Особенности развития личности ребенка инвалида

Особенности развития личности ребенка инвалида thumbnail

СОДЕРЖАНИЕ

  1. 1.     Введение                  3
  2. 2.     Эгоцентризм подростков – инвалидов детства         3
  3. 3.     Инвалиды с детства и приобретенная инвалидность       4
  4. 4.     Проблемы психологической адаптации больных ДЦП           5
  5. 5.     Психологические особенности личности детей-инвалидов     6
  6. 6.     Группы взаимопомощи и взаимной поддержки инвалидов     8
  7. 7.     Заключение                  9

Список литературы                          10

Введение

При обследовании психологических особенностей инвалидов детства представляется важным сравнительное со здоровыми детьми изучение выраженности их эгоцентрической позиции. Данная проблема актуальна ввиду распространенности детской инвалидности и отчужденности аномальных людей от остального мира.

Невостребованность молодых инвалидов на рынке труда и их социальная изоляция препятствуют формированию у них активной жизненной позиции. У многих подростков-инвалидов не складывается устойчивая положительная самооценка. У значительной части не формируется базовое чувство доверия к миру. В связи с этим нередко инвалиды детства воспринимают всех людей как недоброжелательное окружение. Многие подростки и молодые люди, даже не отстающие от здоровых сверстников в интеллектуальном развитии, не живут полнокровной жизнью, у них не формируются достаточная мотивация и навыки общения, результатом чего являются их замкнутость, отгороженность от людей.

Происходит то, о чем давно предупреждают и философы, и психологи, изучающие отношение государства и общества к инвалидам детства: намечается раскол, социальное расслоение общества и маргинализация аномальных людей; очевидной становится недостаточность терпимости и заботы общества об инвалидах; у людей с ограниченными возможностями появляются чувства заброшенности и отчужденности от остального общества. Как отмечают культурологи, социальная дезадаптация приводит к «болезненно переживаемым отклонениям от нормы, утрате привычных контактов со своей средой обитания, нарушению способности играть свойственные человеку жизненные роли». В этих условиях возможны формирование у подростков-инвалидов «диффузной» идентичности и длительная задержка на эгоцентрической позиции.

Эгоцентризм подростков – инвалидов детства

Следует ли полагать, что феномены личностного эгоцентризма, свойственные подростковому возрасту, обостряются у инвалидов детства. Как соотносятся у них эгоцентрическая позиция и социоцентрические интересы (интерес к политике и т.п.)?

С целью получения ответа на эти вопросы была использована методика «Подростковый эгоцентризм — социоцентризм», разработанная Р.Энрайтом, адаптированная и впервые примененная на русскоязычной выборке Т.В.Рябовой.

Выявленное различие в средних баллах между группами подростков-инвалидов и учащихся XI классов по всем исследуемым параметрам, кроме «Личного мифа», и значительные статистические отклонения во всех показателях у подростков-инвалидов говорят в пользу того, что с помощью примененной методики «Подростковый эгоцентризм — социоцентризм» была выявлена группа лиц, отличающаяся по параметрам эгоцентризма и социоцентризма от здоровых сверстников.

Инвалиды с детства и приобретенная инвалидность

Да, вопрос о различиях и сходстве инвалидов детства и людей с приобретенным заболеванием очень интересен. Были проведены исследования по сопоставлению психологических особенностей инвалидов детства и людей с приобретенным заболеванием. Ниже публикую предварительные результаты моего исследования.

В исследовании приняли участие 30 человек. Инвалиды- опорники, возраст от 20 до 50 лет, образование среднее, незаконченное высшее ( студенты ВУЗов), высшее. Испытуемые были разделены на две группы по 15 человек, по времени наступления заболевания:

Первая группа – люди больные с рождения или с раннего детства.

Вторая – люди, заболевшие или получившие травму во взрослом возрасте.

В исследовании были использованы следующие методики:

1. Рисуночный тест на тип личности.

2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

3. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.

4. Методика определения типов акцентуаций характера К. Леонгарда.

5. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.

На основании полученных предварительных результатов можно предполагать следующее:

Уровень авторитарности в первой группе близок к средним значениям, хотя у отдельных испытуемых он несколько повышен так же как и уровень эгоистичности и подозрительности, одновременно наблюдаются повышенный уровень зависимости и подчиняемости, что можно объяснить физической зависимостью от других людей в обыденной жизни. Уровень дружелюбия и альтруистичности у большинства испытуемых первой группы находится на высоком уровне. В конфликтных ситуациях чаще всего выбирают стратегию сотрудничества или компромисса, очень редко избегание. В акцентуациях характера преобладают эмотивность, тревожность и педантичность, некоторым испытуемым свойственен аффективно – лабильный тип личности с частой сменой настроения и резким реагированием на события жизни. Уровень эмпатии у испытуемых первой группы выше среднего: развиты рациональный и эмоциональный каналы эмпатии, интуитивный канал развит гораздо меньше. Большую роль играют установки, способствующие или препятствующие эмпатии: из – за проблем с передвижением, часто общение происходит только по телефону; при личных встречах, особенно со здоровыми людьми, многие считают, что их физическое положение будет воспринято не адекватно, идентификация так же в основном происходит с людьми своего физического положения.

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе матери с размерами

Во второй группе уровень авторитарности, агрессивности и эгоцентризма более высок, чем в первой, так как, за редким исключением, испытуемые ищут причину своей болезни или травмы в окружающей действительности, а не в себе; редко признают свои ошибки, повлекшие за собой печальные последствия. Уровни зависимости и подчиняемости тоже выше чем в первой группе, так как они гораздо острее переживают свою физическую зависимость от окружающих. Дружелюбие и альтруистичность находятся на более низком уровне, чем в первой группе. В конфликтных ситуациях чаще всего выбирают стратегию противоборства и избегания, причем в случае избегания можно предположить обвинения в возникновении конфликтной ситуации всех, кроме себя. В акцентуациях характера преобладают возбудимость и дистимичность, им свойственен аффективно – экзальтированный темперамент с резкой сменой настроения, часто связанной с появлением в печати сообщений о новых способах лечения. Настроение может меняться от «завтра я буду здоров» до «я ничтожество, я ноль». Уровень эмпатии у испытуемых второй группы в большинстве случаев ниже среднего, отношение к окружающим и их восприятие строится через призму своей болезни, идентификация чаще всего проводится со здоровыми людьми, но носит негативный оттенок, выискивание в себе недостатков, озлобленность на окружающих по принципу: «почему я, а не он».

Подводя предварительный итог можно сказать, что испытуемые первой группы в своем большинстве оказываются более способными к интеграции в общество, более контактными и с большим, хотя и сдержанным оптимизмом ,смотрят в будущее. Это можно объяснить тем, что «правила игры» их жизни были определены с рождения или в самом раннем детстве, они более реалистично оценивают свое положение, одиночество представляет для них большую проблему, но они активно ищут выход из него.

У испытуемых второй группы жизнь резко разделилась на «до» и «после» болезни и они оказались на перепутье, совершенно не готовыми к новому образу жизни. Старые человеческие связи часто рвутся, установление новых представляет большую трудность, одиночество они воспринимают как трагедию, не видя из него выхода и очень часто начинают искать «выход» в алкоголе, наркотиках и суициде.

Проблемы психологической адаптации больных ДЦП

Особенность детского церебрального паралича (ДЦП) состоит в том, что больные живут с ним всю жизнь. В большинстве случаев физическое состояния больных улучшается, но сохраняются ограничения деятельности: снижение возможности передвижения, нарушения речи и др. Больные ДЦП являются инвалидами с детства. Почти все исследования этой категории инвалидов ограничивались изучением формирования психических процессов детей, что было связано с необходимостью получения этими детьми обязательного начального и среднего образования. В этих рамках получила свое развитие отечественная дефектология. Изучение больных более старшего возраста не проводилось.

В настоящее время статус инвалида в России изменился. Период 90-х годов государство проводит антидискриминационную политику по отношению к людям с отклонениями в развитии. Закладываются основы формирования новой культурной нормы – уважения к различиям между людьми. Происходит переход от жесткого противопоставления общества и инвалида к интеграции инвалида в обществе.

Потребность интеграции инвалидов в обществе поставила перед специалистами новые задачи. Актуальность изучения проблемы потребностей инвалидов связана с адаптацией их в социуме. В связи с этим возникает необходимость проведения психологических исследований особенностей развития личности у инвалидов, в частности больных с ДЦП. Предварительно проведенные нами исследования показали, что в основе особенностей личности испытуемых лежит тревожность. Дальнейшая работа в этом направлении позволила выявить одну из причин тревожности, которая заключается в наличии у некоторых больных действия механизма расщепления Я. Самосознание пациентов бывает расколотым на два Я: внутреннего, неразвитого; и внешнего защитно-грандиозного.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в детском саду

Двойственность Я оказывает влияние на другие аспекты психического функционирования. Так, к примеру, она затрудняет достижение высокого уровня в профессиональной деятельности.

Мотивация профессиональной активности лежит не в сфере дела, а в стремлении к быстрому успеху. Интересно, что больные с подобной структурой самосознания учились в массовой школе. Возможно недостаток приобретения в детстве опыта преодоления бытовых трудностей, постоянная гиперопека со стороны родителей способствовали формирования данного защитного механизма. Психологическая помощь подобным больным в настоящее время не развита. Цель работы с ним состоит в развитии внутреннего Я: переход от дихотомичного восприятия мира к многополюсному, от черно-белого к цветному.

Психологические особенности личности детей-инвалидов

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс неполноценности.

По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое – все это они получают за счет здоровых людей. Осознание глобальности зависимости и привыкание к зависимости способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение. Фактически, к дефекту развития “особых” детей присоединяется дефект воспитания. Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.

Исследования модели будущего детей-инвалидов показали, что она изменена по сравнению с моделью будущего здоровых детей. В 14-15 лет 36% особых детей мечтают об улучшении здоровья и все 100% – о получении конкретной профессии. Но, в 15-16 лет представление о будущем сужено – жизнь планируется на 5 лет и только в отношении работы. Эмоциональная окраска будущего отрицательная. Дети не уверены в своих шансах. Мечтают быть артистом, врачом, балериной, юристом, но понимают, что в лучшем случае будут переводчиком, машинисткой, швеей. Модель будущего бедна, ограничена в содержании и временной характеристике, в эмоциональном плане она отрицательна. В структуре модели будущего появляются противоречивые моменты. С одной стороны, желаемое будущее компенсирует ограничение реальных возможностей, имеет положительную окраску и отражает защитный механизм от возможных неудач. С другой стороны, низкий уровень удовлетворенности собой порождает внутриличностный конфликт с последующим формированием различных неврозов, серьезно осложняющих межличностные взаимоотношения.

В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка , либо способствует его реабилитации, либо ,наоборот, тормозит ее.

Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.

Таким образом, суть психологической реабилитации детей-инвалидов может состоять в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности и ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка в детском саду и дома

Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-инвалидов, так и для членов их семей.

Группы взаимопомощи и взаимной поддержки инвалидов

Группа взаимопомощи – это коллектив людей, объединенных общей жизненной проблемой или ситуацией. В группы взаимопомощи могут объединяться либо непосредственно люди, затронутые серьезной проблемой, либо их близкие – родные и друзья. Инвалидность сама по себе не является психологической проблемой. Проблемой является процесс социальной и психологической адаптации человека. Под социальной адаптацией мы понимаем способность мирно сосуществовать с людьми, умение ставить цели, достигать их, решать текущие бытовые задачи. Под психологической – способность восстанавливать внутреннее равновесие и состояние любви к себе и людям после нервных потрясений и разного рода фрустраций. Задачи групп взаимной поддержки инвалидов:

  • принятие объективно существующих ограничений, приобретение умения полноценно жить с учетом этих ограничений;
  • определение своих личностных границ;
  • обучение принятию себя и, как следствие, развитию уверенности в себе.

На каждом занятии группы психологической поддержки ведется работа с принципами психологического исцеления, лежащими в основе одноименной методики, разработанной Джампольски. Использование этих принципов дает возможность членам группы переориентировать свою мыслительную деятельность на душевное здоровье. Принципы психологического исцеления:

  • Суть нашего бытия – любовь.
  • Здоровье – это внутренний покой. Исцеление – это избавление от страха.
  • Давать – значит получать.
  • Мы можем оставить прошлое в прошлом и не жить будущим.
  • Существует только это мгновение, и оно предназначено для того, чтобы отдавать.
  • Мы можем научиться любить себя и окружающих скорее путем прощения, чем осуждения.
  • Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь.
  • Мы можем выбрать внутренний покой для себя, несмотря на все происходящее вокруг нас.
  • Мы ученики и учителя одновременно.
  • Мы можем воспринимать жизнь как целое, а не как отдельные эпизоды.
  • Так как любовь вечна, то на смерть не обязательно взирать со страхом.
  • Мы всегда можем воспринимать себя и окружающих, как предлагающих любовь и взывающих о помощи.

Психическое и физическое здоровье человека сильнейшим образом зависит от его настроения и душевного состояния. Чувство собственной ценности, ответственности за свою жизнь и ощущение своей способности достигать целей помогают человеку легче преодолевать неизбежные жизненные трудности. Группы взаимопомощи – динамичная среда для воспитания высокой самооценки, чувства самодостаточности и умения достигать своих целей. В этих группах люди, объединенные общей заботой, могут обмениваться опытом, информацией, эмоциональной поддержкой и ресурсами. В группе возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий людям раскрываться, чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу. Ведущими групп взаимной поддержки являются в основном специально подготовленные люди, либо психологи.

Заключение

Ребенок-инвалид вступает в жизнь с изначально пониженным уровнем адаптационных и интеграционных возможностей. Тип заболевания и отклонения в развитии, особенности течения заболевания, специфика поражения различных органов и систем, характер и выраженность дефекта определяют характер и уровень снижения адаптационных и интеграционных возможностей.

Для того чтобы ребенок мог приспособиться к жизни и найти в обществе свою нишу, ему необходимы определенные знания, умения, навыки. Уровень претензий человека в жизни, степень сложности жизнеопределяющих целей и задач, которые человек ставит перед собой, зависят от границ его социально-психологического пространства. В пределах данного пространства человек может прожить всю жизнь, не догадываясь о том, что уровень его возможностей гораздо шире, чем он предполагает.

Список литературы

  1. 1.     Винничук Н.Н. и др. Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях М., 2003. – 200 с.
  2. 2.     Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации. Составители: проф.М.В. Коробов, доценты Ж.Г.Денева, Т.Н. Шеломанова. Санкт-Петербург 2004
  3. 3.     Свистунова Е. Г.                   Медико-социальная реабилитация инвалидов: профессиональные аспекты/ Мед.-соц. экспертиза и реабилитация. 2003. N 2. – С. 6-12
  4. 4.     Семенов В.Ю. Экономика здравоохранения. МЦФЭР, 2004 год. 649 с.

Источник