Особенности психического развития ребенка в подростковом возрасте

Подростковый возраст или его еще называют отрочество – это этап в индивидуальном развитии, находящийся между дет­ством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет.

Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны раз­вития.

У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опе­режают их и т. п. Например, девочки во многих отношени­ях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и пси­хическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее.

Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведе­нии признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную авто­номию. Все эти черты появляются в предподростковом пе­риоде развития (приблизительно 10—11 лет), но наибо­лее интенсивно развиваются в подростковом возрасте (при­мерно 11—14 лет).

Подростковый период — время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характе­ризуется становлением избирательности, целенаправленнос­ти восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Наиболее важен в этом отношении период 11—12 лет — время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическо­му, от непосредственной памяти к логической.

В интеллектуальной деятельности школьников в пери­од отрочества усиливаются индивидуальные различия, свя­занные с развитием самостоятельного мышления, интеллек­туальной активности, творческого подхода к решению за­дач, что позволяет рассматривать возраст 11—14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не о ребенке – “чувство взрослости”. Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет в ощущениях, полноценной подлинной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Происходит становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои воз­можности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Отрочест­во характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формирова­нием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Проис­ходит переход от ориентации на оценку окружающих к ори­ентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставле­ние реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника.

Одной из проблем подросткового возраста является неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. Указывают следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.

1. Снижение самоуважения и часто как следствие — соци­альная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуа­циях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.

По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Новый уровень самосознания, формируясь под влия­нием ведущих потребностей возраста, — в самоутвержде­нии и общении со сверстниками, одновременно определя­ет их и влияет на их развитие.

Источник

Тема 7. Психология подросткового возраста

1. Физическое и психическое развитие подростка.

2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте.

1. Физическое и психическое развитие подростка

Хронологические рамки (возрастные границы). 10 (11) – 13 (14) лет.

Для физического развития характернаактивизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, которые вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходит увеличение роста и веса, что сопровождается изменением пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, что вызывает перепады сосудистого и мышечного тонуса, а это, в свою очередь, быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Социальная ситуация характеризуется тем, чтопоявляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку.

Ведущая деятельность ‑ особая деятельность, предметом которой является другой человек (Д.Б. Эльконин). Содержание деятельности – построение взаимоотношений и действований в них.

Общение со сверстниками – установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми.

Психическое развитие. Восприятие. Происходит интеллектуализация восприятия, которая зависит от усложняющегося обучения.

Формируется произвольное внимание. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом, приобретает характер увлекательной деятельности.

Происходит интеллектуализация памяти. Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. Подростком активно осваиваются мнемические приемы.

Читайте также:  Презентация шахматы в развитии ребенка

Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Операции становятся формально-логическими. Подросток способен рассуждать гипотетико-дедуктивно, умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Происходит осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими. Формируется установка на развитие мышления. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.

Происходит сближение воображения с теоретическим мышлением, что дает импульс к развитию творчества. Также на активное развитие воображения влияют потребности, эмоции, чувства, переполняющие подростка, все это выплескивается в воображаемые ситуации. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Более контролируемой и управляемой становится речь. Расширяется богатство словаря. Легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи. Обнаруживает нарушение правил письменной и устной речи. Интересуется значением незнакомых слов. Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростка важен авторитет культурного носителя языка. Понимание подростком значения и смыслов языка, индивидуализирует самосознание подростка.

В подростковых субкультурах особый смысл имеет сленг. В подростковом возрасте развиваются различные формы речи, в том числе и письменная.

2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте

Личностное развитие, развитие самосознания. Происходит качественный сдвиг в развитии самосознания.Последовательно проявляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»). По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь. Это происходит благодаря новым отношениям с окружающими, и с миром ценностей. Самосознание выполняет социально-регуляторную функцию. Желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей.

Взрослый выступает труднодосягаемым образцом, а сверстник – меркой, позволяющей подростку оценить себя. Самооценка оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. Для подросткового возраста характерно явление «воображаемой аудитории» ‑ представляют, что другие люди постоянно наблюдают за ними, оценивают их.

Открывает для себя свой внутренний мир. Появляются склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски.

Центральную роль в формировании самосознания и становлении личности играет так называемый образ тела. У девочек образ тела гораздо аффективно окрашен и распространяется на весь образ «Я», чем у мальчиков.

Отрочество характеризуется знаменитыми изменениями в представлении о самом себе. Психологи связывают это со становлением «Я» – идентичности.

Мотивация в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы. Учение для многих приобретает личностный смысл.

В эмоциональной сфере происходят существенные изменения. Подростковый период – это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Для подростка характерны социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности.

Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность, смелость и др. Стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей, желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.

В подростковой группе как психологическом пространстве возникают основные новообразования подростков.

Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

Новообразования: абстрактное мышление (связано с переходом интеллекта на стадию формальных операций по Пиаже); рефлексия (способствует не только познанию себя, но и пониманию других людей); воображение (опосредовано абстрактным мышлением и «уходит в сферу фантазий»); самооценка и Я-концепция (способствует большей регуляции, контролю и управлению поведением, личностному росту).

Центральное новообразование ‑ чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Кризис в подростковом возрасте напоминает кризис 3 лет («Я сам»). Становление человека как субъекта собственного развития. Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Негативизм – отталкивается от среды, враждебен, склонен к спорам. Одновременно испытывает внутренне беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, самоизоляции.

Задание для самостоятельной работы

1. Дополните список современных исследований по проблемам подросткового возраста. Определите основную тематику исследований в данном возрасте. Напишите аннотацию к прочитанной вами статье.

  1. Алешина Ю. Е., Коноволова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №3. – С.64.Макунина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. -2002.
  2. Фельдштейн Д. И. Психические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.31.
  3. Шахова И. П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №6. – С.23.
  4. Шильштейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 2000. ‑ №2. – С.69.
  5. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №6. – С.54.
Читайте также:  Заполнение индивидуальной карты развития ребенка в доу

Список рекомендуемой литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва—Воронеж 1997
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». ‑ М., 2001.
  3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
  4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
  5. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.
  6. Волков Б.С. Психология подростка. – М., 2002.

Источник

Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïîäðîñòêà

Îòðî÷åñòâî – ýòàï îíòîãåíåçà, íàõîäÿùèéñÿ ìåæäó äåòñòâîì è ðàííåé þíîñòüþ. Îí îõâàòûâàåò ïåðèîä îò 10–11 äî 13–14 ëåò (V–VIII êëàññû). Ïîíÿòèå îòðî÷åñòâà îáúåäèíÿåò ïðåäïîäðîñòêîâûé, ìëàäøèé ïîäðîñòêîâûé è ñðåäíèé ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò.

Íà÷àëî îòðî÷åñòâà õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì ðÿäà ñïåöèôè÷åñêèõ ÷åðò, âàæíåéøèìè èç êîòîðûõ ÿâëÿþòñÿ ñòðåìëåíèå ê îáùåíèþ ñî ñâåðñòíèêàìè è ïîÿâëåíèå â ïîâåäåíèè ïðèçíàêîâ, ñâèäåòåëüñòâóþùèõ î æåëàíèè óòâåðäèòü ñâîþ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, íåçàâèñèìîñòü, ëè÷íîñòíóþ àâòîíîìèþ.

Ãëàâíàÿ îñîáåííîñòü ïîäðîñòêîâîãî ïåðèîäà – ðåçêèå, êà÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ, çàòðàãèâàþùèå âñå ñòîðîíû ðàçâèòèÿ. Ó ðàçíûõ ïîäðîñòêîâ ýòè èçìåíåíèÿ ïðîèñõîäÿò â ðàçíîå âðåìÿ: íåêîòîðûå ïîäðîñòêè ðàçâèâàþòñÿ áûñòðåå, íåêîòîðûå â ÷åì-òî îòñòàþò îò îñòàëüíûõ, à â ÷åì-òî îïåðåæàþò èõ è ò. ï.

Òðàäèöèîííî ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ïåðèîä îò÷óæäåíèÿ îò âçðîñëûõ. ßðêî âûðàæåíû íå òîëüêî ñòðåìëåíèå ïðîòèâîïîñòàâèòü ñåáÿ âçðîñëûì, îòñòàèâàòü ñâîþ íåçàâèñèìîñòü è ïðàâà, íî è îæèäàíèå îò âçðîñëûõ ïîìîùè, çàùèòû è ïîääåðæêè, äîâåðèå ê íèì, îæèäàíèå èõ îäîáðåíèÿ è îöåíîê. Çíà÷èìîñòü âçðîñëîãî îò÷åòëèâî ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, ÷òî äëÿ ïîäðîñòêà ñóùåñòâåííà íå ñòîëüêî ñàìà ïî ñåáå âîçìîæíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî ðàñïîðÿæàòüñÿ ñîáîé, ñêîëüêî ïðèçíàíèå îêðóæàþùèìè âçðîñëûìè ýòîé âîçìîæíîñòè è ïðèíöèïèàëüíîãî ðàâåíñòâà åãî ïðàâ ñ ïðàâàìè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà.

Âàæíûé ôàêòîð ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå – îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè, êîòîðîå âûäåëÿþò â êà÷åñòâå âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè ýòîãî ïåðèîäà. Ñòðåìëåíèå ïîäðîñòêà çàíÿòü óäîâëåòâîðÿþùåå åãî ïîëîæåíèå ñðåäè ñâåðñòíèêîâ ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîâûøåííîé êîíôîðìíîñòüþ ê öåííîñòÿì è íîðìàì ãðóïïû ñâåðñòíèêîâ.

Îòðî÷åñòâî – âðåìÿ áóðíîãî è ïëîäîòâîðíîãî ðàçâèòèÿ ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ. Ïåðèîä õàðàêòåðèçóåòñÿ ñòàíîâëåíèåì èçáèðàòåëüíîñòè, öåëåíàïðàâëåííîñòè âîñïðèÿòèÿ, ñòàíîâëåíèåì óñòîé÷èâîãî, ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ è ëîãè÷åñêîé ïàìÿòè.  ýòî âðåìÿ àêòèâíî ôîðìèðóåòñÿ àáñòðàêòíîå, òåîðåòè÷åñêîå ìûøëåíèå, îïèðàþùååñÿ íà ïîíÿòèÿ, íå ñâÿçàííûå ñ êîíêðåòíûìè ïðåäñòàâëåíèÿìè, ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ñòðîèòü ñëîæíûå óìîçàêëþ÷åíèÿ, âûäâèãàòü ãèïîòåçû è ïðîâåðÿòü èõ. Ôîðìèðóþùååñÿ ìûøëåíèå íåðàçðûâíî ñâÿçàíî ñ ðåôëåêñèåé – ñïîñîáíîñòüþ äåëàòü ïðåäìåòîì ìûñëè ñàìó ìûñëü – è ñëóæèò íåîáõîäèìîé îñíîâîé äëÿ ðàçâèòèÿ ó ïîäðîñòêà ñàìîîñîçíàíèÿ.

Íàèáîëåå âàæåí â ýòîì îòíîøåíèè ïåðèîä 11–12 ëåò – âðåìÿ ïåðåõîäà îò êîíêðåòíîãî ìûøëåíèÿ ê ìûøëåíèþ òåîðåòè÷åñêîìó, îò íåïîñðåäñòâåííîé ïàìÿòè ê ëîãè÷åñêîé. Ïðè ýòîì ïåðåõîä íà íîâûé óðîâåíü îñóùåñòâëÿåòñÿ ïîñòåïåííî: ó äåòåé 11 ëåò, ÷àñòî íà ïðîòÿæåíèè âñåãî VI êëàññà, äîìèíèðóþùèì îñòàåòñÿ êîíêðåòíûé òèï ìûøëåíèÿ, ïîñòåïåííî ïðîèñõîäèò åãî ïåðåñòðîéêà è ëèøü ïðèìåðíî ñ 12 ëåò, ñ VII êëàññà, øêîëüíèêè íà÷èíàþò îñâàèâàòü ìèð òåîðåòè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ. Ïðîèñõîäÿùèå èçìåíåíèÿ êàê ðàç è ñîñòàâëÿþò ñëîæíîñòü ýòîãî ïåðèîäà, ïðè÷åì ðàçíûå äåòè ïåðåæèâàþò åãî ïî-ðàçíîìó. Âìåñòå ñ òåì ðåøàþùåå âëèÿíèå íà ýòè èçìåíåíèÿ îêàçûâàþò äâå ñòîðîíû ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè øêîëüíèêà: åå îðãàíèçàöèÿ âçðîñëûìè è åå ñôîðìèðîâàííîñòü ó ñàìîãî ïîäðîñòêà.

 ïåðèîä îòðî÷åñòâà ñèëüíåå ñòàíîâÿòñÿ èíäèâèäóàëüíûå ðàçëè÷èÿ â èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ÷òî ñâÿçàíî ñ ðàçâèòèåì ñàìîñòîÿòåëüíîãî ìûøëåíèÿ, èíòåëëåêòóàëüíîé àêòèâíîñòè, òâîð÷åñêîãî ïîäõîäà ê ðåøåíèþ çàäà÷. Ýòî ïîçâîëÿåò ðàññìàòðèâàòü âîçðàñò 11–14 ëåò êàê ñåíçèòèâíûé ïåðèîä äëÿ ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ.

Äèíàìè÷åñêèé õàðàêòåð ðàçâèòèÿ, àêòèâíîå ôîðìèðîâàíèå òåîðåòè÷åñêîãî, ðàññóæäàþùåãî ìûøëåíèÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, è ñîöèàëüíàÿ íåçðåëîñòü ïîäðîñòêà, åãî îãðàíè÷åííûé æèçíåííûé îïûò – ñ äðóãîé, ïðèâîäÿò ê òîìó, ÷òî, ïîñòðîèâ êàêóþ-ëèáî òåîðèþ, ñäåëàâ óìîçàêëþ÷åíèå, ïîäðîñòîê ïðèíèìàåò èõ çà ðåàëüíîñòü, êîòîðàÿ ìîæåò ïðèâåñòè ê æåëàåìûì äëÿ íåãî ðåçóëüòàòàì.

Öåíòðàëüíîå ëè÷íîñòíîå íîâîîáðàçîâàíèå ýòîãî ïåðèîäà – ñòàíîâëåíèå íîâîãî óðîâíÿ ñàìîñîçíàíèÿ, ß-êîíöåïöèè, âûðàæàþùåéñÿ â ñòðåìëåíèè ïîíÿòü ñåáÿ, ñâîè âîçìîæíîñòè è îñîáåííîñòè, ñâîå ñõîäñòâî ñ äðóãèìè ëþäüìè è ñâîå îòëè÷èå – óíèêàëüíîñòü è íåïîâòîðèìîñòü. Îòðî÷åñòâî õàðàêòåðèçóåòñÿ ïðåæäå âñåãî ïîâûøåíèåì çíà÷èìîñòè ß-êîíöåïöèè, ñèñòåìû ïðåäñòàâëåíèé î ñåáå, ôîðìèðîâàíèåì ñëîæíîé ñèñòåìû ñàìîîöåíîê íà îñíîâàíèè ïåðâûõ ïîïûòîê ñàìîàíàëèçà, ñðàâíåíèÿ ñåáÿ ñ äðóãèìè. Ïîäðîñòîê ñìîòðèò íà ñåáÿ êàê áû «èçâíå», ñîïîñòàâëÿåò ñåáÿ ñ äðóãèìè – âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè – èùåò êðèòåðèè äëÿ òàêîãî ñðàâíåíèÿ. Áëàãîäàðÿ ýòîìó ó íåãî ïîñòåïåííî âûðàáàòûâàþòñÿ íåêîòîðûå ñîáñòâåííûå êðèòåðèè îöåíêè ñåáÿ, è îí ïåðåõîäèò îò âçãëÿäà «èçâíå» íà âçãëÿä «èçíóòðè». Îðèåíòàöèÿ íà îöåíêó îêðóæàþùèõ ñìåíÿåòñÿ îðèåíòàöèåé íà ñàìîîöåíêó, ôîðìèðóåòñÿ ïðåäñòàâëåíèå î ß-èäåàëüíîì. Èìåííî â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå ñîïîñòàâëåíèå ðåàëüíûõ è èäåàëüíûõ ïðåäñòàâëåíèé î ñåáå ñòàíîâèòñÿ ïîäëèííîé îñíîâîé ß-êîíöåïöèè øêîëüíèêà.

Íîâûé óðîâåíü ñàìîñîçíàíèÿ, ôîðìèðóþùèéñÿ ïîä âëèÿíèåì âåäóùèõ ïîòðåáíîñòåé âîçðàñòà, à èìåííî ñàìîóòâåðæäåíèÿ è îáùåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè, îäíîâðåìåííî îïðåäåëÿåò èõ è âëèÿåò íà èõ ðàçâèòèå.

Читайте также:  Основные этапы развития ребенка педагогика

Äëÿ ïîíèìàíèÿ ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà, âûáîðà ïðàâèëüíîãî íàïðàâëåíèÿ è ôîðì ðàáîòû íåîáõîäèìî èìåòü â âèäó, ÷òî ýòîò âîçðàñò îòíîñèòñÿ ê òàê íàçûâàåìûì êðèòè÷åñêèì ïåðèîäàì æèçíè ÷åëîâåêà, èëè ïåðèîäàì âîçðàñòíûõ êðèçèñîâ.

Ë. Ñ. Âûãîòñêèé ïîä÷åðêèâàë, ÷òî çà âñÿêèì íåãàòèâíûì ñèìïòîìîì êðèçèñà «ñêðûâàåòñÿ ïîçèòèâíîå ñîäåðæàíèå, ñîñòîÿùåå îáû÷íî â ïåðåõîäå ê íîâîé è âûñøåé ôîðìå». Èìåþùèåñÿ äàííûå óáåäèòåëüíî ñâèäåòåëüñòâóþò î òîì, ÷òî ïîïûòêè âçðîñëûõ èçáåæàòü ïðîÿâëåíèé êðèçèñà, ñîçäàâ óñëîâèÿ äëÿ ðåàëèçàöèè íîâûõ ïîòðåáíîñòåé, êàê ïðàâèëî, îêàçûâàþòñÿ áåçðåçóëüòàòíûìè. Ïîäðîñòîê êàê áû ïðîâîöèðóåò çàïðåòû, ñïåöèàëüíî «ïðèíóæäàåò» ðîäèòåëåé ê èõ íàëîæåíèþ, ÷òîáû ïîëó÷èòü âîçìîæíîñòü ïðîâåðèòü ñâîè ñèëû â ïðåîäîëåíèè ýòèõ çàïðåòîâ, ïðîâåðèòü è ñîáñòâåííûìè óñèëèÿìè ðàñøèðèòü ãðàíèöû ñâîåé ñàìîñòîÿòåëüíîñòè. Èìåííî â õîäå ýòîãî ñòîëêíîâåíèÿ ïîäðîñòîê óçíàåò ñåáÿ, ñâîè âîçìîæíîñòè, óäîâëåòâîðÿåò ïîòðåáíîñòü â ñàìîóòâåðæäåíèè. Åñëè æå ýòîãî íå ïðîèñõîäèò, ò. å. îòðî÷åñòâî ïðîõîäèò ãëàäêî è áåñêîíôëèêòíî èëè îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî òèïó «êðèçèñà çàâèñèìîñòè», â äàëüíåéøåì ìîæåò ïðîÿâèòüñÿ ëèáî çàïîçäàëûé, à ïîòîìó îñîáåííî áîëåçíåííûé è áóðíî ïðîòåêàþùèé êðèçèñ â 17–18 ëåò è äàæå ïîçæå, ëèáî çàòÿæíàÿ èíôàíòèëüíàÿ ïîçèöèÿ «ðåáåíêà», õàðàêòåðèçóþùàÿ ÷åëîâåêà â ïåðèîä ìîëîäîñòè è äàæå â çðåëîì âîçðàñòå.

Òàêèì îáðàçîì, ïîçèòèâíûé ñìûñë ïîäðîñòêîâîãî êðèçèñà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî áëàãîäàðÿ åìó, áëàãîäàðÿ áîðüáå çà íåçàâèñèìîñòü, ïðîõîäÿùåé â îòíîñèòåëüíî áåçîïàñíûõ óñëîâèÿõ è íå ïðèíèìàþùåé êðàéíèõ ôîðì, ïîäðîñòîê óäîâëåòâîðÿåò ïîòðåáíîñòè â ñàìîïîçíàíèè è ñàìîóòâåðæäåíèè; ó íåãî íå ïðîñòî âîçíèêàþò ÷óâñòâî óâåðåííîñòè â ñåáå è ñïîñîáíîñòü ïîëàãàòüñÿ íà ñåáÿ, íî ôîðìèðóþòñÿ ñïîñîáû ïîâåäåíèÿ, êîòîðûå ïîçâîëÿò åìó ñïðàâëÿòüñÿ ñ æèçíåííûìè òðóäíîñòÿìè è â äàëüíåéøåì.

Ïðè ýòîì âàæíî èìåòü â âèäó, ÷òî êðèçèñíûå ñèìïòîìû ïðîÿâëÿþòñÿ íå ïîñòîÿííî, õîòÿ ïîðîé îíè ïðîÿâëÿþòñÿ äîñòàòî÷íî ÷àñòî. Êðèçèñíûå ñèìïòîìû âàðüèðóþò îò ïîäðîñòêà ê ïîäðîñòêó; èõ èíòåíñèâíîñòü òàêæå áûâàåò ðàçëè÷íîé.

Êðèçèñ ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà ïðîõîäèò ÷åðåç òðè ôàçû:

1) íåãàòèâíóþ, èëè ïðåäêðèòè÷åñêóþ, – ôàçó ëîìêè ñòàðûõ ïðèâû÷åê, ñòåðåîòèïîâ, ðàñïàäà ñôîðìèðîâàâøèõñÿ ðàíåå ñòðóêòóð;

2) êóëüìèíàöèîííóþ òî÷êó êðèçèñà, â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå – ýòî, êàê ïðàâèëî, 13 ëåò, õîòÿ âîçìîæíû çíà÷èòåëüíûå èíäèâèäóàëüíûå âàðèàöèè;

3) ïîñòêðèòè÷åñêóþ, ò. å. ôàçó ôîðìèðîâàíèÿ íîâûõ ñòðóêòóð, ïîñòðîåíèÿ íîâûõ îòíîøåíèé è ò. ï.

Âîçðàñòíîé êðèçèñ ìîæåò ïðîõîäèòü â äâóõ îñíîâíûõ ôîðìàõ. Ïåðâàÿ – ýòî êðèçèñ íåçàâèñèìîñòè. Åãî ñèìïòîìû – óïðÿìñòâî, íåãàòèâèçì, ñâîåâîëèå, îáåñöåíèâàíèå âçðîñëûõ, îòðèöàòåëüíîå îòíîøåíèå ê èõ òðåáîâàíèÿì, ðàíåå âûïîëíÿâøèìñÿ, ðåâíîñòü ê ñîáñòâåííîñòè. Îñòðî îùóùàåìûé ñîáñòâåííûé âíóòðåííèé ìèð – ãëàâíàÿ ñîáñòâåííîñòü, êîòîðóþ îáåðåãàåò ïîäðîñòîê, ðåâíèâî çàùèùàÿ åå îò äðóãèõ. Âòîðàÿ ôîðìà, êðèçèñ çàâèñèìîñòè, ïðîòèâîïîëîæíà ïåðâîé: ÷ðåçìåðíîå ïîñëóøàíèå, çàâèñèìîñòü îò ñòàðøèõ èëè ñèëüíûõ, ðåãðåññ ê ñòàðûì èíòåðåñàì, âêóñàì, ôîðìàì ïîâåäåíèÿ.

Åñëè êðèçèñ íåçàâèñèìîñòè – ýòî íåêîòîðûé ðûâîê âïåðåä çà ïðåäåëû ñòàðûõ íîðì èëè ïðàâèë, òî êðèçèñ çàâèñèìîñòè – âîçâðàò íàçàä, ê òîé ñâîåé ïîçèöèè, ê òîé ñèñòåìå îòíîøåíèé, êîòîðàÿ ãàðàíòèðîâàëà ýìîöèîíàëüíîå áëàãîïîëó÷èå, ÷óâñòâî óâåðåííîñòè, çàùèùåííîñòè. È òî è äðóãîå – âàðèàíòû ñàìîîïðåäåëåíèÿ.  ïåðâîì ñëó÷àå ýòî – «ß óæå íå ðåáåíîê», âî âòîðîì – «ß ðåáåíîê è õî÷ó îñòàâàòüñÿ èì». Ñ òî÷êè çðåíèÿ ðàçâèòèÿ íàèáîëåå áëàãîïðèÿòíûì îêàçûâàåòñÿ èìåííî ïåðâûé âàðèàíò.

Îäíîâðåìåííîå ïðèñóòñòâèå è ñòðåìëåíèÿ ê íåçàâèñèìîñòè, è ñòðåìëåíèÿ ê çàâèñèìîñòè ñâÿçàíî ñ äâîéñòâåííîñòüþ ïîçèöèè øêîëüíèêà.  ñèëó íåäîñòàòî÷íîé ïñèõîëîãè÷åñêîé è ñîöèàëüíîé çðåëîñòè ïîäðîñòîê, ïðåäúÿâëÿÿ âçðîñëûì è îòñòàèâàÿ ïåðåä íèìè ñâîè íîâûå âçãëÿäû, äîáèâàÿñü ðàâíûõ ïðàâ, ñòðåìÿñü ðàñøèðèòü ðàìêè äîçâîëåííîãî, îäíîâðåìåííî æäåò îò âçðîñëûõ ïîìîùè, ïîääåðæêè è çàùèòû, æäåò (íåîñîçíàííî), ÷òî âçðîñëûå îáåñïå÷àò îòíîñèòåëüíóþ áåçîïàñíîñòü ýòîé áîðüáû, îãðàäÿò åãî îò ñëèøêîì ðèñêîâàííûõ øàãîâ.

Ïåðèîä îòðî÷åñòâà – áëàãîïðèÿòíûé ïåðèîä äëÿ ðàçâèòèÿ ìíîãèõ ñòîðîí ëè÷íîñòè, íàïðèìåð òàêèõ, êàê ïîçíàâàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü, ëþáîçíàòåëüíîñòü. Íàèáîëåå âàæåí â ýòîì ïëàíå âîçðàñò 10–12 ëåò. Âîçðàñò 11–14 ëåò – âàæíûé ïåðèîä äëÿ ðàçâèòèÿ ñàìîñîçíàíèÿ ïîäðîñòêà, åãî ðåôëåêñèè, ß-êîíöåïöèè, ÷óâñòâà ß. Îáû÷íî 13–14 ëåò – âðåìÿ ïåðâîãî çíàêîìñòâà ñ ëèòåðàòóðîé ïî ñàìîâîñïèòàíèþ, íàó÷íî-ïîïóëÿðíîé ëèòåðàòóðîé ïî ïñèõîëîãèè, âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè. Îäíàêî çà èíòåðåñîì ê ïðîáëåìàì ñàìîâîñïèòàíèÿ, æåëàíèåì ïîíÿòü è èçìåíèòü ñåáÿ â ýòîì âîçðàñòå, êàê ïðàâèëî, åùå íå ñòîÿò êàêèå-ëèáî êîíêðåòíûå äåéñòâèÿ èëè æå îíè âûïîëíÿþòñÿ êðàéíå íåïîñëåäîâàòåëüíî è íåäîëãî. Ïîýòîìó ïîäðîñòêè íóæäàþòñÿ â ñïåöèàëüíîé ïîìîùè â îðãàíèçàöèè è îñóùåñòâëåíèè ïðîöåññà ñàìîðàçâèòèÿ.

Íàèáîëåå çíà÷èì ïåðèîä îòðî÷åñòâà äëÿ ðàçâèòèÿ ïîëíîöåííîãî îáùåíèÿ. Îá ýòîì ñâèäåòåëüñòâóþò ñëåäóþùèå äàííûå: ó òåõ øêîëüíèêîâ, êîòîðûå â 12–14-ëåòíåì âîçðàñòå áûëè îðèåíòèðîâàíû ïðåèìóùåñòâåííî íà ñåìüþ è ìèð âçðîñëûõ, â þíîøåñêîì è âçðîñëîì âîçðàñòå ÷àñòî âîçíèêàþò ïðîáëåìû âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ ëþäüìè, ïðè÷åì íå òîëüêî â ëè÷íûõ, íî è â ñëóæåáíûõ. Íåâðîçû, íàðóøåíèÿ ïîâåäåíèÿ, ñêëîííîñòü ê ïðàâîíàðóøåíèÿì òàêæå íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ ó ëþäåé, ÷üè âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ ðîâåñíèêàìè â äåòñêîì è ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå áûëè ïðîáëåìíûìè.  äîëãîâðåìåííîé ïåðñïåêòèâå ïîëíîöåííîå îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå íàìíîãî ñóùåñòâåííåå äëÿ ñîõðàíåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ, íåæåëè òàêèå ôàêòîðû, êàê óìñòâåííîå ðàçâèòèå, øêîëüíàÿ óñïåâàåìîñòü, âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ ïåäàãîãàìè.

Источник