Особенности психофизического познавательного развития ребенка

Особенности психофизического познавательного развития ребенка thumbnail

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему:

«Особенности познавательного развития дошкольников 5 – 6 лет»

ВВЕДЕНИЕ

Формирование и развитие учебно-познавательной деятельности дошкольников – одна из актуальных проблем. Формирование творческой поисковой активности, инициативы происходит под влиянием общества. Но развитие общества – процесс непрерывный. Это постоянное обновление и усложнение всех условий и сторон жизни и деятельности человека, новые проблемы международной и внутренней жизни общества, новые научные открытия, стремительный бег научно-технического прогресса, изменение характера и содержания труда под влиянием внешней среды – все это ставит и перед педагогом, и перед воспитанником, и перед самим процессом обучения новые и более сложные задачи. Их поиск и решение активно осуществляется наукой и практикой.

Концепция непрерывной системы национального воспитания предусматривает умственное развитие детей, развитие памяти, внимания, мышления, воображения, любознательности, увлечений; начала основ трудового воспитания; привлечение детей к культуре, искусству; психологическую подготовку детей к обучению в школе, обеспечение познавательной активности, развитие творческих и художественных способностей в различных видах детской деятельности.

Целесообразно обратить внимание на то, что в современной концепции дошкольного образования заложен подход к личности как к субъекту собственной деятельности. Ребенок рассматривается как ценность, как активная творческая личность.

 СУЩНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проявлениями познавательной активности является интерес ребенка к окружающей среде, самому себе, активное восприятие предметов, объектов, людей, событий. Ребенок-дошкольник характеризуется наблюдательностью, сообразительностью, любознательностью.

Очевидно, что источником познавательного развития ребенка является окружающий мир и социальный опыт в их неразрывном единстве. Ребенок в процессе жизнедеятельности усваивает социальный опыт, приобретает знания, умения и навыки. Познавая окружающий мир, постоянно ища ответа на вопрос «что это?», «как?», «почему?», дошкольник удовлетворяет свои познавательные потребности, свой интерес к окружающему миру [1, с. 90].

Во время общения со взрослыми, в процессе специально организованного обучения ребенок переходит от неизвестного к известному, от непонятному к понятному. Поэтому детские представления, жизненные понятия о предметах и явлениях окружающего мира обогащаются, приобретают новых признаков и качественно меняются. Познавательная сфера личности каждого ребенка – своеобразная и неповторимая.

Необходимо развивать и совершенствовать различные способы познания соответствии с возрастными нормами и индивидуальных темпов развития ребенка; целенаправленно развивать познавательные процессы с помощью специальных дидактических игр и упражнений, максимально использовать умственные операции в процессе познания мира [3, с. 20].

Уровень развития познавательной активности обусловлен индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания, учитывая то, что именно познавательная активность является основой познавательной деятельности как условия успешного обучения в школе. Поэтому двумя основными факторами, которые влияют на развитие познавательной деятельности, являются естественная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога [5, с. 71].

Под познавательной активностью психологи понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и обусловленную необходимостью решить задачи, стоящие перед ним в конкретных жизненных ситуациях [4, с. 211].

Познавательная активность не является врожденной. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда – условие, от которого зависит, перейдет эта потенциальная возможность в реальную действительность.

Познавательная активность является основой познавательной деятельности, от нее зависит уровень развития познавательной деятельности как условия успешного обучения в ДОУ.

Познавательная активность является естественным проявлением интереса ребенка к окружающему миру и характеризуется четкими параметрами. Об интересах ребенка и интенсивности его стремление ознакомиться с определенным предметом или явлением свидетельствуют:

– внимание и особая заинтересованность;

– эмоциональное отношение – удивление, беспокойство, смех и т. п.;

– действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5-6 ЛЕТ

Ребенка этого возраста привлекает все яркое, эмоционально окрашенное, то, что можно исследовать, с чем можно экспериментировать, причем его интересует не только сам процесс, но и результат. Дошкольник пытается строить предположения, обобщать, сравнивать, делать выводы, рассматривая предметы или их изображения, обращает внимание на их детали [2, с. 95].

В процессе познавательной деятельности, восприятия предметов, обследования, обобщения ребенок применяет слова, которые характеризуют свойства предметов, символы, схемы, отражающие скрытые связи между предметами и явлениями. Происходит развитие мыслительных процессов.

Читайте также:  Развитие ребенка первые недели после зачатия

Развитие словесно-логического мышления способствует формированию умений детей делать элементарные выводы. Результатом развития мышления является то, что накопление представлений о мире выстраивается в целостную систему знаний [3, с. 22].

Ребенок различает воображаемое и вымышленное, фантастическое и реальное; продолжает усваивать моральные и социальные правила поведения, у него формируется чувство ответственности.

Задачи познавательного развития детей в возрасте 5-6 лет:

1. Развивать аналитичность и осознание восприятия окружающего.

2. Формировать способность произвольно управлять познавательными процессами, умение последовательно, подробно проводить обследование или создавать логическую схему последовательной деятельности с предметом;

3. Формировать навыки экспериментирования с новым материалом;

4. Развивать интеллект и одаренность.

Показатели познавательной компетентности ребенка 5-6 лет:

– бережно относится к предметам окружающей действительности, личным вещам;

– проявляет любовь к своей стране, желание быть достойным ее гражданином;

– знает, что является гражданином России; знает и уважает символику России, выдающихся людей своего края; любит свой город (село), знает его характерные особенности;

– знает, что в мире живут разные народы и нации;

– имеет представление о семье и родословной, об отношениях и увлечения членов семьи, проявляет заботу и любовь к ним;

– знает о роли жилья и важности создания уюта в родном доме; использует знания сенсорных эталонов в процессе ознакомления с новым предметом быта, устанавливает взаимосвязи, классифицирует; планирует свои действия, согласовывая их с другими;

– знает основные профессии; различает и группирует по назначению транспортные и коммуникативные средства.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Федеральный государственнй образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) закрепляет положение относительно того, что познавательное развитие является важнейшей составляюще развития детей в дошкольном возрасте. Именно благодаря ему происходит развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, об объектах окружающего мира.

Необходимо учить систематизированы, планово проводить обследование предмета и выделять свойство, которое является объектом специального рассмотрения (цвет, размер, форма, пространственные отношения); закреплять знания о материалах, из которых изготовлены предметы (металл, дерево, глина, пластмасса, стекло, керамика, мех, ткань); учить понимать связь между названием, строением, материалом, из которого изготовлены предметы, их свойства и назначение; знакомить с материалами для изготовления одежды, обуви (лен, хлопок, кожа, дермантин); учить ценить вещи, изготовленные руками родных, и те, что переданы по наследству.

Взрослым необходимо знакомить с современными предметами быта, приборами, снаряжением, которые помогают человеку в домашнем хозяйстве (электромясорубка, кухонный комбайн, миксер и т. д.), правилами безопасного пользования ими; формировать понимание значения жилья в жизни человека, желание создавать и поддерживать комфорт, уют и порядок; формировать понимание значения для людей вещей, которые им особенно дороги; обращать внимание на то, что у людей есть любимые вещи, к которым нужно относится с особым уважением: книги, подарки, сувениры, фотографии, портреты родных, в древности развешивали в комнатах на стенах.

Необходимо формировать у детей умение самостоятельно организовывать различные виды игр, выбирать вид игры, подбирать атрибуты к ней; строить отношения со сверстниками на основе нравственных норм поведения: учитывать мнение товарищей, отстаивать собственное мнение, соблюдать правила игры; стремиться беспристрастно решать споры; учить детей ставить общую цель в совместных играх и достигать ее.

Нужно поощрять выборочные дружеские и товарищеские отношения между детьми; игровые объединения с коллективным характером взаимоотношений; стремиться совершенствовать умение детей общаться друг с другом во время игры, проявлять свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия.

Родителям и родственникам необходимо углублять знания детей о своей семье, семье, культуре родственных отношений, правилах семейного этикета, поведения в гостях; учить создавать «семейное древо», ориентироваться в родственных отношениях; формировать понятие истории рода, чести рода; воспитывать привязанность к родительскому дому, уважение к опыту и мудрости старших родственников, дедушек и бабушек.

Обязательно нужно развивать умение проявлять чувство такта и глубокого уважения, доброжелательности к родным; побудить к самостоятельным рассказам о них, учить выражать свою любовь, нежность; развивать интерес к семейным праздникам; формировать умение подбирать (учитывая вкусы), дарить и принимать подарки.

Читайте также:  Направления работы центр развития ребенка

Необходимо воспитывать у детей черты будущих заботливых матерей и родителей; у девочек – нежность, кротость, хозяйственность, искренность; у мальчиков – умение уважать семью и защищать ее, быть добрым, искренним, работящим хозяином; учить относиться к детям-сиротам и детям с особыми потребностями с добротой и милосердием, пытаться им помогать.

Взрослым нужно углублять знания детей о Родине; знакомить с историческими местами, памятниками, музеями, учить чествовать выдающихся земляков; знакомить с выдающимися датами современной истории родного края.

В этом возрасте нужно продолжать знакомить с родным городом (селом), природным ландшафтом, учреждениями, сооружениями, предприятиями, парками, памятниками; объяснить происхождение названия города (села); с названием области, областным центром, чем славится область (сооружения, предприятия, памятники, заказники). Формировать представление о России, народах и нациях, их отличие и сходство.

Полезно знакомить детей с трудом в промышленности, учитывая особенности региона; развивать умение проявлять внимание и уважение к людям труда, гордость за успехи родного края; формировать представление о роли труда в создании одежды на фабриках, в мастерских, в ателье, о добросовестном отношении к своей работе, к качеству продукции; давать представление о строительстве как о важной отрасли хозяйства; рассказывать об основных этапах строительства одного-двух объектов ближайшего окружения и различные профессии строителей; формировать представление о специализации врача: хирург, стоматолог, педиатр, терапевт, аптекарь; расширять представления о творческих профессиях людей: художник, фотограф.

Нужно расширять знания детей о наземном, подземном, воздушном и водном транспорте; учить распознавать их по назначению, средой передвижения; формировать умение определять взаимозависимость назначения, среды передвижения и вида транспорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательный смысл, поисковые творческие процессы, исследования, способствуют превращению деятельности. Деятельность под влиянием познавательного интереса выполняется продуктивнее.

Интерес к познанию окружающей среды является одним из самых фундаментальных и значимых в детском развитии. Особенностью развития познавательных интересов в дошкольном возрасте является то, что зарождаясь в виде эмоциональной заинтересованности, они постепенно переходят в любознательность, и далее в необходимость исследования объекта познания.

Систематическая помощь взрослого создает предпосылки для формирования чувственного опыта, овладения навыками полисенсорного восприятия мира на основе собственных познавательно-ориентирующих действий и обучения.

Рассматривая познавательного развития у детей дошкольного возраста нужно отметить, что интерес возникает из потребности ориентироваться в действительности и, становясь устойчивым личностным образованием, может обусловить возникновение новой потребности более высокого уровня – потребности в познании, в исследовательской деятельности. Познавательные интересы в дошкольном возрасте характеризуются познавательной активностью, направленностью, стремлением самостоятельно решать проблемные вопросы, познавательные задачи, стремлением к исследованию, установлению причинно-следственных связей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2013. – 624 с.

  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.

  3. Лохвицкая Л.В. Теоретические основы формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста [сб. научных трудов Волынского государственного педагогического университета] / Л.В. Лохвицкая // Проблемы педагогических технологий. Киев: Волынский Академический Дом, 2014. – Вып. 2. – С. 19-25.

  4. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д.И. Фельдштейн. – М.: МОДЭК, 2012. – 432 с.

  5. Поддьяков Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / Н.Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. 2014. – № 12. – С. 69-74.

Источник

В период младшего школьного возраста происходит второй этап становления человека в обществе – поступление в школу. В ней начинают свое обучение дети от 6 лет. Как правило, возрастные особенности не учитываются обучающим персоналом. Однако, некоторые психические процессы шестилетнего ребёнка, могут в значительной мере отличаться от особенностей семилетнего. Это касается познавательных и функциональных процессов психики.

В период среднего детства ребёнок развивается особенно быстро. Это касается, как физиологических особенностей (роста, веса, тембра голоса, изменений, связанных с половым созреванием), так и высших психический функций (памяти, мышления, речи и др.). Усложняется работа головного мозга, что позволяет ребенку осваивать новые навыки и умения. Процессы памяти и мышления становятся более эффективными.

Читайте также:  Влияние музыки на развитие ребенка в утробе

В процессе обучения значительно возрастает количество нейронных связей и взаимодействий между ними в коре больших полушарий. Ко всему прочему, укрепляется сознание и самосознание (становление «Я»).

Физиологи утверждают, что детский возраст до 6-7 лет сопровождается различными изменениями, которые характеризуются перестройкой всего организма. Ведущий специалист по мышлению и речи, нейропедагогике Татьяна Алексеевна Аристова утверждает, что в 6 лет ещё отсутствует полноценное формирование борозд головного мозга, том числе лобных долей, а так же скачкообразно происходит развитие корковых полей, которые обеспечивают функционирование основных анализаторов. Вторая сигнальная система только начинает принимать господствующее положение, тем не менее, пока не готова полностью взять на себя весь контроль процессов.

При анализе уровня внимания шестилетних и семилетних детей, у первой группы наблюдается значительно более низкие показатели. Это значит, что у шестилетнего ребенка концентрация внимания имеет более низкий уровень. Оно менее устойчиво. Отсутствует быстрая переключаемость на раздражители, которые вызывают определенный интерес. Дети семи лет гораздо реже отвлекаются, что подтверждает более высокую сосредоточенность.

Осанка у детей шестилетнего возраста более гибкая и пластичная. Мышцы, позволяющие правильно держать положение спины, ещё слабые, и поэтому, велик риск развития нарушения осанки (сколиоз). Сколиоз и его разновидности не всегда корректируются ЛФК и консервативным лечением. Поэтому следует внимательно отнестись к специфике развития скелетно-мышечной системы детей младшего школьного возраста.

Голосовые связки так же развиты слабо, по сравнению с детьми годом старше. Это может стать одной из причин отставания ребенка в развитии.

Помимо всего прочего, можно выделить и ряд психологических особенностей. В шесть лет ребенок, как правило, обладает начальным опытом: запасом сенсорных ощущения, а так же восприятием предметов и явлений окружающей действительности, которые формировались у него все это время. Благодаря этим функциям, психика начинает с большой интенсивностью активизировать такой серьезный процесс, как мышление.

Оно сформировано, но особенная активность этого психического процесса начинается именно в периоде 6-7 лет. Ребенок погружается в учебную деятельность. Свойства памяти и внимания максимально обострены, значительно увеличивается количество нейронных связей. Объединение всех вышеперечисленных процессов и функций психики ведет к успешному усвоению научных материалов и новых знаний.

По словам Зигмунда Фрейда, период младшего школьного возраста включает в себя ряд особенностей, связанных, прежде всего с психосексуальным развитием. Психоаналитик выделил особый латентный период, который характеризуется подготовкой к взрослению. Этот период отличается от остальных тех, что он совершенно несвязан с сексуальной активностью. Вся деятельность ребёнка опирается лишь на его основные потребности или интересы.

Известный немецкий психолог, работавший в области психологии развития, Эрик Эриксон рассматривал эту теорию совершенно с другой стороны. Он утверждал, что весь процесс развития личности основывается на функциях внутриличностного конфликта. Рассматриваемую нами стадию психического развития он назвал кризисом неполноценного трудолюбия.

На этой стадии школьник начинается осваивать нормы культуры, которые приняты в обществе. Социализация занимает господствующее положение.

Ребенок начинает придерживаться дисциплины, берет на себя ответственность за свои дела и поступки. Осваивает коммуникативные навыки, необходимые ему для взаимодействия со сверстниками и взрослыми. По наблюдениям Эриксона именно в этот период у детей развивается такое сложное понятие, как оценка своих возможностей.

Шестилетки и семилетки начинают анализировать свои достижения, сопоставляя их с достижениями сверстников. На этом этапе возникает риск занижения самооценки. Переживания, связанные с сомнениями в собственных возможностях, могут быть настолько глубокими, что в дальнейшем развивается чувство неполноценности, которое может влиять на весь процесс учебной мотивации и усвоения знаний. Педагог, работающий в классе с учениками в этот промежуток времени, должен учитывать всевозможные трудности, связанные с данной проблемой, и успешно предотвращать их. Прежде всего, это зависит от создания необходимой для ребенка обстановки, а так же психологической поддержки.

Создавать комфортную атмосферу для адаптации к школе должны не только педагоги и штатные психологи, но и родители.

Прежде чем отдавать своего ребенка в школу учтите все нюансы психофизического развития ребенка. Тогда вы точно избежите проблем, связанных с адаптацией.

Источник