Особенности психического развития слепорожденного ребенка

Особенности психического развития слепорожденного ребенка thumbnail

Особенности развития слепорожденных детей. Психология слепых

Психические нарушения при слепоте и глухоте имеют свои особенности, что обусловлено той исключительно важной ролью, которую играют оба генеральных анализатора, обеспечивающих зрение и слух, в жизнедеятельности организма. При сравнении особенностей развития психической деятельности слепорожденного или с детства глухого ребенка видно, что слепой нормально психически развивается, поскольку он слышит человеческую речь со дня своего рождения. Однако это развитие одностороннее, так как, слыша слова и усваивая их смысл, ребенок не имеет о них зрительного представления.

Кроме того, отсутствие зрения тормозит формирование кинестетических функций, так необходимых для нормального развития.

Слепорожденный живет в мире звуков и постепенно приспосабливается к окружающему при помощи слуха и всех сохранившихся органов чувств. В течение длительного времени он понятия не имеет о том, что окружающие его зрячие люди все воспринимают по-другому и их возможности адаптации намного шире, чем у слепого. Слепорожденный не знает, что он — инвалид и многого лишен в результате слепоты. Первое тяжелое психическое потрясение он испытывает, когда узнает о своем физическом дефекте. В этот период огромную роль играет правильное воспитание ребенка, его микросоциальное окружение.

Первое ясное представление о своей неполноценности он получает в 3—4-летнем возрасте, когда начинает формироваться самосознание и соотнесение своей личности с окружающим миром. Гиперопека в этот период, так же как и безнадзорность, крайне нежелательны. Необходимо заботливое и чуткое отношение к ребенку и создание ему необходимых условий для психического и физического развития. Даже косвенные намеки на неполноценность слепого вызывают у него мучительные переживания и способствуют появлению повышенной ранимости, обидчивости, впечатлительности, аутизации. Богатый мир звуков вступает в противоречие с полным отсутствием зрительных восприятий.

слепорожденные дети

В препубертатный и пубертатный периоды у слепого ребенка появляется чрезмерная потребность в фантазировании. В фантазиях как бы «утоляется» зрительный голод, так как слепой в них представляет себя зрячим человеком, героем, наделенным особыми человеческими достоинствами. Эти фантазии порой принимают характер овладевающих представлений и до определенного периода жизни занимают важное место в переживаниях слепого. В большинстве случаев зрительный анализатор у слепых функционально сохранен, а поражен лишь его периферический участок.

При анализе особенностей фантазий у слепых невольно возникает предположение, не являются ли они своеобразным замещением утраченной функции, необходимым для поддержания тонуса центральной нервной системы, бурно развивающейся на ранних этапах онтогенеза. Мы считаем, что это предположение не лишено оснований, если учесть, что при выключении такого мощного и важного анализатора, каким является зрительный, необходима какая-то «заместительная компенсация».

Осознание своей неполноценности способствует появлению на самых первых этапах жизни ребенка массивной невротической симптоматики и развитию идей отношения, обусловленных преимущественно переживанием своего дефекта, неполноценности. На этом фоне возникают разнообразные патохарактерологические расстройства, проявляющиеся сложным симптомокомплексом — депривационным синдромом. Клиническими признаками этого синдрома являются: массивная невротическая симптоматика; патологическое фантазирование; стойкие, преимущественно психогенные, идеи отношения; разнообразные патохарактерологические расстройства.

Во всех клинических проявлениях депривационный синдром наблюдался только у лиц с врожденной или рано приобретенной слепотой.

У большинства обследованных взрослых слепых выявлялись различные варианты патохарактерологического развития личности. Они отличались от патохарактерологического развития у зрячих пациентов в первую очередь тем, что как правило, сочетались с выраженной астенической симптоматикой и ипохондричностью. Повышенная ранимость и подозрительность способствовали развитию затяжных невротических состояний. Больные становились крайне обидчивыми, сенситивными, аутичными. В последующем у слепых обычно формировался невротический тип патохарактерологического развития в его основных вариантах (неврастенический, обсессивно-фобический, истерический), клиника которых по сравнению с таковой у зрячих определялась особенностями личности, обусловленными зрительной депривацией.

– Также рекомендуем “Особенности развития глухонемых детей. Психология глухих”

Оглавление темы “Психология глухих и слепых”:

1. Психологическая помощь глухонемым детям и подросткам. Социализация глухих

2. Особенности развития слепорожденных детей. Психология слепых

3. Особенности развития глухонемых детей. Психология глухих

4. Сенсорная депривация. Зрение и его значение

5. Получение информации о внешнем мире у слепых. Значение слуха для слепого

6. Физиология слуха и вкуса у слепых. Шестое чувство слепого

7. Пространственное представление, внимание, память и мышление у слепого

8. Особенности мыслительной деятельности, речи у слепых детей и взрослых

9. Двигательная деятельность слепых. Особенности моторики слепого

10. Формирование личности слепого и их особенности

Источник

1. Слепорожденные дети

1)  Отсутствие возможности визуально воспринимать объекты, ориентироваться в пространстве, обедняет их чувственный опыт, нарушает формирование сенсорных и интеллектуальных функций. Это в целом, замедляет развитие образного мышления.

2)  Ориентировочная реакция на звук является основным фактором их ориентировки в окружающем мире.

3)  Затрудняется формирование двигательных навыков. Закрепление негативных эмоций, связанных с неудачами в обучении ходьбе, вызывают ограничения двигательных функций.

4)  На фоне нормального развития ВПФ (внимания, логического мышления, речи, памяти) отмечается нарушение накопления конкретных представлений, понятий, в отличие от отвлеченных аналогов.

5)  Имеются эмоционально-волевые расстройства в виде неуверенности, повышенной тревожности, пассивности, склонности к самоизоляции а, в ряде случаев возникает повышенная возбудимость и агрессивность.

2. Ослепшие дети (семинар)

Чем позже ребенок потерял зрение и чем больший обьем прежних зрительных представлений в его памяти, тем легче воссоздается образ предмета или явления па основе словесных описаний и лучше достигается психологическая компенсация.

7. Принципы психологической компенсации

Для ориентации в пространстве слепые дети используют слух (ориентация в уличной обстановке); осязание, которое помогает ориентироваться в прилежащем пространстве; “шестое чувство (тепловое), которое позволяет на расстоянии замечать предметы. При перемещении в пространстве слепыми также используется чувство расстояния. Для коррекции двигательной активности формируются навыки контроля собственных движений на основе мышления и кожных ощущений.

Применение системы условных обозначений позволяет обучать слепых чтению и письму по рельефной системе Брайля. Она включает в себя рельефно-точечный шрифт, каждая буква которого состоит из выпуклых точек. Различные комбинации этих точек дают возможность получить определенное количество знаков для обозначения всех букв алфавита и цифр.

Для компенсации дефектов зрения используют звуковое условное кодирование, которое в тифлоприборах позволяет воспринимать зрительные признаки окружающих предметов.

8. Слабовидящие дети

К слабовидящим относятся дети с остротой зрения при коррекции 0,05-0,4. Слабовидящими считаются также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие другие нарушения зрительных функций (сужение полей зрения, сниженная точность, замедленность обзора, нистагм глаз). Слабовидение, в целом, затрудняет пространственную ориентировку.

В этой группе детей зрение остается ведущим анализатором в учебном процессе. Используются специальные оптические средства коррекции зрения (телескопические очки, контактные линзы, лупы), создается повышенная освещенность в учебных помещениях (сила света 500-700 люкс), применяются учебники с крупным шрифтом и тетради со специальной разлиновкой. Специальные одноместные парты обеспечивают правильную посадку, возможность располагать зрительные объекты на необходимом расстоянии от глаз.

У слабовидящих детей наряду с ограниченным запасом представлений отмечается их искажение в результате замедленного и затрудненного восприятия. Кроме того, представления отличаются нечеткостью и нестойкостью. В определенной степени замедленны также процессы запоминания, затруднены мыслительные операции. Отставание физического развития может быть следствием ограниченности движений.

Работа с участием зрения чередуется с устными видами занятий. Необходимы также перерывы в зрительной работе через каждые 10-15 минут.

Значительное число слабовидящих детей попадают в специальные школы после нескольких лет пребывания в общеобразовательной школе, где они испытывали различные затруднения. Они плохо видят текст учебника, изображение на доске; таблицы чаще недоступны их восприятию. Работоспособность таких детей неустойчива из-за быстрого утомления от зрительной работы. Продолжение обучения слабовидящего в массовой школе может привести к хронической неуспеваемости и дальнейшему ухудшению зрения. Ребенок в таком состоянии нуждается в более щадящем режиме, резкие движения и прыжки, наклоны головы и т.д.

Особую группу составляют дети с нарушениями зрения, которые при обеспечении индивидуального подхода могут обучаться в массовой школе. Это дети с аномалиями рефракции, которая очень широко распространена, причем близорукость значительно возрастает к старшему школьному возрасту.

Вопросы и задания

1. В чем заключается роль зрительного анализатора в психическом и физическом развитии ребенка?

2. Охарактеризуйте причины, степень и виды нарушения зрения.

3. Сравните особенности психофизического развития слепых и слабовидящих детей.

4. Расскажите о путях социальной адаптации детей с нарушениями зрения.

5. В чем заключается профилактика нарушения зрения у детей в начальной школе? Что вы знаете о мерах по охране зрения в школе?

Литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро – и патопсихологии. – М, 1994.

2. Ермакова В.П., Якутин Т.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.- М., 1990.

3. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1973.

4. Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. – Л., 1985.

5. Лагмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.

6. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.

7. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых.- М., 1998.

8. Основы специальной психологии и педагогики /Под ред О.В. Трошина/.- Н.Новгород, 1998.- Т.5.

Лекция 14. Психологический анализ недостаточности зрения

Многими исследованиями показано, что выключение зрения в целом не тормозит психическое развитие ребенка, если у него нет исходной нервно-психической патологии, и он оказывается в благоприятных условиях обучения и воспитания. В этом случае слепоту они субъективно оценивают только как физическое неудобство, не вызывающее негативных психологических переживаний и отклонений в развитии. Последние также зависят от личностных особенностей ребенка и отношения к нему со стороны окружающих.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 483791
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 0

… , все чаще обращается к вопросам на стыке нормы и патологии, к тем детям, которые входят в группу риска, которые уже как бы не являются объектом общей педагогики и психологии, но еще не стали и объектом специальной психологии и педагогики. 23. Проблемы дифференциальной диагностики синдрома раннего детского аутизма (РДА) от сходных состояний РДА – это отрыв от реальностей, уход в себя, …

… своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение. В центре внимания специальной психологии – дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, …

… ? 2)  Охарактеризуйте уровни диагностической деятельности: медицинский, психологический, педагогический. 3)  Для чего педагогу дошкольного или школьного учреждения надо знать основы коррекционной педагогики? 4)  Разработайте рекомендации (советы) начинающему педагогу по проведению психолого-педагогического диагностирования детей.   Литература для самостоятельной работы 1.  Диагностика …

… развитии и поведении – сложная социально-педагогическая проблема. Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которой оказываются дети с недостатками в развитии и девиациями в поведении, коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач: Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их …

Источник

1. Физические и моторные особенности, работоспособность. Категория слепых детей подразделяется на слепорожденных и ослепших

  • (утративших зрение в дошкольном или школьном возрасте). Большое значение для дальнейшего развития ослепших детей имеет сохранность зрительных представлений (чем позже произошла потеря зрения, тем больше объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний). Частично сохранившуюся зрительную память необходимо развивать, иначе произойдет стирание образов. Двигательная сфера ограничена. Работоспособность снижена.
  • 2. Уровень психического развития. В результате неполноты содержания социального опыта возникает своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. Слепым и ослепшим детям могут быть свойственны два противоположных типа реагирования: раздражение, возбудимость, агрессивность или склонность к самоизоляции, неуверенность, пассивность.
  • 3. Развитие интеллекта, речи, внимания, восприятия, памяти. Речь, внимание, память развиваются в пределах нормы. Наблюдается отставание в развитии образного мышления. Логическое мышление развивается нормально. С большим трудом формируется правильное соотношение между отвлеченными знаниями и конкретными представлениями. Отвлеченные представления усваиваются легче, чем конкретные. Нормальная мыслительная деятельность слепорожденных и ослепших детей опирается на слуховой, двигательный, кожный и другие анализаторы. На их основе развиваются произвольное внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, логическая память, которые являются ведущими в процессе компенсации.
  • 4. В игровой деятельности и при обучении в школе дети испытывают трудности, тем не менее, при адекватном коррекционно-компенсаторном обучении за одиннадцать лет они могут освоить полное среднее образование и получить специальность, например, массажиста или радио- и электротехника.
  • 1. Физические и моторные особенности, работоспособность. У слабовидящих, несмотря на нарушение (от 0,05 до 0,2), зрение остается основным средством восприятия и, соответственно, другие анализаторы не замещают зрительный, как у слепых, и он остается ведущим в учебном процессе. Однако при зрительной работе наступает быстрое утомление, в результате чего снижается физическая и умственная работоспособность.
  • 2. Психическое развитие, развитие интеллекта, речи, состояние внимания, восприятия, памяти. Поскольку обзор действительности сужен, замедлен, неточен представления у слабовидящих ограничены и искажены. Процессы запоминания и мыслительные операции замедлены. Ориентация в пространстве затруднена. У многих слабовидящих нарушено цветоощущение. Характерны раздражительность, замкнутость, негативизм. Однако при условии адекватного и своевременного коррекционно-компенсирующего обучения чувственный уровень представлений у детей с дефектами зрения о звучащем мире близок к уровню нормально видящих детей.
  • 3. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) сформирована.
  • 4. Особенности обучения в школе. При обучении в массовой школе дети испытывают определенные трудности из-за нечеткости и замедленности восприятия. Они не видят то, что написано на доске, изображений на таблицах и схемах. Возникают проблемы узнавания характерных внешних признаков предметов, различение строк, сходных по написанию букв и цифр. Последствием этого становятся проблемы в овладении чтением и счетом. Наиболее адекватным для слабовидящих является обучение в специализированных школах, поскольку в них используются соответствующие методы и приемы обучения, а также специальные технические средства, например, повышенная освещенность, учебники с крупным шрифтом, проекторы.

Вывод: компенсация слепоты может быть достигнута при условии целенаправленного медико-психолого-педагогического воздействия и является, по Л. И. Солнцевой, целостным психическим образованием (системой сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов), которое обеспечивает адекватное и активное отражение внешнего мира и создает возможность овладения различными видами деятельности на каждом возрастном этапе.

Дети дошкольного возраста (от двух до семи лет) с нарушением зрения посещают: специальные дошкольные учреждения смешанного вида; детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей; детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей; детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией. Обучение и воспитание в специализированных яслях-садах для детей с нарушениями зрения осуществляется по специальной программе. Наполняемость групп слепых и слабовидящих детей 10 человек, с косоглазием и амблиопией десять-двенадцать.

Основные цели данных учреждений заключаются в воспитании, лечении и максимальном восстановлении и развитии нарушенных функций зрения, а также подготовке к школьному обучению. Кроме того, с целью оказания помощи родителям в воспитании слепых и слабовидящих детей при яслях-садах работают консультативные группы.

Дети школьного возраста обучаются в специальных школах для слепых и слабовидящих (III и IV видов), в которых проводится целенаправленная учебно-воспитательная, коррекционно-развивающая, лечебновосстановительная, социально-адаптационная и профориентационная работа.

Таким образом, основным направлением специального образования детей с нарушениями зрения является коррекционно-компенсирующее направление, способствующее их полноценной социальной адаптации и развитию. Как отмечает Л. И. Плаксина, у ребенка в результате систематического общения с действительностью формируются компенсаторные навыки пространственной ориентации, обеспечивающие ему адекватные действия.

Направление в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется на основе медицинского заключения и решения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

  • 1. Перечислите виды нарушения зрения.
  • 2. Чем различаются характеристики слепых детей и слабовидящих?
  • 3. Каковы особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения?
  • 4. Составьте классификацию нарушений зрения.
  • 1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб, пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  • 2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. — М.: Академия, 2000.
  • 3. СтребелеваЕ. А.,Венгер А. Л.,Ею1сановаЕ. А. идр. Специальная дошкольная педагогика: учеб, пособие/ под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  • 4. АксеноваЛ. И., Архипов Б. А., БеляковаЛ. И. и др. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Источник

Читайте также:  Нормативный подход к развитию психики ребенка шпаргалка