Особенности психического развития ребенка новорожденного

К моменту рождения ребенка его нервная система(в том ,что касается количества нервных клеток и ее строения) в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. Дальнейшее развитие нервной системы выражается в росте веса мозга (в результате ко 2-му году жизни вес мозга ребенка составляет около 70% веса мозга взрослого человека).

Продолжается миелинизация (образование оболочки вокруг нервных волокон), которая находится в прямой зависимости от количества и разнообразия раздражителей.

Кризис новорожденности. Причины:

  • Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
  • Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни): дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.

Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов является важным моментом в психическом развитии ребенка.

Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа “комплексом оживления”

Комплекс оживления, включающий улыбку знаменует собой появление первой социальной потребности – потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Психическое развитие ребёнка.

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие движений и действий:

  • 1 месяц – хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;
  • 2 месяца – сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.
  • 3 месяца – удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.
  • 4 месяца – ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.
  • 5 месяцев – противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев.
  • 6-7 месяцев – ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются.
  • 8-9 месяцев – берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.
  • 10-11 месяцев – манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

Развитие речи.

Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого.

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.

С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется “кризис 1 года”.

Источник

Поскольку мозг новорожденного ребенка еще продолжает развиваться, поэтому ее психическое жизни являются проявлениями работы подкорковых центров, а также недостаточно развитых отделов коры.

Социальная ситуация развития новорожденного ребенка не является завершенной, поскольку социальным окружением есть родители, но еще отсутствует ведущая деятельность ребенка – обратная реакция внимания взрослых. На основе этого возникает противоречие этого возрастного этапа: ребенок чувствует максимальную потребность во взрослом и одновременно не обладает специфическими средствами воздействия на него. Для преодоления этого противоречия ребенку необходимо научиться реагировать на взрослых. Этому способствуют такие приемы формирования потребности в общении со стороны родителей, как контакт взглядов; улыбка (выразительный элемент мимики, что говорит о положительном отношении к ребенку) физическое прикосновение, который сопровождается мягкой разговором; использования игрушки в акте речевого общения; паузы при разговоре с целью предоставить ребенку возможность “ответить”.

В течение периода новорожденности у ребенка постепенно появляются такие новообразования, как разложения акта восприятия, появление подражания и акта познания, зрительные и слуховые сосредоточения, проявления активного интереса к окружающему.

Центральным новообразованием этого периода является появление комплекса оживления – положительной эмоционально-действенной реакции новорожденного (улыбка, интенсивные движения ножками и ручками, гуление) появления взрослого, особенно на голос матери, ее лицо, прикосновения.

Появление комплекса оживления является психологическим критерием окончания кризиса и периода новорожденности, на смену которому приходит новая стадия развития – стадия младенца. Примерно это происходит в период от двух недель до двух месяцев жизни ребенка (это время является индивидуальным).

В течение первого года жизни ребенок интенсивно развивается как физически так и психологически.

Рост здорового ребенка-младенца в первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес составляет почти 9-10 кг. Младенец отличается от взрослого пропорциями тела: имеет сравнительно большую головку, что составляет 1/4 всего тела (у взрослого человека 1/8), короткие ножки, составляют примерно 1/3 всей длины тела. Начинают появляться молочные зубки.

Интенсивно развивается нервная система. Быстро развиваются анализаторы, в частности, их мозговые части. Устанавливаются связи между различными участками коры головного мозга, проявлением чего является постепенное развитие условных рефлексов ребенка.

Главной особенностью психического развития младенца является то, что его социальная ситуация развития является завершенной, поскольку благодаря появлению комплекса оживления ребенок начинает проявлять обратную реакцию внимания родителей – ее социального окружения. Появляется первая ведущая деятельность ребенка этого возраста – непосредственное эмоциональное общение. Специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что ее предметом является другой человек (эмоциональная реакция на появление взрослого). Когда предметом деятельности является другой человек, то такая деятельность и является общение, а условно его называют непосредственным эмоциональным.

Схематично социальная ситуация развития младенца выглядит так:

Л. С. Выготский назвал социальную ситуацию развития младенца ситуацией “Мы”. Ее суть заключается в том, что вся активность ребенка вплетена в жизнь и деятельность взрослых, ухаживающих за ней. Ребенок практически ничего не может сделать всех.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность первого года жизни ребенка обусловливают появление ряда психических новообразований этого возраста:

1) происходит активное развитие познавательных психических процессов (вопросы для самостоятельной работы);

2) происходят изменения в поведении: появляется общая закономерность любого поведенческого акта: сначала сориентироваться, а затем действовать; на 5-6 месяца комплекс оживления заменяется на другие формы поведения; ребенок должен постоянно окрашено самоощущение; возникает акт хватания – первая организованная, направлено действие; появляются первые “вопрос”, которые ребенок задает взрослому в форме действия, точки зрения, жеста, которые можно понять только в ситуации действия; появляется потребность в общении со взрослыми;

3) развивается речь младенца: появление автономного речи (многократное повторение слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.д.); ребенок различает интонацию и соответственно реагирует на ее; на конец никак говоря возраста у ребенка возникает первое понимание слов (до 20), они уже произносят 10-12 слов (“на”, “дай”, “мама”, “папа” …).

Центральным новообразованием младенческого возраста является хождение. Это первое, что отделяет ребенка от взрослого. Появление хождение в сочетании с языком свидетельствует о распаде социальной ситуации развития этого возраста (ситуации «Мы»), поскольку теперь ребенок может вести взрослого куда она хочет, или попросить то, что ей нужно и т.д.

Такие изменения вызывают кризис первого года жизни ребенка. Ее причина заключается в том, что происходит переход от биологического типа развития (сформирована поведение, беспомощность, потребности только в теплые и пищи) к социальному (активность, потребность в общении с другим человеком и познании окружающего мира), а только эмоционального общения для такого перехода недостаточно.

Главным признаком этого кризиса является резкий рост независимости ребенка от взрослых: она активно осваивает ходьбу и предметные действия, при этом сама выбирает куда идти или действия осуществлять. Обычно взрослые в определенных ситуациях корректируют или запрещают такие действия. Это вызывает появление кратковременных аффективных реакций (плаксивость, мрачность), иногда нарушение сна, потеря аппетита и т.

Важным в преодолении кризиса первого года является установление социальных связей ребенка со всеми членами семьи. Это приводит к появлению в результате кризисных переживаний чувства доверия младенца к объектам окружающего мира. Взрослым нужно перестроить отношения с ребенком, предоставить ей больше свободы и самостоятельности в разрешенных пределах.

Источник

Психика ребенка начинает формироваться еще в утробе матери и продолжает развиваться после рождения. Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, и эмоционального состояния вашего чада. Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать особенности развития психики новорожденного. Особенностям психологии развития ребенка от рождения до года и посвящена данная статья.

Плановые осмотры детей до года: график посещения врачей.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”

Особенности психики новорожденных

После рождения малыш беспомощен, его мозг сформирован не до конца, потому выжить ему помогают только рефлексы: пищевые и безусловные, ориентировочные и защитные. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления.

Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями. Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром. Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы.

Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления». Это яркая эмоциональная реакция на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками. На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.

Младенческая необходимость в общении

Младенчество начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.

  • он служит ответной реакцией на приближение взрослого.
  • он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.

На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков. Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни. Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.

На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно. Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”

Психологи рекомендуют при общении с крохой располагать его так, чтобы он видел ваше лицо. Поддержание зрительного контакта в сочетании с ласковым тоном и словами из маминых уст значительно ускорят психологическое развитие малютки.

Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание. Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов. Когда у крохи возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.

Развитие самосознания и речи у младенца

К шести месяцам малютка начинает активно познавать мир через окружающие предметы, одновременно изменяется и его отношение ко взрослым. Если раньше малышу было достаточно внимания и ласки, то теперь он жаждет совместной продуктивной деятельности. Взрослый рассматривается как партнер по играм, при этом младенец получает гораздо больше удовольствия от активной совместной деятельности. Если же мама просто наблюдает за малышом со стороны, кроха совершает гораздо меньше специфических действий, а значит, его развитие происходит медленнее. Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними.

Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться. При этом младенец сохраняет привязанность к близким родственникам, а к незнакомым людям относится недоверчиво, иногда даже боится их.

Второе полугодие младенца особенно важно еще и потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. У малютки улучшается слух, он много лепечет и пытается подражать звукам, которые произносят окружающие. Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас. Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами. Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.

К первому дню рожденья крошки уже имеют представление о себе, они могут узнавать свое отражение в зеркале. За счет активной игровой деятельности и частого контакта со взрослыми, малыши начинают понимать, что могут влиять на окружение за счет собственной активности.

Именно возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых.

На протяжении первых шести месяцев для малыша жизненно важно общение с мамой, ее ласки и нераздельное внимание, позднее проявляется необходимость в совместной деятельности, а также подготовка к активной речи. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.

О том, как развивается психика младенца в период от года до двух лет, мы поговорим в нашей следующей статье.

Источник