Особенности развития игровой деятельности ребенка 4 лет
Игровая деятельность детей возраста 4-5 лет.
Комиссарова Наталия Вячеславовна,
Воспитатель, ГОУ детский сад № 2150, СВАО, Москва
8-985 978 8582
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.
Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, в соответствии с реальной действительностью: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами, один ребёнок подвозит свой экскаватор к грузовичку другого и вываливает воображаемый песок. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. «Ты будешь врачом, а я приду к тебе лечить дочку» (подразумевает куклу).
Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться.
В 4-5 лет сверстники становятся для ребёнка более предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин, в отдельных случаях может достигать и 40-50 мин.
Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится к другому ребёнку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра.
В моей группе дети любят играть в кафе «Вкусняшка», сюжет строится следующим образом: одни дети исполняют роль работников кафе- повар и официант, другие- посетители. После приготовления различных блюд, дети приглашают в кафе посетителей- открывают его, посетители выбирают себе «вкусняшки», «едят» , расплачиваются воображаемыми деньгами, благодарят перед уходом. Увлекательна для них игра «В больницу», причём действие игры начинает развиваться не только в кабинете врача, но и на «улице» ( скорая помощь), и «дома».
Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Я стараюсь поддерживать баланс между различными видами игр, подвижными и спокойными, дидактическими и сюжетно-ролевыми.
В группе я создаю условия для реализации творческого потенциала детей в игре: поощряю самостоятельное придумывание сюжета, импровизацию, свободный выбор ролей и их обмен, использование атрибутов.
А также – способствую развертыванию детьми сложных и длительных игровых сюжетов. Например, если дети выражают желание продолжать начатую игру назавтра или после сна, то помогаю сохранить и развить ситуацию, в случае необходимости предлагаю новые повороты в сюжете.
Воспитатель поощряет детей придумывать новые более сложные и длительные по сравнению с младшими возрастами игровые сюжеты: коллективно планировать и согласовывать последовательность игровых событий, распределение и реализацию ролей.
На мой взгляд, очень важно, чтобы дети не только придумывали, но и соблюдали правила игры.
Важно побуждать детей менять игровое поведение в ходе реализации сюжета в соответствии с разными ролями партнеров: менять игровую роль и обозначать ее для партнеров без жесткой опоры на ролевые атрибуты; стимулируют развертывание ролевых диалогов. Например, в игре «Гости» ребенку можно предложить принимать на себя роли различных персонажей, в игре «Весёлое такси» детям поочередно предлагается быть водителем, диспетчером и пассажирами.
В ходе процессуальной игры ребенка, взрослый с помощью косвенных приемов (вопросов, предложений, подсказок, проблемных ситуаций, использование ролевых атрибутов), побуждает ребенка взять на себя какую-либо роль и наделить ею партнера. Например, девочка кормит или одевает куклу. Воспитатель может спросить: «Ты мама? Как зовут твою дочку?» Или от имени куклы обратиться к маме: «Мама, я хочу попить молочка».
Воспитатель помогает расширить диапазон игровых действий в рамках выбранного ребенком сюжета и выстраивать их в логической последовательности. Например, сначала приготовить еду, затем накормить куклу, потом отправиться с ней на прогулку и т.п.
Стимулируют детей к расширению репертуара игровых сюжетов, гармонично включаясь в игру или предлагая для разыгрывания сюжет прочитанной сказки, недавно виденного интересного события и т.п.
Организую дидактические игры, способствующие всестороннему развитию детей:
развитию общения детей друг с другом («подарки», «лови, лови», «спектакль игрушек» и др.); развитию произвольного поведения («лохматый пес», «кто раньше дойдет до флажка» и др.); интеллектуальному развитию: восприятию, внимания, памяти, мышления, воображения (групповые игры «отгадай, что в мешочке», «пирамидки», «раз, два, три — говори»), индивидуальные (лото, мозаика, разрезные картинки и др.).
Организуют игры – забавы, основанные на народных фольклорных сюжетах: потешка «Воевода», «Золотые ворота» и другие.
Взрослые уважают право ребенка на выбор любой (индивидуальной или коллективной, дидактической или по собственному сюжету) игры, применяют обучающие приемы в косвенной форме, не разрушая текущую игру.
Создают атмосферу жизнерадостности и увлеченности игрой: не регламентируют ее, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов и действий; внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее, по мере необходимости, как равноправный партнер; играя с детьми, взрослые творчески включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями, используя выразительные движения, мимику, интонированную речь.
В организации игровой деятельности воспитатели реализуют индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей детей: предлагают игры, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, на освоение нравственных норм и правил поведения, на повышение активности застенчивых детей с недостатками в развитии, на совершенствование самоконтроля у излишне расторможенных и агрессивных детей и т.п
Литература:
1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада /Сост. Бондаренко А.К., Матусик А.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
2.Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. Минск: Народная освета,1989.
3.Мухина В.С. Детская психорлогия.Москва:Просвещение,1985.
4.Сюжетно-ролевые игры дошкольников./Н.А.Бойченко,П.И.Григоренко,Е.И.Коваленко,Е.И.Щербакова.
Киев:Рад,Школа,1982.
Источник
Виктория Мартыненко
Игровая деятельность детей 4–5 лет
Пятый год жизни- период интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который в отличии от простого намерения, включает представления не только о цели действия, но так же и о способах ее достижения.
Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами в соответствии с реальной действительностью: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами, один ребенок подвозит свой экскаватор к грузовичку другого и вываливает воображаемый песок. В игре дети называют свои роли,понимают условность принятых ролей: «Ты будешь врачом, а я приду к тебе лечить дочку»
Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться.
В 4-5 лет сверстники становятся для ребенка более предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослые. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 минут, в отдельных случаях может достигать и 40-50минут.
Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм, все более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда ребенок еще не относится к сверстнику как к равному партнеру по игре.
Особое значение играет сюжетно-ролевая игра. В нашей группе дети любят играть в «Больницу», причем действие начинает развиваться не только в кабинете врача, но и на «улице».
Существенное значение имеет так же дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, наблюдательность, умение подчиняться правилам.
В группе создаются условия для реализации творческого потенциала детей в игре: поощряются самостоятельное придумывание сюжета, импровизация. Так же мы способствуем развитию сложных, длительных сюжетов. Например, если дети выражают желание продолжить начатую игру после сна или завтра, то помогаем сохранить и развить ситуацию, в случае необходимости предлагаем новые повороты в сюжете.
Воспитатели создают атмосферу жизнерадостности и увлеченности игрой: не регламентируют ее, избегают воспроизведения однообразных сюжетов и действий, внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой, включаясь в нее по мере необходимости как равноправные партнеры, играя с детьми взрослые творчески включаются в игру, заражая своим интересом, яркими эмоциями.
В организации игровой деятельностивоспитатели реализуют индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей: предлагаются игры, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, освоение нравственных норм и правил поведения, повышение активности застенчивых детей с недостатками в развитии, совершенствование самоконтроля у излишне расторможенных и агрессивных детей.
Источник
Особенности развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста (3 -4 года).
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Продолжительность игры небольшая, а игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы и уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка, под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в этом возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу, развивается перцептивная деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности, но скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Для развития игровой деятельности детей необходимо:
– формировать игровые умения,
– развить культурные формы игры,
– развить у детей интерес к различным видам игр.
В сюжетно-ролевых играх необходимо:
– Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
– Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер – пассажир, мама – дочка, врач – больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.
В подвижных играх необходимо:
– Развивать активность детей в двигательной деятельности. Организовывать игры со всеми детьми группы, игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, игры в которых развиваются навыки лазания, ползанья, игры с мячами, шарами, развивающие ловкость движений. Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.
В театрализованных играх необходимо:
– Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением). Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой. Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т. д.) и атрибутами как внешними символами роли. Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая место для выступления.
В дидактических играх необходимо:
– Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета. Учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.). [5]
Литература и интернет источники:
1. Гогоберидзе А.Г., О.В. Солнцева.- Дошкольная педагогика с основами воспитания и обучения: учебник для вузов –«Питер», 2013
2. Козлова С. А.- Дошкольная педагогика: учебник для студ. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
3. Лобанова Е.А. – Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие (https://pedlib.ru/Books/1/0481/index.shtml?from_page=1)
4.Миеляеева Н.В. – Дошкольная педагогика.- «Москва-Юрайт», 2012
5. https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf
Источник
Значение игровой деятелности в развитие детей от 3 до 4 лет.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти
годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него
начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются
навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Проявляя интерес к
миру взрослых, но не имея возможности включиться в него, дошкольник моделирует этот
мир в игре. Эта деятельность является социальной по своему происхождению и
содержанию, она возникает в ходе усложнения опыта человечества, его производственных
и культурных взаимоотношений и отражает изменения в обществе. Сюжет и роли в игре
дети заимствуют в обществе. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста –
игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его
внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, и т.д. В игре
формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его
психике, Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту
способ усвоения общественного опыта.
Игра – ведущая деятельность дошкольников, в которой они исполняют роли
взрослых, воспроизводя в воображаемых ситуациях их жизни, труде и отношения. Игра –
это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально
осваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Важное значение игры
заключается в том, что дети в непринужденной форме, воссоздавая мир взрослых,
усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных
ролях. Игра обеспечивает развитие у дошкольников двигательных, умственных и речевых
навыков.
Дети, отражая в игре различные стороны жизни и особенности деятельности
взрослых, пополняют и уточняют свои знания об окружающем мире, учатся сопереживать
и отличать вымысел от реальности. Игра отражение жизни. Здесь все «как будто»,
«понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка,
много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания
подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их
как живых.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение
со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие
интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время
ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности
поведения как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли
определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает
чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих
товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить
внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий,
способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе,
справедливости, взаимной ответственности.
Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое
применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и
рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл
многих явлений, их значение становится для него более понятным. Большинство игр
отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе
воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика. Следовательно, в играх воспитывается
уважение ко всякому труду, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом за
порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при
достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Жизнь в
детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в
младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражаются
повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка,
посещение кукольного театра, зоопарка.
Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных
профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, на
кораблях, летают на самолетах. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется
интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя
– помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными
действиями. А также помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые
яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Для того чтобы
получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только видели, как строят дом,
перевозят грузы, шьют одежду и др. Если ограничиться только этим, ребята будут
подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда.
Сильное влияние на игру оказывают зрелища, особенно телевидение, которое
прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр.
Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач. Маленькие дети
обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и над ее содержанием. Однако
опыт подсказывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать
тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры воспитатель спрашивает:
«Во что будете играть? Что построите? Куда поедете на поезде? Ты кем будешь? Какие
игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основной
сюжет, который в дальнейшем может измениться.
Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится
содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте большой игровой опыт,
более развитое воображение помогают детям самим придумывать различные интересные
сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге,
кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры
являются также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного,
характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра
возникает естественно даже без предложения воспитателя. Но педагог может и
посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их.
Если в младших группах важно лишь приучать детей обдуманно выбирать игру, то
со старшими дошкольниками необходимо совместно обсуждать не только тему игры, но и
в общих чертах намечать план развития сюжета, определять деятельность каждого из
играющих. Разумеется, план игры может быть только ориентировочным, по мере развития
сюжета в нее вводится много нового, но выдумка каждого подчиняется общей цели.
Воспитатель, таким образом, руководит игрой, направляет ее содержание, влияет на
взаимоотношения детей.
В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, даже если его поведение в
игре не вызывает ни какой тревоги педагога. Особого же внимания требуют дети робкие,
неуверенные в себе, которые из-за этого кажутся неинициативными. Мнимая пассивность
ребенка большей частью объясняется тем, что ему трудно сразу войти в жизнь коллектива,
а взрослые не помогают ему в этом, не понимают его интересов. Многие факты
показывают, как преображается такой ребенок, если находит поддержку воспитателя, как
расцветают его творческие способности, организаторские умения.
Немало трудностей у педагога и с детьми излишне бойкими, смелыми,
самолюбивыми. Они большей частью бывают заводилами игр, и ребята им охотно
подчиняются. Поддерживая и развивая организаторские способности этих детей,
необходимо воспитывать у них скромность, чувство ответственности, уважение к
товарищам, привычку считаться с мнением других людей. Для осуществления замысла
ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в
соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нет нужных игрушек, дети
заменяют их другими и наделяют воображаемыми признаками. Эта способность видеть в
предмете несуществующие качества составляют одну из характерных особенностей
детства.
Первые проявления детских игр возникают еще в раннем возрасте, имея
сенсомоторный характер (“догонялки”, игра-возня и т.д.). На рубеже раннего и
дошкольного возраста возникает режиссерская игра (использование игрушек как
предметов-заменителей, символическое выполнение определенного действия).
Впоследствии ребенок становится способным организовывать образно-ролевую игру, в
которой представляет себя в определенном образе (человека или предмета) и
соответственно действует. Необходимым условием такой игры являются яркие,
интенсивные переживания: ребенка поразила увиденная им ситуация, и пережитые
эмоции, впечатления воспроизводятся в игровых действиях.
Появление новых видов игр не отрицает предварительно существующих, в которые
ребенок продолжает играть.
Динамика игры в дошкольном возрасте:
1. сенсомоторная игра;
2. режиссерская игра;
3. образно – ролевая;
4. игра по правилам
Осложнения видов игр, которые усваивает ребенок на протяжении дошкольного
периода, обусловливает формирование прогрессивных психических изменений. Выступая
ведущей деятельностью данного возраста, игра обеспечивает ряд функций для
психического развития дошкольников:
Функции игры для психического развития дошкольников:
– приспособление к будущей жизни достижение эмоционального удовлетворения и
релаксации;
– накопление коммуникативного опыта стимуляция интеллектуального развития;
– обогащение интеллектуального и морального опыта стимуляция интеллектуального
развития.
Итак, будучи внешне непродуктивной деятельностью (нет явных
непосредственных результатов, как-то усвоение знаний при обучении или изготовления
определенных вещей в труде), игра направлена на физическое и психическое
совершенствование детей.
Развитие познавательной сферы дошкольников:
Именно с дошкольного возраста начинается феномен амнезии детства – человек забывает
события первых 3-4 лет жизни.
Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют сенсорному развитию
ребенка.
Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей третьего года жизни
осуществляется по следующим направлениям:
•Создание предметно-игровой среды.
•Организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с деть ми, в которых педагог
передает детям игровые способы действий.
Источник