Особенности развития ребенка раннего и дошкольного возраста

Медицина / Физиология / Физиология (статья)
Ранний и дошкольный возраст. Особенности развития
Статья |
3-03-2018, 19:36
|
Развитие ребенкаПервые три года жизни ребенка характеризуются быстрым темпом роста и развития. Однако эти три года далеко не равнозначны по темпу и содержанию.
Первый год жизни – Период грудного возраста
Особое место в развитии ребенка первого года жизни занимает период новорожденности (3—4 недели после рождения), который характеризуется приспосабливаемостью организма ребенка к условиям внеутробной жизни. В этот период основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и функциональной незаконченностью строения органов и систем, и в первую очередь центральной и периферической нервной системы. В этот период процессы торможения преобладают над процессами возбуждения (новорожденный спит 20—22 часа в сутки). Проявлением незавершенности развития организма новорожденного являются различные пограничные состояния, граничащие с патологией: физиологическая желтуха, физиологическое падение массы тела, физиологический мастит, мочекислый инфаркт и др. Новорожденный ребенок особо раним и требует самого тщательного ухода, соблюдения необходимых гигиенических условий его содержания, обязательного вскармливания грудью.
Для грудного возраста (от периода новорожденности до 12 месяцев) характерно:
– быстрый темп физического развития — за первые 4—5 месяцев у ребенка удваивается, а к 12 месяцам более чем утраивается масса тела при рождении; за год увеличивается рост на 23—25 см;
– быстрый темп нервно-психического развития: с первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные эмоции, к году ребенок может самостоятельно ходить, формируются подготовительные этапы развития речи;
– начинается развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления;
– работоспособность нервной системы еще мала, длительность бодрствования нарастает от 30—40 минут в 1 месяц до 2,5—3 часов к концу года;
– некоторая относительная функциональная слабость органов и систем на фоне интенсивного их роста и развития, что может привести к повышенной кратности острых заболеваний, к отклонениям в здоровье (экссудативный диатез, рахит, анемия, различные расстройства питания — диспепсия, гипотрофия);
– большая ранимость организма и низкая сопротивляемость к различным острым заболеваниям в силу ослабления первоначального пассивного иммунитета, полученного от матери, и еще отсутствия приобретенного.
От 1 года до 3 лет – Преддошкольный возраст
Преддошкольный возраст характеризуется постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей детского организма.
Второй год жизни ребенка занимает особое место в этом периоде в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, развивается речь, совершенствуется сенсорное восприятие (различение формы, величины, цвета и т. д.).
К двум годам ребенок хорошо ходит, движения занимают большое место в его жизни. Однако быстро формирующиеся психические процессы, умения, навыки еще находятся в стадии становления, поэтому они недостаточно устойчивы. Кроме того, дети второго года жизни легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениям условий жизни, отличаются большой ранимостью центральной нервной системы. Сопротивляемость организма ребенка различным болезнетворным воздействиям еще остается резко пониженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены, больше чем дети первого года жизни, острым заболеваниям.
На третьем году жизни у ребенка замедляется интенсивность физического развития, так характерная для первых двух лет. Повышается работоспособность нервной системы (длительность бодрствования увеличивается до 6—6,5 часов). Происходит дальнейшее развитие речи, сенсорики, ориентировочно-познавательной деятельности, совершенствуются движения. Ход развития ребенка третьего года жизни зависит от уровня, достигнутого им к двум годам. При этом, как отмечают специалисты, большие изменения в психике детей третьего года жизни, а также в умственном развитии связаны с развитием речи. Быстро увеличивается словарный запас. Речь в этом возрасте становится основным средством общения со взрослыми и друг с другом.
Постепенно повышается сопротивляемость организма вредным воздействиям внешней среды и физическая выносливость детей. Характеризуя детей раннего возраста, специалисты утверждают, что ребенок при рождении не может произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во время гуления (стадия доречевого развития ребенка, следующая за криком и предшествующая лепету) у ребенка совершенствуется артикуляционный аппарат, а с 7—8 месяцев, слыша звуки человеческого голоса, он начинает произносить повторные слоги. В 1 год ребенок из этих лепетных слогов образует первые 10—12 слов. Затем наступает период как бы некоторого затишья — медленное нарастание новых слов. На протяжении первого полугодия 2-го года идет быстрое накопление понимаемых слов, установление связей слышимого слова и предмета. Количество же слов, которыми ребенок активно пользуется, увеличивается незначительно, к возрасту 1 год 5 месяцев у него лишь 30—40 слов. В возрасте 1 год 5 месяцев — 1 год 7 месяцев происходит бурный скачок (быстрое нарастание новых слов), к 2 годам активный словарь равен примерно 300—400 словам. На 3-м году происходит дальнейший темп роста словарного запаса (к 3 годам он составляет 1200—1300 слов), совершенствование качества речи — произношения, построения, осмысления.
Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета способствуют тому, что дети раннего возраста заболевают от самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе, при контакте с любой инфекцией. В то же время каждое перенесенное острое заболевание может привести к развитию хронических болезней, повлечь за собой отставание в физическом или нервно-психическом развитии ребенка, между которыми имеется очень большая взаимозависимость и единство.
В обеспечении нормального развития и полноценного здоровья детей раннего возраста огромна роль взрослого. Малыш еще не может организовать свою жизнь вне тесных контактов со взрослыми, поэтому его здоровье и развитие обеспечивается лишь при выполнении задач физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания.
От 3 до 6-7 лет – Дошкольный возраст
Дошкольный возраст характеризуется началом самостоятельного существования ребенка, расширением контактов с окружающим миром. В этот период продолжается дальнейший морфологический рост и функциональное совершенствование всех органов и систем. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Продолжается интенсивное развитие интеллектуальных способностей ребенка. В этом возрасте легко возникают травмы вследствие большой любознательности малыша и отсутствия собственного опыта. Поэтому правильная организация среды в детском учреждении и дома, введение в процесс воспитания элементов трудового и общественного воспитания являются лучшим средством профилактики возможных дефектов в развитии и здоровье ребенка дошкольного возраста. Нельзя забывать, что дети в этом возрасте еще отличаются повышенной ранимостью, легко подвергаются острым детским инфекциям и другим заболеваниям.
Одной из основных задач, решаемых дошкольным учреждением, является подготовка детей к поступлению в школу. Исследованиями доказано, что для некоторых детей (10—12%) режим и программа начальной школы трудны, они не справляются с теми требованиями, которые предъявляет к ним школа. Проблемой функциональной готовности (зрелости) отдельных органов и систем детского организма к выполнению требований школы («школьная зрелость») в настоящее время занимаются педагоги, психологи, врачи.
Доказано, что одни, так называемые «незрелые», дети полностью не усваивают учебную программу, другие же справляются с нагрузкой, но с чрезмерным напряжением организма, что приводит к различным нарушениям их здоровья, в частности к неврозам. Детей, которые своевременно не овладевают умениями и навыками, предусмотренными программой детского сада, т. е. незрелых, воспитатель направляет к врачу. С учетом его рекомендаций педагог проводит с такими детьми индивидуальные занятия. Таким образом, в осуществлении задач подготовки детей к школе важны совместные усилия врачей и педагогов.
Источник
Особенности детей раннего и дошкольного возраста
О.Н. Жучкова
Москва
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3
Особенности развития детей дошкольного возраста…………………….…..….…4
Заключение………………………………………………………………….…..…….9
Список литературы………………………………………………………………….10
ВВЕДЕНИЕ
В связи с особенностями роста и развития человека в педагогике принята следующая возрастная периодизация: от рождения до 1 года — младенческий возраст, от 1 года до 3 лет — предшкольный, от 3 до 7 лет – дошкольный возраст, от 7-8 до 11 лет — младший школьный возраст, от 11 до 14 средний школьный возраст, от 15-16 до 17-18 лет — старший школьный возраст.
Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень физического и психического развития. Характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности называют возрастными особенностями.
В связи с тем, что на развитие ребенка оказывает влияние его активное взаимодействие со средой и окружающими людьми границы возрастных особенностей подвижны. Следует иметь в виду, что в тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные особенности. Знание общих возрастных и индивидуальных особенностей помогает воспитателю определить меру сил и возможностей своих воспитанников и предъявлять такие требования, которые обеспечат дальнейшее развитие в нужном направлении.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что дошкольное детство представляет собой период интенсивного развития всех психологических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Таким образом, целью данной работы является изучение возрастных особенностей дошкольников и их учета при организации педагогического процесса.
Для достижения поставленной цели мной были выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста;
- исследовать особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста;
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическое развитие ребёнка зависит от его возраста, образа жизни. Чаще всего под физическим развитием ребёнка понимают изменения, происходящие с организмом в период всей его жизни.
Ранним возрастом является возраст ребёнка от 1 года до 3 лет. С года и до двух лет ребёнок ещё интенсивно растёт, в то время как с трехлетнего возраста рост ребенка замедляется. В этот период идёт развитие внутренних органов и систем.
В ранний период возраста у малыша происходит окостенение хрящей и костных тканей, укрепление мышц. Ребёнок уже способен на выполнение более сложных движений и лучше стоит на ногах. Но, несмотря на всю свою активность, дети довольно быстро утомляются и нуждаются в продолжительном отдыхе.
Помимо опорно-двигательного аппарата у детей происходят изменения во всём организме. Так, например, идёт быстрое развитие всех систем организма:
- Центральная нервная система становится более устойчивой к воздействию стрессовых факторов внешней среды.
- Происходят изменения в желудочно-кишечном тракте.
- организмом усваиваются более сложные продуктов питания.
- Претерпевает изменения мочевыделительная система. Это выражается в увеличении в объёме мочевого пузыря, снижению мочеиспускания.
Таким образом, в этот период происходит очень активное физическое развитие ребёнка.
В период физического развития дошкольника в возрасте от 3 до 4 лет отмечается:
- более крепкое развитие верней части туловища (мышц);
- дети обладают большой физической активностью;
- строение и функционирование внутренних органов и систем развито согласно возрасту.
В возрасте от 4-5 лет все движения ребёнка становятся координированными. С 5-7 летнего возраста появляются:[1]
- ритмичные, плавные движения;
- ребёнок становится более выносливым;
- способен выполнять небольшие физические нагрузки (прыжки в высоту, длину, бег на короткие дистанции);
- пропорциональное развитие мышц;
- многие движения, действия доведены до автоматизма.
Основными особенностями физического развития детей дошкольного возраста является пропорциональное развитие двигательной активности, внутренних органов и систем согласно возрасту малыша.
Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:[2]
1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Отдельно в дошкольном восприятии можно выделить ярко выраженные произвольные действия – рассматривание, наблюдение и поиск. Происходит также активное усвоение системы сенсорных эталонов.
2. Мышление. Его тесная взаимосвязь с восприятием позволяет говорить о наглядно-образном мышлении, столь характерном для всех дошкольников. Своеобразная детская логика ничуть не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.
3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна), то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память. Целенаправленное и сознательное запоминание чего-либо от эпизодических проявлений становится неотъемлемой частью игр, выполнения определенных поручений или процесса подготовки к школе.
4. Речь. К окончанию дошкольного возраста язык для малыша становится действительно родным. С интенсивным ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваивается грамматический строй и особенности произношения.[3] Вместе с этим дети активно занимаются оригинальным и забавным словотворчеством.
Младший возраст является важнейшим периодом в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей.[4] Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащении его деятельности новым содержание.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требования «я – сам», прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей.
Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.[5] Главное – помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Стремление к самостоятельности формируется в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной деятельности ребенок осваивает способы и приемы действий, знакомится с примером поведения и отношения, учится самостоятельно действовать с учетом растущих возможностей и стремится добиться лучшего результата.
В дошкольном возрасте (3-7 лет) малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функциональное употребление предметов и открывает ценностное отношение к ним. Он также постепенно погружается в среду постоянных вещей и познает её относительность.
В это время рефлексия дошкольника на окружающих людей становится все более тонкой – ребенок учится идентификации не только с людьми, но и с персонажами сказок, объектами окружающей среды, изображениями, игрушками и т.п. Одновременно малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые уместны в отношениях с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения, демонстрацию эмоционального расположения и готовности выстраивать позитивные взаимоотношения. Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей, что способствует его половой идентификации.[6]
В 4 года, когда дети переходят в среднюю группу детского сада, в их поведении и деятельности появляется ряд новых черт, отличающих их от малышей. Возрастают физические возможности детей, они испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они становятся непослушными и капризными.
На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Речевые контакты становятся более длительными и активными.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу, творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.
Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой зачатки будущего характера и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.
Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Поэтому, организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания взрослых.
Таким образом, от особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Дошкольная психология. – М.: Академический проект, 2007. – 288 с.
- Герасина Е.В. Детская психология. – М.: Владос-Пресс, 2010. – 290 с.
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
- Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 256 с.
- Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2010. – 176 с.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2010. – 288 с.
[1] Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2010. – 176 с.
[2] Герасина Е.В. Детская психология. – М.: Владос-Пресс, 2010. – 290 с.
[3] Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2010. – 288 с.
[4] Волков Б.С., Волкова Н.В. Дошкольная психология. – М.: Академический проект, 2007. – 288 с.
[5] Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 256 с.
[6] Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
Источник