Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте в речи

Управление образования администрации Шебекинского района

Центр диагностики и консультирования

Постоянно действующий семинар для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений Шебекинского района и города Шебекино

Речь как показатель психического развития дошкольников

Подготовила:

педагог-психолог МАДОУ

«ЦРР-ДС №12 г. Шебекино»

Соловьева Е.В.

Шебекино 2017

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения. Речь представляет собой последовательность слов, предложений. Речь теоретически бесконечна: количество текстов не может быть сочтено даже теоретически.

 Выделяют три основные функции речи:

  1. Межиндивидуальня функция. Речь – это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми.
  2. Внутрииндивидуальная функция. Речь служит орудием многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы.
  3. Общечеловеческая функция. Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.  Именно дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи.

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством  языка, который усваивается ребенком в ходе общения  с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим строем.

Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Развитие речи как средства общения позволяет ребенку адекватно пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Особенности речевого развития детей

дошкольного возраста

Согласно психологической периодизации выделяются следующие возрастные периоды, характеризующиеся определенным речевым развитием в дошкольном возрасте:

1. Младший дошкольный возраст

На четвёртом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становиться более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги.

Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространённые предложения.

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения дети употребляют, но очень редко. Четырёхлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания  слов в речи сверстников. Речь детей носит в основном ситуативный характер, она ещё недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребёнок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении всё чаще исходит от ребёнка.

2.Средний дошкольный возраст

К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становиться чище, отчётливей. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывания из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.

Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.        

3. Старший дошкольный возраст

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка.

Всё чище становиться произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать своё эмоциональное отношение.

Обогащение и расширение  словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счёт названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. Всё чаще в речи  ребёнка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие  материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные, например не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк – это дикие звери, а корова, лошадь, кошка – домашние животные. Дети используют в своей речи отвлечённые существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь.                                                                                                                                                                                                                                                

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок ещё   далёк от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) – существительные (вход-выход),  прилагательные (хороший-плохой), наречия (быстро-медленно), глаголы (говорит-молчит); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь?- Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный) наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? – быстро, хорошо, медленно, чётко, тихо, громко и т.д.), близкие по смыслу слова-синонимы (ходить-идти, шагать, топать, вышагивать и др.).

Предлагая детям такие задания, нетрудно убедится в том, что их словарь все еще небогат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года девочка таблица точная

Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно.

В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных; возрастает объем высказываний. Всё реже  ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных; часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует, существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей – учитель, читает книги – читатель, строит дома – строитель), прилагательные из существительных (ключ из железа –  железный, банка из стекла – стеклянная).

Однако в речи детей все чаще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных («на пианине» стоят часы»).

Грамматическая правильность речи ребёнка  во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.

В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы его высказывание было правильно понято, ребенок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой собирал грибы, ловил рыбу, купался в пруду и пр.).

 В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.

 В старшем дошкольном возрасте мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное  усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить различной сложности слова.

В общении со сверстниками и взрослыми дети пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости способны говорить громче и тише, т. е. могут соизмерять громкость речи с учетом расстояния до слушателя, характера высказывания. В повседневном общении дети пользуются умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания част не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.

Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности; они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями; могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других- – неправильное их формирование: р – горловое, одноударное, звуки ш, ж – боковые, с, з – межзубные. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки л и р. Такое смещение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко.

 Ясность, внятность речи во многом зависит и от того, как быстро говорит ребенок. У детей, говорящих быстро, как правило, речи менее отчетлива.

Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная его подвижность могут быть причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи. Смена молочных зубов в 5-6 л. на постоянные нередко отражается на произносительной стороне речи: ухудшаются звукопроизношение, дикция.

Итак, к концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями; его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее, также наблюдается  тенденция к обобщению, установлению логических связей. Возникновение обобщения важно для дальнейшего развития интеллекта. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью.

В психическом  развитии дошкольников речь и внимание неразрывно связаны, при помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, направляют внимание ребенка на нужное действие или предмет,  ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения.

 Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:

  1. Быть психически и соматически здоровым;
  2. Иметь нормальные умственные способности;
  3. Иметь полноценный слух и зрение;
  4. Обладать достаточной психической активностью;
  5. Обладать потребностью в речевом общении;
  6. Иметь полноценное речевое окружение.

Таким образом, речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения.

Умение общаться со сверстниками и другими людьми — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития.

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник — мозг человека.

Если познавательные (психические) процессы — восприятие, память, внимание, мышление — развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.  

Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются серьезной базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи — диалога и монолога.  

Читайте также:  В первые полгода жизни развитие движений ребенка характеризуется

Особо необходимо отметить значение развитой связной речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Данилова Е.Е. Практикум  по возрастной и педагогической психологии/Под редакцией Дубровиной И.В.. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
  2. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред. Д. Б.Эльконина, А. Л.Венгера. – М., 1988.
  3. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: 2002. – 146 с.
  4. https://festival.1september.ru/articles/568565/

Источник

Ксения Машурина
Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста

Все педагоги и философы, которые изучали проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С. Л. Рубинштейн. Он отмечал, что для говорящего речь, которая передает его смысл, будет являться связной, но формы связности в ходе развития будут меняться. «Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».

Речь, по мнению С. Л. Рубинштейна, может быть непонятной потому, что мысли не внятны и не фигурируют в мысли говорящего. Или потому, что, хоть и фигурируют в мысли говорящего, эти связи ясно и понятно не сформулированы в его речи. Связная речь может быть вполне ясна, основываясь на собственное предметное содержание. И чтобы речь была понятой, нет нужды специально учитывать ситуацию. Все в той речи понятно для другого собеседника из самого текста речи: это контекстная речь. А вот речь ребенка, отмечал С. Л. Рубинштейн,вначале имеет обратное свойство: в ней не образуется связного смыслового целого «контекста», поэтому и нужно учитывать ту данную ситуацию, в которой находится и говорит ребенок. Смысл и содержание речистановится ясным в этой ситуацией: клоп это ситуативная речь.

Ребенок использует то одну, то другую речь в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и от характера самого общения. То есть использует и контекстную и ситуативную речь. К контекстной речи он переходит, когда хочет связно изложить предмет, выходящий за пределы ситуации, и это изложение предназначается для широкого круга слушателей или читателей.

Сначала речь ребенка носит ситуативный характер, но когда в процессе развития меняются содержание и док функции речи, ребенок овладевает формой связной контекстной речи. Исследование А. М. Леушиной, открыло особенности ситуативной речи младших дошкольников: они зависят от особенностей каждого ребенка, от того насколько ребенок владеет литературной речью и проявляются в разной мере и зависят от содержания, от характера общения.

Итак, вначале речь ребенка связана с окружающей реальностью, она зависит от конкретной ситуации, в которой ребенок находится, и полностью связана с ней. Разговорная речь направлена на собеседника и отражает или просьбу, или желание, или вопрос, т. е. ситуативная форма, отражает основное содержание и назначение.

Контекстную речь ребенок осваивает в процессе обучения. У него возникает потребность в новых речевых средствах и формах построения речи – это зависит от содержания речи и характера общения.

Конечно, основное развитие связной речи связано с изучением письменной речи и относится к школьному возрасту. Но, важно также знать и основы связной устной речи, заложенные в дошкольном возрасте.

Результат обучения связной речи зависит от многих факторов. Прежде всего, от той среды в которой ребенок растет и общается. То, что упущено в речи дошкольника, вряд ли восполнится в школьные годы. Именно поэтому очень важно вовремя организовать развивающий потенциал среды.

Потенциал развивающей среды можно определить, изучив богатство речи, которой пользуются окружающие, активностью ребенка в процессе обучения, – от этого будет зависеть и общее развитие ребенка, и то будет ли он готов к обучению в школе.

Итак, психологи отмечают такую последовательность взаимоотношений речевых умений. В ранней возрасте ситуативная связанность высказываний. Содержание речи будет ясно собеседнику только в том случае, если он знает ситуацию, о которой ему рассказывает ребенок. Потом речь ребенка становится контекстной, ее возможно понять в данном контексте общения. С момента, когда ребенок может владеть речью, излагать мысли вне ситуации и вне контекста, можно сказать, что он усвоил минимум речевых умений. Потом детская речь усложняется в несколько этапов. Идет постепенное и последовательное осознание ребенком своей речи, или, как подчеркивает А. Н. Леонтьев, произвольность речи, а затем вычленение ее компонентов. Под произвольностью автор понимает «способность ребенка в порядке волевого акта осуществлять свою речь» .

Другой путь усложнения речевых умений – это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большинстве случаев исходит от ситуации и контекста, поэтому она свернута и в ней многое подразумевается благодаря тому, что ситуацию знают оба человека. Диалогическая речь непроизвольная, реактивная, мало организована.

Важно, что понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются главными в развитии связной речи. Диалогическая речь является первой и естественной формой языкового общения, которая включает в себя обмен репликами, фразами. Для нее естественны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета.

Рассмотрим характеристику диалогической речи в исследованиях психологов, лингвистов – эти характеристики, нам важны, чтобы понимать как развивается эта форма речи в дошкольном детстве.

Л. П. Якубинский, когда рассматривал функциональное многообразие речи, предлагал учитывать условия, формы и цели общения. Он отмечал, что форма речевого высказывания будет зависеть от формы человеческих взаимодействий – непосредственной и посредственной. Сейчас эту форму чаще называют опосредствованной. Л. П.Якубинский писал: «Мимика и жест, являясь постоянными спутника всяких реагирований человека, оказываются постоянным и могучим сообщающим средством». Сравнивая диалогическую и монологическую речь, он выделял и такой показатель, как сложность речи: «Диалог, конечно, не есть обмен вопросами и ответами, но в известной мере при всяком диалоге налицо эта возможность недосказывания, неполного высказывания, ненужность мобилизации всех тех слов, которые должны были бы быть мобилизованы для обнаружения такого же мыслимого комплекса в условиях монологической речи.».

Отмечая, что диалогическая форма речи ребенка в раннем детстве неотделима в своих существенных звеньях от деятельности взрослого, Д. Б.Эльконин подчеркивал: «На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка». Анализируя этапы усвоения ребенком грамматического строя родного языка, он отмечал, что «в пределах диалогической формы речь ребенка приобретает связный характер и позволяет выражать многие отношения» .

При сопоставлении диалога и монолога, исследователи отмечают в них как общие черты, так и различия, которые подчеркивают особенности этих форм речи. Так, Л. В. Щерба полагал, что монолог лежит в основе литературного языка, ведь монолог и есть литературное произведение вначале. По мнению Л. В. Щерба, диалог «состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, реакций нормально спонтанных, определяемых или ситуацией, или высказыванием собеседника». Под монолог же он понимал организованную систему словесных мыслей, которая преднамеренно воздействует на окружающих. Поэтому монологу нужно и важно учить.

Читайте также:  Среда и генотип и влияние на развитие ребенка

По своей структуре диалог (реплики) и монолог (литературный язык) абсолютно разные. Репликам не свойственны сложные предложения, в нихвстречаются фонетические сокращения, разнообразные формообразования и непривычные словообразования и нарушения синтаксических норм. Все это происходит из-за недостаточного контроля сознания при спонтанном диалоге. Монологической речи, чаще,эти док нарушения не свойственны: она это традиционная форма, и это является ее основным организующим началом.

Из наблюдений Л. В. Щербы также важно отметить, что все изменения языка, проявляющиеся потом в монологической речи, накапливаются в багаже разговорной речи. Отклонения от нормы возможны в разговорной речи, их не замечают собеседники, а в монологической речи они допустимы. Ведь в диалоге участвуют, чаще всего два лица, которые понимают друг друга, а монолог чаще всего адресуется ряду лиц, и это побуждает говорящего к литературному языку.

Эти особенности также можно наблюдать в дошкольном возрасте. Когда дети разговаривают между собой, в их репликах можно услышат как сокращения, тае и разнообразные отклонения от норм, употребление разговорных слов. Когда же эти же самые дети рассказывают или описывают или рассуждают перед группой детей, они стараются пользоваться литературным языком.

Компоненты монолога: субъект речи и предмет речи, который существует в сознании субъекта. Действительность и то, кому все адресовано являются, как правило, пассивными величинами. Это важно для речевого оформления монолога, так как набросок речи сделан в сознании, понятен вывод и основные аргументы. Задачей является, привести собеседника к этому выводу. Поэтому «монологу обычно свойственны такие черты речевой организованности, как стройность композиции, логическая последовательность речевой мысли и формы, ее выражающей, ограниченность произвольных субъективных привнесений».

Речь в этом случае порождается сознанием и волей собеседников, а к не одного, оба создают речь совместно и попеременно, каждый мыслит отдельно и по-своему. Окружающая действительность может влиять на беседу. Мысль может обрываться, отклоняться в сторону, возвращаться назад, содержать включения. док У собеседников нет времени на обработку формы изложения, потому она часто бывает небрежной. Из всего сказанного делается вывод, что монолог стимулирует использование форм и приемов книжной речи, а диалог – разговорной.

Все эти взгляды на развитие монологической и диалогической речи необходимы для понимания становления связной док речи у дошкольников. В этой связи уместно напомнить мысль А. А. Леонтьева о том, что коммуникативное употребление речи предшествует ее использованию для планирования и регулирования действий (в разных док видах деятельности). Автор считает, что особую проблему представляет собой соотношение диалогической и монологической речи.

В дошкольном возрасте надо больше обращать, на то, что в процессе диалога ребенок учиться высказываться произвольно и формирует у себя умение следить за тем, чтобы его повествование было логичным.

У маленьких детей сначала появляется диалог, а затем монолог, при этом именно диалог первостепенен для ребенка. По мнению А. А. Леонтьева, умения монологической речи формируются очень поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологической речи. Самое главное – понять, какое значение имеет правильное обучение диалогической речи в раннем возрасте, ибо именно тогда происходит зарождение и развитие монологической речи.

Мы знаем что, устная речь является первичной формой существования языка.Русский литературный язык имеет две основные формы: устную и письменную. В дошкольном возрасте развитие устной речи рассматривается как одна из важнейших задач для дальнейшего развития письменной речи.

Интересно суждение Л. С. Выготского о соотношении устной и письменно речи. Он говорил, что мотивация речи, потребность в ней стоит в начале развития этой деятельности. Так, «потребность в речевом общении развиваетс на всем протяжении младенческого возраста и является одной из важнейших предпосылок для появления первого осмысленного слова. Если эта потребность не созрела, наблюдается и задержка речевого развития». Но началу обучения в школе ребенка нет потребности в письменной речи, поэтому он не осознает, зачем ему нужна эта новая речевая функция.

Далее, отмечая особенности письменной речи, Л. С. Выготский выделял такие качества как произвольность, преднамеренность и сознательность. Он писал, что письменная речь намного более развернутая, можно сказать даже более законченная, чем устная.

Итак, развитие речевых умений и навыков помогает малышам улучшить память, умение сосредотачиваться, рассуждать и делать выводы. Именно эти умения и навыки облегчают усвоение новых слов, прививают умение грамотно писать и абстрактно мыслить. Высокий уровень речевого развития позволяет ребенку рассказывать о событиях прошлого, настоящего и будущего, обобщать собственный опыт о людях, происшествиях и предметах. Также ребенок с хорошо развитыми речевыми навыками способен задавать вопросы, чтобы получать новую информацию об окружающем мире.

1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 159 с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, бар 2000. – 272 с.

3. Аникеев, Н. П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987 – 150 с.

4. Артамонова, О.Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст]/О. Артамонова// Дошкольное воспитание. –1995. – №4.

5. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М. Мозаика-Синтез, 2000

6. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре (пособие там для воспитателя детского сада) [Текст]/А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 1979.- С. 214.

7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. – 423 с.

8. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. – №7. – С. 66-70.

9. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. – парк М.: Просвещение, парк 2002.

11. Выготский Л. С. Педагогическая психология – М.: Педагогика, 1991.

12. Воспитание детей в игре / Под ред. Д. В. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1981.- С. 56.

13. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка[Текст] /Л. С. Выготский//Вопросы психологии. – 1996. – №6.

14. Выготский,Л. С. Педагогическаяпсихология [Текст]/Л. С. Выготский. –М.: Педагогика, 1991.- С. 78.

Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка

Источник