Особенности психомоторного развития ребенка с нарушением зрения

Особенности психомоторного развития ребенка с нарушением зрения thumbnail

Недостаточный объем получаемой зрительной информации, отсутствие зрительных впечатлений приводит к меньшей психической и двигательной активности слепого ребенка, отставанию в психомоторном развитии от уровня развития зрячих младенцев. Однако до двух-трех месяцев жизни младенец с глубокими нарушениями зрения по характеру реакций и поведению почти не отличается от зрячего ребенка того же возраста. Это объясняется особенностью психических актов детей этого возраста, связанных с получаемой ими мультимодальной информацией. Так как первичные сенсорные реакции младенца носят генерализованный характер, ограничение зрительной информации не наносит существенного ущерба жизненно важным актам деятельности ребенка. И только после двух-трехмесячного возраста, когда у здорового ребенка появляются такие зрительные реакции, как бинокулярная фиксация взора, прослеживающие движения глаз недостаток зрения начинает существенно сказываться на психическом и двигательном развитии ребенка с глубоким нарушением зрения (Л.И. Солнцева, С.М. Хорош,1988; Л.И. Солнцева 1997,2000).

Отсутствие зрительного восприятия с момента рождения в большей мере сказывается на моторном развитии ребенка раннего возраста. Дети отстают в развитии навыков, связанных с инициацией собственной подвижности (повороты со спины на живот и обратно, перемещение из положения лежа в положение сидя, подтягивания для того, чтобы встать), базовых локомоторных навыков (ползание, самостоятельная ходьба и передвижение по комнате), тонкой моторики. У большинства слепых детей эти навыки развиваются позже, чем у 95% видящих детей. У ребенка отмечается слабость акта хватания, запаздывает дифференциация движений, возникают затруднения в овладении вертикальным положением тела. Он боится пространства и новых предметов. Недостаточность пространственной ориентации обуславливает недоразвитие походки, тормозит формирование схемы тела. Отрицательное влияние слепоты на приобретение моторных навыков связано с центральной ролью зрительного восприятия в координации движений, приспособлении положения кистей рук к размеру и форме предмета, в контроле позы, в установлении и поддержании баланса тела. Отставание в двигательном развитии слепого или слабовидящего ребенка сказывается и на развитии его игровой деятельности (С.М. Хорош,1983; А.М. Хартман, 1998). У таких детей достаточно долго могут сохраняться примитивные однообразно повторяющиеся манипуляции с предметами. Трудности овладения предметными действиями приводят к замедлению темпа развития мышления. Снижение зрительных функций оказывает отрицательное влияние и на эмоциональное развитие ребенка, что выражается в пониженном фоне настроения, тенденции к аутизму как следствию объективных затруднений контактов с другими людьми (В.В. Лебединский, 1985; Л.И. Солнцева, С.М.Хорош, 1988; Л.И. Солнцева, 2000). Трудности в общении с людьми и предметным миром формируют определенные особенности развития речи слепого ребенка – изменяется темп развития речи, отмечаются системные недоразвития речи, разнообразные по своей структуре.

Огромное значение при восприятии действительности у детей с глубокими нарушениями зрения имеет слух. Слуховые образы предметного мира дают возможность слепому ребенку реагировать на дистантные раздражители, соотносить их с предметами и в соответствии с этим организовывать свое поведение. Развитие дифференциации слуховых сигналов и формирование слухового восприятия обеспечивает активность речевой деятельности ребенка, которая в дальнейшем становится важнейшим каналом компенсации слепоты (Л.И. Солнцева, С.М. Хорош, 1988; Л.И. Солнцева, 2000).

У слепых младенцев в случае сохранности слуха развитие базовой слуховой чувствительности начинается с первых дней жизни и на протяжении первого года проходит те же стадии развития, что и в норме. Однако в отличие от способности различать аудио стимулы становление взаимодействия с ними несколько отстает. Поэтому очевидно, что слепые младенцы нуждаются в формировании у них мотивации к взаимодействию со звуковыми стимулами. Эта мотивация может быть сформирована только в общении с близким взрослым при целенаправленном воздействии.

Психическое развитие ребенка с нарушениями зрения и его социальная адаптация во многом зависят от ранней диагностики. Необходимость ранней диагностики нарушений зрения обусловлена тем, что критический период развития зрительной системы человека непродолжителен и ограничивается первым полугодием жизни ребенка (Л.И. Фильчикова,1999; Л.И. Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В. Парамей, 2003).

Ограничение зрительного опыта в этот период, обусловленное различными заболеваниями органа зрения, приводит к необратимым морфофункциональным изменениям на всех уровнях зрительной системы ребенка и усугубляет первичный зрительный дефект. В то же время он является оптимальным для коррекции развивающихся зрительных функций ребенка. С целью предупреждения слепоты и слабовидения с детства необходима ранняя диагностика зрительных нарушений. От того, насколько быстро и точно поставлен диагноз, зависят результаты абилитации детей с нарушениями зрения.

Диагностика заболеваний зрительной системы у детей раннего возраста является сложной задачей. У них невозможно использовать психофизические методы оценки зрения, применяемые во взрослой практике. Возникают значительные трудности в интерпретации офтальмоскопической картины, обусловленные особенностями глазного дна в первый год жизни ребенка. В этом возрасте даже у здоровых детей макулярные рефлексы не дифференцируются, а диск зрительного нерва может иметь белый или серый цвет. В связи с этим особое значение имеют объективные методы диагностики, позволяющие выявлять нарушения зрения с первых дней жизни младенца.

Источник

Недостаточный объем получаемой зрительной информации, отсутствие зрительных впечатлений приводит к меньшей психической и двигательной активности слепого ребенка, отставанию в психомоторном развитии от уровня развития зрячих младенцев. Однако до двух-трех месяцев жизни младенец с глубокими нарушениями зрения по характеру реакций и поведению почти не отличается от зрячего ребенка того же возраста. Это объясняется особенностью психических актов детей этого возраста, связанных с получаемой ими мультимодальной информацией. Так как первичные сенсорные реакции младенца носят генерализованный характер, ограничение зрительной информации не наносит существенного ущерба жизненно важным актам деятельности ребенка. И только после двух-трехмесячного возраста, когда у здорового ребенка появляются такие зрительные реакции, как бинокулярная фиксация взора, прослеживающие движения глаз недостаток зрения начинает существенно сказываться на психическом и двигательном развитии ребенка с глубоким нарушением зрения (Л.И. Солнцева, С.М. Хорош,1988; Л.И. Солнцева 1997,2000).

Читайте также:  Таблица развития ребенка до года для заполнения

Отсутствие зрительного восприятия с момента рождения в большей мере сказывается на моторном развитии ребенка раннего возраста. Дети отстают в развитии навыков, связанных с инициацией собственной подвижности (повороты со спины на живот и обратно, перемещение из положения лежа в положение сидя, подтягивания для того, чтобы встать), базовых локомоторных навыков (ползание, самостоятельная ходьба и передвижение по комнате), тонкой моторики. У большинства слепых детей эти навыки развиваются позже, чем у 95% видящих детей. У ребенка отмечается слабость акта хватания, запаздывает дифференциация движений, возникают затруднения в овладении вертикальным положением тела. Он боится пространства и новых предметов. Недостаточность пространственной ориентации обуславливает недоразвитие походки, тормозит формирование схемы тела. Отрицательное влияние слепоты на приобретение моторных навыков связано с центральной ролью зрительного восприятия в координации движений, приспособлении положения кистей рук к размеру и форме предмета, в контроле позы, в установлении и поддержании баланса тела. Отставание в двигательном развитии слепого или слабовидящего ребенка сказывается и на развитии его игровой деятельности (С.М. Хорош,1983; А.М. Хартман, 1998). У таких детей достаточно долго могут сохраняться примитивные однообразно повторяющиеся манипуляции с предметами. Трудности овладения предметными действиями приводят к замедлению темпа развития мышления. Снижение зрительных функций оказывает отрицательное влияние и на эмоциональное развитие ребенка, что выражается в пониженном фоне настроения, тенденции к аутизму как следствию объективных затруднений контактов с другими людьми (В.В. Лебединский, 1985; Л.И. Солнцева, С.М.Хорош, 1988; Л.И. Солнцева, 2000). Трудности в общении с людьми и предметным миром формируют определенные особенности развития речи слепого ребенка – изменяется темп развития речи, отмечаются системные недоразвития речи, разнообразные по своей структуре.

Огромное значение при восприятии действительности у детей с глубокими нарушениями зрения имеет слух. Слуховые образы предметного мира дают возможность слепому ребенку реагировать на дистантные раздражители, соотносить их с предметами и в соответствии с этим организовывать свое поведение. Развитие дифференциации слуховых сигналов и формирование слухового восприятия обеспечивает активность речевой деятельности ребенка, которая в дальнейшем становится важнейшим каналом компенсации слепоты (Л.И. Солнцева, С.М. Хорош, 1988; Л.И. Солнцева, 2000).

У слепых младенцев в случае сохранности слуха развитие базовой слуховой чувствительности начинается с первых дней жизни и на протяжении первого года проходит те же стадии развития, что и в норме. Однако в отличие от способности различать аудио стимулы становление взаимодействия с ними несколько отстает. Поэтому очевидно, что слепые младенцы нуждаются в формировании у них мотивации к взаимодействию со звуковыми стимулами. Эта мотивация может быть сформирована только в общении с близким взрослым при целенаправленном воздействии.

Психическое развитие ребенка с нарушениями зрения и его социальная адаптация во многом зависят от ранней диагностики. Необходимость ранней диагностики нарушений зрения обусловлена тем, что критический период развития зрительной системы человека непродолжителен и ограничивается первым полугодием жизни ребенка (Л.И. Фильчикова,1999; Л.И. Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В. Парамей, 2003).

Ограничение зрительного опыта в этот период, обусловленное различными заболеваниями органа зрения, приводит к необратимым морфофункциональным изменениям на всех уровнях зрительной системы ребенка и усугубляет первичный зрительный дефект. В то же время он является оптимальным для коррекции развивающихся зрительных функций ребенка. С целью предупреждения слепоты и слабовидения с детства необходима ранняя диагностика зрительных нарушений. От того, насколько быстро и точно поставлен диагноз, зависят результаты абилитации детей с нарушениями зрения.

Диагностика заболеваний зрительной системы у детей раннего возраста является сложной задачей. У них невозможно использовать психофизические методы оценки зрения, применяемые во взрослой практике. Возникают значительные трудности в интерпретации офтальмоскопической картины, обусловленные особенностями глазного дна в первый год жизни ребенка. В этом возрасте даже у здоровых детей макулярные рефлексы не дифференцируются, а диск зрительного нерва может иметь белый или серый цвет. В связи с этим особое значение имеют объективные методы диагностики, позволяющие выявлять нарушения зрения с первых дней жизни младенца.

Источник

Практикум

Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

В раннем возрасте закладывается фундамент развития личности человека, формируются психические качества, как здорового ребенка, так и ребенка со зрительной патологией. Дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.

Врожденные или возникшие в раннем возрасте заболевания органа зрения значительно снижают количество получаемой информации, качество восприятия окружающего мира, что приводит к выраженным отклонениям в психическом развитии ребенка

По данным Солнцевой Л.И.,Хорош С.М., Хартман A.M. от 80% до 90% информации человек получает с помощью зрения. Отсутствие или значительное снижение зрения в критический период развития зрительной системы приводит к существенным отклонениям в развитии ребенка, снижает запас зрительных представлений. Все это неблагоприятно сказывается на его когнитивном и двигательном развитии.

Читайте также:  Семьям где есть ребенок с отклонениями в развитии

Известно, что при нарушении зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления) и изменениями в физическом развитии, в том числе и двигательных функций (нарушаются быстрота, точность, координация, темп движений, ограничивается овладение социальным опытом.

Методика обследование психомоторного развития детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).

Параметры обследования

Оборудование

Задания детям

Анализ, возрастная норма

Условия обозначения для таблицы

Обследование переключаемости ребёнка с одного вида деятельности на другой.

Бубен или свисток.

Обследуется во время вводной части физкультурного занятия. Задания:

1.Остановиться по сигналу во время ходьбы, бега.

2.Изменить характер движения по условному сигналу (на громкие удара бубна – ходьба, на тихие – бег; или сменит направление движения).

Обращается внимание на скорость смены движений, на реакцию ребёнка на команды. Детям средней и старшей группы лучше предложить ходьбу в чередовании с бегом, дети 6 лет должны выполнять эти задания в более быстром темпе и во время бега.

+(реагирует быстро, соответствует возрастной норме)

+/- реагирует, но позже возрастной норм, по аналогии с другими детьми.

– не реагирует совсем, или реагирует очень поздно, чаще после дополнительных указаний.

Обследование сохранения темпа выполнения движений

Оборудование для общеразвивающих упражнений.

Обследуется во время выполнения детьми общеразвивающих упражнений.

Задания:

Продолжи сам».

«Сделай как я.»

«Зеркала».

Сохранение темпа или выполнение в ускоренном /замедленном темпе.

+ или – в соответствующей графе таблицы.

Обследование объёма двигательной памяти ребёнка

Оборудование для основных видов движений в соответствии с возрастной нормой, расставленное последовательно.

По залу расставляется оборудование. Дети по одному запускаются в зал, каждому даётся инструкция: «Запомни и выполни следующие задания» (в соответствии с расставленным оборудованием): пройди по скамейке, пролезь в обруч и забрось мяч в корзину.

Учитывается количество выполненных движений, фиксируется момент забывания на каком –либо этапе его выполнения, помощь в виде напоминания. Возрастная норма: средняя группа – 3 вида движения, старшая группа 4, подготовительная – 5.

В соответствующей графе указывается цифрой количество выполненных движений. В примечании указывается степень самостоятельности, особенности выполнения задания.

Обследование статической координации движений ребёнка

Обследуется в заключительной части занятия без оборудования.

Предлагается ребёнку встать в позу Ромберга – положение стоя со сдвинутыми ногами, с закрытыми глазами и вытянутыми вперёд руками (стоять с открытыми глазами на одной ноге, руки вытянуты вперёд).

Учитывается умение ребёнка удерживать равновесие, координированность движений.

+ (при наличии параметра, достаточном уровне его сформированности)

– (при отсутствии этого показателя)

+/- (при недостаточном уровне сформированности)

Обследование динамической

координации движений ребёнка

Обследуется в первой или заключительной части занятия без оборудования

Детям предлагается ходьба или бег.

Учитывается согласованность движений рук и ног при выполнении данных видов движений

+ (при наличии, достаточной сформированности навыка)

+/-(при недостаточной сформированности навыка)

– (при отсутствии координации в выполнении движений)

Обследование особенностей двигательной сферы ребёнка

Изучается медицинская карта ребёнка, проводятся беседы с родителями и наблюдение за поведением ребёнка в течении пребывания в детском саду.

Выписывается из медицинской карты или выявляется при наблюдении за ребёнком в течении недели – месяца воспитателями, логопедом, психологом, тифлопедагогом или при общении с родителями ребёнка.

Учитываются особенности поведения ребёнка: активный, уравновешанный, возбудимый, гиперактивный, невозмутимый, медлительный и т.п.

Фиксируется словами, характеризующими особенности поведения и реакций ребёнка.

Диагностика обследования психомоторного развития детей с нарушением зрения старшей группы

Цель: Выявить состояние двигательной сферы каждого ребёнка – особенности переключаемости его с одного вида деятельности на другой, сохранение темпа выполнения движений, объёма двигательной памяти, статической и динамической координации движений. Помочь педагогам и воспитателям в осуществлении коррекционной работы по итогам обследования для преодоления нарушения зрения, в подборе индивидуальных методов и приёмов для помощи каждому ребёнку. Закрепить навыки выполнения основных видов движений детьми. Развивать общую моторику детей, воспитывать интерес к разным видам физической активности.

Оборудование:гимнастические скамейки, 6 воротиков (или дуг) для подлезания, 6 набивных мячей, канат, резиновые мячи большого размера в 2 корзинах по количеству детей, 2 «колодца» из мягких модулей для забрасывания мячей, предметы для перешагивания – плоскостные геометрические фигуры разного цвета, 3 – 4 стула для присутствующих взрослых.

Особенности проведения диагностики: договориться с воспитателями, старшим педагогом, педагогами (логопед, музыкальный руководитель, спорт. инструктор, инструктор на бассейне), мед.сестра – ортоптистка о дне и времени проведения диагностики. Воспитатели группы готовят список детей в соответствующей таблице, спорт. инструктор – оборудование для проведения диагностики, педагоги приходят с письменными принадлежностями. Перед проведением диагностики распределяют детей для наблюдения – каждый наблюдает за 3 – 4 детьми в течении всей диагностики фиксируют полученные результаты в своей тетради с последующим занесением в общую таблицу для данной группы.

Предварительная работа: влажная уборка в зале, проветривание, дети в спортивной форме.

Части занятия

Деятельность учителя – дефектолога (спорт.инструктора)

Деятельность наблюдающих педагогов

Содержание занятия

Дозировка упражнений

Общие методические указания

Вводная

1.Разные виды ходьбы в чередовании: на внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок, сменой направления движения по сигналу.

2.Игровое упражнение «Внимание ушки». (бубен играет «марш» – дети маршируют по залу друг за другом, бубен играет в быстром темпе – бег по залу в рассыпную, бубен молчит – встать на одной ноге, руки в стороны).

3.Ходьба по залу и дыхательные упражнения.

4.Перестроение в 3-4 колонны для выполнения общеразвивающих упражнений.

2.5 мин.

2 мин.

20 сек.

10 сек.

В колоне по одному, по словесному указанию.

Сохранять равновесие, реагировать на смену ударов в бубен.

По словесному указанию.

То же

Каждый педагог наблюдает за «своими» детьми, выявляет их умение переключаться с одного вида деятельности на другой, скорость переключения, устанавливает соответствие возрасту, фиксирует результат по каждому ребёнку в соответствующей графе таблицы условными обозначениями

Общеразвива-ющие упражнения без предметов

1.»Потягивание».

И.п. – основная стойка, руки на поясе.

1- шаг правой ногой, руки через стороны вверх; 2- и.п.

3- шаг левой ногой, руки через стороны вверх.4 – и.п.

2.»Круговое вращение руками»

И.п. – основная стойка руки к плечам

1 -8 – круговые движения локтей вперёд,

9 – 16 – то же назад

3.»Повороты»

И.п. – широкая стойка, руки на поясе.

1 – поворот вправо, отвести назад правую руку,

2 – вернуться в исходное положение

3 – поворот влево, отвести левую руку назад,

4 – и.п.

4.»Улитка»

И.п. – сидя на полу, упор сзади

1 – согнуть ноги в коленях, обхватить их руками

2- вернуться в исходное положение.

5.»Кошечка»

И.п. – стоя на четвереньках

1 – поднять назад правую ногу,

2 – вернуться в исходное положение,

3- тоже левой ногой

4 – и.п.

6.»Приседания»

И.п. – основная стойка, руки на поясе

1 – присесть руки вперёд,

2 – встать

7.»Звёздочка»

И.п. – основная стойка, руки внизу

1 – прыгнуть, ноги врозь, руки в стороны

3 – и.п.

6 – 7 раз

6 – 8 раз

6 – 8 раз

6 – 8 раз

6 – 8 раз

6 – 8 раз

10 – 12 раз

Задаётся темп выпол нения упражнения. Сохранять равновесие.

По словесному указ анию и предваритель ному показу, руки от плеч не отрывать.

По названию, заданному темпу, следить глазами за рукой.

По названию, голову пригибать к коленям.

По названию и словесному объяснению, голову не опускать, вытянутая нога- прямая.

По названию, сохранять заданный темп, спину держать прямо.

По названию, мягко приземляемся.

Каждый педагог наблюдает за «своими» детьми, выявляет их умение сохранять заданный темп выполнения каждого упражнения. Наблюдающему необходимо проанализировать сохранение темпа в целом по всем упражнениям каждым ребёнком. Фиксируется результат в соответствующей графе таблицы условными обозначениями.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка от года до четырех лет

Пересто ение

1.Перестроение в колонну по одному.

2.Ходьба приставным шагом.

3.Построение в шеренгу, информация о следующих заданиях.

«Сейчас вы вместе с воспитателем выйдите из зала, а мы построим полсу препятствия»

15 сек.

20 сек.

15 сек.

По словесному указанию.

Воспитатель выводит детей, занимает их (пальчиковыми играми и т.п),в зале готовят 2 «полосы препятствия»

Основная часть – обследование двигательной памяти детей

Первая «полоса препятствий»:

– ходьба по гимнастической скамейке,

– бросание мяча в корзину,

– подлезание через ворота (дуги),

– перепрыгивание через набивные мячи,

– перешагивание с предмета на предмет – по плоскостным геометрическим фигурам.

Вторая «полоса препятствий»6

– подлезание в ворота

– ходьба по канату

– перепрыгивание через набивные мячи

– переход с пролёта на пролёт по гимнастической стенке

– бросание мяча в корзину

Индивидуально, каждый ребёнок в своём темпе.

Каждому ребёнку жестом показывается его «полоса препятствий», называются все виды заданий, затем ребёнок приступает к выполнению. После выполнения серий движений необходимо поддержать ребёнка положительной оценкой, даже в случае затруднений, неточностей и т.п. по окончании – уборка оборудования.

Наблюдающие фиксируют последовательно результаты каждого ребёнка, указывают степень самостоятельности в выполнении серий движений, отмечают нарушения в последовательности, неточности в выполнении движений, забывчивости ребёнка и помощь при этом взрослых.

Заключительная часть

1.Вход в зал всех детей.

2.Игровое упражнение «Зеркало».

– ходьба и бег на месте

– стойка на одной ноге, на другой ноге с открытыми глазами,

– то же с закрытыми глазами

– Поза «Ромберга»: правая нога вперёд, руки в стороны, закрыть глаза пальцем правой руки задеть кончик носа.

3.Игра малой подвижности «Запретное движение»

2 мин.

2 мин.

Дефектолог(инструктор) показывает все движения, дети повторяют. Обращать внимание на чёткость выполнения движений и сохранение равновесия.

Отмечают согласованность движений детей в динамике и сохранения равновесия в статическом положении, при выполнении позы «Ромберга», фиксируют в соответствующей графе таблицы.

Результаты обследования психомоторного развития детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).

Ф.И. ребёнка

Переключаемость

Сохранение темпа выполнения движений

Двигательная память

Координа ция движений

Особенности двигательной сферы (гиперактивный, заторможенный, уравновешенный) при игре

Выводы, рекомендации

Остановка по сигналу

Изменение вида движе ний

Замедленный/ускоренный

Заданный

Амплитуда движе ний

Выполнение движений

Понимание словесной инструкции

Статическая (равновесие)

Динамическая (согласованность движений рук и ног)

Источник