Особенности развития и характера ребенка
Воспитание – основная задача родителей после появления на свет малыша. Особенности характера ребёнка окажут определяющее влияние на его судьбу и жизненный путь. Цель родителей — воспитать гармоничную, успешную личность.
Нередко мама и папа пытаются изменить нрав малыша, чтобы он отвечал их требованиям, желаниям. Хочется, чтобы дети не хулиганили, были послушными, воспитанными, не доставляли много хлопот.
Черты характера ребёнка, которые хочется исправить, — это склонность к вранью, жадность, замкнутость, лень. Положительные черты, которые стоит развивать, — это инициативность, щедрость, доброта, умение добиваться поставленной цели.
Понятие характера и темперамента
Темперамент – это особенности нервной системы человека, данные ему при рождении. Свойства темперамента видны в поступках, эмоциональном поведении. Темперамент, а также приобретаемый жизненный опыт являются тем фундаментом, который служит основанием для формирования характера.
Характер – это совокупность всех психических особенностей личности, особенно их проявление заметно в поступках и эмоциональном поведении малыша. На формирование характера у детей оказывают существенное влияние следующие обстоятельства:
- наследственность;
- воспитание в семье (личностный пример родителей);
- общение вне семьи (детский сад, школа).
С момента рождения начинается формирование характерных черт малыша, чьё дальнейшее поведение будет зависеть от окружающих его людей. Первоначальное наблюдение за родителями, как значимыми взрослыми в его жизни, переходит позже в копирование их модели поведения.
Если в семье все вопросы решаются с помощью крика, не стоит удивляться, что малыш демонстрирует агрессивное поведение. Яблоко от яблони недалеко падает – эта народная мудрость подтверждает, что все хорошее или плохое в характере человека берёт начало в семье.
Для формирования необходимых черт поведения необходимо с раннего детства воспитывать сильную гармоничную личность, выправлять недостатки характера, появившиеся из-за влияния окружающей среды. Дети 4—5 лет трепетно относятся к советам родителей. С детьми дошкольного возраста для формирования положительных свойств характера следует обсуждать поступки, действия, которые следовало бы совершить в различных ситуациях.
Виды темперамента
Зная сильные и слабые стороны темперамента, можно развивать, усиливать полезные свойства характера и корректировать недостатки. Известно 4 основных вида темперамента:
- Сангвиник — добрый, активный, жизнерадостный, легко усваивает новые знания. Практически не капризничает. Сангвиники являются лидерами в компаниях. При чрезмерной опеке могут вырасти безынициативными исполнителями.
- Флегматик — спокойный, обстоятельный, никогда не торопится. Довольно инертный: такому ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть к новым изменениям. Для воспитания флегматик — один из самых «удобных объектов». Ему достаточно поставить задачу, чтобы малыш начал сосредоточенно работать над её решением. Главная проблема — это медлительность и неторопливость в действиях.
- Холерик — очень эмоциональный, чрезмерно возбудимый. Своей активностью напоминает сангвиника. Недостатки: быстро загорается, а потом легко бросает начатое дело, не доведя его до завершения. Очень конфликтный, не любит спокойных занятий. Такие дети склонны к авантюрным поступкам.
- Меланхолик — ранимый, застенчивый, трудно находит общий язык в новом коллективе. Творческая личность с богатой фантазией. Положительные черты: пунктуальность, неконфликтность. Такому малышу трудно найти друзей, задача родителей — помочь ему наладить отношения с окружающими.
Следует понимать, что темперамент — это врождённое свойство человека, которое нельзя изменить. Темперамент не является причиной появления дурных наклонностей. Как воспитать характер ребёнка — этот вопрос волнует не только родителей. Надлежащее воспитание поможет направить недостатки характера в конструктивное русло. Негативные моменты можно компенсировать развитием сильных сторон характера.
Виды характера
Если с разделением темперамента по 4 видам согласны все ученые и педагоги, то градация по типам характера вызывает споры.
- Сенситивный тип. Сверхчувствительность, повышенная эмоциональность. Завышенные требования к себе вместе с низкой самооценкой приводят к неуверенности, страху сделать что-то неправильно. Малейшая ошибка переживается как катастрофа. Очень стеснительны, боятся заводить какие-либо отношения. Любую критику в свой адрес переносят очень тяжело.
Общение с малышом, обладающим повышенной чувствительностью, требует особого такта и внимания: его не стоит ругать или разговаривать с ним на повышенных тонах. Малыш интуитивно понимает настроение родителя по выражению лица. Стоит еще в раннем детстве воспитывать чувство собственного достоинства, повышать самооценку. Надо объяснить, что неудачи бывают у всех, главное — не опускать руки и искать выход из ситуации.
- Активный тип. Любопытный, непоседливый, общительный малыш. Главное — это действие. Он не будет сидеть и мечтать, его стихия — это движение. Удержать его на месте практически невозможно. Стоит на короткое время оставить малыша без присмотра, он обязательно придумает новую игру, которая может быть опасна для жизни.
Наказание может вызвать не только озлобление, но и ответ в виде истерики и угроз. Увлечь от новых проказ может полезное дело, за успех в котором обязательно следует похвалить малыша. С раннего возраста следует воспитывать в нем ответственность за свои поступки и дела, направлять неуемную энергию в полезное русло. И результат такого подхода к воспитанию порадует в будущем родителей. Умеющие контролировать себя, активные, целеустремленные люди много добиваются в жизни.
- Коммуникативный тип. Достаточно близок к активному типу. Эмоции вторичны, главное — действия и поступки. Коммуникативный ребенок никогда не стремится командовать, ему это не интересно. Для него важно — найти, исследовать что-то новое. Он любит получать новые игрушки и знакомиться с новыми людьми. Такие дети постоянно хватаются за разные дела, но ни одно не доводят до конца. Они не признают порядок и расписание дня.
Усидчивость, терпение — те качества характера, которые следует развивать у коммуникативного ребёнка. Чаще делать перерывы в занятиях, придумывать новые интересные дела.
- Рецептивный тип. Их любят учителя и воспитатели. Их поведение — это гордость родителей. Они легко просыпаются, с удовольствием идут в школу. Никогда не забудут умыться и почистить зубы. Они все делают по расписанию, любят выполнять указания взрослых. Малыш рецептивного типа обладает свойством переживать и сочувствовать, чутко улавливает эмоции окружающих.
Совершенно неспособны проявлять инициативу. При возникновении ситуации, требующей немедленного решения, теряется и прекращает какие-либо действия. Как можно раньше следует воспитывать самостоятельность. Учить делать выбор: какое кино посмотреть, какой выбрать подарок, доверять малышу самому оплачивать мелкие покупки в магазине.
Формирование характера
Наблюдая за поведением детей, у каждого можно увидеть не только положительные, но и отрицательные черты.
Честность, внимательность, уважение к окружающим — эти нравственные качества передаются от родителей, которые собственным примером формируют моральные основы поведения. Умение дать отпор, постоять за себя, заступиться за друзей — всему этому дети учатся, общаясь со сверстниками.
Педагогическая наука систематизировала и сформулировала основные принципы формирования характера у детей. Только при применении индивидуального подхода можно добиться наилучшего результата. Необходимо учитывать и возраст детей. Ребенок 5—6 лет требует другого отношения, чем малыш 2—3 лет.
Главная определяющая роль — родителей. Никто не сможет сделать для малыша больше, чем значимый взрослый. Это накладывает определенную ответственность на самих родителей. Мало просто любить свое дитя. Надо быть требовательным к себе, подавать хороший пример не на словах, а на деле, ведь малыш наблюдает за поведением родителей. И если на словах родители учат уважению к пожилым людям, а в автобусе не уступают место бабушке, — ребенок примет такую модель поведения за основу. В характере малыша появятся такие черты как ложь и хамство.
- Игра. Первые годы жизни состоят из игр, поэтому нет определенного времени для игры и для воспитания. Сами игры вырабатывают нрав малыша. Поиграв в кубики или машинки, можно предложить убрать технику в гараж, как делают взрослые люди. Предложить ухаживать за цветами, ведь в одном из них жила Дюймовочка. А вдруг она вернется? Цветы должны ждать хозяйку. Так в игре можно сформировать чистоплотность, трудолюбие.
- Установление границ. Едва научившись ползать, малыш начинает проверять границы своего мира: что можно делать, а что — нельзя. Он тянется к розеткам, пытается дотянуться до стеклянной вазы, засовывает в рот все игрушки, которые находит. Не всегда нарушение границы безопасно для малыша. Поэтому важно своевременно ему объяснить и показать: что можно и что нельзя делать. Установленные правила следует неукоснительно соблюдать. Очень часто ограничения, запреты оберегают детей от неприятных последствий и облегчают им жизнь.
- Занятия в кружках и секциях. Отличный способ формирования характера — записать ребенка в секцию или кружок. Для посещения занятий потребуются дисциплинированность, ответственность. Для достижения результатов формируется целеустремленность, ответственность. Самостоятельность будет сформирована, когда ребенок начнет сам, без сопровождения взрослых посещать занятия.
- Групповое воспитание. Общаясь и взаимодействуя с детьми во дворе, в детском саду, ребенок формирует новые способности характера. Умение дружить и делиться, коммуникабельность или замкнутость — все это проявляется в группе. Задача взрослых — направить малыша на путь верного воспитания. Простые правила общения в таких группах станут основой для формирования таких черт как ответственность, решительность.
- Создание условий для формирования черт характера. Чтобы выработать и сформировать характер ребенка, устойчивые черты поведения, необходимо помнить, что навыки закрепляются только при постоянном повторении. Стоит постепенно добавлять нагрузку для лучшего закрепления положительных черт: не единожды убрать игрушки, а делать это постоянно.
Характер ребенка формируется в совместной работе родителей и педагогов. Негативные особенности нрава можно изменить, но на это требуется время. Не надо торопиться и давить на малыша. Требуются чуткость, деликатность и терпение. Самое главное, что надо ребенку — знать, что его любят.
Совокупность сформированных черт станет базой для формирования успешной личности.
[mrp postnumb=4]
Источник
Как часто вы слышите: «Да у него просто сложный характер, вот и ведет себя так«, «У моего малыша слишком мягкий характер, ему трудно постоять за себя»? А знаете ли, из чего складывается этот самый характер ребенка и как на него повлиять? Попробуем разобраться.
С рождения малыш попадает в мир, рамки которого становятся все шире и шире. Это происходит от того, что физические потребности тоже растут, вместе с этим меняется и мировосприятие ребенка, и восприятие самого себя. Несмотря на то, что характер полностью раскроется лишь спустя годы, формируется он не с первых дней жизни, а постепенно. Основа всех особенностей поведения, которые проявятся в будущем, все же закладывается именно в первые годы.
Как развивается характер ребенка?
Активность новорожденного во внешнем мире крайне мала, в основном он проводит свое время во сне. Ребенок пока что умеет различать собственное состояние по категориям «мне плохо» и «мне хорошо». Но и во время сна в голове ребенка происходит множество процессов — отсюда и получается, что одни младенцы шумят, кричат и не дают спать, а другие — совершенно невозмутимы, тихи и спокойны.
Порой кажется, что дети и сами не понимают, что им нужно и чего они хотят. На самом деле именно в это время формируется характер и темперамент ребенка — сочетание динамических проявлений психики, полученных от природы и сформированных индивидуально, уровень активности, особенности эмоций и движений.
В психологии темпераменты принято разделять на четыре больших группы: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик. Но если вы попробуете с первых дней жизни присвоить ребенку один из этих типов и сделать выводы о том, каким будет его характер, то, вероятнее всего, ошибетесь. Темперамент — это не характер, это лишь «фундамент», на который впоследствии будет надстраиваться все остальное. Вам же стоит понять детский темперамент только для того, чтобы в будущем не исказить и не сломать особенности его психики и грамотно определить тактику и процесс воспитания.
«Я личность»
Ежедневно малыш переживает массу изменений, он растет физически и умственно. Когда мама ежедневно наблюдает за своим ребенком, она видит, как меняется его реакция. Если сначала малыш реагирует только на еду и мокрые пеленки, то по мере взросления родители видят, что его действия уже более обдуманные, а любое движение стало осмысленнее. Когда малыш начинает узнавать сначала маму и папу, потом окружающих, проявлять реакцию на них в виде улыбки или задорного агуканья (это примерно в возрасте трех месяцев), наступает значительный этап его психического развития — активное формирование характера ребенка, которому способствует начало взаимодействия с окружающими.
Ближе к шести месяцам мы можем наблюдать, как у детей развиваются хватательные движения, перерастающие в целенаправленное желание взять определенный предмет. Самостоятельное передвижение (перекаты с боку на бок, ползание, попытки встать и ходить) ребенок начинает уже в конце первого года жизни. В это время важно, чтобы вы, как родитель, обеспечили малышу чувство безопасности и максимальной защиты, хвалите своего ребенка – он хоть еще очень мал, но одобрение и помощь родителей будут только в пользу. Если ребенок будет знать, что ему не от чего защищаться, в нем не будут развиваться отрицательные черты характера, которые будут обусловлены именно защитными реакциями.
«Я часть окружающего мира»
Уже со второго года жизни и до конца дошкольного периода детская психика, а с ней и характер, формируется наиболее активно. На первом плане — перемещение в пространстве. Малыш ежедневно узнает что-то новое и все больше об окружающем мире (тут и знакомства с людьми, и открытия для себя новых предметов, мест, названий). В это время ребенок в голове уже вырабатывает основы поведения в самых разных ситуациях, учится быть независимым.
Самое большое влияние на формирование характера в это время оказывает, конечно же, его окружение, поэтому очень важно научить его всему необходимому.
Для того чтобы нашему малышу было более комфортно привыкать к новым людям и местам, мы с самого раннего детства не ограничивались квартирой или дачей. По выходным старались ездить в новые места, приглашать друзей в гости (по несколько человек, чтобы малыш не испугался) и вообще показывать этот мир. В какой-то мере это не только обучение восприятию мира для ребенка, но и для нас (мы молодые родители) способ лучше узнавать и понимать нашего малыша. Всю нужную информацию мы стараемся доносить ребенку, демонстрируя на своем примере, а также включаем в этот процесс веселые игры.
Из чего состоит характер ребенка и как направить его в правильное русло?
Характер — это совокупность нравственных, умственных, волевых и эмоциональных черт, которые сформировались на том «фундаменте» темперамента. А индивидуальность характера ребенка обуславливается разной степенью проявления тех или иных черт характера ребенка.
Черты характера
Нравственные черты
К ним относят честность, коллективизм, человечность, чувство долга — и все это формируется у малыша под влиянием родителей. Честность и правдивость по отношению к себе и к другим людям делают человека надежным и внутренне более счастливым. А умение по-человечески относиться к другим людям и гуманное, сострадательное мировоззрение – это гораздо более желательные черты, чем безразличие.
Не спешите ребенка ругать, если он где-то поступил неправильно, а лучше обсудите с ним ситуацию вместе, узнайте, почему он поступил именно так, помогите найти решение, похвалите малыша за его открытость и откровенность. Тогда характер ребенка будет развиваться в положительном русле.
Интеллектуальные черты
В их числе любознательность, наблюдательность, гибкость ума, рассудительность. Сформировать эти качества характера у ребенка вам поможет ваша внимательность ко всему, что происходит вокруг малыша, развивающие игры. Обратите внимание, что ребенку изначально интересно практически все! Он познает с нуля этот удивительный мир – так покажите его так, чтобы у вашего малыша не пропадал к нему интерес. Читайте вместе, обсуждайте прочитанное, анализируйте поступки персонажей. Предлагайте ребенку поискать связь между событиями (деревья качаются, потому что дует ветер, асфальт мокрый; потому что шел дождь). Разучивайте песни и стихи, учите чадо навыкам письма и счета. Постарайтесь сделать эти занятия нескучными, чтобы ребенок не потерял интерес к ним.
Волевые черты
Это целеустремленность, самостоятельность, умение проявлять инициативу, выдержка, отсутствие страха перед ответственностью. Чтобы воспитать в ребенке такие качества характера, сделайте акцент на умении ставить правильные цели и достигать их. Научите его проявлять упорство и терпение, не бояться сложных задач, а решать их. Позволяйте малышу самостоятельно принимать решения, начиная с мелочей: предложите ему самому выбрать книгу, которую вы будете читать на ночь, носочки, в которых ребенок сегодня пойдет в детский сад, какую кашу будет есть на завтрак. И, конечно, будьте для него примером. В этом случае для сына особенную роль будет играть его отец, как показатель силы, смелости, ответственности за семью. В нашей семье все достаточно активные и любят спорт – это же мы прививаем и нашему ребенку. Ведь, как известно, спорт очень закаляет характер еще с детства. Семья- это команда. Но если вдруг со временем он скажет, что по душе ему абсолютно другое – мы постараемся понять почему и будем солидарны с его мнением, ведь это и есть правильное проявление инициативы.
Эмоциональные черты
Это черты характера, развить которые не получится с помощью упражнений. В этом случае единственное, в чем могут помочь родители — испытывать больше положительных эмоций. Вместе играйте в активные игры, научите малыша любить и заботиться о домашних животных, смотрите и обсуждайте мультики и фильмы, слушайте музыку, танцуйте. Обязательно хвалите детей за добрый поступок или проявленную инициативу. Постепенно знакомьте с такими аспектами эмпатии, как сопереживание и сочувствие.
Заключение
Добрый и отзывчивый человек получится из ребенка, которого с малых лет окружали любовью и заботой, научили, что издеваться над больными людьми и животными нельзя, что нужно и важно уметь слушать других и уважать чужое мнение, уважать чувства. Ожидания – камень преткновения в любых детско-родительских отношениях. Не надо ничего ожидать от наших детей: просто примите их такими, какие они есть. С внимательными и чуткими родителями малыш точно вырастет интересной и сильной личностью c твердым характером.
Принимайте характер своего ребенка и хвалите за любые перемены к лучшему.
Не корите себя, если вам не удается воспитать ребенка идеальным, и не обвиняйте малыша, ведь характер выбирает не он и не вы. Идеальных мам и детей не существует! Мы все совершаем свои ошибки и учимся на них. Не сравнивайте ребенка с другими детьми — малыш должен знать, что он самый особенный для вас и то, что вы любите его, несмотря ни на что — это поможет ему чувствовать себя уверенным. Не забывайте, что развитие ребенка должно быть комплексным — почитайте нашу статью о развитии детского мышления.
Характер ребенка — вещь, которую нельзя поменять, но можно скорректировать или же принять и найти в нем еще больше плюсов, чем вы могли себе представить. Успехов в воспитании прекрасных людей!
Навигация по записям
Источник