Особенности развития памяти ребенка дошкольного возраста
Детская память избирательна. Что заинтересовало, удивило, удержало внимание, то и запомнилось. За время дошкольного периода интенсивно развиваются виды памяти, а также постепенно формируется произвольность запоминания и воспроизведения. Необходимо стимулировать развитие памяти у детей дошкольного возраста, чтобы к началу школьного обучения они научились схватывать обязательный к усвоению материал.
Формирование памяти как основной психической функции
Познавательное развитие ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот психический процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать нужную информацию. Память дошкольника с каждым годом расширяет свои возможности.
В первые годы жизни память формируется как составная функция восприятия. Самые яркие характеристики тех объектов, которые воспринимаются ребенком, непроизвольно фиксируются клетками мозга. Накапливается информация об окружающих людях, о различных предметах, об их свойствах, о повторяющихся действиях. В возрасте трех лет память уже выступает самостоятельной познавательной функцией.
Наиболее простая форма припоминания проявляется в узнавании малышом объектов, которые он уже видел, слышал или трогал ранее. В дошкольном возрасте активно развиваются функциональные возможности получения и извлечения информации, что обеспечивает более сложную работу памяти. Дошкольник использует все функции памяти:
- запоминание
- сохранение
- припоминание
- узнавание
- воспроизведение
Запоминание осуществляется путем «привязки» нового материала к уже знакомому. У дошкольника подобное закрепление происходит мимолетно. Дети еще не умеют использовать специальные приемы запоминания.
Сохранение – психический процесс, обеспечивающий удержание информации определенное время. Может быть как кратковременным, так и долговременным. Маленькие дети могут долго помнить то, что вызвало особые эмоции. Надолго может засесть испуг, но также малыш может сохранить впечатления о радостных событиях.
Припоминание – процесс извлечения запомненной ранее информации. Просьба по дороге домой: «Мама, купи мне куклу, как у Оли» — не что иное, как припоминание собственного восхищения от Олиного сокровища.
Узнавание – более простой способ вспомнить знакомую информацию, поскольку есть опора на вновь видимый, слышимый или ощущаемый стимул.
Воспроизведение – комплексный процесс извлечения уже сохраненного материала. Малый жизненный опыт дошкольника накладывает ограничения и на воспроизведение информации. Ребенок вспоминает под влиянием сходных впечатлений.
Главная особенность памяти дошкольника заключается в преобладании непроизвольного запоминания. Точно так же работает и воспроизведение.
Какие виды памяти преобладают в дошкольном возрасте
Активизация памяти дошкольника происходит благодаря восприятию. Информация к ребенку поступает через зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные рецепторы. Получаемые сигналы складываются в определенный образ, который запоминает ребенок. По этой обусловленной природой причине преобладающим видом памяти у дошкольников является образная.
Интенсивно развиваются следующие виды памяти у дошкольников:
- образная
- словесная
- двигательная
Образная память помогает ребенку осваивать новые понятия и расширять запас слов.
Услышав, что зебра – это «полосатая лошадка», малыш живо формирует образ животного. Новой информацией для него больше выступает непосредственно слово «зебра».
Возможно, детское воображение нарисовало и не совсем похожий образ. В реальности он скорректируется. Тем временем, новое слово уже прочно осядет в лексическом запасе дошкольника. Происходит становление словесно-логической памяти.
Таким образом, развитие памяти в онтогенезе проходит путь от преобладания образной к использованию словесных форм. Можно сказать, что речь переводит память дошкольника на более высокую ступень и повышает ее продуктивность.
Двигательная память в дошкольном возрасте ориентируется на заданный образец. Это уже не те простейшие движения (собрать пирамидку, продеть в петлю пуговицу), которые осваиваются в раннем возрасте. Дошкольник, глядя на взрослого, обучается танцевальным движениям. Осваивает такие сложные бытовые операции, как завязывание шнурков, пришивание пуговицы.
Память детей младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте образы формируются на основе практических действий. Ребенок 3-4 лет познает мир через действия, так и запоминает главное для себя.
Сохраняется информация отрывочная, в виде образных единичных представлений. Так, ребенок может испугаться Деда Мороза, и никакие пояснения, что в этот костюм к очередному празднику нарядился папа, не помогут.
В этом возрасте запоминаются наиболее эмоциональные события, яркие предметы, часто повторяемые действия.
Разделение признаков, их обобщение при осмыслении и запоминании формируется благодаря развитию речи. Когда дошкольник осваивает больше понятий, использует слова, становится более устойчивым и его восприятие. Это, в свою очередь, помогает ребенку связывать содержание с определенным словом и запоминать в виде образа. Но у младших дошкольников такое связывание происходит непроизвольно.
Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте
Чем старше становится дошкольник, тем сильнее становится связь между памятью и мышлением. Ребенок овладевает родным языком, учится анализировать, сравнивать и обобщать. Как следствие, образы запоминаются с помощью мыслительных операций.
Старший дошкольник сам составляет описательные определения, чтобы запомнить новое понятие. «Эскалатор – тоже лестница, только движется», «Ежевика так называется, потому что она вся в колючках, как ежик».
Но в старшем дошкольном возрасте, чтобы запомнить и припомнить, опора в виде образа нужна не всегда. Стихи запоминаются своим ритмом и рифмами, так как развивается звуковая культура речи. В пересказе прослушанной сказки или истории дошкольник опирается на логическую последовательность событий. Хотя в равной степени может представлять себя в роли одного из персонажей, что способствует запоминанию.
Особенности запоминания и воспроизведения в старшем дошкольном возрасте проявляются еще и в том, что постепенно приобретают произвольный характер.
Формирование произвольной памяти
Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются личностные возрастные изменения. Начинают формироваться волевые функции. Ребенок учится подчинять свои действия принятым правилам, с подачи взрослого пытается контролировать свою речь, произносить правильно слова.
В дошкольном возрасте происходит становление контролируемых волей механизмов, управляющих поведением и деятельностью.
Применение волевых усилий проявляется по отношению к каждому познавательному процессу, в том числе, к памяти.
Интересно, что припоминание первым приобретает произвольность. Мама спросит 3-летнего малыша, куда он положил свою игрушку, и ребенок будет силиться вспомнить. Причем, зачастую успешно.
Произвольное запоминание приходит позднее. Исключением является простая цепочка действий. Младшие дошкольники хорошо запоминают, как воспроизвести «мелодию» из трех нот на пианино, как сложить элементарную конструкцию по образцу.
Закономерности формирования произвольной памяти
Развитие произвольного запоминания подчиняется определенным закономерностям. Не сразу дошкольник приходит к тому, чтобы нацелиться усвоить определенную информацию. Сначала такую цель формулирует для него взрослый: «Давай выучим стишок», «Я покажу тебе несколько картинок, постарайся запомнить, что на них изображено».
Даже при немедленном отклике ребенок проявит внимание слишком поверхностно. Первый результат будет слабым.
Если дошкольника как-то заденет неутешительный показатель, он согласится на повторные попытки. Воспроизведение окажется более успешным, но не достаточным.
Только, когда сам ребенок осознает, что испытывает сложности воспроизведения, то направит усилия, чтобы запомнить каждое слово, каждую картинку.
Отсюда вытекают условия для развития произвольной памяти. Для эффективного запоминания дошкольник должен иметь мотив. Мотивация может быть разной: соревновательной (запомнить больше других), вызов себе (запомню с первого раза), ответственной (должен запомнить, чтобы в точности передать).
Общие рекомендации как развивать память дошкольника
Взрослый, обучая ребенка восприятию информации, своим примером показывает, как улучшить запоминание. Посмотреть внимательнее, прислушаться, повторить – те естественные способы, которые позволяют еще раз уделить внимание запоминаемому материалу. С каждой попыткой будут заполняться белые пятна, возникающие при активном припоминании.
Источник
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для обучения и развития памяти. Во-первых, ребёнок сам стремится к познанию и исследованию мира, поэтому ребёнок жадно впитывает в себя новые знания. Во-вторых, в дошкольном возрасте у ребёнка наиболее ярко выражено желание войти в мир взрослых, взаимодействовать с ними. Ребёнок охотно выполняет различные упражнения уже только потому, что для него это ещё одна возможность побыть рядом с взрослыми. Развитие дошкольника нельзя пускать на самотёк. Помогите ребёнку развить его способности, не жалейте времени на это. И тогда, придя в школу, ребёнку будет легко даваться учёба и приносить ему радость.
Память детей 3 лет отлична от памяти детей 7 лет.
Младшие дошкольники (3-4 года): память непроизвольна. Это значит, что ребёнок не ставит перед собой задачи что-либо запомнить и тем более не применяет для этого специальные приёмы запоминания, он просто запоминает то, что ему интересно.
Средние дошкольники (4-5 лет): в этот период начинает формироваться произвольная память. Для того чтобы ребёнок запомнил что-то специально, прилагая усилия воли, нужно создавать игровые ситуации. На протяжении дошкольного возраста способность к запоминанию, как к произвольному, так и к непроизвольному, у ребёнка растёт.
Старшие дошкольники (5-7 лет): память постепенно превращается в особую деятельность, цель которой – запомнить конкретный материал. С помощью взрослых ребёнок активно начинает использовать простейшие приёмы запоминания.
Основные особенности развития памяти в дошкольном возрасте
Память дошкольника имеет ряд особенностей:
· непроизвольная память преобладает над произвольной;
· память ребёнка приобретает интеллектуальный характер, всё более объединяясь с мышлением и речью;
· закладываются предпосылки того, что запоминание превратится в особую умственную деятельность;
· ребёнок начинает овладевать логическими приёмами запоминания;
· благодаря развитию словесно-смысловой памяти расширяется познавательная деятельность ребёнка;
· развитие произвольной памяти помогает регулировать этот процесс: ребёнок учится запоминать не только то, что ему интересно, но и то, что ему может понадобиться в дальнейшем, например, для обучения в школе;
· в дошкольном возрасте развитие памяти включается в развитие личности: от того, что ребёнок вынесет из этого периода, во многом зависит формирование его характера, жизненных ценностей и убеждений.
Рекомендации для родителей для развития памяти детей
Общаясь с ребёнком, никогда не жалейте для него времени. Даже если времени у вас совсем мало, те полчаса – час, которые вы отводите для ребёнка, постарайтесь использовать с максимальной для него пользой. В совместной игре, на прогулке, за мытьём посуды разговаривайте с ним, объясняйте, что вы делаете, комментируя ваши действия. Потихоньку привлекайте ребёнка к трудовой деятельности, давая ему посильную работу.
Чтение книг, пересказ сказок ,заучивание стихотворений способствуют развитию не только словесной, но и образной, а также эмоциональной памяти. Дошкольник хорошо запоминает сказки лучше, если он увидел театральную сценку с этим сюжетом.
Развитию двигательной памяти способствуют подвижные игры. Кроме того, в подвижной игре ребёнок учится соблюдению правил, следит за их выполнением другими сверстниками.
Занимаясь с ребёнком, всегда будьте готовы ему помочь. Если вы задаёте ему вопрос, а он не может на него ответить, отвечайте сами.
Развивая память ребёнка, старайтесь привлекать все органы чувств – не только зрение и слух, но и осязание, обоняние, вкус . По этому поводу ещё известный педагог К. Д. Ушинский писал: «При таком содействии всех органов в акте усвоения вы победите самую ленивую память».
Несколько упражнений для развития памяти у ребёнка от 3 до 5 лет
“Рисуем по крупе”
Возьмите крышку от коробки или поднос. На дно можно приклеить яркую цветную бумагу, чтобы был заметен контраст. Сверху насыпьте любой крупы. Пальцем нарисуйте на крупе 3 простых рисунка, например, цветочек, рожицу и квадрат. Попросите ребёнка внимательно рассмотреть ваши творения. Всё ли он узнал? Если нет – поясните. Затем встряхните поднос так, чтобы картинки стёрлись. Попросите ребёнка вспомнить, что там было нарисовано.
Упражнение можно усложнить. Нарисовать больше рисунков и попросить ребёнка нарисовать то же самое.
“Найди исчезнувшую игрушку”
Возьмите 5-6 игрушек (для начала можно меньше), поставьте их в ряд. Предложите ребёнку несколько минут внимательно посмотреть на них, а потом отвернуться. В этот момент уберите одну из игрушек. Затем предложите ребёнку посмотреть на те игрушки, что остались, и догадаться, какая из них пропала.
“Узнай меня”
Данное упражнение развивает слуховую память. Его можно проводить в кругу семьи, но необходимо, чтобы участвовало не меньше 5 человек и все они были знакомы ребёнку. Все участники сидят на ковре, ребёнок поворачивается спиной к сидящим. Члены семьи по очереди подходят, ласково поглаживают его по спине и говорят: «Это я. Узнай меня». Ребёнок должен отгадать, кто до него дотронулся.
Это упражнение можно проводить и в кругу детей. Если дети мало знакомы, данное задание будет способствовать тому, что ребёнок лучше запомнит имена своих новых друзей, а микроклимат в этом коллективе станет лучше. Если ребёнок не может отгадать, кто его коснулся, или не может вспомнить имя, взрослый ему помогает.
“Закончи слово”
Ваш ребёнок уже знает много слов. Предложите ему поиграть в увлекательную игру. Например, вы будете называть слова, которые относятся к категории «Фрукты», но будете произносить только начала слов. Ребёнок должен вспомнить, что это за слова и закончить их. Вот примеры таких слов: сли__, абри__, ябло__. Затем предложить ребёнку закончить слова, которые относятся к категории «Животные». Итак кош__, ли__, зеб__, мед__. Также можно выбирать другие категории предметов, например, «Овощи», «Цветы», «Одежда» и др. чтобы ребёнку было интересней, вы можете меняться местами – теперь продолжать слова будете вы. В свою очередь ребёнку, придётся быть очень внимательным, чтобы вовремя остановиться и не произнести слово до конца.
“Что какого цвета?”
В 3-4 года ребёнок знает только основные цвета, но к 4-5 годам он уже осваивает оттенки, знает слова «тёмно-…», «светло-…».попросите ребёнка вспомнить, какого цвета обычные предметы, не глядя на них. Например: «Какого цвета яблоки? А какого они ещё бывают цвета?»
Другие возможные вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета листья на деревьях? А всегда ли они такого цвета?». Ребёнок может отвечать просто, например, яблоки бывают зелёные. В таком случае дополните его ответ: «А ещё бывают жёлтые, красные. Бывают жёлтые с розовым бочком». Когда ребёнок научится с лёгкостью отвечать, что какого цвета среди обычных вещей, усложните задачу. Спросите: «А в брючках какого цвета ты вчера ходил на день рождения к Антону?» или «Какого цвета был мячик, которым ты играл в детском саду?», «Какого цвета у нашей бабушки?»
“Комната”
Покажите ребёнку картинку с изображением жилой комнаты. Пусть он внимательно посмотрит и постарается запомнить все предметы, какие есть в комнате, и то, как они выглядят. Закройте картинку и задайте ребёнку вопросы, например:
Сколько в комнате стульев?
Какой формы стол?
Есть ли на диване подушки?
Сколько картин висит в комнате?
Есть ли в комнате бытовая техника? Какая?
Какие предметы в комнате круглые, а какие прямоугольные? и т. д.
Несколько упражнений для развития памяти у ребёнка от 5 до 7 лет
“Спрятанное слово”
В 5-7 лет словарный запас ребёнка составляет примерно 16 тысяч слов. Суть игры состоит в следующем: в самых обычных словах, которые мы используем в своей речи, ребёнок должен отыскать скрытые слова, на которые мы обычно не обращаем внимания. Например: колобок – бок, дымоход – дым, корабль – кора, лестница – лес. Сначала ребёнку понадобится ваша помощь: проговаривайте все сложные слова, которые приходят вам на ум. Возможно, через несколько таких занятий эта игра станет любимой у вашего ребёнка.
“Вспомни по рифме”
Ко многим словам можно подобрать рифму, например:
Часы – весы
Шишка – мышка
Ракета – планета
Кошка – ложка
Нога – рога
Матрёшка – картошка
Теперь зачитайте ребёнку список слов, которые выступали в качестве рифмы: ложка, картошка, мышка, весы, планета, рога. Попросите ребёнка вспомнить слова – рифмы к ним.
“Поймай рыбу”
Данное упражнение развивает способность к переключению внимания. Взрослый зачитывает список слов, а когда ребёнок услышит название рыбы, он должен хлопнуть в ладоши. Например:
1) сундук, поле, лещ, мука, ёлка, скумбрия, рубашка, телефон, окунь, бочка, медведь, сёмга, вода, сапожник, мойва, лак, корона, хек;
2) заколка, фломастер, судак, карусель, компьютер, тарань, мяч, конфета, чехонь, стол, валенки, пескарь, бублик, йод, камбала, мухомор, лиса, щука.
“Сам нарисуй и сам вспомни”
Вспомнить информацию, ориентируясь на картинку, гораздо легче. Предложите ребёнку «законспектировать» то, что вы скажете. То есть вы зачитываете фразу, ребёнок рисует то, что в дальнейшем ему помогло бы вспомнить эту фразу. Что он будет рисовать, ребёнок выбирает сам. Вы не должны ему подсказывать. Иначе фразу вспомните вы, но не ребёнок. Однако рисунки ребёнка не должны быть слишком подробные: он должен рисовать их довольно быстро. Вы зачитываете фразу – он рисует. Вы читаете новую фразу – он делает ещё один рисунок, и т. д. Объясните, что в данном случае не нужно показывать все свои способности к рисованию. Нужно нарисовать лишь то, что могло бы помочь ему вспомнить фразы в той последовательности, в которой вы их зачитываете.
Предлагаемые фразы:
пора обедать
девочка моет руки
собака замёрзла
мама шьёт юбку
ребёнок катается на качелях
папа говорит по телефону
кошка лакает молоко.
“Планеты”
К 6-7 годам ребёнок должен иметь представление о мире и Вселенной. Расскажите ему о нашей планете, о её спутнике – Луне, о том, что Солнце – это звезда, вокруг которой вращаются все планеты нашей системы. Запомнить названия планет в нужной последовательности легче, например, в такой считалке:
Солнце встало, улыбнулось
Сразу утром, как проснулось:
Чтоб свои владенья знать
Надо всех пересчитать!
Здесь Меркурий и Венера.
Там Земля, как королева.
Марс с Юпитером на месте?
И Сатурн с Ураном вместе?
Там Нептун, за ним Плутон.
Остальные вышли вон.
Успехов Вам и Вашим детям!!!
Источник