Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста
Наталья Капустина
Консультация. Характеристика психофизического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, протекающие в центральной нервной системе. Речь – это психическая функция, которая не может существовать отдельно от других функций психики, её формирование зависит от уровня развития восприятия, памяти, мышления, внимания, пространственных представлений и т. д.
Изучение особенностей психофизического развития и речевого развития детей дошкольного возрастазанимались специалисты разных областей: специальной коррекционной педагогики (Р. Е. Левина, Г. А. Волкова, Н. С. Жукова, Л. И. Ефименкова, Т. Б. Филичева, Е. Н. Винарская, Е. М. Мастюкова); лингвисты (А. Н. Гвоздев, К. С. Державин); психологи (Л. А. Венгер, Т. А. Выгодская, А. В. Запорожец) и др. Ими получено большое количество разных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.
Младший дошкольный возраст – это новый период жизни ребёнка. Ребёнок 4-го года жизни уже вполне самостоятельный.Он знаком с назначением многих бытовых предметов и умеет обращаться с ними: помогает маме открывать холодильник, включать и выключать телевизор.При правильном воспитании он достаточно хорошо владеет бытовыми навыками: умеет одеваться, аккуратно есть, соблюдает основные правила гигиены, знаком с элементарными правилами этикета. Конечно, ребёнку ещё нужна помощь старших в тех делах, которые вызывают у него затруднения, но он всё хочет делать сам, быть похожим на взрослого.
Самостоятельное значение для ребенка приобретают продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированными. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничивается возведением несложных построек, дети охотно воспроизводят действия по образцу, всё чаще действует по собственному замыслу.
Но самой главной и развивающей деятельностью после 3 лет становится сюжетно – ролевая игра, в ходе которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в воображаемых условиях моделируют их поведение. На протяжении 4-го года жизни игровая действительность становится богаче и разнообразнее. Появляется ещё одна важная составляющая игры – диалоги ребёнка с персонажами, разговор от их имён, т. е. сознательное наделение ролью не только себя, но и партнёра по игре. И всё же главным содержанием игры детей младшего дошкольного возраста является многократное повторение одних и тех же действий с игрушками, в ходе которых малыш часто забывает, с какой целью он их совершает.
На 4-м году жизни происходит значительные изменения в психической жизни ребёнка.Совершенствуется восприятие: у ребёнка складывается всё больше отчётливых представлений о разных свойствах предметов – форме, величине, цвете. Более устойчивым становится внимание. Но наиболее интенсивнее среди всех психических процессов развивается память. Этим во многом обусловлено преобразование мыслительной деятельности детей. Наряду с совершенствованием наглядно – действенного мышления развивается наглядно – образное мышление.
На четвёртом году жизни ребёнок владеет большим объёмом двигательных навыков, способен совершать более сложные действия, соблюдая определённую последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений.
К концу 3-го года жизни у ребёнка возникает интерес к миру человеческих взаимоотношений. Такой интерес во многом обусловлен тем, что дети в этом возрасте овладевают правилами и нормами поведения среди других людей. У некоторых детей начинает формироваться высшая форма коммуникативной деятельности – внеситуативное – личностное общение,в ходе которого дети начинают обсуждать со взрослыми вопросы морального плана: кто добрый, а кто злой, кто щедрый, а кто жадный, что такое хорошо, а что такое плохо. Данная форма общения получит своё полное развитие лишь в конце дошкольного возраста.
У детей младшего дошкольного возраста идёт непрерывный процесс увеличения словаря, как активного, так и пассивного. В три года словарный запас ребёнка составляет 250 – 300 слов, а к концу четвёртого года словарь достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Ребёнок накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, всё чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (один, два, прилагательные, указывающие на отвлечённые признаки и качества предметов (холодный, горячий, твёрдый, хороший). Рёбёнок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года дети нередко используют в речи притяжательные местоимения (мой, твой). Кроме этого у детей формируются обобщающие функции слов (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы).
Одновременно с обогащением словаря дети четвёртого года жизни интенсивно овладевают грамматическим строем языка. В речи ребёнка появляются множественное число, винительный и родительный падежи имён существительных, уменьшительно – ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее времена глаголов, повелительное наклонение. На вопросы взрослых ребёнок всё чаще отвечает развёрнутыми фразами, состоящих из четырёх и более слов. Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, в речи отражаются причинные и целевые связи. К тому же в предложениях дети нередко используют однородные члены, существительные и глаголы во множественном числе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в их речи появляются краткие причастия.
На четвёртом году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твёрдых согласных. Дети чаще начинают верно произносить слова со стечением 2 – 3 согласных; слова, состоящие из 3 – 4 и более слогов. В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие и сонорные звуки, некоторые звуки пропускаются.
В этом возрасте ребёнок ещёне всегда может управлять своим голосовым аппаратам: менять громкость, высоту голоса, темп речи. Дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают её, подражая речи взрослых. Совершенствуется речевой слух ребёнка.
Младшим дошкольникам доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. В этом возрасте ребёнок ещё не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, толково передать содержание, прочитанной ему сказки. Его речь ещё носит ситуативный характер. Высказывания ребёнка состоят из простых распространённых предложений, часто лишь отдалённо связанных между собой по содержанию.
Список литературы:
1. Выгодский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выгодский. – М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
2. Козырёва, Л. М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет [Текст]: учеб. пособие для воспитателей и родителей / Л. М. Козырёва.- Ярославль: Академия развития, 2001.- 160с.
3. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок [Текст] / А. И. Максаков. – М.: Мазаик-синтез, 2006.- 152с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика – синтез, 2005.- 345с.
Источник
Психолого-педагогические особенности
детей младшего дошкольного возраста
Главное, о чем следует помнить, когда речь идет о детях младшего дошкольного возраста – это то, что их внутренний психологический мир (ценности, представления, мотивации и пр.) находится в процессе становления. Именно поэтому у ребенка данного возраста все радости и огорчения происходят в настоящем времени. Он не оглядывается назад и не смотрит в будущее, а просто живет «здесь и сейчас». Поведение его полностью определяется ситуацией, тем, что происходит вокруг него.
Основной особенностью младшего дошкольного возраста является высокая скорость психического и физического развития ребенка. Потихоньку выходя за пределы семейного круга общения, ребенок начинает понимать, что взрослый – это не только член семьи, но и носитель определенных общественных функций. Ребенок начинает подражать взрослым. Он постоянно говорит: «Я сам!» Потребность выполнять такие же функции, что и взрослые, реализуются через развитие игры.
Игра становится ведущим видом деятельности в этом возрасте. Продолжительность ее небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и довольно простыми сюжетами. В игре дети стараются подчинять свое поведение выбранной роли.
Совместные игры в этом возрасте постепенно вытесняют игры «рядом». Возрастает интерес к общению со сверстниками. Соответственно, появляются новые возможности в воспитании у детей этого возраста эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, приветливому отношению к окружающим.
В этом возрасте действия ребенка становятся целенаправленными. Он начинает действовать в соответствии с намеченной целью, однако быстро отвлекается и оставляет одно дело ради другого, поскольку внимание еще до конца не сформировалось.
В младшем дошкольном возрасте у ребенка очень сильна потребность в общении с взрослыми. Его любознательность резко возрастает, и взрослые становятся главным источником информации об окружающем мире. Ребенка начинают интересовать загадки, истории, сказки. В то же время, у него еще велика потребность в ласке, внимании взрослого. Ребенку необходим психологический комфорт, чувство защищенности, чтобы продвигаться в изучении мира.
Преобладающей формой мышления в данном возрасте становится наглядно-образное. Ребенок начинает не только объединять предметы по внешнему сходству (величина, форма, цвет), но и усваивать принятые в обществе представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В играх, рисовании, конструировании ребенок знакомится со свойствами предметов, развивает свое восприятие и мышление.
Теперь ребенку уже интересен не только сам предмет, но и то, что у него внутри, каким образом он работает. Именно поэтому предмет разбирается на составные части и исследуется. Конструкторы и пазлы приобретают особое значение, и нередко становятся самой важной и нужной игрушкой.
В младшем дошкольном возрасте происходят глобальные изменения в развитии речи: существенно увеличивается словарный запас, появляются пока еще элементарные, но уже развернутые суждения об окружающих ребенка предметах и явлениях.
В этом возрасте усваиваются самые простые нормы и правила поведения. Ребенок начинает понимать и принимать «можно», «нельзя», «нужно». Он овладевает основными навыками самообслуживания: умывание, одевание-раздевание, самостоятельный прием пищи, отправление естественных нужд.
Все перечисленные изменения в сознании и развитии ребенка диктуют изменения в его обучении. Теперь взрослый может в игровой форме организовать детей, предложить им самостоятельное выполнение определенных заданий под его контролем.
Какие же задачи развития выходят в этот момент на первый план?
- Развитие физических навыков детей, побуждение их к активной двигательной деятельности.
- Формирование основных навыков самообслуживания, включая личную гигиену, правила поведения за столом и пр.
- Развитие познавательных навыков ребенка.
- Постоянное расширение детского кругозора.
- Формирование навыков общения с окружающими, воспитание доброго, позитивного отношения к ним.
- Обучение детей совместным действиям.
Реализация данного комплекса задач дает возможность максимально развить ребенка младшего дошкольного возраста, как самостоятельную личность.
P.S. Общение с детьми требует от взрослых внимания, времени и, прежде всего, доброжелательности. Только установив доверительный контакт с ребенком, можно добиться каких-либо реальных результатов в его развитии.
Источник
Саад Александра
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста
Развитие детей младшего дошкольного возраста имеет большое значение для дальнейшего взаимодействия малыша и внешнего мира. В период с трех до четырех лет в ребенке происходят разительные перемены в физическом и психическом развитии. Он становится более активным, целеустремленным, в движениях появляется больше координированности, разнообразия.
Перемены происходят в характере малыша. Он уже по другому относится к взрослым, изменению подвергаются и отношения со сверстниками. Именно в этот период в ребенке закладываются правила отношения людей между собой. Он внимательно следит за взаимодействием взрослых и в точности копирует их поведение.
На данном этапе развития дошкольника главное место занимает игра. Здесь малыш имеет возможность проявить осознанность во взаимоотношениях с людьми.
Младший дошкольник
Младший дошкольный возраст длится всего один год с трех до четырех лет. И в этот период происходит много перемен как внутри самого малыша, таки во внешних отношениях. Именно в этот период у ребенка появляется утверждение «Я сам». Для него становится понятным тот факт, что многие вещи он уже может делать сам, без сторонней помощи. А также есть вещи, которые он бы хотел попробовать самостоятельно сделать. Здесь может возникнуть кризис вызванный борьбой между «я могу» и «я хочу».
В разговоре с ребенком можно отметить появление сложных слов и словосочетаний. Его словарный запас становится более богаче и интереснее. Рекомендуется для такого возраста подбирать игры, позволяющие развивать мелкую моторику рук.
Изменения в психике
В трехлетнем возрасте у ребенка зарождается «Я». На данном этапе указанные психологические процессы помогают формировать гордость, но только на начальном уровне.
Социальное развитие
Развитие детей дошкольного возраста 3-4 года сопровождается увеличением самостоятельности. Малыш начинает проявлять больший интерес к тому, как ведут себя взрослые, внимательно наблюдают за поведением сверстников. При этом ребенок не просто наблюдает, но старается подражать взрослым, копируя их действия в ролевых играх. Первое время в каждой игре лидирующее место отводится взрослому, но по мере взросления ребенок постепенно берет инициативу на себя.
Для младшего дошкольника сверстники становятся компаньонами, с которыми можно играть на равных. Активно начинают использоваться фразы, жесты для дополнения содержанием диалога.
Общение
В трехлетнем возрасте наступает новый этап во взаимоотношениях со сверстниками. Малыш учится знакомиться, играть. При этом возникают самые разнообразные эмоции. Здесь может быть и радость, проявиться интерес, возникнуть смущение, не стоит забывать и про жадность. У детей возникают попытки организации совместной элементарной игры. Всего за год дошкольники достигают совершенства и способны организовывать сложный полноценный игровой процесс.
Ролевая игра
Развитие детей младшего дошкольного возраста происходит на основе ролевой игры, которая является основной в их деятельности. Поскольку в этот период происходит копирование отношения взрослых между собой, не удивительно, что и в игре основное место отводится отношениям. В результате игры малыш учится воспринимать социальное окружение. Мышление становится образным, начинает свое развитие воображение.
Память
В период младшего дошкольного возраста запоминание происходит непроизвольно. У ребенка откладываются в памяти определенные образы, в основном, связанные с узнаванием. Усидчивость и внимание пока находятся на начальном уровне, когда ребенок не может долго сидеть над одним занятием или концентрироваться на одном предмете. Малыш быстро сменяет одну деятельность другой, внимание не задерживается на одном предмете, быстро и легко находя для себя другой объект повышенного интереса. То же происходит и с настроением, которое может меняться, поскольку эмоциональное состояние неустойчивое.Это происходит следующим образом: ребенок спокойно играет, но уже через минуту – это будет малыш со слезами на глазах. Если эмоциональное здоровье крохи в норме, то это будет жизнерадостный ребенок, который будет излучать оптимизм.
Восприятие и ощущение
Важно обратить внимание на перемены, которые происходят в развитии малыша в плане познания окружающего мира. Здесь больше упор идет на предметное восприятие. Малыш старается анализировать, происходит осознание своих действий. Дети стараются, чтобы их деятельность была более продуктивной. Это касается работы с пластилином, конструктором и другие занятия. Также не стоит упускать из виду сенсорное развитие трехлетнего малыша. У них постепенно формируется пониманием формы, размера имеющегося предмета.
Перемены в действиях направленных на ориентировании и исследовании. На первое место выходит зрение, а не тактильные ощущения. В три года именно зрение управляет руками. Практические задачи решаются экспериментальным путем.
Вопросы «что это», «как оно работает» исчезают,возникает интерес уже другого плана: признаки предмета и почему он ими обладает.
Речь
К четырем годам многие дети уже умеют говорить, делают это хорошо и даже с удовольствием. И именно в этот период происходит развитие речевой функции, которая является главной – это диалог, когда происходит двухсторонняя коммуникация. Вопросы и побуждение провоцируют развитие диалога у детей младшего дошкольного возраста. Увеличивается количество слов для формирования предложений. Но пополнение словарного запаса становится возможным только из разговора с взрослыми. Рекомендуется чаще разговаривать с ребенком, отвечать на все задаваемые вопросы. Кроме запаса слов, совершенствуется познавательная деятельность.
Кроха старается выразить словами все то, что он видел или пережил за день. Происходит некий отчет о том, что было сделано за этот день, что подтверждает осознанность совершаемых действий.
Эмоциональное развитие
В период младшего дошкольного развитияпроисходит активное совершенствование таких эмоций:
– Симпатия;
– Сочувствие;
– Огорчение, вызванное неудачей;
– Удовлетворение, наступающее после успешно выполненного действия.
Чувства трехлетнего малыша настолько разнообразные, сложные, текучие. Эмоциональное состояние неустойчивое, подвержено влиянию ситуационной обстановки. Ребенку не хватает слов, чтобы объяснить возникающие желания или намерения, сказать какие планы и состояние. Все это он пытается донести до других с помощью жестов, мимики, действий, направленных на других.
Физическое развитие
Развитие психического тела малыша, отражается на развитии физического тела. Именно в этот период важно приучить ребенка к физическим нагрузкам, однако следить, чтобы активность была в меру, поскольку в трехлетнем возрасте у детей присутствует повышенная утомляемость.
Совершенствуется пространственная ориентация, могут сохранять определенный темп движений, стоять в одной позе. Происходит развитие координации во время ходьбы, бега, лазанья. Отмечается, что в отношении мяча и палки у ребенка присутствует определенное направление действий.
Младшим дошкольникам сложно сидеть на одном месте – это особенность их развития, но это помогает им не так быстро утомляться. Они с удовольствием ездят на велосипеде, играют с мячом, умеют стоять на одной ноге, подпрыгивать и ходить на носочках. Им нравится строить домики из кубиков, рисовать, собирать различные головоломки и паззлы.
Интеллектуальное развитие младших дошкольников происходит через обучение на практике. Для этого дети должны активно участвовать в разнообразных видах деятельности – сочетать игры на улице с занятиями дома, чередовать активные игры – с более спокойными, а групповые – с индивидуальными.
Источник