Особенности раннего развития ребенка с речевыми нарушениями

Марина Жаркова
Раннее развитие детей с тяжёлыми речевыми нарушениями

Определяющее значение для развития речевой деятельности имеют первые три года жизни ребёнка. Как известно, появление гуления ещё не гарантирует дальнейшего нормального речевого и психического развития ребёнка. Так, гуление наблюдается не только у нормально развивающихся детей, но и у большинства детей с отклонениями в развитии (у глухих, у детей с интеллектуальным недоразвитием).

На следующем этапе развития речи для детей с алалией характерно отсутствие лепета или его крайняя бедность, более поздние сроки его формирования (на втором году жизни). Также отмечается своеобразие темпов развития и качества лепета у детей с ринолалией, дизартрией.

У детей с алалией компенсаторно более активно, чем речевые, развиваются невербальные средства общения (мимика, жесты, особенно на начальных этапах развития. C возрастом особенно активно этими средствами начинают пользоваться дети с речевой патологией с первично сохранным интеллектом. В таких случаях отмечается значительное опережение в развитии пассивного словаря по сравнению с активным, дети лучше понимают обращённую к ним речь, чем пользуются своими произносительными навыками (исключение касается детей с сенсорной алалией).

Для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями характерно отставание сроков появления первых слов и фразовой речи.

Стремление к речевому общению у детейэтой категории проявляется по-разному: во-первых, это может быть низкая речевая активность, когда при попытке вступления в речевой контакт ребёнок проявляет негативизм (часто при моторной алалии); во-вторых, активное стремление к речевому общению (при сенсорной алалии, хотя эта тенденция может сочетаться с раздражительностью, эмоциональной лабильностью и часто – с острой эмоциональной реакцией на ситуацию непонимания окружающими речи ребёнка. Речевая интенция, то есть стремление к речевому общению, зависит от первичной интеллектуальной сохранности ребёнка (известно, что дети со сниженным интеллектом часто бывают говорливы, легко вступают в контакт с окружающими, хотя этот контакт формален, личностных особенностей ребёнка, отношения со стороны окружающих, от осознания и реакции ребёнка на свой дефект. В литературе отмечается, что дети с различной речевой патологией (алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием) часто отказываются от речевого контакта, применяют различные уловки, маскируя дефект.

Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможностей самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперёд руки и противоположной ноги и с лёгким поворотом головы и глаз в стороны вперёд вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи уже на первом году жизни отмечались так называемые «малые неврологические признаки», которые проявлялись различно, в зависимости от степени поражения центральной и переферической нервной системы. У грудных детей заметны лёгкие нарушения мышечного тонуса, часто по типу дистонии, которые, хотя и не мешают активным движениям, но являются стойкими; не резко выраженные непроизвольные движения в виде тремора, миоклоний, гиперкинезов, которые проявляются непостоянно, но не находятся в причинной зависимости от эмоционального состояния ребёнка: задержка сенсорно-моторного развития, отставание в развитии тонких дифференцированных движений пальцев рук, формировании предметно-манипулятивной деятельности, что особо ярко к концу первого года жизни в недостаточности пальцевого захвата предметов.

Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям.

Источник

Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, присущую только человеку. Важность речи определяется ее ролью в общении и познании. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые так или иначе отражаются на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории аномального развития – об аномалии речевого развития.

Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии, которая называется логопедия.

Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, не исчезают сами по себе и, без специально организованной логопедической работы, могут отрицательно сказаться на всем процессе психического развития ребенка. В связи с этим чрезвычайно важно различать:

  • патологические речевые нарушения;
  • возможные речевые отклонения, вызванные возрастом, некоторыми речевыми особенностями семьи, двуязычием в семье.
Читайте также:  Сенситивные периоды для развития способностей ребенка

Формируясь у ребенка по мере овладения родным языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь постепенно в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

В качестве двух основных самостоятельных видов выделяют экспрессивную и импрессивную формы речи.

Экспрессивная речь – высказывание (устное или письменное), которое начинается с программы, проходит стадию внутренней речи и только потом переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (устного или письменного).

Импрессивная речь – это процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного). Начинается с восприятия речевого сообщения (через слух или зрение), проходит стадию выделения информационных моментов и, наконец, завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием).

В целом, в речи можно выделить 4 самостоятельные формы речевой деятельности:

  1. экспрессивная устная речь – говорение;
  2. экспрессивная письменная речь – письмо;
  3. импрессивная устная речь – понимание обращенной устной речи;
  4. импрессивная письменная речь – чтение.

Все эти формы речи представляют собой сложную, но единую функциональную систему, обладающую многими характеристиками. Сложность этой системы связана еще и с тем, что каждая из четырех входящих в нее подсистем имеет определенную автономность и различные сроки формирования.

Классификация речевых нарушений

В настоящее время в логопедии на равных правах существуют две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Психолого-педагогический подход выделяет: общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). Клинико-педагогический подход выделяет следующие речевые расстройства: дисфония, дислалия, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.

Дисфония – расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата. Полное отсутствие голоса называется афонией. Голос человека, страдающего дисфонией, воспринимается как осипший, охрипший, сухой, истощающийся, с малым диапазоном голосовых модуляций. Нарушения голоса встречаются как у взрослых, так и у детей. Возрастные изменения голоса бывают у подростков 13-15 лет, это связано с эндокринной перестройкой в период полового созревания. Этот период развития голоса называют мутационным. В это время подростку необходим охранительный речевой режим. Нельзя перенапрягать и форсировать голос. Лицам, профессия которых связана с длительной голосовой нагрузкой, рекомендуется специальная постановка речевого голоса, которая предохраняет его от перенапряжения.

Дислалия – нарушение произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Различают механическую и функциональную дислалию.

Механическая дислалия – связана с нарушением строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зубов, неправильное строение твердого неба, аномально большой или маленький язык, короткая уздечка языка. Эти дефекты затрудняют нормальное произношение звуков речи.

Функциональная дислалия – может быть связана: с неправильным речевым воспитанием ребенка в семье, неправильным звукопроизношением взрослых в ближайшем окружении ребенка; педагогической запущенностью, незрелостью фонематического восприятия. Иногда функциональная дислалия может наблюдаться у детей, которые в раннем возрасте овладевают сразу двумя языками, при этом может наблюдаться смешение звуков речи двух языковых систем.

У ребенка с дислалией может быть нарушено произношение одного или нескольких звуков, трудных по артикуляции: свистящих, шипящих, р, л. нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии тех или иных звуков, искажениях звуков или их заменах.

Формирование нормативного произношения происходит постепенно и завершается к четырем годам. Если у ребенка после четырех лет наблюдаются дефекты звукопроизношения, необходимо обратиться к логопеду. Однако при необходимости, такую работу можно начинать и несколько раньше.

Ринолалия – нарушение произношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата. Анатомический дефект проявляется в виде расщелины на верхней губе, десне, твердом и мягком небе. В результате этого между носовой и ротовой полостью имеется открытая расщелина (отверстие), либо расщелина, прикрытая истонченной слизистой оболочкой. Часто расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями. Речь ребенка при ринолалии характеризуется невнятностью из-за гнусавости голоса и нарушения произношения многих звуков. В тяжелых случаях речь ребенка непонятна для окружающих. Дети, страдающие ринолалией, нуждаются в ранней диспансеризации, ортодонтическом и хирургическом лечении. Логопедическая помощь таким детям необходима как в дооперационный, так и в послеоперационный период. Она должна быть систематической и достаточно длительной.

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка это

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Это нарушение может возникать как у детей, так и у взрослых. Причиной дизартрии у детей является поражение нервной системы, как правило, на фоне детского церебрального паралича. При дизартрии наблюдаются расстройства звукопроизношения, голосообразования, темпо-ритма речи и интонации. Степень выраженности дизартрии может быть разной: от полной невозможности произнесения речевых звуков (анартрия) до еле заметной слушателю нечеткости произношения (стертая дизартрия), что зависит от характера и тяжести поражения нервной системы.

Как правило, при дизартрии речь детей развивается с задержкой. Чаще всего страдает произношение сложных по артикуляции звуков – с, з, ц, ш, щ, ж, ч, р, л. В целом произношение звуков нечеткое, смазанное, «каша во рту». Голос часто слабый, хрипловатый. Речь мало интонированная, невыразительная. Темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным. Фонематическое восприятие, как правило, недостаточно сформировано. Отмечается также бедность словаря, недостаточное владение грамматическими конструкциями. Процесс овладения письмом и чтением у таких детей затруднен. Почерк неровный, буквы несоразмерные, часто наблюдается также дисграфия. Чтение вслух интонационно не окрашено, скорость чтения снижена, понимание текста ограничено. Допускается большое количество ошибок прочтения – дислексия. Дети, страдающие дизартрией, нуждаются в раннем начале логопедической работы и длительной коррекции речевого дефекта.

Заикание – нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Начинается, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет. Может появиться у детей с опережающим речевым развитием в результате излишней речевой нагрузки, психической травмы, либо у детей с задержанным речевым развитием в результате поражения определенных структур центральной нервной системы.

Основным проявлением заикания являются судороги мышц речевого аппарата, которые возникают только в момент речи или при попытке начать речь. Судорожная речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями: зажмуриванием глаз, раздуванием крыльев носа, кивательными движениями головой, притопыванием т.д. В возрасте 10-12 лет начинает формироваться стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач – логофобия. Несмотря на речевые и психологические трудности, учителю не стоит заменять устные ответы заикающихся детей письменными. Это может отрицательно сказаться на формировании всех сторон устной речи, а главное на речевом общении. Для преодоления дефекта заикающемуся ребенку требуется систематическая помощь логопеда, а в тех случаях, когда заикание носит затяжной характер, – также помощь психолога, а возможно и психотерапевта.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга. Для этой речевой патологии характерны: позднее появление речи, ее замедленное развитие, значительное ограничение как пассивного, так и активного словаря. Речевое развитие при данном нарушении идет по патологическому пути. В зависимости от преимущественной симптоматики различают две формы алалии: экспрессивную и импрессивную.

При экспрессивной (моторной) алалии не формируется звуковой образ слова. Для устной речи таких детей характерны: упрощения слоговой структуры слова, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, а также слов во фразе. Существенно страдает усвоение грамматических структур языка. Речевое развитие таких детей может быть разным: от полного отсутствия устной речи до возможности связных высказываний, в которых наблюдаются разнообразные ошибки. Эти дети хорошо понимают обиходную речь, адекватно реагируют на обращение к ним взрослых, однако только в рамках конкретной ситуации.

Импрессивная (сенсорная) алалия характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Ведущий симптом – расстройство фонематического восприятия. Оно может быть выражено в различной степени: от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух. Дети с сенсорной алалией очень чувствительны к звуковым раздражителям. Речь, произнесенная тихим голосом, воспринимается ими лучше. Для них также характерны эхолалии. Нередко производят впечатление глухих или умственно неполноценных. У детей с алалией без специального коррекционного воздействия речь не формируется. Им необходима длительная квалифицированная логопедическая помощь.

Читайте также:  Академия развития ребенка в твери

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями головного мозга. Выделяют несколько форм афазии. В тяжелых случаях при афазии у человека нарушается способность, как понимать речь окружающих, так и говорить. Чаще всего возникает у лиц пожилого возраста в результате травм, инсультов, опухолей головного мозга. Афазия приводит к тяжелой инвалидизации. Взрослые, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Невозможность выразить свои желания и непонимание речи окружающих вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.

Возможности компенсации речевых и психических нарушений при афазии резко ограничены. Логопедическая помощь должна обязательно сочетаться с целым комплексом мер реабилитационного воздействия. Помощь лицам с афазией осуществляется через систему здравоохранения.

Нарушения письменной речи обозначают терминами дислексия и дисграфия. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма. Эти ошибки обычно проявляются в смешении и замене букв, искажении звуко-слоговой структуры, нарушении слитности написания отдельных слов в предложении – разрыв слова на части, слитное написание слов; аграмматизмах, смешении букв по оптическому сходству. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга: заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов. Каждая из этих зон коры обеспечивает определенное условие, необходимое для протекания акта письма. Лобные доли мозга обеспечивают общую организацию письма как сложной речевой деятельности.

Аграфия – полная неспособность к овладению навыком письма.

Дислексия – нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Проявляется в многочисленных повторяющихся ошибках в виде замен, перестановок, пропусков букв при чтении. Это приводит к замедленному, часто угадывающему характеру чтения, к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, непониманию даже простейшего текста. Ошибки при дислексии носят стойкий характер. Дети с дисграфиями и дислексиями нуждаются в логопедических занятиях, на которых используются специальные методы формирования навыков письма и чтения.

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии нервной системы. Эти дети, как правило, плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко жалуются на головные боли, тошноту, головокружения. Часто наблюдаются нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимании словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля над собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции, и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны педагога, детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. В каком возрасте ребенок переходит к полноценной речи? Каков словарный запас 3-х летнего ребенка?
  2. Какие нарушения речи вам известны? Как называется наука, изучающая речевые нарушения?
  3. Какими классификациями речевых нарушений оперирует логопедия? Какие нарушения речи выделяет психолого-педагогическая классификация речевых нарушений?
  4. Какие речевые нарушения выделяет клинико-педагогическая классификация речевых нарушений?
  5. Сравните нарушения речи, которые относятся к дислалиям, с нарушениями речи, относящимися к дизартриям. В чем их принципиальное различие?
  6. Какие нарушения речи относятся к ринолалиям? Почему ребенок с ринолалией нуждается в как можно более ранней логопедической коррекции?
  7. Какое речевое нарушение называют заиканием? Как должен вести себя педагог по отношению к заикающемуся ребенку?
  8. Какие нарушения речи относятся к алалиям? Какие виды алалии вам известны? Как отличить ребенка с алалией от умственно отсталого ребенка?
  9. Какие нарушения речи относятся к дисграфиям? Какие нарушения речи относятся к дислексиям?
  10. Как отражаются речевые нарушения на психическом развитии?
  11. Найдите в литературе перечисление видов афазий по А.Р. Лурия. Объясните их особенности исходя из локализации поражения.

Источник