Особенности развития письменной речи ребенка
Речь для человека — инструмент общения и самовыражения. И письменная речь тоже должна быть таким инструментом. Когда мы говорим об обучении письму и чтению, нас в первую очередь должна волновать способность малыша формулировать свои мысли в письменной форме и понимать мысли, изложенные другим человеком. При этом каллиграфия и орфография — только вспомогательные средства, хотя и чрезвычайно важные в школьном обучении.
Рассмотрим, как развивается письменная речь дошкольника и учащегося начальной школы и как меняется при этом роль взрослого.
Рисуночное письмо
В дошкольном возрасте дети много рисуют. И это уже не только экспериментирование с инструментами, материалами, с оставляемым на бумаге следом. У малыша развивается самосознание. Он чувствует, переживает, размышляет, а языка для самовыражения ему пока катастрофически не хватает.
Этот язык он находит в рисунках. Сначала это просто эмоции, впечатления от окружающего мира. Потом он находит какое-то сходство своего рисунка и реального предмета. Зачастую это сходство бывает совершенно непонятно взрослому. Например, что может означать такой рисунок?
Малыш говорит: «Это девочка». Где он здесь увидел девочку? Что это за девочка такая? Оказывается, она прыгает!
Позже детский рисунок превращается в целую историю. Рассказывая её, маленький художник дорисовывает новые детали, что-то зачёркивает, закрашивает — в итоге рисунок превращается в сплошное бурое пятно. Но это важный этап: малыш перекладывает свою речь на бумагу — примерно так, как древние люди оставляли сородичам письма на стенах пещеры.
На этом этапе важно, чтобы взрослый побуждал ребёнка рассказывать свои истории, с искренним интересом рассматривал вместе с ним рисунок, не ожидая увидеть там что-то натуралистичное. И конечно, вредна всякая критика типа «Что-то девочка у тебя совсем на девочку непохожа!» или «Что ж ты тут так намазал! Ничего не понятно!»
Каракульное письмо
Когда вы читаете маленькому ребёнку книгу, он смотрит на картинки. И он уверен, что вы читаете именно их. Даже на той странице, где нет текста, а есть только картинки, он просит: «Прочитай!». Вы пытаетесь объяснить, что здесь ничего не написано, а он удивляется: вот же здесь нарисовано, прочитай!
Только ближе к трём годам дети начинают обращать внимание на текст. Постепенно у них формируется концепция письменной речи: ещё не зная букв, не умея слышать в слове отдельные звуки, ребёнок осознаёт, что звучащее слово можно записать этими непонятными значками. Записать так, что другой человек сможет это прочитать!
Малыш начинает подражать взрослым: записывает свою речь. Как правило, в этой записи нет букв, она не разделена на отдельные предложения. Это каракули, похожие на буквы, и располагаются они на бумаге похожим на строчки образом.
И опять ребёнку от взрослого требуется поддержка. Если мы понимаем, какой это серьёзный шаг вперёд к умению писать, то не будем высмеивать каракули. Когда младенец начинает ползать, мы не смеёмся над тем, что он передвигается не так, как взрослые. Мы радуемся, потому что понимаем: ползание — важный шаг в развитии движений, важный шаг в направлении полноценной ходьбы. Мы стимулируем ползание, подбадриваем, умиляемся.
Аналогично с каракулями. Отнесёмся серьёзно! Будем побуждать малыша писать и писать ещё, будем просить его написать нам записку, записать свою историю.
Психофизиологическая подготовка к письму
Для полноценного детского письма необходима серьёзная подготовка. Формирование концепции письменной речи — её важное звено. Но нужна и подготовка другого плана.
Мы пишем буквами, которые обозначают звуки. Значит, ребёнку важно услышать, из каких звуков состоит слово, соотнести каждый звук с буквой. Буквы нужно научиться различать. А это сложные формы, определённым образом расположенные в пространстве: лево-право, верх-низ. Буквы в слове располагаются слева направо, в определённой последовательности. Нужно уметь держать карандаш или ручку и проводить линии определённой формы.
Это требует серьёзной психофизиологической подготовки, развитых нервных механизмов различения, ориентации, зрительно-моторной координации. Готовятся все эти механизмы не в письме или чтении, они развиваются в активном взаимодействии маленького человечка с окружающим миром. Малышу нужно рассматривать, ощупывать предметы, соотносить движения рук с результатом, двигаться между предметами и ориентироваться в пространстве.
Фонематические игры Монтессори и шершавые буквы (3–6)
При письме и чтении звуки речи обозначаются буквами. Маленькому читателю и писателю важно установить соответствие между ними. Когда дошкольник только-только изучает буквы и начинает писать, он пишет, как слышит.
Ему важно слышать звуки точнее, чтобы не пропускать букв, не менять их местами. И помогают в этом игры для фонематического слуха дошкольников. В Монтессори это устные игры, без введения какого-либо обозначения и теоретизирования на тему гласных-согласных, мягких-твёрдых.
В таких играх мало общего с фонематическим подходом традиционных школ. Малыш тренирует способность услышать, как звучит слово. Для работы предлагаются довольно простые слова, где нет расхождений между звучанием и написанием.
Проводятся такие игры просто. Предлагаем ребёнку или небольшой группе детей набор знакомых мелких предметов. Их может быть порядка десяти: машинка, слон, ложка, арбуз, ножницы, гусь, домик, жираф, заяц, индюк…
Сначала предлагаем назвать все эти предметы. Называем, выделяя голосом первый звук. Потом «играем в угадайку»:
—Я загадала предмет… Это слово начинается на «А-а-а-а».
— Арбуз!
— А сейчас я загадала слово на «Л-л-л-л».
— Ложка!
Подобных игр может быть довольно много: на звук в конце или середине слова, на сортировку предметов в зависимости от того, в начале, конце или в середине находится определённый звук.
Одновременно происходит изучение знаменитых шершавых букв. Они хороши тем, что помогают дошкольнику хорошо рассмотреть каждый знак, помогая себе руками, ощупывая его. Это важно для маленького ребёнка, у которого пока не очень хорошо развиты зрительное восприятие и ориентация в пространстве.
Этап начального письма (3–6)
После открытия концепции письменной речи, то есть удивительной возможности точно зафиксировать речь на бумаге, трёхлетка начинает активно писать. Сначала просто каракулями. По мере развития способности слышать звуки и обозначать их ребёнок начинает в свои каракули вставлять отдельные буквы.
В Монтессори-методе существует прекрасная возможность писать, даже если не все необходимые для этого психофизиологические механизмы развиты: дети делают это с помощью подвижного алфавита. Интерес дошкольников к письму опережает реальную готовность писать так, как взрослые.
Если не помочь ребёнку в период интереса — желание угаснет. И тогда позже мы будем искать способы, как заинтересовать детей этим непростым делом.
Буквы подвижного алфавита вырезаны из дерева. Каждую можно подержать в руках, ощупать, покрутить, расставить по порядку, поменять местами. В процессе работы ребёнок хорошо выучивает знаки, запоминает их ориентацию в пространстве и учится соотносить последовательность букв с последовательностью звуков.
Можно предложить начинающему «писателю» подписать набор предметов. Это должны быть простые слова, в которых нет расхождения между буквой и звуком: дом, кот, стул, слон, шкаф.
Конечно, дети пишут не только то, что мы предлагаем. Многие хотят написать свои слова, которые им чем-то важны. Например, «ламборджини». Как вы думаете, может дошкольник написать такое слово правильно?
На начальном этапе письма и чтения дети решают много сложных задач: услышать звуки, вспомнить соответствующие буквы, расставить их по порядку… Это напоминает начало устной речи. Малыш лепечет, не всегда внятно произносит слова, не выговаривает некоторые звуки… Но мы радуемся и поддерживаем его. И не боимся, что он запомнит неправильное произнесение и всю жизнь будет говорить так!
Аналогично: неверное письмо на этом этапе не должно пугать взрослых. Это развитие, постепенно письмо будет становиться всё более внятным и правильным. А в Монтессори для этого есть необходимые инструменты.
Начальное чтение
Чуть позже начального письма появляется первое чтение. Это более сложная, с интеллектуальной точки зрения, задача, чем письмо. Ребёнку необходимо не только знать буквы и соотносить их со звуками, но и догадаться о значении прочитанного.
Начинающий читатель зачастую не понимает самых простых слов. Он может несколько раз прочитать подпись к картинке: «Гру-зо-вик». А на вопрос, что же ты прочитал, ответить: «Машина». Озвучить написанное или напечатанное в книжке слово не то же самое, что его прочитать!
Продвижение в письме (3–6)
Когда дошкольник только-только начинает писать, идея о том, что в русском языке нет однозначного соответствия между буквой и звуком, будет чрезмерно сложной.
Однажды у нас четырёхлетка написал такое слово: «Айбус». И мы не сразу догадались, что это означает «арбуз». Малыш написал слово так, как он его говорит (он не выговаривает «р») и слышит. Представляете, если бы мы начали ему объяснять, что на самом деле всё не так!
Совсем другое дело в дальнейшем. Что мы делаем, чтобы малыш стал говорить правильнее? Всячески побуждаем его говорить. И сами общаемся с ним внятно и чётко. Что мы должны сделать, чтобы научить ребёнка правильно и грамотно писать? Аналогично: всячески побуждать его писать. Создавать ситуации, пробуждать интерес. Радоваться, поддерживать, не исправлять ошибки. И предлагать написанное нами: внятно, чётко, грамотно.
Ребёнок составляет слова, выделяя фонограммамы
Чтение и грамотное письмо (3–6)
Четырёх-пятилетки начинают читать. И если слово написано не так, как произносится, начинающему читателю бывает очень трудно его понять. Ведь чтение — это не проговаривание написанного вслух. В первую очередь, это понимание чужих мыслей. Дошкольник сначала узнаёт написанное «на слух», проговаривая и слушая себя. И только постепенно начинает узнавать слова «в лицо», глазами.
Для этого мы предлагаем ему большое количество простых слов, которыми можно подписывать предметы, картинки. После того как сам этот процесс чтения станет для малыша понятным и увлекательным, мы предложим следующий шаг.
В Монтессори продумана система знакомства с фонограммами: буквами, которые изменили свой звук и должны быть прочитаны иначе. Такая буква пишется красным цветом, на неё обращают внимание. Например, «арбуз», «травка», «жираф». Сначала ребёнок встречает такие слова при чтении. А потом идёт и составляет их из подвижного алфавита, используя красные буквы для выделения фонограмм.
Осознание правил орфографии (6–12)
Пока дошкольник учится писать и читать, никто не предлагает звуко-буквенного анализа или других излишних теоретических выкладок. Он учится слышать звучащее слово, осознаёт, что оно может быть написано иначе.
Хорошо запоминает написание часто встречающихся слов, причём с особым акцентом на орфографически сложные моменты (они выделялись красным цветом!). Многие дети уже в дошкольном возрасте начинают обобщать то, что позже будет называться орфограммами: «Гриб — грибы».
Но в полной мере они будут заниматься этим на следующем этапе — в классе 6–12. В начальной Монтессори-школе появляется понятие правил, которые дети будут выводить сами на основании своего опыта и собственных исследований. Отсюда появляется чувство языка, чувствительность к орфограммам, без которых любое знание правил будет бесполезным.
Звуко-буквенный анализ возникает только здесь, когда школьник уже и пишет, и читает. Появляется как новый уровень владения языком. Теперь ребёнок составляет транскрипцию слова, значит, в частности, различает твёрдые и мягкие согласные.
Звуко-буквенный анализ слова
И сравнивает её с написанием.
Он задумается, каким способом можно показать, например, что буква «л» в этом слове звучит мягко: «ль». Сравнивает подобранные взрослым примеры и делает вывод.
Таким образом, дети приходят к грамотному письму постепенно, шаг за шагом. И нам, взрослым, важно понимать значение каждого шага, поддерживать ребёнка и не торопить.
Каждый этап важен. Нельзя сразу «впрыгнуть» во взрослость, не побыв ребёнком и подростком. Нельзя сразу писать красиво и грамотно, не прожив периода каракуль, пропуска и перестановки букв, письма без правил. Если перед детьми на каждом этапе будут стоять посильные задачи, то письмо и чтение станут для них радостным и успешным делом.
Фото автора и Монтессори-школы «Алиса»
Источник
Основы общей психологииРубинштейн Сергей Леонидович
Развитие письменной речи у ребенка
Весьма существенным приобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти трудности сказываются уже при обучении чтению, т. е. пониманию письменной речи. Чтение не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима прежде всего выработка соответствующих технических навыков, но одних лишь технических навыков недостаточно. Поскольку чтение включает понимание прочитанного, оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию. Понимание устной речи также предполагает со стороны слушателя интеллектуальную деятельность. Но чтение, т. е. понимание письменной речи, является более трудной операцией, чем понимание устной речи. В устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания, целая гамма выразительных средств содействуют пониманию. Пользуясь ими, говорящий как бы интерпретирует сказанное им и раскрывает текст своей речи слушателю. При чтении нужно без помощи всех этих вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст, определив относительный удельный вес и правильное соотношение входящих в данный текст слов, дать ему самостоятельное истолкование. Подлежащая разрешению задача заключается в том, чтобы по словам текста, дающим совокупность опорных точек, как бы условия задачи, — правильно реконструировать его содержание как смысловое целое. Самостоятельное чтение предполагает известное умственное развитие и в свою очередь ведет к дальнейшему умственному развитию. В частности, читая, ребенок учится по-новому связно строить свою речь.
Очень важное значение имеет и овладение письмом. На первых этапах овладения письменной речью эта последняя обычно во многих отношениях отстает от устной речи. Ребенок, который к тому времени, как он начинает овладевать письменной речью, уже обладает значительным опытом общения посредством устной речи, сначала, естественно, свободнее владеет этой последней. Прежде всего некоторые трудности представляет для ребенка овладение самой техникой письма; и эти трудности не могут не сказаться на уровне письменной речи. Помимо того, сказываются и психологические различия в природе письменной и устной речи. Овладение устной речью плюс техника письма еще не дают владения письменной речью. Она и предполагает, и дает больше. Это искусство, которому нужно учиться, и ребенок, конечно, не сразу им овладевает. Но когда ряд исследователей, и зарубежных и советских (например Р.Гаупп, Л.С.Выготский), односторонне подчеркивая различия между письменной и устной речью, утверждают, что письменная речь вообще у ребенка на несколько (чуть ли не на 7) лет отстает от устной, то это положение нуждается в существенном ограничении. Не подлежит сомнению, что и письменная речь ребенка часто обнаруживает наряду с несомненным отставанием в одних отношениях известные преимущества по сравнению с его устной речью в других отношениях; она по большей части более планова, систематична, продумана; будучи менее распространенной, она иногда бывает скорее более сжатой, чем менее полной.
В развитии речи реально проявляются и различия письменной и устной речи и их общность; она сказывается и в их взаимодействии. Сначала, естественно, доминирует устная речь; она определяет письменную речь ребенка; ребенок пишет, как говорит: выработавшиеся у него формы устной речи определяют на первых порах строение его письменной речи.
Но и в письменной речи неизбежно выпадает ряд выразительных моментов устной речи; если они не восполняются надлежащей перестройкой ее предметно-смыслового содержания, письменная речь в силу этого оказывается беднее устной. В дальнейшем письменная речь с теми требованиями продуманности, логичности, связности, которые она предъявляет, начинает оказывать существенное влияние на развитие устной речи — в той ее форме, которая нужна для ответа учителю, для связного изложения учебного, научного материала.
Основным звеном в развитии письменной речи является развитие связной речи — умение отобразить в речи все существенные связи предметного содержания так, чтобы смысловое содержание речи образовало контекст, понятный для другого. Развитие связной — контекстной речи существенно зависит от развития письменной речи. Исследование письменной речи школьника, проведенное А.С. Звоницкой, показывает, как лишь постепенно учащийся средней школы начинает справляться с теми трудностями, с которыми сопряжено построение связного, понятного для читателя контекста. В ходе изложения соотношение между мыслью автора и мыслью читателя от этапа к этапу изменяется. Вначале расстояние между мыслью пишущего и читающего наиболее велико. Когда пишущий приступает к письменному изложению материала, ему весь материал уже известен. Читателя нужно в него ввести. Это тем более необходимо, что изложение всегда в какой-то мере включает не только некоторое объективное содержание, но и отношение к нему пишущего. В связи с этим встают специфические задачи, которые должны быть разрешены во введении, затем другие — в изложении и, наконец, в заключении, когда нужно подытожить все изложение в свете тех установок, из которых исходит пишущий: построение связного контекста, понятного для читателя, требует особых приемов и средств. Требуется специальная работа, чтобы этими средствами овладеть. <…>
Со связностью речи в вышеуказанном смысле слова связана ее точность. Всякая научная речь должна быть точной. Развитие точной речи является одной из существенных задач культуры речи, особенно важной для развития научного мышления. Точной может быть названа такая речь, в которой слова являются терминами, а их значения — понятиями. Термином слово становится, поскольку, освобождаясь от привходящего, случайного, наносного содержания, оно целиком определяется из контекста определенной системы знания. Исторический термин определяется лишь в историческом контексте, математический термин — в математическом; термин — это контекстное слово. Умение пользоваться словами научной речи как терминами и способность осознать их точное терминологическое значение являются существенной стороной в развитии речи. <…>
Развитие связной и точной речи падает по преимуществу на время обучения в средней школе.
В подростковые и юношеские годы в связи с умственным развитием, в особенности при хорошей культуре, речь, как письменная, так и устная, становится все более богатой, многогранной, все более литературной: в связи с овладением в процессе обучения научным знанием и развитием мышления в понятиях речь становится более приспособленной к выражению отвлеченной мысли. Уже имевшиеся в распоряжении ребенка слова приобретают более обобщенное, отвлеченное значение. Помимо смыслового развития наличного словесного запаса, в речь включается ряд новых специальных терминов — развивается техническая научная речь. Наряду с этим в речи подростка ярче, чем у ребенка, учащегося в начальной школе, выступают ее эмоционально-выразительные — лирические и риторические — моменты. Растет чувствительность к форме, к литературной подаче сказанного и написанного; более частым становится употребление метафорических выражений. Структура речи — особенно письменной — более или менее значительно усложняется, увеличивается количество сложных конструкций; чужая речь, которая до того приводилась по преимуществу в форме прямой речи, передается чаще в форме косвенной речи; в связи с расширяющимся кругом чтения и формирующимися навыками работы с книгой начинают вводиться цитаты; иногда наблюдается, главным образом в письменной речи подростка и юноши, некоторая цветистость; она появляется в результате известной диспропорции между интенсивностью переживания и речевыми средствами для его адекватного объективизированного и все же достаточно яркого выражения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Развитие речи
У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка. Напомним, что основные симптомы задержки и искажения
Развитие понимания речи
Эта работа при раннем детском аутизме имеет свою специфику и отличается от тех приемов, которые используют в работе с детьми с сенсорной алалией или умственной отсталостью.Дело в том, что у аутичного ребенка восприятие речи, соотнесение звука,
Как социум влияет на развитие речи ребенка
Так значит, мир ценностей — того, что хорошо и что плохо, — у мальчиков и девочек различен. Но задан ли оу от рождения, или его определяет семья, детский сад и даже то время, в котором живет ребенок, тот социальный уклад жизни, в
Развитие связной речи
Словарь, грамматические формы речи — все это только средства, только абстрактно выделенные стороны или моменты речи. Основным в речевом развитии ребенка является все перестраивающееся и совершенствующееся умение пользоваться речью как средством
Развитие выразительной речи
Выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями —
Развитие речи
Речь — главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию не только те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, т. е. с которыми достижимо реальное
ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка
Одним из главных умений, которым необходимо овладеть ребенку при познании речи, – это умение комбинировать слова. Многие исследователи, например, Кольцова, Рыбников, Гвоздев, Люблинский, отмечают как характерный этап развития детской
Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи
Мы хотели бы в заключение остановиться на последнем положении, которое имеет лишь частное значение, но, несмотря на это, представляет существенный интерес для психологического анализа устной и письменной
Сначала — звуки и движение, затем — язык и действие.
Развитие речи
Заканчивая главу о лингвистических методах воздействия, я хочу дать вам самый важный совет.Развивайте собственную речь!Ваша речь должна быть грамотной, литературно правильной, но в то же время яркой, разнообразной и оригинальной. Людям нравится, когда
О значении родной речи в развитии ребенка
Ребенок, развитие которого не было извращено насильственно, по большей части в пять или шесть лет говорит уже очень бойко и правильно на своем родном языке. Но подумайте, сколько нужно знаний, чувств, мыслей, логики и даже
Источник