Особенности развитие воображение у ребенка в 4 года

Особенности развитие воображение у ребенка в 4 года thumbnail

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте.

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте [22, с 172].

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне не устойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры (М.Г. Витязь). Например, увидел белый халат – стал играть в больницу, увидел весы – стал продавцом.

Воображение дошкольника является в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.

У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла приходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого “Нарисуй, что хочешь” или “Придумай сказку” отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения.

О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.

Младшие дошкольники играют 5-10 минут. Внешние факторы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется. Они забывают переименование предметов и начинают их использовать в соответствии с реальными функциями.

С возможностью планирования прямо связано умение создавать целостные произведения (О.М. Дьяченко). У детей 3-4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находиться источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может. Как совершенно справедливо заметил В.А. Сухомлинский, “населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину”.

Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте. Трех-четырехлетние дети часто не отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, подчас смешивая сказочные и реальные образы. Рост критического отношения к образам воображения связан с расширением опыта детей, Они начинают понимать, что в сказке не все возможно. Нарушение в сказке типичных свойств предметов, характера производимых с ними действий вызывает отрицательное отношение дошкольника. Он чувствует меру, которую не должно переходить воображение.

В игре дошкольник также понимает логику жизненных связей и следует ей. Он отказывается съесть сначала третье блюдо, а потом первое, объясняя, что так не бывает[22,c.177].

Новые образы в словесном творчестве дошкольника оказываются не менее реалистичными, чем в игре. Ребенок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.

Фантазирование пронизывает всю жизнь малыша. В раннем детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом опыте. У детей 3-4 лет, а часто и в более старшем возрасте воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Фантазирование в этом случае есть не что иное, как воспоминание о прошлых событиях. Так, сюжеты детских сказок описывают реальные ситуации из жизни ребенка.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и примеры воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

Наиболее распространенным примеров в словесном творчестве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений.

Укажем особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

  • 1. воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
  • 2. оно становиться особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
  • 3. ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
  • 4. воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Источник

Воображение — это психический процесс, который заключается в создании сознанием образов и идей.

Воображение лежит в основе наглядно-образного мышления и участвует в таких важных процессах, как игра, творчество, планирование и моделирование. Развитое воображение способствует укреплению памяти и повышению внимательности, оно помогает мыслить и находить эффективные решения нестандартных задач.

Но воображение, словно резвый породистый скакун, без надлежащего управления способно умчать наше сознание в дали, где фантазия путается с реальностью. Так часто происходит у маленьких детей, которые настолько увлекаются воображаемыми образами, что начинают верить в них не меньше, чем в то, что видят, слышат и испытывают в действительности.

Важно научить ребёнка управлять воображением усилием воли, придать детскому воображению произвольности. Какие игры и упражнения помогут вам в этом? Давайте разбираться вместе, друзья!

Упражнение 1. Ассоциации

Подключая к выполнению заданий ассоциативное мышление, вы активно подстёгиваете работу воображения. То, что нужно!

«Пары слов»

Вы называете слово, ребёнок — ассоциацию к нему. Тут важна скорость. Не надо долго размышлять над ответом. Пусть малыш произносит первое, что приходит ему в голову, а если пауза затягивается, просто переходите к следующему слову.

Например:

  • зима — [снег | холод | Новый год | санки];
 «Цепочки ассоциаций»

По аналогии с предыдущим упражнением надо подбирать аналогию к слову, но так, чтобы слова выстраивались в цепочку, как в популярной словесной игре «Снежный ком».

Новый год → Дед Мороз → Волшебство → Сказка → Колобок → Бабушка →…

«Парные картинки»

Для этого упражнения вам понадобятся карточки с изображениями различных объектов или явлений.

Можно вытягивать по три и более картинки и искать общее для всей группы.

Например:

Что общего у книги и дерева:

  • и там, и там есть листья;
  • книги делают из деревьев;
  • они не могут перемещаться с место на место без посторонней помощи.

Предложите ребёнку поиграть в ассоциации, и вы удивитесь, как далеко способно увести вас его воображение.

Упражнение 2. Рассказчик

 «Сказка наоборот»

Предложите малышу изменить сюжет знакомой сказки так, чтобы получилось всё шиворот-навыворот.

Например:

Вместо колобка бабушка с дедушкой воспитывали маленького лисёнка, который однажды погнался за красивой бабочкой и заблудился в пирожковом лесу. Там к нему подходили то пироги с капустой, то пончики с повидлом и предлагали скушать себя на обед. Но послушный лисёнок не поддался на уговоры и вернулся домой, где бабушка с дедушкой накормили его борщом с пампушками и рыбной котлеткой с рисом.

Пусть малыш сам выберет сказку, на основе которой будет сочинять свою историю. Если сначала сочинительство покажется сложным, помогайте карапузу, задавая ему наводящие вопросы.

«Необычное интервью»

Предложите ребёнку поиграть в журналиста, который берёт интервью у… игрушечного мячика, или кастрюли.

В общем, нужно, чтобы это был какой-то хорошо знакомый малышу неодушевлённый предмет.

Сначала вы выступаете в роли журналиста, который задаёт вопросы, а карапуз отвечает. Потом можно поменяться ролями.

Ну-ка, каково это — вообразить себя на месте какой-либо вещи? Хватит ли на такое вашего воображения?

«Что, если»

В этом упражнении ребёнку предлагается немного пофантазировать, опираясь на сформулированную взрослым установку:

  • Что ты сделаешь, если сейчас в окно влетит Дед Мороз?
  • Что будет, если у кошки Мурки вырастут крылья?
  • Что скажет папа, если к его приходу ты запомнишь алфавит?

Упражнение 3. Художник

«Рисуем музыку»

Для этого упражнения вам следует подготовить фонотеку, представленную композициями, которые отличаются жанром, строем, темпом…

Пусть малыш выразит на листе бумаги те образы, которые навевает в нём прослушанная музыка.

«Сам себе иллюстратор»

Проиграв упражнение «Сказка наоборот», предложите ребёнку составить иллюстрации к придуманной истории.

Вы можете сначала обсудить, что попадёт на картинку. Но не исправляйте малыша, не оценивайте работу его воображения с позиций «правильности».

«Волшебные превращения»

Положите перед карапузом лист бумаги, на котором нарисованы крупные фигуры:

  • круг;
  • овал;
  • прямоугольник;
  • квадрат;
  • треугольник.

Предложите, дав волю фантазии, превратить фигуры во что-то новое. Так, например, у одного малыша на листе появятся забавные сказочные персонажи, у другого — причудливые растения.

Когда превращение свершится, обсудите, во что ещё можно было преобразить фигуры:

  • круг — в солнышко, блин, тарелку или лужу;
  • треугольник в шляпу звездочёта, космическую ракету, парус корабля или флаг.

Упражнение 4. Сюжетно-ролевые игры

Простые ролевые игры и более сложные их вариации — игры с сюжетом, прекрасно развивают воображение ребёнка.

У малышей 4–5 лет обычно есть свои любимые сюжеты для игр, но старайтесь ненавязчиво переключать воображение ребёнка на другие тематики, ведь вариантов так много:

  • больница;
  • дочки-матери;
  • школа;
  • армия;
  • семья;
  • в деревне;
  • в поезде;
  • цирк.

Упражнение 5. Подвижные игры

Двигательная активность — важный компонент общего развития детей дошкольного возраста. Подключайте весёлые подвижные игры и к занятиям, направленным на тренировку воображения.

«Покажи, кто ты»

Под весёлую музыку ребёнок произвольно танцует в центре зала. Когда музыка замолкает, он должен подбежать к стоящей в углу коробке и вытащить оттуда карточку с заданием. В качестве заданий подготовьте рисунки с изображениями животных, разных видов спорта или представителями знакомых ребёнку профессий.

Важно: малыш должен сообразить, какими действиями можно охарактеризовать выпавший ему объект. Например:

  • попрыгать, как зайчик;
  • попинать воображаемый мяч, как футболист;
  • резать, замешивать и перемешивать, как повар.
«Придумай зарядку»

Для этой игры вам понадобится некоторое свободное пространство и простой спортивный инвентарь:

  • гимнастическая палка;
  • широкая лента;
  • несколько мячей разного размера;
  • скакалка.

Ребёнок выбирает один из предложенных предметов и придумывает с ним как можно больше различных упражнений. Когда фантазия иссякнет, можно переходить к следующему упражнению.

Чтобы игра получилась интересней, приготовьте комплекты по количеству участников. Пока один показывает свои варианты — другие игроки повторяют за ним. Чем не урок физкультуры?

«Физкультурные загадки»

Задача ребёнка — сообразить ответ и показать отгадку движениями, без слов.

Это упражнение отлично развивает воображение и фантазию, стимулирует творческий подход к решению задач и способствует быстроте мышления. К тому же оно вызывает у ребятишек много радости и веселья!

Друзья! Мы желаем вам не забывать, что, по мнению Альберта Эйнштейна, воображение важнее знаний, потому что знание ограничено, а воображение окружает мир.

Источник

Воображение  — особенный психический процесс, выполняющий познавательную и терапевтическую функцию. Также это важный ресурс для формирования творческого мышления. Наиболее интенсивно протекает развитие воображения у детей дошкольного возраста, поскольку этот возрастной период благоприятен для становления данного процесса. 

Детское воображение и важность его развития

Умение представлять и воображать формируется на основе деятельности. Игра, рисование, лепка на том и построены, что нужно что-то или кого-то изображать.

Воображение как психический процесс заключается в перенесении функции одного объекта на другой, в умении представить целостный образ, опираясь на ограниченное количество деталей.

Воображаемый сюжет

Воображение дошкольника отличается от той же функции у взрослого. Это связанно с меньшим количеством рамок, которые накладываются на фантазию в дошкольном возрасте.

Особенности воображения дошкольника заключаются в том, что малышу просто отойти от действительности, чтобы объяснить непонятный факт или явление. Это тот цемент, который заполняет пока еще имеющие пробелы в знаниях и помогает лучше познать мир. Если дошкольник уже слышал, что в ракете летают космонавты, то его заинтересует и сам полет. Как проходит космический полет, дополнит его фантазия.

Воображая, дети расширяют границы собственного существования. Ребенок может стать пиратом, прекрасной принцессой, побывать на балу или перенести катастрофический шторм. Его не заботит, бывает ли так на самом деле, а увлекает процесс фантазирования. Даже выдуманные переживания обогащают нравственный и эмоциональный опыт.

С другой стороны, вымышленные образы у дошкольников довольно схематичные и стереотипные. Они наделяют воображаемых персонажей типичными чертами, позаимствованными из знакомых историй и сказок. Развитие воображения у детей нуждается в наполнении образного запаса и освоении новых способов преобразования материала и впечатлений.

Виды и функции воображения ребенка

В психологии различают познавательное и эмоциональное детское воображение. Эмоциональное направлено на регуляцию испытываемых чувств и становление личностного Я, а познавательное способствует пониманию окружающей действительности. Оба вида в младшем дошкольном возрасте задействуются непроизвольно. Только к 6 годам ребенок научается преднамеренно придумывать замысел, чтобы последовательно его реализовать.

Непроизвольное

Взрослые нередко поражаются свободным детским выдумкам и озадачиваются, почему ребенок не может или не хочет пофантазировать на заданную тему. Но до 5 лет причины исключительно объективные – младший дошкольник еще не умеет управлять своим воображением.

Образ проявляется в процессе

Непроизвольное воображение характеризуется тем, что замысел возникает стихийно и связан с предметами, историями или происшествиями, которые ребенка удивили и взволновали. Это может быть сказочный сюжет или герой из мультфильма, яркая игрушка или необычное событие.

Воображение как будто ведет мысли ребенка за собой, подсказывая ему идеи для создания образа. Его главная особенность в младшем дошкольном возрасте – отсутствие контроля над процессом.

Произвольное

Элементы произвольности появляются по достижении пятилетнего возраста. Произвольное воображение также называется активным. Часто спусковым механизмом выступает поставленная задача: например, выполнение действий своего героя в ролевых играх. Чтобы изобразить ковбоя, космонавта или Мальвину, фантазии приходится работать в полную силу – ведь роль необходимо отобразить как можно точнее.

Не стоит ждать, когда у дошкольника пробудится умение целенаправленно подключать воображение. Задача взрослого —  стимулировать ребенка к придумыванию образов. Можно вместе вспомнить и обсудить детское произведение, обратить внимание на отдельных персонажей, рассмотреть варианты создания образа.

В рамках произвольного воображения выделяется 3 вида:

  • Воссоздающее – задача заключается в представлении ребенка с последующим описанием объекта или предмета, которого он не видел. Пример: несуществующее животное, житель Марса или Луны.
  • Творческое воображение – дошкольник создает новые образы на основе личного восприятия, отойдя от известных шаблонов и отодвигая границы.
  • Мечты – от фантазий ребенка, что он получит на день рождения, до представлений, кем станет, когда вырастет.

Познавательная функция

Воображение выполняет две важнейшие функции. Познавательная обеспечивает устранение «белых пятен». В сознании ребенка уже сложилось некое представление об окружающем мире, но многие пробелы пока не заполнены. Способность оперировать образами «заполняет» эти пятна, помогает получить неизведанные еще впечатления.

Кроме того, воображение помогает объяснить смысл действий человека, если в силу возраста малыш не понимает, почему кто-то плачет, смеется или делает нечто непонятное.

Чем старше дошкольник, тем больше он учитывает природные закономерности в своих фантазиях. Ему важно придумывать образы, в которых наряду с фантастическими качествами присутствовали бы реальные характеристики.

Аффективная функция

Аффективная функция воображения дошкольника направлена на отстаивание и защиту собственного Я. Взаимосвязь тревожности и воображения помогает избежать травмы.

Аффективная функция воображения

Эмоциональная зацикленность на определенных переживаниях неосознанно подталкивает ребенка к моделированию значимой для него ситуации одним из известных ему способов:

1.Многократно проигрывается воздействие или ситуация, негативно сказавшиеся на психике. Многочисленные повторения помогают отстраниться от самого события и превратиться из участника в наблюдателя.

2.При необходимости самоутвердиться ребенок создает ситуации, в которых он чувствует себя героем. Он ставит себя на место многочисленных супергероев и спасает миры, ощущая ловкость, смелость и могущество. Частые повторения ситуаций с победами и успехами помогают дошкольнику повысить самооценку.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

В отличие от других познавательных процессов, воображение пробуждается примерно в 3 года. Примерно за пять лет ребенок проходит несколько стадий развития воображения: от простейших представлений с опорой на игрушку и предмет до осознанного планируемого фантазирования. Образы, роли и сюжеты постепенно становятся все более детализированными и осмысленными.

Как воображают дети 3-4 лет

Деятельность, связанная с придумыванием, активизируется в 3 года и опирается на предметы, которые становятся базой для фантазии.

Предметное воображение

На первых порах важно, чтобы предмет «якорь» имел сходство с вымышленным объектом. Но замысел игры малышей неустойчив. Как только ребенок отвлечется, он уже не вспоминает, в каких ролях только что выступали окружающие предметы.

В этом возрасте замысел чаще проявляется после действия. Например, малыш может хаотично чертить на листе бумаги или складывать кубики, увлекшись непосредственно процессом. И только заданный родителями вопрос побуждает его назвать то, что он нарисовал или построил.

Характеристики воображения пятилеток

К 5 годам фантазии возникают не только спонтанно. Работа воображения уже может строиться пошагово: появился замысел – тут же дошкольник его реализует, следующий шаг часто выполняется на основе предыдущего.

Кастрюля, оставленная на плите, побуждает начать играть в повара, мамин светлый халат превращает малыша в доктора, а весы – отличный повод сделать в комнате магазин.

Ребенок среднего дошкольного возраста использует в игре репродуктивное воображение: стремится воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть на самом деле.

Также данный возраст – период для бурного роста словесной формы проявления воображения. Видя картинку, дошкольник придумает историю о том, что происходит на ней сейчас. Но, подчас, запечатленного момента мало: воображение подсказывает, что было «до» и «после». Для этого нужны новые герои, которые вводятся в повествование для создания целостной истории о нарисованных персонажах.

Подобное достраивание обычно возникает, если ребенка взволновало изображение. Его фантазия стремится унять это волнение путем создания полноценной сказки, где есть добрые персонажи, а могут быть и антагонисты.

Особенности воображения у старших дошкольников

6-7 лет – период активного развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Достаточно любой внешней опоры, то есть, слова, фильма, картинки, вида на улице, чтобы фантазия заработала. Формируется замысел, который может удерживать внимание несколько дней.

Реализация замысла

Дошкольник способен самостоятельно придумать игру, поместив место действия в любую реальность или время. Он сам и его друзья наделяются ролями, но отличие от взрослого театра заключается в том, что в процессе игры сюжет и действия постоянно меняются под влиянием новых решений.

Изначально общая идея обрастает деталями, а любой внешний фактор – стимул для появления побочных линий в сюжете и возникновения новых героев. Придуманный мир – отличная площадка для игр, и старшие дошкольники могут погружаться в него, постепенно добавляя содержательности, дорисовывая необходимые детали и черты выдуманной природе и местному населению.

Именно в этот период появляются довольно устойчивые мечты, закладывается база для развития творческого мышления, способности мыслить нестандартно.

Этапы и приемы развития воображения ребенка

Несмотря на то, что воображение развивается у ребенка непроизвольно, ускорить этот процесс можно и необходимо. Для этого важно эмоционального окрашенное общение со взрослыми, различные методики, которые систематически применяются воспитателями и родителями.

Наблюдение за окружающим миром и его явлениями

Окружающий мир дает огромную пищу для воображения. Наблюдая природу, сначала необходимо использовать метод сравнения. На что похож листик? А снежинка? Облако? Что напоминает вот то далекое дерево?

Если начинать подобные занятия в раннем возрасте, то сначала требуется помощь взрослых. В дальнейшем ребенок сам начинает видеть в привычных природных объектах новые явления и даже придумывать короткие истории об облаке или уплывающем по ручью листке.

Слушание сказок и рассказов

Рассказы и сказки – основная методика для развития детского воображения. Сама по себе выдуманная история становится базой, толчком для фантазии:

  • В них рассказывается о древних временах и старинных культурных обычаях;
  • Слушая сюжет, ребенок непроизвольно расширяет личный опыт;
  • При обыгрывании волшебной истории раскрываются возможности для активизации памяти, развития речи и творческого мышления;
  • Дети ставят себя на место персонажей и придумывают новые пути решения для преодоления сложностей.

Развитие воображения при помощи историй и сказок происходит путем слушания истории, пересказов, обсуждений и театральных постановок.

Детские развивающие игры

Игры, используемые для развития данной функции, делятся на 3 вида:

  • с использованием предметов
  • с применением картинок и иллюстраций
  • словесные

Первый тип помогает детям играть и взаимодействовать с помощью кукол, машинок, наборов предметов. Каждая игра предполагает наличие игрового замысла и постоянного развития сюжета, причем последнее достигается путем детской фантазии. «А давай лучше так…»

Использование карточек с картинками побуждает придумывать истории на основании конкретной сцены.

Словесные игры предполагают целенаправленные воздействия педагога, побуждающего детей общаться, рассуждать, обмениваться мыслями и мнениями на заданную тему.

Творческие занятия

У дошкольников основные творческие проявления выражаются в рисовании или конструировании. Если сначала изображения на бумаге копируют рисунок взрослого, то постепенно на листе воспроизводится все, что подсказывает фантазия: новые миры, истории из реальности, различные персонажи.

Рисование помогает развивать фантазию и креативность, расширять границы воображения.

Конструирование также позволяет дошкольнику почувствовать себя создателем. Освоив создание моделей по схеме, он способен сформировать замысел невиданного транспорта или замка и воплотить его в жизнь с помощью имеющихся деталей или вылепленных из пластилина.

Влияние сказки на развитие воображения дошкольника

Сказка – основной инструмент для развития воображения. Тысячи воображаемых волшебных историй запускают умственные процессы, которые позволяют создавать новые образы и расширять границы имеющейся реальности. Сказку можно сравнить с инструкцией в красочной упаковке. Слушая и пересказывая, дети получают готовые примеры, а также новые идеи и средства для фантазирования.

Развитие образного мышления и фантазии

Для развития образного мышления и фантазии одного прослушивания сказки недостаточно.

Придумывание историй

Хотя дети с особенно развитием воображением автоматически начинают развивать историю.

Эффективный метод – игры с заданием: «А что было бы, если…»

В подобных упражнениях дети на основе уже имеющегося сюжета учатся придумывать новые развития событий и целые серии историй, отличающихся своеобразием, хотя изначально колобок просто убежал от бабушки и был съеден хитрой лисой.

Становление аффективного воображения ребенка

Аффективная функция воображения направлена на необходимость защититься от травмирующих фактов реальности. В этом случае сказка выполняет важные функции:

  • Возможность погрузиться в историю, отвлекаясь от реальных событий и ставя себя на место главного и успешного героя;
  • Волшебная история со сходным сюжетом позволяет превратиться в наблюдателя и перенять некоторые способы поведения и проявления эмоций. Например, история Золушки может помочь справиться со схожей ситуацией в семье.
  • Возможность пережить в безопасных условиях чувство страха или чувство вины, слушая и обсуждая сказочный сюжет.

Поучительный смысл увлекательных сказочных историй – действующий пример для подражания. Исследователи уже доказали, что, если рассказать детям два различных примера – успешный и неудачный, — то практически каждый ребенок предпочтет пользоваться успешным. Этот факт еще больше усиливает ценность сказки в развитии дошкольника.

Используя различные приемы для развития воображения у дошкольников, воспитатели и родители способствует гармоничному развитию личности и упрощают процесс нынешней и последующей адаптации в социуме.

Источник