Особенности развития личности ребенка в неполной семье

«Особенности развития личности ребенка в неполной семье»
Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
На современную семью оказывает влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия и др. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности.
Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.
Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.
Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.
В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.
Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.
Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:
нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);
недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
формирования избыточной, патологической привязанности к матери.
Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.
Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.
Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.
Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.
Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.[5]
Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.
У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.
В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.
Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.
Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.
Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.
Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.
Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.
В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.
Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.
Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.
Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.
Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.
Источник
Работа с детьми из неблагополучной среды
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
Пожалуй, трудно выделить иной социальный институт, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия личность.
Все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение е педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Полученные в таких семьях серьезные психологические травмы далеко не лучшим образом сказываются на дальнейшей судьбе детей.
Под неблагополучной средой мы, прежде всего, понимаем неблагополучный психологический климат в семье, а также другие проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касающиеся социальной, правовой, материальной, педагогической и других сторон жизни.
Неблагополучная семья, это семья в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Более подробно мы рассмотри работу с детьми из неполных семей.
Неполная семья
Особенности формирования личности в неполной семье
Главный вопрос –Каковы последствия воспитательного влияния неполной семьи на формирования личности ребенка? Ответ на этот вопрос не прост, единственное в чем можно не сомневаться, это то, что такое воспитание таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется столкнуться каждому одинокому родителю и его ребенку.
В условиях российской семьи неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, т.е. является по сути материнской.
Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:
– нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных,низкая школьная успеваемость;
– менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек, психосексуальное развитие отличается противоречивостью;
–гиперопека со стороны матери: психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удаётся сдерживать и скрывать своё раздражение по отношению к нему; её разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация. Когда мать подчёркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребёнок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребёнка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становление личности ребёнка.
-эмоциональная отстраненность матери (от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу («чтобы он был не хуже, чем другие») может формировать потребительскую психологию, что становиться причиной обоюдных переживаний и конфликтов).
– затрудняется обучение навыкам общения с представителями противоположного пола;
– становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.
–Двойственное отношение к ребёнку, проявляющееся либо в приступах «чрезмерной любви», либо во вспышках раздражениях, когда на нем вымещают собственные обиды, беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват в последствии у ребёнка невроза. Стремление матери сделать ребёнка «образцовым, несмотря на то , что у него нет отца». Результаты могут быть неопределёнными, так как ребёнок может противиться чрезмерному давлению. В итоге он либо становиться пассивным, либо начинает «бунтовать», что детерминирует его активный уход в неформальные группы.
Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве.
Все функции в семье пытается реализовать мать, что ей не всегда удается. От издержек материнского воспитания страдают, прежде всего, мальчики. Одной из форм может выступать чрезмерная опека сына матерью.Бывает и так, что мать решает слепить из сына «идеального» мужчину. Нередко любовный деспотизм матери (мой, только мой) приводит к деспотической власти сына над матерью. Подобный стиль отношений он по привычке будет переносить и на других людей.
Детские психиатры считают, что у детей из неполных семей часто встречаются патохарактерологические и поведенческие нарушения , а также нарушения психического здоровья.
Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь, как мальчика, так и девочки. Исследования подтверждают, что длительное пребывание в условиях комплекса неблагоприятных обстоятельств, сниженной жизнедеятельности различных типов неполной семьи вызывает в развитии и поведении детей глубокие изменения. Среди них неадекватное осознание детьми окружающей действительности; искривление ценностных ориентации; разрушение веры в идеалы, закрепление нереалистических социальных установок; формирование комплексов неполноценности, разности, обойденности, тяжелых нарушений в мотивационной сфере. Среди детей из неполных семей наибольший процент депривированных.
Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости.
Трудности социализации и социальной адаптации приводят к нарушениям отношений с окружающими, и в первую очередь с родителями, что сопровождается затяжными конфликтами с ними, трудноуправляемостью и трудноуспеваемостью подростков.
Поэтому родители не в меньшей степени, чем их дети, нуждаются в научно-консультативной и других видах психологической помощи. По данным психологических исследований, общая неудовлетворенность матери своей несложившейся семейной жизнью приводит к появлению таких негативных черт характера, как подозрительность, недоверчивость, нетерпимость, упрямство, ригидность мышления, к возникновению у нее ситуационно обусловленных «сверхценных» идей. Таким матерям могут быть присущи состояние тревоги и недостаточная эмоциональная отзывчивость, т.е. у них наблюдается невротические изменения личности.
Различные варианты развития отношений «мать – ребенок» также требует психологической коррекции.
Выделим следующиеАктуальные проблемы у подростков из неполных семей:
– большая эмоциональная нестабильность,
– личностная незрелость,
– меньшая сила Я,
– повышенная эмоциональная чувствительность,
– пассивность, робость, пугливость, нерешительность.
Воспитание детей является серьезным и важным делом, требующим специальных знаний. Возможный выход – организация психолого – педагогического просвещения родителей.Главное, чтобы программы такого просвещения разрабатывались соответственно разным ступеням возрастного развития. Это могут быть групповые просветительские встречи,в рамках специальных социальных центров. Вести такие группы должен специалист по психологии развития, имеющий навыки ведения групп и консультирования.
Также необходимо наладить каналы обратной связи, с тем, чтобы иметь возможность определить действенность психолого-педагогического просвещения и своевременно откликаться на новые запросы родителей.
Психологическая помощь и поддержка таким семьям оказывается в условиях специальных семейных служб.
Воздействуя и помогая, матери справиться с трудной жизненной ситуацией мы помогаем ребенку, хоть и второстепенно. Мы считаем, что в случае с психологической помощью неполной семье, работу следует проводить и с родителем и с ребенком, в рамках семейного либо индивидуального консультирования.
Цель – восстановление функционального единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоровья ее членов.
Выделим этапы работы с неполной семьей:
1. Диагностический этап;
2. Обсуждение возникшей семейной проблемы;
3. Индивидуальная и совместная консультационная работа с родителями и детьми;
Диагностический этапвключает в себя беседы с родителем и ребенком по отдельности. В ходе данного обследования выясняется личное мнение каждого из них о ситуации в семье. Нам необходимо выяснить и составить объективную картину отношений в данной семье и создать условия для терапевтических отношений. Такая диагностикапозволяет создать хорошие условия для индивидуальной помощи. Выясняя причины затруднений в таких семьях, мы определяем направления и формы работы. Нужным моментом этапа беседы является поддержка матери, важно успокоить ее, дать веру в возможность укрепления психики ребенка и устранения личностных деформаций.
Второй этап представляет собой семейное обсуждение возникшей ситуации. На этом этапе психолог высказывает своем мнение и причинах подобных отклонений у ребенка. В результате изменяются взгляды матери на особенности психического и личностного развития ребенка, а также на стороны своих воспитательных воздействий на него.
Третий этап.Индивидуальное и совместное консультирование родителя и ребенка проводятся в связи с выявленными на предыдущих этапах работы проблемах.
Возможно проведение групповых занятий с элементами совместных проигрываний семейных ситуаций. В игровой форме может быть создана оптимальная модель семейных отношений как один из возможных вариантов решения семейных проблем.
Также в рамках групповых занятий затрагивается обсуждение межличностных проблем и путей их разрешения.
В заключение отметим, что в работе с неполной семьей психолог обязательно должен учитывать ее разновидность, так как в каждой из них возможны свои специфические проблемы.
Отдельно отметим информационно – просветительскую работу психологов с воспитателями и учителями в учреждениях, где обучаются дети, в том числе из неполных семей. Такие дети требуют особого внимания со стороны воспитателя, так как при неудачах в общении легко становятся еще более нервными и негативно реагирующими на помощь из вне.
Важно отметить, что психолог раскрывает лишь зоны альтернативных решений проблемы, а право выбора сохраняется за родителем. Мы можем лишь поделиться некоторыми зарисовками, рекомендациями в рамках просветительской работы, например пояснить родителю особенности его ребенка, и указать на основные принципы воспитания, что важно:
- Понять, чего вы хотите от ребёнка и объяснить это ему. Узнать, что он об этом думает.
- Предоставить ребёнку самостоятельность.
- Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг.
- Не подменять воспитание опекой.
- Не подсказывать готовое решение – подсказывать, если это необходимо, пути к решению и время от времени разбирать с ребёнком правильные и ложные шаги к цели.
- Непременно хвалить ребёнка за успех.
- Научить ребёнка самому оценивать свои достижения и гордиться ими.
- Если ребёнок совершил проступок, нужно оценить проступок сразу и сделать паузу, чтобы ребёнок смог осознать услышанное.
- Оценив проступок, следует поддержать ребёнка как личность: прикоснуться к нему, чтобы он почувствовал, что близкий человек сочувствует и надеется на него, что родитель уверен, что всё у дитя будет в порядке.
- С ребёнком нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник