Особенности развития игровой деятельности у ребенка с дцп
Статья по теме:
«Особенности игровой и других видов деятельности дошкольников с ДЦП»
Подготовила:
воспитатель МКДОУ
детский сад компенсирующего вида № 46
Фадеева Елена Александровна
В дошкольном возрасте развиваются сразу несколько видов деятельности. Ведущим видом деятельности в этот период считается игровая деятельность, однако важное значение имеют также трудовая, учебная, изобразительная и другие виды деятельности. У детей с ДЦП развитие всех видов деятельности проходит своеобразно. Связано это в основном с двигательной патологией, поскольку любая деятельность предполагает выполнение активных внешних действий и операций, формирование навыков и умений, в том числе и двигательных.
У детей с ДЦП предметная деятельность, предшествующая игровой, формируется со значительным опозданием. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Так, нормально развивающийся ребенок начинает активно манипулировать предметами, когда уже хорошо держит голову, сидит. По мере совершенствования действий с предметами у него развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предметов на ощупь. Все это имеет важное значение для развития познавательной деятельности ребенка. У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Это приводит к задержке формирования целостного представления о предмете, к недостаточному запасу знаний и представлений об окружающем мире. Для развития предметной деятельности важное значение имеет сформированность зрительно-моторной координации. Дети с ДЦП часто не могут следить глазами за движениями и действиями рук, что препятствует формированию предметной деятельности. Эти и некоторые другие особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игры.
Это касается не только сюжетно-ролевых игр, но и дидактических, подвижных, строительных, музыкальных и других видов игр. Однако полноценное освоение ребенком всего спектра игр является чрезвычайно важным условием для нормального развития личности, формирования познавательных психических процессов, коммуникативных навыков, развития других видов деятельности. Как показали исследования, по уровню сформированности игровой деятельности группа детей с ДЦП не является однородной. По данным Г.Н. Малофеевой, среди больных с церебральными параличами есть группа детей (дети с лобно-подкорковыми нарушениями) с аномалиями в развитии поведения. Эмоциональное состояние этих детей выражается или в повышенной возбудимости, эйфории, хаотичности всей деятельности, импульсивности, или в подавленности настроения, аспонтанности, общей заторможенности. Даже в случаях более легкой, чем у многих, неврологической симптоматики, при относительно благоприятном фоне состояния двигательной сферы и речи, особенно ярко выступает глубокое нарушение поведения. Данная категория детей характеризуется отсутствием игрового процесса и предметной деятельности. Многие дети со спастическими параличами не умеют играть в сюжетные, ролевые и другие сложные игры. Иногда полностью отсутствует целенаправленная предметная деятельность, хотя в двигательном отношении больные могли бы свободно пользоваться руками и могли бы брать игрушки и манипулировать ими еще в раннем возрасте. Однако, по данным автора, к 8-11 годам многие из этих детей не умели играть даже в простейшие игры они, в лучшем случае, брали игрушку в руки, стучали ею по столу, по своей руке. Такая «игра» продолжалась по 25-30 мин с любым предметом. Свою «игру» дети никогда не сопровождали речью.
Динамику развития игровой деятельности у дошкольников с ДЦП изучала Н.В. Симонова. В ее исследовании состояние и динамика развития игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) оценивались по следующим параметрам: наличие мотива, замысла сюжета игры, создание игровой ситуации и принятие на себя роли, овладение приемами реализации игрового действия, планирование, регулирование и соподчинение действий по ходу игры. Результаты исследования показали следующее.
Игровая деятельность дошкольников с ДЦП 4-5 лет (1-й год обучения) на момент их поступления в дошкольное учреждение носит процессуальный, подражательный характер, замысел игры отсутствует, набор операций ограничен, отмечается бедность средств выразительности, скупость или отсутствие речевого сопровождения игровых действий. На этом этапе сюжетно-ролевая игра как таковая не возникает, а имеют место одиночные игры и игры «рядом».
Целенаправленное обучение игровой деятельности с показом игровых действий и ситуаций изменяет характер игры, приводит к формированию устойчивых групп играющих «рядом» либо к подгрупповым играм на основе индивидуальных и эмоционально-личностных предпочтений. Возникает эпизодическое общение между детьми в рамках игры. Дети начинают отображать последовательность сюжетных действий, формируется и обогащается отобразительная игра, процессуальные действия, возникает использование предметов-заместителей. Под влиянием коррекционно-развивающей работы увеличивается продолжительность игры до 10-20 мин.
Таким образом, в результате обучения детей с ДЦП 4-5 лет игровой деятельности на первом году обучения отмечается динамика в развитии игры, проявляющаяся в развитии мотивационно-потребностных и операционных ее компонентов. Предметные действия приобретают характер отобразительных и даже ролевых игр.
Игровая деятельность детей с ДЦП 5-6 лет (2-й год обучения) характеризуется становлением сюжетно-ролевой игры. Расширяется тематика игр, игра структурно обогащается, увеличивается ее продолжительность, совершенствуются игровые приемы, используются предметы-заместители, игра носит групповой характер (в игре участвуют 4-5 человек), возникает принятие на себя роли, ролевое общение в игре. Такие качественно-количественные положительные изменения в игровой деятельности возможны в основном за счет грамотного психолого-педагогического сопровождения детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.
Игровая деятельность дошкольников с ДЦП 6-7 лет (3-й год обучения) характеризуется незначительными изменениями структурно-динамической стороны. Однако на этом этапе появляется формирование самостоятельных творческих коллективов, сворачивается направляющая, планирующая и контролирующая роль взрослого в игре. Если раньше он был инициатором игры, то теперь только содействует игре, наблюдает за процессом, советует и помогает. В игре в большей степени и более полно отражаются взаимоотношения людей, их ролевое взаимодействие. Замысел становится творческим, игра может включать в себя несколько компонентов и состоять из нескольких сюжетов, последовательно переходящих один в другой. Продолжительность игры достигает 35 мин и более.
Таким образом, изучение состояния игры и ее динамики на разных возрастных этапах показывает, что в развитии игровой деятельности детей с ДЦП наблюдаются те же тенденции, что и при нормальном развитии. Но вместе с тем игру ребенка с ДЦП и ребенка без двигательной патологии нельзя отождествлять. У детей с ДЦП обнаруживается больший, чем при нормальном развитии, разброс уровней игры в одном возрастном диапазоне, неравномерная сформированность отдельных структурных компонентов игры внутри одного игрового уровня. Дети с ДЦП обнаруживают большую потребность в помощи взрослого, недостаточность мотивации к игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в игре.
Уже в дошкольном возрасте можно начать формирование трудовых навыков и умений у детей с ДЦП. Организация трудовой деятельности дошкольников специфична. Она направлена не столько на получение конечного результата, сколько на совершение самого процесса. В дошкольном возрасте эта деятельность важна как средство разностороннего развития ребенка: обогащаются знания и представления ребенка об окружающем мире, о свойствах и качествах предметов, устанавливаются причинно-следственные связи и взаимоотношения, т.е. в рамках данного вида деятельности развиваются все познавательные психические процессы. Трудовая деятельность рассматривается как источник развития личности: она формирует волевые качества, мотивационно-потребностную сферу личности, такие черты характера, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др. Труд является мощным источником нравственного развития. Трудовая деятельность обычно носит коллективный характер, и в ее процессе развиваются коммуникативные навыки детей, умение взаимодействовать, вырабатывать коллективное решение, распределять обязанности, совместно планировать деятельность.
Обычно выделяют следующие виды трудовой деятельности дошкольников: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. В связи с двигательной патологией, имеющейся у детей с ДЦП, особую актуальность в дошкольном возрасте приобретает освоение навыков самообслуживания. Формирование этих навыков у дошкольников с ДЦП является частью подготовки их к школе и к самостоятельной жизни. Трудности развития этих навыков связаны с особенностями заболевания. У многих детей отмечается апраксия, т.е. неумение выполнять целенаправленные практические действия. Такие дети с особым трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок; они долго не могут научиться застилать кровать, затрудняются в письме, в конструировании из кубиков, палочек и т.д. Целенаправленные практические действия (праксис) развиваются в процессе манипулятивной деятельности, поэтому, когда родители, жалея ребенка, стараются все сделать за него, лишая его возможности овладеть практическим опытом, отмечается задержка в формировании праксиса — так называемая вторичная апраксия. Явления апраксии негативно влияют на становление не только навыков самообслуживания, но и на развитие различных видов деятельности.
Негативно на развитие различных видов деятельности влияет стиль воспитания ребенка по типу гиперопеки. В этих случаях у ребенка не формируется потребность в деятельности, в речевом общении, не развивается способность к волевому усилию, мотивационная сфера, складывается неадекватная самооценка. Данный стиль воспитания искусственно приводит к депривации в сфере деятельности.
Таким образом, основным условием развития предметной, игровой, трудовой, учебной и других видов деятельности у ребенка с ДЦП является проводимая с ним адекватная, грамотная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов каждого из видов деятельности.
Негативное влияние двигательного дефекта на психическое развитие ребенка с ДЦП приводит к тому, что он развивается в условиях дизонтогенеза по дефицитарному типу. Однако чем раньше будет проведена диагностика двигательной патологии и психического развития ребенка, чем раньше будет начата комплексная психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа, тем меньше будет вероятность возникновения тяжелых вторичных отклонений в психическом развитии и тем благоприятнее будет прогноз по социальной реабилитации и адаптации.
Источник
Темы докладов.
1. Ранняя помощь детям с нарушением ОДА
2.Особенности познавательной деятельности у дошкольников с ДЦП.
3. Двигательные нарушения у детей с ДЦП
4..Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП.
5. Влияние нарушений моторного развития на формирование речи.
6. Соотношение форм дизартрии с формами ДЦП.
7. Особенности эмоционально-волевого развития дошкольников с ДЦП
8. Способы общения доступные ребенку с анартрией.
9. Алалия и задержка развития речи у детей с нарушением ОДА .
10. Дизартрия и анартрия у детей с нарушением ОДА
11.Игровые методы развития речи у детей с нарушением ОДА.
12.Организация логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением ОДА
13.Логопедическая коррекция дизартрии у детей с нарушением ОДА.
14. Профилактика нарушений речи у детей с нарушением ОДА
15 Требования к учебно-методическим пособиях для работы с детьми с нарушением ОДА.
16. Требования к проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми ДЦП
17..Взаимосвязь логопедической работы и лечебной физкультуры в системе абилитации детей с нарушением ОДА.
18. Особенности формирования письма у детей с ДЦП
19. Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП в специальном дошкольном учреждении
20. Особенности речевого развития детей с ДЦП в первые годы жизни.
21. Особенности становления различных видов деятельности дошкольников с ДЦП
22. Вклад института ортопедии им. Т.И.Турнера в лечение и реабилитацию больных с нарушениями ОДА
23. Особенности семейного воспитания детей с ДЦП
24. Своеобразие психических функций у детей с церебральным параличом.
25. Особенности развития игровой деятельности детей с церебральным параличом.
26. Состояние изобразительной и конструктивной деятельности при ДЦП.
27. Особенности овладения трудовой деятельностью детьми дошкольного возраста с церебральным параличом
28. Психологическая готовность детей с церебральным параличом к школьному обучению.
29. Коррекция двигательного развития в процессе трудового воспитания.
30. Содержание коррекционной работы по развитию изобразительной деятельности у детей с церебральным параличом.
31. Содержание коррекционной работы по развитию трудовой деятельности у детей с ДЦП.
32. Основные направления и приемы обогащения словарного запаса.
33. Формирование элементарных математических представлений у детей с церебральным параличом.
34. Содержание работы по формированию представлений об окружающей действительности.
35. Значение комплексного медико-психолого-педагогического воздействия при детском церебральном параличе.
36. Содержание работы по подготовке к обучению в школе детей с ДЦП.
37. Роль семьи в воспитании ребенка с ДЦП.
38. Основные направления и содержание семейного воспитания детей с ДЦП раннего и дошкольного возраста.
Рекомендуемая литература
Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – СПб., Дидактика-Плюс, 2003.
Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие: кн. Для родителей / Нэнси Р. Финни; под ред. Е.Ф. Клочковой; перю с англ. Ю.В. Липес, А.В. Снеговой. – 4е изд. – М.: Теревинф, 2014. – 336с. – (Серия «Ообый ребенок»).
Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом. Изд. 2-е, стер. / Ренате Хольц. Пер. с нем. А.Н. Неговориной; Под ред. и с предисловием Е.В. Клочковой. – М.: Теревинф, 2007. – 336с.
Абрамович-Лехтман Р.Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами // Лечебная помощь детям с церебральными параличами: Труды НИИ им. Г. И. Турнера. – Л., 1962.
Акош К. Помощь детям с церебральным параличом – кондуктивная педагогика. – М., 1994.
Бадалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988.
Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988.
Ботта Н., Ботта П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. – Л.: ЛМУ, 1964.
Василенко Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом // Дефектология
Рекомендуемая литература
Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского
Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.
Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. Мастюковой Е.М. – М., 1989.
Раменская О.П. Психологическое изучение личности дошкольника с церебральным параличом. – М., 1980.
Сараева Н.М. Различия в волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дефектология. – 1980. – № 2.
Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам экстенсивных методов // Дефектология. – 1979. – № 6.
Саркисян Л.А. Состояние и концепция высшего профессионального образования инвалидов-опорников // Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. – М., 1999.
Семенова К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с детским церебральным параличом. – Ташкент, 1979.
Семенова К.А. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. – Киев, 1986.
Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. – Ташкент, 1979.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.
Стацевич Е.Е. Советы психолога детям с детскими церебральными параличами. – М., 1993.
Финни Н. Ребенок с церебральным параличом. – М., 2001.
Чавес С. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: Автореф. дис. … канд. наук. – СПб., 1992.
Шамарен Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. – Элиста, 1999.
Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2004.
Эйдинов М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959.
Добрый вечер! Отправляю вам доклад тема №7 ” Алалия и задержка развития речи у детей с ОДА” подготовили доклад Назарова Юлия, Голикова Таня, Пикареня Дарья, Кульман Олеся
ДОКЛАД ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОДА Выполнили: Студентки IV курса заочной формы обучения
Егорова Ю.И.
Коновалова(Сазыкова) М.Е.
Некрасова А.С.
Руссу А.И.
Здравствуйте! IV курс заочной формы обучения направление – специальное (дефектологическое)образование, профиль – логопедия.
Сельницева, Мотырева. Ганюшкина, Ермаченкова
Доклад на тему: ” Особенности познавательной деятельности у детей с ДЦП”
Доклад “Соотношение форм дизартрии с формами ДЦП” IV курс заочной формы обучения направление – специальное (дефектологическое)образование, профиль – логопедия.
Александрова,Ивлева,Кораблева,Мусаутова,Шовкопляс.
Доклад: 4. Влияние нарушения моторного развития на формирование речи
Выполнили:
студентки 4 курса
заочной формы обучения
направление – специальное (дефектологическое) образование, профиль – логопедия
Белильникова А. Зданович А. Зейналова С. Зелинская О. Сидорова О. Ровнушкина О.
Доклад на тему “Дизартрия и анартрия у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата”
IV курса заочной формы обучения (сокращенка)
Глушаковой И.В.
Янушко Ю.А
Доклад на тему : ” Способы общения доступные ребёнку с анартрией. Выполнили студентки 4 курса заочной формы обучения. Веселова В.В.,Кононович Ю С.,Медникова К. О., Никишина Ю. П.
Доклад: 14. Требования к проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми ДЦП
Выполнили:
студентки 4 курса заочной формы обучения
направление – специальное (дефектологическое) образование, профиль – логопедия
Жулина В.Н. Пелевина А.А.
Доклад на тему : “Профилактика нарушений речи у детей с ОДА”. Выполнили студентки 4 курса заочной формы обучения .
Юрченко Т.В.
Попова А.А.
Гончаренко К.И.
Ефремова М.Д.
Юлия, добрый вечер.
Тема заявлена: “Алалия и задержка развития речи у детей с ОДА” по алалии, ну почти совсем ничего. Нужно было озвучить логопедическую работу при алалии, что у детей с ДЦП алалия может сочетаться с дизартрией и тоже описать ЛР. Зачёт поставлю только потому, что не было лекций.
ЗАЧЁТ
Юлия, добрый вечер.
Нет ссылок по тексту и информации по познавательной деятельности у детей с ДЦП можно было и побольше найти и озвучить в докладе.
ЗАЧЁТ
Доклад на тему: “Организация логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением ОДА” Выполнили студентки 4 курса заочной формы обучения направление – специальное (дефектологическое) образование, профиль – логопедия: Соломатина И.А.
Усенко Е.О.
Шубина И.Ю.
Янковская А.Е.
Екатерина, добрый вечер.
Очень скромненько по содержанию. Нужно было описать логопедическую работу при каждой форме дизартрии.
ЗАЧЁТ
Сабина, добрый вечер.
Это совсем несерьёзно. 6 человек и всего 4 странички. Ещё если бы этот доклад написали 3 человека худо бедно можно бы было натянуть зачёт. На данный момент зачёт поставить не могу. Либо дополняйте доклад по этой теме , либо разделитесь и возьмите другие темы.
НЕЗАЧЁТ
Юлия, молодцы!!!! Очень хороший доклад.
ЗАЧЁТ!
Валя, добрый вечер.
ЗАЧЁТ!
Источник