Особенности психического развития ребенка литература

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Список литературы

1. Авдеева, Н. Н. Вы и ваш младенец. О воспитании и психическом развитии ребенка от рождения до года / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 c.
2. Андрущенко, Т. Ю. Кризис развития ребенка семи лет / Т.Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова. – М.: Академия, 2003. – 645 c.
3. Безруких, М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2009. – 416 c.
4. Белошистая, А. В. Большая обучалка. Развитие ребенка 5-6 лет. Мои первые уроки / А.В. Белошистая. – М.: АСТ Москва, У-Фактория, Харвест, 2008. – 128 c.
5. Большая энциклопедия. Здоровье и развитие ребенка. – М.: Олма Медиа Групп, 2009. – 800 c.
6. Борисенко, М. Г. Диагностика развития ребенка 4-5 лет. Практическое руководство по тестированию / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – М.: Паритет, 2007. – 727 c.
7. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст / Л.Н. Галигузова и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 176 c.
8. Журбина, О. А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. – М.: Феникс, 2007. – 158 c.
9. Казьмин, А. М. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет / А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина. – М.: Когито-Центр, 2006. – 303 c.
10. Козырева, Л. М. Дневник развития ребенка от 1 года до 4 лет. Нормы развития, тесты, наблюдения родителей / Л.М. Козырева. – М.: Академия развития, 2008. – 128 c.
11. Корабельникова, Е. А. Детский сон. Зеркало развития ребенка / Е.А. Корабельникова. – М.: Владос-Пресс, 2009. – 424 c.
12. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение; Издание 2-е, испр., 2010. – 256 c.
13. Попова, Дарья Лучшие игры для развития ребенка и подготовки к школе. От 3 до 6 лет (+ CD-ROM) / Дарья Попова. – М.: Питер, 2010. – 240 c.
14. Потапчук, А. А. Диагностика развития ребенка / А.А. Потапчук. – М.: Речь, 2007. – 160 c.
15. Соколова, Е. И. Дневник развития ребенка от 3 до 4 лет / Е.И. Соколова. – М.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2004. – 435 c.
16. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка четырех лет / Ю.А. Соколова. – М.: Эксмо, 2006. – 190 c.
17. Соколова, Юлия Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет / Юлия Соколова. – М.: Эксмо, 2006. – 494 c.
18. Соколова, Юлия Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет / Юлия Соколова. – М.: Эксмо, 2006. – 761 c.
19. Флэйк-Хобсон, Кэрол Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Кэрол Флэйк-Хобсон , Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 512 c.
20. Шалаева, Г.П. Воспитание и развитие ребёнка от 0 до 3 лет / Г.П. Шалаева. – М.: “Издательство АСТ”, 1991. – 320 c.
21. Шульман, Татьяна Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок / Татьяна Шульман. – М.: “Издательство АСТ”, 2009. – 160 c.
22. Щеглова, Ю. В. 99 практических советов по развитию ребенка / Ю.В. Щеглова. – М.: Феникс, 2007. – 192 c.

Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными!

Книги, использованные при создании данного списка литературы:

Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю.Вы и ваш младенец. О воспитании и психическом развитии ребенка от рождения до года

Андрущенко Т. Ю., Шашлова Г. М.Кризис развития ребенка семи лет

Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А.Возрастная физиология (физиология развития ребенка)

Белошистая А. В.Большая обучалка. Развитие ребенка 5-6 лет. Мои первые уроки

[автор не указан]Большая энциклопедия. Здоровье и развитие ребенка

Борисенко М. Г., Лукина Н. А.Диагностика развития ребенка 4-5 лет. Практическое руководство по тестированию

Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю., Смирнова Е. О.Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст

Журбина О. А., Краснощекова Н. В.Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе

Казьмин А.М.Дневник развития ребенка от рождения до трех лет

Козырева Л. М.Дневник развития ребенка от 1 года до 4 лет. Нормы развития, тесты, наблюдения родителей

Корабельникова Е.А.Детский сон. Зеркало развития ребенка

Люблинская, А.А.Воспитателю о развитии ребенка

Попова Дарья Лучшие игры для развития ребенка и подготовки к школе. От 3 до 6 лет (+ CD-ROM)

Алла ПотапчукДиагностика развития ребенка

Соколова Е. И.Дневник развития ребенка от 3 до 4 лет

Соколова Ю.Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка четырех лет

Соколова ЮлияИгры и задания на интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет

Соколова Юлия Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет

Флэйк-Хобсон Кэрол , Брайн Е. Робинсон, Скин ПэтсиМир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими

Шалаева Г. П.Воспитание и развитие ребенка от 0 до 3 лет

Шульман ТатьянаИгры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок

Щеглова Ю. В.99 практических советов по развитию ребенка

Источник

  • 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов/Г.С. Абрамова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
  • 2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
  • 3. Будинайте Г.Л. Современный стратегии воспитания/ Г.Л. Буденайте// Отечественные записки. – 2004. – №3, С. 76-90.
  • 4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия/ А.Я. Варга //Основные направления современной психотерапии. – М.: «Когито-Центр», 2000 г. – С. 26 – 38.
  • 5. Возрастная и педагогическая психология/под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С.Михальчик. – М.: Педагогика, 1984. – 256с.
  • 6. Вопрос про кризисы [Электронный ресурс]/ Сообщество Профессионалов Информация и помощь. – Электрон. Дан. – М., [199-] – режим доступа: https://webcommunity.ru/201/
  • 7. Выготский Л.С. Кризис трех лет / Л.С. Выгодский//Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. – С. 145 – 150
  • 8. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст]/Л.Н. Галигузова, И.А. Мещерякова. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 301с.
  • 9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] /Ю.Б. Гиппенрейтер /. – М.: Сфера. 2003, – 300с.
  • 10. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. [Текст] / Грановская, 2-е изд.– Л.: ?Изд-во Ленинградского университет. 1988, – 560с.
  • 11. Давыдова Е.В. Психологическое сопровождение ребенка раннего возраста: из опыта работы. [Текст] / Е.В. Давыдова. – Петропавловск-Камчатский: изд-во КОИПКПК, 2008. – 38с.
  • 12. Детская практическая психология: учебник/ под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2004. — 255 с.
  • 13. Ефимкина Р.П. Детская психология. [Текст] / Р.П. Ефимкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – с.
  • 14. Захаров А. И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. [Текст] / А.И. Захаров. — М.: Просвещение. 1986, – 128с.
  • 15. Зимняя И.А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания/И.А. Зимняя // Классный руководитель. – 2002. – №5. – С.70-78
  • 16. Зимняя И.А. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия [Электронный ресурс]/ Ярославский государственный педагогический университет – Электрон. Дан. – Ярославль, [8101]. – режим доступа: www.yspu.yar.ru:8101/parts/ facultets/institut/conf/conf4.htm
  • 17. Ильина В. Развитие личности ребенка от года до трех лет. [Текст] / В. Ильина. – – М.: изд-во У-фактория, издательская группа. 2003, – 432с.
  • 18. Коломинский Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция.// Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов — СПб.: Питер, 2004. –480 с.: ил.
  • 19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. [Текст] / И.Ю. Кулагина – М.: Изд. УРАО. 1997, – 176 с.
  • 20. Люблинская А.А. Детская психология. [Текст] / А.А. Любинская – М.: Педагогика. 1971, – 415с.
  • 21. Мухина В.С. Возрастная психология. [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Изд. Академия. 1998, – 456 с.
  • 22. Эльконин Д. Б. Детская психология. [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / Д.Б. Эльконин. — М.: Академия, 2008. – 384с.
  • 23. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. [Текст]: учебник. / Л.Ф. Обухова. – М., Российское педагогическое агентство. 1996, – 374 с.
  • 24. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) / Под общей ред. И.А.Зимней. – М., 2001. – Кн. 1, 2.- 316с.
  • 25. Отрывки из дневников и монографии Эльзы Келер. [Электронный ресурс]/ Структура и развитие нервной системы ребенка. – Электрон. Дан. – М., [199-] – режим доступа: https://www.kidsnerve.ru/chast-11
  • 26. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ К.Н. Поливанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.
  • 27. Ребенок от года до трех. [Электронный ресурс]/ Электронная библиотека Куб. – Электрон. Дан. – М., [199-] – режим доступа: https://www.koob.ru
  • 28. Рожков М.И. Стратегии и модели воспитания/ М.И. Рожкова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград: Перемена, 2004. – С.134.
  • 29. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст]/ И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики. 2005, – 349с.
  • 30. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика. 1989, – С. 156
  • 31. Эльконин Д. Б. Психология игры в дошкольном возрасте: Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. — М, 1965.
  • 32. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника. // Избр. психол. труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика. 1989, – С. 134
  • 33. Энциклопедия детской психологии. [Электронный ресурс]/Детская психология – Электрон. дан. и прогр. – М. : Мультитрейд . 2004 – CD – ROM: (С)

Источник

Дети дошкольного возраста требуют большего внимания к себе, хотят, чтоб их больше любили, понимали, относились, как к другу и партнёру. У детей дошкольного возраста интенсивно развивается речь. Хотя интенсивность этого развития зависит от его условий жизни. Количество употребляемых слов с 3 до 6 лет увеличивается в три раза. Ребёнок точно улавливает речь взрослых. Он создаёт свои слова, которые очень сходны с грамматикой слов родного языка[1].

Чаще всего дети дошкольного возраста не очень конфликты. По крайней мере, не будут этого делать без особого повода. Однако не стоит забывать, что ребёнок в этот период всё-таки очень эмоционален. По сравнению с более ранним периодом дети этого возраста более сдержаны в эмоциональных реакциях. Они уже переживают не из-за того, что происходит сейчас, но и может произойти в будущем, либо уже произошло.

У детей дошкольного возраста формируется не только самооценка, но и самоидентификация и чувство «Я». Ребёнок осознаёт половые различия. Он идентифицирует себя, как мальчик или девочка.

Психологи называют несколько основных факторов, которые влияют на формирование самооценки и самосознания у ребенка. Среди них:

  • полученный опыт коммуникации со взрослыми;
  • полученный опыт коммуникации со сверстниками и детьми других возрастов;
  • личностный опыт;
  • уровень умственного развития.

В процессе формирования адекватного самовосприятия у детей дошкольного возраста ключевую роль играет общение со взрослыми. Под влиянием родителей они накапливают различные знания, усваивают те или иные модели поведения, формируют целостное восприятие себя и своей роли в окружающем обществе. Таким образом, именно в дошкольном периоде закладывается определенный тип самооценки, что в дальнейшем влияет на весь процесс становления личности. Задачей родителей на этом этапе является[2]:

  • предоставление ребенку информации о наличии у него индивидуальных личностных особенностей;
  • формирование оценки его поведения и результатов деятельности;
  • моделирование системы ценностей и социальных норм, которые в дальнейшем станут ориентирами для поведения в обществе;
  • развитие у ребенка умения анализировать собственные действия, сравнивая их с поступками окружающих.

Для дошкольников взрослые являются самыми авторитетными лицами, мнение которых невозможно оспорить. В младшем детском возрасте дети некритично относятся к оценочным суждениям взрослых в силу отсутствия индивидуального опыта и низкого уровня самосознания. Знания, полученные собственными силами, являются неустойчивыми и могут быть полностью разрушены под действием авторитета взрослых.

Новообразованием дошкольного возраста в 5-7 лет (средний дошкольный возраст) становится индивидуальный опыт, полученный в ходе той или иной деятельности. На этом этапе развития все оценочные суждения взрослых ребенок активно сравнивает с собственным восприятием окружающего мира. В случае возникновения противоречий дети выражают явный или скрытый протест, что является признаком обострения кризиса 6-7 лет. Как правило, в этом периоде суждения дошкольника о себе бывают ошибочными в силу отсутствия способностей к глубокому самоанализу.

Важная характеристика детей старшего дошкольного возраста – словесное приобщение к той или иной категории людей. Так, например, родители, называющие своего ребенка красивым или умным, автоматически относят его к социальной группе, обладающей определенным набором привлекательных черт или умственных характеристик. Такие словесные обозначения откладываются в сознании ребенка, поэтому суждения взрослых переходят в категорию его собственных знаний о себе. Составленный образ может быть как положительным, так и отрицательным, что формирует дальнейшее поведение ребенка в обществе.

Ответственность за формирование у ребенка дошкольного возраста адекватного представления о себе лежит в большей степени на родителях. Как правило, представление о детской модели поведения формируется еще на этапе беременности, что и провоцирует выбор того или иного стиля воспитания в семье. Таким образом, характеристика ребенка дошкольного возраста формируется у родителей под влиянием их собственных представлений о том, каким он должен быть. Дети же воспринимают себя так, как это им диктуют родители. Еще одним фактором формирования личности в дошкольном возрасте являются правило морали и нравственности, которые существуют в окружающем мире. Ребенок получает систему идеалов и эталонов, на которые необходимо равняться. Учитывая это, у дошкольников формируются:

  • определенные планы, необходимые к выполнению;
  • четкие стандарты выполнения поставленных задач;
  • обобщенные и индивидуальные цели.

Психологической особенностью детей дошкольного возраста является их стремление немедленно осуществить все намеченные планы. Если эти задания являются реально выполнимыми и соответствуют текущим возможностям ребенка, достижение цели формирует позитивное самосознание. В случае, когда поставленной цели не получается достичь, дошкольник ощущает снижение самооценки, вследствие чего у него формируется негативное восприятие себя. В такой ситуации противопоказана дополнительная критика со стороны родителей. Их задача – помочь справиться с возникшей проблемой или объяснить невозможность достижения поставленных задач. Однако развитие личности в дошкольном возрасте не должно происходить и под девизом вседозволенности и восхищения ребенком. Формирование неадекватно завышенной, как и заниженной самооценки, приводит к отсутствию у детей умения реально оценивать и анализировать свои способности, а также контролировать собственное поведение и поступки[3].

Еще одним фактором формирования самосознания у дошкольников является опыт коммуникации со сверстниками. Если в раннем дошкольном возрасте решающую роль играет опыт родителей и других взрослых, а мнение сверстников частично или полностью игнорируется, то на последующих этапах оно приобретает все большее значение.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста находится под влиянием группы людей, а именно сверстников. Так, ярким примером детского конформизма является отказ носить определенные вещи, которые вызывают негативную реакцию у его приятелей на детской площадке или в детсадовской группе. Старший дошкольный возраст характерен значительным расширением индивидуального опыта у ребенка, когда он уже может самостоятельно оценивать поступки и поведение других людей. Адекватное восприятие тех или иных действий возможно, только если они не противоречат собственному опыту дошкольника.

Умение формировать адекватное представление о себе, а также о поведении других членов общества – это один из первых переходных периодов в психологической характеристике дошкольного возраста. Таким образом, правильное психическое развитие детей дошкольного возраста возможно только при наличии следующих факторов:

Оптимизации отношений между ребенком и родителями. Детям необходима атмосфера любви, уважения к его индивидуальным способностям, проявление заботы и заинтересованности его достижениями. В то же время, воспитательный процесс должен быть последовательным и в меру требовательным.

Построения отношений ребенка с его сверстниками. При нарушениях полноценности общения с коллективом необходимо сразу же выяснить причину сложившейся ситуации и помочь ребенку уверенно чувствовать себя в группе сверстников.

Обогащения индивидуального опыта. Накапливание опыта происходит быстрее при наличии возможностей для различных видов деятельности. Родителям необходимо обеспечить дошкольнику пространство для самостоятельных действий, с помощью чего он сможет проверить собственные умения и сформировать мнение о себе.

Развития аналитических способностей. Посредством внутреннего анализа ребенок получает представление о причинах собственных переживаний, действий и поступков.

Задача родителей – научить дошкольника адекватно оценивать свое поведение, помогать находить ошибки и пути их исправления. Особенностью развития детей дошкольного возраста является тот фактор, что формирование положительного самосознания происходит лишь в том случае, если родители дают ребенку уверенность в успешном результате его начинаний, даже когда изначально они связаны с определенными трудностями.

В 6 – 7-летнем возрасте происходит развитие памяти, которая становится более произвольной и управляемой. Под влиянием школьного обучения память начинает развиваться в двух направлениях: увеличивается объем словесно-логического запоминания и происходит самостоятельная регуляция запоминания и воспроизведения[4].

Дети старшего дошкольного возраста осваивают семиотическую функцию (способность к образованию понятий, замене конкретного предмета его символом и т. д.), что, по мнению Н.Г. Салминой, жизненно необходимо для дальнейшего школьного обучения. Ступень развития этой функции характеризует уровень интеллектуального развития ребенка.
Важной характеристикой 7-летнего ребенка является креативность. Ребенок способен создать новый рисунок, конструкцию, образ, которые отличаются оригинальностью, вариативностью и гибкостью. Детям этого возраста присущи познавательный интерес, любопытство.

По мнению Кураева Г.А., в старшем дошкольном возрасте развиваются основные познавательные процессы. Продуктивные образы-представления как новая комбинация знакомых элементов появляются у детей после 7-летнего возраста, и развитие этих образов связано, с началом обучения в школе.

Таким образом, дошкольный возраст характеризуется активным развитием и совершенствованием познавательных процессов ребенка, особенно памяти, они приобретают все более произвольный характер в связи с возникновением у него новых социальных отношений и новой ситуации развития. Активно развивается самооценка ребенка, на которую теперь значительным образом влияют успехи и новые взаимоотношения. У старшего дошкольника меняется ведущий вид деятельности, полностью меняется общение со сверстниками и взрослыми. Они становятся для него равными в области получения информации, складывается тенденция к построению партнерских отношений, тем не менее, родительский контроль все еще остается достаточно сильным. Также меняется мировоззрение ребенка, перестраивается под учебную деятельность вся психическая активность ребенка.

[1] Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 2004 – С. 43

[2] Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2009. – С. 212  

[3] Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.М. Безруких. – М.: МПСИ, 2009. – С. 325

[4] Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Солдатов // Психолог в детском саду. – 2001. – № 3–4. – С. 30–34.

Источник