Особенности развития основных функциональных систем ребенка

Отдельные органы и системы организма ребенка растут и развиваются неравномерно (принцип неравномерности)

Эту закономерность объясняют необходимостью ускоренного развития тех образований, которые обеспечивают выживаемость организма (принцип биологической надежности)

К концу 3-го года жизни ребенка масса головного мозга увеличивается в 3 раза и достигает 1100 г. В это время идет интенсивное формирование условно-рефлекторной деятельности, через нервную систему осуществляется связь с внешней средой.

Кости ребенка бедны солями кальция и фосфора. В них преобладают органические элементы. Вследствие этого скелет ребенка обладает большой эластичностью и подвержен искривлениям (деформации).

Среди школьников встречаются дети с деформациями позвоночника (сколиозы, кифозы, круглая спина).

Мышечная ткань у детей развивается неравномерно. В первые годы жизни активно развиваются группы мышц туловища и нижних конечностей, и лишь затем – мелкие мышцы кисти, обеспечивающие выполнение более тонких и точных движений.

Сердечно-сосудистая система у детей развивается неравномерно.

Ребенок рождается с большим сердцем, но сила его сокращений невелика. При этом для обеспечения необходимого минутного объема крови необходимо увеличение частоты сердечных сокращений (80-90 ударов/минуту).

Несовершенство развития проводящей системы сердца обуславливает аритмичность работы сердца.

Одной из особенностей роста и развития сердечно-сосудистой системы у детей является отставание роста сердца от роста сосудов. Этим объясняется низкий уровень артериального давления (80-90 мм ртутного столба). В последующие годы, особенно в период полового созревания, наблюдается обратное явление – рост сердца опережает рост сосудов. Это приводит к повышению артериального давления у детей.

Верхние дыхательные пути у детей более узкие, чем у взрослых. Полости носа малы и неразвиты.

Просвет бронхов узкий, поверхность альвеол легких в 3-4 раза меньше. Большая потребность в кислороде обусловливает увеличение числа дыхательных движений. Так, у новорожденных частота дыхания 40-60, а в 2-3 года – 25-30 в минуту.

Грудная клетка у детей приподнята, ребра расположены почти горизонтально. Все сказанное, а также высокое стояние диафрагмы и слабость межреберных мышц обуславливает поверхностное дыхание у детей.

Пищеварительная система.

Молочные зубы у детей покрыты более тонкой эмалью, они легко подвергаются кариесу.

К особенностям пищеварительной системы у детей относят узость пищевода и малый объем желудка.

Слабо выраженная кислотность и низкая ферментативная активность пищеварительных соков часто является причиной расстройства пищеварения.

Мышечный слой и перистальтика кишечника детей развиты слабо, что часто является причиной запоров.

Клетки печени развиты недостаточно, что обуславливает слабо выраженную антитоксическую функцию печени.

Зрительный анализатор – к 6 месяцам ребенок приобретает способность координировать движения глазных яблок, к году – различать цвета. В этом возрасте формируется дальнозоркая рефракция, которая изменяется на соразмерную к 7-10 годам. Детская дальнозоркость при нерационально организованном режиме занятий, при неправильном подборе школьной мебели, в условиях недостаточного, нерационального освещения часто переходит в стойкую близорукость.

Оценивая состояние нервной системы, следует отметить, что кора головного мозга у новорожденных является наименее развитой (относительно других отделов головного мозга). Все жизненные процессы у них регулируются подкорковыми центрами.

К 15-16 годам происходит функциональное созревание коры.

В течение 2-3 года жизни происходит развитие второй сигнальной системы. К 4-м годам словарный запас ребенка составляет 1200-1300 слов.

Оценка состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей является важной задачей как педиатров, так и гигиенистов.

Оценка состояния здоровья и физического развития детей осуществляется в ходе медицинских осмотров.

Частота проведения медицинских осмотров определяется возрастом ребенка.

В течение первого года жизни оценка его состояния здоровья осуществляется ежемесячно.

В возрасте 1-3 лет состояние здоровья детей оценивается каждые 3 месяца.

В дошкольном возрасте медицинские осмотры проводят 2 раза в год, а в школьном возрасте – ежегодно.

Для оценки здоровья детей и подростков предложено использовать как минимум четыре критерия:

1. Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний.

2. Уровень достигнутого физического и нервно-психического раз­вития и степень его гармоничности.

3. Уровень функционирования основных систем организма.

4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздей­ствиям.

Выделяют пять групп здоровья детей.

Первая группа— здоровые дети, без отклонений. Это дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нор­мальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие.

Вторая группа— здоровые, с морфологическими отклонения­ми и сниженной сопротивляемостью. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями; име­ющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; ча­сто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие.

Третья группа— больные в состоянии компенсации. Это дети, имеющие хронические заболевания или с врож­денной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело проте­кающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

Четвертая группа— больные в состоянии субкомпенсации. Это дети с хроническими заболеваниями, врож­денными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний.

Пятая группа— больные в состоянии декомпенсации. Это дети, больные тяжелыми хроническими заболевания­ми в стадии декомпенсации (обострения), со значительным снижением функциональ­ных возможностей.

Читайте также:  Бесплатно скачать программу развития и обучение для ребенка 2 лет

В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при раз­работке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Для детей, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было огра­ничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плано­вые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздорови­тельных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на орга­низм.

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называ­емая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Эти дети нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифичес­кими средствами:

1) оптимальная двигательная активность;

2) закаливание естественными факторами природы;

3) рациональный режим дня;

4) дополнительная витаминизация продуктов питания и т.д.

Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются для этих детей врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здо­ровья и степени резистентности организма.

Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспан­серном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают лечебную и профилактическую помощь, в соответствии с име­ющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физичес­ких нагрузок и др. При необходимости они направляются в специаль­ные детские учреждения, где с учетом особенностей патологии проводится лечение и воспитание.

Кроме этого, в зависимости от группы здоровья детей и подростков распределяют по 3 группам физического развития по отношению к занятиям физкультурой и спортом.

В 1 группу физического развития входят дети 1 и частично 2-ой группы здоровья. Занятия физкультурой детей данной группы осуществляются в соответствии с утвержденными нормативами для данного возраста, без ограничений физических и температурных нагрузок.

Ко 2-ой группе физического развития относят детей частично 2-ой и в основном 3-ей группы здоровья. Занятия физкультурой осуществляются с некоторыми ограничениями физических нагрузок.

В 3-ю группу физического развития входят дети 4-ой группы здоровья. Занятия физкультурой проводятся со значительными ограничениями физических нагрузок.

Источник

Петрова Анна
Морфофункциональные особенности детей дошкольного возраста и их учет при занятиях ФКиС.

В России происходят негативные изменения в состоянии здоровья подрастающего поколения: увеличение количества детей с заболеваниями сердечно – сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, желез внутренней секреции, с акцентуацией характера и другими изменениями психики, с дефицитом веса, низкими показателями физической подготовленности. Во многом это связано с ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, чрезмерными психо-эмоциональными нагрузками и уменьшением биологически необходимого объема двигательной активности.

Рациональное применение физических упражнений укрепляет здоровье, улучшает физическое развитие, повышает работоспособность и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. В то же время следует учитывать, что физические упражнения стимулируют процессы роста и развития, совершенствуют механизмы адаптации и укрепляют здоровье лишь при условии адекватности их характера, объема и интенсивности состоянию здоровья, возрастным и, особенно, индивидуальным морфофункциональным особенностям детей.

1. Особенности нервной системы и учет при занятиях физической культурой.

Морфологическое развитие нервной системы заканчивается в основном в младшем школьном возрасте. Но функциональным показателям нервной системы еще далеко до совершенства. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелика, что может при нерациональном физическом воспитании или спортивном совершенствовании приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга и быстрому утомлению. Высокая возбудимость и слабость тормозных процессов приводит к выраженному возбуждению в коре головного мозга и недостаточной координации движений. Однако длительное поддерживание процесса возбуждения еще невозможно, и дети быстро утомляются. Большая возбудимость и реактивность, высокая пластичность нервной системы способствует быстрому усвоению двигательных навыков в 7-10 лет. Этим объясняется то, что дети младшего школьного возраста сравнительно легко овладевают технически сложными формами движений. Особенностью нервной системы детей 7-10 лет является то, что условные рефлексы, выработанные в этом возрасте, закрепляются особенно прочно и сохраняются длительное время. У детей младшего школьного возраста при действии сверхсильных и монотонных двигательных раздражителей легко развивается утомление. Подобные особенности нервной системы детей младшего школьного возраста следует учитывать при использовании физических упражнений на выносливость.

При организации занятий с младшими школьниками и, особенно с дошкольниками, нужно избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных и монотонных заданий.

Особенно важно строго дозировать нагрузки, так как дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости. Они плохо оценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изнеможении. Полезно еще практиковать переключение с одного вида физических упражнений на другой.

2. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции. Их учет при занятиях ФКиС.

Дети отличаются недостаточно налаженным механизмом теплообмена. Они легко перегреваются и легко теряют тепло. С переходом к младшему школьному возрасту границы терморегуляции расширяются, а механизмы теплообмена совершенствуются. Дети младшего школьного возраста по сравнению с дошкольниками меньше подвержены перегреванию и переохлаждению, однако их устойчивость к изменениям температурных режимов все еще недостаточно совершенна. Следовательно, во время занятиях физической культурой эти особенности нужно учитывать, активные физические упражнения и игры в спортивном зале должны проводиться в меру, учитывая что дети могут перегреться.

Читайте также:  Возрастное развитие ребенка внутриутробный период

Важнейшая роль в процессах выделения принадлежит почкам. Формирование почечной системы интенсивно продолжается до 13-15 лет. Функции почек у дошкольников не совершенны. В возрасте 4-5 лет в деятельности почек преобладают процессы фильтрации, и лишь к 10-11 годам достигают взрослого уровня. Мочеиспускание у детей первых лет жизни чаще

чем у взрослых, что объясняется высоким уровнем обмена веществ.

В нормальной жизнедеятельности растущего организма велика роль желез внутренней секреции. С участием гормонов формируются в развивающемся организме процессы адаптации к различным условиям внешней среды, в том числе к стрессовым ситуациям. Еще до рождения ребенка начинают функционировать некоторые железы внутренней секреции, которые имеют большое значение и в первые годы жизни после рождения (эпифиз, вилочковая железа, гормоны поджелудочной железы и коры надпочечников). Эпифиз в дошкольном возрасте осуществляет важные процессы водного и солевого обмена в детском организме. Секреция гормона гипофиза нарастает постепенно, а в возрасте 6 лет усиливается более значительно, обуславливая заметную прибавку в росте ребенка. В развитии процессов роста участвует гормон поджелудочной железы – инсулин. Нарушение гормональной функции поджелудочной железы встречается уже в детском возрасте, чаще всего в 6 – 12 лет, приводя к заболеваниям сахарным диабетом. Этому способствует нарушения режима питания детей – недостаточность двигательной активности, переедание ожирение. Огромное значение для правильного роста и развития ребенка имеет гормональная активность щитовидной железы. От секреции ее гормонов зависит правильное физическое и психическое развитие ребенка. Гипофункция щитовидной железы (недостаток йода) приводит к задержке роста и развития. Раннее развитие вилочковой железы обеспечивает высокий уровень иммунитета в организме.

В целом, в период младшего школьного возраста (7-11 лет) организм

ребенка отличается гармоничным развитием и стабильным гормональным статусом. Оптимальное соотношение секреции различных гормонов обеспечивает нормальный уровень физического и умственного развития, устойчивость реакций организма на внешние воздействия. Регулярные занятия физической культурой также способствуют нормальному и правильному функционированию желез внутренней секреции.

3. Сердечно – сосудистая система и ее учет при занятиях ФКиС.

Сердце детей первых лет жизни отличается малыми размерами и шаровидной формой. Рост его объема следует за ростом массы тела. Минутный объем крови у 4 – 11 – летних детей примерно в 2 раза меньше, чем у взрослых. В младшем школьном возрасте завершается морфологическое развитие сердца и кровеносных сосудов, становится более совершенной регуляция функционирования сердечно – сосудистой системы. Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Относительно больше, чем у взрослых, и просвет каппилярной сети. Однако соотношение между объемом сердца и диаметром крупных сосудов до 11 – 12 лет остается постоянным. Подобные особенности морфологического строения кровеносных сосудов являются одной из причин сравнительно низкого артериального давления. Частота сердечных сокращений у новорожденных достигает 120 – 150 уд/мин, у дошкольников – порядка 100 уд/мин, в младшем школьном возрасте – около 90 уд/мин. Величина частоты сердечных сокращений легко изменяется при любых внешних раздражениях (при испуге, различных эмоциях, физической и умственной нагрузках).

Важнейшим показателем, непосредственно характеризующим функциональное состояние сердца, является систолический объем крови. С возрастом этот показатель увеличивается: в 6 – 7 лет 26 – 34 мл, в 8 – 9 лет – 30 – 40 мл, в 10 – 11 лет – 31 – 45 мл. В младшем возрасте влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы выражено больше, чем парасимпатического. У детей 7 – 10 лет относительно невелика сократительная способность миокарда, малоэкономична деятельность сердца, невелик его функциональный резерв. Низкие величины сердечного выброса и артериального давления в сочетании со значительной частотой сердечных сокращений обуславливают значительную напряженность функции кровообращения у детей младшего возраста, особенно при выполнении физических нагрузок. Следовательно, руководителю по физической культуре следует учитывать что адаптационные возможности аппарата кровообращения у детей при мышечной деятельности гораздо ниже, чем у детей более старшего возраста. Тренировочный процесс следует выстраивать рационально, с учетом анатомо – физиологических особенностей, в том числе аппарата кровообращения.

4. Система дыхания и ее учет при занятиях ФКиС

По мере роста и развития ребенка совершенствуется его дыхательный аппарат. Дыхание у детей частое и поверхностное. Легочная ткань мало растяжима. Бронхиальное древо недостаточно сформировано. Грудная клетка сохраняет еще конусовидную форму, а дыхательные мышцы слабы. Все это затрудняет внешнее дыхание. Дыхательный объем дошкольника в 3 – 5 раз

меньше, чем у взрослого человека. Он постепенно увеличивается в младшем школьном возрасте, но отстает от уровня взрослого. В силу высокой возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно легко нарастает при умственных и физических нагрузках, эмоциональных вспышках, повышении температуры и других воздействиях. Дыхание часто оказывается неритмичным, появляются задержки дыхания. Вплоть до 11 лет отмечается недостаточность произвольной регуляции дыхания. Такие показатели, как длительность задержки дыхания, максимальная вентиляция легких, определяются у детей с 5-летнего возраста, когда они могут сознательно регулировать дыхание. Жизненная емкость легких дошкольников в 3 – 5 раз меньше, чем у взрослого, а младшем школьном возрасте – в 2 раза меньше. Минутный объем дыхания на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста постепенно растет. Этот показатель за счет высокой частоты дыхания у детей меньше, чем другие показатели, отстает от взрослых величин: в 4 года – 3,4 л/мин, в 7 лет – 3,8 л/мин, в 11 лет – 4 – 6 л/мин. Все это указывает на то, что морфологические особенности бронхов у детей младшего школьного возраста являются причиной напряженной работы дыхательных мышц. Занятия по физической культуре нужно выстраивать с передышками, а дозирование упражнений должно соответствовать возрасту.

Читайте также:  Развитие с ребенком в роддоме

5. Система пищеварения

Морфологическое развитие органов пищеварения в основном заканчивается в среднем школьном возрасте. Размеры желудка постепенно

увеличиваются, к 6 – 7 годам он приобретает форму, характерную для взрослого человека. К этому возрасту заметно развиваются мышцы, обеспечивающие движения желудка и перистальтику кишечника. У детей дошкольного и младшего школьного возраста еще малочисленны и недоразвиты пищеварительные железы. Желудочный сок беднее ферментами, активность их еще мала. Это затрудняет процесс переваривания пищи. Низкое содержание соляной кислоты снижает бактерицидные свойства желудочного сока, что приводит к частым расстройствам желудочно-кишечного тракта. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции поджелудочной железы и печени ребенка. В возрасте 6 – 9 лет активность желез пищеварительного тракта значительно усиливается, пищеварительные функции совершенствуются. Однако, принципиальные отличия пищеварения в детском организме от взрослого заключается в том, что у них представлено только пристеночное пищеварение и отсутствует внутриполостное переваривание пищи. Недостаточность процессов всасывания в тонком кишечнике в некоторой степени компенсируется возможность всасывания в желудке, которая сохраняется у детей до 10 – летнего возраста.

6. Физическое развитие и опорно-двигательная система, учет при занятиях ФКиС

Пропорции тела ребенка в первые годы жизни существенно отличаются от пропорций взрослого сравнительно большей длиной головы и более короткими конечностями. На протяжении первого года жизни и в возрасте 6 – 7 лет происходит заметный прирост длины тела. Прирост массы тела отстает

от скорости увеличения длины тела. В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ. Гибкие кости могут легко изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Легкая растяжимость мышечно – связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей. В результате возможны деформации скелета, развитие ассиметричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия. Это требует особого внимания к организации нормальной позы детей и при использовании физических нагрузок.

В дошкольном и младшем школьном возрасте увеличиваются размеры и дифференциация элементов мышечных, суставных и сухожильных рецепторов, достигая достаточного совершенства к 6 годам. На протяжении данного возраста происходит перераспределение положения мышечных веретен в скелетных мышцах – от равномерного их расположения в мышце у новорожденных к сосредоточиванию веретен в концевых областях мышц, где они подвергаются большему растяжению и, соответственно, точнее информируют мозг о движении мышц. До 11 – 12 лет происходит также созревание нервно – мышечных синапсов, что способствует улучшению проведения моторных команд. В первые годы жизни до 9 – 10 лет тонус мышц – сгибателей превышает тонус разгибателей. Детям трудно длительное время сохранять вертикальную позу при стоянии, поддерживать выпрямленное положение спины при сидении. Мышцы конечностей относительно слабее, чем мышцы туловища. Недостаточное развитие мышечно-связочного

аппарата брюшного пресса может вызвать образование отвисшего живота и появление грыж при поднятии тяжести. Сила мышц мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте равна силе мышц девочек.

Несмотря на повышение абсолютной мышечной силы в возрасте 4 – 5 лет, относительная сила практически не изменяется, так как растет и масса тела ребенка. Лишь с возраста 6 – 7 лет прирост силы оказывается больше прироста массы тела, и начинается нарастать относительная сила мышц, параллельно увеличивается прыгучесть и скоростно – силовые возможности детей.

Следовательно при систематических тренировках с использованием правильных упражнений, облегчающих воспроизведение пространственно – временных параметров (текущая информация, коррекция, комментирование и т. д., приводит к улучшению точности воспроизведения пространственных характеристик на 40 – 45 %, временных – на 30%, силовых – на 35%.

Заключение

Морфофункциональный учет особенностей каждого периода детства необходим при проведении учебных занятий в объеме программы физического воспитания, а также в процессе их спортивного совершенствования. Развитие ребенка происходит неравномерно в связи с неодновременным процессом роста и формирования. Неравномерность развития в различные периоды детства обусловлена генетической программой и факторами внешней среды (социально – экономическими условиями жизни, климатогеографическая зона, постановка физического воспитания и т. д.). Влияние генетической программы и факторов внешней среды неодинаково в процессе роста и формирования ребенка. Современному педагогу по физическому воспитанию следует учитывать морфофункциональные особенности детского возрастного периода, и следует правильно подбирать методики, комплексы физических упражнений, находить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Источник