Особенности развития моторики ребенка от рождения до 7 лет

Возрастные особенности дошкольников: периодизация дошкольного возраста, особенности функционального развития ребенка. Общие наиболее характерные закономерности физического развития детского организма: интенсивность и неравномерность развития основных систем организма от 0 до 7 лет жизни. Пластичность органов и систем. Роль наследуемых биологических свойств, внешней среды, особенности воспитания. Высокая активность обменных процессов, реактивность организма. Единство и взаимосвязь физического и психического развития. Особенности развития и совершенствования функций различных органов и систем под влиянием физических упражнений.
Особенности созревания нервной системы под влиянием внешних и внутренних воздействий. Образование условных рефлексов, выработка динамических стереотипов. Созревание нервной системы и возрастные особенности моторной функции. Взаимосвязь двигательной деятельности с развитием ЦНС, ее роль в регуляции движений. Морфофункциональное развитие двигательного анализатора во взаимосвязи с другими анализаторами, второй сигнальной системой и вегетативной сферой. Роль внешних воздействий (создание условий, особенности воспитания, занятия физическими упражнениями) для развития моторики. Динамика основных показателей физического развития у детей от 0 до 7 лет и влияние на них физических упражнений.
Особенности костно-мышечной системы детей. Изменение пропорций тела, формирование скелета, увеличение мышечной массы, развитие мышц разгибателей, качественные изменения в работе мышц.
Совершенствование и перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем как основа повышения функциональных возможностей детей при мышечной деятельности. Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Развитие психики ребенка под воздействием физических упражнений (развитие двигательных ощущений, представлений, изменение в эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере). Значение возрастных особенностей развития организма детей на каждом этапе онтогенеза для выбора и дозировки физических упражнений.
Особенности развития моторики в раннем возрасте. Значение своевременного развития моторики для полноценного воспитания ребенка. Раннее развитие анализаторов – существенная предпосылка формирования движений под влиянием внешних воздействий.
Зависимость содержания, темпа и последовательности развития моторики в раннем возрасте от особенностей воспитательных воздействий. Быстрый темп развития движений – характерная особенность раннего возраста. Возрастные показатели развития движений. Ведущие системы движений в разные периоды первого года, их характеристика и значение. Развитие движений на втором году – закрепление умения ходить и формирование ряда других движений. Потребности ребенка в движении. Целенаправленное проведение с ребенком на первом году жизни комплекса индивидуальных занятий, направленных на формирование соответствующих его возрасту двигательных актов: эмоционально положительного комплекса оживления, движений руки, умений поднимать и удерживать голову лежа на животе и при вертикальном положении корпуса, ползать, переступать, ходить.
Игры подвижного характера с подгруппой детей 9 – 10 месяцев. Гимнастика и массаж с детьми первого года жизни. Формы и методы работы по физическому воспитанию с детьми раннего возраста. Использование пассивных, активных, активно-пассивных и рефлекторных упражнений. Показания и противопоказания использования массажа в раннем возрасте. Приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, вибрация. Виды массажа и рекомендации к их применению.
Физкультурные занятия с детьми второго года жизни, их цель: формирование навыков ходьбы, ползания, катания и бросания мяча, развитие равновесия, координации движений и укрепление разных групп мышц. Проведение занятия с подгруппой детей. Условия для проявления детьми раннего возраста двигательной активности: простор для движений, манежи; соответствующие возрасту ребенка игрушки и физкультурные пособия; частое общение и правильная организация взрослым самостоятельной двигательной деятельности детей.
Особенности развития моторики ребенка дошкольного возраста. Возрастная динамика развития локомоций. Качественные и количественные показатели уровня развития движений у детей разного возраста. Развитие функции равновесия как условие успешного формирования движений и действий. Развитие пространственных и временных ориентировок.
Особенности развития физических качеств на разных возрастных этапах. Взаимозависимость развития движений и физических качеств.
Значение совершенствования проприоцепции для овладения различными параметрами движения (темпом, амплитудой, степенью напряженности, точности и т.д.). Возрастающая роль слова в регуляции движений. Изменение характера мотивов двигательной деятельности. Развитие самостоятельности, активности и сознательности, инициативности детей. Значение двигательной активности для физического и психического развития детей. Возрастная характеристика двигательной активности детей. Роль педагогического руководства в формировании и совершенствовании моторики детей.
Анализ различных программ (вопросы физического воспитания).
Литература
1. Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта.- Мурманск, 2005.
2. Алямовская В. Г. Физическая культура в детском саду: теория и методика организации физкультурных мероприятий. – М.: Чистые пруды, 2005.
3. Кудрявцев В.Г. Развивающая педагогика оздоровления: дошкольный возраст. Программно-методическое пособие. – М.: Линка – Пресс, 2000.
4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-синтез. – 2002.
5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка.- М., 2001.
6. Федотов М. Энциклопедия физической подготовки к школе. – М.: Олма – Пресс.- СПб, 2003.
Тема 9. Гимнастика.
Гимнастика в системе физического воспитания. Виды гимнастики и характеристика их как специфических средств разностороннего педагогического воздействия на детей.
Развивающая гимнастика: базовые и прикладные виды (профессиональные, военные, спортивные). Оздоровительные виды гимнастики: гигиеническая (в режиме дня) и лечебные (корригирующая, реабилитационная, восстановительная, функциональная) виды. Спортивная гимнастика: спортивно-массовая и спортивные виды (спортивная и художественная гимнастика; акробатика).
Гимнастическая терминология. Использование гимнастики в дошкольном возрасте: массаж и гимнастика с детьми первого года жизни; основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения.
Основные движения: понятие, значение и характеристика. Виды основных движений: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье. Равновесие как необходимый компонент основных движений. Специфика воздействия каждого из них на всестороннее развитие ребенка. Критерии оценки каждого из видов основных движений. Задачи и методы обучения детей каждому виду основных движений.
Методика обучения основным видам движений. Последовательность обучения каждому виду в разные возрастные периоды. Методические приемы обучения с учетом возрастных особенностей детей и степени сформированности двигательного навыка. Использование подготовительных, подводящих упражнений при обучении основным видам движений. Характерные ошибки и методика их исправления.
Физкультурные пособия, тренажеры, применяемые в обучении детей основным движениям. Организация детей при обучении основным движениям. Меры и профилактика травматизма при обучении основным движениям. Приемы страховки. Музыкальное сопровождение упражнений.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ): основные понятия и их характеристика. Их влияние на укрепление опорно-двигательного аппарата; на формирование правильной осанки; на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ЦНС. Роль и значение ОРУ в развитии произвольной регуляции движений, физических качеств.
Классификация ОРУ. Значение комплексного применения упражнений для различных групп мышц в целях всестороннего воздействия на организм. Специфика задач при обучении ОРУ. Применение их в разных формах работы по физическому воспитанию.
Требования к составлению комплексов. Подбор ОРУ для детей разных возрастных групп. Использование предметов и снарядов, тренажеров. Музыкальное сопровождение упражнений в разных возрастных группах.
Методика обучения ОРУ: организация детей, подготовка мест занятий и раздача пособий; методические приемы обучения, предупреждение и исправление ошибок. Обучение правильному дыханию. Влияние исходных положений. Дозировка и темп выполнения; требования к качеству. Правила записи ОРУ.
Строевые упражнения, их характеристика и значение, место в системе физического воспитания дошкольников. Виды строевых упражнений. Техника выполнения. Роль музыкального сопровождения.
Методика обучения строевым упражнениям. Организация детей, последовательность обучения. Методические приемы обучения строевым упражнениям с учетом возраста детей; использование ориентиров и пособий. Анализ программ по физическому воспитанию.
Литература
1. Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта.- Мурманск, 2005.
2. Алямовская В.Г. Физическая культура в детском саду: теория и методика организации физкультурных мероприятий. – М.: Чистые пруды, 2005.
3. Кудрявцев В.Г. Развивающая педагогика оздоровления: дошкольный возраст. Программно-методическое пособие. – М.: Линка – Пресс, 2000.
4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-синтез. – 2002.
5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка.- М., 2001.
Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 1270 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
Младший дошкольный возраст
Движения у малышей несовершенные, неточные, сознательное управление движениями еще ограничено. Маловыраженные изгибы позвоночника, своды стопы, недостаточное развитие вестибулярного аппарата, высоко расположен центр тяжести, слабость мышц ног, частые падения ребенка.
У детей замедленная двигательная реакция, недостаточно развиты мышцы-разгибатели. Малыши быстро утомляются. Кора головного мозга ребёнка, несмотря на большие темпы развития, еще недостаточно сформирована, наблюдается незрелость анализаторов. Новые условнорефлекторные связи создаются легко, но отличаются непрочностью. Движения дети выполняют схематично, несогласованно, часто замедленно.
На третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. К трем годам формируются умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу (в основном среднему). В четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде.
Средний дошкольный возраст
Движения ребенка становятся значительно богаче, разнообразнее, так как расширились возможности опорно-двигательного аппарата. Скелет приобрел некоторую прочность в связи с активным процессом окостенения: начинается сращение костей таза, изгибы позвоночника шейного и грудного отделов вполне отчетливы и; определенны. Ребенок гораздо устойчивее в статических позах и в динамике. Под руководством взрослых дети могут дать элементарный анализ движения, выделить в нем несколько характерных особенностей. Более устойчивым становится внимание, двигательная память, мышление, воображение. Дети лучше ориентируются в пространстве и согласовывают свои движения с движениями товарищей. На пятом году жизни в силу наступающей морфофункциональной зрелости центров, регулирующих крупные группы мышц, движения становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зависит не только от одного участника, но и от других.
Старший дошкольный возраст
Позвоночник в основном сформирован, хотя податлив к изменению, поэтому надо следить за осанкой детей. Увеличиваются удельный вес, сила мышц, их функции. На шестом и седьмом году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети лучше осваивают ритм движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании движения не только его основные элементы, но и детали. Начинают осваивать более тонкие движения в действии. В результате успешно осваивают прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанье по шесту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание. Оценка движений приобретает конкретность, объективность, появляется самооценка. Они начинают понимать красоту, грациозность движений. Дети почти не допускают ошибок, меньше требуется повторений. Появляется возможность выполнять упражнения в разных вариантах.
У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно. Физическое и нервное напряжение не должно быть длительным. Поэтому новые упражнения сочетают с известными, делают между упражнениями паузы для отдыха.
Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 192 с. С. 60-61.
Источник
1. Особенности развития моторики детей от рождения до 7 лет
Особенности
развития моторики
детей от рождения до
Закономерности роста и
7 физического
лет
развития детей
2. Закономерности роста и физического развития детей
Рост – увеличение массы тканей и
органов, т.е. образование новых
соединений из поступающих в
организм веществ.
Развитие – процесс дифференцировки
органов и тканей, их функциональное
совершенствование. Формирование
новых функций и видов деятельности
организма.
3. Для детского и подросткового периода свойственны:
Неравномерность темпа роста и развития;
Неодновременность (гетерохронность) роста и
развития отдельных органов и систем;
Обусловленность роста и развития полом;
Биологическая надёжность функционирования
систем организма;
Обусловленность процессов как генетическими, так
и средовыми факторами;
Периодичность в изменении ростовых процессов
(акселерация, децелерация).
4. Неравномерность темпа роста и развития
Процессы роста и развития протекают непрерывно
и носят поступательный характер, но их темп имеет
нелинейную зависимость от возраста. Наибольший
темп увеличения длины тела – в раннем возрасте: к
концу 1 года рост увеличивается на 47%, в возрасте
4-7 лет увеличение длины тела составляет 5-7%.
Данная закономерность является основанием для
правильной группировки детей разного возраста,
научной основой возрастной периодизации.
5. Неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных органов и систем
Избирательное и ускоренное созревание на разных
этапах развития определённых структурных
образований и функций обеспечивает
выживаемость организма (П.К.Анохин).
Головной мозг: новорожденный – 360-390 г, к 1 году
возрастает в 2-2,5 раза; в 3 года – 1100 г; 7 лет –
1250 г; взрослый – 1400 г.
Значение: формирование условнорефлекторных
связей и приспособление к окружающей среде,
следовательно, выживание.
6. Неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных органов и систем
Формирование двигательных навыков и развитие
основных качеств в онтогенезе неодновременно:
вначале ребёнок осваивает ходьбу и двигательные
акты, необходимые для самообслуживания, затем –
бег и другие движения, необходимые для жизни.
Знание закономерности развития систем в
онтогенезе, необходимо обеспечить такую же
последовательность при воспитании ребёнка.
7. Особенности роста и развития в зависимости от пола
Выделяют различия в
морфологических показателях,
развитии функциональных систем,
психологические отличия и др.
Воспитание мальчиков и девочек должно
быть дифференцированным.
8. Обеспечение надёжности биологических систем организма
В процессе роста и развития организма
создаётся избыточность структур,
дублирование функций, большой запас
резервных возможностей (АА. Маркосян).
Этим обеспечивается надёжность в работе
любой биологической системы.
Правильно организованное физическое
воспитание раскрывает потенциальные
возможности растущего организма,
обеспечивает высокий запас его прочности.
9. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами
Генетические факторы определяют темп роста,
порядок созревания отдельных органов и систем, их
биологическую надёжность, формирование
морфотипа человека, тип высшей нервной
деятельности.
Наследственная программа реализуется лишь при
стимулирующем влиянии среды.
Средовой фактор является ведущим при определении
массы тела, а также в развитии моторики,
проявлении физических качеств.
10. Периодичность в изменении ростовых процессов
Акселерация – ускорение темпов роста и
развития детей и подростков по сравнению
с предшествующими поколениями.
Например, увеличение массы и длины тела
новорожденных, раннее прорезывание
зубов, становление двигательных навыков,
окостенение скелета, сокращение сроков
полового созревания и проч.
11. Периодичность в изменении ростовых процессов
Децелерация – замедление темпов
роста и развития подрастающего
поколения.
12. Развитие движений на первом году жизни
1-2 месяца
3-4 месяца
В 1-1-.5 мес держит головку,
постепенно развивается
координационное движение рук
Самостоятельно поворачивается
со спины на бок, сидит при
поддержке за руки. С 3-3.5 мес
координированно,
целенаправленно действует
руками.
13. Развитие движений на первом году жизни
6-7 месяцев
7-8 месяцев
Начинает сидеть самостоятельно
переворачивается,
приподнимает туловище, лёжа
на животе. В 7 мес стоит при
поддержке за руки.
Сидит без опоры, встаёт на
колени, начинает ползать,
переступает при поддержке за
руки.
14. Развитие движений на первом году жизни
Садится из положения лёжа,
встаёт на ноги, стоит и
переступает при поддержке за
8-9 месяцев
одну руку и держась за
неподвижную опору.
Стоит без опоры, ходит за
движущимися предметами, при
10-11 месяцев поддержке за одну руку,
перелезает через препятствие на
четвереньках.
15. Развитие движений на первом году жизни
12 месяцев
Самостоятельно стоит без
опоры, приседает, выпрямляется,
начинает ходить
самостоятельно, влезает на
ступеньку.
16. Развитие движений на первом году жизни
В зависимости от состояния ЦНС дети
осваивают движения по-разному, но три
движения формируются одновременно у всех:
Поднимание и удерживание головы (1-1,5
мес)
Поднимание головы из положения лёжа на
животе (4-5 мес)
Поднимание туловища с опорой на
предплечья (5-6 мес)
17. Младший дошкольный возраст
Движения неточные, по общей схеме
Замедленная двигательная реакция
Недостаточно развиты мышцыразгибатели
Высоко расположен центр тяжести,
Малая опора – ребёнок неустойчив
Новые условнорефлекторные связи
создаются легко, но они непрочные
18. Младший дошкольный возраст
Дети умеют бегать , бросать и ловить
мяч, лазать по гимнастической
лестнице. Способны выполнять
несколько действий подряд, изменять
направление движения подчиняться
заданному темпу. К 4 годам катаются
на санках (спуск с горы), умеют ходить
на лыжах, кататься на 3-колёсном
велосипеде и др.
19. Средний дошкольный возраст
Увеличивается прочность скелета,
выражены изгибы позвоночника,
повышается устойчивость ребёнка.
Движения становятся точнее и
энергичнее. Дети ориентируются в
пространстве, согласуют свои
действия с другими. Развивается
двигательная память, воображение,
мышление.
20. Старший дошкольный возраст
Сформирован позвоночник. Увеличивается
объём мышц. В движениях появляется
точность, плавность. Осваивают тонкие
движения, меньше требуется повторений
при разучивании. Способны к анализу и
самоанализу качества движения.
Появляется устойчивый интерес к достижению
коллективного результата в командных
играх и эстафетах, умеют проводить
подвижные игры самостоятельно.
Источник