Особенности психического развития ребенка с нарушением зрения является

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                Маннанова З.М., педагог-психолог

                                                                     ГБОУ Белебеевская специальная

                                                                          школа – сад № 37 «Ягодка» IV вида

Нарушение  зрительных функций вызывает ряд отклонений в  психическом развитии ребенка.  Сложности  его развития заключаются в наличии первичного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, возникающих под влиянием существующей аномалии.  

Нарушение зрения у детей дошкольного возраста затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к значительному снижению двигательной и познавательной активности.

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих  на психическое развитие ребенка.    Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении,  игре,  овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. (1,3)

Необходимо  иметь в виду, что дети со зрительной  депривацией  оказываются в стрессовых ситуациях значительно чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства. На это указывали отечественные тифлопсихологи,    отмечавшие, что среди слабовидящих можно встретить людей, обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим имеющих такие качества характера, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм. Однако, при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении в различные виды деятельности, происходит формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок, и ребенок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Некоторые особенности психических процессов

 у детей с нарушением зрения

Особенности внимания. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающая повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности. Из-за недостаточности  зрительных функций у детей дошкольного возраста часто нарушено непроизвольное внимание.  Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности,  резкому переходу от одного вида деятельности к другому или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей и поэтому,  у детей с  нарушениями зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.

Особенности памяти. Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации. Рассматривая специфические особенности памяти  у детей с нарушениями зрения, дошкольного возраста, специалисты     отмечают, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов – возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала  объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушениями зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания  имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемым им отклонениями в психическом развитии.

У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти, проявляется  слабость сохранности зрительных образов, быстрый распад зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объём кратковременной слуховой памяти у  детей с нарушениями зрения достаточно высокий. Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был сформирован  образ воспринимаемого объекта, ранее.  Слабовидящим свойственно отставание от нормально видящих сверстников в  правильности узнавания, специфичности восприятия, для них характерно достаточно большое количество ошибок, отсутствие умения выделять и характеризовать свойства целого образа. Однако включение сохранных анализаторов в процесс узнавания,  способствует его результативности. Процессы памяти (сохранение и забывание) зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. Запоминание  слабовидящими детьми точных и простых движений требует 8—10 повторений, в то время как нормально видящим сверстникам — 6—8 повторений. Поэтому для усвоения двигательного действия слабовидящим детям требуется большее количество повторений, чем для нормально видящих, так как при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа. Даже небольшие промежутки времени, например каникулярный период,  между подкреплениями,  отрицательно сказывается на их представлениях, что проявляется в снижении уровня адекватности образов восприятия.

         Особенности восприятия. Восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека предметов, окружающего мира в целом, в совокупности свойств. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на  полноте, целостности образов отображаемых предметов и действий. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. Если в норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия, то у слабовидящих детей  доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Нарушения зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем. Исследования специалистов в этой области показали   идентичность нервных механизмов восприятия в норме и при патологии зрения, а также возможность усвоения слабовидящими детьми  определенной суммы знаний, умений и навыков.

Особенности мышления.  Мышление – это обобщение и опосредованное отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях, отношениях. Тифлопсихологи утверждают, что дети с нарушениями зрения, проходят те же стадии в развитии мышления,  и примерно,  в том же возрасте могут решать задачи, не опираясь на зрительное восприятие. При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются как у нормально видящих сверстников. Однако наблюдаются некоторые отличия. У детей с нарушениями зрения сужены понятия об окружающем мире, суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены. У слабовидящих детей  отмечается преобладание словесно-логического и наглядно-образного мышления. Специфическое развитие ребенка,  вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных свойств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и позитивные возможности ребенка. Они являются способом приспособления личности  к определенному вторичному нарушению развития. (2)

Читайте также:  Развитие мышления ребенка в три года

Обобщая выше сказанное, следует отметить,  что психическое развитие детей с нарушениями  зрения носит специфический характер и несколько отличается от темпа развития нормально видящих сверстников. Опираясь на мнение специалистов можно сделать вывод, что дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию психических процессов. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т.е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия для его жизнедеятельности и развития.

Список литературы

1.Лебединский В.В., Никольская О.С. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.- 204 с.

2.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии / Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

3.Петров В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.

4.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М.Лифанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.

Источник

Особенности психического развития детей с нарушением зрения. Требования к наглядности.

     Современные тифлопсихологи психическое развитие детей с нарушением зрения понимают не как развитие аномального организма (человек минус зрение), а как развитие активной личности, восполняющей непосредственные дефекты сенсорики разносторонней познавательной деятельностью.

      Дети с нарушениями зрения не могут воспринять окружающий мир во всем его качественном многообразии, т.к. искажается система сенсорных эталонов. Психическое развитие младенца с нарушением зрения по сравнению с нормально видящим является своеобразным как по темпу, так и по качественной его характеристике. Слепой и слабовидящий ребенок, как и нормально видящий, с момента рождения реагирует на резкие звуки, на 3-й неделе – на громкий звук, к концу 1 месяца – на человеческий голос, на 3-м – может отвечать на обращенную к нему речь улыбкой, звуками и движениями рук и ног.

     Однако ребенок с нарушением зрения более чем зрячий, зависит от выбора, обработки, удержания в памяти и использования слуховой информации.

     Процесс психического развития происходит наиболее интенсивно в ведущей для каждого возраста деятельности. Ведущей деятельностью в раннем возрасте является для ребенка общение со взрослым, в процессе которого он овладевает знаниями об окружающем.

     Трудность организации общения в связи с ограниченным восприятием таких выразительных средств, как взгляд и жест, меньшая психическая активность приводят к тому, что общение возникает позже, чем у зрячего, и только в ситуативно-эмоциональной форме.

     В этот период компенсаторными моментами служат двигательная сфера, кинестатика, осязание и слух.

     Новый этап психического развития детей – период, когда начинает  формироваться предметность и сигнальность слухового восприятия, более быстрыми темпами осуществляется связь произносимого взрослым слова с предметом, происходит быстрое накопление пассивного словаря, расширение понимания обращенной к нему речи. Кроме того, зрение позволяет знакомиться с предметным миром не только на основе зрительного и осязательного восприятия реальных предметов, находящихся вблизи и на дальнем расстоянии, но и через изображения их в игрушках, в картинках.

     Зрение позволяет более точно, направленно и экономно осуществлять предметные действия, координировать движения рук, что способствует развитию тонких манипуляций. Возникает зрительное подражание действиям взрослого.

      При обучении ходьбе зрительная ориентация помогает овладению пространством, участвует в формировании пространственных  восприятий и представлений.

     В то же время отсутствие или неполнота зрительных восприятий в этом возрасте наносит ребенку такой ущерб, который не компенсируется в преддошкольном и дошкольном возрасте. Серьезное и углубляющееся отставание в психическом развитии ребенка с глубокими нарушениями зрения выражается в значительно меньшем объеме знаний и представлений об окружающем мире, в ограниченном понимании слов, отсутствии конкретных представлений, которые должны сопровождать произносимое слово, в менее развитых и нескоординированных движениях, в слабой ориентировке и ограниченности мобильности в пространстве. Компенсаторные возможности ребенка на этой стадии развития очень ограничены.

      Предметная деятельность слепых и слабовидящих развивается медленно, и ее формирование затягивается до 3-4-летнего возраста из-за задержек развития ее двигательных компонентов. Специфика развития предметных действий заключается в значительно более медленном темпе их формирования, диспропорциональности между пониманием функционального действия и его практическим выполнением. У детей длительное время сохраняются недифференцированные движения. Более длительно, по сравнению со зрячими, они задерживают и не выпускают из рук предметы. Зрячий оставляет игрушку при виде другой, а слепой ребенок не имеет такого стимула. Это ведет к задержке дифференциации движений пальцев, а тем самым задерживает и развитие активного осязания. Первые специфические манипуляции и отдельные функциональные действия появляются у слепых после 2-летнего возраста. К концу 3-го года жизни еще не у всех бывает сформированной и становится ведущей собственно предметная деятельность. Важно, что при формировании предметной деятельности детей необходимо обучать мануально-двигательным компонентам.

Читайте также:  Какие нормативные документы лежат в основе социального развития ребенка

     Дифференцированное слуховое восприятие и появляющиеся самостоятельные вокализации при осязательном знакомстве с предметами начинают играть все более и более важную роль как средство общения с окружающими людьми. Качественный скачок в развитии ребенка с глубокими нарушениями зрения происходит именно в тот момент, когда речевое общение включается в предметное, когда действия с предметами принимают осмысленный характер и оказываются в центре его активности. Опыт речевого общения ребенка со взрослыми неминуемо приводит его к необходимости использовать речь для все более правильного отражения объективных свойств предмета в слове.

     Значительные трудности возникают у ребенка с нарушениями зрения в период, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве и коммуникациями со сверстниками не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. В это время на психическом развитии дошкольника неблагоприятно сказывается ограниченный запас знаний и представлений, трудности в осуществлении предметной деятельности, а также в ориентировке и передвижении в пространстве. Эти вторичные нарушения приводят к замедлению темпа развития и к длительному пребыванию ребенка на качественно более низком уровне психического развития.

     Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушения зрения оказывает на формирование внимания, ощущения, восприятия, мышления, памяти. Нарушения зрения тормозят полноценное развитие и функционирование мнемических процессов. Чтобы адаптироваться, детям требуется большая самостоятельность и активность.

     Практически все качества внимания, такие как активность, направленность, широта, возможность переключения, интенсивность, устойчивость оказываются под влиянием нарушения зрения. У детей отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своем теле, а это в свою очередь делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно-пространственные ситуации.  У наших детей наблюдаются затруднения в определении точного местоположения объекта в пространстве, его удаленность, выделение объемных признаков предметов, дифференциация направлений.

     У детей с нарушениями зрения относительно лучшее развитие и владение речью, по сравнению с развитием других психических процессов, позволяет активно общаться со взрослыми и сверстниками, совершенствуя развитие практической деятельности и ориентировку в пространстве.

     В процессе общения с окружающими людьми ребенок с нарушенным зрением постепенно овладевает все более правильным произношением слов. Это является основой развития его коммуникативной и игровой деятельности, т.к. именно слово, живая речь позволяют вступить в сферу познания социальных взаимосвязей окружающего мира. Коммуникативная деятельность предполагает использование различных выразительных средств общения. К ним относятся все невербальные средства общения – жесты, мимика, пантомимика, представления о которых у детей очень непрочные и расплывчатые. Ребенок с нарушениями зрения не владея мимикой, не может передать своё эмоциональное состояние. Соответственно он не может оценить и эмоциональное состояние партнёра. Он практически не использует в общении выразительные движения, и лишен возможности овладевать неречевыми и речевыми средствами коммуникации на основе простого подражания.

     Как следствие всего этого – трудности в установлении контактов с

окружающими, что ведет к развитию у ребенка с нарушением зрения тревожных состояний, страхов, неуверенности в своих силах и негативно влияет на становление детской личности.

     Наша задача – помочь ребенку со зрительной патологией сформировать представления об эмоциональных проявлениях, мимике, жестах, о правилах поведения и взаимоотношениях людей, т.е. сформировать социальный и эмоциональный опыт.

     Из-за патологии зрения у детей могут наблюдаться некоторые специфические особенности эмоционального развития:

 недостаток целостности осмысления, понимания эмоциональных

переживаний и состояний других людей;

 неправильное толкование эмоций, недостаток знаний об эмоциях;

 недостаток представлений детей с нарушением зрения о внутреннем мире людей;

 наличие негативной рефлексии (неуверенность, тревожность,

импульсивность).

     Отдельно хочется дать характеристику нервно-психического статуса детей с нарушениями зрения. Возможны такие нарушения, как чрезмерная возбудимость, раздражительность, плаксивость, впечатлительность, нарушение сна, а также встречаются невротические реакции, неврозы.  

     Часто наблюдаются у наших воспитанников проявления гиперактивности.  В этих случаях помогает создание условий для спокойных занятий и игр; в подвижных играх надо упражнять детей подчинению цели игры; чаще привлекать к выполнению трудовых поручений. Рекомендуется избегать игр с возрастанием ритма действия, чрезмерного кружения. У детей с нистагмом необходимо поддерживать спокойный эмоциональный фон, им нельзя нервничать.

     Как итог, хочу ещё раз отметить, что одним из условий качественного образования и реабилитации ребёнка с нарушением зрения является понимание специалистами и родителями особенностей зрительных возможностей каждого ребёнка и их учёта во всех видах психолого-педагогического воздействия.

Наглядность как метод успешного обучения детей с нарушением зрения

( требования к качеству демонстрационного и раздаточного материала)

    Одним из ведущих методов обучения детей с нарушениями зрения является метод наглядности. Наглядность рассматривается в тифлопедагогике как средство компенсации и коррекции нарушений зрения, как средство, активизирующее развитие процессов восприятия, памяти, мышления. Наглядность должна направлять мысль ребенка от конкретного к общему, от явления к его сущности. В ней должны четко выделяться существенные признаки предметов и явлений, над которыми работает педагог.

Исходя из того, что наглядность является не только источником знаний, но и фундаментом всякого познания различают разные виды наглядности:

  • изобразительная, знаковая (чертежи, схемы, картины);
  • объемная (муляжи, геометрические фигуры, реальные предметы и т.д.;
  • макеты, модели и спецприборы.

    Наглядность для ребенка с нарушением зрения это, прежде всего, основа для формирования правильных представлений и получения глубоких знаний. Отсюда и высокая требовательность к приемам организации восприятия наглядности в учебно-воспитательном процессе, усиленное внимание к вопросу соотношения средств наглядности и других методов обучения.

Читайте также:  Система развития ребенка дома от а до я книга

    Специфические требования к качеству демонстрационного и раздаточного материала при работе с детьми с нарушением зрения вытекают из необходимости его четкого и точного восприятия детьми и требуют от воспитателей, тифлопедагогов и тифлопсихолога знания диагноза заболевания, особенностей восприятия (сниженная скорость, фрагментарность и т.д.) и состояния основных зрительных функций ребенка: остроты зрения, поля зрения, периферического зрения, цветоощущения, световой чувствительности, бинокулярности, глубинного зрения, состояния прослеживающих функций и др.

     В связи с этим необходимо подбирать материал для работы и учитывать индивидуальные особенности и трудности восприятия материала каждым ребенком. Имеются также общие требования, которые необходимо выполнять при предъявлении стимульного материала, обращенного к зрительному восприятию детей с нарушением зрения.

     Предлагаемый (в соответствии с возрастом и заболеванием детей) демонстрационный и раздаточный материал может состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, изображений (рельефных и плоскостных) на карточках и листах бумаги, как контурного, так и заполненного, силуэтного характера, в различной цветовой гамме.

Требования к демонстрационному материалу

Требования к раздаточному материалу

Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60 до 100%. Отрицательный контраст при обследовании предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, по сравнению с белыми на черном. Они также лучше воспринимают заполненные, силуэтные фигуры, нежели контурные.

Соблюдение в изображениях пропорциональности отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, соотношение с реальным цветом объектов, высокий цветовой контраст, более четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов[1].

Сложность фона 

Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от излишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием.

Одновременно следует размещать на доске  следующее количество объектов, исходя из их размеров:

 от 10  до 15 см – не более 8-10 шт.;

     от 20 до 25 см – от 3 до 5 шт.

Цветовая гамма

Правильное сочетание предмета и фона по цвету, способствует лучшему рассмотрению объекта во всех деталях, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться.

Например, красный рядом с желтым часто видится как оранжевый, синий – фиолетовым, фиолетовый с коричневым – черным, красный – бордовым. Наиболее благоприятен показ предмета на черном/сером фоне, либо на зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или желто-красно-оранжевом (стимулирующем).

Величина демонстрационных объектов  должна быть не менее 15 х 20 см (при использовании натуры не менее 20-25 см).

Величина раздаточного материала должна быть определена в зависимости от двух факторов — возраста и зрительных возможностей детей. Зрительные возможности определяются совместно с врачом-офтальмологом в зависимости от характера зрительной патологии.

Размер перцептивного поля раздаточного материала, предъявляемого ребенку, составляет от 0,5 до 500, но наиболее часто применяются угловые размеры от 10 до 500. Угловые размеры изображений — в пределах 3 — 350.

Расстояние от глаз:

  • при остроте зрения ниже 0,4 материал предъявляется не далее 1 м от глаз. Также необходим дополнительный индивидуальный показ предмета;
  • при остроте зрения выше 0,4 – более 1 м (в зависимости от рекомендаций врача-офтальмолога).

Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально (20— 30 см). Картинки предъявляются под углом от 5 до 450 относительно линии взора.

Правила работы с детьми, имеющими зрительную патологию.

  • Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 – 2 мин на обдумывание. Если ребенок не может ответить, то дать дополнительное разъяснение, затем повторно задать вопрос и дождаться ответа.
  • Следует больше внимания обращать на руки педагога при обследовании предмета, обводке и т. д. Руки движутся медленно; каждое движение сопровождается словом, показом.
  • Обязательна индивидуальная оценка ребенка после каждого выполненного задания, подчеркивание положительных сторон его деятельности, самостоятельности.
  • Необходимо учитывать не только доступность наглядного материала возрасту, но и уместность работы с ним в данный момент. При этом можно уменьшить сложность материала, если дети его не усваивают. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор – меньше кочана капусты и т. п.
  • Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
  • При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы, одновременно, а показывать их по группам: в младшей – 2 – 3 объекта, в средней – 3 – 4, в старшей и подготовительной – 5 – 6 объектов.
  • Следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), на занятиях по родному языку использовать дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.
  • Следует как можно ближе размещать детей по отношению к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность перед детьми с низкой остротой на «вертикали». Кроме того, образец можно показывать не только с доски, но и по подгруппам и индивидуально.
  • Демонстрация всегда должна быть н а контрастной поверхности.
  • Если что-то делаем по образцу, то должен быть образец, который можно потрогать, сличать с ним.
  • Для детей с нистагмом – контрастный фон, использование тактильных элементов. Всё даём в руки, для обследования. Увеличивается время демонстрации.

Источник