Особенности развития основных функциональных систем ребенка
Отдельные органы и системы организма ребенка растут и развиваются неравномерно (принцип неравномерности)
Эту закономерность объясняют необходимостью ускоренного развития тех образований, которые обеспечивают выживаемость организма (принцип биологической надежности)
К концу 3-го года жизни ребенка масса головного мозга увеличивается в 3 раза и достигает 1100 г. В это время идет интенсивное формирование условно-рефлекторной деятельности, через нервную систему осуществляется связь с внешней средой.
Кости ребенка бедны солями кальция и фосфора. В них преобладают органические элементы. Вследствие этого скелет ребенка обладает большой эластичностью и подвержен искривлениям (деформации).
Среди школьников встречаются дети с деформациями позвоночника (сколиозы, кифозы, круглая спина).
Мышечная ткань у детей развивается неравномерно. В первые годы жизни активно развиваются группы мышц туловища и нижних конечностей, и лишь затем – мелкие мышцы кисти, обеспечивающие выполнение более тонких и точных движений.
Сердечно-сосудистая система у детей развивается неравномерно.
Ребенок рождается с большим сердцем, но сила его сокращений невелика. При этом для обеспечения необходимого минутного объема крови необходимо увеличение частоты сердечных сокращений (80-90 ударов/минуту).
Несовершенство развития проводящей системы сердца обуславливает аритмичность работы сердца.
Одной из особенностей роста и развития сердечно-сосудистой системы у детей является отставание роста сердца от роста сосудов. Этим объясняется низкий уровень артериального давления (80-90 мм ртутного столба). В последующие годы, особенно в период полового созревания, наблюдается обратное явление – рост сердца опережает рост сосудов. Это приводит к повышению артериального давления у детей.
Верхние дыхательные пути у детей более узкие, чем у взрослых. Полости носа малы и неразвиты.
Просвет бронхов узкий, поверхность альвеол легких в 3-4 раза меньше. Большая потребность в кислороде обусловливает увеличение числа дыхательных движений. Так, у новорожденных частота дыхания 40-60, а в 2-3 года – 25-30 в минуту.
Грудная клетка у детей приподнята, ребра расположены почти горизонтально. Все сказанное, а также высокое стояние диафрагмы и слабость межреберных мышц обуславливает поверхностное дыхание у детей.
Пищеварительная система.
Молочные зубы у детей покрыты более тонкой эмалью, они легко подвергаются кариесу.
К особенностям пищеварительной системы у детей относят узость пищевода и малый объем желудка.
Слабо выраженная кислотность и низкая ферментативная активность пищеварительных соков часто является причиной расстройства пищеварения.
Мышечный слой и перистальтика кишечника детей развиты слабо, что часто является причиной запоров.
Клетки печени развиты недостаточно, что обуславливает слабо выраженную антитоксическую функцию печени.
Зрительный анализатор – к 6 месяцам ребенок приобретает способность координировать движения глазных яблок, к году – различать цвета. В этом возрасте формируется дальнозоркая рефракция, которая изменяется на соразмерную к 7-10 годам. Детская дальнозоркость при нерационально организованном режиме занятий, при неправильном подборе школьной мебели, в условиях недостаточного, нерационального освещения часто переходит в стойкую близорукость.
Оценивая состояние нервной системы, следует отметить, что кора головного мозга у новорожденных является наименее развитой (относительно других отделов головного мозга). Все жизненные процессы у них регулируются подкорковыми центрами.
К 15-16 годам происходит функциональное созревание коры.
В течение 2-3 года жизни происходит развитие второй сигнальной системы. К 4-м годам словарный запас ребенка составляет 1200-1300 слов.
Оценка состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей является важной задачей как педиатров, так и гигиенистов.
Оценка состояния здоровья и физического развития детей осуществляется в ходе медицинских осмотров.
Частота проведения медицинских осмотров определяется возрастом ребенка.
В течение первого года жизни оценка его состояния здоровья осуществляется ежемесячно.
В возрасте 1-3 лет состояние здоровья детей оценивается каждые 3 месяца.
В дошкольном возрасте медицинские осмотры проводят 2 раза в год, а в школьном возрасте – ежегодно.
Для оценки здоровья детей и подростков предложено использовать как минимум четыре критерия:
1. Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний.
2. Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.
3. Уровень функционирования основных систем организма.
4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.
Выделяют пять групп здоровья детей.
Первая группа— здоровые дети, без отклонений. Это дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие.
Вторая группа— здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие.
Третья группа— больные в состоянии компенсации. Это дети, имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.
Четвертая группа— больные в состоянии субкомпенсации. Это дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний.
Пятая группа— больные в состоянии декомпенсации. Это дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации (обострения), со значительным снижением функциональных возможностей.
В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.
Для детей, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.
Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Эти дети нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами:
1) оптимальная двигательная активность;
2) закаливание естественными факторами природы;
3) рациональный режим дня;
4) дополнительная витаминизация продуктов питания и т.д.
Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются для этих детей врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.
Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают лечебную и профилактическую помощь, в соответствии с имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские учреждения, где с учетом особенностей патологии проводится лечение и воспитание.
Кроме этого, в зависимости от группы здоровья детей и подростков распределяют по 3 группам физического развития по отношению к занятиям физкультурой и спортом.
В 1 группу физического развития входят дети 1 и частично 2-ой группы здоровья. Занятия физкультурой детей данной группы осуществляются в соответствии с утвержденными нормативами для данного возраста, без ограничений физических и температурных нагрузок.
Ко 2-ой группе физического развития относят детей частично 2-ой и в основном 3-ей группы здоровья. Занятия физкультурой осуществляются с некоторыми ограничениями физических нагрузок.
В 3-ю группу физического развития входят дети 4-ой группы здоровья. Занятия физкультурой проводятся со значительными ограничениями физических нагрузок.
Источник
Петрова Анна
Морфофункциональные особенности детей дошкольного возраста и их учет при занятиях ФКиС.
В России происходят негативные изменения в состоянии здоровья подрастающего поколения: увеличение количества детей с заболеваниями сердечно – сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, желез внутренней секреции, с акцентуацией характера и другими изменениями психики, с дефицитом веса, низкими показателями физической подготовленности. Во многом это связано с ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, чрезмерными психо-эмоциональными нагрузками и уменьшением биологически необходимого объема двигательной активности.
Рациональное применение физических упражнений укрепляет здоровье, улучшает физическое развитие, повышает работоспособность и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. В то же время следует учитывать, что физические упражнения стимулируют процессы роста и развития, совершенствуют механизмы адаптации и укрепляют здоровье лишь при условии адекватности их характера, объема и интенсивности состоянию здоровья, возрастным и, особенно, индивидуальным морфофункциональным особенностям детей.
1. Особенности нервной системы и учет при занятиях физической культурой.
Морфологическое развитие нервной системы заканчивается в основном в младшем школьном возрасте. Но функциональным показателям нервной системы еще далеко до совершенства. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелика, что может при нерациональном физическом воспитании или спортивном совершенствовании приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга и быстрому утомлению. Высокая возбудимость и слабость тормозных процессов приводит к выраженному возбуждению в коре головного мозга и недостаточной координации движений. Однако длительное поддерживание процесса возбуждения еще невозможно, и дети быстро утомляются. Большая возбудимость и реактивность, высокая пластичность нервной системы способствует быстрому усвоению двигательных навыков в 7-10 лет. Этим объясняется то, что дети младшего школьного возраста сравнительно легко овладевают технически сложными формами движений. Особенностью нервной системы детей 7-10 лет является то, что условные рефлексы, выработанные в этом возрасте, закрепляются особенно прочно и сохраняются длительное время. У детей младшего школьного возраста при действии сверхсильных и монотонных двигательных раздражителей легко развивается утомление. Подобные особенности нервной системы детей младшего школьного возраста следует учитывать при использовании физических упражнений на выносливость.
При организации занятий с младшими школьниками и, особенно с дошкольниками, нужно избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных и монотонных заданий.
Особенно важно строго дозировать нагрузки, так как дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости. Они плохо оценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изнеможении. Полезно еще практиковать переключение с одного вида физических упражнений на другой.
2. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции. Их учет при занятиях ФКиС.
Дети отличаются недостаточно налаженным механизмом теплообмена. Они легко перегреваются и легко теряют тепло. С переходом к младшему школьному возрасту границы терморегуляции расширяются, а механизмы теплообмена совершенствуются. Дети младшего школьного возраста по сравнению с дошкольниками меньше подвержены перегреванию и переохлаждению, однако их устойчивость к изменениям температурных режимов все еще недостаточно совершенна. Следовательно, во время занятиях физической культурой эти особенности нужно учитывать, активные физические упражнения и игры в спортивном зале должны проводиться в меру, учитывая что дети могут перегреться.
Важнейшая роль в процессах выделения принадлежит почкам. Формирование почечной системы интенсивно продолжается до 13-15 лет. Функции почек у дошкольников не совершенны. В возрасте 4-5 лет в деятельности почек преобладают процессы фильтрации, и лишь к 10-11 годам достигают взрослого уровня. Мочеиспускание у детей первых лет жизни чаще
чем у взрослых, что объясняется высоким уровнем обмена веществ.
В нормальной жизнедеятельности растущего организма велика роль желез внутренней секреции. С участием гормонов формируются в развивающемся организме процессы адаптации к различным условиям внешней среды, в том числе к стрессовым ситуациям. Еще до рождения ребенка начинают функционировать некоторые железы внутренней секреции, которые имеют большое значение и в первые годы жизни после рождения (эпифиз, вилочковая железа, гормоны поджелудочной железы и коры надпочечников). Эпифиз в дошкольном возрасте осуществляет важные процессы водного и солевого обмена в детском организме. Секреция гормона гипофиза нарастает постепенно, а в возрасте 6 лет усиливается более значительно, обуславливая заметную прибавку в росте ребенка. В развитии процессов роста участвует гормон поджелудочной железы – инсулин. Нарушение гормональной функции поджелудочной железы встречается уже в детском возрасте, чаще всего в 6 – 12 лет, приводя к заболеваниям сахарным диабетом. Этому способствует нарушения режима питания детей – недостаточность двигательной активности, переедание ожирение. Огромное значение для правильного роста и развития ребенка имеет гормональная активность щитовидной железы. От секреции ее гормонов зависит правильное физическое и психическое развитие ребенка. Гипофункция щитовидной железы (недостаток йода) приводит к задержке роста и развития. Раннее развитие вилочковой железы обеспечивает высокий уровень иммунитета в организме.
В целом, в период младшего школьного возраста (7-11 лет) организм
ребенка отличается гармоничным развитием и стабильным гормональным статусом. Оптимальное соотношение секреции различных гормонов обеспечивает нормальный уровень физического и умственного развития, устойчивость реакций организма на внешние воздействия. Регулярные занятия физической культурой также способствуют нормальному и правильному функционированию желез внутренней секреции.
3. Сердечно – сосудистая система и ее учет при занятиях ФКиС.
Сердце детей первых лет жизни отличается малыми размерами и шаровидной формой. Рост его объема следует за ростом массы тела. Минутный объем крови у 4 – 11 – летних детей примерно в 2 раза меньше, чем у взрослых. В младшем школьном возрасте завершается морфологическое развитие сердца и кровеносных сосудов, становится более совершенной регуляция функционирования сердечно – сосудистой системы. Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Относительно больше, чем у взрослых, и просвет каппилярной сети. Однако соотношение между объемом сердца и диаметром крупных сосудов до 11 – 12 лет остается постоянным. Подобные особенности морфологического строения кровеносных сосудов являются одной из причин сравнительно низкого артериального давления. Частота сердечных сокращений у новорожденных достигает 120 – 150 уд/мин, у дошкольников – порядка 100 уд/мин, в младшем школьном возрасте – около 90 уд/мин. Величина частоты сердечных сокращений легко изменяется при любых внешних раздражениях (при испуге, различных эмоциях, физической и умственной нагрузках).
Важнейшим показателем, непосредственно характеризующим функциональное состояние сердца, является систолический объем крови. С возрастом этот показатель увеличивается: в 6 – 7 лет 26 – 34 мл, в 8 – 9 лет – 30 – 40 мл, в 10 – 11 лет – 31 – 45 мл. В младшем возрасте влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы выражено больше, чем парасимпатического. У детей 7 – 10 лет относительно невелика сократительная способность миокарда, малоэкономична деятельность сердца, невелик его функциональный резерв. Низкие величины сердечного выброса и артериального давления в сочетании со значительной частотой сердечных сокращений обуславливают значительную напряженность функции кровообращения у детей младшего возраста, особенно при выполнении физических нагрузок. Следовательно, руководителю по физической культуре следует учитывать что адаптационные возможности аппарата кровообращения у детей при мышечной деятельности гораздо ниже, чем у детей более старшего возраста. Тренировочный процесс следует выстраивать рационально, с учетом анатомо – физиологических особенностей, в том числе аппарата кровообращения.
4. Система дыхания и ее учет при занятиях ФКиС
По мере роста и развития ребенка совершенствуется его дыхательный аппарат. Дыхание у детей частое и поверхностное. Легочная ткань мало растяжима. Бронхиальное древо недостаточно сформировано. Грудная клетка сохраняет еще конусовидную форму, а дыхательные мышцы слабы. Все это затрудняет внешнее дыхание. Дыхательный объем дошкольника в 3 – 5 раз
меньше, чем у взрослого человека. Он постепенно увеличивается в младшем школьном возрасте, но отстает от уровня взрослого. В силу высокой возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно легко нарастает при умственных и физических нагрузках, эмоциональных вспышках, повышении температуры и других воздействиях. Дыхание часто оказывается неритмичным, появляются задержки дыхания. Вплоть до 11 лет отмечается недостаточность произвольной регуляции дыхания. Такие показатели, как длительность задержки дыхания, максимальная вентиляция легких, определяются у детей с 5-летнего возраста, когда они могут сознательно регулировать дыхание. Жизненная емкость легких дошкольников в 3 – 5 раз меньше, чем у взрослого, а младшем школьном возрасте – в 2 раза меньше. Минутный объем дыхания на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста постепенно растет. Этот показатель за счет высокой частоты дыхания у детей меньше, чем другие показатели, отстает от взрослых величин: в 4 года – 3,4 л/мин, в 7 лет – 3,8 л/мин, в 11 лет – 4 – 6 л/мин. Все это указывает на то, что морфологические особенности бронхов у детей младшего школьного возраста являются причиной напряженной работы дыхательных мышц. Занятия по физической культуре нужно выстраивать с передышками, а дозирование упражнений должно соответствовать возрасту.
5. Система пищеварения
Морфологическое развитие органов пищеварения в основном заканчивается в среднем школьном возрасте. Размеры желудка постепенно
увеличиваются, к 6 – 7 годам он приобретает форму, характерную для взрослого человека. К этому возрасту заметно развиваются мышцы, обеспечивающие движения желудка и перистальтику кишечника. У детей дошкольного и младшего школьного возраста еще малочисленны и недоразвиты пищеварительные железы. Желудочный сок беднее ферментами, активность их еще мала. Это затрудняет процесс переваривания пищи. Низкое содержание соляной кислоты снижает бактерицидные свойства желудочного сока, что приводит к частым расстройствам желудочно-кишечного тракта. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции поджелудочной железы и печени ребенка. В возрасте 6 – 9 лет активность желез пищеварительного тракта значительно усиливается, пищеварительные функции совершенствуются. Однако, принципиальные отличия пищеварения в детском организме от взрослого заключается в том, что у них представлено только пристеночное пищеварение и отсутствует внутриполостное переваривание пищи. Недостаточность процессов всасывания в тонком кишечнике в некоторой степени компенсируется возможность всасывания в желудке, которая сохраняется у детей до 10 – летнего возраста.
6. Физическое развитие и опорно-двигательная система, учет при занятиях ФКиС
Пропорции тела ребенка в первые годы жизни существенно отличаются от пропорций взрослого сравнительно большей длиной головы и более короткими конечностями. На протяжении первого года жизни и в возрасте 6 – 7 лет происходит заметный прирост длины тела. Прирост массы тела отстает
от скорости увеличения длины тела. В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ. Гибкие кости могут легко изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Легкая растяжимость мышечно – связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей. В результате возможны деформации скелета, развитие ассиметричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия. Это требует особого внимания к организации нормальной позы детей и при использовании физических нагрузок.
В дошкольном и младшем школьном возрасте увеличиваются размеры и дифференциация элементов мышечных, суставных и сухожильных рецепторов, достигая достаточного совершенства к 6 годам. На протяжении данного возраста происходит перераспределение положения мышечных веретен в скелетных мышцах – от равномерного их расположения в мышце у новорожденных к сосредоточиванию веретен в концевых областях мышц, где они подвергаются большему растяжению и, соответственно, точнее информируют мозг о движении мышц. До 11 – 12 лет происходит также созревание нервно – мышечных синапсов, что способствует улучшению проведения моторных команд. В первые годы жизни до 9 – 10 лет тонус мышц – сгибателей превышает тонус разгибателей. Детям трудно длительное время сохранять вертикальную позу при стоянии, поддерживать выпрямленное положение спины при сидении. Мышцы конечностей относительно слабее, чем мышцы туловища. Недостаточное развитие мышечно-связочного
аппарата брюшного пресса может вызвать образование отвисшего живота и появление грыж при поднятии тяжести. Сила мышц мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте равна силе мышц девочек.
Несмотря на повышение абсолютной мышечной силы в возрасте 4 – 5 лет, относительная сила практически не изменяется, так как растет и масса тела ребенка. Лишь с возраста 6 – 7 лет прирост силы оказывается больше прироста массы тела, и начинается нарастать относительная сила мышц, параллельно увеличивается прыгучесть и скоростно – силовые возможности детей.
Следовательно при систематических тренировках с использованием правильных упражнений, облегчающих воспроизведение пространственно – временных параметров (текущая информация, коррекция, комментирование и т. д., приводит к улучшению точности воспроизведения пространственных характеристик на 40 – 45 %, временных – на 30%, силовых – на 35%.
Заключение
Морфофункциональный учет особенностей каждого периода детства необходим при проведении учебных занятий в объеме программы физического воспитания, а также в процессе их спортивного совершенствования. Развитие ребенка происходит неравномерно в связи с неодновременным процессом роста и формирования. Неравномерность развития в различные периоды детства обусловлена генетической программой и факторами внешней среды (социально – экономическими условиями жизни, климатогеографическая зона, постановка физического воспитания и т. д.). Влияние генетической программы и факторов внешней среды неодинаково в процессе роста и формирования ребенка. Современному педагогу по физическому воспитанию следует учитывать морфофункциональные особенности детского возрастного периода, и следует правильно подбирать методики, комплексы физических упражнений, находить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Источник