Особенности психологического развития ребенка в старшем дошкольном возрасте

Особенности психологического развития ребенка в старшем дошкольном возрасте thumbnail

1.1. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями. Физически ребенок стал еще крепче. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.

На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становится его высказывания.

Развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения. Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая. Советские психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям. Старший дошкольник в основном верно осознает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведениям, установленным в данном коллективе. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе и т. д.[20]

У детей этого возраста уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Ребенок овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств, 5 – 6-летний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т.д. Он усваивает «язык» чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций.

Конструирование, рисование, лепка – это наиболее свойственные дошкольнику занятия. Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело трудиться. Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в природе, изготовления поделок позволяют детям больше участвовать в делах взрослых. Старшие дошкольники могут переходить от выполнения отдельных поручений к выполнению постоянных обязанностей: убирать свой игровой уголок, поливать цветы, чистить свою одежду и обувь. Вместе с выполнением таких заданий к ребенку придут и первое познание радости собственного труда – дела, сделанного для общего блага.

Еще одна деятельность, элементы которой усваиваются в дошкольном детстве, – это учебная деятельность. Основная особенность ее состоит в том, что, занимаясь ею, ребенок изменяется сам, приобретая новые знания и навык и. В учебной деятельности главное – это получение новых знаний.

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю детям этого возраста нелегко.  

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно – ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Старший ребенок – дошкольник уже может сначала отобрать все предметы, необходимые ему для игры в доктора, а только затем начинать игру, не хватаясь уже в процессе ее то за одну, то за другую вещь. Наряду с сюжетно – ролевой игрой – ведущей деятельностью в дошкольном детстве – к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются те качества (новообразования), которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Ведь подчинение школьным правилам как раз и требует произвольности поведения. Это означает умение ребенка действовать в соответствии с каким – либо образцом (или правилом) и контроль им своего поведения. Именно в игре, при выполнении какой-либо роли ребенок, с одной стороны, следует образцу, а с другой – контролирует свое поведение. Взрослея, малыш учится организовывать сам себя. Поведение его как бы освобождается от игровой ситуации. Игры с правилами более содержательные у старших дошкольников. К шести – семи годам меняется отношение детей к нарушению правила. Дети все более строго относятся к точному следованию правилам игры. Они настаивают на ее продолжении, даже если она успела надоесть всем участникам. И находят в этой рутинной игре какое-то удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»

Однако имеющиеся у ребенка возможности переработки, упорядочивания информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Познавательные интересы возникают в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале пятилетнего ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых. Большое значение для познавательного развития ребенка старшего возраста имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т.п.), привитие первичных умений пользоваться некоторыми из них.

При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный материал почти так же хорошо, как наглядный. Работа со словесным материалом играет большую роль при обучении в школе, поэтому в старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание и на развитие словесной памяти.

Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем.

К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развиваться понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Детей интересуют причины и следствия в отношениях предметов, проявляется интерес к «технологии» их изготовления. Ребенок уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. Постепенно расширяя представления детей об окружающем. Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности.

В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Главным итогом развития всех видов деятельности выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л. А. Венгер) и формирование произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).[128]

К концу дошкольного возраста ребенок может уже довольно долго выполнять какую-либо деятельность, пока она ему интересна, не требует никаких внутренних усилий, основываясь только на непроизвольном внимании. Произвольность и опосредованность внимания в дошкольном возрасте достигается с помощью игр.

К шести годам жизни у ребенка достаточно сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога, в результате чего понижается способность к внушаемости. Дети способны отстаивать свою точку зрения, понимать комические ситуации. По данным исследований, старшие дошкольники в характерных жизненных ситуациях самокритичнее, требовательнее к себе, чем младшие школьники в новой для них учебной деятельности. Важные изменения в личности ребенка связаны с изменением его представлений о себе (его образе – я) и осознанием отношений к нему окружающих.

Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребенка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни.

Таким образом, ребенок дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности является сюжетно – ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение в представлении о себе, его образе – я.

Источник

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста .

В старшем дошкольном возрасте дети открывают для себя определенную относительность постоянства предметов, при этом используют большее количество предметов в зависимости от их функционального назначения и испытывают ценностное отношение к окружающему предметному миру.

 В отношениях со взрослыми и сверстниками ребенок постоянно обучается размышлять и мыслить как другой человек. В этот период через отношение со взрослыми интенсивно развивается способность приравнивания к людям, к сказочным и воображаемым персонажам, а также к игрушкам, изображениям и т. п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которыми ему предстоит овладеть в более старшем возрасте.

По мнению А. С. Спиваковской, ребенок учится принятым формам общения, испытывает при этом потребность в одобрении и любви взрослого, осознает эту потребность и зависимость от нее. У него развивается речевое  общение и обобщение при помощи выразительных движений, действий, которые отражают эмоциональное состояние и стремление к построению позитивных отношений.

 В возрасте 5-7 лет у детей происходит наиболее активное овладение различными действиями и координацией движения, осуществляется формирование образа тела и возникает ценностное отношение к нему. В этот момент у ребенка появляется интерес к телесной структуре человека, к половым различиям, что, свою очередь, способствует развитию полового распознавания. Еще одна особенность, развивающаяся на 5-7 году жизни – это развитие творческих способностей. В этом возрасте ребенок живет в мире фантазий, сказок, делает успехи в лепке и рисовании. Словарный запас превышает 2000 слов уже к 5 годам. В разговоре появляются абстрактные понятия такие как: любовь, добро, счастье. Дети могут четко называть свое имя, фамилию, возраст и даже адрес проживания. Объем памяти возрастает к концу среднего дошкольного возраста, устойчивость внимания увеличивается и начинает развиваться образное мышление. В возрасте 5-7 лет продолжается стремительное развитие речи, способность к замещению слов, к символическим действиям и использования знаков, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, а также память и воображение. У детей появляется, естественное для этого возраста, онтогенетическое развитие желания к овладению телом, психическим функциям и социальным способам взаимодействия с другими людьми, что, непосредственно, приносит детям радость жизни и чувство переполненности.

 В возрасте 3-7 лет самопознание ребенка развивается настолько, что это дает право говорить о детской личности. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает быстро овладевать речью как средством общения. При помощи речи он делится своими впечатлениями, учится рассказывать о событиях, которые так много для него  значат. Учится строить отношения с людьми, узнавая при этом, от своих близких людей, что к человеку принято обращаться по имени, приветливо и глядя в глаза. Учится в приятной форме приветствовать взрослых людей, говоря им «Здравствуйте», а не «Привет». Эмоциональной интонацией выражается как окраска слов, которые люди применяют в общении, так и сопровождающие речь, мимика, жесты и позы. Ребенок бессознательно копирует стиль общения, который становится его натурой, перенимая его от родителей и близких людей. Семья, которая обладает речевой культурой и сдерживает свои эмоциональные проявления, формирует у ребенка такой же тип общения, что и у них.

 Взаимоотношение с другими людьми (взрослыми и детьми) – сильный и важный источник переживаний ребенка. Чувство уверенности и защищенности он испытывает, если окружающие относятся к нему с лаской, признают его права, а также проявляют к нему внимание. Такое чувство стимулирует нормальное развитие личности ребенка, выработку положительных качеств и доброжелательное отношение к людям. Ребенок, который зависит от любви взрослого, так же и сам испытывает чувство любви к близким людям (к родителям, братьям, сестрам). Характерны для детей старшего дошкольного возраста резкие, но не долгие эмоциональные реакции. В этом возрасте они еще не умеют скрывать свои переживания.

До 8 лет дети легко возбудимы, их чувства очень быстро меняются, грусть меняется на радость, спокойное состояние приходит на смену раздражению. Дети дошкольного возраста переживают то, что связано с настоящим моментом. Так, например, они радуются тому, что научились строить из кубиков замок или помогли бабушке убрать со стола. Умеют сочувствовать человеку, у которого неприятности.

 По мнению В. С. Мухиной, в старшем дошкольном возрасте ребенок, который стремится к реализации своего «Я», в общении с другим  человеком широко и естественно пользуется приравниванием и обособлением. В желании продемонстрировать свою смелость, свою самостоятельность, ребенок обособляется, преследуя при этом цель настоять на своем: «Я буду так делать!», «Я так сказал!». Чувства, которые возникают у ребенка к другим людям, перемещаются и на персонажей художественных произведений (сказок, рассказов). Он соболезнует несчастью Красной шапочки так же, как реальному несчастью. Может постоянно слушать одну и ту же историю. Его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а только становятся еще сильнее. Взаимоотношения с другими людьми – главный, но не единственный источник чувств ребенка. Это мы видим, когда наблюдаем за ним в обычных формах проявления его чувств и поведения. Сожаление, радость, гнев, удивление, нежность и другие чувства могут возникать у ребенка по отношению к игрушкам, предметам, животным, растениям и даже явлениям природы. Ребенок сопереживает сломанному дереву или цветку, зайчику, который попал под дождь, камню, который лежит у дороги. Идентификация в форме сочувствия – самая характерная для ребенка форма сравнения другого человека (персонажа) с собой и себя с другими.

Если ребенку не хватает любви, его покидает чувство уверенности в себе, ощущает себя покинутым и никому не нужным. Холодное отношение родных к ребенку, развивает у него чувство холодности по отношению и к другим людям. И связанный с этим страх – состояние сильной тревоги, беспокойства душевного смятения. Ребенок чувствует себя одиноким, если взрослые не проявляют к нему поддержку в незнакомой для него ситуации. В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает внешние различия женщин и мужчин в одежде и даже в манере поведения. Понимание своего «Я», конечно, включает и понимание собственной половой принадлежности, что в норме становится устойчивым у ребенка в 5-6 лет. На основе восприятия самого себя как девочки или мальчика ребенок начинает выбирать себе игровые роли. Непосредственно, дети часто группируются в играх на основании пола.

В старшем дошкольном возрасте можно наблюдать открытую доброжелательную любовь к детям своего пола и эмоционально окрашенную, затаенную любовь к противоположному полу. Это определяет развитие самосознания с учетом полового распознавания. В реальном общении и в играх дети осваивают как социальные роли, которые связанны с половой идентификацией взрослых, так и способы общения мальчиков и девочек (мужчин и женщин). Возможность осваивать примеры социальных норм поведения, происходит в результате общения со взрослыми и сверстниками. В некоторых жизненных ситуациях ребенок встречается с необходимостью подстраивать свое поведение под моральные нормы и требования. По мнению М. И. Лисиной, за время дошкольного детства ребенок проходит огромный путь в познании социального пространства с его структурой нормативного поведения в межличностных отношениях с детьми и взрослыми. Он осваивает правила адекватного взаимодействия с людьми и в подходящих для себя условиях может действовать согласно с этими правилами.

Источник