Особенности развития ребенка на разных этапах онтогенеза
Младенческий возраст и особенности пренатального развития ребенка
Первая эпоха — эпоха раннего детства — начинается с кризиса новорожденного и включает два периода — младенческий возраст и ранний возраст (Д. Б. Эльконин). Пренатальный период (от момента зачатия до рождения) в периодизацию в отечественной психологии не включается.
Основным аргументом является тезис о том, что в момент рождения коренным образом меняются тип жизни и тип развития ребенка, изменяются законы его развития. Центральным психологическим новообразованием периода новорожденного является индивидуальная психическая жизнь ребенка. До момента рождения нет ни психического отражения, ни соответствующего ему типа развития, поэтому пренатальный период в периодизацию психического развития человека не включается. Однако, признавая важность и значение пренатального развития, дадим его краткую характеристику. Пренатальное развитие включает три основных периода:
- ? терминальный (от зачатия до 2 недель) — период быстрого роста и первичной дифференциации клеток;
- ? эмбриональный (от 2 недель до 2 месяцев) — период формирования основных структур и органов;
- ? фетальный (от 3 месяцев — до рождения) — период интенсивного морфофизиологического развития плода.
К концу второго триместра (4—6 месяцев) беременности мозг увеличивается в шесть раз. В конце шестого месяца плод жизнеспособен. Можно зафиксировать реакции на звук, тактильные раздражения, что свидетельствует об определенном уровне зрелости анализаторных систем. В третьем триместре (6—9 месяцев) происходит интенсивное развитие центральной нервной системы: формирование структур, ответственных за дыхание и глотание, локализация сенсорных и моторных центров (7 месяцев), возникает чувствительность к прикосновению и вибрации. Еще в пренатальном периоде налаживается взаимодействие ребенка с матерью. Показано, что плод чувствителен к сердцебиению матери. Этот факт используется, например, для коррекции состояния недоношенных детей, когда в бокс с новорожденным подается аудиозапись сердцебиений матери в спокойном состоянии. Синхронизация частоты сердечного ритма матери и ребенка оптимизирует деятельность всех физиологических систем его организма. Это объясняется тем, что при физическом отделении от матери ребенок еще сохраняет свою биологическую зависимость от нее. В психологии пренатального развития сегодня общепризнанным является положение о значении возможно более раннего формирования общения матери (близкого взрослого) и ребенка для оптимизации его психического развития. Такое общение носит характер обмена «сообщениями»: перестукивание, поглаживание, вербальное обращение к ребенку, разговор с ним. Вопрос о мере активности каждого из участников такого взаимодействия и существовании форм психического отражения действительности ребенком до момента рождения оставим для развернутой дискуссии. Однако необходимо подчеркнуть, что такое взаимодействие создает благоприятную основу для формирования родительской позиции, эмоционального принятия ребенка, повышения сенситив- ности матери к его поведению и состояниям, формирования субъектного отношения к нему. Опыт общения в пренатальном периоде оказывает положительное влияние на формирование психологической готовности матери к родам и налаживание сотрудничества ребенка с близким взрослым в период новорожденно- сти. Бесспорно, что чем раньше родители включаются в процесс общения с ребенком, тем раньше формируется продуктивная родительская позиция.
Кризис новорожденности как психологический кризис впервые был выделен и описан Л. С. Выготским. Особый характер этого кризиса связан с переходом от пренатального к постнатальному развитию, изменением типа жизни и типа развития. Изменение типа жизни связано с отделением ребенка от предмета потребностей — до рождения все его витальные потребности удовлетворялись через единую с матерью физиологическую систему питания, дыхания, выделения. Теперь возникает объективная необходимость в психическом отражении, ориентировочной деятельности. Первым психологическим новообразованием кризиса новорожденности является возникновение индивидуальной психической жизни.
Другими особенностями этого кризиса являются перестройка физиологических механизмов дыхания, питания, выделения, терморегуляции; воздействие на нервную систему ребенка огромного количества раздражителей в условиях недостаточной зрелости ЦНС, особенно коры больших полушарий; ограниченность репертуара врожденных безусловных рефлексов ребенка; потеря иммунитета матери и крайняя уязвимость в отношении внешних факторов. Лавина стимулов, обрушивающаяся на ребенка после рождения, сравнимая с «информационным шоком», приводит к ускоренному созреванию ЦНС и находит отражение в преобладании сна и сновидных состояний в поведении ребенка (сон как защитное реагирование).
Все перечисленные особенности, определяемые переходным характером кризиса новорожденности, обнаруживаются в моментах инволюции развития, например, в потере веса в первые две недели, по сравнению с моментом рождения, вследствие несформирован- ности системы пищевого поведения. Физиологический критерий завершения кризиса — начало прибавления в весе.
Социальная ситуация развития кризиса новорожденности характеризуется противоречием между полной беспомощностью ребенка и его зависимостью от близкого взрослого, с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, сотрудничества и средств такого общения, с другой. Врожденный фонд реакций ребенка очень беден, особенно по сравнению с животными. Все потребности ребенка удовлетворяются через взрослого. Поэтому вопрос о генезисе общения с близким взрослым в буквальной смысле — вопрос жизни и смерти. Психологический смысл кризиса — без взрослого не выживет, а потребности в общении и средств общения пока нет. Основная задача развития: формирование у ребенка потребности в общении и соответствующих средств.
Разрешение кризиса новорожденности осуществляется к концу второго месяца жизни и связано с формированием рубежного новообразования, получившего название комплекса оживления. Рождение комплекса оживления знаменует собой формирование у ребенка первой социальной потребности — потребности в общении со взрослым и представляет первую форму такого общения.
Существует ряд особенностей поведения новорожденного. Теоретическое значение изучения форм поведения новорожденного в том, чтобы установить роль наследственности в развитии ребенка. Какие готовые наследственные формы поведения есть у новорожденного?
Можно выделить следующие категории поведения: сон, бодрствование, диффузная ненаправленная активность, упорядоченные реакции.
Сон подразделяют на глубокий, поверхностный, полусон (открытые глаза и отсутствие активности). На сон приходится около 80% времени суток. Постепенно происходит дифференциация сна и бодрствования с возрастанием удельного веса бодрствования.
Бодрствование выступает в формах спокойного бодрствования (сенсорная активность) и активного бодрствования (сенсорная активность дополняется двигательной активностью).
Диффузная ненаправленная активность в форме общей спонтанной двигательной активности рефлекторной природы представляет собой реакции на внутренние раздражители и характеризуется определенным ритмом. Другим выражением диффузной активности является крик и плач, которые имеют сигнальную природу. Они сообщают близкому взрослому о неблагополучии и дискомфорте ребенка и его потребностях. Достаточно быстро мать начинает различать крики и плач в их значении: хочет есть, болит живот, устал, хочет спать и прочее. Если мать адекватно распознает потребности ребенка и удовлетворяет их, то крик и плач приобретают сигнальную функцию не только для матери, но и для самого ребенка. Во второй половине младенчества ребенок начинает использовать крик и плач для привлечения внимания взрослого к своим нуждам.
Упорядоченные реакции включают следующие виды специализированных безусловных рефлексов.
- 1. Пищевое и лабиринтное сосредоточение, представляющее собой врожденные доминантные реакции. Особенности доминант заключаются в том, что их актуализация приводит к торможению всех остальных реакций; любой раздражитель усиливает доминантную реакцию. Пищевое сосредоточение выступает в форме сосания, лабиринтное — сосредоточение во время укачивания (раздражения вестибулярного анализатора). Издавна в практике воспитания использовали указанные доминантные реакции для того, чтобы успокоить ребенка — соска-пустышка и люлька.
- 2. Пищевые рефлексы: врожденные пищевые реакции (сосательный, глотательный и ориентировочные рефлексы, обслуживающие пищевое поведение — поиск пищи при раздражении губ, щек, подбородка и др.). Безусловный сосательный рефлекс несовершенен, быстро «обрастает» условными рефлексами.
- 3. Защитные, оборонительные рефлексы: рефлекс Пейпера — зажмуривание на сильный световой раздражитель; кохлеарнопальпебральный (зажмуривание на сильный звук); корнеальнопальпебральный (зажмуривание на прикосновение); рефлекс Моро («группирование» на потерю опоры и сильный звук); отдергивание конечности на болевой раздражитель. Очевидно, что указанные рефлексы вряд ли могут обеспечить безопасность ребенка.
- 4. Ориентировочные рефлексы по типу рефлекса, названного И. П. Павловым рефлексом «Что такое?», со зрительного и слухового анализаторов, обеспечивающие выделение нового раздражителя и установку на его восприятие.
- 5. Рефлексы-атавизмы, т. е. рефлексы, полезное приспособительное значение которых у человека утрачено. Рефлексы отторма- живаются в раннем или позднем младенчестве. К ним относятся:
- ? «обезьяний» хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона), представляющий собой захватывание объекта, при раздражении тыльной стороны ладони. К формированию хватания отношения не имеет, так как к двум месяцам уже исчезает. Хватательный рефлекс формируется в 4,5—5 месяцев;
- ? рефлекс Бабинского — тыльное сгибание подошвы ноги, исчезает после 6 месяцев и заменяется подошвенным рефлексом;
- ? позовые и локомоторные рефлексы: шейно-тонический (исчезает после 4 месяцев), рефлекс шагания (после 2— 3 месяцев), рефлекс опоры (после 2—3 месяцев), «плавательный» рефлекс (после 6 месяцев).
Очевидно, что все виды рефлексов, за исключением ориентировочных, значительной роли в формировании поведения не играют.
Буквально с первых дней жизни ребенка происходит выработка условных рефлексов. Первый натуральный условный рефлекс на положение при кормлении формируется у ребенка на 5—
7 день жизни. На 2—4 неделе формируется слуховое сосредоточение, а на 3—5 неделе жизни после установления механизмов аккомодации и конвергенции — зрительное сосредоточение. Зрительное и слуховое сосредоточение создают необходимые сенсорные предпосылки для формирования комплекса оживления.
Источник
Особенно быстрыми темпами психомоторное развитие происходит в раннем возрасте и именно в этом возрасте очень важно вовремя заметить задержки и отклонения в его ходе. Исходя из этого, приводим некоторые усредненные показатели психомоторного развития ребенка раннего возраста. В раннем возрасте развитие идет по трем линиям: движения глаз, движения рук и опорно-двигательного аппарата. Для ранних этапов развития характерно постепенное возникновение и закрепление межаиализаторпых связей: зрительно-двигательных, слухо-двигательных, познотонических, мимико-соматического комплекса оживления, которые выступают в качестве основы функционирования психомоторной организации в целом. Конвергенция (сведение линии взора) глаз происходит к 3 мсс. С возрастом увеличивается время фиксации, сосредоточения взора на неподвижном предмете: от 1,5 мин в возрасте 4 нед. до 9 мин в 3 мес. Следящие движения из стороны в сторону появляются примерно в 3 нед., постепенно следящие движения приспосабливаются к скорости и к углу наклона к оси зрения: сначала по горизонтали, затем по вертикали, и позже — по кругу. Больший интерес проявляется у ребенка к разнообразным объектам (прямая и зигзаг, цветная доска или фон и т.д.).
Движения рук вначале носят непроизвольный хаотический характер. К 5 мес. появляется произвольное захватывание предметов, а к 8 мес. появляется возможность перекладывания предметов из одной руки в другую, одновременное удерживание предметов двумя руками. Появляются собственно предметные действия, ребенок начинает отделять свои действия от предмета, ему нравится, например, выбрасывать предметы из кроватки и наблюдать за их движением, он начинает улавливать связь между собственными движениями и движением предмета, понимает, что источником движения предмета является он сам. Именно начало предметных действий психологи связывают с появлением первого этапа самосознания. Появляется оппозиция большого и указательного пальцев, ребенок этого возраста касается указательным пальцем деталей игрушки, пытается схватить чашку при питье двумя руками. Снимает с головы платок или иной посторонний предмет. А годовалый ребенок уже обладает развитой способностью к манипулированию: дети умеют отодвигать задвижки, перетаскивать игрушки, открывать ящики. Они способны поднимать и захватывать мелкие предметы благодаря появлению, так называемого, «пинцетного зажима» — удерживанию предметов большим и указательным пальцами. В локомоторном развитии ребенок проходит путь от поднятия головки в 2—4 мес. до начала ходьбы. В 4—6 мес. ребенок осваивает позу сидя, сначала с поддержкой, затем садится самостоятельно. В 7—8 мес. пытается вставать и передвигаться, держась ручками за опору. В этот период ребенок начинает тем или иным способом осваивать пространство: дети начинают ползать, передвигаться на четвереньках или быстро передвигаться в сидячем положении. Средний возраст начала ходьбы — 11 — 13 мес. Но имеется большая вариативность, которая определяется состоянием здоровья ребенка, уходом и питанием, которое обеспечивают ему взрослые, конституциональными, темпераменталь- ными и другими индивидуальными особенностями. При неблагоприятных условиях воспитания у ребенка могут складываться и закрепляться тупиковые виды движения, которые не только не способствуют дальнейшему развитию, но и тормозят его (сосание пальцев, раскачивание на четвереньках и др.), а часто являются признаками нарушения нормального хода психического развития.
В последующем периоде раннего детства происходит интенсивное освоение ходьбы. Ходьба расширяет возможности ребенка в активном действовании. Рассматривание предметов на различном удалении способствует совершенствованию зрительного восприятия и глазомера. В связи с освоением ходьбы и приобретением большей автономии ребенок открывает для себя окружающий мир. Совершенствование движений стимулирует появление инициативных действий: ребенок начинает играть, строить, рисовать, развивается творческая деятельность. В возрасте 18—21 мес. малыш учится взбираться и спускаться по лестнице, держась за перила, приставным шагом. В 24—30 мес. уже может недолго стоять и балансировать на одной ноге без посторонней помощи, стоять на цыпочках, чередовать ноги, поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездит на трехколесном велосипеде. Осваивает некоторые бытовые действия: в 18 мес. держит ложку, поднося ее ко рту, может самостоятельно есть, способен снять с себя одежду (одеваться начинают несколько позже). Переворачивает страницы книги (по 2—3 сразу), а чуть позже уже захватывает страницы по одной. Около 2 лет дети начинают выводить каракули на бумаге, держа пальцами мелок или карандаш: большой палец с одной стороны, остальные — с другой. Научается открывать дверь, поворачивая ручку, нанизывает три и более бусинки. Развитие опорно-двигательного аппарата идет по пути становления прыжка (примерно в 3-летнем возрасте), бега, бросания предметов на дальние расстояния.
В дошкольном периоде происходит постепенное снижение двигательной активности (максимальные значения в возрасте 2 лет). Наряду с этим происходит совершенствование моторики опорно-двигательного аппарата и тонких движений рук: увеличивается сила и выносливость, улучшается координация движений. Так 5-летний ребенок может ходить по гимнастическому бревну, скакать, стоять на одной ноге. К этому возрасту, дети могут застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки. Рисуют карандашами и красками, умеют пользоваться посудой и другими предметами домашнего обихода. Ребенок уже может распределять внимание при одновременном выполнении двух видов знакомой им деятельности. Очень важной является развитие тонкой моторики для готовности к школьному обучению. Тесты школьной готовности, как правило, включают задания, требующие от ребенка умелого владения карандашом, способности определять и изменять по словесной инструкции пространственное направление при проведении линий (например, графический диктант).
В младшем школьном возрасте ребенок обладает хорошо сформированными навыками локомоций: ходьбы, бега, прыжка, приобретается физическая ловкость и выносливость, повышаются показатели силы рук. Увеличивается скорость простой сенсомоториой реакции (наименьшие показатели скорости реакций наблюдаются в раннем детстве; начиная с 3,5 лет она увеличивается). Улучшается способность сохранять равновесие. Появляется и совершенствуется способность к освоению сложных психомоторных навыков и спортивных движений и действий. Начиная с 9—10 лет появляются и становятся все более очевидными половые различия в психомоторном развитии. У девочек примерно на 1—2 года раньше совершается ростовой сдвиг (резкое увеличение скорости роста), этим обусловлено и некоторое опережение ими мальчиков в психомоторном развитии. Младший школьный возраст можно рассматривать в качестве сенситивного периода для развития большинства двигательных качеств. В этом возрасте наиболее интенсивно совершенствуются быстрота, ловкость, гибкость, общая выносливость. Начиная с 10—11 лет, созревает способность дифференцировки мышечного напряжения кисти рук: удерживание мышечного усилия, равного 1/4 максимальной силы. Младший школьный возраст можно рассматривать как благоприятный для начала занятий различными видами спорта, освоения танцевальных движений. Учитывая сензитивность психомоторного развития в этом возрасте очень важно вовлекать ребенка в различные виды двигательной активности, соблюдать двигательный режим.
Подростковый возраст является кризисным периодом для психомоторного развития. В этот период усиливается гетерохронность и неравномерность двигательных качеств, ослабляются их взаимосвязи, перестраивается структура. В это же время ухудшается саморегуляция движений, может снижаться и двигательная обучаемость1. Вместе с тем в подростковом возрасте продолжает увеличиваться мышечная сила, скоростные качества. Это связано с продолжающимся увеличением массы мышечных волокон и совершенствованием систем регуляции. В пубертатный период все мышечные волокна резко ускоряют темпы роста, этот процесс сопровождается продолжающейся диффсренцировкой и увеличением доли, так называемых, «сильных» волокон. К 17—18 годам устанавливается характерное для взрослых соотношение мышечных волокон разного типа[1][2].
В юношеском периоде продолжается нарастание мышечной силы, скоростно-силовых качеств и выносливости. Подобно тому, как существует понятие физической зрелости, можно говорить и о психомоторной зрелости, которая характеризуется оптимальным для субъекта уровнем психомоторного развития по всем его линиям. Ее наступление, по-видимому, относится к периоду ранней взрослости[3]. Вместе с тем, психомоторное развитие продолжается и в последующих периодах взрослости. В период ранней взрослости отмечаются максимальные показатели скорости сен- сомоторной реакции на световые и звуковые стимулы, оптимум которой достигается к 20—30 годам и затем сохраняется на достигнутом уровне до 60—65-летнего возраста. Максимальных показателей сила мышц достигает в период 30—32 лет, после чего стабилизируется на довольно длительный период. Статический и динамический тремор, как показатели успешности координации движений, оптимальных значений у мужчин достигает к 25—35 годам, у женщин — к 25 годам. При этом время удержания волевого мышечного усилия продолжает нарастать на всем протяжении периода взрослости, что свидетельствует о совершенствовании механизмов произвольной регуляции[4].
В период поздней взрослости и старения психомоторное развитие обусловлено разнообразными факторами. Необходимо отметить, что после 70 лет уменьшается объем мышц и снижается количество «сильных» волокон, проявляются изменения в ЦНС, связанные с нарушением трофики мозговых тканей. В психомоторных показателях это проявляется в снижении после 60 лет скорости сенсомоторных реакций и уменьшении мышечной силы, снижении тонуса мышц. Возрастает статический и динамический тремор, что приводит к снижению точности движений, нарушениям координации движений рук. В показателях опорно-двигательного аппарата проявляются признаки снижения уровня его функционирования, которые становятся заметны уже после 40—45 лет (не случайно артисты балета именно в этом возрасте заканчивают профессиональную деятельность). В периоде поздней взрослости и старения появляются изменения походки, снижение устойчивости тела, что приводит часто к падениям и травмам.
В целом, психомоторное развитие в детские периоды характеризуется постепенным продвижением от нестабильных, недифференцированных, напряженных, изолированных движений к все более дифференцированным, интегрированным, плавным, точным, стабильным. Движения и действия все в меньшей мере становятся зависимыми от внешних факторов, действующих в момент их выполнения, и все в большей мере обеспечиваются внутренней регуляцией. Вместе с тем, психомоторное развитие ребенка в очень значительной степени зависит от условий среды. В сравнительном исследовании развития двигательной сферы детей 6—15 лет была выявлена тенденция, заключающаяся в снижении мышечной силы и увеличении показателей точности и скорости движений рук у современных детей и подростков по сравнению с их сверстниками 1920-х гг.1 Объяснение этим фактам, скорее всего, следует искать в ограничениях двигательной активности и увеличении интеллектуальных нагрузок современных детей и подростков.
Психомоторное развитие взрослого человека характеризуется чрезвычайной вариативностью, которая существенно выше, чем в ранние периоды развития. Это связано с тем, что показатели функционирования начинают во многом определяться теми видами трудовой и спортивной деятельности, в которые включен человек[5][6]. Установлено, что для каждого вида профессиональной деятельности характерны специфические особенности психомоторной организации, проявляющиеся в соотношении силовых, точностных, скоростных компонентов движений рук и локомоций. При этом между силовыми и координационными компонентами отношения, как правило, реципрокные. Следовательно, высокие показатели силы могут выступать в качестве препятствия для проявления тонкой двигательной координации. На психомоторное развитие оказывают влияние и продолжающееся обучение. Например, графические движения рук, их точность и скорость оказываются наиболее сохранными в периоды поздней взрослости у лиц, имеющих высшее образование, и тех, кто продолжал обучение1.
Важным проявлением психомоторики являются двигательные асимметрии. Появление асимметрий связано с латерализацией мозговых функций, особенностями и последовательностью созревания мозговых структур, с процессом овладения речью. Проявление и выраженность двигательной асимметрии обусловлены как генетическими факторами, так и особенностями требований, предъявляемых к ребенку в процесс развития, в частности требований преимущественного использования правой руки при выполнении различных действий. Двигательная асимметрия проявляется в преимущественном, наиболее частом использовании правой или левой руки. Обычно правая рука более успешна в точности, скорости движений, зрительно-моторной координации, имеет более высокие показатели мышечной силы. Левая рука способна к более длительному статическому усилию. Преимущественное использование одной из рук можно заметить у ребенка уже к концу первого года жизни, но наиболее активно асимметрия развивается к 6—7 годам, в этот же период появляются и асимметрии в реакции активации ЭЭГ. Примерно 70% первоклассников имеют правый профиль латерального доминирования, 24% — смешанный, 6% — левый[7][8]. Леворукие дети довольно часто испытывают трудности, связанные с овладением письмом па его начальном этапе. Очень важно не оказывать давление и не стремиться переучить такого ребенка. Излишнее давление может привести к затруднениям речевого развития и к невротическим проявлениям. Считается, что сформированная двигательная асимметрия мало изменяется во взрослые периоды развития. Вместе с тем, установлено существенное влияние профессиональной и спортивной деятельности на изменение степени выраженности асимметрии. Так, профессионалы, которые активно используют обе руки в профессиональной деятельности, характеризуются некоторым сглаживанием асимметрии. Преимущественное использование одной руки в профессиональной или спортивной деятельности может вести к увеличению двигательной асимметрии[9].
В процессе нормального старения отмечается последовательное снижение показателей асимметрии, что обусловлено изменениями мозговых структур. Однако в пожилом возрасте увеличивается индивидуальная вариативность проявлений асимметрии и может проявляться как ее увеличение, так и снижение. На основании этих данных Б. Г. Ананьевым было сформулировано предположение о двух типах старения: конвергентном и дивергентном. Конвергентный тип формируется на фоне сглаживания асимметрии и характеризуется более быстрыми темпами старения. Дивергентный тип сопровождается ростом асимметрии. Он формируется на фоне высоких показателей интеллектуальной деятельности, продолжающейся умственной и творческой активности и характеризуется замедлением процессов старения.
Комплексные исследования психомоторной сферы и ее взаимосвязей с индивидными, субъектными и личностными свойствами человека, предпринятые в школе Б. Г. Ананьева1, выявили большое количество взаимосвязей психомоторных показателей с показателями конституции человека, его темпераментом, интеллектуальным развитием, эмоциональными и волевыми свойствами личности. Это указывает на важнейшую роль психомоторной организации в структуре свойств человека как индивида, личности, субъекта деятельности. В соответствии с этой ролью воздействие на двигательную систему может и вполне успешно используется в программах психологической коррекции при нарушениях разных сторон психического развития. Например, упражнения, направленные на развитие тонкой моторики в детском возрасте, способствуют речевому и интеллектуальному развитию ребенка. Массаж и специальные виды двигательных упражнений используются в процессе реабилитации у людей, получивших травмы или перенесших серьезные заболевания, связанные с поражением различных областей нервной системы.
Источник