Особенности развития ребенка раннего возраста консультация для родителей
Консультация для родителей
«Особенности развития детей раннего возраста»
Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития
фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и
взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна
внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга
ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с
окружающей средой.
В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего
возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это единственный период, в котором
можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков
существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе
веса и увеличении роста.
Особенности развития детей раннего возраста с рождения
В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего
возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает
ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается
сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их,
старается все ощупать и попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё
просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает
картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и
запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят
оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему
взаимодействием.
В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.
Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное развитие
ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно больше
разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно. Показывать картинки и задавать
вопросы о том, что на них нарисовано. Также при помощи вопросов «Где?», «Что?» важно научить
ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с простого бытового окружения: стул,
кровать, лампа, книга и прочее.
Особенно важно в этот период объяснить ребенку, что для него может быть опасным, и, конечно же,
желательно прятать все предметы, которые могут нанести ему вред, для того чтобы он мог свободно
и безопасно перемещаться по пространству. Научите его общаться с другими людьми и конечно же
не оставляйте ребенка одного без присмотра.
Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2-х лет
В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в
следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает
формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает
ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность
непосредственного общения с другими детьми.
Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и
любовь к близким.
Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования
ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению
заинтересовавшего его предмета.
Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и
понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие
словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т.д. Постепенно ребенок
начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.
Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться
различать свое настроение и чувства.
Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения
следующих рекомендаций:
∙ Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки
общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе игры
нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и
объяснять значения сказанных им слов.
∙ Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с
ответом — он должен выбирать сам.
∙ Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.
∙ Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.
∙ Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует
задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы
научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и
мебель.
∙ Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься
домашними хлопотами.
∙ Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.
∙ Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.
Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет
Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится
более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря
этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать
некоторые свои потребности и желания.
Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает
гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления,
ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся
способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их
свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи
окружающих, малыш понимает смысл сказанного.
Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный
момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть»,
«Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так
же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так
же формируется представление о количестве («мало – много»).
На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать. Если он чем-
то заинтересован, следует его поддержать в этом.
Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает
интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки-
матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.
Общие рекомендации
1. Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети,
находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.
2. Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но
не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.
3. Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно чаще играть
с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его
индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста.
4. Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить возможность
общения со сверстниками.__
Источник
Амплеева Рахиля Сафаралиевна
Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста»
Для детей первых лет жизни характерен быстрый темп развития. С этим связано повышение работоспособности детского организма. Новорожденный ребенок в состоянии бодрствовать в течение 5–7 минут. К году длительность одного отрезка бодрствования малыша уже составляет 2,5–3,5 часа, к двум годам – 5–5,5 часа.Вместе с этим уменьшается количество периодов дневного сна: дети первого года жизни спят 4 раза в день; малыши в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев – 2 раза в день; у детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет – один дневной сон.
Вследствие незавершенности строения важных органов и систем для детей первых лет жизни характерна быстрая утомляемость. Четкое соблюдение режима дня, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям малышей, выделение особой роли сна как охранительной реакции организма от переутомления способствуют постепенной нормализации работы всех органов и систем.
У детей отмечается малая выносливость клеток коры головного мозга. Доминирование положительных эмоций, своевременная смена видов деятельности ребенка в течение каждого периода бодрствования, совершенствование ориентировочно-познавательной деятельности малыша предотвращает нервную систему от переутомления, что является одной из главных задач, реализуемых взрослым.
Развитие детей первых лет жизни носит скачкообразный характер. Так, к году малыш в состоянии произнести 6-10 слов, к 1 году 6 месяцам он пользуется 20–30 словами; к 2 годам количество произносимых слов возрастает до 200–300, а к 3 годам словарный запас ребенка состоит из 1500–2500 и даже 3000 слов. Скачкообразность развития связана с созреванием тех или иных функций организма в разные сроки. Отсутствие скачков является следствием отклонений в развитии ребенка.
Интенсивное развитие в сочетании с незрелостью внутренних систем делает организм малыша ранимым, подверженным частым заболеваниям. Четкий режим дня, закаливание, прогулки, охрана нервной системы укрепляют организм ребенка.
В первые годы жизни ярко проявляется взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и психического развития ребенка. Так, развитие гипотрофии часто связано с дефицитом двигательной активности малыша, сниженным эмоциональным тонусом, отсутствием смены впечатлений и полноценного общения со взрослым (явление госпитализма по Н. М. Щелованову). Проблемы в ходе беременности, осложнения при родах могут привести к задержке психического развития младенца и т. п.
В этом возрасте прослеживается взаимосвязь формирующихся умений малыша. Развитие зрения и слуха влечет за собой развитие движений рук. Благодаря зрительному и слуховому восприятию в сочетании с ручной умелостью ребенок успешно осваивает способы самостоятельного передвижения (ползание, ходьба). Успешное развитие мелкой моторики рук способствует становлению речи и т. п.
В то же время отмечается неустойчивость формирующихся умений и навыков. Этим объясняется необходимость многократного повторения одного и того же материала в процессе обучения малышей. Так, показ нового предмета, действия с ним в разных сочетаниях и условиях на первом году жизни достигает 50–70 раз (Г. М. Лямина).
Малая подвижность нервной системы ребенка обусловлена незрелостью отдельных органов и систем. Малыш не в состоянии сам переключиться с одного вида деятельности на другой. Удовлетворив потребность в активных движениях, он продолжает бегать, но испытывает при этом дискомфорт, перевозбуждается, начинает разбрасывать игрушки, кричать и т. п. Рассмотрев картинки и утратив интерес к ним, малыш продолжает бесцельно перелистывать книгу. Не умея сдерживать раздражение от неинтересного занятия, он начинает рвать листы.
У маленьких детей не сформированы тормозные процессы, что весьма затрудняет работу с ними. Ребенок не может находиться в бездеятельном состоянии, сидя за столом в ожидании обеда, стоять смирно на физкультурном занятии. Он не в состоянии ждать желаемого и стремится достичь цели как можно скорее (отсюда частые конфликты из-за игрушек). Услышав запрет, малыш не может сразу же прервать свою деятельность, ему необходимо какое-то время, чтобы перестроиться (например, ребенок не может сразу закончить игру и начать одеваться на прогулку.)
Способность детей к обучению сочетается с несформированностью произвольного внимания. Если им что-то неинтересно или сложно для восприятия, они отказываются смотреть, слушать или просто уходят. Своевременный контроль за развитием детей помогает правильно планировать воспитательно-образовательную работу.
Легко возникающая отвлекаемость объясняется высокой степенью развития ориентировочно-познавательной деятельности малышей. Любые внешние раздражители (стук в дверь, телефонный звонок и т. п.) не оставляют детей безучастными, поэтому следует тщательно продумывать и правильно организовывать воспитательно-образовательный процесс.
В ходе обучения следует учитывать также и то, что малыши не в состоянии сразу же воспроизвести услышанное или увиденное впервые. Для осознания нового им необходимо время. Их ответные реакции носят отсроченный характер. Учитывая это обстоятельство, при обучении детей предусматривают повторы, в самостоятельной деятельности – закрепление новых знаний, умений и навыков.
За первые три года жизни малыш приобретает разнообразные умения и знания, овладевает разными видами деятельности, учится жить среди людей – и все это благодаря умелому руководству взрослого.
Источник
Консультация для родителей
«Особенности развития и воспитания детей раннего возраста»
Раннее детство — это особый период, когда наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребёнка.
1. Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длинны тела, развития всех функций мозга. В это время активно развиваются сенсорика, движения, малыш овладевает речью.
Быстрый темп развития ребёнка обусловлен быстрым установлением связей с окружающим миром и в тоже время медленным закреплением реакций. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершённость формирующихся умений и навыков. Учитывая это, предусматривается повторность в обучении, обеспечение связи между воздействиями окружающих ребёнка взрослых и его самостоятельной деятельности.
В первые три года жизни ребёнка отмечается большая ранимость, лабильность его состояния, обусловленные быстрым развитием организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто меняется их эмоциональное состояние, возбудимость нервной системы, они легко утомляются. Частая заболеваемость и повышенная возбудимость нервной системы особенно наблюдается в стрессовых состояниях (например, в период адаптации при поступлении детей в ясли и т.д.).
В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать и др., необходимых в дальнейшем для приобретения определённых умений, знаний, жизненного опыта.
2. Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, полноценный ребёнок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление в большей степени связано с настроением ребёнка и, если удаётся поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и выздоровление наступает быстро.
3. Для каждого здорового ребёнка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на всё окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсорные потребности. Доказано что, если дети ограничены в получении информации и переработке её в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями.
Сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность ребёнка, а движение-естественное состояние малыша, способствующее интеллектуальному его развитию.
4. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов-кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего его развития. Раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками-залог становления личности ребёнка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей.
Интерес к окружающему в раннем детстве является не произвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заражаются таким настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.
5. В развитии ребёнка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому.Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несёт тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для развития ума и души ребёнка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение-залог уравновешенного состояния малыша.
Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогического процесса со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где нередко с ребёнком занимаются несколько человек: мать, отец, бабушка и другие взрослые-и действия их в отношении с ним не всегда согласуются или нет постоянства в требованиях. В этих случаях малыш не понимает, как он должен поступить, как действовать. Одни дети (легко возбудимые) перестают подчиняться требованиям взрослых, другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя своё поведение, что является для них непосильной задачей. Так, сами взрослые часто являются причиной неуравновешенного поведения детей. Поэтому очень важно, чтобы не только в семье, но и в детском учреждении требования к детям были одинаково посильными, согласованными между родителями и воспитателями.
Очень важно при воспитании ребёнка правильно пользоваться запретами. Прежде всего, запреты, если в них есть необходимость, должны быть обоснованными, требования их выполнения должны предъявляться спокойным голосом. Нельзя разрешать то, что раньше запрещалось. Однако этих запретов должно быть гораздо меньше того, что ему позволено делать.
Предъявляемые требования должны быть посильными для выполнения детьми раннего возраста. Так, им трудно длительное время не двигаться-сидеть или стоять, сохраняя одну и ту же позу.
С раннего возраста у детей формируется самостоятельность. Выполнение действий ребёнком без помощи взрослого очень рано доставляет ему удовольствие. Едва научившись говорить, он обращается ко взрослому со словами: «Я сам». Эту потребность малыша в проявлении активности, самоутверждении следует, насколько это возможно, всячески поддерживать. Это одно из условий формирования умений и хорошего настроения малыша.
При воспитании следует учитывать индивидуальные особенности ребёнка. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков: одни из них утомляются быстрее и чаще требуют во время игры смены спокойных и подвижных игр, более раннего укладывания спать, чем другие. Другие дети сами вступают в контакт с окружающими, требуют того, чтобы их вызывали на эти контакты, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние. Засыпают дети также не одинаково: одни медленно, беспокойно, просят, чтобы с ними рядом был воспитатель; другие засыпают быстро и не нуждаются в особых воздействиях. Во время игры одни дети легко выполняют задания взрослого (поэтому важно, чтобы оно было достаточно трудным, решалось ими самостоятельно). Другие ждут помощи, поддержки, поощрения. Знание индивидуальных особенностей ребёнка не только помогает воспитателю найти нужный подход к нему, но и способствует формированию определённых черт его личности.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребёнка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребёнок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности — неудобство в одежде, опрелости, ребёнок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов — сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществление правильных воспитательных подходов к ним, — является залогом формирования правильного поведения ребёнка, создания у него уравновешенного настроения.
Источник