Особенности развития личности аутичного ребенка
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №115 г.о. Самара
Особенности развития детей с аутизмом
Педагог-психолог
Трифонова Г.В.
Самара
2014
Аутизм – «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакции на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К.С. Лебединская).
Аутизм как симптом встречается при многих психических заболеваниях, расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на всё психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят про РДА (синдром раннего детского аутизма). При РДА искаженное психическое развитие ребенка, например:
– хорошо развита мелкая моторика, а общие движения угловаты, неловки;
– не по возрасту богатый словарный запас, а коммуникативные навыки совсем не развиты;
– в уме прорешивает 2437* 9589, а решить задачу: У тебя два яблока. Мама дала еще три. Сколько яблок у тебя стало? Не могут;
В ряде случаев наблюдаются не все клинические характеристики для установления диагноза РДА, но, как утверждает К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, О.С. Никольская, коррекция должна осуществляться методами, принятыми в работе с аутичными детьми. В таких ситуациях нередко говорят об аутистических чертах личности, аутистическом поведении.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает следующие критерии РДА:
- качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
- качественные нарушения способности к общению;
- ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
Данные о распространении аутизма неоднозначны, потому что:
– недостаточная определенность диагностических критериев, их качественный характер;
– различия в оценке возрастных границ (в России не старше 15 лет, в Японии, в США нет возрастных ограничений);
– различия в понимании причин РДА, механизм его развития, определения.
На 10000 новорожденных 15 – 20 детей с РДА, причем у мальчиков в 4 – 4,5 раз чаще, чем у девочек. В настоящее время число этих детей растет во всем мире, что является серьезной общечеловеческой проблемой.
Причины аутизма
Причины аутизма недостаточно ясны.
- Большая часть РДА наследственно обусловлены. Но здесь задействован не только один ген, а группа генов. Это означает, что комплекс ген не обеспечивает передачу этой патологии, а лишь обеспечивает предрасположенность к ней, которая может проявиться при инфекции, интоксикации плода, родовых травмах, возраст матери. Все это объясняет разнообразие клинической картины РДА.
Данная гипотеза объясняет и тот факт, что количество лиц с аутизмом растет, хотя и не самовоспроизводится.
В настоящее время генетический механизм изучен слабо.
- Органическое поражение ЦНС.
Данная гипотеза рассматривается в течение 50 лет. Однако происхождение, квалификация, локализация повреждения не определены вследствие малой изученности материала. Тем не менее, у большинства детей с РДА имеются признаки органического поражения ЦНС.
- В США и Западной Европе в рамках психоаналитического подхода рассматривают психогенный фактор: нежелание матери во время беременности иметь ребенка или «мама – холодильник», то есть жесткая, доминантная, с холодной активностью подавляющая развитие собственной активности ребенка. Отечественные ученые придерживаются первой гипотезы, где неблагоприятная наследственность (даже отдельные черты в поведении бабушек и дедушек) сочетается с патологией родов, болезнью матери во время беременности, резус – конфликт.
Существуют варианты РДА:
- синдром Каннера – атипичный аутизм при сохранном интеллекте;
- синдром Ретта – встречается только у девочек. Здесь выраженная УО, своеобразное движение рук, затруднения при приеме пищи, насильственный смех;
- шизофренический аутизм – детей отличает странное, нелепое поведение, неожиданные реакции на окружающие явления, необычные интересы, психомоторные расстройства, нарушение контактов с внешним миром. Могут быть бред и галлюцинации. Это прогрессирующая форма заболевания;
- органический аутизм – при различных заболеваниях ЦНС.
Клинико – психолого – педагогическая характеристика
Основными признаками синдрома РДА является триада симптомов:
- Аутизм с аутистическими переживаниями. Нарушение контакта, социального взаимодействия с окружающими людьми и миром;
- Стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости;
- Своеобразное нарушение речевого развития.
1. Нарушение контакта, социального взаимодействия проявляется так:
А) уход от контакта. Ребенку нравится быть одному, наедине с собой. Он безразличен к окружающим. У него избирательность в контактах, чаще это мама или бабушка. Здесь присутствует симбиотический характер привязанности. Мама не может оставить ребенка даже на один час.
Б) Эти дети не любят быть на руках, у них отсутствует поза готовности взятия на руки. Они относятся ко всем одинаково: свой ли это человек, или чужой.
В) В общении они избегают зрительного контакта или их взгляд кратковременный. Такие дети часто смотрят поверх головы или их взгляд «сквозь вас». При общении используют и боковое зрение.
2. Для детей с синдромом РДА характерно стереотипное поведение. Л. Каннер называл такое поведение тождественным (синдром Каннера). Детям очень важно, чтобы было все, как обычно, без изменений. Постоянный режим, постоянное время и температура купания. Определенное меню (узкий круг еды). Проблемы с одеждой: невозможно снять какую – либо вещь.
Для детей характерны ритуалы. По дороге в школу заходят в один и тот же магазин, кружит по залу с батоном в руке или с другим предметом, но не игрушкой.
Для детей характерно большое количество движений: раскачивания, бег по кругу, прыжки на двух ногах, совершение движений руками, подергивание отдельными частями тела, облизывание губ, скрежет зубами, причмокивание, закусывание губ.
С данными детьми работу осложняет большое количество страхов:
- Локальные. Страх конкретного предмета: ножа, машины, собаки, белых предметов, гула лампочки.
- Генерализованные. Страх изменения постоянства. Например, ребенок в 17.00 ходит гулять в парк. Но сегодня очень сильный дождь, буря, и вместо прогулки чтение книг.
У детей с синдромом РДА особый интерес к сенсорным проявлениям: они очарованы звуками кофемолки, пылесоса, часами слушают классику, Ахматову, там определенный ритм. У таких детей особый интерес к музыке.
У других детей интерес к знакам: они не принимают изображения, а рассматривают буквы, схемы, таблицы. В три года они считают до 100, знают алфавит, геометрические фигуры.
3. Особое развитие речи.
У детей с РДА речь развивается с задержкой. Словарь оторван от того, что ребенок видит в быту: луна, лист. «Мама» – это стол, а не родной человек.
Эхолалия. Ребенок повторяет слово или фразу, сказанную другим человеком. Эхолалия делает невозможным общение с таким человеком. Большое количество слов – штампов («попугайность» речи). Эти штампы хорошо сохраняются в речи ребенка, он их часто применяет в нужном месте диалога, и все создает иллюзию развитой речи. Мама ставит ребенка в угол, а он: «Ну, что же, теперь твоя душенька довольна», «Смилуйся, государыня – рыбка», «Что спорить с проклятою бабой? Еще пуще старуха бранится». У ребенка спрашивают: «Ты видел сон?», а он: «По усам текло, а в рот не попало» (ответ непонятный).
Позднее появление в речи личностных местоимений (особенно «Я»), нарушение грамматического строя, нарушение просодических компонентов речи, речь монотонна, невыразительна, эмоционально бедная. Словарь расширен до чрезмерности или сужен «до буквальности».
В нашей стране проблемой детей с синдромом РДА занимается О. Никольская, доктор психологических наук. Она выделяет 4 группы аутизма и в основу кладет степень выраженности нарушения контакта со средой.
I группа. Самая тяжелая. Дети с отрешенностью от внешнего мира.
Эти дети безречевые. Ребенку 12 лет, а он не говорит. Слух и зрение в норме. Гуление и лепет такого ребенка носят своеобразный характер, не выполняют коммуникативную функцию.
Иногда эти дети с гулением, лепетом, с первыми словами в 8 – 12 месяцев. Эти слова оторваны от реальных потребностей: ветер, луна. Слов МАМА, БАБА нет, или ими называет какие – либо предметы. В 2 – 2,5 года речь исчезает. Она может никогда не появится. Это мутичность. Иногда, очень редко, может происходить прорыв мутизма словом или фразой. Например, ребенок молчал 5 лет, потом слушая жалобы мамы, сказал: «Надоела уже» – и замолчал снова. Считается, что речь они понимают. Все это требует длительного наблюдения, и если присмотреться, то он все понимает. При таком ребенке нельзя обсуждать его проблемы. Эти дети не откликаются на просьбы, на свое имя. У ребенка полевое поведение, то есть он бесцельно перемещается в пространстве. Ребенок берет игрушки, бросает их. Он двигательно расторможен. У него отсутствуют реакции на голод, боль. Эти дети беспомощные. Они нуждаются в постоянном контроле, «кондукторе по жизни».
При усиленно коррекционной работе можем:
- сформировать навыки самообслуживания;
- учить элементарным навыкам чтения про себя (методика глобального чтения);
- обучить элементарным счетным операциям.
Адаптация таких детей очень затруднена: он может вывалиться из окна, убежать из дома не разбирая дороги. В этом случае прогноз неблагоприятный.
Соматически здоровы. Малоболеющие.
II группа. Дети с отвержением окружающей среды.
Этот вариант легче, чем 1 группа, но это тоже дети – инвалиды.
Первые слова появляются в период от года до трех лет. Ребенок начинает говорить целые шаблонные слова, фразы. Словарный запас накапливается очень медленно, за счет механического запоминания, и закрепляется благодаря склонности ребенка к стереотипии. Фразы аграмматичны. Прилагательные не используются. Ребенок говорит о себе во 2 и 3 лице. Он цитирует много песен, сказок, но не связывает их с окружающей обстановкой. С таким ребенком очень трудно вступить в контакт. Он, не желая общаться, начинает петь песню. Грубо выражена эхолалия.
В плане поведения эти дети труднее, чем первые. Они диктаторы, они ставят свои условия. Они избирательны в общении, у них симбиотическая связь с мамой на физическом уровне. Через аутостимуляцию они ведут борьбу со страхами: мычание, раскачивание на стуле, слушание одних и тех же песен в течение четырех часов, облизывание всех предметов, иногда совсем неподходящих для этого, перебор пальцев у лица и т.д.
Прогноз лучше, чем в 1 группе. При усиленной коррекционной работе можно сформировать навыки самообслуживания. Адаптированы лишь в условиях дома. Здесь, как и в 1 группе, страдает интеллект, поэтому часто на городской ПМПК пересматривают диагноз и направляют в школу VIII вида, где он получает начальное образование.
III группа Дети с замещением окружающего мира.
У детей раннее речевое развитие. Родители радуются, что ребенок говорит первые слова в 8 – 12 месяцев, фразу в год – полтора. У ребенка хорошо развита механическая память, быстро накапливается словарь. В его речи много оборотов: по видимому, мы полагаем, что. Речь его стереотипна, она отражает речь взрослого. Окружающие восторгаются: «Он рассуждает как взрослый». У него очень длинные монологи на значимые для него темы: насекомые, транспорт, морские хищники. Он «ходячая энциклопедия» в рамках одной темы. Диалог с ним невозможен, зациклинность осложняет работу с ним.
У таких детей сложные формы защиты: фантазии, сверхценные интересы, сверх – пристрастия.
Обучаются эти дети в СКОУ VIII вида или индивидуально в массовой школе.
IV группа. Дети с повышенной ранимостью сверхтормозимостью.
Этот ребенок требует поддержки взрослых: мамы, психолога.
В возрасте 2 – 2, 5 лет резко снижается речевая активность ребенка, идет регресс речи, но полным мутизмом не заканчивается. Речевое развитие приостанавливается до 5 – 6 лет. В результате бедный словарь. Детям часто ставят диагноз УО. На заданные вопросы дети не отвечают, а лишь эхолалически повторяют его. Несмотря на то, что ребенок мало говорит, его пассивный словарь превосходит возрастную норму. Фраза аграмматична. Речь спонтанная, менее штампированная. Эти дети парционально одарены: у них математические, музыкальные способности, прекрасно рисуют, и т.д.
У ребенка большое количество страхов. Отсутствие контактов с чужими людьми. Он эмоционально зависит от мамы, от родных.
Дети обучаются в массовой школе, и им часто не ставят этот диагноз. Просто, все знают, что они не от мира сего. У них высшее образование. Во взрослом состоянии они пишут: «Мы изначально другие. Мы не можем быть, как вы. Нас не трогайте»
Работа с детьми, имеющими синдром РДА, включает несколько блоков:
I. Медицинская коррекция.
Наблюдение у психиатра. Специальная схема лечения. Общеукрепляющая терапия (низкий иммунитет, вялость).
II. Психологическая коррекция.
- преодоление отрицательных форм поведения: агрессивности, эгоизма, эмоциональной холодности к переживаниям, проблемам других людей;
- формирование целенаправленного поведения. Так как у ребенка стереотипии в поведении, то он будет так работать, так демонстрировать свое отношение к работе, как его научили. И общество получит ответственного за свою работу человека от физика – теоретика до уборщика мусора;
- смягчение эмоционального и сенсорного дискомфорта, снижение страхов, тревожности;
- формирование коммуникативных навыков.
III. Педагогическая коррекция.
- формирование навыков самообслуживания, так как дальнейшая социализация невозможна, если дети не умеют держать ложку, пользоваться туалетом, одеваться. Это очень трудно, так как дети с РДА более ленивы, чем остальные;
- пропедевтическое обучение (коррекция внимания, моторики, логопедическая работа).
IV. Работа с семьей.
О. Никольская и ее лаборатория обозначили признаки, которые исключают возможность обучения ребенка в школе:
- отсутствие целенаправленной деятельности по типу апатического дефекта. Это дети 1 группы с отрешенностью от внешнего мира. У них отсутствует реакция на голос, свое имя. Они постоянно раскачиваются.
Наличие полевого поведения с невозможностью фиксации внимания и взора: ребенка трудно усадить, он бегает, не смотрит, не выполняет инструкции взрослого. Все это затрудняет обучение. После медикаментозного лечения меняется поведение, «полевые» становятся спокойнее. Если нет положительной динамики, то говорим о злокачественном ходе болезни, о шизофрении;
- отсутствие речи до 5 лет. Речь в виде нечленораздельных звуков, крики разных интонаций, наличие отдельных слов, не адресованных реальным ситуациям, даже в случаях витальных потребностей. Ребенок говорит фразу: «И она превращается». К чему? Непонятно. Это не речь;
- наличие постоянных немотивированных полярных аффективных реакций на уровне проявлений удовольствия – неудовольствия, гнева, выражающихся бурно с общепсихомоторным возбуждением. Поведение ребенка дезорганизовано. Необучаем;
- полная неподчиняемость, негативизм поведения. Ребенок ведет себя так, как хочет. Он может быть умнее на несколько лет вперед, чем его сверстники;
- длительное сохранение примитивного уровня исследовательского поведения: рука – рот. Ребенок все пробует на зуб. Он может съесть пластилин, кнопки, 38 шурупов, выпить клей.
В ряде случаев встречаются аутистические черты поведения у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями (имбецильность, идиотия).
Есть и другой вариант: помимо аутистических нарушений у ребенка есть поражение головного мозга и обусловленная им интеллектуальная недостаточность, чаще всего умеренная или тяжелая. Работа с таким учеником исключительно сложна, поскольку здесь сложный дефект (аутизм и интеллектуальное недоразвитие). Применение классических методик олигофренопедагогики оказывается неуспешным из – за выраженных аутистических особенностей личности, а способы тонизирования эмоциональной среды не осмысливаются в силу низкого интеллекта. Тем не менее, О. Никольская рекомендует обучать детей со сложным дефектом (РДА +УО), как детей с синдромом РДА.
Литература
- Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А. Морозова. – М., 1998.
- Исаев Д.Н. Психология умственно отсталых детей и подростков.
- Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего аутизма. – М., 1991.
- Никольская О.С. и др. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1997.
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.
Источник
Как подчеркивает С. С. Мнухин, столь тяжелые нарушения, как шизофрения и детский аутизм, бесспорно, не могут быть объяснены только патологией личности родителей, отсутствием контактов между родителями и детьми, распадом семьи и т. п.. Вместе с тем, существует возможность реакций и личностных развитии в сторону ограничения, свертывания общения, шизоидизации личности. В последнее время расстройствам этого типа уделяется возрастающее внимание.
Мы наблюдали 78 детей (45 мальчиков и 33 девочки) в возрасте 3-16 лет с расстройствами невротического круга, у которых в клинической картине отчетливо прослеживались нарушения общения, замкнутость, предпочтение игр и занятий в одиночестве, непереносимость чужого взгляда, настороженное отношение к новому, склонность к фантазированию при ограничении практической деятельности, недостаточная гибкость и снижение адаптивных возможностей. Указанные особенности наблюдались в структуре различных невротических синдромов: астенического- 16, обсессивного – 15, истерического – 11, депрессивного – 4, фобического – 17 и элективного мутизма- 15 больных.
Используя термин «расстройства невротического круга», мы имеем в виду закономерную этапность психогенного развития личности, в частности у детей.
Наиболее демонстративные нарушения общения развиваются при психогенном мутизме, литературные данные о котором недавно обобщены М. И. Буяновым, Л. А. Каганской и Е. И. Кириченко. Если у старших детей его отличие от шизофрении и детского аутизма довольно отчетливо, то у детей младшего возраста могут возникать тем большие трудности диагностики, чем младше ребенок.
Марина 3,5 лет. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Старшему брату 11 лет, здоров. Родилась от 2-й, нормально протекавшей беременности. Роды срочные, с обвитием пуповины и легкой асфиксией. Грудное вскармливание до 9 мес. Поведение на 1-м году и раннее психомоторное развитие соответствуют представлениям о норме.
До года не болела. В последующем перенесла пневмонию, болезнь Боткина, простудные заболевания. В 2 года 7 месяцев была госпитализирована в связи с остеомиелитом нижней челюсти и образованием свища – ежедневно в течение 2 месяцев ее брали в операционную или перевязочную. В этот период перестала разговаривать со всеми, кроме родителей.
До 3 лет воспитывалась дома. Она в семье «самая маленькая», на отношения к ней накладывали отпечаток памятная всем госпитализация и тяжелая реакция девочки на нее. Все волновались за нее и ее здоровье, занимали и развлекали ее. Мать более требовательна, лидер в семье. Отец – мягкий, добрый, немногословный человек. Он чаще других удовлетворяет капризы дочери, а она привязана к нему больше других.
С родителями откровенна. Спокойна, уравновешена, синтонна, исполнительна, ловка, умеет себя защитить. В 3 года начала посещать детский сад с круглосуточным режимом, бывая дома трижды в неделю. Привыкала трудно. Хорошо общалась с детьми и совершенно не общалась с воспитателями, молча выполняла их распоряжения. На приемах – неуверенна, опускает голову, избегает взгляда в глаза, молчит.
После 20 сеансов гипнотерапии в группе начала шепотом отвечать на вопросы, отвечать воспитателю в детском саду. В последующем поступила в школу, где успешно занимается, не испытывая трудностей в общении.
Непосредственной причиной элективного мутизма явилась длительная психотравмирующая ситуация. Однако «выбор симптома» связан не только с самой причиной (чужие взрослые как источник боли и страха), но и с особенностями воспитания, характерологической близостью к отцу. Избирательность нарушений общения при сохранной способности к общению отличает состояние от детского аутизма. В других случаях сходные нарушения развиваются исподволь, без видимых психотравмирующих причин,
Лиза Л,, 4,5 года. Родители имеют высшее образование, оба работают, к рождению девочки им было по 37 лет. Старшему сыну 20 лет, здоров. Сведений об отягощенной психическими заболеваниями наследственности не получено. Мать при обследовании по опроснику Айзенка – потенциальный экстраверт, потенциально нейротична, откровенна и критична; по опроснику Н. Имедадзе – уровень тревожности ниже медианы. Отец потенциальный интроверт, нормостеник, откровенен й критичен, уровень тревожности ниже медианы. В детстве был малообщителен, не отпускал от себя мать, до 12 лет сосал палец.
Родилась от 2-й беременности, на 2-м и 8-м месяце которой мать госпитализировалась в связи с угрожающим выкидышем. Роды срочные, физиологические. Масса тела при рождении – 3400 г. Первый крик – после похлопывания.
Грудное вскармливание до года. У матери была гипергалактия. Была спокойна, но не шла на руки ни к кому, кроме матери. В 5 месяцев отец попробовал сменить ей пеленку – «был страшный крик», не узнавала подбежавшую мать, не могла успокоиться в течение нескольких часов. С 7 месяцев и до периода наблюдения – не засыпает без матери. В 3 месяца «выплюнула соску» и начала сосать палец.
В возрасте 2 лет – длительные запоры, которые объясняли спазмом кишечника и желчных путей. В 4,5 года перенесла грипп, осложнившийся двусторонним отитом.
В 3 месяца начала криком проситься на горшок. Первые слова – в 8 месяцев, к 1,5 годам – хорошая фразовая речь. Могла заявить в этом возрасте: «Я огорчаюсь…, я кокетничаю». Самостоятельно пошла в год.
Воспитывается родителями и бабушкой, проявляющими очень много внимания, стремящимися все сделать «за нее», сверх оберегающими ее и относящимися к любому ее поступку, как к поведению взрослого человека, не различая в них возрастных особенностей и видя в каждом шаге больше, чем может в него вложить ребенок.
Девочка ловка и подвижна, обладает хорошей памятью, внимательна к окружающему. Много рисует и демонстрирует рисунки. Любит наряжаться, правиться, быть в центре внимания, плохо переносит чужой успех. Ласкова только с родными. У нее «слишком много игрушек», но в куклы играет мало – любит мяч, качели, горки. Много фантазирует: «У нее множество подруг, они ей звонят, рожают по 9 детей» и проч. Всегда, сколько помнят родители, боялась чужих людей. «Среди чужих людей она, как в лесу,- говорит мать,- не замечает их. Но если к ней обратиться, например, мальчик в театре протянул ей конфету, аж лезет по мне от страха». Матери трудно понять – она не хочет или боится играть с детьми. Может отказаться от игры, заявив: «Они все разбрасывают, а я устану собирать». Если все-таки играет, то ее все слушаются, так как «взрослые речь и тон ошеломляют детей». Характер девочки вполне отразился в сказанной ею в 2 года фразе: «На берегу прекрасной реки лежала прекрасная девушка (взгляд на себя – она готовилась спать), укрытая одеялом». Многократные попытки не только отдать ее в детский сад, но и заговорить с ней об этом вызывают бурный протест.
В период наблюдения и психотерапии: с врачом в контакт не вступает – смотрит на него, кокетливо наклонив голову, отворачивается и разговаривает с матерью, не сходя с ее рук и буквально вися на ней. Не создает при этом впечатления страха. Принесла свои рисунки: красным либо зеленым карандашом изображены дома со множеством окон и лестницей сбоку. Не здоровается и не прощается с чужими людьми – по этому поводу всегда много разговоров в доме, попыток «уломать ее» и т. д. Радуется, когда другим плохо. Куклы, если она ими играет, ведут себя плохо и наказываются ею. Параллельно с первыми улучшениями общения изменился «ритуал» сосания пальца – начала одновременно с сосанием другой рукой гладить живот, «глаза при этом, как у ошалевшей обезьяны» – говорит мать. Вскоре перешла к прямой мастурбации, не прекращая сосания пальца. Вновь появились запоры. Постепенно стала более общительна, перестала грубо помыкать детьми, начала здороваться и прощаться – «появилась возможность сходить с ней в гости, не стесняясь ее фокусов». После периода неустойчивого состояния, когда то ухудшала общение и меньше онанировала, то, наоборот, вышла на уровень относительно устойчивого общения, уменьшила интенсивность онанизма, смогла пойти в детский сад, где хорошо вписалась в общий режим.
Это наблюдение ярко демонстрирует особенности ограничений речевого общения в структуре истероидного характера. Генез последнего связан со сложным сплавом врожденных черт характера и закрепляющего, развивающего эти черты семейного воспитания. Молчание у девочки является инструментом эгоцентрически ориентированного общения, при помощи которого она добивается большего, чем могла бы добиться словами, – она, по существу, порабощает окружающих и в любой ситуации обеспечивает себе положение центра внимания, удовлетворяя свою нарцисстическую потребность.
Существует мнение, что в подростковом возрасте при элективном мутизме возможно развитие личности в сторону психотического аутизма. Мы не имели возможности наблюдать такое развитие. Случаи же элективного мутизма как проявление шизофрении, во-первых, не обязательно связаны с подростковым возрастом; во-вторых, быстро принимают вычурные формы либо утрачивают характер элективности.
Условиями, облегчающими возникновение нарушений общения, могут служить соматические (особенно косметические и ограничивающие свободу поведения) нарушения, проблемный характер общения в пубертатном возрасте с присущими ему максимализмом, ценностной переориентацией, переформированием телесного и психического «я».
Виталий П., 14 лет. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Отец – инженер, спокойный, рассудительный, энергичный, «сделавший сам себя» человек. Мать – рабочая, общительная, добрая, обидчивая, мнительная, живущая домашними заботами и благополучием семьи. Младшей сестре 7 лет, здорова.
Беременность 1-я, с токсикозом I и II половины. Роды срочные, затяжные, с механической стимуляцией. Грудное вскармливание до 10 мес. Поведение в раннем возрасте и раннее психомоторное развитие – без особенностей. В год начал посещать ясли. Был общителен, адекватно играл, к 7 годам читал и писал. В школу пошел охотно, имел друзей, хорошо учился.
В 3 года перенес пневмонию, тогда же выявлен хронический тонзиллит; В 12 лет обнаружено снижение остроты зрения, вынудившее его носить очки. В 13 лет удалены миндалины.
Семья занимает комнату в коммунальной квартире. Живут дружно. Отец – рассудительный, ответственный и несколько категоричный лидер семьи.
Страница
1 – 1 из 3
Начало | Пред. |
1
2
3
|
След. |
Конец
Источник