Особенности развития мышления одаренного ребенка

Особенности развития мышления одаренного ребенка thumbnail

Инфоурок

Классному руководителю
›Презентации›Особенности развития творческого мышления одаренных детей в процессе обучения в начальной школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №12» «Особенности развития...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №12» «Особенности развития

Описание слайда:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №12» «Особенности развития творческого мышления одаренных детей в процессе обучения в начальной школе». «Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов, для этого же необходимо их раннее узнавание». Г. Ревеш

2 слайд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  от 21 марта 2007 г. № 172  МОСКВА О федеральной целевой прогр

Описание слайда:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  от 21 марта 2007 г. № 172  МОСКВА О федеральной целевой программе “Дети России” на 2007 – 2010 годы. Вцелях создания условий для повышения качества жизни и здоровья детей Правительство Российской Федерации постановляет:  1.Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу “Дети России” на 2007- 2010 годы, включающую подпрограммы “Здоровое поколение”, “Одаренные дети”, “Дети и семья” (далее – Программа)…   Председатель Правительства Российской Федерации:   М.Фрадков

3 слайд

Особенности развития мышления одаренного ребенка

4 слайд

Гении человечества:

Описание слайда:

Гении человечества:

5 слайд

Иван Павлов - русский ученый-физиолог. Исаак Ньютон - английский ученый-физик

Описание слайда:

Иван Павлов – русский ученый-физиолог. Исаак Ньютон – английский ученый-физик. Хорошо известно, что собака облизывается при виде еды, но только И.П.Павлов увидел в этом проблему и, изучая её, создал учение об условных рефлексах. Другой пример – Исаак Ньютон. Множество людей наблюдало падение предметов с высоты на землю, но только Ньютон задумался над этой проблемой и открыл закон всемирного тяготения.

6 слайд

Что такое одаренность?

Описание слайда:

Что такое одаренность?

7 слайд

Современные ученые полагают, что окончательное формирование коры головного мо

Описание слайда:

Современные ученые полагают, что окончательное формирование коры головного мозга завершается как минимум к 12-14 годам. Если ребенок провел это время в окружении добрых и внимательных людей, помогающих и корректирующих его развитие, тренирующих “западающие” элементы психики, то ему уже ничто не помешает стать развитым человеком, ведь еще Дарвин говорил, что всякий орган от тренировки улучшается. Американский психолог Xерб Гарднер выделил семь разновидностей интеллекта, определяющих способности человека к умственной деятельности в разных сферах: язык, логика и математика, пространственное мышление, музыка, мышечно-двигательная сфера (танцы и атлетика), самопознание, межличностные отношения (лидерство, социальные способности). Все эти виды независимы друг от друга, за каждым из них ведет наблюдение особый отдел мозга. Считается, что чем больше сфер деятельности, в которых отличаются дети, тем они одареннее. А гениальность — это проявление всех видов деятельности.

8 слайд

В представленных заданиях объединены знания и понятия из разных школьных дис

Описание слайда:

В представленных заданиях объединены знания и понятия из разных школьных дисциплин – русского языка, математики, литературы, истории и так далее. Выполняя подобные задания ребята развивают широту, вариативность, гибкость и нестандартность мышления. А также учатся соотносить , казалось бы, абсолютно несхожие явления и подходить к одной и той же проблеме с разных сторон. Выполняя такие задания школьники смогут понять, что приобретение знаний – процесс не только необходимый в условиях современной жизни, но и чрезвычайно увлекательный.

9 слайд

Развиваем логическое мышление: Умный мельник Мельнику принесли три мешка зер

Описание слайда:

Развиваем логическое мышление: Умный мельник Мельнику принесли три мешка зерна. В двух из них были однородные зерна, а в третьем – смесь. На одном из них было написано РОЖЬ, на втором – ПШЕНИЦА, на третьем – ПШЕНИЦА и РОЖЬ. Известно, что каждое утверждение ложно – не соответствует истине. Как мельнику определить, в каком из мешков что находится, если он имеет право открыть лишь один из мешков и достать лишь одно – единственное зернышко?

10 слайд

Развиваем творческое мышление: Перед вами 9 прилагательных. Рядом с каждым из

Описание слайда:

Развиваем творческое мышление: Перед вами 9 прилагательных. Рядом с каждым из них напишите подходящее по смыслу существительное, начинающееся с той же самой буквы. Например, ЧУДЕСНЫЙ – человек. Обращайте внимание на род слов. КВАДРАТНЫЙ КВАДРАТНАЯ КРУГЛЫЙ КРУГЛОЕ ТРЕУГОЛЬНАЯ ТРЕУГОЛЬНЫЙ ПРЯМОУГОЛЬНОЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ ШАРОВИДНЫЙ Развиваем речь:   Выберите правильный ответ. От какого чувства Зеленеют? От какого чувства Краснеют? От какого чувства Белеют? От какого чувства Чернеют? От какого чувства Синеют? От какого чувства Желтеют? От какого чувства Розовеют? Слова на выбор: злоба, холод, горе, смущение, зависть, страх, стыд.

11 слайд

Развиваем воображение: - Расшифруйте картинки, которые нарисованы вместо нек

Описание слайда:

Развиваем воображение: – Расшифруйте картинки, которые нарисованы вместо некоторых слов. Прочитайте рассказ. Подумайте, могла бы подобная ситуация происходить зимой? Объясните свой ответ. – Как вы думаете, сколько белых клеточек останется, если наложить три рисунка друг на друга?

12 слайд

Развиваем пространственное мышление: Посмотрите внимательно на рисунок и отве

Описание слайда:

Развиваем пространственное мышление: Посмотрите внимательно на рисунок и ответьте на вопросы, связанные с передвижением поросёнка.   Если поросёнок пошёл на одну клетку влево, то сколько морковок он нашёл? Видите ли вы на картинке овощ, о котором говорят: “Сто одёжек и все без застёжек”? В какую сторону надо идти поросёнку, чтобы найти огурец? Один ли он изображён на рисунке? Наш герой поднялся на одну клеточку вверх и одну влево. Что он увидел? Сколько клеток надо пройти и как, чтобы найти две морковки? Что изображено в нижнем правом углу? А в верхнем левом? Какие это грибы? Назовите съедобный и несъедобный. Сколько фруктов вы увидели на рисунке? Как поросёнку быстрее добраться до ёлочки: идя вверх и направо или направо и вверх?  

13 слайд

Развиваем ассоциативное мышление: Посмотрите на следующие пары слов и попытай

Описание слайда:

Развиваем ассоциативное мышление: Посмотрите на следующие пары слов и попытайтесь объяснить, почему к каждому подобраны такие слова- ассоциации: Белка – орех Принцесса- горох Колобок- дорога Геркулес – овес Дюймовочка- цветок Горох- кровать Каша- топор Буратино- книга А теперь придумайте ассоциации к числительным. Например, ДЕСЯТЬ ассоциируется с ДВУМЯ ладонями и т. д. Два – Пять – Три – Семь – Двенадцать – Сто – Четыре – Девять – Ноль –

14 слайд

Альберт Анатольевич Лиханов (13 сентября 1935, Киров) —писатель, президент М

Описание слайда:

Альберт Анатольевич Лиханов (13 сентября 1935, Киров) —писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства. Раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается и обязательное влияние внутренних условий — природных задатков (анатомо-физиологических особенностей) ребенка. Замечательные слова написал детский писатель А. Лиханов: «Не сумма знаний, не набор рецептов — их вообще не существует, ибо примененное — и удавшееся! — к одному может оказаться — и оказывается — совершенно неприменимым к другим, ибо у каждой звезды свой свет, своя температура, своя атмосфера, а самое главное — своя удаленность от нас. И добиться победы можно, лишь относясь к детям — ко всем детям — как к звездам! Смотреть на дитя и видеть в нем незримое никому сплетение дарований — вот высшее педагогическое предназначение тех, кто отдает себя высокому делу воспитания».

Читайте также:  Родительское собрание развитие речи ребенка

15 слайд

В помощь педагогу: Книги об одаренных детях.

Описание слайда:

В помощь педагогу: Книги об одаренных детях.

16 слайд

Спасибо за внимание.

Описание слайда:

Спасибо за внимание.

Особенности развития мышления одаренного ребенка

Курс повышения квалификации

Особенности развития мышления одаренного ребенка

Курс повышения квалификации

Особенности развития мышления одаренного ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-082588

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

В дошкольном возрасте особенности одаренных детей проявляются посредством выраженного интереса к привлекающей их деятельности. Жажда познания, характеризующая талантливого ребенка, сопровождается любознательностью и независимостью суждений, стремлением непосредственно поучаствовать в поиске решений занятной задачи или поупражняться в деле.

Способности одаренных детей

Каждый одаренный ребенок талантлив не вообще, а в определенной сфере. Специальная детская одаренность, имеющая отношение к творческой или физической сфере, более понятна взрослым. Что касается общей умственной одаренности, то родители часто недооценивают или переоценивают способности своего малыша.

Умственная одаренность

Одаренному ребенку присуще своеобразное сочетание способностей, которое обуславливает высокие достижения в деятельности, будь то интеллектуальные размышления или реализация творческих замыслов.

Такие дети значительно опережают своих сверстников в том направлении, где им дарован талант. По каким проявлениям можно предположить художественное дарование дошкольника, см. в статье Развитие творческих способностей.

Об умственной одаренности ребенка можно говорить по достижении им 5-ти лет. Более ранние успехи – слабое свидетельство особых умственных способностей. Только в старшем дошкольном возрасте познавательная деятельность может направляться и побуждаться познавательной задачей, значительно повышая интеллектуальную активность ребенка.

Компетентное заключение об одаренности дошкольника может дать только специалист на основе диагностики способностей ребенка с применением соответствующих тестовых заданий. Способности одаренных детей оцениваются по комплексу признаков, и для этого созданы специальные тесты. Например, общая умственная одаренность выявляется с помощью тестов Стенфорд-Бине, матриц Равена, методики Векслера.

Психологические особенности одаренных детей

Исследователи изучают как психологические особенности, так и личностные качества и характерное поведение одаренных детей. Многочисленные наблюдения подтверждают, что отличительные особенности таких деток проявляются уже в дошкольном возрасте. Следовательно, у внимательных взрослых есть шанс заметить неординарность ребенка.

Познавательная сфера одаренных дошкольников отличается высоким уровнем развития внимания и памяти. Такие дети чрезвычайно наблюдательны. Они замечают малейшие детали, благодаря чему постоянно получают новую информацию, которую тут же запускают в обработку.

Одаренный ребенок нуждается в том, чтобы включить новые сведения в свою систему знаний об окружающем мире, присвоить в свой опыт.

Такая потребность порождает множество вопросов и размышлений, поиск причинно-следственных связей и логических выводов. Умственно одаренные дети гораздо раньше своих сверстников демонстрируют логическое мышление.

Познавательная активность одаренного ребенка выливается в потребность расширить возможности для проявления себя в новых познавательных ситуациях. Его умственная активность направлена не просто на знакомство с окружающим миром, а на понимание этого мира.

Характеристика ребенка с особыми способностями

Одаренные дети отличаются высокой интеллектуальной эффективностью, которая включает жажду познания, интерес, стремление составить собственное мнение. Богатый словарный запас и высокая осведомленность способствуют тому, что такие дошкольники легко формулируют вопросы и свои предположения, находят аналогии и уточняют, почему в данном случае происходит именно так, а не иначе.

Особенности одаренных детей

Любознательность – неотъемлемая черта талантливого ребенка. Ему никогда не достаточно того, что он услышал или увидел. За первичной порцией полученной новой информации обязательно последуют вопросы, призванные уточнить и углубить представление дошкольника по данной теме.

Для умственно одаренных детей характерно определенное соотношение способностей, относящихся к образному и логическому мышлению, познавательной активности и воображению.

Психологи-практики отмечают, что в то время как обычно у дошкольников преобладает образное мышление и воображение, одаренный ребенок отличается особо высоким уровнем логического мышления и познавательной активности при хорошо развитом наглядно-образном мышлении и творческом воображении.

Как бы мал ни был вундеркинд, взрослые выделяют его из других дошкольников по ряду признаков:

  • высокая чувствительность к новой информации
  • продуктивность мышления
  • оригинальность суждений
  • высокая скорость мыслительного процесса
  • способность к быстрому усвоению знаний
  • стремление самостоятельно исследовать интересующую тему
  • способность к прогнозированию (талантливые дети обладают интуитивным знанием и предполагают, каков возможен результат)
  • устойчивый интерес

Например, не одни родители становились свидетелями, как их ребенок заинтересовывался космической темой. Действительно, обширнейшее поле познания, где любознательных детей увлекают и собственно знания о космических телах, и предположения о жизни на планетах, и фантазии о звездных мирах…

Подобные глубокие научно-популярные пристрастия проявляются в старшем дошкольном возрасте. Но и в 4-5 лет чрезвычайно способные детки легко замечают различные несоответствия, любят рассматривать картинки-небылицы, придумывают необычные слова и потешаются над курьезностью словотворчества или изображений.

Из личностных черт умственно одаренных детей  можно выделить следующие:

  • Смелость в формулировании гипотез
  • Непризнание социальных ограничений в высказывании своего мнения
  • Сомнение или даже оспаривание чужого мнения

Одаренные дети не желают просто так согласиться с мнением взрослого, если оно не подкреплено аргументами. Все свои познавательные рассуждения они адресуют авторитетным взрослым, от которых хотят услышать пояснения или доводы, опровергающие детские предположения.

Отличительные особенности одаренных детей в общении

Наблюдения за одаренными детьми в группе показывают, что вундеркинды доброжелательно относятся к сверстникам, но могут демонстрировать свое интеллектуальное превосходство. У них нередко проявляется привычка поправлять других детей, первыми высказывать свое мнение, не дав возможности сверстникам и минуты на размышления. Такое поведение может доставить проблемы одаренному ребенку при поступлении в школу.

Ребенку с высоким интеллектом интересно с теми сверстниками, которые тоже хорошо осведомлены в определенных темах. В этом случае между дошкольниками завязывается общение, при котором можно видеть элементы соревновательности («А ты знаешь, когда жили такие динозавры?», «Знаешь, как нужно строить башню, чтобы она была устойчивой?»). Также подобное общение обогащает развитых детей новыми знаниями и открытиями.

Читайте также:  Понятие аномальный ребенок категории аномального развития

Что касается межличностных отношений, то одаренные дети стремятся к тесным постоянным контактам с теми детьми, которые вызывают у них симпатию. Дошкольники заявляют, что они дружат, если им интересно общение друг с другом.

Наряду с дружеской расположенностью многие одаренные дети обладают повышенной чувствительностью и реактивностью. Эти особенности доставляют проблемы, поскольку ведут к высокой обидчивости и ранимости.

В социальном отношении талантливые дети характеризуются обостренным чувством справедливости. Особенно остро реагируют, если ощущают несправедливость по отношению к себе. В таких ситуациях некоторые из них нетерпеливо и обиженно спорят, другие замыкаются и демонстрируют негативизм, третьи – переживают страхи… Подобные случаи могут усложниться тем, что и последующие совершенно нейтральные замечания ранимый ребенок принимает на свой счет.

В целом, одаренным детям присущи избирательность и доброжелательность в общении, а также предпочтение общаться со взрослым, как авторитетным источником знаний.

Неутолимая познавательная активность, потребность в интеллектуальных усилиях и умственных впечатлениях направляет всю жизнедеятельность одаренного ребенка, идет ли речь об общении, об игровой деятельности или учебных занятиях.

Источник

Особенности развития одарённых детей

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость.  Проблема одаренности  состоит из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

 Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.  

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.

Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренной личности.

Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать  информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга  по видам одаренности.

  • Художественная одаренность.  

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности.

  • Общая интеллектуальная  одаренность.

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.  

  • Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида.

Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания  к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.

  • Социальная одаренность.

Читайте также:  Анатомия развития ребенка до года

Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, характеризующихся легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.

Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить  общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость;  чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.  

 При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них.

Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.

Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.

Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.

Вопросы темпа обучения являются предметом давних не утихающих споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение — это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью. Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.

Занятия одаренного ребенка в обычном классе (группе) по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в коллектив детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.

Основные требования при включении учащихся (воспитанников) в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие:

1) учащиеся (воспитанники) должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;

2) дети должны быть  достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

3) необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.

Считается, что ускорение — наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.

Существуют некоторые формы ускорения, например, раннее поступление в школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой — есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и эмоциональном развитии детей.

  Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем”  учителе (воспитателе). Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.                                                                                                                                  

Техника преподавания у прошедших специальную подготовку педагогов для одаренных и обычных педагогов примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Заметны различия в технике постановки вопросов. Педагоги одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Педагоги одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом  и меньше зависят от учителя.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся проце