Особенности развития дыхательной системы ребенка

Особенности развития дыхательной системы ребенка thumbnail

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Начало формирования трахеопульмональной системы на чинается на 3—4й неделе эмбрионального развития. Уже к 5— 6-й неделе развития эмбриона появляются разветвления второ го порядка и предопределено образование трех долей правого легкого и двух долей левого легкого. В этот период образуется ствол легочной артерии, врастающей в легкие по ходу первич ных бронхов.

У эмбриона на 6—8-й неделе развития формируются основ ные артериальные и венозные коллекторы легких. В течение 3 ме сяцев происходит рост бронхиального дерева, появляются сег ментарные и субсегментарные бронхи.

В течение 11—12-й недели развития уже имеются участки ле гочной ткани. Они вместе с сегментарными бронхами, артерия ми и венами образуют эмбриональные сегменты легких.

В промежутках между 4-м и 6-м месяцами наблюдается быст рый рост сосудистой системы легких.

У плодов в 7 месяцев ткань легких приобретает черты по ристого строения каналов, будущие воздушные пространства заполнены жидкостью, которая выделяется клетками, высти лающими бронхи.

В 8—9 месяцев внутриутробного периода происходит даль нейшее развитие функциональных единиц легких.

Рождение ребенка требует немедленного функционирова ния легких, в этот период с началом дыхания происходят зна чительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхатель ного отдела легких. Формирование дыхательной поверхности в отдельных отделах легких происходит неравномерно. Для рас правления дыхательного аппарата легких огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, высти лающей легочную поверхность. Нарушение поверхностного натя жения сурфактантной системы приводит к серьезным заболе ваниям ребенка раннего возраста.

В первые месяцы жизни у ребенка сохраняется соотноше ние длины и ширины воздухоносных путей, как у плода, ког да трахея и бронхи короче и шире, чем у взрослых, а мелкие бронхи — более узкие.

Плевра, покрывающая легкие, у новорожденного ребенка более толстая, рыхлая, содержит ворсины, выросты, особенно в междолевых бороздках. В этих участках возникают патологи ческие очаги. Легкие к рождению ребенка подготовлены к вы полнению функции дыхания, но отдельные компоненты нахо дятся в стадии развития, быстро идет формирование и дозревание альвеол, происходят перестройка малого просвета мышечных артерий и ликвидация барьерной функции.

После трехмесячного возраста различают II периода.

  1.  период интенсивного роста легочных долей (от 3 меся цев до 3 лет).
  2.  окончательная дифференцировка всей бронхолегочной системы (от 3 до 7 лет).

Интенсивный рост трахеи и бронхов происходит на 1—2м году жизни, который в последующие годы замедляется, а мел кие бронхи растут интенсивно, углы ветвления бронхов также увеличиваются. Диаметр альвеол нарастает, и дыхательная по верхность легких с возрастом увеличивается в 2 раза. У детей до 8 месяцев диаметр альвеол равен 0,06 мм, в 2 года — 0,12 мм, в 6 лет — 0,2 мм, в 12 лет — 0,25 мм.

В первые годы жизни происходят рост и дифференцировка элементов легочной ткани, сосудов. Выравнивается соотноше ние объемов долей у отдельных сегментов. Уже в 6—7 лет лег кие являются сформированным органом и неотличимы по срав нению от легких взрослых людей.

Особенности дыхательных путей ребенка

Дыхательные пути делятся на верхние, к которым относятся нос, придаточные пазухи носа, глотка, евстахиевы трубы, и ниж ние, к которым относятся гортань, трахея, бронхи.

Основная функция дыхания заключается в проведении воз духа в легкие, очищении его от пылевых частиц, защите легких от вредных воздействий бактерий, вирусов, инородных частиц. Кроме того, дыхательные пути согревают и увлажняют вдыхае мый воздух.

Легкие представлены мелкими мешочками, которые содер жат воздух. Они соединяются между собой. Основная функция легких заключается в поглощении из атмосферного воздуха кислорода и выделении в атмосферу газов, прежде всего угле кислого.

Механизм дыхания. При вдохе происходит сокращение диа фрагмы и мышц грудной клетки. Выдох в старшем возрасте происходит пассивно под влиянием эластичной тяги легких. При обструкции бронхов, эмфиземе, а также у новорожденных имеет место активный вдох.

В норме дыхание устанавливается с такой частотой, при ко торой объем дыхания выполняется за счет минимальных энер гетических затрат дыхательной мускулатуры. У новорожденных детей частота дыхания — 30—40, у взрослых — 16—20 в минуту.

Основным носителем кислорода является гемоглобин. В ле гочных капиллярах кислород связывается с гемоглобином, обра зуя оксигемоглобин. У новорожденных детей преобладает феталь ный гемоглобин. В первый день жизни его содержится в организме около 70%, к концу 2й недели — 50%. Фетальный гемоглобин обладает свойством легко связывать кислород и трудно отдавать его тканям. Это помогает ребенку при наличии кислородного го лодания.

Транспорт углекислого газа происходит в растворенном ви де, насыщение крови кислородом влияет на содержание угле кислого газа.

Функция дыхания тесно связана с легочным кровообраще нием. Это сложный процесс.

Во время дыхания отмечается его авторегуляция. При рас тяжении легкого во время вдоха тормозится центр вдоха, во вре мя выдоха стимулируется выдох. Глубокое дыхание или прину дительное раздувание легких ведут к рефлекторному расширению бронхов и повышают тонус дыхательной мускулатуры. При спа дении и сдавлении легких происходит сужение бронхов.

В продолговатом мозге располагается дыхательный центр, откуда поступают команды к дыхательной мускулатуре. Брон хи при вдохе удлиняются, на выдохе — укорачиваются и су жаются.

Взаимосвязь функций дыхания и кровообращения прояв ляется с момента расправления легких при первом вдохе ново рожденного, когда расправляются и альвеолы, и сосуды.

При заболеваниях органов дыхания у детей могут возник нуть нарушение дыхательной функции и дыхательная недоста точность.

Особенности строения носа ребенка

У детей раннего возраста носовые ходы короткие, нос упло щенный изза недостаточно развитого лицевого скелета. Носо вые ходы более узкие, раковины — утолщенные. Носовые ходы окончательно формируются только к 4 годам. Полость носа — относительно малых размеров. Слизистая оболочка очень рых лая, хорошо снабжена кровеносными сосудами. Воспалитель ный процесс приводит к развитию отека и сокращению изза этого просвета носовых ходов. Нередко происходит застой сли зи в носовых ходах. Она может подсыхать, образуя корочки.

При закрытии носовых ходов может возникнуть одышка, ре бенок в этот период не может сосать грудь, беспокоится, бросает грудь, остается голодным. Дети в связи с затруднением носово го дыхания начинают дышать ртом, у них нарушается согрева ние поступающего воздуха и увеличивается склонность к про студным заболеваниям.

Читайте также:  Речица дошкольный центр развития ребенка

При нарушении носового дыхания отмечается отсутствие раз личения запахов. Это приводит к нарушению аппетита, а также к нарушению представления о внешней среде. Дыхание через нос является физиологическим, дыхание через рот — призна ком заболевания носа.

Придаточные полости носа. Придаточные полости носа или, как их называют, пазухи, являются ограниченными простран ствами, заполненными воздухом. Верхнечелюстные (гайморо вы) пазухи формируются к 7летнему возрасту. Решетчатая — к 12 годам, лобная полностью формируется к 19 годам.

Особенности слезноносового канала. Слезноносовой канал более короткий, чем у взрослых, его клапаны недостаточно раз виты, выходное отверстие находится близко к углу век. В свя зи с этими особенностями инфекция быстро попадает из носа в конъюнктивальный мешок.

Особенности глотки ребенка

Глотка у детей раннего возраста относительно широкая, неб ные миндалины развиты слабо, что объясняет редкие заболе вания ангиной на первом году жизни. Полностью миндалины развиваются к 4—5 годам. К концу первого года жизни миндаль ная ткань гиперплазируется. Но ее барьерная функция в этом возрасте очень низкая. Разросшаяся миндальная ткань может быть подвержена инфекции, поэтому возникают такие заболе вания, как тонзиллит, аденоидит.

В носоглотку открываются евстахиевы трубы, которые со единяют ее со средним ухом. Если инфекция попадает из носо глотки в среднее ухо, возникает воспаление среднего уха.

Особенности гортани ребенка

Гортань у детей — воронкообразной формы, является про должением глотки. У детей она располагается выше, чем у взрос лых, имеет сужение в области перстневидного хряща, где распо лагается подсвязочное пространство. Голосовая щель образована голосовыми связками. Они короткие и тонкие, этим обуслов лен высокий звонкий голос ребенка. Диаметр гортани у ново рожденного в области подсвязочного пространства составляет 4 мм, в 5—7 лет — 6—7 мм, к 14 годам — 1 см. Особенностями гортани у детей являются: ее узкий просвет, множество нерв ных рецепторов, легко возникающий отек подслизистого слоя, что может привести к тяжелым нарушениям дыхания.

Щитовидные хрящи образуют у мальчиков старше 3 лет бо лее острый угол, с 10 лет формируется типичная мужская гор тань.

Особенности трахеи ребенка

Трахея является продолжением гортани. Она широкая и ко роткая, каркас трахеи состоит из 14—16 хрящевых колец, которые соединены фиброзной перепонкой вместо эластичной замыкаю щей пластины у взрослых. Наличие в перепонке большого коли чества мышечных волокон способствует изменению ее просвета.

Анатомически трахея новорожденного находится на уров не IV шейного позвонка, а у взрослого — на уровне VI—VII шей ного позвонка. У детей она постепенно опускается, как и ее би фуркация, которая располагается у новорожденного на уровне III грудного позвонка, у детей 12 лет — на уровне V—VI грудно го позвонка.

В процессе физиологического дыхания просвет трахеи ме няется. Во время кашля он уменьшается на 1/3 своего попереч ного и продольного размеров. Слизистая оболочка трахеи богата железами, выделяющими секрет, который покрывает поверхность трахеи слоем толщиной 5 мкм.

Реснитчатый эпителий способствует перемещению слизи со скоростью 10—15 мм/мин по направлению изнутри кнаружи.

Особенности трахеи у детей способствуют развитию ее вос паления — трахеиту, который сопровождается грубым, низким по тембру кашлем, напоминающим кашель «как в бочку».

Особенности бронхиального дерева ребенка

Бронхи у детей к рождению сформированы. Слизистая обо лочка их богато снабжена кровеносными сосудами, покрыта слоем слизи, которая движется со скоростью 0,25—1 см/мин. Особенностью бронхов у детей является то, что эластичные и мышечные волокна развиты слабо.

Бронхиальное дерево разветвляется до бронхов 21го поряд ка. С возрастом количество ветвей и их распределение остают ся постоянными. Размеры бронхов интенсивно меняются на пер вом году жизни и в периоде полового созревания. Их основу составляют хрящевые полукольца в раннем детском возрасте. Бронхиальные хрящи очень эластичные, податливые, мягкие и легко смещаются. Правый бронх шире левого и является про должением трахеи, поэтому в нем чаще обнаруживаются ино родные тела.

После рождения ребенка в бронхах формируется цилиндри ческий эпителий с мерцательным аппаратом. При гиперемии бронхов и их отеке резко снижается их просвет (вплоть до пол ного его закрытия).

Недоразвитие дыхательной мускулатуры способствует сла бому кашлевому толчку у маленького ребенка, что может при вести к закупорке слизью мелких бронхов, а это, в свою оче редь, приводит к инфицированию легочной ткани, нарушению очистительной дренажной функции бронхов.

С возрастом по мере роста бронхов, появлением широких просветов бронхов, продуцированием бронхиальными железами менее вязкого секрета реже встречаются острые заболевания бронхолегочной системы по сравнению с детьми более раннего возраста.

Особенности легких у детей

Легкие у детей, как и у взрослых, делятся на доли, доли на сег менты. Легкие имеют дольчатое строение, сегменты в легких от делены друг от друга узкими бороздами и перегородками из сое динительной ткани. Основной структурной единицей являются альвеолы. Число их у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрос лого человека. Альвеолы начинают развиваться с 4—6недель ного возраста, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие у детей увеличиваются за счет линейного размера, па раллельно нарастает дыхательная поверхность легких.

В развитии легких можно выделить следующие периоды:

1)      от рождения до 2 лет, когда происходит интенсивный рост альвеол;

2)      от 2 до 5 лет, когда интенсивно развивается эластическая ткань, формируются бронхи с перебронхиальными включе ниями легочной ткани;

3)      от 5 до 7 лет окончательно формируются функциональные способности легких;

4)      от 7 до 12 лет, когда происходит дальнейшее увеличение массы легких за счет созревания легочной ткани.

Анатомически правое легкое состоит из трех долей (верхней, средней и нижней). К 2 годам размеры отдельных долей соот ветствуют друг другу, как у взрослого человека.

Кроме долевого, в легких различают сегментарное деление, в правом легком различают 10 сегментов, в левом — 9.

Основной функцией легких является дыхательная. Считается, что через легкие ежедневно проходит 10 000 л воздуха. Кисло род, поглощенный из вдыхаемого воздуха, обеспечивает функ ционирование многих органов и систем; легкие принимают учас тие во всех видах обмена веществ.

Читайте также:  Скачать картинки для развития ребенка

Дыхательная функция легких осуществляется с помощью биологически активного вещества — сурфактанта, также оказы вающего бактерицидное действие, препятствующего попаданию жидкости в легочные альвеолы.

С помощью легких из организма удаляются отработанные газы.

Особенностью легких у детей является незрелость альвеол, они имеют небольшой объем. Это компенсируется учащением дыхания: чем младше ребенок, тем более поверхностное у него дыхание. Частота дыхания у новорожденного равна 60, у под ростка — уже 16—18 дыхательных движений в 1 минуту. Завер шается развитие легких к 20 годам.

Самые различные заболевания могут нарушать у детей жиз ненно важную функцию дыхания. Изза особенностей аэрации, дренажной функции и эвакуации секрета из легких воспали тельный процесс часто локализуется в нижней доле. Это про исходит в лежачем состоянии у детей грудного возраста изза недостаточной дренажной функции. Парависцебральные пнев монии чаще возникают во втором сегменте верхней доли, а также в базальнозаднем сегменте нижней доли. Может часто поражать ся средняя доля правого легкого.

Наибольшее диагностическое значение имеют следующие исследования: рентгенологическое, бронхологическое, опреде ление газового состава крови, рН крови, исследование функ ции внешнего дыхания, исследование бронхиального секрета, компьютерная томография.

По частоте дыхания, соотношению его с пульсом судят о нали чии или отсутствии дыхательной недостаточности (см. табл. 14).

Особенности развития дыхательной системы ребенка

Источник

Îñîáåííîñòè ðîñòà è äèôôåðåíöèðîâàíèÿ îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé â ïåðâûå ãîäû æèçíè. Àíàòîìî-ôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé è èõ çíà÷èìîñòü â âîçíèêíîâåíèè è òå÷åíèè ðåñïèðàòîðíîé ïàòîëîãèè. Áèôóðêàöèÿ òðàõåè ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Êàðàãàíäèíñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ìåäèöèíñêèé óíèâåðñèòåò

Êàôåäðà ãèñòîëîãèè

Ðåôåðàò Íà òåìó:

«Îñîáåííîñòè äûõàòåëüíîé ñèñòåìû äåòåé»

Âûïîëíèëà: Ñò. 3-065 ÎÌÔ

Ãàáàéäóëèíà Ê. Î.

Ïðîâåðèëà: Ïðåïîäàâàòåëü

Äæóìàáàåâà Ñ. Ê.

Êàðàãàíäà 2015

Îðãàíû äûõàíèÿ ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ ðåáåíêà ìîðôîëîãè÷åñêè íåñîâåðøåííû.  òå÷åíèå ïåðâûõ ëåò æèçíè îíè èíòåíñèâíî ðàñòóò è äèôôåðåíöèðóþòñÿ. Ê 7 ãîäàì ôîðìèðîâàíèå îðãàíîâ äûõàíèÿ çàêàí÷èâàåòñÿ è â äàëüíåéøåì ïðîèñõîäèò òîëüêî óâåëè÷åíèå èõ ðàçìåðîâ.

Íîñ ó äåòåé ïåðâûõ òðåõ ëåò æèçíè ìàë. ïîëîñòè åãî íåäîðàçâèòû, íîñîâûå õîäû óçêèå, ðàêîâèíû òîëñòûå. Íèæíèé íîñîâîé õîä îòñóòñòâóåò. Îí ôîðìèðóåòñÿ ê 4 ãîäàì. Ïðè íàñìîðêå ó ìàëåíüêèõ äåòåé ëåãêî âîçíèêàåò îòåê ñëèçèñòîé, ÷òî ïðèâîäèò ê íåïðîõîäèìîñòè íîñîâûõ õîäîâ, çàòðóäíÿåò ñîñàíèå ãðóäè, âûçûâàåò îäûøêó. Ïåùåðèñòàÿ òêàíü ïîäñëèçèñòîé îáîëî÷êè íîñà ðàçâèòà íåäîñòàòî÷íî, ýòèì îáúÿñíÿþòñÿ ðåäêèå íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ. Ïðèäàòî÷íûå ïàçóõè íîñà ê ðîæäåíèþ ðåáåíêà íå ñôîðìèðîâàíû. Îäíàêî â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ ñèíóñèòû. Ñëåçíî-íîñîâîé ïðîòîê øèðîêèé, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ïðîíèêíîâåíèþ èíôåêöèè èç íîñà â êîíúþíêòèâàëüíûé ìåøîê.

Ãëîòêà. Ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ñðàâíèòåëüíî óçêà è ìàëà.

Åâñòàõèåâàòðóáà. Êîðîòêàÿ è øèðîêàÿ, ðàñïîëîæåíà áîëåå ãîðèçîíòàëüíî, ÷åì ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà, îòâåðñòèå åå íàõîäèòñÿ áëèæå ê õîàíàì. Ýòî ïðåäðàñïîëàãàåò ê áîëåå ëåãêîìó èíôèöèðîâàíèþ áàðàáàííîé ïîëîñòè ïðè ðèíèòå.

Íàäãîðòàííèê. Ó íîâîðîæäåííîãî ìÿãêèé, ëåãêî ñãèáàåòñÿ, òåðÿÿ ïðè ýòîì ñïîñîáíîñòü ãåðìåòè÷åñêè ïðèêðûâàòü âõîä â òðàõåþ. Ýòèì ÷àñòè÷íî îáúÿñíÿåòñÿ áîëüøàÿ îïàñíîñòü àñïèðàöèè ñîäåðæèìîãî æåëóäêà â äûõàòåëüíûå ïóòè ïðè ðâîòå è ñðûãèâàíèè. Íåïðàâèëüíîå ïîëîæåíèå è ìÿãêîñòü õðÿùà íàäãîðòàííèêà ìîæåò áûòü ïðè÷èíîé ôóíêöèîíàëüíîãî ñóæåíèÿ âõîäà â ãîðòàíü è ïîÿâëåíèÿ øóìíîãî (ñòðèäîðîçíîãî) äûõàíèÿ.

Ãîðòàíü.Ðàñïîëîæåíà âûøå, ÷åì ó âçðîñëûõ, ïîýòîìó ðåáåíîê, ëåæà íà ñïèíå, ìîæåò ãëîòàòü æèäêóþ ïèùó. Ãîðòàíü èìååò âîðîíêîîáðàçíóþ ôîðìó.  îáëàñòè ïîäñâÿçî÷íîãî ïðîñòðàíñòâà îò÷åòëèâî âûðàæåíî ñóæåíèå. Äèàìåòð ãîðòàíè â ýòîì ìåñòå ó íîâîðîæäåííîãî âñåãî 4 ìì è óâåëè÷èâàåòñÿ ñ âîçðàñòîì ìåäëåííî — ê 14 ãîäàì ñîñòàâëÿåò 1 ñì. Óçêèé ïðîñâåò ãîðòàíè, ëåãêî âîçíèêàþùèå îòåê ïîäñëèçèñòîãî ñëîÿ, ñïàçì ãëàäêîé ìóñêóëàòóðû èç-çà îáèëèÿ íåðâíûõ ðåöåïòîðîâ â ïîäñâÿçî÷íîì ïðîñòðàíñòâå ìîãóò ïðèâåñòè ïðè ðåñïèðàòîðíîé èíôåêöèè ê ñòåíîçó (ñóæåíèþ) ãîðòàíè.

Òðàõåÿ. Ó íîâîðîæäåííîãî ðåáåíêà îòíîñèòåëüíî øèðîêàÿ, ïîääåðæèâàåòñÿ íåçàìêíóòûìè õðÿùåâûìè êîëüöàìè è øèðîêîé ìûøå÷íîé ìåìáðàíîé. Ñîêðàùåíèå è ðàññëàáëåíèå ìûøå÷íûõ âîëîêîí èçìåíÿåò åå ïðîñâåò. Òðàõåÿ î÷åíü ïîäâèæíà, ÷òî íàðÿäó ñ ìåíÿþùèìñÿ ïðîñâåòîì è ìÿãêîñòüþ õðÿùåé ïðèâîäèò ê ñïàäåíèþ åå íà âûäîõå è ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé ýêñïèðàòîðíîé îäûøêè èëè ãðóáîãî õðàïÿùåãî äûõàíèÿ (âðîæäåííûé ñòðèäîð). Ñèìïòîìû ñòðèäîðà èñ÷åçàþò ê äâóì ãîäàì, êîãäà õðÿùè ñòàíîâÿòñÿ áîëåå ïëîòíûìè.

Áðîíõèàëüíîåäåðåâî. Ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ ðåáåíêà ñôîðìèðîâàíî. Áðîíõè óçêèå, èõ õðÿùè ìÿãêèå è ïîäàòëèâûå, òàê êàê îñíîâó áðîíõîâ, òàê æå êàê è òðàõåè, ñîñòàâëÿþò ïîëóêîëüöà, ñîåäèíåííûå ôèáðîçíîé ïëåíêîé. Ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà óãîë îòõîæäåíèÿ îáîèõ áðîíõîâ îò òðàõåè îäèíàêîâ è èíîðîäíûå òåëà ìîãóò ïîïàäàòü êàê â ïðàâûé, òàê è â ëåâûé áðîíõ. Ñ âîçðàñòîì óãîë ìåíÿåòñÿ — èíîðîäíûå òåëà ÷àùå îáíàðóæèâàþòñÿ â ïðàâîì áðîíõå, òàê êàê îí ÿâëÿåòñÿ êàê áû ïðîäîëæåíèåì òðàõåè.  ðàííåì âîçðàñòå áðîíõèàëüíîå äåðåâî âûïîëíÿåò î÷èñòèòåëüíóþ ôóíêöèþ íåäîñòàòî÷íî. Ìåõàíèçìû ñàìîî÷èùåíèÿ — âîëíîîáðàçíûå äâèæåíèÿ ìåðöàòåëüíîãî ýïèòåëèÿ ñëèçèñòîé áðîíõîâ, ïåðèñòàëüòèêà áðîíõèîë, êàøëåâîé ðåôëåêñ — ðàçâèòû íàìíîãî ñëàáåå, ÷åì ó âçðîñëûõ. Ãèïåðåìèÿ è îòå÷íîñòü ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, ñêîïëåíèå èíôèöèðîâàííîé ñëèçè çíà÷èòåëüíî ñóæàþò ïðîñâåò áðîíõîâ âïëîòü äî ïîëíîé èõ çàêóïîðêè, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ àòåëåêòàçîâ è èíôèöèðîâàíèþ ëåãî÷íîé òêàíè.  ìåëêèõ áðîíõàõ ëåãêî ðàçâèâàåòñÿ ñïàçì, ÷òî îáúÿñíÿåò ÷àñòîòó áðîíõèàëüíîé àñòìû è àñòìàòè÷åñêîãî êîìïîíåíòà ïðè áðîíõèòàõ è ïíåâìîíèÿõ â äåòñêîì âîçðàñòå.

Ëåãêèå. Ó íîâîðîæäåííîãî ðåáåíêà ëåãêèå íåäîñòàòî÷íî ñôîðìèðîâàíû. Òåðìèíàëüíûå áðîíõèîëû çàêàí÷èâàþòñÿ íå ãðîçäüþ àëüâåîë, êàê ó âçðîñëîãî, à ìåøî÷êîì, èç êðàåâ êîòîðîãî ôîðìèðóþòñÿ íîâûå àëüâåîëû. Êîëè÷åñòâî àëüâåîë è èõ äèàìåòð óâåëè÷èâàåòñÿ ñ âîçðàñòîì. Íàðàñòàåò è æèçíåííàÿ åìêîñòü ëåãêèõ. Ìåæóòî÷íàÿ (èíòåðñòèöèàëüíàÿ) òêàíü â ëåãêîì ðûõëàÿ, ñîäåðæèò î÷åíü ìàëî ñîåäèíèòåëüíîòêàííûõ è ýëàñòè÷åñêèõ âîëîêîí, áîãàòà êëåò÷àòêîé è ñîñóäàìè.  ñâÿçè ñ ýòèì ëåãêèå ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà áîëåå ïîëíîêðîâíû è ìåíåå âîçäóøíû, ÷åì ó âçðîñëîãî. Áåäíîñòü ýëàñòè÷íûõ âîëîêîí ñïîñîáñòâóåò ëåãêîñòè âîçíèêíîâåíèÿ ýìôèçåìû è àòåëåêòàçïðîâàíèþ ëåãî÷íîé òêàíè. Ñêëîííîñòü ê àòåëåêòàçó óñèëèâàåòñÿ èç-çà äåôèöèòà ñóðôàêòàíòà. Ñóðôàêòàíò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïîâåðõíîñòíî-àêòèâíîå âåùåñòâî, ïîêðûâàþùåå òîíêîé ïëåíêîé âíóòðåííþþ ïîâåðõíîñòü àëüâåîë, è ïðåïÿòñòâóåò èõ ñïàäåíèþ íà âûäîõå. Ïðè äåôèöèòå ñóðôàêòàíòà àëüâåîëû íåäîñòàòî÷íî ðàñïðàâëÿþòñÿ è ðàçâèâàåòñÿ äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.

Àòåëåêòàçûíàèáîëåå ÷àñòî âîçíèêàþò â çàäíåíèæíèõ îòäåëàõ ëåãêèõ èç-çà èõ ñëàáîé âåíòèëÿöèè. Ðàçâèòèþ àòåëåêòàçîâ è ëåãêîñòè èíôèöèðîâàíèÿ ëåãî÷íîé òêàíè ñïîñîáñòâóåò çàñòîé êðîâè â ðåçóëüòàòå âûíóæäåííîãî ãîðèçîíòàëüíîãî ïîëîæåíèÿ ðåáåíêà ãðóäíîãî âîçðàñòà.

Читайте также:  Способности ребенка и их развитие

Ïàðåíõèìà ëåãêîãî ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ñïîñîáíà ðàçðûâàòüñÿ ïðè îòíîñèòåëüíî íåáîëüøîì óâåëè÷åíèè äàâëåíèÿ âîçäóõà â äûõàòåëüíûõ ïóòÿõ. Ýòî ìîæåò ïðîèçîéòè ïðè íàðóøåíèè òåõíèêè ïðîâåäåíèÿ èñêóññòâåííîé âåíòèëÿöèè ëåãêèõ.

Êîðåíüëåãêîãî ñîñòîèò èç êðóïíûõ áðîíõîâ, ñîñóäîâ è ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ.

Ëèìôàòè÷åñêèåóçëû ðåàãèðóþò íà âíåäðåíèå èíôåêöèè.

Ïëåâðàõîðîøî ñíàáæåíà êðîâåíîñíûìè è ëèìôàòè÷åêèìè ñîñóäàìè, îòíîñèòåëüíî òîëñòàÿ, ëåãêî ðàñòÿæèìàÿ. Ïàðèåòàëüíûé ëèñòîê ïëåâðû ñëàáî ôèêñèðîâàí.

Ãðóäíàÿêëåòêà,äèàôðàãìàèñðåäîñòåíèå. Äèàôðàãìà ðàñïîëîæåíà âûñîêî. Åå ñîêðàùåíèÿ óâåëè÷èâàþò âåðòèêàëüíûé ðàçìåð ãðóäíîé ïîëîñòè. Óõóäøàþò âåíòèëÿöèþ ëåãêèõ óñëîâèÿ, çàòðóäíÿþùèå äâèæåíèå äèàôðàãìû (ìåòåîðèçì, óâåëè÷åíèå ðàçìåðîâ ïàðåíõèìàòîçíûõ îðãàíîâ).

Íåäîðàçâèòèå äûõàòåëüíîéìóñêóëàòóðû ñïîñîáñòâóåò ñëàáîìó êàøëåâîìó òîë÷êó ó ìàëåíüêîãî ðåáåíêà, ÷òî ìîæåò ïðèâåñòè ê çàêóïîðêå ñëèçüþ ìåëêèõ áðîíõîâ, à ýòî, â ñâîþ î÷åðåäü, ïðèâîäèò ê èíôèöèðîâàíèþ ëåãî÷íîé òêàíè, íàðóøåíèþ î÷èñòèòåëüíîé äðåíàæíîé ôóíêöèè áðîíõîâ.

Íåêîòîðûåàíàòîìî-ôèçèîëîãèãåñêèåîñîáåííîñòèîðãàíîâäûõàíèÿóäåòåéèèõçíà÷èìîñòüââîçíèêíîâåíèèèòå÷åíèèðåñïèðàòîðíîéïàòîëîãèè

Îñîáåííîñòü

Çíà÷åíèå

Ìÿãêîñòü ðåáåð è ïîäàòëèâîñòü ãðóäíîé êëåòêè

Îáëåã÷åíèå ïðîõîæäåíèÿ ïî ðîäîâûì ïóòÿì, íî ñêëîííîñòü ê ïàðàäîêñàëüíîìó äûõàíèþ

«Ýêñïèðàòîðíîå» ñòðîåíèå ãðóäíîé êëåòêè (ðåáðà ðàñïîëîæåíû ïî÷òè ïîä ïðÿìûì óãëîì ê ïîçâîíî÷íèêó)

Îãðàíè÷åííûå âîçìîæíîñòè óâåëè÷åíèÿ äûõàòåëüíîãî îáúåìà

Ìåíüøàÿ âûðàæåííîñòü äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû

Îãðàíè÷åíèå âîçìîæíîñòè óâåëè÷åíèÿ äûõàòåëüíîãî îáúåìà, ïðåîäîëåíèÿ ñîïðîòèâëåíèÿ ïðè îáñòðóêöèè, ëåãêîñòü âîçíèêíîâåíèÿ ñëàáîñòè è èñòîùàåìîñòè äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû

Âûñîêîå ñòîÿíèå äèàôðàãìû

Äèàôðàãìàëüíûé òèï äûõàíèÿ

Óçêèå (äî 1 ìì) è êîðîòêèå íîñîâûå õîäû

Çàòðóäíåíèå ñîñàíèÿ ïðè ðèíèòå, óõóäøåíèå ïðîòèâîèíôåêöèîííîé çàùèòû, ñîãðåâàíèÿ, ìåõàíè÷åñêîé î÷èñòêè âîçäóõà ïðè äûõàíèè ÷åðåç ðîò

Íåçàâåðøåííîå ðàçâèòèå ïðèäàòî÷íûõ ïàçóõ

Ðåäêîñòü â ðàííåì âîçðàñòå âîçíèêíîâåíèÿ ñèíóñèòîâ

Õðÿùè ãîðòàíè íåæíûå è ïîäàòëèâûå, ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà áîãàòà êðîâåíîñíûìè è ëèìôàòè÷åñêèìè ñîñóäàìè, ýëàñòè÷åñêàÿ òêàíü ðàçâèòà ñëàáî, êëåò÷àòêà ïîäñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà îòëè÷àåòñÿ ïîâûøåííîé ðûõëîñòüþ. 1 ìì îòåêà ñëèçèñòîé ïîäñâÿçî÷íîãî ïðîñòðàíñòâà ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ åãî ïðîñâåòà íà 50–75% (ó âçðîñëûõ íà 20%)

Âûñîêàÿ ÷àñòîòà âîçíèêíîâåíèÿ è òÿæåëîå òå÷åíèå ëàðèíãèòîâ, íåðåäêî ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ðàçâèòèåì ñòåíîçà ãîðòàíè

Òðàõåÿ îòíîñèòåëüíî êîðîòêàÿ*, èìååò âîðîíêîîáðàçíóþ ôîðìó; ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà òðàõåè íåæíàÿ, áîãàòà êðîâåíîñíûìè ñîñóäàìè è èìååò îòíîñèòåëüíî ìíîãî ñëèçèñòûõ æåëåç; 1/3 òðàõåè ïðåäñòàâëåíà ïåðåïîí÷àòîé ÷àñòüþ (ó âçðîñëûõ – 1/5), ÷òî ïðèâîäèò ê óìåíüøåíèþ åå ïðîñâåòà íà îäíó òðåòü âî âðåìÿ äûõàòåëüíîãî öèêëà è ïðè êàøëå

Áîëåå ÷àñòîå, ÷åì ó âçðîñëûõ, êàê èçîëèðîâàííîå ïîðàæåíèå òðàõåè, òàê è âîâëå÷åíèå åå â âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ ïðè ëàðèíãèòàõ è áðîíõèòàõ (ëàðèíãîòðàõåèòû è òðàõåîáðîíõèòû)

Áðîíõè óçêèå, áðîíõèîëû íîâîðîæäåííîãî èìåþò 0,1 ìì â äèàìåòðå (ó âçðîñëûõ 0,5 ìì), îòåê ñòåíêè áðîíõîâ íà 1 ìì óâåëè÷èâàåò ñîïðîòèâëåíèå â âîçäóõîíîñíûõ ïóòÿõ íîâîðîæäåíîãî â 16 ðàç (ó âçðîñëî­ ãî–â 2–3 ðàçà); ìåíüøåå êîëè÷åñòâî ýëàñòè÷åñêîé òêàíè, íåäîðàçâèòèå è ìÿãêîñòü õðÿùåé; îòñóòñòâèå (äî 8 ëåò) «âñïîìîãàòåëüíîãî» òîêà âîçäóõà ìåæäó ñîñåä­ íèìè áðîíõàìè; îòíîñèòåëüíî òîëñòàÿ, ðûõëàÿ, õîðîøî âàñêóëÿðèçèðîâàííàÿ ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà áðîíõîâ, áîëüøàÿ êîíöåíòðàöèÿ ñëèçèñòûõ æåëåç

Ñêëîííîñòü ê îñòðîé è ðåöèäèâèðóþùåé îáñòðóêöèè áðîíõîâ; ïðåîáëàäàíèå êîìïîíåíòîâ ãèïåðñåêðåöèè è îòåêà â îáñòðóêöèè áðîíõîâ; áîëüøàÿ ñêëîííîñòü ê óìåíüøåíèþ ïðîñâåòà äûõàòåëüíûõ ïóòåé ïðè âíåøíåì ñäàâëåíèè (íàïðèìåð, ïðîñâåòà ñðåäíåäîëåâîãî áðîíõà óâåëè÷åííûìè ëèìôàòè÷åñêèìè óçëàìè); áîëüøàÿ ñêëîííîñòü ê àòåëåêòàçàì, âîçíèêíîâåíèþ âîçäóøíûõ ëîâóøåê

Ïðàâûé áðîíõ áîëåå øèðîêèé è îòõîäèò ïî÷òè ïîä ïðÿìûì óãëîì

Áîëüøàÿ ÷àñòîòà ïîïàäàíèÿ èíîðîäíîãî òåëà â ïðàâûé áðîíõ

Ìåíüøàÿ ðàñòÿæèìîñòü ëåãêèõ (1/3 âåëè­ ÷èíû âçðîñëîãî ÷åëîâåêà)

Îòíîñèòåëüíî áîëüøàÿ ðàáîòà, çàòðà÷èâàåìàÿ íà äûõàíèå, áîëüøèå ýíåðãåòè÷åñêèå çàòðàòû, îñîáåííî ïðè òàõèïíîý è îäûøêå

Äûõàòåëüíûé ýêâèâàëåíò ó ãðóäíîãî ðåáåíêà â 2 ðàçà áîëüøå, ÷åì ó âçðîñëîãî; â 3 ðàçà áîëüøèé ìèíóòíûé îáúåì âåíòèëÿöèè (0,4 ë/êã ó 1-ìåñÿ÷íîãî ðåáåíêà è 0,125 ë/êã – 14-ëåòíåãî ðåáåíêà), ÷òî è îáåñïå÷èâàåò áîëüøåå ïîãëîùåíèå êèñëîðîäà (13,2 ìë/êã â ìèíóòó ó íîâîðîæäåííîãî ïî ñðàâíåíèþ ñ 4,3 ìë/êã â ìèíóòó ó âçðîñëîãî)

Âîçìîæíîñòü áûñòðîãî ðàçâèòèÿ äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïðè áîëåçíÿõ îðãàíîâ äûõàíèÿ, òàê êàê äëÿ óñâîåíèÿ 1 ë êèñëî­ ðîäà ðåáåíêó ïðèõîäèòñÿ ñîâåðøàòü â 2 ðàçà áîëüøóþ ðàáîòó

Áîëüøàÿ óñòîé÷èâîñòü ê ãèïîêñèè ó íîâî­ ðîæäåííûõ è ãðóäíûõ äåòåé; ñíèæåíèå èíòåíñèâíîñòè îêèñëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ

Õîðîøàÿ ïî ñðàâíåíèþ ñî âçðîñëûìè ïåðåíîñèìîñòü íåäëèòåëüíîé óìåðåííîé ãèïîêñèè; ïëîõàÿ ïåðåíîñèìîñòü õðîíè÷åñêîé ãèïîêñèè

«Ïðèìèòèâíûé» õàðàêòåð àöèíóñà, áåäíîñòü êîëëàòåðàëüíîé âåíòèëÿöèè, áîëüøàÿ ðûõëîñòü ìåæàëüâåîëÿðíîé è ìåæäîëüêîâîé ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè, áîãàòàÿ âàñêóëÿðèçàöèÿ ëåãêèõ

Ìåíüøàÿ äèôôóçèîííàÿ ñïîñîáíîñòü ñ áî­ ëåå íèçêèì êîýôôèöèåíòîì óòèëèçàöèè êèñëîðîäà èç âîçäóõà (ó íîâîðîæäåííûõ 1 ìë êèñëîðîäà óñâàèâàåòñÿ èç 42 ìë âîç­ äóõà, à ó âçðîñëûõ — èç 16 ìë); áîëüøàÿ ñêëîííîñòü ê îòåêó è ãåíåðàëèçàöèè èíôåêöèè â ëåãêèõ, óìåíüøåíèå äûõàòåëüíîãî îáúåìà ïðè ëþáîì òàõèïíîý

Ïëåâðà òîíêàÿ, íåæíàÿ; ýëàñòè÷åñêàÿ ñåòü ïëåâðû ôîðìèðóåòñÿ ê 7 ãîäàì; ðûõëàÿ è ïîäàòëèâàÿ êëåò÷àòêà, îêðóæàþùàÿ ñðåäîñòåíèå

Ëåãêîñòü ñìåùåíèÿ îðãàíîâ ñðåäîñòåíèÿ ïðè íàêîïëåíèè æèäêîñòè â ïëåâðàëüíîé ïîëîñòè

Íåñêîëüêî ìåíüøàÿ ïî ñðàâíåíèþ ñî âçðîñëûìè âÿçêîñòü ñëèçè áðîíõîâ

Áîëåå ëåãêàÿ ýâàêóàöèÿ ìîêðîòû èç âîçäóõîíîñíûõ ïóòåé

Áîëüøàÿ ïîäâèæíîñòü ñðåäîñòåíèÿ

Âîçìîæíîñòü ïåðåãèáà êðóïíûõ ìàãèñòðàëüíûõ ñîñóäîâ è ñäàâëåíèÿ ëåãêîãî ïðè ñäâèãå ñðåäîñòåíèÿ

îðãàí äûõàíèå äåòè òðàõåÿ

*Áèôóðêàöèÿòðàõåèóäåòåéðàííåãîâîçðàñòàðàñïîëîæåíàâûøå,÷åìóâçðîñëûõ(ååîðèåíòèðîâî÷íîìîæíîîïðåäåëèòüêàêìåñòîïåðåñå÷åíèÿëèíèé,ïðîâåäåííûõîòspinascapulaeêïîçâîíî÷íèêó)

Íàèáîëåå çíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ ïîñëå ðîæäåíèÿ ïðîèñõîäÿò â ñòðîåíèè àöèíóñîâ, êîëè÷åñòâî êîòîðûõ, îäíàêî, íå èçìåíÿåòñÿ. Íàèáîëüøèé ðîñò è äèôôåðåíöèðîâêà âñåõ ñòðóêòóð àöèíóñà ñ îáðàçîâàíèåì íîâûõ àëüâåîë ïðèõîäÿòñÿ íà ïåðâûé ãîä æèçíè. Ó äåòåé 3-4 ëåò äèôôåðåíöèðîâêà àöèíóñà çàìåäëÿåòñÿ, à ê 7–9 ãîäàì â îñíîâíîì çàêàí÷èâàåòñÿ. Ñ ðîñòîì ðåáåíêà ãðàíèöû ìåæäó ñåãìåíòàìè ñãëàæèâàþòñÿ è îïðåäåëÿþòñÿ ñ òðóäîì, îñîáåííî â íèæíèõ äîëÿõ. Ðàçâèòèå ýëàñòè÷åñêîãî êàðêàñà çàêàí÷èâàåòñÿ ëèøü â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå.

Ïîñòíàòàëüíûé ðîñò ëåãêèõ îáåñïå÷èâàåò îòíîñèòåëüíî õîðîøóþ ôóíêöèîíàëüíóþ êîìïåíñàöèþ â ñëó÷àÿõ ïîâðåæäåíèÿ èõ ñòðóêòóðû çà ñ÷åò ðîñòà è ðàçâèòèÿ íåïîâðåæäåííûõ ó÷àñòêîâ ëåãî÷íîé òêàíè.

Ñ âîçðàñòîì ïî ìåðå ðîñòà áðîíõîâ, ïîÿâëåíèåì øèðîêèõ ïðîñâåòîâ áðîíõîâ, ïðîäóöèðîâàíèåì áðîíõèàëüíûìè æåëåçàìè ìåíåå âÿçêîãî ñåêðåòà ðåæå âñòðå÷àþòñÿ îñòðûå çàáîëåâàíèÿ áðîíõî-ëåãî÷íîé ñèñòåìû ïî ñðàâíåíèþ ñ äåòüìè áîëåå ðàííåãî âîçðàñòà.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. «Ïåäèàòðèÿ», Í. Ï. Øàáàëîâ, 2003 ã., ÑïåöËèò, Ñàíêò – Ïåòåðáóðã.

2. Ãèñòîëîãèÿ. Ó÷åáíèê. 2-å èçä., ïåðåðàá. è äîï./Ïîä ðåä. Ý.Ã. Óëóìáåêîâà, Þ.À. ×åëûøåâà. Ì.: ÃÝÎÒÀÐ _ ÌÅÄ, 2002.

3. https://works.tarefer.ru/51/101876/index.html.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник