Особенности развития ребенка 1 младшая группа
Возрастные особенности детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Входе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Вэтом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
Всередине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Источник
Задумывались ли вы о том, что часто
за повседневными заботами мы
не замечаем как меняются наши дети?
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому. |
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.
Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все наоборот, в 6—7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т.д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.
Возрастные особенности детей 2—3 лет
В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.
В этом возрасте вашему ребенку важно:
Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов, всегда меньше, чем количество понимаемых.
Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».
Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.
То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.
Вам как его родителям важно:
Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы, хотя бы иногда будете его партнером по игре.
Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или, в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.
Источник
Родитетельское собрание
в первой младшей группе
Тема: «Особенности психических процессов детей раннего возраста»
Цель: познакомить родителей с теми особенностями и возможностями ребенка, которые у него сформированы в данном возрасте.
-Добрый вечер, уважаемые родители. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
-А чтобы получше узнать друг друга, получить позитивный настрой, сплотиться, мы с вами сейчас поиграем в игру «Никто не знает, что Я…».
-Я начну, а вы продолжите, передавая мяч. «Никто не знает, что Я люблю делать себе подарки».
(Каждый из родителей получив мяч, произносит фразу и передает его следующему)
– Сегодня мы с вами поговорим об основных психических процессах детей третьего года жизни и как их развивать.
Основные психические процессы – восприятие, внимание, память, мышление, речь носят у детей 2 – 3 лет непроизвольный характер.
Игра «Наш малыш».
Цель: настрой на общую работу, мини-диагностика детско-родительских отношений.
– Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши.
– Наш малыш стал очень любопытным.
– Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!
– Наш малыш стал довольно часто упрямиться.
– Наш малыш отказывается спать в привычное время.
– Наш малыш капризничает во время еды.
– Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.
– Наш малыш не хочет убирать игрушки после игры.
– Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.
– Наш малыш любит с нами играть.
Спасибо.
В своих действиях и поступках малыш начинает руководствоваться такими понятиями, как: хорошо – плохо, можно – нельзя, правильно – неправильно, и может уже оценивать поступки других. Его радуют поощрения, похвала, это же вызывает желание сделать или поступить еще лучше, а осуждение – огорчает. А если ему очень часто делают замечания, к тому же иногда еще и необоснованные или непонятные ему, то он может проявлять упрямство, как часто говорят взрослые, делать «на зло».
Восприятие. Для детей третьего года жизни восприятие еще не является самостоятельным процессом.
Включены взаимодействия в работе разных органов чувств: зрение, осязание, обоняние, слух, речедвигательные системы. В этом возрасте постепенно увеличивается острота зрения и различение цветов.
Внимание. У детей третьего года жизни внимание очень не похоже, на то, которое наблюдается у взрослых. Устойчивость внимания зависит от их интереса к объекту. На интересном для них деле даже такие малыши могут сосредоточиваться до 20 -25 минут. (Мультфильм «Маша и медведь»)
Переключить на другой предмет помощью словесной инструкции можно только при условии ее многократных повторений. Именно поэтому детям этого возраста так сложно немедленно выполнить просьбу принести что-либо, убрать игрушки и т. д. Объем внимания очень невелик. Если взрослый может одновременно удерживать в поле своего внимания до шести разных объектов, то малыш – всего один-единственный объект.
Память. В этом возрасте память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально дети этого возраста запомнить не могут.
И в то же время они прекрасно запоминают то, что им понравилось, что они с интересом слушали или наблюдали. Ребенок может знать наизусть «Телефон» К. Чуковского и не в состоянии запомнить простое поручение – положить карандаш на стол в другой комнате. Он запоминает то, что запомнилось само.
Речь. Между двумя и тремя годами происходит становление и интенсивное развитие активной речи. Вместе с тем речь детей ситуативна. Она привязана к тем условиям и обстоятельствам, которые ребенок воспринимает и в которых он действует. Она осуществляется в процессе диалога, т. е. требует постоянной поддержки со стороны собеседника.
Словарный запас должен за этот год значительно вырасти.
- два года – 270 слов,
- в два с половиной -450,
- в три года – это уже 800- 1000 слов.
Ребенок должен слышать разнообразную речь взрослых, охотно и много разговаривать с ними сам. В противном случае совершенно нормальные дети начинают отставать в речевом развитии. И их словарный запас может составить в два года – 50 слов, а в три – не более 300.
Памятки для родителей «Упражнения пальчиковой гимнастики»
Мышление. У малышей мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно основным типом является предметно-манипулятивная игра.
Ребенок с удовольствием возьмет любой конструктор и будет собирать из него не самолет и не пароход, а «абстрактную» конструкцию. Он подойдет к аквариуму и будет бросать туда разные предметы, чтобы понаблюдать, что тонет, а что – нет.
Когда ему попадут в руки фломастеры или краски, он чертит по бумаге и радуется появляющимся линиям или цветовым пятнам и их сочетаниям. Он открывает для себя пластические возможности глины, воска, пластилина, сминает и рвет бумагу без конкретной цели – из чистого интереса.
- Предоставляйте в распоряжение детей конструкторы и мозаики – можно некомплектные – и давайте возможность самостоятельно исследовать их.
- Желательно, чтобы через игрушки ребенок смог познакомиться с самыми разнообразными материалами: тканями разной фактуры (шелк, плюш, вельвет, шерсть, лен), деревом, глиной, металлом, пластиком, резиной и т. д.
- Предоставляйте детям разнообразные изобразительные материалы (краски, мелки, фломастеры, пластилин, бумагу различной фактуры, кисти, штампы и т. д.)
Еще одно направление действий ребенка с окружающими предметами –исследование их внутреннего устройства. Наиболее привлекательными становятся предметы, которые имеют отверстия и полости, в которые можно что-либо положить . а затем вынуть обратно . Надолго может завладеть вниманием малыша вещь, которую он сможет разбирать на части. И большой интерес представляют детали, из которых он сможет что-то сконструировать самостоятельно. Итак, он использует три типа действий:
- разобрать на части,
- сконструировать нечто,
- заполнить или опустошить емкость.
- Предоставляйте детям разнообразные предметы, которые можно заполнять и опустошать: банки, коробки, сумочки, кошельки, пустые флаконы.
- Делайте вместе с детьми звучащие игрушки – «шумели» и «гремелки» из пустых флаконов, «киндерсюрпризы», наполняя их различными семенами. Металлическими предметами, песком и т. д.
Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются. Они исследуют разные принципы движения. (ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ)
Эмоции. Ребенок 2 – 3 лет проявляет свои эмоции ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить реветь», как от него иногда требуют взрослые. Если эмоция слишком сильна и захватила ребенка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить равновесие. Малыша легко отвлечь и переключить из одного состояния в другое. Пользуйтесь этой возможностью.
Ребенок очень восприимчив к проявлениям эмоций других детей. Он легко заражается ими и присоединяется как к бурным проявлениям радости, так и к плачу. В то же время во многих ситуациях он обнаруживает бесчувственность, подчас граничащую с жестокостью. Он может радостно таскать котенка за хвост, с хрустом давить улиток и т. п. Делается это, как говорится, не со зла, а потому что он не задается мыслью и не может себе представить, что причиняет кому-то страдания. Однако если вы тактично не отучите его от подобных «развлечений», они могут с годами превратиться в подлинную жестокость.
В целом здоровый двухлетний малыш склонен иметь постоянно хорошее настроение.
3 года – замечательный возраст для обучения самостоятельности
Физический контакт необходим как мальчикам, так и девочкам. В день необходимо ребенку 8-10 прикосновений. Главное чтобы они были естественны, нежные и искренни и не были чрезмерны.
Крайне важно понять, что ваш ребёнок, как любой человек, индивидуален, неповторим, не похож на других. Поэтому принимайте его таким, каков он есть, не сравнивайте его с другими. Дело не в том, лучше он или хуже, он просто другой: другие возможности, способности, темпы развития. Надо разглядывать в нем его отличие от других, поддерживать и развивать его индивидуальные черты, разумеется, в соответствии с ценностями, принятыми в человеческом обществе.
Педагог-психолог Вивчарь В.Н.
Источник
До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить – он обращает внимание на то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.
Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
Для детей 2-3 лет характерны низкие пороги сенсорной чувствительности, у них еще недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоит давление обуви, теснота пояса колгот или брюк, резинка слишком стянула волосы, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п. Педагог должен быть уверен, что малыша в данный момент ничего не беспокоит.
Общение у детей данного возраста носит ситуативно – личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Отсюда следует, что занятия должны быть кратковременными, построенными так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребенком в отдельности. Занятия не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Мы уже отмечали важную особенность: обучить ребенка может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.
Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, – и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному.
Сверстник еще не представляет для такого малыша особого интереса и рассматривается часто еще как один предмет. Дети играют “рядом, но не вместе”. Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня, другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю, другой ребенок наступил мне на ногу, пролил компот на скатерть и т.п.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно – действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно – манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.
Из предметно – манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство. Опыт работы показал, что часть детей имеет и сохраняет при благоприятных условиях интерес и способность видеть красоту в простом сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный реальный предмет и может ли быть названа каким-то привычным словом. В этом смысле многие ребята наряду с изобразительной демонстрируют и выразительную тенденцию в своем творчестве, если педагог не ставит перед собой задачу перевести их на стезю предметно – имитирующего творчества. Такие дети не столько интересуются целью своей работы, сколько получают наслаждение от процесса творчества. Оценка результата в этом случае более свободна, поскольку не скована рамками первоначального плана создания предметного изображения.
В качестве резюме отметим самые важные,
с точки зрения обучения и развития,
психологические особенности детей 2 – 3 лет:
- им присуща наглядно – действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая развивающая среда, то есть позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
- речь находится в стадии формирования;
- обучение эффективно только на фоне психо эмоционально комфортного состояния;
- внимание, мышление, память непроизвольны.
Возрастные психологические особенности дошкольников
Источник