Особенности развития ребенка на третьем году жизни

Содержание

  1. Особенности развития детей третьего года жизни
  2. Внимание на третьем году жизни ребенка
  3. Представление и понятие об окружающем мире
  4. Сенсорное развитие
  5. Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.

В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.

Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.

В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.

Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.

Особенности развития детей третьего года жизни

  • Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
  • Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
  • Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
  • На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.

Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.

Внимание на третьем году жизни ребенка

На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.

Представление и понятие об окружающем мире

На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).

У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

Сенсорное развитие

Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.

Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:

  • предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
  • сюжетные игры (игра с куклой);
  • наблюдения;
  • рассматривание картинок, книг;
  • элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
  • игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.
Читайте также:  Художественная литература в формировании личности и речевом развитии ребенка

Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.

Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».

Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.

На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.

А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

Источник

Консультация для родителей

«Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»

На третьем году жизни ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.

Быстро развивается речь ребенка — обогащается ее смысловое содержание и, расширяется словарный запас, грамматически она становится все более правильной.

Своевременное развитие речи имеет очень большое значение для развития ребенка третьего года жизни. Понимание речи окружающих способствует обогащению и расширению представлений, знаний ребенка.

С этого времени он начинает знания об окружающем получать не только наглядно, но и путем словесных объяснений взрослых («Зимой холодно», «Летом жарко», «Птичка спит в гнездышке — это ее домик», «Зайка живет в лесу», «Самолет летит, и бабочка тоже летит»).

Умея говорить, ребенок может вступать в более разнообразное и сложное общение с другими детьми (например, совместно играть), что также способствует его развитию.

Разговаривайте с вашим ребенком, отвечайте на его вопросы, не отстраняйтесь от общения с ним, иначе это затормозит его развитие. Это возраст «почемучек», в этот период очень важен для его обучения и социализации.

При помощи речи взрослые уже могут больше, чем раньше, управлять поведением ребенка, так как ему становятся понятными многие их указания и просьбы.

На третьем году жизни слово в какой-то мере становится уже и саморегулятором поведения ребенка: «Не буду плакать, я уже большой», — заявляет малыш и, несмотря на боль, сдерживает слезы.

Действия ребенка все больше начинают подчиняться словесно выраженной цели. «Сейчас нарисую птичку»,— заявляет малыш иногда прежде, чем начнет рисовать, или просит: «Мама, дай книжку про смурфиков. Я хочу ее смотреть». Правда, он еще довольно легко, под влиянием внешних впечатлений отступает от намеченной цели.

У говорящего ребенка воспоминания возникают не только тогда, когда он что-либо видит или слышит, но и когда перед ним нет того, о чем говорят. Например, мама сказала: «Поедем к бабушке», — и ребенок вспоминает: «Поедем на машине, у бабушки большой кот. Я играть с ним буду».
Возможность говорить с ребенком не только о настоящем, но и о том, что было или еще будет, значительно расширяет его кругозор.

Таким образом, речь ребенка на третьем году жизни способствует его умственному развитию, расширению кругозора, общению с окружающими, осознанию правил поведения, т. е. развитию личности ребенка в целом.
Тот большой интерес к окружающему, который проявлялся у ребенка ранее, характерен для него и в возрасте 2—3 лет, но в этот период значительно расширяется и углубляется круг его интересов, он теперь способен уже к более длительному наблюдению и общению. Теперь он дольше может сконцентрировать внимание на каком-либо предмете, действии.

На основе собственного опыта и объяснений взрослого у ребенка формируются представления и понятия (доктор лечит, шофер водит машины, грибы растут в лесу, вечером надо ложиться спать и т. п.). Характерной особенностью детского мышления является то, что он не может еще отвлеченно мыслить, но в жизни, в конкретных условиях, он уже способен решать простейшие умственные задачи.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка младшего школьников возраста

Так, например он не может ответить на вопрос: «Сколько будет один да один?», но если ему предложить: «Положи два яблока в вазу, а одно возьми себе» — он легко с таким заданием справится. Если его спросить: «Как достать куклу с высокой полки?», он может не ответить. Когда же ему нужно достать предмет, который находится высоко, то он, не задумываясь, поставит стул, залезет на него и достанет нужное.

Эти примеры показывают, что мышление ребенка еще непосредственно связано с действием, с конкретными предметами. В течение третьего года жизни у ребенка очень сильно развивается способность к подражанию. Поэтому в его игре отражается уже не только то, что он получил в
непосредственном общении со взрослыми, но то, что видел, слышал. Отображая увиденное, он совершает такие действия, которым его взрослый непосредственно и не обучал, а которые он видел на улице, в гостях, в магазине, о которых услышал или узнал из разговора взрослых между собою, увидел на картине и по телевизору т. д.

Поэтому старайтесь не увлекаться совместными посиделками перед телевизором, если есть возможность приобретите специальные обучающие мультфильмы и сказки, но не переусердствуйте, ничто не заменит ребенку живое общение.

Новым в подражании ребенка является то, что теперь он воспроизводит не отдельные разрозненные действия, как это было прежде (подражая, причесывается, читает газету, баюкает куклу), а связанные между собой действия, разнообразно сочетая полученные в разное время впечатления: играя, едет на дачу на машине, берет с собой корзиночку, чтобы собирать грибы.

Он уже начинает отражать в игре отношения людей: сердится на куклу, потому что она не слушается, или, наоборот, ласкает ее, жалеет — она «заболела»; куколка становится «дочкой», а ребенок — «мамой».
Под влиянием примера и указаний взрослых ребенок начинает следовать правилам поведения. При правильном подходе к нему родителей он может научиться преодолевать небольшие, посильные для него препятствия, делиться своими игрушками с товарищами, спокойно подчиняться требованиям родителей и многое другое.

Резко изменяется и характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. В зависимости от того, какие взаимоотношения существуют между членами семьи и как они относятся к ребенку, у него формируются разнообразные взаимоотношения с матерью, отцом, бабушкой, братьями и сестрами.

При благоприятных условиях воспитания ребенок может уже проявлять заботу о матери, сочувствие плачущему, уметь хорошо играть со сверстниками и т. п. Он уже значительно больше и по разнообразным поводам общается с детьми и взрослыми по своей инициативе.

В своих действиях и поступках малыш начинает руководствоваться такими понятиями, как: хорошо — нехорошо, можно — нельзя, правильно — неправильно, и может уже оценивать поступки других. Поощрение, похвала радуют его, вызывают желание сделать или поступить еще лучше; осуждение — огорчает. А если ему очень часто делают замечания, к тому же иногда еще и необоснованные или непонятные ему, то он может проявлять упрямство, как часто говорят взрослые, делать «на зло».

Все более, четко обрисовываются индивидуальные особенности психики ребенка, начинают формироваться основы характера.

Для воспитания трехлетнего ребенка особое значение приобретает поведение взрослых, их личный пример. Ребенок после двух лет хорошо понимает речь окружающих, может подражать тому, что видит и слышит, и очень легко внушаем, т. е. легко «заражается» чувствами других. Поэтому не только действия близких (матери, отца, бабушки), но и тон, каким они говорят, их привычки, интересы, взгляды, их отношение к труду и окружающим людям оказывают большое влияние на формирование личности ребенка и на приобретение им тех или иных привычек.

Устойчивее становится внимание малыша. Одним делом он может заниматься до 30 минут, а при участии взрослых и дольше. Если он чем-то заинтересовался, то теперь его не так-то легко отвлечь. Однако он не в состоянии сосредоточиться на том, что ему неинтересно, что не захватывает его чувства. Он не способен еще к произвольному вниманию. Поэтому так важно, объясняя что-либо ребенку или формируя у него какое-то умение, действовать на его чувства, вызывать интерес и понимание, а не принуждать насильно. Только таким путем можно добиться от него выполнения требований взрослого.

Читайте также:  Проблемы эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста

Воспитатель: Дмитриева И.Ю.

Источник

 Особенности развития детей третьего года жизни

В раннем возрасте, в первые три года, ребенок развивается удивительно быстро. В этот период важно не оставить без внимания ни одну сторону развития ребенка: а именно, физическое развитие, развитие тонких движений руки, познавательное развитие, развитие речи, навыков поведения, самообслуживания, эмоциональное развитие, игровых навыков.

На третьем году жизни ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически. У него совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность активного бодрствования (6-6,5ч.). Поведение ребенка становится более устойчивым. Он уже на короткое время может сдерживать свои действия, желания. В этот период ребенок начинает различать и называть цвета, форму, размер предметов, ориентироваться в пространстве и времени (самолет летит высоко, когда будет темно, надо спать). Формируются начальные количественные представления (мало, много, больше, меньше, один). Всему этому ребенок не может научиться самостоятельно. Ему нужна помощь взрослого. Ключевую роль в развитии малыша на этом возрастном этапе играют наблюдения. Если ребенок за чем-то наблюдает, его надо поддержать, помочь увидеть в наблюдаемом главное, ответить на многочисленные вопросы.

Помимо наблюдений, следует уделять внимание и таким видам деятельности, как рисование, лепка, занятия с предметами, сюжетные игры. Все эти виды деятельности имеют большое значение для умственного развития малыша.

Главным средством развития речи ребенка 2—3 лет является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были наполнены живыми образами, конкретным, действенным содержанием. С ребенком можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это упражняет не только его речь, но и память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения. 

Ближе к трем годам появляются элементы ролевой игры, т. е. ребенок берет на себя «роль» (называет себя в игре «мама», «врач», и т.п.) и проигрывает ее. В этот период дети учатся планировать, ставить цель: «я буду строить дом», «я буду кормить куклу». В этом же возрасте нужно учить детей играть самостоятельно, отображая в игре наблюдаемые события и явления.

             Нужно обращать внимание детей на поведение животных и их детенышей, на взаимодействия людей и животных, на труд людей, их общение, на более сложные явления окружающего мира (как строят дом, прокладывают дорогу). Ребенка 2-3 лет можно обучить только тому, что его заинтересовало, ему трудно сосредоточиться или специально что-либо запомнить.

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Необходимо постоянно упражнять их в этой работе. Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых. Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

              Для двухлетнего ребенка сверстник не представляет интереса. Такие дети играют рядом, но не вместе. К трем годам ребенок начинает играть вместе с другими детьми, подражать им.

Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение с взрослыми. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неудовлетворенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.

Источник