Особенности психосоциального развития ребенка характеристика
Приложение
Всесторонняя психосоциальная оценка ребёнка и семьи
Дело № __________________________
Дата: ____________________________
Социальный работник: _________________________________________________________
Ребенок, члены семьи и значимые для ребенка лица
Имя и фамилия
Дата рождения
Адрес (фактический и регистрация) и телефон
Индикаторы функциональности семьи
+/-
Описание ситуации в семье по данному индикатору
1. Жилищные условия
1.1. Дом/квартира является частной собственностью семьи.
1.2. Территория вокруг жилища в целом содержится в порядке, санитарные требования соблюдены.
1.3. Опасных элементов вокруг дома (электрические провода, магистраль, железная дорога, овраг и т. д.) нет.
1.4. В доме чистота и порядок, соблюдены санитарно-гигиенические требования (попадание света, влажность, температура в помещении, грызуны и насекомые).
1.5. Жилище отвечает требованиям безопасности (нет аварийного состояния).
1.6. Жилище снабжено необходимыми коммунальными услугами (вода, канализация, электричество, газ).
1.7. Жилплощадь и количество комнат соответствуют нуждам семьи, у ребенка есть свое пространство.
1.8. Семья имеет необходимую мебель и оборудование (кровати, обеденный стол, письменный стол, стулья, шкафы, кухонные принадлежности, санузел).
1.9. Доступность транспорта (личный либо общественный).
1.10. Жилище удобно и доступно для инвалидов.
1.11. Ребенок имеет стабильное место проживания.
2. Финансовое положение
2.1. Родители/опекуны имеют постоянную работу и необходимые навыки для трудоустройства; нет опасений относительно потери работы.
2.2. Семья не испытывает серьезных финансовых проблем.
2.3. Семейный бюджет планируется и используется для удовлетворения основных нужд.
3. Отношения семьи с родственниками и общиной
3.1. У семьи есть широкий круг родственников и друзей, с которыми они регулярно взаимодействуют.
3.2. Семья активно участвует в жизни общины (посещает свадьбы и похороны, участвует в праздниках, приглашает гостей).
3.3. Семья открыто принимает помощь от родственников, друзей и соседей.
3.4. Родственники, друзья или соседи помогают заботиться о ребенке.
3.5. Члены семьи состоят в общественных группах поддержки (напр. ассоциация родителей детей-инвалидов).
4. Пользование общественными услугами и ресурсами общины
4.1. Семья проживает в месте с развитой социальной инфраструктурой (образовательные и здравоохранительные учреждения, спортивная/игровая площадка и т. д.).
4.2. Семья получает социальные пособия.
4.3. Семья пользуется необходимыми социальными услугами, существующими в общине (детский сад, школа, поликлиника, реабилитационный центр, дом творчества).
5. Отношения ребенка с членами семьи
5.1. Родители разбираются в вопросах детского развития, имеют реалистичные ожидания и видят корни проблемы.
5.2. Родители использую гуманные методы воспитания, не подвергают ребенка насилию, телесным наказаниям, эмоциональному давлению, относятся с заботой и вниманием.
5.3. Родители готовят ребенка к самостоятельной жизни, но не подвергают ребенка трудовой эксплуатации (опасному тяжелому труду).
5.4. У ребенка есть режим дня, соответствующий его возрасту и личным характеристикам.
5.5. Родители принимают свою роль добровольно, любят детей, относятся к ним тепло и позитивно.
5.6. Родители внимательны и адекватно реагируют на нужды ребенка (правильно распознают жесты, устанавливают глазной контакт, проявляют терпение, играют с ним).
5.7. Существует видимая вербальная и эмоциональная связь родителя с ребенком (ребенок может открыто выразить свои мысли и чувства).
5.8. Ребенок, в общем, придерживается правил, установленных родителями.
6. Стимуляция развития ребенка
6.1. У ребенка есть развивающие игры, соответствующие его возрасту.
6.2. Родители читают детям книги, контролируют просмотр телевизионных программ, проверяют домашнее задание, посещают школьные родительские собрания.
6.3. Родители понимают роль игры в развитии ребенка (создают игровые ситуации, условия для игры, участвуют в играх).
6.4. Родители понимают важность дошкольного, школьного и профессионального образования, обеспечивают ребенка школьными принадлежностями.
6.5. Досуг ребенка планируется родителями вместе с ним и направлен на развитие.
6.6. Члены семьи придерживаются единой методики воспитания.
7. Взаимоотношения членов семьи
7.1. Члены семьи расположены к общению и обсуждению, поощряют друг друга выражать мнение, взаимодействуют без конфликтов.
7.2. Семейные обязанности распределяются между членами в соответствии с их способностями и пожеланиями.
7.3. Члены семьи относятся друг к другу с уважением, доверием и заботой.
8. Личная характеристика членов семьи
8.1. Родители/опекуны выросли в благополучной биологической семье, с любящими родителями.
8.2. Родители в детстве либо во взрослом возрасте не испытывали физического, сексуального либо эмоционального насилия.
8.3. Родители не злоупотребляют алкоголем или наркотическими средствами (в прошлом и настоящем).
8.4. Родители не имели и не имеют хронические заболевания (туберкулез, астма, порок сердца, аллергия, кожные и венерические заболевания, СПИД).
8.5. Родители не имеют физических либо психических ограничений, которые могли бы повлиять на функциональность семьи; родители не подвергаются длительной госпитализации.
8.6. Родители не совершали преступных деяний, не проявляют агрессии и насилия (физического и эмоционального).
8.7. Ни один из членов семьи не находится в заключении либо в другом длительном отсутствии (трудовая миграция).
8.8. Родители не страдают нездоровой подозрительностью, доверяют окружающим в разумных пределах.
8.9. Родители эмоционально и экономически независимы, могут самостоятельно обеспечивать свои текущие нужды (например, покупать и готовить еду), принимать решения и выполнять обязанности по работе.
8.10. Родители готовы к сотрудничеству, открыто ищут помощь, делятся информацией, открыты к новым идеям, инициативны относительно решения своих проблем.
8.11. Родители эмоционально стабильны и оптимистично настроены.
8.12. Родители поддерживают здоровый баланс между личными потребностями и потребностями ребенка.
8.13. Родители имеют профессиональное образование (среднее или высшее) и обладают базовыми знаниями для самостоятельной жизни и воспитания ребенка.
9. Психосоциальная характеристика ребенка
9.1. Развитие ребенка (физическое, эмоциональное, когнитивное, речевое) не вызывает беспокойства и соответствует его возрасту.
9.2. В поведении ребенка не проявляется агрессия, тревожность и другие поведенческие нарушения; ребенок дружелюбен и толерантен по отношению к другим.
9.3. У ребенка нет хронических заболеваний.
9.4. Ребенок не имеет физических либо психических ограничений, которые могли бы повлиять на его функциональность (инвалидность).
9.5. Ребенок получает образование в школе/детском саду, его успеваемость и посещаемость удовлетворительные.
9.6. У ребенка есть друзья, ему нравится проводить время с ними.
9.7. Ребенок не подвергался физическому, сексуальному либо эмоциональному насилию или эксплуатации.
9.8. Ребенок не употребляет алкоголь, наркотические и токсичные средства.
9.9. В истории ребенка не было противоправного поведения.
Источник
Задачи психосоциального развития детей и подростков 6—12 лет
Возраст / задачи развития | 6–8 лет | 8–10 лет | 10–12 лет |
Умение считаться с другими | Планировать свои действия с учетом интересов других, договориться со сверстником, обратиться за помощью | Иметь свое мнение, формировать суждение с учетом мнений других, уметь поддерживать отношения | Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения, проявлять гибкость в соответствии с изменяющимися условиями взаимодействия с окружающими |
Формирование независимого поведения | Иметь некоторые навыки самообслуживания, позволяющие проявлять независимость от взрослых в типовых жизненных ситуациях | Проявлять независимость в повседневных делах, уметь обратиться за помощью к взрослым в случае затруднения | Умение планировать время с учетом своих повседневных обязанностей, инициативность в организации своего досуга |
Умение устанавливать дружеские отношения | Установление и поддержание дружеских отношений, эмпатия по отношению к близким | Иметь постоянного друга, уметь самостоятельно разрешать конфликты с ним | Уметь дружить со сверстниками обоих полов |
Формирование ответственности дома | Посильная помощь по дому и забота о других членах семьи | Выделение постоянных обязанностей по дому, трудовых поручений | Активная помощь по дому (не ограниченная постоянными обязанностями) |
Умение пользоваться инфраструктурами | Под присмотром взрослых пользоваться некоторыми бытовыми приборами, уметь самостоятельно звонить по телефону | Пользоваться знакомыми видами транспорта по дороге в школу и домой; самостоятельно пользоваться некоторыми бытовыми приборами | Уметь переносить имеющиеся навыки пользования инфраструктурой на незнакомые ситуации |
Безопасность и здоровье | Соблюдать гигиенические нормы, правила личной безопасности на улице, в отношениях с незнакомыми | В типовых жизненных ситуациях делать выбор, минимизацию риска для здоровья | Предвидеть возможность последствий своих действий, опасных для здоровья |
Задачи психосоциального развития подростков 13—17 лет
(по В. Слоту, Х. Спанярду3))
Задачи развития в различных сферах | Подростки 13–17 лет |
Автономия | Подросток становится менее зависимым от родителей, умеет определять свое место в семье и среди родственников при изменяющихся обстоятельствах |
Здоровье и внешность | Подросток заботится о хорошем физическом состоянии и внешнем виде, избегает излишнего риска |
Свободное время | Умеет с пользой проводить досуг |
Учеба | Приобретает знания и умения, дающие возможность выбирать интересующую его профессию |
Социальные контакты | Умеет устанавливать и поддерживать деловые и дружеские контакты, прерывать нежелательные контакты, умеет доверять другому и вызывать доверие к себе, соблюдает нормы при общении с окружающими |
Авторитет и инстанции | Принятие факта, что определенные лица и инстанции поставлены над тобой, умение отстаивать свои права в рамках действующих норм |
Взросление и поведение подростков от 10 до 16 лет
(по Ф. Дольто)
Возраст | Утверждение личности | Социальные отношения |
10 лет | Не слишком беспокоится о себе, думает только о настоящем, планы на будущее расплывчаты. Желание обладать собственностью. Любит деятельность вне дома | Связан с родителями, любящий, экспансивный, любит участвовать в семейных делах. Спорит с братьями и сестрами, у девочек сложные и напряженные отношения с одной или несколькими близкими подругами. Мальчики объединяются в группы |
11 лет | Ищет себя, все время в оппозиции, часто в конфликте с другими, не любит критики. Появляются мысли о будущем. Желание обладать собственностью. Страсть к коллекционированию | Тенденция сопротивления родителям, переворачивает жизнь семьи, но любит участвовать в семейных делах. Дерется с братьями и сестрами, глубоко сердечные и в то же время сложные отношения между девочками. Мальчики собираются компаниями |
12 лет | Поиски себя, попытки заслужить одобрение других. Судит о себе более объективно. Желание обладать собственностью. Более реальные и более определенные планы. Интерес к природе | Любит семью и семейные дела, но начинает искать у общества друзей вне семьи. Улучшение отношений с братьями и сестрами. Девочки начинают дружить с мальчиками |
13 лет | Поиски самого себя, внимание к внутренней жизни, любовь к одиночеству. Стремление стать взрослым. Интерес к своей карьере и браку. Желание мира и счастья другим. Личные пристрастия, любит спорт | Меньше близости и доверия в отношениях с родителями. Заметно старается не участвовать в семейных делах. Хорошие отношения с братьями и сестрами, особенно со старшими или с гораздо младшими. Мальчики менее общительны, чем в 12 лет. Девочки тянутся к мальчикам старше себя |
14 лет | Поиски себя, сравнивает себя с другими. Беспокоится о том, чтобы его любили, стремится к независимости. Стремление стать взрослым. Желание видеть мир лучшим. Проявляет социальные интересы и социальную активность, более уравновешенный | Критикует родителей, часто стесняется своей семьи. Испытывает возможности утвердить свою независимость. Трудности с братьями и сестрами близкого возраста. Образование групп и компаний на базе общих интересов. Девочки больше интересуются мальчиками, чем мальчики девочками |
15 лет | Интерес к тому, что отличает взрослых друг от друга. Желание личного счастья. Индивидуальные вкусы и интересы становятся определеннее | Отчуждение от родителей, чьи попытки выражения любви отвергаются. Получает основное удовлетворение от общественной жизни среди друзей и вне дома. Улучшение отношений с братьями и сестрами. Смешанные компании, в которых возникает дружба с теми, кого выбирают сами |
16 лет | Осмысление себя, независимость. Вера в себя. Состояние равновесия и уверенности. Стремление к счастью, успехам и личным достижениям | Прекрасные отношения в семье, но предпочитает общество друзей обществу родителей. Защитник младших братьев и сестер; хорошее взаимопонимание со старшими братьями и сестрами. Друзья воспринимаются как очень важный фактор в жизни |
В связи с тем что одним из основных социально значимых видов деятельности для школьника является учеба в школе, следует учитывать особенности его психолого-педагогического статуса как учащегося. В соответствии с определением М.Р. Битяновой, речь идет о совокупности психологических характеристик деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития в школьной среде. Отметим некоторые из этих характеристик, связанные с особенностями поведения и общения школьников
Психолого-педагогические требования к статусу учащегося
(по М.Р. Битяновой)
Параметры статуса | Психолого-педагогические требования к обучению, | ||
5-й класс | 8-й класс | 10-й класс | |
Наличие и характер учебной мотивации | Предпочтение «трудных» заданий. Ориентация на освоение способов получения знаний (а не на готовое знание). Проявление интереса к закономерностям, принципам. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний | Интерес к способам получения знаний, знаниям, выходящим за пределы школьных, к самостоятельным формам учебной деятельности, использованию результатов учебной работы в социально-значимых формах деятельности Способность к постановке гибких и перспективных целей образования и самообразования | Интерес к основам наук, методам теоретического мышления. Развитый мотив самообразования, связанный с жизненными перспективами и самовоспитанием. Стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности. Мотивационная избирательность интересов, обусловленных выбором профессии |
Особенности поведения и общения школьников | |||
Взаимодействие со сверстниками | Владение приемами и навыками общения со сверстниками (установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем). Способность к глубоким эмоциональным привязанностям (дружбе) | Включенность во внутригрупповое общение со сверстниками. Устойчивое позитивное положение в группе сверстников, способность к сотрудничеству со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности. Способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям | Включенность в доверительные эмоциональные отношения со сверстниками. Позитивное положение в группе сверстников, способность к сотрудничеству со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности. Способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям. Включенность в широкую социальную систему контактов, заинтересованность и активность в расширении этой системы |
Взаимодействие с педагогами | Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Способность к установлению межличностных отношений с педагогами | Включенность в личностное общение с педагогами. Способность к проявлению эмпатии по отношению к взрослым | Включенность в личностное общение с педагогами. Способность к установлению деловых, партнерских отношений с взрослыми |
Соблюдение социальных и этических норм | Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм | ||
Поведенческая саморегуляция | Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. Моральная регуляция поведения. | Способность длительно подчинять поведение намеченной цели. Умение сдерживать эмоции, придавать их выражению преднамеренный характер. Моральная регуляция поведения. Способность к ответственному поведению | Способность длительно подчинять поведение намеченной цели. Умение сдерживать эмоции, придавать их выражению преднамеренный характер. Моральная регуляция поведения. Способность к ответственному поведению. Способность принимать ответственные решения, касающиеся других людей |
Активность и независимость | Активность и самостоятельность в познавательной и социальной сфере | Активность, самостоятельность и целенаправленность в познавательной и социальной деятельности | Уверенное автономное поведение. Активность, самостоятельность и целенаправленность в познавательной и социальной деятельности |
Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе | |||
Отношения со сверстниками | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками | Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками: субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в группе как положительного, удовлетворенность им | Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками: субъективная включенность в эмоциональные, доверительные отношения. Восприятие своего статуса в группе как положительного, удовлетворенность им. Субъективная включенность в широкую систему социальных отношений |
Отношения с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность | Эмоционально-положительное восприятие старшеклассником системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность |
Отношение к значимой деятельности | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения для себя | Учение выступает для подростка как смыслообразующий мотив | Обогащение личностным смыслом как социального, так и познавательного мотивов деятельности. Включение учебной деятельности и отношения к ней в более широкую систему профессиональных отношений и предпочтений |
Отношение к себе | Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка | Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка. Ориентация на будущее. Субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций |
Поскольку, помимо возрастных особенностей, в процессе формирования поведенческой установки большую роль играет эмоциональное состояние, рассмотрим, как меняется эмоциональный фон школьника в зависимости от периодов учебного года.
Начало учебного года (примерно первая четверть) можно охарактеризовать тремя словами: эйфория, разочарование, стабильность. Эйфория, которая длится первые две-три недели сентября, обусловлена радостью встреч с друзьями после долгой разлуки, возможностью «начать новую жизнь», ощущением собственного взросления («стал старше классом!»). Большой запас накопленных ресурсов обеспечивает высокий уровень психологического комфорта этого периода, что помогает сглаживать шероховатости в процессе учебы.
Затем позитивный настрой снижается, летний запас положительных эмоций исчерпывается, а в дневнике появляются первые «двойки». Опытные учителя предпочитают в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки. Обычно этот этап растягивается тоже на две-три недели. Далее наступает период стабильности: «утряслось» расписание, учащиеся и учителя входят в «рабочий режим» деятельности.
В целом адаптационный период завершается примерно к концу октября. Успешность этого периода во многом зависит от способности педагогов принять во внимание индивидуальные особенности детей. Просчеты, допущенные в период адаптации, могут проявиться в устойчиво низкой успеваемости, проблемах поведения. При этом необходимо понимать, что «все это является признаками общей школьной дезадаптации и не всегда сопутствует только началу учебного года»5.
Аналогичный период проходит и в начале года, после продолжительных зимних каникул. Однако если после лета волна повышенного эмоционального настроения может охватить две-три недели, то зимой эйфория длится два-три дня, максимум неделю.
Вторая четверть завершается на некотором эмоциональном подъеме, а третья, напротив, имеет тенденцию заканчиваться эмоциональным спадом. В четвертой четверти эмоциональный фон снова повышается. Световой день становится длиннее, впереди — лето. Но улучшение настроения не ведет к усилению учебного мотива. Попросту говоря, если в начале учебного года некоторым ученикам еще не до учебы, то в конце года им уже не до учебы.
Следует также учитывать специфику различных этапов школьной жизни. Есть классы, которые традиционно являются «классами риска», например первый и пятый. Эти классы, кстати, объединяет то, что прежде их учащиеся были самыми старшими в детском саду или начальной школе, а теперь оказались самыми маленькими. Смена статуса и изменение требований являются фактором стресса. При этом первоклассников, как правило, опекают достаточно плотно, а пятиклассники в большей степени предоставлены сами себе. По этой причине цикл тренинговых занятий, направленных на помощь в адаптации пятиклассников, рекомендуется проводить в начале учебного года.
Приведенные выше фрагменты различных классификаций, а также цикличность перепадов эмоционального настроя в течение учебного года показывают широту подхода при выборе форм учета возрастных задач развития, а также приоритетные задачи для оптимальной организации профилактической работы. Вместе с тем учет этих, а также других особенностей во многом определяется собственным опытом психолога или педагога.
Источник