Особенности развития музыкальных способностей ребенка

Особенности развития музыкальных способностей ребенка thumbnail

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

СП «Детский сад №35»

Консультация на тему:

“Возрастные особенности

музыкального развития детей”

Подготовила муз.руководитель:

Кузовкова А.В.

Сызрань 2020г

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее.

И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

hello_html_151e7fb0.jpg

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Ранний возраст (2-3 года)

При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое, оживленное или спокойное настроение. Слуховые ощущения: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (металлофон, барабан).

Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Ребенок овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Младший возраст (3-4 года)

Данный период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной. Заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. Очень важно использовать в этом возрасте интегративный подход, поскольку начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования.

Возрастные особенности музыкального развития детей

младшего возраста

Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение и др.

Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память.

Более интенсивно развиваются музыкально-сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике (различают, например, какой колокольчик звенит — маленький или большой, какой инструмент звучит — бубен или погремушка и т. д.).

У детей активно развивается речь. Она становится более связной. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, попевочки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому.

Средний возраст (от 4 до 5 лет)

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения. Именно поэтому необходимо шире использовать на занятиях

интегрированный подход.

В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. Детям еще крайне важен показ и поддержка взрослого. У большинства детей в этом возрасте есть еще проблемы в звукопроизношении.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них еще не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а так же при исполнении многих движений.

Старший возраст (5-6 лет)

Шестой год жизни детей – это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения. Дети становятся более самостоятельнее, у них ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует большего использования на занятиях коммуникативных игр.

В старшем возрасте у детей развивается ловкость, точность, координация движений. У детей более совершенная речь: расширяется активный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным, что дает возможность использовать в более сложный и интересный репертуар.

Читайте также:  Развитие ребенка 10 дней жизни

Однако все перечисленные способности проявляются индивидуально, и в целом дети этого возраста требуют очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются и устают от монотонности.

Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Дети подготовительной к школе группы могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;

-могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок;

-могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте.

Таким образом, в каждом возрастном периоде ребенок развивается, приобретая новые и совершенствуя старые знания, умения и навыки, развивается речь, слуховое восприятие, динамику движений и многие другие качества, а музыкальные занятия и различная деятельность, связанная с музыкой, помогают развивать эти качества и знания.

Источник

«Особенности развития музыкальных

способностей детей дошкольного возраста».

Лощинина Олеся Александровна,

педагог дополнительного образования,

студии раннего развития «Радуга»

БОУ ДО г.Омска «ЦТ «Созвездие»

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия

на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы, учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «не развивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Конечно же, способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии.

Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, движении.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Если они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее интонируя. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно впервые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Еще раз отмечу, что не все дети обладают яркими музыкальными способностями и не все станут музыкантами, но, тем не менее, музыкальное развитие ребенку необходимо, так как оно влияет на общее развитие ребенка, а именно:

– концентрируется внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом;

– развивается моторика, а также память и внимание;

– дети учатся слушать, сравнивать и анализировать, импровизировать, становятся более раскрепощенными;

– со временем возрастает общее физическое развитие детей, укрепляется мышечная ткань и опорно-двигательный аппарат, развивается ловкость;

– улучшается дикция.

Поэтому основными задачами музыкального воспитания можно считать, в первую очередь, общее развитие ребенка, развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности, а также формирование начала музыкальной и общей духовной культуры.

Читайте также:  Пределы нормы для развития ребенка

Рассмотрим три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности немного подробнее.

Ладовое чувство — это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

При первом знакомстве детей с музыкой, необходимо поговорить о том, какими бывают звуки, а именно: музыкальные и шумовые, тихие и громкие. («Развитие музыкальных способностей детей» М. А. Михайлова «Звуки шумовые и музыкальные», «Сила звука и динамический слух»). Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое – мелодичные. Поэтому для знакомства со звуками, я всегда начинаю со стихотворения Е. Королевой:

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий рокот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть еще другие:

Не шуршание, не стуки-

Музыкальные есть звуки.

Далее можно выполнить с детьми следующее задание. Рассмотрите рисунки и попросите ребенка назвать, когда он слышит шумовые звуки, а когда – музыкальные.

hello_html_1257655.jpg

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты. Для того чтобы развить у ребенка умение различать разные по силе звуки (громко, тихо), можно выполнить с ними несколько игровых заданий и поиграть в специальные, развивающие эту способность игры.

Самая популярная игра, которая очень нравится детям «Громко – тихо запоем».

Ход игры:

Дети сидят на стульях. Одного из детей просят отвернуться, в это время педагог прячет мяч. Затем водящий поворачивается и все говорят слова:

Мяч от нас умчался вскачь

Отыщи, (имя) мяч.

Если тихо запоём, далеко он значит

Если громко петь начнём,

Значит рядом мячик.

Далее дети поют любую знакомую им песенку, то усиливая, то ослабляя звучание в зависимости от приближения или удаления водящего к спрятанному мячу. Пение продолжается до тех пор, пока мяч не будет найден. После этого выбирают другого водящего. Игра продолжается.

Так же развитие ладового чувства происходит через слушание и анализ прослушанного произведения. Для прослушивания необходимо выбирать небольшие по форме произведения. Это может быть как вокальная, так и инструментальная музыка. Вокальная музыка воспринимается детьми легче, так как в вокальной музыке присутствует текст, который помогает детям понять содержание произведения.

Детям очень нравится песня «Два веселых гуся» – это шуточная детская песенка, поэтому они с большим удовольствием слушают и впоследствии анализируют.

Выбирая для прослушивания инструментальную музыку, склоняюсь к произведениям П.И. Чайковского из «Детского альбома». Пётр Ильич Чайковский – выдающийся русский композитор. Он написал много музыки для детей и взрослых. Пётр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских играх девочек и мальчиков. Эти рассказы уложились в сборник музыкальных произведений под общим названием «Детский альбом».

Музыкально-слуховые представления.

Не секрет, что ребёнку, обладающему хорошей памятью, вниманием, мышлением, воображением, свободой в проявлении своих творческих способностей будет не только легче учиться в школе, но и в дальнейшей жизни.

В своей работе я активно использую игры и игровые упражнения, которые не только приносят удовольствие детям, что само по себе очень важно, но и помогают развивать творческие способности, умение слушать и слышать. Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание – это очень важная особенность в развитии. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умения сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти. «Активное запоминание слуховых представлений,— отмечает Б.М. Теплов,— делает участие двигательных моментов особенно существенным». Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой.

Читайте также:  Ребенок в год и семь месяцев развитие по комаровскому по месяцам

Рассмотрим несколько игр на развитие музыкально-слуховых представлений у детей дошкольного возраста.

Игра «У кого бубен? »

Цель: активизировать слуховое внимание.

Ход игры:

Дети встают в круг. Под инструментальный аккомпанемент играют на бубне, передавая его друг другу. Водящий с закрытыми глазами стоит в центре круга. На паузе, когда игра останавливается, он должен определить, у кого в руках инструмент. Задача для ребенка не из легких. Надо суметь, активизируя свое слуховое внимание, выделить из музыкальных звуков аккомпанемента тембр бубна.

Игра «Угадай инструмент»

Цель: развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.

Ход игры:

Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, маракас, бубенцы, ксилофон, деревянные ложки и т.д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением.

Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что – либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о его моторной природе.

Переживание ритма, а следовательно, и восприятие музыки — это активный процесс. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его воспроизводит. Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, которое включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс».

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же — одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Таким образом, чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Для выработки чувства ритма на первоначальном этапе я использую следующее упражнение. Это может быть стихотворение или просто ритм. В первую очередь, ребенок должен научиться выполнять тот или иной ритмический рисунок «по команде».

Первый этап: проговорить ритм вместе с педагогом, затем с музыкальным сопровождение, чтобы ребенок прочувствовал заданный ритм. Далее постепенно усложнять задачу, добавляя удар в ладоши, шаг. После, можно добавлять какой – либо музыкальный инструмент.

Игра «Оркестр»

Ход игры:

Дети стоят по кругу. У каждого ребенка в руках маракас, бубен или другой инструмент. В центре круга – дирижер. На музыку А все дети играют на инструментах в ритм музыке. Дирижер дирижирует. С окончанием музыки А дети – музыканты кладут инструменты, а сами остаются в кругу. Дирижер выходит из круга и тоже встает в общий круг. На музыку Б все бегут по кругу. С окончанием музыки каждый ребенок старается быстро поднять инструмент. Тот, кому не хватило, становится дирижером. Игра начинается сначала.

Необходимо добавить, что понятие «музыкальность» не исчерпывается названными тремя основными музыкальными способностями. Кроме них в структуру музыкальности могут быть включены исполнительские, творческие способности и т.д.

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным (чувствительным) и, если не руководить музыкальным развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

Источник