Особенности развития детей сирот в доме ребенка

Журнал «Альманах мировой науки» (Педагогические науки)

Балаш Т.Г., Литвин С.В.

Особенности развития детей – сирот, воспитывающихся в доме ребенка

СПб ГКУЗ «Специализированный психоневрологический

дом ребенка №13 Адмиралтейского района»,

г. Санкт-Петербург

Воспитанники Домов ребёнка – это особый контингент, у которого все личностное развитие, как правило, формируется с задержкой и имеет осложнённый характер становления какой-либо функции. Такая задержка, в основном, спровоцирована определенными факторами. С одной стороны, это могут быть различные нарушения развития, с другой – депривационные факторы внешней среды. Основной контингент Домов ребёнка как раз и составляют дети раннего возраста, имеющие нарушения в развитии.

Дети с нарушениями в развитии – дети, имеющие отставание в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого) или обусловленное органическим поражением центральной нервной системы
(ЦНС) [1].

Огромную роль в развитии играют биологические и социальные факторы. Органический (биологический) дефект является первой причиной нарушенного развития. Условия социальной среды могу сгладить, компенсировать последствия биологического «сбоя», или же, напротив, усилить его отрицательные последствия. К социальным факторам относят психотравмирующую ситуацию в асоциальных семьях (алкоголизация и наркотическая интоксикация родителей, психические заболевания родителей), а также социально-психологические воздействия, которым в той или иной степени подвержены все дети, воспитывающиеся в домах ребенка. Самым психотравмирующим социально-психологическим воздействием является разлучение ребенка с матерью в первые годы жизни.

 Социальное развитие детей с нарушением развития раннего возраста происходит не так как у здоровых детей. В младенческом возрасте они не фиксируют взор на лице человека, у них затруднен контакт с взрослым «глаза в глаза», они не проявляют желание к сотрудничеству с близкими взрослыми, не стремятся к взаимодействию с другими людьми, не проявляют интереса к сверстникам. У этих детей к трём годам с трудом формируются представления о себе и о своем «Я». Для многих из них характерны раздражительность, резкое изменение настроения. У них задерживается формирование навыков опрятности и навыков самообслуживания.

Физическое развитие детей с нарушенным развитием имеет ряд особенностей по сравнению с их нормально развивающимися ровесниками. Овладение прямохождением у них происходит несколько позже, чем у их сверстников с нормальным интеллектом. Движения этих детей отличаются неустойчивостью, неуклюжестью походки, замедленностью или импульсивностью. Они не могут ходить целенаправленно по прямой дорожке, подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице. Часто у них отсутствует стремление научиться бегать, прыгать. Также отмечается недоразвитие ручной моторики. Движение обеих рук не согласованы, мелкие и точные движение кистей и пальцев рук не развиты. В младенчестве дети с нарушенным развитием не рассматривают предметы, не берут самостоятельно игрушки в руки, не манипулируют ими, не действуют ими. При этом подражательная способность без коррекционной развивающей помощи не формируется. Поэтому они своевременно не научаются предметным действиям (соотносящим и орудийным). Некоторые дети с нарушением интеллекта могут манипулировать (иногда это напоминает целенаправленное использование предмета), но в действительности ребёнок, производя действия не учитывает свойства и значение предметов [1].

У детей с отклонениями в развитии наблюдается низкий, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений, неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия. Недостаточно сформированы и пространственные представления. Поскольку развития пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представления данного вида у детей с нарушениями в развитии также имеет свои особенности – при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с интеллектуальными нарушениями часто не могут осуществить полноценный анализ формы, с трудом справляются с заданием на составление картинок.

Выраженное отставание обнаруживается и в развитии познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями. Это проявляется во всех сферах психического развития: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Наиболее характерными для детей с интеллектуальными нарушениями являются такие особенности внимания, как его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Память таких детей кратковременная, объем ее недостаточен. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; неумение организовывать свою работу.

К сожалению, у этих детей значительно позже формируются также предпосылки для развития зачатков трудовой деятельности, которые при нормальном развитии появляются концу третьего года жизни. У них нарушен необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена [2].

Таким образом, дети, оказывающиеся в домах ребенка, являются воспитанниками группы риска. Они могут иметь различные патологии, вызванные врожденными или приобретенными факторами. Независимо от этого, каждый из детей, оказывающихся в доме ребенка, находится в травмирующей социально-психологической ситуации, которая также может замедлить развитие и привести к различным отклонениям.

В связи с этим, в доме ребенка должны создаваться условия, минимизирующие травмирующий фактор разлуки ребенка с родными, а также проводиться развивающая и коррекционная работа по воздействию на отклонения, вызванные патологиями развития.

Библиографический список

  1. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е А Стребелевой. – М.:Полиграф сервис, 1998г. – с. 12-329.
  2. Худенко Е.Д. «Теоретические основы планирования учебно-воспитательного процесса в доме ребенка» – «Центр коррекционных технологий», Москва 2007г.
Читайте также:  Что считаете наиболее важным в развитии ребенка

Источник

Журнал «Альманах мировой науки» (Педагогические науки)

Балаш Т.Г., Литвин С.В.

Особенности развития детей – сирот, воспитывающихся в доме ребенка

СПб ГКУЗ «Специализированный психоневрологический

дом ребенка №13 Адмиралтейского района»,

г. Санкт-Петербург

Воспитанники Домов ребёнка – это особый контингент, у которого все личностное развитие, как правило, формируется с задержкой и имеет осложнённый характер становления какой-либо функции. Такая задержка, в основном, спровоцирована определенными факторами. С одной стороны, это могут быть различные нарушения развития, с другой – депривационные факторы внешней среды. Основной контингент Домов ребёнка как раз и составляют дети раннего возраста, имеющие нарушения в развитии.

Дети с нарушениями в развитии – дети, имеющие отставание в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого) или обусловленное органическим поражением центральной нервной системы
(ЦНС) [1].

Огромную роль в развитии играют биологические и социальные факторы. Органический (биологический) дефект является первой причиной нарушенного развития. Условия социальной среды могу сгладить, компенсировать последствия биологического «сбоя», или же, напротив, усилить его отрицательные последствия. К социальным факторам относят психотравмирующую ситуацию в асоциальных семьях (алкоголизация и наркотическая интоксикация родителей, психические заболевания родителей), а также социально-психологические воздействия, которым в той или иной степени подвержены все дети, воспитывающиеся в домах ребенка. Самым психотравмирующим социально-психологическим воздействием является разлучение ребенка с матерью в первые годы жизни.

 Социальное развитие детей с нарушением развития раннего возраста происходит не так как у здоровых детей. В младенческом возрасте они не фиксируют взор на лице человека, у них затруднен контакт с взрослым «глаза в глаза», они не проявляют желание к сотрудничеству с близкими взрослыми, не стремятся к взаимодействию с другими людьми, не проявляют интереса к сверстникам. У этих детей к трём годам с трудом формируются представления о себе и о своем «Я». Для многих из них характерны раздражительность, резкое изменение настроения. У них задерживается формирование навыков опрятности и навыков самообслуживания.

Физическое развитие детей с нарушенным развитием имеет ряд особенностей по сравнению с их нормально развивающимися ровесниками. Овладение прямохождением у них происходит несколько позже, чем у их сверстников с нормальным интеллектом. Движения этих детей отличаются неустойчивостью, неуклюжестью походки, замедленностью или импульсивностью. Они не могут ходить целенаправленно по прямой дорожке, подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице. Часто у них отсутствует стремление научиться бегать, прыгать. Также отмечается недоразвитие ручной моторики. Движение обеих рук не согласованы, мелкие и точные движение кистей и пальцев рук не развиты. В младенчестве дети с нарушенным развитием не рассматривают предметы, не берут самостоятельно игрушки в руки, не манипулируют ими, не действуют ими. При этом подражательная способность без коррекционной развивающей помощи не формируется. Поэтому они своевременно не научаются предметным действиям (соотносящим и орудийным). Некоторые дети с нарушением интеллекта могут манипулировать (иногда это напоминает целенаправленное использование предмета), но в действительности ребёнок, производя действия не учитывает свойства и значение предметов [1].

У детей с отклонениями в развитии наблюдается низкий, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений, неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия. Недостаточно сформированы и пространственные представления. Поскольку развития пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представления данного вида у детей с нарушениями в развитии также имеет свои особенности – при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с интеллектуальными нарушениями часто не могут осуществить полноценный анализ формы, с трудом справляются с заданием на составление картинок.

Выраженное отставание обнаруживается и в развитии познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями. Это проявляется во всех сферах психического развития: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Наиболее характерными для детей с интеллектуальными нарушениями являются такие особенности внимания, как его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Память таких детей кратковременная, объем ее недостаточен. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; неумение организовывать свою работу.

К сожалению, у этих детей значительно позже формируются также предпосылки для развития зачатков трудовой деятельности, которые при нормальном развитии появляются концу третьего года жизни. У них нарушен необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена [2].

Таким образом, дети, оказывающиеся в домах ребенка, являются воспитанниками группы риска. Они могут иметь различные патологии, вызванные врожденными или приобретенными факторами. Независимо от этого, каждый из детей, оказывающихся в доме ребенка, находится в травмирующей социально-психологической ситуации, которая также может замедлить развитие и привести к различным отклонениям.

Читайте также:  Игра как способ развития личности ребенка

В связи с этим, в доме ребенка должны создаваться условия, минимизирующие травмирующий фактор разлуки ребенка с родными, а также проводиться развивающая и коррекционная работа по воздействию на отклонения, вызванные патологиями развития.

Библиографический список

  1. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е А Стребелевой. – М.:Полиграф сервис, 1998г. – с. 12-329.
  2. Худенко Е.Д. «Теоретические основы планирования учебно-воспитательного процесса в доме ребенка» – «Центр коррекционных технологий», Москва 2007г.

Источник

Психологические особенности детей, воспитывающихся

в условиях детского дома.

Сироты, отвергнутые дети узнают чрезвычайно рано,

                                        что они не такие дети, как «те другие», а гораздо хуже  

                                        и живут совсем не по праву, а лишь из гуманности.

Ф.М.Достоевский

Дошкольный возраст  – это важнейший период в становлении личности человека. Именно на этом этапе детства ребёнок овладевает специфическими человеческими видами деятельности. Дошкольный период является сензитивным  для развития всех психических процессов и функций, в этом возрасте у ребёнка появляется самосознание, он становится личностью.

На сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию.

Как правило, в детских домах воспитывается неоднородный контингент детей: часто в одной группе находятся дети и нормально развивающиеся, и с различными степенями задержки психического и речевого развития.

Говоря о психологических особенностях детей  воспитывающихся в условиях детского дома, следует сказать, что в основном, это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Дети – сироты – это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних.

Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) – это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей.

В зависимости от того, чего именно лишен ребёнок, выделяют разные виды депривации (утрата или ограничение возможностей удовлетворять жизненно важные потребности) – материнскую, сенсорную, социальную, эмоциональную и другие.

Наиболее сложной формой депривации детей (по мнению Л.Ярроу)  является  материнская  депривация – отсутствие связи ребёнка именно с биологической матерью. Воспитание детей вне семьи ведет к депривации психического и личностного развития, которое проявляется в деформации базового доверия детей к миру.

Формирование личности ребенка – сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, на развитие общения, самооценки ребенка, как следствие, у детей деформируются многие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией.

Депривационные факторы образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации.

Резкое снижение у ребёнка яркости восприятия и разнообразия впечатлений  приводит к сенсорной депривации, сокращение общения ребёнка с другими людьми – к социальной депривации, слабая выраженность эмоциональности в общении с окружающим миром, вялое реагирование на окружение – к эмоциональной депривации, жесткая формальная организация среды детского дома – к когнитивной депривации.

У многих воспитанников детских домов стоит диагноз: задержка психического развития, а у детей, которых  психологи, врачи, дефектологи, педагоги относят к понятию «норма» имеются  ряд особенностей.

Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности.

У них наблюдается снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт характера: замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность.

У детей – сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, проявляется деформация личности, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению серьёзных проблем в сфере эмоционального развития.

Таким детям мало знаком язык жестов и мимики, изменчивых интонаций. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими людьми. Им  часто свойственны замкнутость, заторможенность, упрямство, негативизм.

Эмоциональный портрет воспитанника детского дома (по исследованиям Э.А.Минковой) характеризуется такими чертами, как:

  1. пониженный фон настроения;
  2. бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;
  3. склонность к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик; благодушие, приподнятое настроение – в угрюмость, агрессию);
  4. однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;
  5. эмоциональная поверхностность, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию;
  6. неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание

(от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);

  1. повышенная склонность  к страхам, тревожности, беспокойству;
  2. основная направленность положительных эмоций – получение всё новых и новых удовольствий (в то же время положительные эмоции более стойки и эффективнее регулируют поведение;
  3. нестабильность эмоциональных контактов с окружающими (легко вступают в контакт, внешне в общении могут казаться живыми и непосредственными, но быстро меняют партнёров по игре);
  4. непонимание эмоционального состояния другого человека, его поведение часто вызывает отрицательные эмоции к партнёру, отражается на взаимоотношениях с ним, приводит к конфликтам и ссорам;
  5. чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до 6-7 лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта);
Читайте также:  Нервно психическое развитие ребенка до года презентация

Чехословацкие психологи Й. Лангмейер и З. Матейчек  ввели понятие психических лишений или психической депривации (1984), которые  определяются  как психическое состояние, возникающие в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени

           Учитывая это, есть основания полагать, что различные стороны психического развития:

во-первых, не одинаково чувствительны к особенностям условий жизни ребенка;

во-вторых, в значительной степени определяются индивидуальными особенностями детей.

Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливаются отставанием в психическом развитии  детей по ряду существенных параметров:

  1. дети, воспитывающиеся в условиях детского дома,  медленнее овладевают речью;
  2. отставание в становлении вербальной функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления, на контактах ребенка с окружающими людьми, т.е. обнаруживается во всех сферах, где психическая деятельность опосредуется словом; 
  3. у  детей общий обзор, они не знакомы со многими элементарными бытовыми предметами, явлениями окружающего мира;
  4. обеднённость чувственной среды ведет к тому, что у воспитанников наблюдается существенное отставание в развитии наглядно – образного мышления, которое наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, являясь необходимым фундаментом для полноценного овладения школьной программой;
  5. у  многих воспитанников выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила при отставании контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, ситуативности поведения.

И.В. Дубровина и М.И. Лисина изучали особенности общения детей со взрослыми и сверстниками. Они учитывали, что различие в воспитании детей в семье и вне семьи связаны, прежде всего, и больше всего с разницей в их общении с окружающими людьми. Чем младше ребенок, тем большее значение приобретает его общение со старшими, поскольку тем сильнее оно опосредствует все остальные связи ребенка с миром.

Исследования Н.М.Неупокоева (1980) свидетельствуют, что даже поступившие в детский дом из самой неблагополучной семьи,  более коммуникативные,  и восприимчивы к воздействию взрослых, чем дети, совсем незнающие семьи. 

По мере взросления детей все более важное место в их жизни завоевывает их общение со сверстниками. В закрытых учреждениях ребенок пребывает в группе своих сверстников постоянно, поэтому и становление дружеских отношений у воспитанников детских учреждений также имеет свою специфику.

Характер потребностей решающим образом определяет поведение ребенка при общении с людьми, динамику и, главное, содержание развертываемой им деятельности. Ранее и дошкольное детство, в крайне неблагополучной семье или доме ребенка, а затем в детском доме, безусловно, оказывает влияние на особенности формирования личности ребенка.

Общение воспитанников со взрослыми и друг с другом, содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме, во многом определяют особенности формирования одного из центральных формирований личности – образа  «Я ребенка», его отношения к себе и представления о себе.

 Общение со взрослыми, являясь общественным фактором общего важнейшего развития ребенка, на каждом возрастном этапе имеет свои специфические особенности, обнаруживающиеся в содержании общения и его значении для формирования личности. Эффективность общения детей со взрослыми связанно прежде всего с тем, что оно дает такие знания, которые необходимы им для будущей самостоятельной жизни.

Важно учитывать, что в детском учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не властен предпочесть какую-либо другую группу. Принадлежность к определенной группе сверстников для него как бы безусловна. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи. С другой стороны, нельзя не увидеть и заметных издержек – подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.

У детей, воспитывающихся в детском доме,  часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности.

Зависимость от взрослого может выступать в двух формах:

положительной –   когда ребенок стремиться привлечь внимание взрослого, завоевать его любовь выполнением требований, послушным поведением и т.п.,

 отрицательной – когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением, нарочитым невыполнением требований, демонстративным непониманием.

Чем старше дети, тем чаще в условиях детского дома можно встретиться с поисками отрицательной зависимости.

Учитывая всё вышеизложенное, хочется отметить, что педагогам, работающим с детьми в условиях детского дома, следует учитывать не только главные возрастные и личностные особенности, условия социальной среды воспитанников, но и  основные психологические новообразования  детей в определённом возрасте.

Однако при этом необходимо помнить, что, как бы ни были разнообразны и благоприятны условия, все же основным источником психического развития ребенка и носителем человеческих отношений, ценностей и способностей является взрослый человек.

И ничто не может заменить ребенку внимания и доброго отношения взрослого.

Статью подготовила:

Бодягина Ирина Станиславовна

Детский дом №40

В.О.района С-Пб

воспитатель

Источник