Особенности развития ребенка раннего возраста консультация

Консультация для родителей

«Особенности развития детей раннего возраста»

Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития

фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и

взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна

внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга

ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с

окружающей средой.

В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего

возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это единственный период, в котором

можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков

существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе

веса и увеличении роста.

Особенности развития детей раннего возраста с рождения

В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего

возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает

ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается

сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их,

старается все ощупать и попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё

просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает

картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и

запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят

оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему

взаимодействием.

В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.

Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное развитие

ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно больше

разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно. Показывать картинки и задавать

вопросы о том, что на них нарисовано. Также при помощи вопросов «Где?», «Что?» важно научить

ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с простого бытового окружения: стул,

кровать, лампа, книга и прочее.

Особенно важно в этот период объяснить ребенку, что для него может быть опасным, и, конечно же,

желательно прятать все предметы, которые могут нанести ему вред, для того чтобы он мог свободно

и безопасно перемещаться по пространству. Научите его общаться с другими людьми и конечно же

не оставляйте ребенка одного без присмотра.

Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2-х лет

В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в

следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает

формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает

ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность

непосредственного общения с другими детьми.

Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и

любовь к близким.

Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования

ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению

заинтересовавшего его предмета.

Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и

понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие

словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т.д. Постепенно ребенок

начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.

Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться

различать свое настроение и чувства.

Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения

следующих рекомендаций:

∙ Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки

общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе игры

нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и

объяснять значения сказанных им слов.

∙ Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с

ответом — он должен выбирать сам.

∙ Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.

∙ Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.

∙ Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует

задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы

научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и

мебель.

∙ Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься

домашними хлопотами.

∙ Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.

Читайте также:  Развитие речи для всестороннего развития ребенка

∙ Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.

Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет

Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится

более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря

этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать

некоторые свои потребности и желания.

Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает

гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления,

ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся

способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их

свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи

окружающих, малыш понимает смысл сказанного.

Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный

момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть»,

«Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так

же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так

же формируется представление о количестве («мало – много»).

На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать. Если он чем-

то заинтересован, следует его поддержать в этом.

Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает

интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки-

матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.

Общие рекомендации

1. Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети,

находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.

2. Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но

не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.

3. Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно чаще играть

с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его

индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста.

4. Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить возможность

общения со сверстниками.__

Источник

Амплеева Рахиля Сафаралиевна
Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста»

Для детей первых лет жизни характерен быстрый темп развития. С этим связано повышение работоспособности детского организма. Новорожденный ребенок в состоянии бодрствовать в течение 5–7 минут. К году длительность одного отрезка бодрствования малыша уже составляет 2,5–3,5 часа, к двум годам – 5–5,5 часа.Вместе с этим уменьшается количество периодов дневного сна: дети первого года жизни спят 4 раза в день; малыши в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев – 2 раза в день; у детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет – один дневной сон.

Вследствие незавершенности строения важных органов и систем для детей первых лет жизни характерна быстрая утомляемость. Четкое соблюдение режима дня, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям малышей, выделение особой роли сна как охранительной реакции организма от переутомления способствуют постепенной нормализации работы всех органов и систем.

У детей отмечается малая выносливость клеток коры головного мозга. Доминирование положительных эмоций, своевременная смена видов деятельности ребенка в течение каждого периода бодрствования, совершенствование ориентировочно-познавательной деятельности малыша предотвращает нервную систему от переутомления, что является одной из главных задач, реализуемых взрослым.

Развитие детей первых лет жизни носит скачкообразный характер. Так, к году малыш в состоянии произнести 6-10 слов, к 1 году 6 месяцам он пользуется 20–30 словами; к 2 годам количество произносимых слов возрастает до 200–300, а к 3 годам словарный запас ребенка состоит из 1500–2500 и даже 3000 слов. Скачкообразность развития связана с созреванием тех или иных функций организма в разные сроки. Отсутствие скачков является следствием отклонений в развитии ребенка.

Интенсивное развитие в сочетании с незрелостью внутренних систем делает организм малыша ранимым, подверженным частым заболеваниям. Четкий режим дня, закаливание, прогулки, охрана нервной системы укрепляют организм ребенка.

В первые годы жизни ярко проявляется взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и психического развития ребенка. Так, развитие гипотрофии часто связано с дефицитом двигательной активности малыша, сниженным эмоциональным тонусом, отсутствием смены впечатлений и полноценного общения со взрослым (явление госпитализма по Н. М. Щелованову). Проблемы в ходе беременности, осложнения при родах могут привести к задержке психического развития младенца и т. п.

В этом возрасте прослеживается взаимосвязь формирующихся умений малыша. Развитие зрения и слуха влечет за собой развитие движений рук. Благодаря зрительному и слуховому восприятию в сочетании с ручной умелостью ребенок успешно осваивает способы самостоятельного передвижения (ползание, ходьба). Успешное развитие мелкой моторики рук способствует становлению речи и т. п.

В то же время отмечается неустойчивость формирующихся умений и навыков. Этим объясняется необходимость многократного повторения одного и того же материала в процессе обучения малышей. Так, показ нового предмета, действия с ним в разных сочетаниях и условиях на первом году жизни достигает 50–70 раз (Г. М. Лямина).

Читайте также:  Гуо дошкольный центр развития ребенка веселка г гомеля

Малая подвижность нервной системы ребенка обусловлена незрелостью отдельных органов и систем. Малыш не в состоянии сам переключиться с одного вида деятельности на другой. Удовлетворив потребность в активных движениях, он продолжает бегать, но испытывает при этом дискомфорт, перевозбуждается, начинает разбрасывать игрушки, кричать и т. п. Рассмотрев картинки и утратив интерес к ним, малыш продолжает бесцельно перелистывать книгу. Не умея сдерживать раздражение от неинтересного занятия, он начинает рвать листы.

У маленьких детей не сформированы тормозные процессы, что весьма затрудняет работу с ними. Ребенок не может находиться в бездеятельном состоянии, сидя за столом в ожидании обеда, стоять смирно на физкультурном занятии. Он не в состоянии ждать желаемого и стремится достичь цели как можно скорее (отсюда частые конфликты из-за игрушек). Услышав запрет, малыш не может сразу же прервать свою деятельность, ему необходимо какое-то время, чтобы перестроиться (например, ребенок не может сразу закончить игру и начать одеваться на прогулку.)

Способность детей к обучению сочетается с несформированностью произвольного внимания. Если им что-то неинтересно или сложно для восприятия, они отказываются смотреть, слушать или просто уходят. Своевременный контроль за развитием детей помогает правильно планировать воспитательно-образовательную работу.

Легко возникающая отвлекаемость объясняется высокой степенью развития ориентировочно-познавательной деятельности малышей. Любые внешние раздражители (стук в дверь, телефонный звонок и т. п.) не оставляют детей безучастными, поэтому следует тщательно продумывать и правильно организовывать воспитательно-образовательный процесс.

В ходе обучения следует учитывать также и то, что малыши не в состоянии сразу же воспроизвести услышанное или увиденное впервые. Для осознания нового им необходимо время. Их ответные реакции носят отсроченный характер. Учитывая это обстоятельство, при обучении детей предусматривают повторы, в самостоятельной деятельности – закрепление новых знаний, умений и навыков.

За первые три года жизни малыш приобретает разнообразные умения и знания, овладевает разными видами деятельности, учится жить среди людей – и все это благодаря умелому руководству взрослого.

Источник

Особенности развитие детей раннего возраста

Ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее развитие.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что оно непосредственно связано с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

Прямохождение обеспечивает ребёнку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации.

Речевое общение позволяет ребёнку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки, приобщаться к человеческой культуре.  

Предметная деятельность развивает способности ребёнка, в особенности его моторику. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития ребёнка.

В данном возрасте ребёнок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное  развитие.

 Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте имеет ряд важных особенностей, которые отличают этот этап развития от других периодов детства.

Характерной психологической чертой ребёнка в этом возрасте является ситуативность поведения. Ребёнку 2-3-х лет интересно преимущественно то, что находится в поле его зрения. При этом он не только рассматривает предмет, но и пытается им действовать. В этом возрасте восприятие и действие неразрывно связаны.

Ситуативность поведения ребёнка связана с особенностями протекания психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. Они характеризуются непосредственностью и непроизвольностью. Мышление в этом возрасте протекает не в отвлечённой форме, а в форме действия с предметами, которые ребёнок непосредственно воспринимает, которые может держать в руках, т.е. является наглядно-действенным.

Эмоциональное восприятия окружающего мира – характерная черта ребёнка раннего возраста. Своеобразие отношения ребёнка к окружающему миру заключается в его импульсивности, эмоциональной неустойчивости.

Поведение ребёнка этого возраста постепенно преобразуется: оно становится  произвольным и целенаправленным. К трём годам ребёнок уже может долго и сосредоточенно заниматься одним делом.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребёнком разных видов деятельности и развития личности. Одним из направлений в развитии ребёнка на данном возрастном этапе является развитие общения  и  речи.

Ребёнок овладевает способностью понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше  информации об окружающем мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Развитие познавательных процессов и речи помогают ребёнку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы поведения.

Для ребёнка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важную роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Без речи невозможны были бы ни  восприятие действительности, ни внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект.

Читайте также:  Влияние воспитателя на развитие ребенка

Все дети проходят одни и те же стадии в овладении речью. К возрасту одного года ребёнок произносит отдельные слова; примерно к двум годам он говорит двух-трёхсложные  предложения; к четырём годам разговаривают как взрослые.

К году ребёнок имеет довольно большой опыт познания окружающего мира с помощью органов чувств. Первые слова ребёнок произносит в конце первого – начале второго года жизни, но активно пользоваться речью начинает после полутора лет. Возникновение активной речи связано с открытием того факта, что каждый предмет имеет своё название.

Речь развивается в двух направлениях. Сначала происходит становление пассивной речи. Ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь, но ещё не умеет говорить. Пассивная речь возникает уже в младенческом возрасте. На 7-8 месяце жизни ребёнок может понимать многие слова и по просьбе взрослого указывает на него взглядом или пальцем. В раннем возрасте пассивная речь развивается очень быстрыми темпами. Ребёнок хорошо понимает смысл обращённой к нему речи, и может выполнять несложные поручения взрослого.

Позже возникает активная речь. Но у некоторых детей период пассивной речи сильно затягивается. Ребёнок может до двух – двух с половиной лет, понимая что ему говорят взрослые, правильно выполнять их просьбы, но не произносить ни одного слова. Ребёнок продолжает общаться с помощью жестов и лепета. Но речь всё равно расширяется за счёт пассивного словаря и накопления опыта слышимой речи.

К году дети могут осмысленно употреблять около пяти слов, к которым обычно относятся такие: мама, папа, би-би, пи-пи и др. Как правило, это подражательные слова. Первые слова появляются на основе развития понимания речи, способности лепетать и подражать. Количество произносимых слов значительно меньше понимаемых им. В этот период ребёнок ещё много лепечет. А словами он пользуется редко.

Речь взрослого, обращённая к ребёнку, должна не только сопровождать действие, а сделаться необходимым его звеном. Речь должна побуждать к действию, регулировать его, только тогда она воспринимается ребёнком.

После полутора лет речь ребёнка становится всё более самостоятельной, нарастает темп её развития. Ребёнок сам спрашивает названия окружающего его предметов.

Вначале он пользуется жестами, мимикой для постановки вопросов, часто просто указывая рукой. Затем к жесту добавляется вопрос, выраженный словом. Словарь быстро увеличивается. Слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Кроме существительных в речи появляются глаголы и некоторые грамматические формы.

К концу второго года ребенок образует маленькие предложения из двух – трёх слов. Дети этого возраста чётко представляют о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют.

После интонационного оформления голосовых реакций ребёнка начинается процесс формирования фонематического слуха. Он в основном завершается к двум годам, когда ребёнок может различать слова, которые отличаются друг от друга одной фонемой.

Дальнейшее развитие процесса овладения речью включает: семантический, морфологический, синтаксический и прагматический аспекты.

В усвоении грамматики ребёнком раннего возраста имеется ряд закономерностей.

Первый период речевого развития от 1года до 2 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур. Слова  употребляются  в неизменном виде.

Второй период с 2 до 3 лет, –  это начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова становятся частями предложения, согласовываются друг с другом.

Около трёх лет ребёнок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые. Ему особенно нравится слушать  рассказы, стихи, сказки. Это важный момент в речевом развитии ребёнка. Он свидетельствует о том, что ребёнок в состоянии познавать действительность не только через органы чувств, но и понятийном отражении в языке.

На третьем году жизни речевая активность детей стремительно увеличивается. Речь становиться основным средством общения. В этом возрасте ребёнок обладает большим словарным запасом, использует почти все части речи, в ней появляется падеж и время. На третьем году ребёнок в основном овладевает предлоги и наречия. Ребёнок пользуется трёх, четырёх и более  – словными предложениями, вопросительными и восклицательными формами. Его речь быстрыми темпами приближается к речи взрослого.

До полутора лет ребёнок в среднем усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года дети знают уже  около 300 слов, а к трёхлетнему возрасту – 1200 – 1500 слов.

Несмотря на наличие закономерностей в развитии речи у детей раннего возраста, сроки возникновения, темпы и характер её становления могут быть различными. Индивидуальные различия в темпах развития речи у детей настолько велики, что нельзя механически основываться только на возраст ребёнка.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогике раннего возраста.

Источник