окружающих ребенка вещей, затем имена взрослых, названия игрушек, изображения предметов одежды и, наконец, частей тела и лица. К 2-2,5 года ребенок понимает почти все обращенные к нему слова. Примерно такой же путь проходит и понимание названий действий: от отсутствия реакции на просьбу или неадекватной реакции через правильное выполнение действия к его усложнению или модификации. Словарный запас достигает 1200-1500 слов к концу 3-го года жизни, в нем встречаются все части речи; среди предложений встречаются основные их типы.
Уже в конце младенческого периода ребенок начинает делать свои первые шаги, сначала держась двумя ручками, потом без опоры. В раннем детстве его активность в освоении пространства еще более нарастает и расширяется: к 3 годам он научается не только ходить, но и бегать, взбираться по лестнице, залезать на стулья, перелезать через препятствия и т.д. Являясь полностью физическим приобретением, способность к самостоятельному передвижению приводит к психологическим последствиям. Овладение ходьбой расширяет границы доступного ребенку мира, дает ему возможность самостоятельно, без посредничества взрослых, знакомиться с новыми предметами и местами. Расширяются свобода и самостоятельность ребенка в ориентировке во внешнем пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов (совместное функционирование зрения, кинестезии и осязания). Главное же, освобожденные от участия в ползании руки расширяют возможности ребенка в манипуляциях с предметами [2, С. 101].

Читайте также:  Значение сенсорной культуры для развития ребенка

Источник

Пример готовой курсовой работы по предмету: Психология

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………..……..2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ………………………… 5

1.1. Анализ психологических источников по исследуемой проблеме в зарубежной психологии……………………………………………………… 5

1.2. Проблемы психологии развития ребенка в раннем возрасте в отечественной науке………………………………………………………….13

Вывод по I главе………………………………………………………………17

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ).

..… 18

2.1.Социальная ситуация развития ребенка в раннем детстве……………18

2.2.Предметная деятельность ребенка раннего возраста…………………21

2.3. Особенности развития психических функций в раннем детстве ……25

2.4. Особенности развития личности ребенка в раннем детстве…………38

2.5. Характеристика протекания кризиса трех лет………….………….… 42

Вывод по II главе…………………………………………………………..… 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………52

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….54

Выдержка из текста

После младенчества начинается новый этап развития человека — раннее детство (от 1 года до 3 лет) – это особый период в жизни ребенка. В данный период онтогенеза происходит стремительное психическое и физическое развитие, создается фундамент для дальнейшего развития ребенка как личности. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Следующие два года — период раннего детства — приносят ребенку новые принципиальные достижения раннего детства, которые определяют степень развития психики человека: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам.

Список использованной литературы

Библиографические ссылки Тип библиографической ссылки

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2001. — 480 с. Работа одного автора

2. Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А.В. Акрушенко, О.А. Ларина, Т.В. Катарьян. — М.: Эксмо, 2008. — 128 с. Работа трех авторов

3. Багдасарова, С. К. Психология и педагогика: учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений / С. К. Багдасарова, С. Н. Самыгин, Л. Д. Столяренко. — М.: Ростов н/Д: МарТ, 2006. — 315 с Работа трех авторов

4. Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. метод. рекомендаций / В. П. Балобанова [и др.];

  • СПб.: Детство-пресс, 2001. — 238. Работа одного автора, изданная в нескольких издательствах

5. Белогай К. Н. , Сонина Н.А. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами Статья на основе материалов из сборника “Л.И.Божович и современная психология личности»

6. Берк Л.Е. Развитие ребенка/ Л.Е. Берк . — СПб: Питер, 2006. – 1026с. – 6-еизд. Работа одного автора, изданная в нескольких изданиях

7. Бетина, О. Б. Психология и педагогика / О. Б. Бетина. — СПб.: Вектор, 2006. — 252 с. Учебное пособие

8. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии / Г.В. Бурменская. – М., 1996. – 656с. Хрестоматия одного автора

Читайте также:  Центр развития ребенка рябинка димитровград

9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский.- М.: Изд. “Союз”, 1997.-510с. Работа одного автора

10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика-пресс, 1999. — 533 с Работа одного автора

11. Выготский Л. С. Психология/ Л.С. Выготский. – М.:ЭКСМО-Пресс, 2000. – 372с. Книга одного автора

12. Выготский Л.С. Детская психология / Л.С.Выготский. – М.: Изд. «Педагогика». – 1984. – 452с. Многотомный сборник сочинений

13. Выготский Л.С. статья “Проблемы возрастной периодизации детского развития” Журнальная статья

14. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова — М.: Педагогическое общество России, 2003. —

51. Учебное пособие трех авторов

15. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. статья “Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет”. Журнальная статья

16. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940. Работа двух авторов изданная в нескольких изданиях

17. Кравченко, А.И. Общая психология /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009.- 432 с. Учебное пособие

18. Красило А.И. Хрестоматия по педагогической психологии / А. И. Красило, А. П. Новгородцева. — М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 412 с Хрестоматия двух авторов

19. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях / В.Г. Крысько.-СПб.: Питер, 2006.-254 с. Учебное пособие

20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до

1. лет).

– М.,1996. – 208с. Работа одного автора

21. Лисина, М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1985. — 207 с Книга

22. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2001. – 255с. Работа одного автора

23. Марцинковская, Т.Д. Психология развития / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Маркотина, Т.Г. Стефаненко и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской — М.: Академия, 2005. — 528 с Учебник нескольких авторов

24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М., 1997,- 500с. Работа одного автора, изданная в разных изданиях

25. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с

26. Мухина В. С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество / В.С. Мухина – 9-е издание. М.: Академия, 2004,-450с.

27. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М., 1994. – Кн. 2, — 494с. Отдельная книга

28. Немов, Р.С. Общая психология: учебник / Р.С. Немов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 400 с. Учебник

29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. ’’Роспедагенство’’; 1996, — 460с. Учебник

30. Овчарова Р. В. Психология родительства /Р.В. Овчарова. -М.: Академия, 2004 – 496с. Методическое руководство для родителе 1

31. Радугин, А.А. Психология и педагогика/ А.А. Радугин.- М.: Центр, 2002.-256с.. Учебное пособие одного автора

32. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реана. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 — 656 с Работа одного автора

33. Самыгин, С. И. Психология и педагогика: для студентов вузов / С. И. Самыгин, М. А. Гулиев, Р. Х. Ганиева. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 248 с. Книга изданная в нескольких изданиях

34. Серебрякова, Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с Методическое пособие

35. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А.М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 423 с. Учебное пособие

36. Узнадзе, Д. Н. Общая психология/ И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с.. Книга переведенная с иностранного языка

37. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. — М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 366 с Работа одного автора

38. Филиппова, Г. Г. Психология материнства./ Г. Г. Филиппова. — М.: Изд- во Института Психотерапии, 2002. — 240 с. Учебное пособие

39. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастнаяпсихология) /И. В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. – 349с. Работа одного автора

40. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989.-500с. Работа одного автора

Особенности развития ребенка раннего возраста курсовая

Источник