Особенности развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте
Воспитание детей – задача сложная, и справиться с нею могут только по-настоящему любящие и ответственные родители. Педагоги сравнивают детское сознание с чистым листом, заполнить который предстоит маме и папе. И только от них зависит, какая картинка появится на этом белом полотне – яркая, полная приятных впечатлений, полезных знаний и умений, или тусклая, наполненная негативными эмоциями и переживаниями. А еще ум малышей сравнивают с губкой, которая буквально впитывает всю окружающую информацию. Поэтому родители должны очень постараться, чтобы ребенка окружало все самое доброе и светлое.
Воспитание ребенка дошкольного возраста дело ответственное. Многие семьи ошибочно полагают, что главное – это обеспечить материальный достаток, тогда дети будут чувствовать себя счастливыми и любимыми. На самом деле это не так. Достаток в семье – это, без сомнений, очень важно, но он не имеет ничего общего с воспитанием ребенка. Поэтому очень важно в погоне за карьерой и деньгами не упустить тот важный момент, когда ребенок нуждается в Вашем внимании.
Воспитание ребенка дошкольного возраста
Пока ребенок совсем маленький, воспитание заключается в обеспечении его комфорта, а также физического и эмоционального здоровья. В это время важно соблюдать режим дня, правильно питаться, развивать физические и умственные способности малыша. В это время полезно посещать группы раннего развития, где родители вместе с опытными педагогами развивают основные чувства детей, работают над их восприятием окружающего мира, общаются друг с другом, изучают новые предметы, в общем, раскрывают различные стороны сознания малышей.
Некоторые родители в 2-3 года уже отдают детей в ясли. Но если у мамы есть возможность побыть с ребенком дома немного дольше, то с яслями лучше не торопиться. Так как многие малыши, оказываясь совершенно не готовыми к таким переменам, начинают постоянно капризничать, а иногда даже болеют.
Воспитание детей старшего дошкольного возраста
В возрасте 4-5 лет уже можно совершенно спокойно вести ребенка в детский сад. Некоторые мамы предпочитают все же отказаться от садика и оставляют ребенка дома. В этом нет ничего страшного, так как в любом случае малыш должен чувствовать себя комфортно. Если ему нравится дома, и в домашних условиях ребенок нормально развивается, получает знания и навыки для поступления в школу, то лучше выбрать такой вариант.
Если же малыш дома только ест и спит, то нельзя забывать о том, что существует специальнаяпрограмма воспитания детей дошкольного возраста, которую ребенок обязан освоить. И если родители самостоятельно не справляются с обучением и воспитанием малыша, стоит все же отдать его в детский сад. Дети, которые поступают в школу после садика, легко адаптируются в классе, более усидчивы, послушны, дисциплинированны и самостоятельны.
Особенности воспитания детей дошкольного возраста
Существуют различные методики воспитания детей дошкольного возраста. Некоторые из них основываются на физическом развитии ребенка, другие уделяют особое внимание нравственно-этической стороне. Но воспитывая ребенка дома, родители должны комбинировать оба подхода. Физическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает ведение активного образа жизни, занятия спортом, правильное питание, режим дня. Все эти здоровые привычки могут быть привиты ребенку только в семье, а самым лучшим примером правильного образа жизни могут быть только родители. Впоследствии, когда ребенок пойдет в школу, и будет проводить больше времени с друзьями, даже самые негативные примеры сверстников уже не смогут изменить в сознании подростка установку на здоровый образ жизни, полученную с детства.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста мы уже обговаривали ранее на нашем сайте. Оно предполагает разработку нравственно-этических установок, которыми руководствуются все члены семьи. Нравственным воспитанием занимаются также дошкольные учреждения, формируя у детей понятия добра и зла, сочувствия и безразличия, а также понимание правильных и неправильных поступков.
Крайне важным является и трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Если малыш ходит в детский сад, то проблема практически решена, так как в саду детей приучают к ответственности и занимают несложной работой. Дети помогают нянечке накрывать на стол, ухаживают за цветами, кормят рыбок, участвуют в оформлении группы и т.д. Но заботливые родители пытаются оградить ребенка от всех проблем, в том числе и обязанностей по дому. Этого делать не стоит. Обязательно поручайте малышу работу, которая не требует тяжелых физических усилий, но заставит малыша включить внимание и проявить усердие. Например, ежедневная поливка цветов, вытирание пыли, мытье посуды и многое другое. Кроме того, не забудьте научить ребенка самостоятельно одеваться, застилать свою постель и убирать собственную комнату. Не нужно думать, что если Вы переложите на ребенка ответственность за часть домашней работы, то Вы обидите бедняжку. Для детей такой простой труд выглядит как игра, а похвала и поощрение родителей делают их очень счастливыми.
Умственное воспитание детей дошкольного возраста
Умственное воспитание – один из самых сложных моментов. Ведь многое в воспитании ребенка родители могут чувствовать интуитивно. А чтобы узнать, как правильно развивать умственные способности малыша, нужно окончить педагогический университет. Поэтому о некоторых хитростях в психологии детей дошкольного возраста я Вам сейчас расскажу.
В своем развитии каждый ребенок проходит определенные периоды. Например, до трех лет, малыш активно познает мир при помощи различных органов чувств. Поэтому детям до трех лет очень важно давать в руки как можно больше различных материалов, пробовать разные запахи, вкусы. В этом возрасте важно развить в ребенке сенсорное восприятие. Если Вам интересно, можете почитать об этом в книгах Марии Монтессори. Ее методика воспитания во многом связана с данной особенностью детского сознания.
В возрасте 3-4 лет дети осознают себя как личность и активно начинают проявлять свою самостоятельность. В это время научить ребенка чему-либо возможно, только если дать ему самому попробовать это сделать. Очень важно относиться к ребенку с уважением и пониманием. Ни в коем случае не показывайте своего превосходства, общайтесь на равных.
В возрасте 4-5 лет наступает время развития в ребенке коммуникабельности. Дети с удовольствием общаются между собой и с взрослыми. Для обучения в этом возрасте отлично подходят коллективные игры. Чему учить? Считать и читать. Да, да, ведь Вам скоро в школу!
И, наконец, 5-6 лет, активная подготовка к школе. Но это не означает, что теперь Вы должны с двойной силой заставлять ребенка каждый день читать и писать буквы. Самое главное, научить его задавать вопросы, общаться, находить взаимопонимание с людьми, знакомиться и выбирать себе друзей, экспериментировать, творить, создавать что-то новое, необычное и совершать первые в своей жизни самостоятельные поступки. Это намного важнее, чем школьная программа. Обязательно хвалите ребенка за все его достижения, старайтесь никогда не повышать на него голос и не упрекать.
Общение с родителями надолго остается в детской памяти. Пусть оно будет только приятным и позитивным. И пусть Ваш ребенок вынесет из родительского воспитания только самые полезные уроки.
Источник
Юлия Пентегова
Консультация «Дошкольный возраст: особенности развития и воспитания детей»
Выполнила: воспитатель старшей группы Пентегова Ю. В.
При работе с детьми, находящимися в дошкольном возрасте, педагогам следует учитывать большое количество самых разнообразных аспектов. Это поможет подготовить малыша к школе и позволит правильно сформировать черты его личности. Учитывать все нюансы дошкольного возраста требуется и при воспитании деток. Причем обращать внимание на особенности развития маленького человека необходимо на всех этапах его подготовки к вхождению во взрослую жизнь.
Дошкольный период
Началом этого временного промежутка является тот момент, когда малышу исполняется 2 или 3 года. Это время, когда маленький человек начинает понимать, что он является частью социума. Длится дошкольный возраст до тех пор, пока малышу не исполнится 6-7 лет. То есть до того периода, когда ребенок способен начать обучение в учреждении образования. Вплоть до 5 лет детей считают младшими дошкольниками, позже, в 5-7 лет, – старшими. Как видим, четких возрастных границ этот период не имеет. Дело в том, что значение придается вовсе не календарной дате. Здесь основную роль играют социальные факторы, а также индивидуальные особенности ребенка. Максимально дошкольный возраст имеет протяженность от 2 до 7 лет.В это время у ребенка начинают закладываться: основы его индивидуально-психологических особенностей; фундамент социально-нравственного становления его личности.
Особенности дошкольного возраста
Жизненный период от 2 до 7 лет характеризуется следующими отличиями: очень высоким значением и ролью семьи, от которой зависит материальное благополучие малыша, а также его познавательные интересы и духовность; главенствующей ролью взрослых при удовлетворении основных жизненных нужд и потребностей детей; неспособностью малышей самим защититься от неблагоприятного воздействия внешних факторов. Все особенности дошкольного возраста в психологическом и физиологическом плане должны быть учтены родителями и педагогами при работе с малышами. Это позволит сделать процесс воспитания и обучения максимально эффективным.
Задача взрослого человека состоит в том, чтобы помочь ребенку без особого труда включиться в социальный процесс, сформировав при этом самые хорошие общечеловеческие качества, с которыми он бы стал достойным гражданином. Дошкольный возраст можно считать тем периодом в жизни ребенка, когда он практически ежедневно открывает для себя все новые горизонты и возможности. В это время малыш особенно активно познает окружающим мир с его многообразием человеческих отношений, явлений и деятельности взрослых. В этот период перед ним открывают новые горизонты. Он перестает рассматривать мир в рамках только своей семьи и постепенно вливается в общество.
Конечно, в деятельности детей дошкольного возраста еще весьма мало элементов, которые позволили бы им принимать активное участие во взрослой жизни. Однако малышам этого уже очень хочется. Этим и объясняется их стремление к самостоятельности, которое сопровождается пресловутой фразой «Я сам!», а также то неуемное любопытство, которое знакомо каждому родителю по вопросам «Почему?». Стремление детей к самостоятельности выражается и в активных попытках проявить инициативу. Примером тому может служить подражание взрослым в виде желания натереть морковку, помыть посуду и т. д.
Особенности развития дошкольников
В период с 2 до 7 лет у деток наиболее активно происходит совершенствование основ самосознания. Малыши начинают оценивать себя с самых различных точек зрения. Им важно понимать, насколько они добрые и внимательные друзья, способные и старательные люди, послушные дочки и сыновья и т. д. Вся информация перестает восприниматься детьми эмоционально. Она воспринимается ими более осознанно. Дети дошкольного возраста приступают к целенаправленному поиску тех или иных сведений, подвергая их после анализу. На протяжении всего периода подготовки к школе у малышей происходит становление их наглядно-действенного мышления. При этом происходит зарождение фундамента их логического и наглядно-образного направления. Одновременно с этим зарождается воображение, первые проявления которого можно наблюдать у детей младшего дошкольного возраста. К 3 годам у ребенка успевает накапливаться определенный жизненный опыт, благодаря которому малыш получает необходимый материал для фантазий. Развитие мышления и воображения оказывают непосредственное влияние на формирование речи. И если к 3 годам малыш иногда только начинает говорить, то к семи он делает это уже достаточно хорошо. Развитие речи непосредственно влияет на формирование произвольного внимания. Дети младшего дошкольного возраста, с которыми проводятся занятия по осознанному запоминанию слов, действий или предметов в форме поручений, игры или заданий по выполнению посильного домашнего труда, очень быстро обучаются этому.
Психическое совершенствование
Рассмотрим более подробно наиболее важные аспекты развития детей дошкольного возраста. И начнем с их психического становления, на которое оказывает влияние, прежде всего, наследственность, а также те близкие люди, которые окружают ребенка. В связи с этим в процессе подобного развития детей дошкольного возраста для пап и мам является весьма важным научиться понимать и принимать свое чадо, при этом максимально эффективно взаимодействуя с ним. Помочь в этом вопросе могут специальные тренинги, организующиеся на базе различных развивающих центров. У детей дошкольного возрастапроисходит формирование произвольности таких ведущих психических характеристик:
Восприятие.
Дети дошкольного возраста любят рассматривать предметы окружающего мира, наблюдать за ними, а после анализировать полученную информацию. Они начинают описывать вещи, указывая их размеры и форму, цвета и оттенки. При этом ими успешно осваивается система сенсорных признаков. Например, они могут указать, что тот или иной предмет круглый, словно мяч.
Память.
Еще в 3 года она у ребенка непроизвольна. Он способен зафиксировать в памяти только то, что вызвало у него эмоции. Но уже по мере приближения к старшему дошкольному возрасту (4-5 годам) он начинает запоминать осознанно, например, правила и элементы игры.
Мышление.
Оно у дошколят плавно переходит от формы наглядно-действенной к наглядно-образной. При этом начинает развиваться начальная форма логики и рассуждения. Так, в 4 года мышление основывается на предметных действиях. В 5 лет оно способно предвосхитить их. 6-7-летний ребенок может перенести мышление на схожие ситуации.
Эмоциональное становление
Дошкольный возраст – это период, когда у малышей начинают активно развиваться социальные переживания и нравственные чувства, которые основаны на проявлении новых мотивов, потребностей и интересов. И если ранее детки сами были объектами эмоций, которые изливали на них взрослые, то несколько позднее маленький человек уже сам становится субъектом подобных отношений. Это выражается в его сопереживании другим.
Эмоции у индивида дошкольного возраста помогают ему осознать действительность, а также реагировать на нее. Базовый набор чувств в этот период значительно расширяется. Если ранее это были лишь радость и страх, то дошколята способны ревновать и сердиться, грустить и т. д. В данный период дети осваивают язык взглядов, движений и жестов, посредством которого нередко передают окружающим свои эмоции. Используют они и различные интонации голоса. Исходя из того, что гармоничное развитие в дошкольном возрасте становится возможным только благодаря окружению ребенка, взрослым важно наполнить мир малыша эмоциональными переживаниями и яркими событиями, специально организованными музыкальными занятиями, театральными постановками, играми. Значительная роль в этом случае отводится общению со сверстниками, а также трудовой деятельности.
Познавательное развитие
Подобное направление у детей является врожденным. Природа не зря наделяет детей этой чертой. Ведь с ее помощью малыши легче адаптируются в жизни. Но в дошкольном возрасте познавательное направление перерастает в познавательную активность. Таким образом, ребенок формирует первичный образ мира. Познавательная активность у дошкольниковпрослеживается в виде: воображения, мышления, внимания, восприятия и памяти; получения информации, а также ее анализа; эмоциональной реакции на события, людей, явления или предметы. Все вышеперечисленные компоненты обладают неразрывной связью. Именно поэтому проведение работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста должно осуществляться с каждым из этих элементов. Взрослым при этом важно следить за тем, чтобы детки получали информацию, находящуюся в соответствии с их познавательными.
Речевое развитие
Насколько рано ребенок начнет разговаривать, зависит от многих факторов, в числе которых и психологические особенности как малыша, так и его окружения. Но, как правило, дети старшего дошкольного возраста пользуются языком не только как средством общения, но и применяют его при мышлении. Словарный запас ребенка к 6 годам увеличивается до 3-3,5 тыс. слов, то есть становится приблизительно в 3-3,5 раза больше, чем в три года. Старший дошкольник показывает хорошее владение всеми видами устной речи и может общаться, используя развернутые сообщения, в том числе монологи и рассказы. При освоении родного языка дети подражают окружающим. Именно поэтому залог успешного развития речи дошкольников кроется в общении со сверстниками, родственниками и другими людьми. При этом важно, чтобы взрослые общались с малышами без сюсюканий, не подстраиваясь под их произношение слов. Для того чтобы способствовать развитию речи дошкольника, родители и воспитатели должны выслушивать его, задавать наводящие вопросы, дружелюбно и терпеливо отвечать ребенку на все его «почему». Желание ребенка «поболтать» взрослые должны поощрять непременно.
Физическое становление
В дошкольный период у ребенка проходит интенсивный процесс формирования важнейших систем организма, окостеневает скелет, развиваются системы кровообращения, дыхания и т. д. Именно поэтому совершенствование малыша в этом возрасте в физическом плане является не менее важным, чем в психоэмоциональном. К тому же двигательная активность дошкольников с умеренными спортивными нагрузками является прекрасным стимулом для его эмоционального и умственного развития.
Воспитание дошкольника
Процесс становления маленького человека как личности можно условно разделить на две части: подготовка к школе; развитие личностных характеристик ребенка. Можно с уверенностью говорить о том, что дошкольники, посещающие детские сады и осваивающие в них образовательные программы, в данный период своей жизни получают необходимое им образование полностью.
Ребенок в семье
Что необходимо знать о воспитании в дошкольном возрасте родителям? Папам и мамам важно иметь представление о простых правилах и неукоснительно их соблюдать. Воспитывать своих детей родители должны на личном примере. Забывать об этом не следует. Ведь в ребенке словно в зеркале впоследствии отразится весь негатив, существующий в семье – грубость и ссоры, неопрятность и невнимание к близкому человеку, а также дурные привычки. Родителям рекомендуется чаще обнимать своего сына или дочь. При этом ребенок будет чувствовать защиту и любовь. Дошкольники остро нуждаются в тактильных контактах. Их в течение дня, по утверждениям исследователей, должно быть не менее восьми. Кроме того, ребенка нужно хвалить. Сколько раз в день? Чем это будет делаться чаще, тем лучше для воспитания. Но не стоит при этом проявлять излишний фанатизм и льстить малышу. Фальшь он почувствует тут же. А вот похвала непременно повысит самооценку маленького человека, мотивируя на самосовершенствование и добрые дела. Малыши в дошкольном возрасте должны непременно быть оптимистами. Для этого необходимо научить их воспринимать тот мир, который окружает их, только позитивно. Родители должны много говорить со своими детьми. Ведь всякое образование начинается именно со слов. Малыш должен учиться слышать взрослых, а также быть способным высказать свои проблемы. Папам и мамам важно интересоваться, чем живет их ребенок, расспрашивать его о том, что происходит с ним вне дома, каковы его взаимоотношения со сверстниками. Малыш должен доверять родителям. Бонусом подобного направления воспитания явится обучение ребенка общению и умению вести диалог. Также родители должны прививать своему чаду чувство ответственности. Ведь дошкольник еще не всегда осознает то, что с него могут спросить за его поступки, а также за то, что было ему поручено взрослым. Его этому следует научить. Каким способом можно получить хороший результат? Только показывая свой собственный пример. Так, если папа помогает маме накрыть на стол, а после обеда или ужина моет посуду, то сын начнет понимать, что мужчина должен помогать женщине. Какую деятельность в дошкольном возрасте можно доверить малышу дома? Это уборка своих вещей, уход за любимым животным и т. д. Подрастая, ребенок начнет понимать, что любой человек в жизни за что-то должен нести ответственность. Родителям важно постоянно развивать у своего чада стремление к знаниям, к изучению нового. Для этого понадобится обеспечить ребенка развивающими играми, организовать просмотр энциклопедий, чтение сказок и т. д. У деток дошкольного возраста следует вырабатывать усидчивость. Это будет необходимо тогда, когда они сядут за парту.
Ребенок в ДОУ
В детских садах весь процесс обучения воспитатели осуществляют в форме занятий. При их проведении педагоги взаимодействуют с дошкольниками, формируя у них спортивные и трудовые навыки, а также способствуя эстетическому и умственному развитию детей. При этом имеют место определенные методы обучения,среди которых: Словесные. Они предполагают ведение диалога с малышами, ответ на их вопросы и устное разъяснение задания. Наглядные. Данный метод предполагает использование картинок и предметов, дидактических материалов и иллюстраций.
Практические. На таких занятиях полученные навыки малыши используют в реальной жизни. Совершенствование практических умений производится посредством выполнения специальных упражнений, включенных в учебные программы.
Игровые. Данная методика подразумевает моделирование жизненных ситуаций посредством игры. При этом стоит отметить, что такое воспитание дошкольников является самым эффективным. Образовательные программы для ДОУ чаще всего включают в себя обучающие дидактические игры, которые предлагают детям несколько вариантов ответа. Такой подход позволяет развить у дошкольников логику, просчитывая последствия своего выбора.
Источник