Особенности психологического развития ребенка по божович

Особенности психологического развития ребенка по божович thumbnail

Основа теории психического развития личности по Л. И. Божович

Теория психического развития личности Л. И. Божович опирается на такие понятия как «социальная ситуация развития» и «новообразования».

В ССР Л. И. Божович выделяет:

  1. Внутренние процессы развития,
  2. Внешние условия.

В новообразованиях Л. И. Божович разделяет:

  1. Центральное новообразование,
  2. Потребности.

Периодизация психического развития

  1. Кризис новорожденности.
  2. Младенчество.Основные характеристики:
  • Беспомощность,
  • Опосредованная взрослыми деятельность.

Основное новообразование возраста – аффективно заряженные представления.

  • Кризис 1-го года жизни.
  • Раннее детство.Основные характеристики:
    • Самостоятельность ребенка,
    • Другие требования со стороны взрослых.

    Основное новообразование возраста – потребность в самоутверждении.

  • Кризис 3-го года жизни.
  • Дошкольное детство. Основное новообразование – появление внутренней позиции.
  • Кризис 7-ми лет.
  • Младшее школьное детство. Основные характеристики возраста:
    • Осознание собственного социального «Я»,
    • Появление новой системы требований со стороны взрослых.

    Основное новообразование – позиция школьника.

  • Кризис подросткового возраста.
    • 12 – 14 лет. Основные характеристики возраста:
    1. Эмансипация от взрослых,
    2. Переход в средние классы.
    3. Основное новообразование – появление целеполагания.

  • 15 – 17 лет. Основная характеристика возраста – определение места в жизни. Основное новообразование – качественно новая жизненная перспектива.
  • Готовые работы на аналогичную тему

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
    Узнать стоимость

    Исследования Л. И. Божович

    Л. И. Божович провела множество исследований, касающихся мотивации младших школьников. Основные их аспекты видны на рисунках 1 и 2.

    Во многих трудах Л. И. Божович содержатся значимые для современной психологии идеи и подходы. Один из них, который следует выделить – это подход, рассматривающий внутреннюю позицию в личностном развитии ребенка, а также ее формирование.

    ССР младшего школьника

    Рисунок 1. «ССР младшего школьника»

    Динамика социальных мотивов школьников

    Рисунок 2. «Динамика социальных мотивов школьников»

    Проблема развития личности. Здесь Л. И. Божович исходит из тезиса о том, что:

    Цитата

    «психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, понимание которого всегда требует анализа не только тех объективных условий, которые воздействуют на ребенка, но и уже сложившихся особенностей его психики… об этом приходится специально говорить, — писала она, — потому что до сих пор встречаются попытки вывести и возрастные, и индивидуальные особенности ребенка непосредственно из анализа внешних обстоятельств его жизни».

    Также существует подход С. Л. Рубинштейна о влиянии внешнего через внутреннее.

    Но Л.И. Божович утверждала, что «…даже С.Л. Рубинштейн, который так много места уделил вопросу об активности сознания человека, — отмечала она, — в конкретно-историческом плане не признает решающую роль в человеческом поведении раз возникших психологических образований… Хотя без этого, как нам кажется, нельзя ни понять, ни изучать психологию личности…». И далее: «И сейчас еще можно встретить среди психологов и педагогов забвение того несомненного положения, что психическое развитие ребенка имеет свою внутреннюю логику, свои собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается».

    Полемизируя с А.Н. Леонтьевым, вначале подчеркивавшим значимость жизненной позиции ребенка в его развитии, а затем несколько изменившим этот тезис на утверждение о том, что развитие определяется самой жизнью, реальной деятельностью ребенка, Л.И. Божович пишет:

    Цитата

    «Нам кажется, что А.Н. Леонтьев грешит против самого себя, когда в своих дальнейших рассуждениях и исследованиях отбрасывает понятие «позиция» и возвращается к гораздо более общим и психологически неопределенным понятиям «сама жизнь», «реальные процессы жизни», «деятельность ребенка».

    Источник

    Методика организации экспериментальной работы по

    Е.И Божович формирование личности ребенка дошкольного возраста

     Л.И.Божович считала, что формирование личности не может характеризоваться независимым развитием какой-либо одной ее стороны – рациональной, волевой или эмоциональной. Личность – это высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность.

    «Первое рождение» личности обусловлено следующими событиями в жизни ребенка: он выделяет себя как персону; формируется самосознание ребенка, он выделяет себя как носителя определенного имени; ребенок начинает отождествлять себя с именем и со своим физичесим обликом. Это происходит в возрасте до 3-х лет.

    Условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Психологический образ «Я» формируется через эмоционально-положительное (или эмоционально-отрицательное) отношение к людям и через изъявление своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как особая потребность ребенка. 

    Л.И. Божович связывает новообразования кризиса трех лет с появлением «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я. Как следствие возникновения «системы Я» появляются другие новообразования, самым значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим». 
    Притязание на признаниеПосле возникновения эмоционального отношения к самому себе как хорошему и первичной идентификации со своим полом у ребенка возникает новое социально необходимое образование – стремление соответствовать требованиям взрослых, стремление быть признанным. Позитивной стороной этого стремления является нравственное чувство, или совесть. Чувство долженствования как высшее достижение духовной культуры человечества через воспитание становится достижением конкретной личности. Нравственное формирование личности организует знания, которые получает ребенок; нравственные привычки поведения, которые усваивает ребенок в процессе общения с окружающими людьми; эмоциональные переживания своего успеха и неуспеха во взаимоотношении с окружающими людьми. Появление этого стремления приводит к существенному усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, он хочет действовать по своему усмотрению, с другой – соответствовать требованиям значимых взрослых. Вот тут и формируется важнейшее качество дошкольного возраста – соподчинение мотивов.

    Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей – организация усвоения моральных норм. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Ребенок склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако, дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями – наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступают поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Взрослые обучают ребенка правилам поведения, и эти правила усложняются на протяжении дошкольного детства. Также именно взрослые организуют повседневное поведение детей и обеспечивают упражнение в положительных поступках. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, исходя из представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие. 

    Читайте также:  Подборка игр и упражнений по речевому развитию ребенка

    Соподчинение мотивов является одним из самых важным новообразований в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее и плохое. Если главными мотивами поведения становиться общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека, обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему. 

    Для формирования самостоятельности в поведении (а затем и в рассуждении) ребенок должен научиться в каждом конкретном случае выделять самое важное, существенное и разбираться в том, что главнее. Но это далеко не сразу дается детям. Хотя дошкольник может руководствоваться разными известными ему мотивами: обязанностями, поручением мамы, собственным желанием или чувством к товарищу, у него еще нет обычного соподчинения всех мотивов, их иерархии. Поэтому пяти-шестилетний ребенок не редко попадает в конфликтные ситуации. И в них чаще всего подчиняется тому побуждению, которое эмоционально наиболее сильное и яркое.

    Таким образом, в дошкольном возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мотивационной сферы ребенка. Возникают новые типы деятельности и новые мотивы; происходит интенсивное усвоение мотивов, характерных для отношений взрослых людей к деятельности и друг к другу; возникает соподчинение мотивов и непосредственных побуждений.

    Основные изменения личности ребенка, возникающие к концу дошкольного возраста, в общем виде можно сформулировать следующим образом:
    1. Возникают новые мотивы поступков и действий, и прежде всего мотивы общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми. Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка.
    2. Формируются первые этические инстанции и на их основе моральная оценка, которая начинает определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям.
    3. Формируется произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Овладение умением управлять собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача.
    4. Вычленяются отдельные действия и операции, овладение которыми становится взрослыми перед ребенком как важная задача. На основе этого возникает оценка своих возможностей осуществить то или иное задание: «могу» или «не могу» начинает мотивироваться наличием или отсутствием необходимых умений.
    5.Развитие взаимоотношений ребенка и взрослых, и усложнение содержания основных видов деятельности приводит, во-первых, к осознанию общественной значимости труда взрослых, во-вторых, к выделению особых функций взрослых в отношении ребенка- функций руководства и обучения, в-третьих, к выделению ребенком своего места «маленького» в системе общественных отношений. 

    Все эти новообразования обусловливаю возникновение в конце дошкольного возраста начальной формы личного сознания, в котором находит свое отражение выделение своего места в системе общественных отношений и осознание возможностей своих практических действий. Возникновение «личного сознания» является основным новообразованием конца этого периода.

    Наиболее ярко выражение формирования «личного сознания» находит в возникновении самооценки. Р.Н. Ибрагимова говорит, что способность детей к оценке моральных качеств в младшем дошкольном возрасте выступает как оценка поведения других и только в среднем и старшем возрасте она начинает выступать как оценка своего поведения, как самооценка.

    Психическое развитие, становление личности связано с формированием самосознанияосознанием себя и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

    Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что движущая сила развития самосознания в «растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений». К 6 годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников. 
           Активно развивается в этот период и самооценкаважная форма проявления самосознания. Самооценка шестилетнего ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. В оценке своих достижений, например, в рисовании ребенок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой-переоценивать,  в  пении-недооценивать себя. В исследовании Н.Е. Анкудиновой изучалось осознание своих умений у детей в различных видах деятельности. Было установлено, что дети пяти лет переоценивали свои умения; дети 5-6 лет, оценивая свои умения, редко хвалят себя в открытой форме, хотя тенденция похвалить себя сохраняется и здесь; старшие дошкольники (6-7 лет) еще более осознанно относятся к своим умениям: большинство этих детей во всех видах деятельности правильно оценивают свои умения. Н.Е. Анкудинова указывает, что, осознавая свои умения, ребенок осознает, в известной мере свою личность. 

       Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога. Ведь, как заметил Б.Г. Ананьев, оценочное суждение ребенка, «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы».

    Оценки и самооценки шестилетних детей оказываются в высокой степени связанными с оценками педагогов в детском саду. Наиболее тесная связь между оценками и самооценками детей и педагогов в системе межличностных отношений. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого. Этой особенностью шестилетних детей следует умело пользоваться как воспитателям, так и учителям, родителям при формировании самооценки ребенка.

    Читайте также:  Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте леонтьева

    На основе самооценки складывается и уровень притязания-тот уровень достижений, который, по мнению ребенка, ему по силам. Педагогу, работающему с детьми шестилетнего возраста, важно не только учитывать самооценку и притязания своих маленьких воспитанников, но и активизировать их самооценку, способствовать поднятию их уровня притязания. Однако важно при этом избежать другой крайности -сформировать чрезмерно завышенную самооценку, что может привести к возникновению высокомерия, зазнайства, агрессивности, упрямства, и других нежелательных качеств.

    Таким образом, установление своего места в системе отношений со взрослыми, самооценка, т.е. осознание своих умений и некоторых качеств, открытие для себя своих переживаний – все это и составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным образованием этого важнейшего периода.

    Источник

    Возрастные стадии / Критерии Младенчество 0 – 1 год Раннее детсво 1 -3 года Дошкольное дество 3 – 7 лет Младший школьный возраст 7 – 12 лет Кризис подросткового возраста    
    Социальная ситуация развития Внутренние процессы Беспомощность Самостоятельность   Осознание социального Я Эмансипация от взрослых Определение места в жизни
    Внешние условия Деятельность, опосредованная взрослыми Требования взрослых   Новая система требований Переход в среднюю школу    
    Новообразования личности Центральное новообразование Аффективные заряженные представления Система Я Внутренняя позиция   Способность к целеполаганию Формирование жизненных планов
    Потребность   Самоутверждение В новой жизненной позиции        

    Младенчество– образование, субъективно выражающееся в эмоционально окрашенном самоощущении. Это – предтеча (предшественник) личности, сознания;
    Раннее детство– появление «Я» («Я сам») – системного новообразования конца, раннего детства, зарождение самосознания;
    Дошкольник– важнейшее новообразование – соподчинение мотивов и не менее важное – способность воображения как основы творческого отношения к Д., жизни, самому себе;
    Младший школьный возраст– произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия собственного поведения, потребность в активной умственной деятельности; контроль и самоконтроль;
    Подростковый возраст– сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении;
    Ранняя юность или старший школьный возраст, – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению, включающему:
    А) сформированность на высоком уровне психологических структур самосознания школьников;
    Б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы;
    В) предпосылки индивидуальности как результат развития и осознания своих интересов, потребностей, способностей.

    Внутренняя позиция личности

    Понятие внутренней позиции – центральное в теории личности, созданной Л.И. Божович. Генетически понятие восходит к терминам «значащие переживания» (в некоторых работах – «ключевые переживания»), которыми пользовался Л. С. Выготский, объясняя то, почему некоторые воздействия социума на личность влияют на человека, а другие не оказывают влияния.
    Анализ работ самой Л.И. Божович позволяет выделить основные аспекты этого личностного образования:
    1) рефлексивный: осознание своей позиции в данной социальной ситуации (для 6 – 7-летних детей – «Я – школьник» и т.д.),
    2) эмоциональный: наличие внутренней позиции подразумевает отношение к некоторой реальности или явлению,
    3) мотивационный: внутренняя позиция задает направление деятельности человека.
    Понимаемая таким образом, внутренняя позиция не замкнута в рамках 6 – 7-летнего возраста. Очевидно, речь идет об универсальной характеристике, имеющей различное содержание и различные формы проявления, в зависимости от возраста. Основной функцией внутренней позиции является регуляция взаимодействия личности и социального окружения, принятие или отвержение воздействий социума и т.д. Внутренняя позиция – ключевое внутреннее условие, опосредующее внешние воздействия. Она выступает и как основная детерминанта субъектных характеристик ведущей деятельности – например, определяет особенности учения в младшем школьном возрасте.

    Направленность в представлениях Л.И.Божович о структуре личности

    Структура личности представляется в виде складывающейся в онтогенезе иерархии мотивов (мотивационной иерархии), стержнем которой является находящийся на вершине этой иерархии мотив, определяющий направленность личности.«…Целостная структура личности, — пишет Л.И. Божович, — определяется, прежде всего, ее направленностью. В основе направленности личности, согласно нашей точке зрения, лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода иерархической системы мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности».

    Теория Б.Г. Ананьева

    По мнению Б.Г. Ананьева единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
    Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.
    Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидуальных структур.
    Человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности.
    Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.
    Однако, очевидно, что мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т.д. Поэтому используется понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из трех подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) психики.
    Поэтому, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
    Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела:
    1) человек как биологический вид;
    2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;
    3) изучение человека как личности;
    4) проблема человечества.
    В концептуальной системе Ананьева идея целостности человека приобретает своеобразный антропологический характер. Антропологизм утверждается им как один из основополагающих принципов современного психологического познания. Поэтому психологическую теорию Ананьева можно квалифицировать как своего рода психологическую антропологию, наиболее последовательно реализованную им в структурном и генетическом анализе человека.
    Предмет психологии в свете антропологического принципа – это многоуровневая система психических явлений, взятая в связях с разными сторонами организации и бытия человека – структурой, развитием и деятельностью. Всестороннее исследование человека и его отношений с миром служит основой для целостного и объективного изучения и объяснения природы его психики и сознания. В этом аспекте психологическая антропология Ананьева соотносима с философско-психологической антропологией С.Л. Рубинштейна. В принципиальных вопросах, касающихся понимания сущности психического и путей развития человека, взгляды ученых близки.
    Психическое развитие человека, по Ананьеву, определяется преобразованием всех сторон его бытия как природного индивида и как социально-исторической личности. Линия развития индивида – собственно онтогенез – и линия биографии личности – ее социально-исторический жизненный путь – рассматриваются им как связанные, но не рядоположные, подчеркивается различие их природы и детерминации. Так, на первый взгляд, в онтогенезе индивида происходят генетически за­программированные и в исходной своей сути родственные онтогенезу высших животных возрастные изменения – созревания, зрелости, старения . Однако эти процессы у человека не осуществляются в животноподобной форме. Они опосредуются в человеческом развитии историей жизни личности в определенном обществе и конкретном историческом времени. Взаимосвязь этих двух линий индивиду­ального развития человека – непреложный закон. Ананьев исследовал формы проявления этого закона на уровне изучения константности восприятия, пространственной ориентации, сенсорной организации человека и чувственного отражения в целом.
    Принцип развития, последовательно реализуемый ученым, раскрывает исторический характер детерминации психики и поведения. Внутренние условия, преломляющие внешние воздействия, согласно взглядам Ананьева, сами выступают в качестве динамической, развивающейся системы – созревают, формируются, реконструируются, инволюционируют и т.д. Эти преобразования происходят в процессах функционирования человека – в его поведении, деятельности, жизнедеятельности. Жизненный смысл психики состоит в регуляции деятельности, поведения и жизне­деятельности на основе адекватного отражения и ориентации.
    Движущей силой развития являются внутренние противоречия, которые, по Ананьеву, возникают уже потому, что психические структуры неоднородны. Так, в психических процессах сочетаются онтогенетические феномены – психофизиологические функции и органические потребности – и социально детерминированные операции и высшие формы мотивации. К факторам и предпосылкам развития Ананьев относил разнообразные условия среды (социальной, биотической, абиотической), наследственность, обучение и воспитание, сложившуюся к определенному моменту времени структуру личности, индивидуальность. С последней он связывал возможность перехода от воспитания к самовоспитанию. Главный же фактор становления человека как личности и индивидуальности он видел в развитии жизненного пути человека, существенным содержанием которого выступает его деятельность.
    В связи с этим важное место в системе взглядов Ананьева играет принцип единства сознания и деятельности. Согласно его представлениям, этот принцип имеет глубокое методологическое значение как определяющий объективную познаваемость субъективного, подчеркивающий принципиальную возможность генетического изучения различных форм отражения в связи с реальным процессом жизни и деятельности. Сознание как отражение объективной действительности и деятельность как ее преобразование являются неотъемлемыми атрибутами субъекта. Ананьев утверждал, что становление сознания человека и его функционирование могут быть исследованы и поняты только как характеристики регулирования деятельности, как результат практического взаимодействия человека с внешним миром. Деятельность, таким образом, рассматривается им как необходимое звено в детерминации психического. Ананьев ввел в психологию представление о трех основных видах деятельности – труде, познании и общении – и предложил трактовку субъекта и его психического развития как эффектов их конвергенции. Труд, познание и общение в индивидуальном развитии соответствуют фундаментальным общественным процессам и поэтому являются основными видами деятельности, сравнительно с которыми игра, учение, спорт и другие формы активности человека выступают в качестве производных. Смысл основных видов деятельности состоит в созидании-преобразовании условий существования человека в процессе его взаимодействия с миром. В трудовой деятельности развитие осуществляется путем объективации сущностных сил человека, его внутреннего мира. В игре и учении преобладает освоение общественного опыта человечества, культуры в широком смысле слова.
    В концептуальной системе Б.Г. Ананьева структура личности и деятельность субъекта рассматриваются и как важные детерминанты психического. В формуле детерминизма “сбалансированы” принцип отражения, с одной стороны, и антропологический принцип и принцип деятельности, с другой. На основе процессов отражения объективной действительности возникают устойчивые психические состояния и свойства, формируется психологическая структура личности. Актуальное взаимодействие человека с действительностью развивает и расширяет субъективные потенциалы человека, детерминирующие, в свою очередь, последующие акты его взаимодействия с миром.
    Единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства его макрохарактеристик. Человек – не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящей материальные и духовные ценности.
    Человек как субъект – носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из тех свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основа предметной деятельности человека – труд и потому он выступает как субъект труда. Основа теоретической или познавательной деятельности – процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. Основа коммуникативной деятельности – общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результат осуществления различных видов деятельности человека как субъекта – достижение им психической зрелости.
    Человек предстает в виде целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленный единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

    Читайте также:  Развитие ребенка по дням от зачатия в картинках

    По Б. Г. Ананьеву (1967), в структуру личности входят:
    • психические процессы;
    • психические состояния;
    • свойства личности.

    Источник