Особенности психического развития ребенка овз

Особенности психического развития ребенка овз thumbnail

Особенности психического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья

  1. Типология интеллектуальной недостаточности.

Ограниченные возможности здоровья – это нарушения крайне неоднородной группы различных по этиологии, степени выраженности, характеру психических проявлений и способности к адаптации в обществе состояний. Среди интеллектуальных нарушений выделяют две основные группы: умственную отсталость и задержанное психическое развитие. Подробнее остановимся на первой группе – умственной отсталости, к которой мы имеет непосредственное отношение в нашей работе.

Умственная отсталость –  это стойкая (необратимая) недостаточность интеллектуальной сферы и личности в целом, которое является следствием органического поражения (или недоразвития) головного мозга.    

 Международная классификация болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра (МКБ – 10) понятие «умственная отсталость» рассматривает как снижение интеллекта, недостаточная социализация, время возникновения – до 18 лет.

  1. Систематизация учащихся с ОВЗ.

По степени тяжести состояния в соответствии с МКБ – 10 принято выделять следующие формы:

Легкая умственная отсталость  определяется при наличии легкой степени снижения интеллекта (55 – 69 IQ), способности к обучению по специальной программе, возможности получения несложной профессии и адаптации в обществе.

Умеренная умственная отсталость  характеризуется более выраженной степенью снижения интеллекта (40 – 54  IQ), способностью к общению с окружающими, но значительными трудностями в обучении, что приводит к возникновению серьёзных проблем в социальной адаптации.

Тяжелая умственная отсталость  определяется при наличии грубых нарушений интеллекта (25 – 39 IQ) и характеризуется отсутствием способности к обучению, даже в специально организованных  условиях, серьёзными затруднениями в общении при сохранении способности к усвоению элементарных навыков самообслуживания.

Глубокая умственная отсталость  определяется при наличии крайне тяжелых нарушений интеллекта ( ниже 25 IQ) и характеризуется как неспособностью к обучению, так и усвоению элементарных навыков самообслуживания.

В отечественной специальной психологии  наибольшее распространение получила классификация М.С. Певзнер, основанная на клинико-этоипатогенетическом принципе, которая широко используется на практике не только специальными психологами, но и  педагогами при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с ОВЗ.  

Автор выделяет две основные формы – неосложненную и осложненную олигофрению.

Неосложненная форма определяется диффузным недоразвитием головного мозга без выраженных локальных нарушений. Она характеризуется недоразвитием сложных форм познавательной деятельности в сочетании с относительной первичной сохранностью эмоционально-волевой сферы, возможностью целенаправленной деятельности и контроля своего поведения. Эта форма является наиболее распространенной и имеет более высокие потенциальные возможности социальной адаптации.

Осложненная форма  включает еще 4 вида:

  1. Олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики. Характеризуется сочетанием диффузного поражения головного мозга, компенсированной гидроцефалией, которая вызывает нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения. По соотношению нарушений нейродинамики можно выделить два варианта: возбудимый и тормозной. При тормозном варианте дети отличаются вялостью, адинамией, общей заторможенностью. При возбудимом варианте наблюдается двигательная расторможенность, импульсивность и эмоциональная лабильность.
  2. Олигофрения   с выраженной  лобной недостаточностью характеризуется  диффузным недоразвитием коры больших полушарий и сочетается с недоразвитием познавательной деятельности с изменением личности по лобному типу и специфическими нарушениями моторики. Дети этой группы вялые, безынициативные и беспомощные. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Они не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, слабо учитывают ситуацию.
  3. Олигофрения, осложненная психопатоподобным поведением. Характеризуется сочетанием недоразвитием познавательной сферы с  грубыми нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Характерным для таких детей является выраженное недоразвитие личностных компонентов, значительное снижение критического отношения к себе и окружающим в сочетании с грубыми нарушениями поведения и расторможенностью влечений. Наиболее типичными оказываются проявления выраженной агрессивности, драчливости и склонности к неоправданным аффектам. Обучение и социальная адаптация детей данной формы крайне затруднено.
  4. Олигофрения, осложненная нарушениями анализаторов. Характеризуется сочетанием диффузного  поражения коры головного мозга и глубокими нарушениями той или иной анализаторной системы.  Эти дети имеют локальные дефекты слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата в сочетании с более сложным неравномерным недоразвитием познавательной деятельности.
  1. Особенности ощущений и восприятия у учащихся с ОВЗ. 

Сенсорная сфера имеет большое значение в познании ребенком окружающего мира. Она создает базу для развития всей психической деятельности. Недостатки в деятельности ЦНС у детей с ОВЗ приводят к нарушению сенсорно-перцептивной организации деятельности. В результате у детей данной категории чаще, чем у нормально развивающихся сверстников,  встречаются нарушения слуха и зрения. Их ощущения замедленные, недостаточно дифференцированные, отмечается снижение порога чувствительности, что в свою очередь приводит к недостаточности ориентировочной деятельности в целом и оказывает значительные трудности на усвоение школьных навыков.

  1. Особенности мнестической деятельности учащихся  с ОВЗ.

Нарушения памяти детей с ОВЗ сразу бросаются учителю в глаза, которые чаще всего обусловлены слабостью мышления.  Нарушается в первую очередь точность и прочность запоминания смыслового словесного материала. Воспроизводя информацию, они многое путают, пропускают, переставляют местами, нарушая логику, часто привносят новые элементы. Механическая память может быть относительно сохранной.

  1. Особенности мыслительной деятельности учащихся  с ОВЗ. 

Мышление – это наиболее высокоорганизованная психическая функция и является важнейшей формой познания окружающего мира.

        Среди типичных особенностей мышления детей с ОВЗ является всеобщее недоразвитие всех его форм  и уровней. Тугоподвижность, инертность, недостаточная гибкость и конкретность мышления приводит к тому, что даже при незначительном изменении условия задачи воспринимают её как новую, а усвоенный опыт затрудняются использовать в новых условиях. Ведущим видом мышления долгое время, на протяжении школьного обучения,  остается наглядно-действенное мышление. Это приводит к тому, что в учебной деятельности дети долго заменяют умственные действия на более простые предметные и мнестические. Дети довольно долгое время делают грубые ошибки при установлении причинно-следственных связей, путают причину и следствие и в результате испытывают значительные затруднения в осмыслении логических рассказов, установлении последовательности событий и проч.

Неполноценной оказывается и операционная сторона мыслительной деятельности. Анализ зрительно воспринимаемых объектов осуществляется чаще по внешним несущественным признакам. Мышление детей с ОВЗ отличается конкретностью, это приводит к затруднению понимания переносного смысла пословиц, метафор, поговорок, осуществлять счетные операции в уме и проч.

6. Особенности внимания учащихся с ОВЗ. 

В современной психологии установлено, что внимание связано с динамикой работоспособности. Известно, что даже минимальная органическая недостаточность ЦНС ведет к нарушению работоспособности.

Общей особенностью детей с ОВЗ является преобладание непроизвольного внимания. Они затрудняются сосредоточить внимание, часто отвлекаются на несущественные детали, им трудно сосредоточиться при выполнении различных заданий. Особенно много ошибок допускают при необходимости распределения и переключения внимания. Также отличительной особенностью внимания таких детей является его низкая продуктивность в любом возрасте. Особенно страдает произвольное внимание, которое на протяжении всего школьного обучения остается несовершенным.

  1. Особенности эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ. 

Общей характерной особенностью является ее незрелость. Их эмоции недостаточно дифференцированы, а настроение неустойчивое. Они малоинициативны, затрудняются самостоятельно поставить цель и добиться ее реализации.

У учащихся с ОВЗ наблюдаются ярко выраженные специфические особенности эмоциональных проявлений – их неадекватность. Их чувства часто бывают не связаны с определенным контекстом.  Длительное время они испытывают только удовлетворение или неудовлетворение, а тонкие оттенки чувств им недоступны. Это приводит к тому, что высшие эмоции, такие как чувство долга, ответственности и проч. Формируются длительное время и с трудом.

Учащиеся затрудняются узнавать эмоциональное состояние людей, если они не видели ситуацию, вызвавшую переживания. При определении таких эмоций, как радость, гнев, удивление, страдание и страх часто называют их все одним определением – злостью.

Еще большие трудности вызывает определение чувств людей, изображенных на картине или фотографии, это приводит к тому, что они не  понимают смысла изображенного. Особенно трудно детям понимать, какое эмоциональное состояние переживают герои рассказов.

  1. Особенности формирования личности у учащихся с ОВЗ. 

Развитие личности у детей данной категории характеризуется целым рядом особенностей, обусловленных, прежде всего тотальным недоразвитием их познавательной деятельности. Это приводит к тому, что они долго не разбираются в понятиях морали и нравственности. Их представления о моральных способах поведения поверхностны и конкретны. Дети данной категории  часто поддаются дурному влиянию, что обусловлено их повышенной внушаемостью и подражательностью. Однако этому способствует не сама болезнь, а то социальное окружение, в которое попадает ребенок.  

Недоразвитие мотивов определяет  недостаточность потребностной сферы и интересов. Мотивы неустойчивы и недостаточно осознаны и в значительной степени зависят от ситуации. В связи с этим физиологические потребности длительное время преобладают над духовными и затрудняют формирование культурных и общественных потребностей.  Отмечается растормаживание элементарных влечений: увеличение аппетита, неуемная жажда, преждевременные сексуальные потребности.

Формирование самооценки  также складывается с большим опозданием. У младших школьников встречается и завышенная и заниженная самооценка. В среднем возрасте чаще всего формируется относительно адекватная, а в старшем – преимущественно завышенная, что связано со стремлением компенсировать свой дефект.

Уровень притязаний  находится в зависимости от самооценки, поэтому можно наблюдать как завышенный, так и заниженный уровень притязаний.

Мировоззрение  развивается с большим опозданием, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Они затрудняются высказать свой взгляд на то или иное явление; они не могут оценить последствий собственного поведения, своих отрицательных поступков, что обуславливает примитивности, ситуативность идеалов.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 27

г. БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД

Тема:  «Особенности психического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

                                                                   Подготовила

                                                                                Учитель-дефектолог

                                                                         Царенкова Ю.В.

Братск, 2012 г.

Источник

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Развитие психических процессов у детей с ЗПР.

Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, детям с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать внимание, удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Отставание особенно заметно в мыслительной деятельности детей с ЗПР. Они испытывают трудности в формировании образных представлений, у них не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Отмечаются недостатки сформированной зрительно-аналитико-синтетической деятельности. Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала, слабости регулирующей функции мышления, низкой сформированности основных мыслительных операций анализа и синтеза. Исследователи подчеркивают сложность создания из частей и выведения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой психического развития, снижение способности к творческому созданию новых образов.

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. Снижена скорость выполнения персептивных операций. Ориентировочно – исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявлять выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают в практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что наложит отражение в проблемах, связанных с изобразительной деятельностью. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении.

Недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не замечает чего-то в окружающем его мире, «не видит» многого из того, что показывает педагог, демонстрируя наглядные пособия, картины. Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей че­рез органы чувств информации. В условиях кратковременного вос­приятия тех или иных объектов или явлений многие детали оста­ются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребенок с задерж­кой психического развития воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

У детей с ЗПР часто наблюдаются затруднения в право – и ле­воориентации, а также невыраженная или перекрестная латераль­ность.

Памятьдетей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженности дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память. На передний план в структуре нарушения мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять приемы запоминания, такие как смысловая группировка, классификация. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля.

После специального обучения детей эффективному использованию группировки материала по ситуативным признакам и по родовой принадлежности показатели детей с ЗПР улучшаются.

Общие недостатки механической памяти детей с ЗПР, выявленные при исследовании кратковременной памяти:

  • заметное по сравнению с нормой снижение результативности первых попыток запоминания;

  • несколько большее количество попыток, необходимых для за­учивания материала (медленное нарастание продуктивности за­поминания);

  • сниженный объем запоминания;

  • несколько более низкий (на 2 — 3 года) уровень продуктивности памяти;

Таким образом, отклонения в развитии памяти являются ха­рактерными для задержки психического развития как специфи­ческого вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недо­статков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других.

При целенаправленной коррекционной работе, в частности, по формированию специальных приемов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существен­ное улучшение мнестической деятельности при ЗПР.

Игровая деятельностьдетей с задержкой психического развития. У них интерес к игре и к игрушкам, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединении неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается.

Незрелость эмоционально-волевой сферыдетей с задержкой психического развития обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники.

Следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферыдетей с задержкой психического развития. У них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако, при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как точность. Выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, что обусловливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, могут затрудняться в процессе одевания, зрительно – моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков.

Дети с ЗПР в целом отличаются сниженной умственной работоспособностью. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.

Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей. Дети с ЗПР отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

Таким образом, структура ЗПР определяется недостаточной сформированностью мотивационной стороны психической деятельности, недостаточным формированием операций мыслительной деятельности, трудностями в формировании ведущей деятельности возраста, неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления, пространственно-временных представлений, активной функции внимания.

Следовательно, ЗПР может рассматриваться как полиморфный тип психического недоразвития, для которого характерно в сенсорной системе — недостаточность восприятия, его недифференцированность и фрагментарность, затрудненность пространственной ориентированности; в познавательной сфере — отставание всех видов памяти, неустойчивость внимания, ограниченность смысловой стороны речевой деятельности и трудности перехода от наглядных форм мышления к словесно-логическим.

Признаки мышления – самостоятельность мышления, гибкость, быстрота, широта, глубина, критичность, содержательность, продуктивность.

Для развития этой стороны психики необходимо, чтобы требования, предъявляемые школой, соответствовали потенциальным возможностям школьников, зоне ближайшего развития их мышления.

Список литературы

  1. Компенсирующие обучение: опыт, проблемы, перспективы// Материалы к 2-ой Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1,2 .М., 1996.

  2. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

  3. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990.

  4. Усанова О.Н.Дети с проблемами психического развития. М.:НПЦ «Коррекция»,1995.

  5. Черемошкина Л.В. Развитие внимания. Ярославль: Академия развития, 1996.

Источник