Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста

Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста thumbnail

1.1. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями. Физически ребенок стал еще крепче. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.

На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становится его высказывания.

Развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения. Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая. Советские психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям. Старший дошкольник в основном верно осознает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведениям, установленным в данном коллективе. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе и т. д.[20]

У детей этого возраста уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Ребенок овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств, 5 – 6-летний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т.д. Он усваивает «язык» чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций.

Конструирование, рисование, лепка – это наиболее свойственные дошкольнику занятия. Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело трудиться. Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в природе, изготовления поделок позволяют детям больше участвовать в делах взрослых. Старшие дошкольники могут переходить от выполнения отдельных поручений к выполнению постоянных обязанностей: убирать свой игровой уголок, поливать цветы, чистить свою одежду и обувь. Вместе с выполнением таких заданий к ребенку придут и первое познание радости собственного труда – дела, сделанного для общего блага.

Еще одна деятельность, элементы которой усваиваются в дошкольном детстве, – это учебная деятельность. Основная особенность ее состоит в том, что, занимаясь ею, ребенок изменяется сам, приобретая новые знания и навык и. В учебной деятельности главное – это получение новых знаний.

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю детям этого возраста нелегко.  

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно – ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Старший ребенок – дошкольник уже может сначала отобрать все предметы, необходимые ему для игры в доктора, а только затем начинать игру, не хватаясь уже в процессе ее то за одну, то за другую вещь. Наряду с сюжетно – ролевой игрой – ведущей деятельностью в дошкольном детстве – к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются те качества (новообразования), которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Читайте также:  Развитие лексикона ребенка учебное пособие

На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Ведь подчинение школьным правилам как раз и требует произвольности поведения. Это означает умение ребенка действовать в соответствии с каким – либо образцом (или правилом) и контроль им своего поведения. Именно в игре, при выполнении какой-либо роли ребенок, с одной стороны, следует образцу, а с другой – контролирует свое поведение. Взрослея, малыш учится организовывать сам себя. Поведение его как бы освобождается от игровой ситуации. Игры с правилами более содержательные у старших дошкольников. К шести – семи годам меняется отношение детей к нарушению правила. Дети все более строго относятся к точному следованию правилам игры. Они настаивают на ее продолжении, даже если она успела надоесть всем участникам. И находят в этой рутинной игре какое-то удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»

Однако имеющиеся у ребенка возможности переработки, упорядочивания информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Познавательные интересы возникают в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале пятилетнего ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых. Большое значение для познавательного развития ребенка старшего возраста имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т.п.), привитие первичных умений пользоваться некоторыми из них.

При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный материал почти так же хорошо, как наглядный. Работа со словесным материалом играет большую роль при обучении в школе, поэтому в старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание и на развитие словесной памяти.

Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем.

К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развиваться понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Детей интересуют причины и следствия в отношениях предметов, проявляется интерес к «технологии» их изготовления. Ребенок уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. Постепенно расширяя представления детей об окружающем. Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности.

В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Главным итогом развития всех видов деятельности выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л. А. Венгер) и формирование произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).[128]

Читайте также:  Тезис об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка

К концу дошкольного возраста ребенок может уже довольно долго выполнять какую-либо деятельность, пока она ему интересна, не требует никаких внутренних усилий, основываясь только на непроизвольном внимании. Произвольность и опосредованность внимания в дошкольном возрасте достигается с помощью игр.

К шести годам жизни у ребенка достаточно сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога, в результате чего понижается способность к внушаемости. Дети способны отстаивать свою точку зрения, понимать комические ситуации. По данным исследований, старшие дошкольники в характерных жизненных ситуациях самокритичнее, требовательнее к себе, чем младшие школьники в новой для них учебной деятельности. Важные изменения в личности ребенка связаны с изменением его представлений о себе (его образе – я) и осознанием отношений к нему окружающих.

Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребенка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни.

Таким образом, ребенок дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности является сюжетно – ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение в представлении о себе, его образе – я.

Источник

На чтение 7 мин.

Поведение человека любого возраста напрямую зависит от особенностей возрастного периода, в котором он находится. Особенно выражена эта зависимость у детей, ведь их психическое развитие происходит более стремительно, чем у взрослых.

Задачи дошкольного детства в психологическом плане

Поэтому при работе с детьми необходимо знать особенности психического развития старшего дошкольного возраста.

Эти особенности должны выступать, как условия математического развития дошкольников. Именно формирование математических представлений будущих школьников является базой  для успешного становления дошкольника в сфере образования.

Психологическое развитие старшего дошкольника – подготовка к школе

Психическое развитие детей старшего дошкольного возраста целесообразно изучать с точки зрения   деятельностного подхода в психологии, сторонники которого  (А.Н. Леонтьев,его последователи В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.),  основываясь взглядах  Л.С. Выготского,  обосновали структуру возраста. В неё вошли следующие компоненты:

  • социальная ситуация развития (специфическое отношение ребенка с окружающим миром, предопределяющее его образ жизни и сознание);
  • ведущий вид деятельности (тот вид деятельности, которому ребенок уделяет большее время, чем остальным, причем второстепенные виды деятельности являются включенными в основную);
  • основные новообразования (характеристики, проявляющиеся в конкретном возрасте, заменяющие собой предыдущие навыки и предопределяя будущие);
  • возрастной кризис (период активного развития ребенка, характеризующийся разрушением привычной социальной ситуации развития и созданием новой, что отражается в поведении ребенка и выглядит как упрямство или непослушание).

Закономерности развития психики дошкольников

Данный подход является наиболее популярным сегодня, учитывая то, что развивающее обучение, курс  на которое стараются держать современные образовательные учреждения, становится самым адекватным способом обучения подрастающего поколения.

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития старшего дошкольника может быть названа «ребенок – общественный взрослый». Она остается неизменной с младшего школьного периода и характеризуется тесным взаимодействием с миром взрослых людей. Однако в старшем дошкольном возрасте это взаимодействие становится более активным, оно направлено не только на родителей и ближайших родственников, но и за пределы семьи. Ребенок заинтересован в общении с интересующими его людьми, так он получает опыт взаимодействия, необходимый для успешной социализации.

Показатели нервно-психического развития старшего дошкольного возраста

Общение характеризуется как внеситуативно – личностное, с активностью с обеих сторон. Цель такого общения состоит не в познании предметного мира, а в непосредственной коммуникации с собеседником.

Совет родителям: не лишайте ребенка возможности посещать детский сад. Именно там он получит первые навыки общения, научится самостоятельности, дисциплине и будет всесторонне развиваться вместе со сверстниками.

Ведущий вид деятельности

Ведущий вид деятельности, как и в младшем школьном возрасте – сюжетно-ролевая игра. Тем не менее, сюжеты игр меняются, особое значения имеют правила, в рамках которых должны действовать все участники игры. Познавать новое старшим дошкольникам удается именно в процессе игры.

Читайте также:  Развитие ребенка до 1 мая

Движущие силы психологического развития

Новообразования

Основными новообразованиями старшего дошкольного возраста являются:

  • Произвольность. Все процессы начинают контролироваться ребенком, он постепенно переходит  от проявления воли словом «хочу» к «надо». Более того, он способен ставить перед собой цель и последовательно идти к её достижению.
  • Самосознание. Начинает складываться дифференцированная самооценка. Старший дошкольник способен выделить те области, в которых он наиболее силен. Тем не менее, самооценка остается завышенной, что является нормой для дошкольников. Возникает полоролевая идентификация.
  • Изменения в эмоциональной сфере. Эмоции становятся более контролируемыми.  Происходит развитие сферы чувств: появляются эстетические пристрастия, появляется чувство юмора, дошкольники способны сопереживать. Появляются новые страхи, например, становится очень сильным страх потери близких людей.
  • Развитие словесно-логического мышления, осуществляемого при помощи  логических операций с понятиями и посредством речевой деятельности. Наглядно-образное мышление, характерное для младшего школьного возраста, никуда не исчезает, оно просто переходит на более высокий уровень. Теперь ребёнок способен, глядя на картинку устанавливать связи между изображениями. Появляется способность к моделированию.

Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников – умения думать

  • Происходит формирование  представления о временных отрезках, о настоящем, прошлом и будущем.
  • Увеличение объема памяти. Ребенок способен непроизвольно запоминать большое количество информации. Механический способ запоминания осуществляется чаще всего путем многократного повторения. Причем дошкольник способен самостоятельно поставить цель что-то запомнить и добиться её путем повторения шепотом или про себя.

Возрастной кризис

Старший дошкольный возраст завершает кризис семи лет, знаменующий переход дошкольника в возрастной период младшего школьника.  Ребенок теряет былую непосредственность, это связано с тем, что он начинает действовать не только эмоционально, но включает в определенный момент интеллектуальную составляющую. Начиная злиться, он осознает себя злящимся, начиная плакать, он осознает, что расстроен. Восприятие перемещается из области чувственного в область сознательного, то есть, ребенок может воспринимать и в то же время обобщать происходящее, то есть называть словом предмет.

Симптомы кризиса у детей 6-7 лет

Старший дошкольник начинает подражать взрослым и примерять на себя различные роли, причем не всегда уместно.

Родители могут расценивать это как баловство или даже паясничанье. Детско-родительские отношения в этот период становятся натянутыми, дошкольник настаивает на собственной позиции и не прислушивается к мнению взрослых. Желая выглядеть взрослее, ребенок старается действовать в соответствии со статусом взрослого: берет на себя новые обязанности, действует по-иному в привычных ситуациях, словом, пытается разрушить мнение о себе как о маленьком ребенке. Психика ребенка в период возрастного кризиса отличается неустойчивостью, поэтому родителям важно сохранять спокойствие.

Совет родителям: Не воспринимайте кризис 7 лет как недуг, от которого нужно оградить ребенка.

Дайте ему больше свободы и не ограничивайте ни в чем, лишь бережно контролируйте и направляйте в нужное русло. Проявлять родительскую заботу лучше всего с помощью советов, за которыми ребенок обращается сам, а не проявляя гиперопеку.

Гиперопека приводит к негативным последствиям

Развитие математических представлений у старших дошкольников

Старший дошкольный возраст – период подготовки к обучению в школе.  Математика не зря издавна считалась «царицей наук». Она не только необходима в повседневной жизни, но и служит  замечательным средством развития  умственных способностей  человека. Формирование элементарных математических представлений как средства математического развития ребенка представляет собой совокупность следующих компонентов:

  •  представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;
  • ориентации в пространстве и времени;
  • навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;
  • владения математическими понятиями;
  • познавательных интересов и способностей, логического мышления, общего развития ребенка.

Игрушки на развитие математических способностей

Формирование математических представлений должно опираться на возрастные особенности старших дошкольников – это главное и необходимое условие. Образовательная деятельность должна быть тщательно продумана и проходить в игровой форме с включением в нее познавательную, исследовательскую и др. деятельность. Важно сформировать познавательный интерес у детей и стремление к получению знаний.

Совет родителям: наслаждайтесь каждым моментом жизни ребенка, не допускайте мысли: «Это время как-нибудь переживем, дальше будет легче».

Каждый возраст хорош по-своему. Совсем немного времени остается до того момента, когда дошкольник станет младшим школьником и продолжит восхождение по лестнице взросления, проходя новые этапы стабильности и кризисов, приобретая новый опыт и знания.

Источник