Особенности работы психолога в пренатальном периоде развития ребенка

Особенности работы психолога в пренатальном периоде развития ребенка thumbnail

  Приведены теоретические и практические обоснования необходимости развития психологической помощи женщинам в период беременности и после родов. Сформулированы основные направления этой помощи.

Беременность является, с одной стороны, критическим периодом в становлении материнства женщины, а с другой стороны, важным периодом в развитии ребенка, когда строятся его организм и психика, закладываются основы всего будущего. Обе стороны взаимосвязаны не только по факту совпадения «во времени и пространстве», но и потому, что в этом периоде мать является средой развития ребенка.

Беременность – это физиологический процесс, целью которого является зачатие, вынашивание и рождение ребёнка.

Это важнейшая задача жизнедеятельности, но не витальная задача (то есть не нужная для поддер­жания индивидуальной жизни). Это ставит репродуктивную функцию в особое положение. С одной стороны, невыполнение этой функции не ведет к разрушению индивидуальной жизне­деятельности, а с другой — создает лич­ностный конфликт, который может быть столь сильным, что повлияет вто­рично на соматическое и психическое здоровье. Выполнение репродуктив­ных задач может оказаться для субъек­та осложненным со стороны не только физических возможностей организма, но и наличия противоречий между при­нятием социальной необходимости иметь детей и личностной неготовнос­тью к этому.

Таким образом, осуществление ре­продуктивной функции «не свободно» от психической регуляции. Психологи­ческие факторы являются существен­ным компонентом, влияющим на ус­пешность беременности, а значит, и ус­пешность раннего развития ребенка.

В настоящее время можно выделить целый ряд областей психологии, зани­мающихся этими проблемами в разных аспектах. Это перинатальная психоло­гия, психология материнства, психосо­матика, психотерапия, семейная пси­хология. Есть уже определенные серь­езные результаты. В частности:

—  разработаны теоретические ос­новы профилактики нарушений;

—  выявлена взаимосвязь между психологическими проблемами роди­телей и особенностями психического развития ребенка;

—       предложены методы диагностики психологической готовности к мате­ринству (родительству), послеродовых депрессий и взаимодействия матери с ребенком после родов;

— предложены модели и методы психотерапии нарушений репродук­тивного здоровья;

— разработаны методы и средства диагностики, психотерапии и психо­коррекции семейных проблем.

Однако психологическая помощь по проблемам материнско-детских отно­шений (и беременности в том числе) может быть только комплексной. Каж­дое направление решает свои задачи, при этом ведущими в интеграции и ко­ординации научных исследований и практических мероприятий являются перинатальная психология и психоло­гия родительства. Именно они в насто­ящее время представляют собой еди­ную область психологии, направлен­ную на изучение проблем и оказание психологической помощи родителям (в первую очередь матери) и ребенку в са­мые ранние и критические для их психического и физического здоровья пе­риоды развития (от планирования се­мьи до окончания раннего развития ре­бенка). Отличительной особенностью перинатальной психологии и психоло­гии родительства является их превен­тивная направленность: подготовка подростков и будущих родителей к родительству;   супружеских   пар   к  зачатию ребенка; профилактика психологических проблем, являющихся причиной нарушения развития и функционирования репродуктивной системы самых ранних этапов развития ребенка, Имеющиеся в настоящее время теоретические исследования и опыт практической работы позволяют обосновать три основных направления психологической помощи женщине и семье в период беременности:

1.  Помощь в адаптации к беременности и оптимизация физического и психического состояния женщины. Нарушение физического и психического состояния женщины в беременности является фактором риска для развития ребенка.

2.  Подготовка к материнству, В настоящее время распались семейные и культурные традиции формирования родительства, будущие родители часто совершенно не готовы к выполнению ряда родительских функции, особенно тех, которые направлены на развитие эмоционально-личностной сферы ребенка. Именно эти функции в культуре являются наименее осознанными и в наибольшей степени ре­гулируются традициями и семейным воспитанием, в отличие от функции удовлетворения физических потреб­ностей ребенка.

3.  Помощь в кризисной ситуации, возникающей в беременности. Возникновение кризисной ситуации в беременности может быть обусловлено следующими причинами:

1)в беременности может быть выявлен риск или реальные нарушении pаз вития ребенка;

2)нарушения физиологического течения беременности (как акушерская, так и экстрагенитальная патологии);

3)внешние обстоятельства, осложняющие само течение беременности и возможность успешного материнства после рождения ребенка,

Беременность «локализуется» на территории лечебных учреждений. Именно там, как показывает имеющийся опыт работы в этой области, и должна оказываться психологическая помощь. В лечебно-профилактических учрежде­ниях в настоящее время уже сформирован высокий запрос на нее, причём не только со стороны населения, но и со стороны персонала. В этом отношении существует острая проблема подготовки специалистов и лицензирования этой деятельности.        

Психологическая помощь беремен­ным должна быть ориентирована на конкретные задачи, основными из ко­торых являются подготовка к материнству и помощь при возникновении про­блем, осложняющих адаптацию к бере­менности и готовности к материнству. Необходимо выделение групп риска на основе первичной диагностики и ока­зание помощи по следующим направ­лениям: нарушение развития ребенка; нарушение физиологического течения беременности; нарушение психическо­го здоровья женщины; нарушение материнско-детских отношений.

Оказание психологической помощи по всем необходимым направлениям должно осуществляться специалиста­ми двух направлений: психолог (оптимизация материнской сферы, подго­товка к материнству, психологические проблемы беременности); психотера­певт (психосоматические и психичес­кие проблемы в беременности). Работа психолога и психотерапевта может быть только комплексной.

Методы работы зависят от задач и направлений работы. Основными ме­тодами являются диагностика, психо­логическое просвещение, психологиче­ская коррекция, психотерапия и психо­профилактика. В настоящее время наи­более разработанными являются мето­ды диагностики и коррекции, профи­лактика развита значительно меньше.

Сейчас основная проблема состоит в том, чтобы психологическая помощь беременным женщинам была своевре­менной и доступной. Есть запрос на та­кую помощь, есть исполнитель (психо­логи, оснащенные знаниями и метода­ми работы). Но нет возможности эту помощь оказывать, Коротко остано­вимся на этих проблемах.

Со стороны населения запрос на психологическую помощь беременным появился давно. В настоящее время нет разработанной и утвержденной психо­логической специализации по работе с беременными женщинами и нет соот­ветствующих рабочих мест, Нет систе­матизированного обучения данной специализации, А это совершенно не­обходимо, так как беременность — это особое состояние психики. Необходимо знать не просто общую психологию и гинекологию, а еще и психологию бе­ременности и перинатального развития ребенка. Отсутствие стандартов и ква­лификационных требований ведет к тому, что помощь беременным женщи­нам часто оказывают люди, не имею­щие соответствующей подготовки и квалификации, что создает дополни­тельные проблемы и, как показывает практика, часто весьма существенные.

Читайте также:  Книга как средство интеллектуального развития ребенка

Необходимо введение ставок психо­логов в соответствующие учреждения (женские консультации, роддома, пе­ринатальные центры, а также туда, где оказываются женщины с детьми — дет­ские поликлиники, больницы, центры реабилитации). Пока это упирается в позицию здравоохранения, расценива­ющего психологическую помощь толь­ко со стороны психотерапии медицин­ского направления, при котором ока­зывается помощь в коррекции состоя­ния женщины в беременности (то есть решающей акушерско-гинекологические и психиатрические проблемы), Су­ществование психологических про­блем у женщины в беременности и проблем ее готовности к материнству стимулирует развитие негосударствен­ных учреждений и центров помощи, а это, во-первых, доступно не всем и не везде, а во-вторых, представляет опас­ность получения непрофессиональной помощи.

Таким образом, психологическая помощь беременным женщинам в на­стоящее время является перспектив­ной, бурно развивающейся, востребо­ванной, теоретически обоснованной и практически разработанной отраслью психологической практики, однако сталкивается со значительными орга­низационными трудностями, в первую очередь со стороны места в государст­венной структуре и образовательных программ.

Источник

Пренатальный период развития ребенка – прекрасное время, когда родители, и особенно мать могут максимально полно влиять на процессы формирования не только физиологии своего ребенка, но и на его психическое, интеллектуальное и духовное здоровье.

Психологическая деятельность в пренатальный период

Задолго до рождения психика ребенка проходит определенный путь развития. Эмбриональное развитие органов и систем определяется генетически фиксированными факторами, сложившимися в филогенезе (развитие человека как вида в рамках эволюции живых существ)[3]. Общим правилом эмбриогенеза (часть индивидуального развития человека) [3] является асинхронность развития органов, систем и нервных центров, которые регулируют их функции. То есть существуют различия в темпах их формирования и созревания. При этом органы во время роста не способны к созреванию и дифференциации, эти процессы всегда функционируют согласованно, обеспечивая работоспособность всей системы организма. Асинхронность развития органов связана с определенной ограниченностью потока питательных веществ и кислорода, поступающих эмбриону. Поэтому, у разных видов в первую очередь формируются те органы и системы, которые являются наиболее важными для сохранения вида и совершенно необходимыми для поддержания жизни в самом начале постнатального периода.[20]

Развивающийся организм уже в пренатальном периоде начинает производить движения, которые после рождения станут элементами двигательных актов. До рождения плода эти движения не имеют соответствующего функционального значения, то есть еще не могут играть приспособительной роли. Иными словами поведение эмбриона имеет предадаптационное значение, но являются началом и основой всего процесса развития поведения в онтогенезе. Необходимо подчеркнуть, что уровень эмбриональной адаптации не является строго определенным, так как условия развития и функционирования развивающихся органов и систем эмбриона определяются также и условиями жизни родителей, их взаимодействия с компонентами среды. Так как проблеме предадаптации посвящено мало исследований и большинство из них проведены на птичьих эмбрионах, изменение поведения в пренатальный период можно охарактеризовать только в общих чертах, подчеркнув, что разнообразие реакций эмбриона увеличивается по мере усложнения организации вида.

Поведение в эмбриональный период складывается из генетически заложенных инстинктивных движений. На ранних стадиях эмбриогенеза за счет спонтанной активности мотонейронов происходит периодическое нерефлекторное сокращение соматической мускулатуры. В результате осуществляется подготовка эффекторов к работе, которая сможет осуществиться по достижении определенно степени зрелости центральной нервной системы. На этих этапах зародыши не дифференцируют раздражители и отвечают на них генерализовано, повышая или снижая общий уровень подвижности независимо от характеристик стимулов.

По мере созревания зародыша наблюдается изменение способности отвечать повышением двигательной активности в ответ на воздействие неблагоприятных факторов. В результате развития центральной нервной системы, сенсорной и двигательной сфер, эмбрион начинает дифференцированно отвечать только на значимые для него раздражители, и сила реакции зависит от силы стимуляции.

Обучения как такового на ранних и средних стадиях пренатального развития нет, так как незрелость центральной нервной системы не позволяет формировать условнорефлекторные связи. Очевидно, на этих этапах отсутствуют и явления привыкания.

На последней стадии пренатального развития появляются элементы, предпосылки научения. Функционирование развивающихся органов и систем, запрограммированное генетически, в результате тренировок может изменяться и совершенствоваться. Тренировки обычно носят вид изометрических упражнений и ограниченных движений, что обусловлено ограничением места. Значение тренировок исключительно велико. Они позволяют центральной нервной системе научиться координировать деятельность рабочих органов и вегетативных функции. В результате после рождения системы кровоснабжения, дыхания, выделения способны изменять свою активность в соответствии с энергозатратами при физической нагрузке.

Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы, развитие мозга. Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и первоначальной интегративности когнитивной системы. Эта среда фиксирована и неизменна, саморазвитие происходит как реализация генетической программы в этой одинаковой по основным параметрам для всех представителей человеческого рода.[17]

Эмоциональное развитие. К сожалению, интерпретации психологии эмоционального развития ребенка предпринимается только с точки зрения психоаналитически-ориентированных подходов и в рамках практической психологии и опирается на ретроспективный анализ особенностей эмоциональной сферы ребенка старшего возраста. Некоторые аспекты пренатального развития эмоциональной сферы рассматриваются в русле психофизиологии эмоций. Роль матери оценивается с точки зрения ее собственного эмоционального состояния, связанного с принятием беременности и отношением к ребенку.[17]

Читайте также:  Понятие развитие и его критерии применительно к развитию ребенка

Развитие личности. В психоаналитически ориентированных подходах пренатальный период рассматривается с точки зрения возникновения первого субъективного опыта: либо как «внутриутробный рай», либо как источник первых эмоциональных травм и начало образования личностных конфликтов. В остальных подходах роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, который определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.[17]

Отдельные структуры субъективного опыта. В рамках пренатальной психологии этот период рассматривается как сензитивный для формирования базы основных содержаний субъективного опыта. Функции матери в основном интерпретируются с позиций психоанализа и микропсихоанализа.

Этелогический подход. Этот подход представлен отдельными прикладными исследованиями пренатального воспитания и обучения. В русле этих исследований выработаны способы налаживания взаимодействия матери с ребенком в период беременности. Доказано, что у ребенка еще внутриутробно формируются предпочтения определенно звуковой, тактильной и т.п. стимуляции. Мать рассматривается как «транслятор» социокультрного фактора развития ребенка.

Деятельный подход. Практически не рассматривается этот период развития. Еще Л.С. Выготский определил в качестве нижней границы детской психологии момент рождения, рассматривая пренатальный период как выходящий за рамки психологических исследований. Современные данные о внутриутробном развитии ребенка, к сожалению, не интерпретируются с позиции этого направления.[4].

Источник

Интервью Боязитовой Т.Д. порталу www.psypublic.com

Расскажите, пожалуйста, кто такие перинатальные психологи? С какими вопросами или проблемами они работают?

Слово “перинатальный” в переводе с латинского означает “около родовой”, то есть охватывающий период до рождения ребенка, непосредственно роды и несколько недель после рождения. Перинатальные психологи оказывают психологическую помощь женщинам и членам их семей на этапе планирования зачатия, в период ожидания ребенка, в момент его рождения и на ранних этапах его развития.

Перинатальные психологи работают с широким кругом проблем. На этапе ожидания ребенка мы помогаем сформировать готовность к родительству и родам, особенно если уровень тревожности и страха перед родами очень высокий. Мы консультируем женщин с осложнениями в протекании беременности, с психосоматическими недомоганиями, оказываем поддержку в ситуациях перинатальных потерь или репродуктивного выбора – так называемое предабортное консультирование. После рождения ребенка некоторым первородящим женщинам требуется поддержка в случае “материнского блюза”, иногда поддержка нужна после операции кесарево сечение (особенно если это была экстренная операция); в более позднем периоде за помощью могут обратиться женщины с симптомами послеродовой депрессии.

Особое место в работе перинатального психолога занимает психологическая помощь в ситуации рождения ребенка с тяжелыми диагнозами: поражения ЦНС, генетические заболевания и т.д. Важнейшее значение должно иметь консультирование женщины в случае отказа от ребенка, но, к сожалению, сейчас в роддомах к этой проблеме редко привлекают психолога.

Как давно ли вы работаете в этой области? Как вы решили стать перинатальным психологом?

Все началось в начале 2000-х с моего участия в совместном российско-германском проекте, организованном Tacis – это была. 2-годичная программа по подготовке специалистов для работы с беременными: акушерок, психологов и врачей..

Несколько лет спустя, уже будучи преподавателем Восточно-Европейского Института Психоанализа и имея большой опыт семейного консультирования, я стала работать в одном из родильных домов Санкт-Петербурга. Это позволило глубже погрузиться в область перинатальной психологии и продолжать собственное обучение. Весь накопленный за эти годы профессиональный опыт я вместе с коллегами обобщила в программу повышения квалификации — “Практическая перинатальная психология” — в 2015 году этот проект стал финалистом престижного конкурса “Золотая Психея”.

Перинатальная психология становится все популярнее в России, и это здорово. Еще одно тому подтверждение – появление в нашей стране такой профессии, как доула. Чем занимаются доулы? Чем доула отличается от перинатального психолога?

В реестре профессий в нашей стране нет ни профессии перинатального психолога, ни профессии доулы, хотя и те, и другие очень востребованы и уже активно работают. Доулы являются психологами или акушерками, которые получили дополнительное образование в рамках специализации. Во многих европейских странах доулы наряду с медицинским специалистом оказывают помощь в родах и в налаживании грудного вскармливания. В Москве и Санкт-Петербурге в последнее время роженицы все чаще берут с собой в роды доулу, с которой у них уже сформирован хороший контакт. И это крайне положительно влияет на протекание родов.

Поговорим об этапе планирования беременности. Что такое психологическая готовность к родительству? Как современные пары готовятся к родительству?

Психологическая готовность к родительству – это в большей степени субъективное ощущение, в основе которого — желание иметь ребенка, а также определенные знания: о физиологии беременности и родов, об особенностях психики новорожденного и о тех жизненных изменениях, которые сопутствуют появлению ребенка в семье и т.д.

Сегодня пары подходят к вопросу рождения ребенка более ответственно: решают проблемы с жильем, стоят карьеру и добиваются определенного материального достатка, а после этого планируют зачатие. Но и в парах, где беременность не была запланирована, ребенок также может стать желанным, а за девять месяцев все члены семьи, включая бабушек, дедушек, успевают психологически подготовиться и освоить новые роли.

Что делать, если один из партнеров уже готов стать родителем, а второй нет? Можно ли как-то подготовить своего партнера к роли родителя?

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка на первом месяце беременности

Конечно, можно. Но сначала важно понять, что лежит в основе этой неготовности. В одних случая это негативный опыт пережитых в детстве травмирующих событий, сформировавших негативный образ родительства, в других — личностная незрелость и инфантильность, то есть неготовность считаться с потребностями других людей. Часто это боязнь ответственности, например, в ситуации нестабильности, когда у супруга нет постоянной работы или проблемы с жильем. Чтобы осознать страхи, связанные с рождением ребенка, разрешить внутренние противоречия и найти пути решения, полезно обратиться к психологу.

В последнее время все чаще говорят о психологическом бесплодии. Что это такое и может ли это быть следствием неготовности к появлению ребенка?

Под психогенным бесплодием понимают безуспешные попытки пары забеременеть в течение года при отсутствии объективных медицинских причин, например, заболеваний репродуктивной системы: нарушений овуляции, непроходимости маточных труб, патологии сперматозоидов и т.д. Психогенное бесплодие чаще всего связывают с наличием психологических конфликтов, и в таких случаях говорят о нарушениях взаимосвязи между телом и психикой.

Неготовность к материнской (или отцовской, у мужчин) роли может быть одной из множества причин психогенного бесплодия. На репродуктивное здоровье женщины и мужчины влияет целый ряд факторов: социальное положение, экологические условия жизни, экономический и психологический статус и так далее. К тому же, сбой репродуктивной функции может произойти на разных этапах жизни человека.

Например, репродуктологи используют такое понятие, как пренатальный стресс, и считают, что воздействие стрессовых факторов может произойти еще на этапе закладки репродуктивных органов ребенка до его рождения. Психоаналитики ищут корни проблемы в детстве, в частности, в протекании Эдипова комплекса у девочки. Другие исследователи обращают внимание на такие личностные особенности женщин с психогенным бесплодием, как инфантилизм, внешний локус контроля (приписывание ответственности за собственные неудачи другим людям или обстоятельствам) и плохо сформированные адаптационные механизмы. Некоторые ученые фиксируют в биографии таких женщин деструктивные отношения с собственными матерями. Если говорить о мотивации зачатия и рождения ребенка, то специалисты часто сталкиваются с отсутствием ценности ребенка у женщин с психогенным бесплодием, а желание забеременеть является для них отражением невротических мотивов: “чтобы быть как все”, “укрепление самооценки”, “доказать что-то другим людям”.

По мнению многих психологов и психотерапевтов, бесплодие психогенного характера выполняет защитную функцию по отношению к какому-либо негативному внешнему фактору. То есть бессознательно женщина может таким образом защищать себя, например, от “болезненных родов”, о которых все время говорила мать, или психологической травмы, перенесенной в глубоком детстве. Мужчина может бояться потерять карьеру из-за появления ребёнка.

Кто больше подвержен психологическому бесплодию? Это больше женская проблема, чем мужская?

Как показывает статистика, примерно поровну. Эмоциональный стресс, депрессия не только подавляют иммунную систему человека, но и приводят к гормональным нарушениям, и, как следствие, к репродуктивным проблемам как у женщин, так и у мужчин.

Запомившиеся случаи.

Несколько лет назад я работала с женщиной, которая не могла забеременеть на протяжении 10 лет. Это былое второе ее замужество, от первого брака у нее уже был ребенок. Попытки забеременеть ни к чему не приводили, хотя врачи физиологических причин не выявили ни у неё, ни у супруга. Запросом на консультацию стала проблема в отношениях со свекровью, с которой семья совместно проживала. Их частые разногласия и конфликты всегда приводили к угнетённому эмоциональному состоянию моей пациентки, и подавлению ее внутренней агрессии. Работа с ней заключалась в формировании более конструктивных способов разрешения конфликтов и умению отстаивать психологические границы. Через некоторое время супружеская пара приняла для себя решение разъехаться со свекровью. А через три месяца отдельного проживания наступила беременность…

Был еще один замечательный случай. Ко мне обратилась женщина, у которой не получалось забеременеть. После 8 лет в браке у нее практически отсутствовало желание иметь детей, но муж стал настаивать на ребёнке. Когда супруги прекратили предохраняться, беременность не наступила… В процессе работы была обнаружена проблема крайне тяжелых отношений с собственной матерью. Отношения с детства были наполнены обидами, агрессией и раздражением, а в последние два года — сведены к минимуму (редкие звонки). На встречах мы прорабатывали детско-родительские отношения пациентки, ее семейную историю и детские обиды. И через некоторое ей удалось с бОльшим теплом заговорить о материнстве, лучше понять поведение собственной матери и позволить себе по-другому относится к ней и к себе. Еще некоторое время спустя наступила беременность, которая первые месяцы протекала сложно. Около года назад эта женщина родила здорового ребенка. Она продолжает получать психологическую поддержку и сегодня, в среднем один раз в 3 месяца.

А можно ли преодолеть психологическое бесплодие самостоятельно?

Моя практика показывает, что оптимальной помощью женщине или супружеской паре в таком вопросе может быть только комплексное медико-психологическое сопровождение.

Что бы вы рекомендовали парам, которые уже все перепробовали, и все равно у них не получается зачать ребенка?

Если действительно были предприняты все попытки решить проблему – пара обращалась и к врачам, и к психологам, то важно “сделать остановку”. Возможно, понадобится некоторая “инвентаризация” и переоценка сложившейся ситуации. Чтобы начать новую страницу жизни, важно переосмыслить предыдущую. Новые цели и задачи могут быть связаны с профессиональным и с духовным ростом, а также и с родительством, если помнить, что дети могут “приходить к нам” не только путем естественного их рождения.

Источник