Особенности психофизического развития ребенка школы

В период младшего школьного возраста происходит второй этап становления человека в обществе – поступление в школу. В ней начинают свое обучение дети от 6 лет. Как правило, возрастные особенности не учитываются обучающим персоналом. Однако, некоторые психические процессы шестилетнего ребёнка, могут в значительной мере отличаться от особенностей семилетнего. Это касается познавательных и функциональных процессов психики.

В период среднего детства ребёнок развивается особенно быстро. Это касается, как физиологических особенностей (роста, веса, тембра голоса, изменений, связанных с половым созреванием), так и высших психический функций (памяти, мышления, речи и др.). Усложняется работа головного мозга, что позволяет ребенку осваивать новые навыки и умения. Процессы памяти и мышления становятся более эффективными.

В процессе обучения значительно возрастает количество нейронных связей и взаимодействий между ними в коре больших полушарий. Ко всему прочему, укрепляется сознание и самосознание (становление «Я»).

Физиологи утверждают, что детский возраст до 6-7 лет сопровождается различными изменениями, которые характеризуются перестройкой всего организма. Ведущий специалист по мышлению и речи, нейропедагогике Татьяна Алексеевна Аристова утверждает, что в 6 лет ещё отсутствует полноценное формирование борозд головного мозга, том числе лобных долей, а так же скачкообразно происходит развитие корковых полей, которые обеспечивают функционирование основных анализаторов. Вторая сигнальная система только начинает принимать господствующее положение, тем не менее, пока не готова полностью взять на себя весь контроль процессов.

При анализе уровня внимания шестилетних и семилетних детей, у первой группы наблюдается значительно более низкие показатели. Это значит, что у шестилетнего ребенка концентрация внимания имеет более низкий уровень. Оно менее устойчиво. Отсутствует быстрая переключаемость на раздражители, которые вызывают определенный интерес. Дети семи лет гораздо реже отвлекаются, что подтверждает более высокую сосредоточенность.

Осанка у детей шестилетнего возраста более гибкая и пластичная. Мышцы, позволяющие правильно держать положение спины, ещё слабые, и поэтому, велик риск развития нарушения осанки (сколиоз). Сколиоз и его разновидности не всегда корректируются ЛФК и консервативным лечением. Поэтому следует внимательно отнестись к специфике развития скелетно-мышечной системы детей младшего школьного возраста.

Голосовые связки так же развиты слабо, по сравнению с детьми годом старше. Это может стать одной из причин отставания ребенка в развитии.

Помимо всего прочего, можно выделить и ряд психологических особенностей. В шесть лет ребенок, как правило, обладает начальным опытом: запасом сенсорных ощущения, а так же восприятием предметов и явлений окружающей действительности, которые формировались у него все это время. Благодаря этим функциям, психика начинает с большой интенсивностью активизировать такой серьезный процесс, как мышление.

Оно сформировано, но особенная активность этого психического процесса начинается именно в периоде 6-7 лет. Ребенок погружается в учебную деятельность. Свойства памяти и внимания максимально обострены, значительно увеличивается количество нейронных связей. Объединение всех вышеперечисленных процессов и функций психики ведет к успешному усвоению научных материалов и новых знаний.

По словам Зигмунда Фрейда, период младшего школьного возраста включает в себя ряд особенностей, связанных, прежде всего с психосексуальным развитием. Психоаналитик выделил особый латентный период, который характеризуется подготовкой к взрослению. Этот период отличается от остальных тех, что он совершенно несвязан с сексуальной активностью. Вся деятельность ребёнка опирается лишь на его основные потребности или интересы.

Известный немецкий психолог, работавший в области психологии развития, Эрик Эриксон рассматривал эту теорию совершенно с другой стороны. Он утверждал, что весь процесс развития личности основывается на функциях внутриличностного конфликта. Рассматриваемую нами стадию психического развития он назвал кризисом неполноценного трудолюбия.

На этой стадии школьник начинается осваивать нормы культуры, которые приняты в обществе. Социализация занимает господствующее положение.

Ребенок начинает придерживаться дисциплины, берет на себя ответственность за свои дела и поступки. Осваивает коммуникативные навыки, необходимые ему для взаимодействия со сверстниками и взрослыми. По наблюдениям Эриксона именно в этот период у детей развивается такое сложное понятие, как оценка своих возможностей.

Шестилетки и семилетки начинают анализировать свои достижения, сопоставляя их с достижениями сверстников. На этом этапе возникает риск занижения самооценки. Переживания, связанные с сомнениями в собственных возможностях, могут быть настолько глубокими, что в дальнейшем развивается чувство неполноценности, которое может влиять на весь процесс учебной мотивации и усвоения знаний. Педагог, работающий в классе с учениками в этот промежуток времени, должен учитывать всевозможные трудности, связанные с данной проблемой, и успешно предотвращать их. Прежде всего, это зависит от создания необходимой для ребенка обстановки, а так же психологической поддержки.

Создавать комфортную атмосферу для адаптации к школе должны не только педагоги и штатные психологи, но и родители.

Прежде чем отдавать своего ребенка в школу учтите все нюансы психофизического развития ребенка. Тогда вы точно избежите проблем, связанных с адаптацией.

Источник

государственное казенное учреждение Самарской области

«Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Тема доклада:

«Особенности психофизического развития детей на разных ступенях развития»

Четверева Г.В.,воспитатель

отделение с.Пестравка

2019г

Цель: расширение знаний преподавателей о нормативном психофизическом и социальном развитии детей.

Задачи: 1) сформировать знания о возрастных закономерностях, особенностях психофизического и социального развития детей 2. Познакомить со спецификой развития привязанности и условиях формирования половой национальной и ролевой идентичности у ребенка.

От рождения до зрелых лет ребенок проходит через несколько возрастных периодов, имеющих свои характерные признаки. К ним относятся условия жизни, деятельность, отношения с окружающими, особенности структуры личности и познавательной сферы, анатомо-физиологические особенности и многое другое. В связи с этим можно отметить следующие ключевые моменты: 1. Социальная ситуация развития – это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется. 2. Основной, или ведущий вид деятельности ребенка в этот период, опреде- ляющий основное направление развития в том или ином возрасте.

3. Основные психологические новообразования развития, т.е. та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущего вида деятельности.

4.Кризисы – переломные моменты, отделяющие один возраст от другого.

Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: на определенном этапе активность ребенка направлена на познание взаимоотношений с людьми, затем наступает этап познания способов употребления предметов – предметно-манипулятивная деятельность. Каждый раз между этими двумя типами деятельности возникают противоречия, которые становятся причиной развития. Кризисами развития называются переходы от одного ведущего вида деятельности к другому. Кризис – своеобразное, поведенческое указание ребенка на возникшую у него потребность перемен: изменения системы отношений со взрослыми, появление нового предмета совместной деятельности со взрослыми, т.е. новой ведущей деятельности. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу, она открывается деятельностью в сфере общения.

Итак, периодизация психического развития Д.Б. Эльконина представляется следующим образом:

Эпоха раннего детства (до 3-х лет).

Эпоха детства (3-11 лет).

Дошкольный возраст (3-7лет).

Младший школьный возраст (7-11 лет) III. Подростничество (11-17 лет).

Младшее подростничество (11-17 лет).

Появляется новая деятельность- деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с себе равными, появляются лидеры. Возникает «чувство взрослости» -особая форма новообразования сознания. через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения. Важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых («трудный возраст», «переходный возраст»).

Ранняя юность-старшее подростничество (14-17 лет).

У ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, СЛ самосовершенствования^ самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная (вновь операционно-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.

Таким образом, в каждом возрастном периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств. Раннее детство – наиболее благоприятный возраст для развития речи, младший школьный – для развития учебных навыков и умений.

Характеристика основных возрастных кризисов развития ребенка.

4. Кризис 7-ми лет.

Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности.

Это кризис саморегуляции. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать и управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Базальная потребность – уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

5. Кризис подросткового возраста – это кризис социального развития, напоминающий кризис 3-х лет (“Я сам”), только теперь это “Я сам” в социальном смысле.

Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Кризис относится к числу острых. Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность.

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Происходит переход от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Он охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Мышление в подростковом возрасте – это не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Второй симптом кризиса – негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

6. Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Это период, в котором определяется

дальнейшая профессиональная деятельность.

Роль психологических потребностей в личностном развитии.

Очень важную роль играют в личностном развитии психологические потребности: привязанность, идентичность, безопасность.

Привязанность – это взаимный процесс образования взаимной связи между людьми, которая сохраняется неопределенное время, даже , если эти люди разделены.

Идентичность (тождественный, одинаковый) — осознание

личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений работы классного руководителя должно стать формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева, поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше внимания уделять индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.

Подростковый возраст — самый благоприятный для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, а также самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Все это в игровой форме, в ходе решения каких-то задач творческого характера. Но в литературе не пишется о том, что мешает развитию творчества. Одним из причин можно назвать телефон, планшет, компьютер.

3.Формирование у них нравственных личностных качеств;

знакомство с примерами положительных идеалов.

Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современных подростков, уметь поставить себя на их место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность классному руководителю не только преодолеть отчуждение в отношениях со своими воспитанниками, но и наладить хорошие отношения в системе: «школа — семья – общество — ребенок».

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самостоятельной организации классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятия самостоятельных решений. Образно говоря, организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема социально – педагогической поддержки ребенка, имеющего отклонения в поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.

Девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Девиация- (отклонения в поведении)- поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, что ждет от человека общество.

Ученые выделяют три вида причин девиантного поведения биологические, социальные, психологические.

К биологическим причинам относятся: тяжелые заболевания раннего возраста; наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям (например, синдром дефицита внимания, отягощенный алкоголизмом); неврозы и невроподобные расстройства; задержки психического развития; раннее половое созревание или его дисгармония; психические заболевания (шизофрения, эпилепсия).

К социальным причинам относятся: отсутствие привязанности к детям; ссоры, конфликты, скандалы в семье; распад семьи; неправильный тип воспитания в семье (неприятие ребенка, гипертрофированное, тревожно-ментальное, эгоцентрическое отношение к нему);асоциальное поведение родителей;

психические заболевания, алкоголизация и подобные формы интоксикации родителей, инвалидность родителей;

Источник