Особенности развития ребенка 3 года физкультура

Особенности развития ребенка 3 года физкультура thumbnail

Особенности физического развития детей в 3-4 года

Каким должно быть физическое развитие детей 3-4 лет в соответствии с возрастными нормами? Родителям полезно об этом знать, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их по мере возможности. От этих показателей во многом зависит социальная адаптация ребёнка и его успешность в обучении. Анатомо-физиологические возрастные особенности, характерные для данного возраста, диктуют определённые виды занятий и упражнений, от которых зависят навыки, умения и знания малышей по физической культуре.

Особенности

Врачи называют следующие особенности физического развития детей 3-4 лет, которые соответствуют нормам:

  1. Обычно физическое развитие ребёнка 3 лет определяется следующими параметрами: рост 96 (допускается отклонение в 4 см), вес 12 (плюс-минус 1 кг), окружность груди 51 (больше-меньше на 2 см), окружность головки 48 см, молочных зубов должно быть около 20.
  2. За два года все эти параметры, естественно, изменяются. К пятилетнему юбилею физическое развитие ребёнка 4 лет должно соответствовать уже иным числам: рост 104 (допускается отклонение в 4 см), вес 17 (плюс-минус 1 кг), окружность груди 55 (больше-меньше на 2 см), окружность головки 50 см, молочные зубы ещё не должны меняться на коренные.
  3. Объём черепной коробки в 3 года составляет почти 80% от примерного объёма черепа, диагностируемого у взрослого человека.
  4. Изгибы позвоночника неустойчивы, суставы и кости легко деформируются под влиянием негативных внешних воздействий.
  5. Диаметр мышц существенно увеличивается в несколько раз, мышечные волокна дифференцируются. На начальном этапе крупная мускулатура развита больше, чем мелкая. Но с течением времени движения пальцев и кистей совершенствуются, если физическое развитие идёт в соответствии с нормой.
  6. Просветы дыхательных путей (носовые ходы, трахея, гортань, бронхи) пока всё ещё максимально узкие. Выстилающая их слизистая оболочка нежна и быстро ранима. Поэтому одной из физических особенностей этого возраста являются частые воспалительные заболевания органов дыхания. Ребёнок не может регулировать дыхание на сознательном уровне и сочетать его с собственными движениями.
  7. Сердце работает без проблем в условиях посильных нагрузок. Кровообращение очень быстрое. Давление — 95 на 58.
  8. Строение и деятельность центральной нервной системы постоянно совершенствуется. Ребёнок способен к анализу и синтезу. Он умеет воспринимать окружающий мир, обладает речью, которая помогает ему обобщать и уточнять воспринимаемое.
  9. Процессы возбуждения и торможения легко рассеиваются. Поэтому дети в этом возрасте делают много ненужных, совершенно лишних движений, суетливы, много говорят или резко замолкают. Повышенная возбудимость приводит к скорой утомляемости.

Нужно понимать, что все эти особенности физического развития детей в 3-4 года достаточно условны. Маленькие организмы могут развиваться по индивидуальным траекториям с учётом каких-то болезней, но отклонения от этих норм не должны быть значительными. В соответствии с этими моментами ребёнок должен обладать определённым набором знаний, умений и навыков, характерным для данного возраста.

Навыки, умения, знания

Перечисленные выше анатомо-физиологические возрастные особенности ребёнка в 3-4 года заметны чаще всего невооружённым глазом, так как касаются внешности. Или же они выявляются в ходе медицинских обследований и лабораторных анализов, если речь идёт о функционировании внутренних органов. В поведении же, на занятиях в детском саду, а особенно — в играх можно тоже увидеть, в норме ли его физическое развитие. В этом возрасте он должен:

  • задействовать в играх обе руки;
  • ходить на носочках;
  • делать различные виды шагов: широкие и мелкие, приставные и в прискоке;
  • ходить и бегать, управляя темпом (быстро, умеренно, медленно);
  • ходить и бегать в заданном направлении (прямо, змейкой, по кругу, между предметами);
  • ходить и бегать, держась крепко за руки;
  • прыгать на месте, продвигаясь либо вперёд, либо назад, через невысокие и недлинные препятствия;
  • достаточно точно бросать мяч в определённую цель, ловить его пока ещё только двумя руками;
  • принимать активное участие в спортивных, танцевальных, игровых мероприятиях;
  • последовательно выполнять разнообразные двигательные действия;
  • управлять телом — удерживать равновесие при ходьбе по наклонной поверхности;
  • уверенно крутить педали на велосипеде (пока ещё трёхколёсном);
  • хорошо ходить спиной вперёд;
  • подниматься и спускаться по лестнице, как взрослый, — чередуя ноги.

Ваш малыш без проблем справляется со всем этим в свои 3-4 года? Тогда можете быть уверены: особенности его физического развития не отклоняются от нормальных показателей. Если же у него ещё не всё получается, отчаиваться не стоит. Нужно лишь немного позаниматься с ним дополнительно, чтобы всё встало на свои места.

Занятия

Разбираясь в особенностях физического развития детей 3-4 лет, можно грамотно организовать занятия с ними. Усиливая тренировки в одном месте и ослабляя напряжение в другом, можно добиться очень хороших результатов. С таким подходом к этому делу ваш ребёнок станет физически крепким и здоровым дошкольником. Вот какие упражнения окажутся весьма полезными в этом возрасте.

  1. Чтобы совершенствовать движения пальцев и кистей, ребёнку требуется рисование, строительные и дидактические игры. Это — основы развития мелкой моторики.
  2. Овладеть собственным телом ребёнку помогают поднимания рук в стороны и вверх, повороты туловища и его покачивания.
  3. Регулярное выполнение упражнений, требующих усиленного выдоха: разнообразные игры с пушинками или лёгкими изделиями из бумаги. Это способствует нормальному развитию дыхательной системы.
  4. Бег трусцой (не более 500 м), бег на носочках. Вспомогательная игра — кто быстрее добежит.
  5. Ходьба змейкой между различными предметами, на носочках.
  6. Прыжки одновременно на двух ногах и попеременно на одной. Прыжки через предметы (их высота — не более 5 см). Вспомогательная игра — классики.
  7. Приседания: не более 5 раз за 1 заход.
  8. Для физического развития ребёнка очень важно равновесие. Поэтому его нужно заставлять ходить по прямой линии, приставляя пятки одной ноги к носкам другой. Вспомогательные игры — качели, карусель. При ходьбе по прямой линии можно давать ему предметы — стакан с водой или ложку с теннисным шариком.
  9. Вис и качание на перекладине, кольцах, трапеции, турнике.
  10. До 5 кувырков за день.
  11. Очень важны для физического развития в 3-4 года упражнения на пресс. Предлагайте малышу подтягивать ноги к туловищу во время виса на турнике.
  12. Работайте с ребёнком над осанкой. Упражнения со спиной — кошечка и лодочка. Можно попробовать ходить с книгой на голове.
  13. Ползание между предметами и под ними высотой 50 см, по туннелю.
  14. Гонять мяч по полю, ловить его двумя руками, пытаться играть в футбол, пробовать забивать в ворота, бросать его в цель (она должна быть пока только горизонтальной — учитывайте эту возрастную особенность физического развития детей 3-4 лет).
  15. Катания на трёхколёсном велосипеде, самокате.
Читайте также:  Роль досуга в развитии ребенка

При регулярности таких занятий физическое развитие ребёнка в 3-4 года будет соответствовать нормам. Однако родителям необходимо учитывать здесь такой момент, как отсутствие противопоказаний для нагрузок подобного рода. Если малыш здоров, можете приступать к физкультуре хоть сегодня. При наличии же патологий и болезненных состояний необходима консультация врача. Нужно учитывать все особенности подобного рода занятий. Несколько полезных советов помогут сориентироваться.

Полезные советы

Чтобы не навредить собственному ребёнку, организуйте физические нагрузки для него грамотно, с учётом его возрастных особенностей 3-4 лет. Иначе можно замедлить развитие растущего организма.

  1. Суставы пальцев у ребёнка в 3-4 года легко деформируются, если, например, он часто лепит из очень жёсткого пластилина. Следите за тем, чтобы подсобный материал был мягким и податливым.
  2. Не должно быть неправильных поз: сведены плечи, опущено одно плечо, постоянно опущена вниз голова. Они могут стать для ребёнка привычными, что неизменно приводит к серьёзным нарушениям осанки. В дальнейшем это отрицательно скажется на развитии кровообращения и дыхания.
  3. Для нормального физического развития органов дыхания учите ребёнка дышать носом.
  4. Обеспечьте ребёнку в 3-4 года сон в 11-13 часов в сутки. На дневной сон из них приходится 1-1,5 часа.
  5. Наполняйте день малыша физической активностью для его полноценного развития. Реализуйте его потребность в постоянном движении с помощью утренней зарядки, длительных прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, физкультминуток и даже домашнего спортзала.
  6. Обучайте его новым навыкам: езде на велосипеде, плаванью, игре в мяч. Это придаст ему уверенности, повысит самооценку.
  7. Будьте аккуратны с правилами в играх: не используйте соревнования. Соблюдать правила в 3-4 года ребёнок способен, но только не проигрывать. Иначе физическое развитие будет проходить на фоне нервного стресса.
  8. Сразу пролечивайте любые заболевания. Не забывайте про профилактику.

Чтобы физическое развитие ребёнка в 3-4 года соответствовало нормам, родители должны уделять его здоровью большое внимание. Постоянное посещение врачей, профилактика распространённых детских заболеваний, навыки здорового образа жизни, выполнение физических упражнений, закаливание — всё это играет здесь определённую роль. Только с учётом всех этих аспектов малыш будет формироваться правильно на фоне своих сверстников. Это положительно скажется на всей его дальнейшей жизни.

Источник

Анна
Особенности физического развития детей дошкольного возраста 3–4 лет

Особенности

Врачи называют следующие особенности физического развития детей 3-4 лет,которые соответствуют нормам:

1. Обычно физическое развитие ребёнка 3 лет определяется следующими параметрами: рост 96 (допускается отклонение в 4 см, вес 12 (плюс-минус 1 кг, окружность груди 51 (больше-меньше на 2 см, окружность головки 48 см, молочных зубов должно быть около 20.

2. За два года все эти параметры, естественно, изменяются. К пятилетнему юбилею физическое развитие ребёнка 4 лет должно соответствовать уже иным числам: рост 104 (допускается отклонение в 4 см, вес 17 (плюс-минус 1 кг, окружность груди 55 (больше-меньше на 2 см, окружность головки 50 см, молочные зубы ещё не должны меняться на коренные.

3. Объём черепной коробки в 3 года составляет почти 80% от примерного объёма черепа, диагностируемого у взрослого человека.

4. Изгибы позвоночника неустойчивы, суставы и кости легко деформируются под влиянием негативных внешних воздействий.

5. Диаметр мышц существенно увеличивается в несколько раз, мышечные волокна дифференцируются. На начальном этапе крупная мускулатура развита больше, чем мелкая. Но с течением времени движения пальцев и кистей совершенствуются, если физическое развитие идёт в соответствии с нормой.

6. Просветы дыхательных путей (носовые ходы, трахея, гортань, бронхи) пока всё ещё максимально узкие. Выстилающая их слизистая оболочка нежна и быстро ранима. Поэтому одной из физических особенностей этого возраста являются частые воспалительные заболевания органов дыхания. Ребёнок не может регулировать дыхание на сознательном уровне и сочетать его с собственными движениями.

Читайте также:  Развитие психомоторное ребенка недоношенного ребенка

7. Сердце работает без проблем в условиях посильных нагрузок. Кровообращение очень быстрое. Давление — 95 на 58.

8. Строение и деятельность центральной нервной системы постоянно совершенствуется. Ребёнок способен к анализу и синтезу. Он умеет воспринимать окружающий мир, обладает речью, которая помогает ему обобщать и уточнять воспринимаемое.

9. Процессы возбуждения и торможения легко рассеиваются. Поэтому дети в этом возрасте делают много ненужных, совершенно лишних движений, суетливы, много говорят или резко замолкают. Повышенная возбудимость приводит к скорой утомляемости.

Нужно понимать, что все эти особенности физического развития детей в 3-4 года достаточно условны. Маленькие организмы могут развиваться по индивидуальным траекториям с учётом каких-то болезней, но отклонения от этих норм не должны быть значительными. В соответствии с этими моментами ребёнок должен обладать определённым набором знаний, умений и навыков, характерным для данного возраста.

Разбираясь в особенностях физического развития детей 3-4 лет, можно грамотно организовать занятия с ними. Усиливая тренировки в одном месте и ослабляя напряжение в другом, можно добиться очень хороших результатов. С таким подходом к этому делу ваш ребёнок станет физически крепким и здоровым дошкольником. Вот какие упражнения окажутся весьма полезными в этом возрасте.

1. Чтобы совершенствовать движения пальцев и кистей, ребёнку требуется рисование, строительные и дидактические игры. Это — основы развития мелкой моторики. Овладеть собственным телом ребёнку помогают поднимания рук в стороны и вверх, повороты туловища и его покачивания.

2. Регулярное выполнение упражнений,требующих усиленного выдоха: разнообразные игры с пушинками или лёгкими изделиями из бумаги. Это способствует нормальному развитию дыхательной системы.

3. Бег трусцой (не более 500 м, бег на носочках. Вспомогательная игра — кто быстрее добежит.

4. Ходьба змейкой между различными предметами, на носочках.

5. Прыжки одновременно на двух ногах и попеременно на одной. Прыжки через предметы (их высота — не более 5 см). Вспомогательная игра — классики.

6.Приседания: не более 5 раз за 1 заход.

7. Для физического развития ребёнка очень важно равновесие. Поэтому его нужно заставлять ходить по прямой линии, приставляя пятки одной ноги к носкам другой. Вспомогательные игры — качели, карусель. При ходьбе по прямой линии можно давать ему предметы — стакан с водой или ложку с теннисным шариком.

8. Вис и качание на перекладине, кольцах, трапеции, турнике.

9. До 5 кувырков за день.

10. Очень важны для физического развития в 3-4 года упражнения на пресс. Предлагайте малышу подтягивать ноги к туловищу во время виса на турнике.

11. Работайте с ребёнком над осанкой. Упражнения со спиной — кошечка и лодочка. Можно попробовать ходить с книгой на голове.

12. Ползание между предметами и под ними высотой 50 см, по туннелю.

13. Гонять мяч по полю, ловить его двумя руками, пытаться играть в футбол, пробовать забивать в ворота, бросать его в цель (она должна быть пока только горизонтальной — учитывайте эту возрастную особенность физического развития детей 3-4 лет).

14. Катания на трёхколёсном велосипеде, самокате.

При регулярности таких занятий физическое развитие ребёнка в 3-4 года будет соответствовать нормам. Однако родителям необходимо учитывать здесь такой момент, как отсутствие противопоказаний для нагрузок подобного рода. Если малыш здоров, можете приступать к физкультуре хоть сегодня. При наличии же патологий и болезненных состояний необходима консультация врача. Нужно учитывать все особенности подобного рода занятий. Несколько полезных советов помогут сориентироваться.

Источник

Родителям подрастающего малыша очень важно поддержать его неуемную активность, направить энергию в правильное русло. Физкультура для детей в 3 года направлена именно на создание условий для развития выносливой, сильной духом и телом личности.

Цель занятий – ускорить физическое развитие, укрепить здоровье и установить крепкие взаимоотношения между родителями и ребенком.

Важность физкультуры для детей 3 лет

Организм ребенка к 3 годам вступает в фазу активного развития. В этот период малыш уже может самостоятельно выбирать направление движения, проявлять способность быстро передвигаться и бегать на короткие расстояния.

Несмотря на то, что в таком возрасте дети еще не способны концентрироваться на занятиях и их внимание трудно удержать, они любят активные игры и динамичные упражнения. Занятия, которые проводятся в игровой форме, одновременно положительно сказываются на здоровье и форме и на общем настроении ребенка.

Основы физкультуры

Организовывая занятия физкультурой детей в 3 года, необходимо, в первую очередь, учитывать возрастные особенности развития организма.

Что умеет ребенок в 3 года:

  • самостоятельно ходить и бегать непродолжительное время;
  • прыгать на месте и вперед или назад;
  • бросать мяч и ловить его с небольшого расстояния;
  • контролировать свое тело и держать равновесие;
  • понимать правила легкой игры и придерживаться их определенный промежуток времени.

Важно! Начиная приучать ребенка к физкультуре, нужно изучить его индивидуальные особенности, проконсультироваться у врача-педиатра.

Регулярные и дозированные физические нагрузки влияют на общее отношение ребенка к спорту, его способность выдерживать длительные занятия физкультурой в детском саду и школе. Уже в 3-4 года родители могут сделать выбор спортивной секции, отметить, к чему у ребенка проявляется наибольший интерес – бег, гимнастика, игры с мячом и другим инвентарем.

Читайте также:  Факторы в развитии одаренности ребенка

Соблюдение регулярности занятий также поможет приучить малыша к спортивному режиму, укрепить скелет и разные группы мышц, развить выносливость и правильное распределение энергии.

Большое внимание в трехлетнем возрасте нужно обратить на:

  1. Мышцы спины, ног – основные зоны тренировки, от которых зависит общее развитие всех органов, внутренних систем, а также позвоночника и осанки.
  2. Мышцы живота – улучшение пищеварительной системы.
  3. Упражнения для диафрагмы и дыхания – способствуют насыщению организма кислородом.

Особенности комплексов упражнений для трехлетних детей

Самая подходящая форма проведения занятий в трехлетнем возрасте – игра. Дети охотно будут выполнять упражнения, которые интересно показаны взрослыми. Им нравится копировать животных, героев мультиков, достигать поставленных целей условно поставленными препятствиями. Каждое новое упражнение нужно обозначать интересным и веселым названием, сопровождать особенной словесной историей и логически завершать.

На занятиях лечебной физкультурой для детей 3 лет активно используется дополнительный инвентарь. Мячи, скамейка, палки – все это расширяет простор фантазии для формирования комплекса упражнений.

Логически выстроенный комплекс, в котором каждое упражнение динамично сменяет предыдущее, поможет проработать все основные группы мышц, поднять бодрость духа ребенка и зарядить его энергией.

Важно! Интересный сценарий для комплекса физических упражнений превратит процесс в увлекательную игру и поможет удержать внимание ребенка.

Примеры комплексов упражнений

Комплекс 1

  1. Разминка – произвольная ходьба в среднем ритме.
  2. «Дотянись до солнышка» – чуть расставив ноги, встать на одном месте. Потянуться наверх прямыми руками, расправив плечи. Опустить руки. Повторить 4 раза.
  3. «Поклон земле» – чуть расставив ноги и стоя на одном месте, наклонить корпус вперед. Потянуться пальцами к полу на три счета, выпрямиться. Повторить 4 раза.
  4. «Как пружинка» – ­­стоя на месте, несколько раз подпрыгнуть на месте, представляя себя пружинкой. Повтор 6-8 раз.
  5. Заключительное упражнение – для восстановления дыхания. Стоя на месте, сделать глубокий вдох, представив, как вдыхается аромат цветка на луговой поляне. Медленно выдохнуть. Сделать 3-4 вдоха.

Комплекс 2

  1. Разминка – произвольная ходьба или медленная короткая пробежка в разных направлениях.
  2. «Ловим дождик» – стоя на месте, поднять прямые руки наверх и представить, что на ладошки попадают дождевые капли. Несколько раз сжать и разжать кулачки. Опустить руки. Повторить 4 раза.
  3. «Прятки» – стоя на месте, представить, что играем в прятки. По сигналу присесть на корточки, закрыть глаза ладошками. На три счета оставаться в таком положении. Затем встать. Повторить 3-4 раза.
  4. «Часики» – представить себя большими часами. Стоя прямо и опустив руки, раскачиваться в стороны, как большая стрелочка. Можно приговаривать «Тик-так». Выполнить 4-5 наклонов в каждую сторону.
  5. Дыхательное упражнение.

Комплекс 3

  1. Разминка – медленный бег или произвольная ходьба.
  2. «Посмотри в окошечко» – стоя на месте, наклониться вперед корпусом и представить, что выглядываешь в окошечко. Повернуть голову влево, вправо, посмотреть вперед. Выпрямиться. Повторить 4 раза.
  3. «Птичка» – представить себя красивой большой птицей, встать ровно, выполнить несколько прыжков на месте, махая при этом руками. Выполнить 4-5 прыжков.
  4. «Птичка пьет» – стоя на месте, наклониться вперед и медленно опустить и поднять голову несколько раз, представляя водопой. Вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
  5. Завершающее дыхательное упражнение.

Комплекс 4

  1. Разминка – ходьба, чередование с медленным бегом.
  2. «Обняться» – широко расставив ноги, поднять вытянутые руки наверх. Развести их, как будто хочешь обнять друга или маму, показать, как надо обниматься. Крепко обнять себя, снова поднять руки наверх и вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
  3. «Наступил в лужу» – представить, что одной ногой случайно наступил в лужу. Попрыгать поочередно на каждой ноге, стоя на месте или вокруг себя. Повторить 4-5 раз каждой ногой.
  4. «Спрячь за спиной» – взять за спиной мячик в руки и покачаться в разные стороны, не показывая, что спрятано. Повторить 6-8 раз.
  5. Завершающее дыхательное упражнение.

Правила выполнения упражнений

Если есть возможность провести занятие на улице – нужно уделить занятиям 10-15 минут, так как свежий воздух только на пользу растущему организму. В зимний период комплекс упражнений можно выполнять дома, в проветренном помещении.

Постепенно нагрузка должна повышаться, можно добавлять новые упражнения, увеличивать количество подходов. Чем ребенок старше, тем сложнее должен быть комплекс.

Во время болезней лучше отказаться от занятий физкультурой, уделив больше времени восстановлению организма.

Каждое упражнение нужно сопровождать интересной историей, потешкой, эмоционально рассказывать правила выполнения. Выполнять комплекс нужно вместе с ребенком, лично показывая ему, что нужно делать.

Каждый комплекс стоит завершать упражнением, восстанавливающим дыхание.

Также во время выполнения любого упражнения нужно следить, чтобы ребенок дышал носом. Рекомендуется постоянно напоминать о моменте вдоха и выдоха, показывать пример, как дышать. Совершая наклоны и повороты, нужно делать выдох, а возвращаясь в исходное положение – вдох.

Источник